Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННАЯ ПРОГРАММА / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глузман Александр Владимирович, Поротникова Елена Игоревна

Статья посвящена философскому и психологическому анализу феномена смысложизненных ориентаций у лиц пожилого возраста. Эта проблема считается малоизученной, а тематика исследования может быть определена как крайне актуальная в современной психолого-педагогической науке. Рассматриваются особенности людей «третьего возраста» с позиций социальной работы, их психологического сопровождения в современных условиях социума. Статья будет полезна для бакалавров и магистров высших учебных заведений, изучающих основы социальной педагогики, а также практикующих работников, осуществляющих деятельность в центрах социальной помощи людям пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANINGFUL LIFE ORIENTATIONS OF THE ELDERLY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article is devoted to the philosophical and psychological analysis of the phenomenon of meaningful life orientations in the elderly. This problem is considered little studied, and the research topics can be defined as extremely relevant in modern psychological and pedagogical science. The features of people of the “third age” are considered from the standpoint of social work, their psychological support in modern conditions of society. The article will be useful for bachelors and masters of higher educational institutions studying the basics of social pedagogy, as well as practitioners working in social assistance centers for the elderly.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

А. В. Гпузман, Е. И. Поротникова

УДК 159.922.63

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

. изненныи путь человека - это процесс формирования и развития личности в определенном обществе, эпохе и поколении. Вместе с тем фазы этого пути датируются историческими событиями, изменениями образа жизни и системы отношении, суммой ценностей и программой человека - целями и смыслом жизни, которыми личность владеет. Выявление особенностей смысложизненных ориентации стало в последнее время актуальной проблемой философии, психологии и социальной педагогики. С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. В течение жизнедеятельности складываются представления о смысле жизни и формируются различные смысложизненные ориентации. У взрослых людей существует определенный опыт и вопрос смысла жизни, его понимания становится наиболее значимым. В течение «третьего возраста» возникает ряд проблем, которые волнует пожилого человека: «Как я прожил свою жизнь, чего добился, для чего я живу и с какой целью, к чему я стремлюсь, что меня ожидает впереди»? Эти вопросы вызывают волнение, тревогу, сомнения, порой раздражительность, агрессивность, апатию и другие эмоции.

Целью статьи является теоретико-методологический анализ проблемы формирования смысложизненных ориентаций у людей пожилого возраста.

В отечественных концепциях общетеоретические основы смысложизненных ориента-ций раскрываются в работах Л. С. Выготско-

го, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Б. Д. Эльконина Социально-психологические аспекты личности пожилого возраста разрабатываются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, А. Е. Лич-ко, В. Г. Маралова, в которых выявляется сущность основных особенностей «третьего возраста», раскрывается характер и особенности стадиальных изменений пожилого человека как личности, которые прослеживаются через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах, идеалах, интересах. Теме смысложизненных ориентаций посвящено большое количество научных трудов отечественных и зарубежных ученых: В. Франкла, В. С. Братуся, В. Г. Алексеевой, Т. В. Корниловой, С. С. Бубновой, Г. Л. Будинайте, В. Э. Чудновского, А. А. Во-лочкова, Д. А. Леонтьева, которые своеобразно описывали сущность, структуру и функции смысложизненных ориентаций. Несмотря на значительное количество исследований проблема формирования смысложизненных ориен-таций людей пожилого возраста остается мало изученной проблемой философии, социологии, психологии и педагогики.

Старение населения - наиболее характерное демографическое явление современной эпохи, которое обусловлено факторами, включающими особенности воспроизводства населения, интенсивность и направленность миграции населения, санитарно-демографических последствий войн. Старение человека - процесс закономерный, биологический и социальный, который наблюдается во всем материальном мире. Многие законы старения общие и для физических объектов, и для биологических. Было бы неправильно представлять процесс старения как простое накопление усталости, изнашиваемости, присущие биологическим объектам, в т. ч. человеку. И, как отмечают ученые, этот процесс свойственен процессу самовосстановления - на смену потерянным элементам и функциям приходят новые элементы [7, с. 7]. В связи с этим старение можно представить, как процесс необратимых струк-

турных изменении в живом организме, сопровождающийся постепенным снижением функций человека, нарушающий адаптацию человека к окружающей его среде на определенном этапе жизнедеятельности индивида.

