Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации и профессиональная мотивация сотрудников медицинских центров г. Гатчины'

Смысложизненные ориентации и профессиональная мотивация сотрудников медицинских центров г. Гатчины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
351
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации и профессиональная мотивация сотрудников медицинских центров г. Гатчины»

Эволюционные теоретики, утверждают, что во сне, человек фактически репетирует борьбу и ответы на угрозы, хотя и в обездвиженном состоянии. Одним из ярких представителей этой теории является финский ученый когнитивист - Анти Ревонсуо, который утверждает, что сны - эволюционная адаптация: человек репетирует поведение, обеспечивающее ему выживание. А это, в свою очередь, позволяет ему лучше справляться с повседневными угрозами.

Рассмотрим выдвинутую теорию о снах Фрэнсисом Криком и Грэмом Митчисоном. В 1983 году, они утверждали: «мы спим, чтобы забыть». Ф.Крик и Г.Митчинсон предположили, что мозг во сне освобождается от бесполезной информации. Когда человек спит, некоторые участки мозга даже более активны, чем в состоянии бодрствования, но совершенно случайным образом. Именно эти случайные и беспорядочные связи между нейронами, очищают дорогу для новых соединений, позволяют ослабить пути и создать новые, потенциально полезные. Сновидения - перестановка старых связей, позволяющая сохранить важные и удалить неэффективные [5, с. 239].

По мнению Эрнеста Хартмана основное внимание стоит уделять эмоциональной составляющей сновидений, обучению эмоциям во сне. Он разработал теорию, согласно которой, сновидения - это превращение человеческих подавленных эмоций в картинки. В сновидениях человек имеем дело с эмоциональным содержимым в безопасном месте, создавая такие соединения, которые не могут возникнуть в человеческом критическом и рациональном сознании. В этом смысле сновидения больше схожи с терапией. Вместо рациональной и защищающейся точки зрения, мы думаем посредством эмоций. Благодаря этому процессу, мы можем придти к пониманию той истины, которую в противном случае человек просто подавляет.

Для исследования личностных особенностей в восприятии снов и сновидений нами были использованы методики «Акцентуация характера» по Г.Шмишеку и модифицированная методика «Незаконченных предложений» С.Леви. При исследовании типов личности преобладающими в возрастной категории 30-45 лет, являются: Демонстративный тип (28%), Педантичный тип (14%), Тревожно-боязливый тип (12%), Гипертимный тип (12%). Основными характерологическими особенностями этих типов личности являются: Демонстративный тип - демонстративное поведение, легкость в установлении контактов, живость и подвижность; Педантичный тип - долгое переживание травмирующих событий, пунктуальный и аккуратный, склонен жестко следовать плану; Тревожно-боязливый тип - не уверенность в себе, робость, но при этом исполнительность и доброжелательность; Гипертимный тип - выраженность жестов и мимики, общительность и подвижность.

При дальнейшем исследовании особенностей восприятий снов и сновидений нами были получены результаты: Для меня сон-это отдых; Когда я был ребёнком, то видел сны - яркие и странные, не всегда объяснимые; По сравнению с другими мои сны более четкие и спокойные; Лучше всего я засыпаю, когда спокоен и уравновешен; Я счастлив, когда вижу сны интересные - о добре и любви; Я боюсь, когда мне снится боль и насилие, а так же потеря во времени и пространстве; Я люблю просыпаться, когда выспался и физически отдохнул; Большинство увиденных мной снов наполнены положительными эмоциями; В молодости я видел сны успокаивающие и реальные; Чаще всего я бы хотел видеть сны яркие как в детстве, с исполнением желаний; Страшные сны заставляли меня задуматься над поиском ответов и своим реальным поведением; Моим самым интересным сном является сон о путешествии и природе; Самый худший сон мне снился, когда испытывал стресс или беспокоил недуг (болезнь); Вещие сны это предупреждающие сны.

Следует отметить что, сон чутко реагирует на все, с чем человек встречается повседневно. Прежде всего, он, несомненно, зависит от такого биологического фактора, как возраст. Это также вопросы созревания мозга и формирования сна в детстве, это и фактор старения организма и мозга, находящий отражение в структуре сна. Сон является также отражением и общей психофизиологической организации человека. Особенности личности определяют во многом поведение людей в различных жизненных обстоятельствах. Сон — тоже форма поведения, и удается выявить определенные его закономерности у людей с различной психической организацией.

