Научная статья на тему 'СМЫСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЭНЕРГИИ В ТЕКСТЕ НОВОГО ЗАВЕТА'

СМЫСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЭНЕРГИИ В ТЕКСТЕ НОВОГО ЗАВЕТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
ЭНЕРГИЯ / НОВЫЙ ЗАВЕТ / АПОСТОЛ ПАВЕЛ / ПАУЛИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карчагин Евгений Владимирович

В статье обсуждаются семантические особенности понятия энергии (dνέργεια) в Новом Завете. Показаны корни и смысловое развертывание понятия энергии в философии Аристотеля и в последующем развитии античной и средневековой философии. Слово «энергия» впервые появляется в сочинениях Аристотеля. Его этимологический смысл связан с «делом» (τ’ hργον) и «энтелехией» (dντελέχια), в то время как философский смысл относится к деятельности (энергия в отличие от движения) и действительностью (энергия в отличие от возможности). Религиозные смыслы энергии получили разработку в неоплатонической философии и восточно-христианском богословии. Новый Завет как основной христианский источник содержит важные содержательные аспекты понятия энергии. Корень *dνέργ - встречается тридцать раз, при этом все случаи с именем существительным относятся к текстам, приписываемым апостолу Павлу. Проводится герменевтический анализ всех новозаветных смыслов энергии. Обсуждается влияние паулианской мысли на святоотеческую традицию. Выявленные новозаветные значения энергии не содержат внутреннего противоречия. Хотя им не свойственно понятийное совершенство, все значения напрямую или косвенно связаны со сверхъестественным началом и не используются для обозначения действий сугубо человеческой, естественной природы. При этом главная смысловая закономерность связана с присутствием в тексте Нового завета аристотелевской пары «dνέργεια - δύναμις». Это объясняется сформировавшимся в послеаристотелевскую эпоху общепринятым «здравым смыслом» и косвенно аристотелевским базовым различением, и тем самым новозаветные смыслы энергии принадлежат к аристотелевской парадигме. В то же время последующая восточная святоотеческая мысль концентрируется исключительно на паре «ošσία - dνέργεια» и может быть отнесена к неоплатонической философской парадигме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC MEANINGS OF ENERGY NOTION IN THE TEXT OF THE NEW TESTAMENT

The article discusses the semantic features of the concept of energy(dνέργεια) in the New Testament. The roots and semantic unfolding of the concept of energy in Aristotle’s philosophy and in the late ancient and medieval philosophy are shown. The word energy first appears in the writings of Aristotle. Its etymological meaning is related to “work” (τ’ hργον) and “entelechy” (dντελέχια), while the philosophical meaning refers to activity (energy as opposed to movement) and actuality (energy as opposed to possibility). The religious meanings of energy have been developed in Neoplatonic philosophy and Eastern Christian theology. The New Testament as the main Christian source contains significant meanings of the concept of energy. The root *dνέργ - occurs thirty times, while all cases with the noun refer to texts attributed to the Apostle Paul. Hermeneutical analysis of all New Testament meanings of energyis carried out. The influence of Paulian thought on the patristic tradition is discussed. The revealed New Testament meanings of energy do not contain an internal contradiction. Although they are not characterized by conceptual perfection, all meanings are directly or indirectly related to the supernatural principle and are not used to denote actions of a purely human and natural actions. At the same time, the main semantic regularity in the text of the New Testament is connected with the Aristotelian pair “dνέργεια - δύναμις”. This is explained by the generally accepted “common sense” formed in the post-Aristotelian era and indirectly by the Aristotelian basic distinction. Thus the New Testament meanings of energy belong to the Aristotelian paradigm. While the subsequent eastern patristic thought concentrates on the pair “ošσία - dνέργεια” and can be attributed to the Neoplatonic philosophical paradigm.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЭНЕРГИИ В ТЕКСТЕ НОВОГО ЗАВЕТА»