В соответствии с классификацией, принятой Всемирной организацией здоровья и ге-ронтологической ассоциацией, к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам -75-90 лет, к долгожителям - старше 90 лет [9].

К основным проблемам пожилого возраста относятся следующие:

- ограничение жизнедеятельности пожилых людей: наиболее острая и болезненная проблема, с которой сталкиваются многие члены общества, достигшие пожилого возраста и вынужденные в силу возрастных особенностей отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов;

- выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми;

- резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе;

- наличие большого количества свободного времени и качественное изменение его наполнения [21].

Таким образом, определяя возрастные границы и характеризуя категорию пожилых людей как социальную и социально-демографическую группу населения, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри данной группы людей. Изменение социального статуса человека в старости вызвано трансформацией смысложизненных ценностных ориентиров, самого образа функционирования и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым жизненным условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой наиболее социально незащищенной категории общества.

Практический опыт свидетельствует о том, что пожилые - это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни. Можно согласиться с мнением В. В. Ба-харева, который писал, что с «переходом в категорию пожилых людей пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и другое. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения» [3, с. 187].

Ученые в области социологии отмечают, что с возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок пожилых людей, которые уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему и физическому состоянию. У них трансформируется временная жизненная перспектива. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают, говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, другими становятся личные жизненные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным важными и значимыми различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные - прошлому. О. Б. Дарвиш описывал этот период как тяжелый, поскольку ожидания общества к людям этого периода обычно ниже, чем к более молодым - это деморализует пожилых, особенно тех, кто полон сил [12, с. 164]. В пожилом возрасте постепенно теряется связь с коллегами по работе, в силу физических возможностей мобильность становиться меньше, труднее даются длительные поездки и общение с родственниками, уходят из жизни близкие люди, поэтому пожилой человек все чаще отдаляется от других, остается один и старится одиноко, искусственно замедляет ритм собственной жизни и, таким образом, косвенно подтверждают социальные ожидания [23, с. 126-129].

И как справедливо считает С. де Бовуар, в первую очередь старость - это биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Многие исследователи рассматривают старость как совокупность потерь или утрат - экономических, социальных, индивидуальных, которые могут означать потерю автономии в этот период жизни. С другой стороны, это своего рода кульминационный момент аккумуляции опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей [5]. К. А. Боженкова отмечала, что пожилые люди постепенно отделяются от социума и полностью эмоционально изолируются. Такое осознанное поведение приводит к раннему старению, т. е. человек стареет психологически быстрее, чем биологически и физически. Долгожители отмечают, что всю свою жизнь были нужны и востребованы в своей семье, обществе, не ощущали чувства одиночества, у них не было экзистенциального вакуума, была цель в жизни [6, с. 130-132].

Физиологические изменения в пожилом возрасте сопровождаются изменениями в различных сферах. Так, к общим физиологическим изменениям организма пожилого человека можно отнести:

- снижение функций организма, нарушение работы внутренних органов, тканей; слабеют мышцы, истончаются кости, болят суставы, ухудшается зрение и слух;

- наличие хронических заболеваний: по утверждению медиков, пожилые, старые люди имеют не менее пяти недугов с хроническим течением, которые сопутствуют и усиливают друг друга. Кроме этого, происходит частое обострение хронических болезней, вследствие ослабления эндокринной, иммунной систем, нарушения обменных процессов;

- развитие характерных для этого возраста заболеваний: склероза, старческого амилои-доза, гиперплазии предстательной железы, ос-теопороза, деменции.