Очевидно, что человек неравнодушный, отзывчивый и, напротив, равнодушный, неспособный сострадать, видят разные сны. Характер сновидений, сюжет, продолжительность определяются воспитанием, интеллектом, отношениями в семье, личными переживаниями, состоянием души.

Из проведённого теоретического анализа научно-публицистической литературы нами сформулированы понятия: сон - это терапия, выполняющая функцию восстановления для любого организма, но для каждой отдельной личности - индивидуально; сновидение - это эмоциональная окраска сна и зависит от особенностей личности и характера. Проведённое исследование позволяет говорить о том, что характерологические особенности личности влияют на восприятие снов и сновидений, а именно: испытуемые с преобладанием демонстративного типа характера воспринимают сны и сновидения как интересные и наполнены положительными эмоциями. Педантичный тип отличает разностороннее восприятие снов и сновидений, а именно сосредоточение внимания на положительном результате сна и сновидения. Гипертимный тип к восприятию снов и сновидений относиться нейтрально, так как испытуемые не запоминают содержание увиденных снов. Тревожно-боязливый тип к снам и сновидениям скептически, так как не испытывают ожидаемой эмоциональной окраски и удовлетворение увиденного во сне. Список использованной литературы

1. Аристотель. О сновидениях / перев. и научн. комм. О. А. Чулкова / AKADHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып.6. Сб. статей. — СПБ., 2005. — 420—432 с.

2. Физиология с основами анатомии человека: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Л.Н. Малоштан, Е.К. Рядных, Г.П. Жегунова и др.; Под ред. Л.Н. Малоштан. - Х.: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2002. - 456 с.

3. Метафизика сна / Сон — семиотическое окно/Л. В.Карасёв — Милан, 2004. - 162 с.

4. Толкование сновидений/ Москва, ОЛМА Медиа Групп. / З.Фрейд - 2012. - 107 с.

5. Природа сновидений/ И.А. Бескова РАН., М., 2005. — 239 с.

© И В. Аникеев, А.А. Ларина, 2015

УДК 159.9

Горохов Алексей Юрьевич

Канд. псих. наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, РФ, E-mail: nilus1@rambler.ru

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ЦЕНТРОВ Г. ГАТЧИНЫ

Аннотация

Проблема изучения удовлетворённости трудом и профессионально-мотивационной сферы личности -одна из стержневых в психологии. Б.Ф.Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам удовлетворённости трудом и целеполаганию принадлежит ведущая роль. Актуальность данной темы обусловлена изучением различий в ценностно-смысловых и мотивационных составляющих у исследуемых групп, от которых во многом зависит общая удовлетворённость трудом.

Ключевые слова

Ценности, мотивы, жизненные смыслы, личность, удовлетворённость трудом, профессиональная

мотивация.

Обилие литературы по проблеме удовлетворённости трудом и профессионально-мотивационной сферы сопровождается многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о неразрешимости проблемы. В работах В.Д. Балин [5] А.Ю. Горохов [1;2], Е.П.Ильин [3], Ю.В.Макаров[5], Д.Н.Узнадзе, так и зарубежных авторов, таких как К.Замфир, Г.Холл, К.Мадсен, А.Маслоу, Х.Хенхаузен этим переменным уделяется особое внимание.

Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса удовлетворённости трудом и мотивации.

В качестве объекта исследования были выбраны врачи и медсёстры двух медицинских центров города Гатчины.

Предполагалось, что у медицинских работников с разным профессиональным статусом доминируют различные аспекты удовлетворённости трудом и отличается структура мотивации.

Для оценки жизненных ориентиров мы использовали тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, а для изучения структуры профессиональной мотивации методику «Структура мотивации трудовой деятельности» К.Замфир в модификации А.Реана.

Основные результаты отображены на рисунке 1.

35 -Г3-3,7 31,2--

30 Г -25~3| 285б7 26,6-27,2-

25 I" ф,1 Г! I П' ^

М!

Ц Пр Рез ЛкЯ ЛкЖ

□ Врачи шМедсёстры

Рисунок 1 - Смысложизненные ориентации врачей и медсестёр медицинских центров г Гатчина

Примечание: Ц - Цели в жизни; Пр - Процесс жизни; Рез - Результативность жизни; ЛкЯ - Локус контроль-Я; ЛкЖ - Локус контроль-жизнь.

Обнаружены достоверные различия по следующим шкалам:

Цели в жизни: на 0,1%-ом уровне значимости. Процесс в жизни: на 5%-ом уровне значимости. Локус контроль-Я: на 1%-ом уровне значимости. Локус контроль-жизнь: на 5%-ом уровне значимости. В шкале результативность жизни достоверных различий не наблюдается.