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.3.2

UDC 101.1 LBC 87.3

Submitted: 18.10.2022 Accepted: 25.11.2022

SEMANTIC MEANINGS OF ENERGY NOTION IN THE TEXT OF THE NEW TESTAMENT

Evgeniy V. Karchagin

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article discusses the semantic features of the concept of energy (evepyeia) in the New Testament. The roots and semantic unfolding of the concept of energy in Aristotle's philosophy and in the late ancient and medieval philosophy are shown. The word energy first appears in the writings of Aristotle. Its etymological meaning is related to "work" (to epyov) and "entelechy" (evxeXexia), while the philosophical meaning refers to activity (energy as opposed to movement) and actuality (energy as opposed to possibility). The religious meanings of energy have been developed in Neoplatonic philosophy and Eastern Christian theology. The New Testament as the main Christian source contains significant meanings of the concept of energy. The root *evepy - occurs thirty times, while all cases with the noun refer to texts attributed to the Apostle Paul. Hermeneutical analysis of all New Testament meanings of energy is carried out. The influence of Paulian thought on the patristic tradition is discussed. The revealed New Testament meanings of energy do not contain an internal contradiction. Although they are not characterized by conceptual perfection, all meanings are directly or indirectly related to the supernatural principle and are not used to denote actions of a purely human and natural actions. At the same time, the main semantic regularity in the text of the New Testament is connected with the Aristotelian pair "evepyeia - 5uva^i<;". This is explained by the generally accepted "common sense" formed in the post-Aristotelian era and indirectly by the Aristotelian basic distinction. Thus the New Testament meanings of energy belong to the Aristotelian paradigm. While the subsequent eastern patristic thought concentrates on the pair "oucia - evepyeia" and can be attributed to the Neoplatonic philosophical paradigm.

Key words: energy, New Testament, Apostle Paul, Paulian tradition, Christian theology, medieval philosophy.

Citation. Karchagin E.V. Semantic Meanings of Energy Notion in the Text of the New Testament. Logos et Praxis, 2022, vol. 21, no. 3, pp. 17-24. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.3.2

Евгений Владимирович Карчагин

Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье обсуждаются семантические особенности понятия энергии ^еруеш) в Новом Завете. Показаны корни и смысловое развертывание понятия энергии в философии Аристотеля и в последующем развитии античной и средневековой философии. Слово «энергия» впервые появляется в сочинениях Аристотеля. Его этимологический смысл связан с «делом» (то epyov) и «энтелехией» ^теХехш), в то время сЗ как философский смысл относится к деятельности (энергия в отличие от движения) и действительностью д (энергия в отличие от возможности). Религиозные смыслы энергии получили разработку в неоплатоничес-М кой философии и восточно-христианском богословии. Новый Завет как основной христианский источник | содержит важные содержательные аспекты понятия энергии. Корень *ëvеpy - встречается тридцать раз, при ^ этом все случаи с именем существительным относятся к текстам, приписываемым апостолу Павлу. Прово-^ дится герменевтический анализ всех новозаветных смыслов энергии. Обсуждается влияние паулианской мысли © на святоотеческую традицию. Выявленные новозаветные значения энергии не содержат внутреннего проти-

УДК 101.1 ББК 87.3

Дата поступления статьи: 18.10.2022 Дата принятия статьи: 25.11.2022

СМЫСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЭНЕРГИИ В ТЕКСТЕ НОВОГО ЗАВЕТА

воречия. Хотя им не свойственно понятийное совершенство, все значения напрямую или косвенно связаны со сверхъестественным началом и не используются для обозначения действий сугубо человеческой, естественной природы. При этом главная смысловая закономерность связана с присутствием в тексте Нового завета аристотелевской пары «evepyeia - Suvapo^». Это объясняется сформировавшимся в послеаристоте-левскую эпоху общепринятым «здравым смыслом» и косвенно аристотелевским базовым различением, и тем самым новозаветные смыслы энергии принадлежат к аристотелевской парадигме. В то же время последующая восточная святоотеческая мысль концентрируется исключительно на паре «oücia - evepyeia» и может быть отнесена к неоплатонической философской парадигме.

Ключевые слова: энергия, Новый Завет, апостол Павел, паулианская традиция, христианское богословие, средневековая философия.

Цитирование. Карчагин Е. В. Смысловые значения понятия энергии в тексте Нового Завета // Logos et Praxis. - 2022. - Т. 21, №№ 3. - С. 17-24. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lp.jvolsu.2022.3.2

В современном широком словоупотреблении понятие энергии прежде всего спаяно с физическими представлениями. Вторым по значимости ареалом использования этого понятия являются традиционные религии и нетрадиционные «духовные» учения. Такое положение вещей во многом вытекает из особенностей европейской интеллектуальной истории, в которой многие древнегреческие философские понятия, пройдя этап позднеантич-ной и средневековой религиозной обработки и интерпретации, завершали процесс своей трансформации в секулярных границах новоевропейской философии и естественных наук.