Через физиологическое старение, а именно - ухудшение биологических функций организма, оказывается влияние на психологический компонент старения. Психологическое

старение представляет собой ощущение старости, то, как человек относится к процессу своего старения и сравнивает себя с другими людьми. Физиологическое старение способно ускорить психологическое состояние пожилого человека, и наоборот, его стабилизировать [15, с. 55]. В связи с этим физиологи и психологи отмечают, что важным является то, какой образ жизни и мыслей ведет человек на протяжении всей жизни, вырабатывая свой оригинальный путь развития и старения.

Таким образом, пожилой возраст имеет свои особенности. Старость приносит с собой изменение привычных жизненных стандартов, болезни, тяжелые душевные и нравственные переживания. Достаточно часто пожилые люди оказываются на «обочине жизни». Речь идет не только о материальных трудностях, которые играют существенную роль, сколько о трудностях психолого-эмоционального характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и невостребованности. Поскольку ситуация такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилым людям страны [13, с. 138].

Специалисты в области социальной работы отмечают, что существует актуальная потребность рассматривать важные культурно-социальные факторы: особенности процесса старения, экономическое положение пожилых в обществе, стратегические знания, работоспособность, взаимную зависимость, традиции и религию. Одним из важных экономических факторов смысложизненных потребностей пожилых людей является владение собственностью и необходимыми доходами - это то, на чем держится уверенность пожилого человека, а если ее нет, то пожилой человек часто теряет уверенность в своем безбедном существовании, попадает в угнетенную группу и целиком зависит от благотворительности общества.

2023//-

Таким образом, финансовые доходы (денежные средства), собственность является основой в обеспечении независимости и безопасности пожилого человека [2, с. 15].

Характеризуя положение людей пожилого возраста в обществе, исследователи (В. Аль-перович, М. Э. Елютина, А. Г. Лидерс) отмечают, что оно заметно ухудшилось со второй половины ХХ века: в обществе начало исчезать уважение к возрасту, уступая место равнодушию, негативному отношению к пожилым людям. Такому положению дел, в определенной степени, способствует усиленная пропаганда средствами массовой информации молодежной субкультуры с одновременным навязыванием пожилым людям роли общественного балласта, что на самом деле не соответствует действительности. Еще одним из важных факторов экономического и социально-культурного положения пожилого человека в обществе является изменение его статуса в семье. Социально-экономическая нестабильность в обществе привела к тому, что пожилые люди ищут защиту только в семье.

Таким образом, характеризуя положение пожилых людей в современном обществе, часто используется понятие «образ жизни» как система видов жизнедеятельности данной социальной группы, определяемой социально-экономическими условиями их жизни: трудом, бытом, общественной жизнью и культурой. Образ жизни пожилых людей складывается и из других показателей, сопряженных с данными уровня и качества их жизни. Уровень жизни - экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей пожилых людей, обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются преимущественно количественными показателями (размер пенсии, объем реального потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, жилищные условия). Качество жизни - категория социологическая, свидетельствующая об удовлетворении материальных и культурных потребностей пожилых людей (качество питания и одежды, комфортность жилья, структура расселения и т. д.) [4, с. 53-55].

С целью осмысления смысложизненных ориентаций у людей пожилого возраста попытаемся описать их направленность по отношению к себе и социуму. Так, ученые в области социологии и психологи отмечают, что для пожилого человека характерен консервативный взгляд на окружающий мир. Такая особенность отрицательно сказывается на психологической адаптации человека на меняющиеся нормы морали. Это приводит к частой критике условий и принципов современной жизни. Рассматривая жизненные позиции пожилых людей, можно выделить следующие формы:

- конструктивную, приверженцами данной позиции являются спокойные и уравновешенные люди, которые удовлетворенно относились к жизни на каждом ее этапе. Как правило, им удается сохранить веселый нрав и в более преклонном возрасте. Такая позиция приводит к естественному восприятию старости. Благодаря тому, что престарелые не делают трагедию из-за каждого заболевания, им легче найти контакт с окружением;