Из графика видно, что у врачей (Х-33,97) в большей степени, чем у медсестёр (Х-22,1) преобладают ориентации на цели в жизни. Врачи в большей степени ориентированы на достижение целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и перспективу.

По шкалам процесс и результативность жизни у медсестёр (Х-31,2), по сравнению с врачами медицинских центров (Х-25,3), наблюдается перевес в сторону ориентации на процесс жизни, который определяет, насколько высоко воспринимает человек сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Медицинские сёстры в большей степени, склоняются к процессу жизни или удовлетворённости самореализацией, чем к результативности жизни, отражающие оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая её часть.

И, наконец, в шкалах локус контроля-Я и локус контроль-жизнь обе группы склоняются к шкале локус контроля-жизнь или управляемость жизни в большей степени, характеризующий внутренний локус контроль и убеждение в том, что контроль возможен, хотя показатели в той и другой шкалах у врачей превышают показатели медицинских сестёр.

В целом можно сделать вывод, что представители врачей имеют более высокие цели в жизни, чем представители группы медицинских сестёр. Их жизнь более наполнена жизненной энергией, интересными делами. Женщины врачи, больше, чем представители женщин медсестёр уверены, что их жизненные взгляды определились, и им удалось найти призвание и интересные цели в жизни. Они более убеждены, что их жизнь сложилась именно так, как они планировали. Представители врачебной группы способны в большей степени планировать и осуществлять цели в своей жизни, их эмоциональная насыщенность жизни совпадает с известной теорией о том, чтобы жить.

Что касается контрольной группы, то они больше ориентированы на результат жизни, чем на процесс жизни, они более склонны подводить итоги в своей жизни. Медсёстры подчинены свойству приписывать ответственность за события внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе), т.е. в этом отношении они более экстернальны.

Теперь остановимся на результатах исследования мотивационного комплекса. В ходе проведения исследования обнаружились следующие результаты:

Таблица 1

Средние значения выраженности профессиональных мотивов у сотрудников медицинских центров г.

Гатчина

Группы: ВМ ВПМ ВОМ Сочетания

Врачи 85,5 71,63 45 ВМ>ВПМ>ВОМ

Медсёстры 64,5 85,61 63 ВПМ >ВМ >ВОМ

Врачи Медсёстры

Гатчина.

Обнаружены достоверные различия по шкале: Внутренняя мотивация: на 5%-ом уровне значимости.

По шкалам внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивации достоверных различий не обнаружено. Как видно из диаграммы, тип мотивации у врачей вполне соответствует наилучшим мотивационным комплексам: ВМ>ВПМ>ВОМ.

В связи с этим, у них определяется высокая удовлетворённость трудом, для них деятельность является источником развития человека, стимулирует совершенствование профессионального мастерства.

Профессиональная деятельность для них, сама по себе имеет значение. Для них присуще концентрация, в первую очередь, на процессе деятельности.

Рассматривая позицию медсестёр: ВПМ >ВМ >ВОМ, можно сделать вывод, что для них главным мотивом является внешнее стимулирование, те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия: вознаграждение за деятельность (зарплата, повышение в должности и т.д.).

На следующем месте - внутренняя мотивация, т.е. для работников этого типа сам процесс выполняемой деятельности не доставляет большого интереса и высокого удовлетворения.

И на последнем месте у представителей контрольной группы, актуальным является внешняя отрицательная мотивация. Для мотивации этого типа характерны - стремление избежать санкций, которые грозят в случае уклонения от деятельности или недобросовестного её исполнения: коллективные меры воздействия, меры связанные с лишением материальных стимулов и т.д.

Из выше описанного, можно сделать общий вывод, что представители врачей в большей степени, чем представители медсестёр, мотивированы внутренними стимулами. Для этой группы работников доставляет интерес и высокое удовлетворение сам процесс выполняемой работы, чем его результаты и связанные с этим вознаграждения.

В основе профессиональных мотивов деятельности медицинских сестёр, работающих в мед. центрах города Гатчины наблюдается преобладание внешних мотивов над внутренними. Персонал, в основном, стремится к завершению своей работы, заключительной её части, и связано это с получением вознаграждения за эту работу. Такие мотивы не способствуют у сотрудников росту удовлетворённости трудом.

В основе профессиональной деятельности врачей, в большей степени, доминируют внутренние мотивы над внешними. Их привлекает сам процесс деятельности и его содержание, интерес к работе как таковой, проявление творчества и реализация своих способностей в процессе труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.