Русскоязычная историко-философская, религиозно-философская и теологическая мысль ХХ-ХХ1 демонстрируют стойкий интерес к понятию энергии. При этом внимание акцентируется чаще всего на святоотеческой традиции [Гагинский 2017; Василий (Криво-шеин) 2011], паламитских спорах [Гагинский 2018] и ключевых представлениях русской религиозной философии Серебряного века [Бу-ланенко 2019; Бирюков 2020; Плахтий 2021]. Относительно недавно тема энергии вновь получила оживление благодаря С.С. Хоруже-му [Хоружий 2015; Буланенко 2020]1 и его спору с В.В. Бибихиным [Бибихин 2010; Ахутин 2021].

В своей статье я обращаюсь к важнейшему источнику этой перипетийной истории перехода от аристотелевской философии к христианским позднеантичным и средневековым дискуссиям (прежде всего о божественных энергиях), который по какой-то причине вышеназванные дискуссии почти не затрагивают - к Новому завету. Сюжеты, касающиеся энергии в Новом Завете, не часто стано-

вились предметом и более специальных академических изысканий [Bradshaw 2006; Hsieh 2021]. В своем анализе я преследую цель выявить особенности новозаветного понимания энергии.

Слово «энергия» впервые появляется в сочинениях Аристотеля. Базовый смысл «энергии» (evspysia) связан с «делом» (то epyov) и еще одним оригинальным аристотелевским понятием «энтелехии» (£VTsA,s%ia): «Ибо дело - цель, а деятельность - дело, почему и "деятельность" (energeia) производно от "дела" (ergon) и нацелена на "осуществ-ленность" (entelecheia)» [Аристотель 1976, 1050а22]. Аристотель при этом очень часто мыслит энергию в паре с другим понятием -5шацц, то есть силой или возможностью. Тем самым понятию энергии у Аристотеля изначально сопутствует ряд смежных и не всегда хорошо отличимых понятий. Это хорошо показывает масштаб проблемы, перед которым оказывается исследователь смысловых истоков понятия энергии. Согласно подсчетам Ч.-Х. Чен понятие энергии у Аристотеля имеет десять значений: пять квазимодальных и пять немодальных [Chen 1956].

Как показывает американский теолог Дэвид Брэдшоу, автор наиболее детальных и глубоких исследований истории понятия энергии, в трудах Аристотеля содержатся три главные линии мышления об энергии. Первая связана с деятельностью (энергия в отличие от KivnoiQ движения), вторая с действительностью (энергия в отличие от Suva^iQ то есть возможности) [Брэдшоу 2012]. Обе линии синтезируются в понятии перводвигателя: «Перводвигатель есть деятельность мыслящей себя мысли; он также

есть действительность в полном смысле -как причина бытия всех вещей и как сущее, совершенно свободное от возможности и потому вполне и совершенно реальное. И, конечно, он есть каждая из этих вещей в силу бытия другими. В результате Аристотель считает «энергию» достойной высочайшего именования, которое может дать, а именно -божественности» [Брэдшоу 2012, с. 77]. Этот «высший» синтез дает возможность иметь теологические интерпретации энергии и в целом теологизировать «энергетический дискурс» в дальнейшем.

Впоследствии термин энергия выходит за пределы философии в сферу частных наук и обыденного словоупотребления. Философскую и близкую к теологической линию разрабатывают неоплатоники. К аристотелевским смыслам они добавляют новые: «К IV веку и язычники, и христиане осмысливают свою религиозную жизнь как способ участия в божественной «энергии». При этом они имеют в виду не умозрение прежде всего, но некую форму практической деятельности, будь то магия, теургия или же вера и послушание -а порой, возможно, и сочетание всех этих четырех элементов» [Брэдшоу 2012, с. 168].

Главный и наиболее авторитетный христианский текстуальный источник - Библия -дает не так много материала для построения соответствующего учения об энергиях, поскольку, по всей видимости, библейские «энергии» происходят из общепринятого языка, а не философских дискуссий. Однако обращение к этому источнику дает возможность получить более ясное понимание оснований энергетического богословия. В Ветхом Завете (точнее в тексте Септуагинты) «энергия» фигурирует только во Второй и Третьей Макка-вейских книгах и в Книге Премудрости, то есть в книгах, которые сразу были написаны по-гречески, где, в основном, обозначает божественное действие. Более ценным источником является Новый Завет. Но, как, к примеру, утверждает У. Барклай, и здесь общий смысл понятия энергии относится, к Богу и сводится «действенности его силы» («the effectiveness of the power of God») [Barclay 2000, p. 83]. Это, однако, довольно грубое обобщение. Палитра новозаветных смыслов энергии несколько шире.