- зависимую, которая проявляется у пожилых, не доверительно относившимся к себе на протяжении всей жизни. Такие люди продолжают и в преклонном возрасте вести пассивный образ жизни, требуя у окружения сочувствия и сострадания. Пожилые, входящие в категорию «зависимых», играют роль обиженных и несчастных;

- защитную, позиция которой характерна тем людям, которые ведут замкнутый образ жизни, не подпуская к себе чужих и близких людей, желающих помочь. Из-за сильно выраженной ненависти к естественному старению пожилые начинают вести активный образ жизни, держаться за свою должность на работе. Это позволяем им в их собственных глазах оставаться значимыми и независимыми от чужой помощи;

- враждебную, при которой пенсионеры винят во всех своих «бедах» окружающих. Такая позиция заставляет людей быть подозрительными, относиться ко всему с недоверием. К старению люди с «враждебной» позицией также относятся с отвращением, поэтому стремятся зацепиться за работу или другую деятельность;

- враждебную к себе и своей жизни К такой позиции склонны люди, которые имеют депрессивный склад характера. Они не имеют интересов и желания чего-либо достичь. Люди ощущают себя одинокими и ненужными, поэтому приближение смерти они ждут, чтобы избавиться от своих «мучений».

Вместе с тем отметим, что психическое старение людей имеет свои закономерности. В психологии принято выделять четыре группы реакций в зависимости отношений к себе, окружающим людям и социуму:

- реакция на ощущения от телесных контактов. В преклонном возрасте значительно изменяются реакции организма - движения становятся более хаотичными и медленными, снижается реакция на сильные раздражители;

- реакция на изменение психических функций. У престарелого человека начинает хуже работать кратковременная память, снижается концентрация внимания, замедляется реакция психики на жизненные проблемы или бытовые задачи. Наличие одной из проблем отрицательно сказывается на самочувствии, снижает самооценку и интерес к общению;

- реакция на изменения в социальной (политической, экономической, культурной) области. Проявляется в нежелании отдаляться от прошлой профессиональной деятельности, в уменьшении интереса к окружающему миру. Кроме того, такая реакция может выражаться в чрезмерной заботе о здоровье - главное темой любой беседы являются лекарственные средства, заболевания и их методы лечения. Также одной из форм проявления реакции является сохранность жизни - в ежедневном круге общения находятся только близкие, доктора и сотрудники социальных служб;

- реакция, обусловленная навязчивыми мыслями о приближающейся смерти. Поскольку каждый человек обладает особенным темпераментом, воспитывается в определенной культурной среде и имеет различные религиозные предпочтения, к факту смерти пожилые люди относятся по-разному.

Кроме психологических особенностей в структуре личности пожилых людей принято

также выделять психопатологические отклонения. На сегодняшний день насчитывается шесть этапов. Во время первого этапа важными остаются воспоминания об этапе взросления и взрослой жизни. Реальная жизнь незначительна и всегда игнорируется. Второй этап несет за собой снижение мозговой активности, которое проявляется в ухудшении памяти. Третий этап негативно сказывается на объективной оценке. Человек не может адекватно воспринимать и интерпретировать события, которые происходят с ним и его окружением. В период четвертого этапа отмечается беспомощное состояние, которое приводит к апатичному восприятию окружающего мира. Отклонение сказывается на осознании происходящего. Человек дезориентирован. Во время пятого этапа приходит в негодность мышечная ткань. Люди преклонного возраста теряют контроль над собственными жестами и мимикой. Шестой этап подразумевает полную беспомощность. Изменения, происходящие с людьми преклонного возраста, могут проявлять себя по-разному из-за индивидуальных особенностей не совсем здорового человека. На это могут влиять наследственные факторы, соматические заболевания, психологические стрессы или глубокие потрясения, а также другие моменты. В пожилом возрасте происходит изменение личности, и картина изменений чрезмерно насыщена. Пожилой человек ставит перед собой менее значимые, но по качеству более продуманные цели, старается тратить силы на досуг, спокойный отдых, общение с младшим поколением. Пожилой возраст - это время подведения итогов, размышлений о жизни, пройденном пути; оборачиваясь в прошлое, человек испытывает чувство удовлетворения от прожитой жизни, он спокойно смотрит в будущее, не боясь смерти. Если воспоминания о прошлой жизни вызывают разочарования, человек понимает, что время упущено, и много изменить, не получится, он начинает испытывать страх, разочарование и чувство бессилия.

Таким образом, у людей пожилого возраста снижается активность, изменяется ориентация с «общения» на «себя», ухудшается физи-

ческое самочувствие, снижается качество психологических процессов, изменяются интересы, приоритеты в жизни, меняется эмоциональный фон, повышается тревожность, появляются страхи, заостряются акцентуации характера. События, происходящие в повседневной жизни, приобретают иной смысл и оттенок, пересматривается их важность. Это приводит к снижению самооценки, недовольству собой и неуверенности в себе, своих возможностях. Тем не менее, старение и изменения, происходящие в этом возрасте, очень индивидуальны. У одного человека старость наступает быстро и глобально, у второго - постепенно и не так заметно для окружающих и самого человека.

Вместе с тем отметим, что в определенной степени позитивным фактором, отражающим изменения в структуре личности пожилых людей, является трансформация самооценки, определение изменений человеком своего «Я». В результате ряда исследований была выявлена зависимость благоприятной старости от представления человека о значимости себя и своей деятельности, формирующейся на протяжении всей жизни [14, с. 103]. В исследованиях отечественных ученых подчеркивается тот факт, что пожилой человек должен адаптироваться к происходящим изменениям и приспособиться к новой обстановке, поскольку изменение социального статуса требует время и привыкания. Постепенно человек начинает осознавать, что накопленные знания и умения, особенно профессиональные, могут оказаться актуальными и востребованными. Человек начинает пользоваться новыми ресурсами, адаптировав имеющиеся навыки под новую ситуацию жизнедеятельности, помогают в этой ситуации увлечения, широкий кругозор, коммуникативные навыки, имеющиеся интересы. Кроме этого, у пожилого человека есть большой запас жизненного опыта, раскрываются творческие способности, навыки решения конфликтных ситуаций, идентификации и интерпретации эмоциональных состояний. Таким образом, адекватная мобилизация резервов организма, разумное использование навыков и знаний пожилого человека способствует форми-

рованию смысложизненных ориентаций, препятствующих процессу неизбежного старения [11, с. 38-42].

Проблема развития смысложизненных ориентаций возникает практически у всех людей пожилого возраста. В. Франкл выделял в человеческой жизни три вида «смыслов», связанных с тремя видами ценностей: «ценности действия», «ценности переживания», «ценности отношения» и справедливо отмечал, что «вопрос о смысле жизни возникает не только в период созревания, он может быть обусловлен каким-нибудь потрясением или переживанием. И так же, как в юношеском возрасте, сомнения по поводу смысла жизни сами по себе не являются проявлениями болезни, так же и душевная нужда человека, мятущегося в поисках смысла, духовная борьба за него, не представляют собой ничего патологического» [24, с. 131].

По мнению Э. Эриксона, основной задачей на конечной стадии жизненного цикла является принятие человеком ценности прожитой жизни. Это становится возможным только в том случае, если на предыдущих стадиях жизни были успешно разрешены конфликты. Если же человек относится к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок, то это может привести его к отвращению к самому себе или недовольству всем вокруг. И то, и другое оборачивается утратой смысла жизни [25, с. 149].

По мнению ученых, ценностно-смысловые ориентации определяют центральную позицию личности и оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход человека к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки на протяжении всей жизни человека. Индивидуальные личностные смыслы характерны для каждого человека, формируют его отношение к изменяющимся условиям, в том числе к ухудшению физического состояния в пожилом возрасте. Существует реальная потребность человека в смысле жизни и стремление реализовывать эту потреб-

ность. Смысл позволяет человеку обеспечить полноту своей жизни. Попытки отказаться от себя, подчинение страху перед неизвестностью и неопределенностью приводит человека к потере контакта с «внутренним Я», утрате смысла и экзистенциальной тревоге.

В отечественной психологии проблема поиска смысла жизни рассматривается в различных контекстах. Так, С. Л. Рубинштейн смыслом человеческой жизни считал обретение значимости в глазах других людей. Согласно ему, смысл жизни определяется только в отношении содержания всей жизни человека с другими людьми: «Все вопросы, которые затрагивают мировоззрение, ответ на которые определяет то, как человеку жить, и в чем искать смысл жизни <...> совпадают в одном вопросе - о природе человека и его месте в мире». Объясняя психологические явления, он подчеркивал, что «личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние влияния. При этом смысл жизни личности как феномен складывается благодаря проявлению этих «внутренних условий» во внешнем мире» [22]. Личностные качества помогали достигнуть данного смысла жизни. Ю. Б. Гип-перейтер считала смыслом жизни стремление к интеграции и координации мотивационной сферы личности [10].

В последние годы проблема смысложиз-ненных ориентаций нашла широкое отражение в трудах Д. А. Леонтьева, который объединяет личностные характеристики и смысложизнен-ные ориентации [16, с. 27]. Говоря о том, что аспекты смысложизненных ориентаций есть продукт личности, он уточняет, что иерархия личностных ценностей не постоянная и имеет изменчивую структуру, личностные качества в данной структуре имеют также изменчивую природу [17]. Согласно Д. А. Леонтьеву, личностные ценности обретают центральное положение, если у субъекта есть необходимые личностные качества. Так же стоит заметить, что личностные ценности имеют свойство проявляться во время прохождения конкретно-ситуативных мотивов [18]. Другими словами,

мотивообразование определенной деятельности, так же как личностные ценности отражаются в структуре конкретных мотивов. Личностные ценности выступают смыслообразую-щими по отношению к мотивам деятельности, смысловым конструктам и смысловым диспозициям личности. Стоит уточнить, что структура личностных ценностей меняется под воздействием личностных потребностей, а смена личностных ценностей представляет собой кризис в развитии личности. Д. А. Леонтьев разделяет понятия «ценности» и «ценностные ориентации», выделяя три формы ценностей: социальные идеалы, предметно воплощенные ценности и личностные ценности [19, с. 23]. Однако ценностные ориентации, по мнению Д. А. Леонтьева, не должны включаться в данный список, так как рассматривает ценностные ориентации как являющиеся личностной характеристикой определенной формы бытия.

Таким образом, на основе отечественных и зарубежных научных трудов, можно опии-сать смысложизненные ориентации как сверхнаправленность человека на обретение смысла жизни в целом и каждой ситуации в частности, которая обусловливает деятельность личности, побуждает ее к самооценке и самоанализу. Кроме того, ориентация на обретение смысла заставляет человека познавать окружающую его объективную действительность, тем самым, выходя за пределы самого себя, своих представлений и мире, и находить в ней нечто, которое, преломившись через внутреннюю реальность конкретного человека, способно стать его индивидуальным, неповторимым личностным смыслом.

В этом поиске смысла жизни не становится исключением и пожилой возраст. Вопрос смы-сложизненных ориентаций особенно остро встает в этом возрасте, поскольку это связано с потерей профессии, любимой работы и в связи с этим невозможностью в полной мере участвовать во всех сферах общественной и семейной жизни, так и с «ломкой» устоявшихся точек зрения, переосмыслением прошлого. Именно пожилые люди испытывают наибольшую степень фрустрации, которая связана с

2023//-

мыслями о том, что их жизнь не удалась, что их труды оказались неправильными и никому не нужными. Очень часто потеря смысла жизни в старости сопровождается чувством одиночества, неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, снижением интереса к жизни. Но главным в этом возрасте все-таки остается осуществление внутренней работы в системе «жизнь-смерть», так как именно в этот период человек наиболее остро начинает воспринимать неизбежность и приближение смерти. Очень важную роль на этой стадии играет то, как человек оценивает свою прожитую жизнь, в чем видит ее смысл.

Вместе с тем пожилой возраст отличает особое предназначение, так как именно с этой позиции человек способен проанализировать, понять и объяснить жизнь как целое. По мере перехода к данному этапу жизненного цикла человек преодолевает своеобразный психологических порог: ему необходимо осмыслить прожитые годы, изменить свои представления о мире, скорректировать цели на будущее. Того, кто в состоянии спокойно, последовательно, без эмоционального надрыва и вовремя переходить из одной фазы в другую, изменять свое самосознание в соответствии с изменившимися условиями, можно назвать по-настоящему счастливым. Такой человек может сказать: «Жизнь вновь начинается после шестидесяти!» [8]. Чувство удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте является важным показателем психологического здоровья человека, которое проявляется в наличии у него интереса к жизни и потребности жить дальше. Пожилому человеку необходима вера в собственные силы, убежденность в возможности контроля и управляемости жизни [20]. Важной особенностью пожилого возраста является то, что главным двигателем развития личности в период старения становится возрастание духовной зрелости. Деятельность и весь потенциал человека в старости может направляться как на передачу опыта предыдущему поколению, так и на завершение тех дел, которые могли быть оставлены когда-то в прошлом. Тем самым человек и в старости может развиваться как личность.

Таким образом, смысложизненные ориентации - это стремление человека к достижению результатов какого-либо рода деятельности, что и является основной целью жизни. Для каждого человека пожилого возраста эти смыслы совершенно разные, все зависит от того, какие у него были личные обстоятельства в течение жизни, до наступления пожилого возраста - его опыт, род занятий, увлечения, навыки, жизненные установки. Если деятельность людей зрелого возраста в своем большинстве направлена на самореализацию личности, т. е. карьерный рост, семейную сферу, то людей пожилого возраста отличает то, что их смысл жизни уже видоизменяется и на первый план выходит забота о здоровье, поддержание здоровья, семья, общение с близкими и родными людьми. Пожилые люди претерпевают не только количественные изменения личности, но и качественную перестройку биологических структур своего организма. С возрастом у человека появляются новые цели, планы, изменения, которые в дальнейшем и задают дальнейшие смысловые жизненные ориентации. Личность пожилого возраста, которая уже определилась в ценностном и смысловом плане, направлена на сам процесс жизни в настоящем в отличие от жизни людей зрелого возраста, которая направлена на результат.

Еще раз подчеркнем мысль о том, что выбор смысла и цели жизни каждым человеком, а следовательно, возможности прогрессивного или регрессивного изменения личности, возможен на самом позднем этапе онтогенеза. Сохранение себя как личности, реализация потребностей и передача накопленного опыта связаны с осмыслением человеком своего прошлого и настоящего. Б. Г. Ананьев показал, что размышления, связанные с вопросом о смысле жизни, оказывают огромное влияние на завершающие фазы жизненного пути [1, с. 77-84]. По его мнению, «умирание» форм человеческого существования может происходить раньше, нежели наступит «физическое одряхление». Чтобы предотвратить деградацию личности, необходимо осознание человеком смысла жизни. Продолжая эту мысль, В. Э. Чудно-

Щф}

jjZша/tOL

вский рассматривал смысл жизни как обобщенное итоговое отношение к жизни, в котором отражена взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего. Он указывал, что в старости убывающие силы направляют человека на поиск смысла жизни [26, с. 12-16]. Именно наличие смысла жизни в старости позволяет характеризовать данный период как возраст развития и позволяет противостоять тотальному угасанию. Итоговый выбор является не чем иным, как определением цели на оставшуюся жизнь, нахождением ее смысла. В соответствии с этим выбором, а, следовательно, и с выбранной стратегией дальнейшей жизни, ведущая деятельность может быть направлена либо на сохранение личности человека, либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания всех функций организма. Оба варианта старения подчинены закону адаптации, но обеспечивают разное ка-чество и продолжительность жизни человека.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена философскому и психологическому анализу феномена смысложиз-ненных ориентаций у лиц пожилого возраста. Эта проблема считается малоизученной, а тематика исследования может быть определена как крайне актуальная в современной психолого-педагогической науке. Рассматриваются особенности людей «третьего возраста» с позиций социальной работы, их психологического сопровождения в современных условиях социума. Статья будет полезна для бакалавров и магистров высших учебных заведений, изучающих основы социальной педагогики, а также практикующих работников, осуществляющих деятельность в центрах социальной помощи людям пожилого возраста.

Ключевые слова: третий возраст, пожилые люди, смысл жизни, смысложизненные ориентации, жизненная программа, жизнедеятельность.

SUMMARY

The article is devoted to the philosophical and psychological analysis of the phenomenon of meaningful life orientations in the elderly. This problem is considered little studied, and the re-

search topics can be defined as extremely relevant in modern psychological and pedagogical science. The features of people of the "third age" are considered from the standpoint of social work, their psychological support in modern conditions of society. The article will be useful for bachelors and masters of higher educational instituteons studying the basics of social pedagogy, as well as practitioners working in social assistance centers for the elderly.

Key words: third age, elderly people, meaning of life, meaningful life orientations, life program, life activity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов. - М.: Педагогика, 1996. -С. 77-84.

2. Антология социальной работы: В 5 т. // Социальная политика и законодательство в социальной работе / сост. М. В. Фирсов. - М.: Сварогь. - НВФ СПТ, 1995. - Т. З. - 539 с.

3. Бахарев В. В., Свищев К. Г. Оценка качества социального обслуживания пожилых граждан на дому // Регионология. - 2008. -№ 3. - С. 184-189.

4. Бацман Р. Духовные проблемы пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: сб. трудов. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - 255 с.

5. Бовуар де С. Старость // Социальная геронтология: современные исследования. - М.: РАН ИНИОН, 2004. - 117 с.

6. Боженкова К. А. Психологические особенности людей пожилого возраста // Приволжский научный вестник. - 2016. - № 3 (55). - С. 130-132.

7. Василенко Н. Ю. Социальная геронтология: учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2003. - 140 с.

8. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. - М.: Прогресс, 1989. - 263 с.

9. Возрастная классификация: Официальный сайт. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.who.int/ru.

10. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология индивидуальных различий. - М.: АСТ, 2008. - 720 с.

11. Гунзунова Б. А., Ревина Е. В. Психологические особенности людей пожилого возраста // Социальное самочувствие населения в социокультурном пространстве: матер. Меж-дунар. научно-практ. конф., 2017. - С. 38-42.

12. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. -185 с.

13. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. -М.: Институт социальной работы: Тюменская областная ассоциация работников социальных служб, 1995. - 108 с.

14. Ермак Н. А. Личность человека пожилого возраста // Известия высших учебных заведений: Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2007. - № 2. - С. 102-105.

15. Ксенда О. Г., Татарко К. И. Старение через призму социальных, психологических и биологических изменений // Психолог. - 2018. -№ 2. - С. 55-65.

16. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 3-27.

17. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности [Электронный ресурс]. - URL: http:// royallib.com/read/leontev_dmitriy/ocherk_psihol ogii_lichnosti.

18. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

19. Леонтьев Д. А. Философия жизни М. Мамардашвили и ее значение для психологии // Культурно-историческая психология. -2011. - № 1. - С. 23-25.

20. Николаева И. А. Взаимосвязь удовлетворенностью жизнью пожилых людей с их ценностными отношениями к себе и другим // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (Ч. 1). - URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=20605.

21. Примак Ю. А., Гизатова И. А. Особенности социальной работы с пожилыми

людьми // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. -С. 274-275.

22. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. -СПБ.: Мастера психологии, 2012. -224 с.

23. Селиверстова Н. С. Различия в типологии пожилых людей // Научное мнение. -2015. - № 1-2. - С. 126-129.

24. Франкл В. Поиск смысла жизни и ло-готерапия // Психология личности. - М.: МГУ, 1982. - 287 с.

25. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризисы. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

26. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 12-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.