В своем анализе я по понятным причинам опираюсь на оригинальный текст Нового Завета 2. Поиск по тексту корня *dvspy - был осуществлен в базе TLG (Tesaurus Linguae Graecae) и дал следующие результаты. Всего этот корень встречается 30 раз. При этом в имени существительном (и тем самым слово может быть рассмотрено как термин или понятие) оно встречается только восемь раз. В Деяниях апостолов и Откровении данный корень не фигурирует вовсе. В Евангелии соответствующий корень встречается дважды, при этом речь идет об одном сюжете: о мнении царя Ирода по поводу Иисуса: «В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им (ai Suva^sig dvspyo"uoiv dv айтф)» (Мф. 14:2; ср.: Мк. 6:14). Еп. Кас-сиан (Безобразов) переводит это место как «силы действуют в нем».

Единожды этот корень встречается в Послании Иакова, где он фигурирует в имени прилагательном: «много может усиленная (dvspyou^evn) молитва праведного» (Иак. 5:16).

В Новом завете энергия в предпонятий-ном или понятийном смысле используется только в той части, которая принадлежит апостолу Павлу. Тем самым новозаветный смысл энергии фактически оказывается сугубо пау-лианским.

Сначала обратимся к случаям с именем существительным. Мы встречаем его восемь раз (в Послании к Ефесянам - 3, Послании к Колоссянам - 2, Втором послании к Фессало-никийцам - 2, Послании к Филиппийцам - 1).

Большинство фрагментов связано с Божественными действиями. Так, люди верят благодаря действию (энергии) божественной силы (Еф. 1:19)3; Павел стал служителем благодаря действию (энергии) Его силы (ката xyv dvspysiav xyg Suva^srag айто™) (Еф. 3:7) и подвизается Его «силою»4 (Кол. 1:29). Бог преобразит наши тела сообразно себе своей энергией (Флп. 3:21)5; христиане совоскресли со Христом с помощью веры в «силу» (dvspysiag) Бога (Кол. 2:12)6. Во-вторых, энергия связывается также с Церковью и тем самым подразумевается частично человеческое действие. Церковь прирастает «для созидания себя в любви» при действии (dvspysiav) каж-

дого члена в свою меру (Еф. 4:16)7. Третье значение связано с действием, противным Богу. Так, оба фрагмента, встречающиеся во Втором послании к Фессалоникийцам, говорят об Антихристе. Его пришествие будет осуществлено по «действию» (¿увруешу) Сатаны (2 Фес. 2:9) и при этом Бог пошлет погибающим «действие» (¿увруешу) или «энергию заблуждения» (2 Фес. 2:11)8. Здесь говорится о действии не божественном и не человеческом, но сатанинском. Однако, и сатанинское действие, и ложь подконтрольны Богу и божественному действию. Тем самым все восемь случаев суть нечеловеческие или не чисто человеческие. Это энергия Бога, Сатаны и в одном случае -человека как части церковного «богочелове-ческого организма». Собственно человеческого действия (энергии) в Новом завете нет.

Далее коснемся всех остальных случаев, которых насчитывается 19.

Аналогично вышеприведенным фрагментам наиболее часто речь идет о Боге, который действует или нечто совершает: «Совершающего (¿уеруо^уто) все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11); «...Тому, Кто действующею в нас силою (ката туу Зиуацгу туу ¿уеруоицеупу ¿у ЛцТу) может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20) 9. Это может быть действие Бога в людях: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению «9еод уар ¿аиу о ¿уеруюу ¿V >цТу каГ то 9еА.егу каГ то ¿уеруеТу >лер ту д ейЗокяд» (Флп. 2:13). Бог содействует (¿уерууоад) Петру и апостолам (Гал 2:8). Бог совершающий чудеса (¿уеруюу Зиуацец) (Гал. 3:5).

Дары Святого духа, то есть энергии (действия) (¿уерупцатюу) различны, но Бог един, действующий (ауеруюу) во всех и везде (1 Кор. 12:6). Среди этих даров называются ¿уерууцата Зиуацеюу, энергии силы (то есть чудотворения). И опять же: «Все же сие производит (¿уеруеТ) один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». (1 Кор. 12:11). Иногда речь идет о Слове Бога, которое действенно и действует в верующих: «слово Божие, принятое от апостолов как божественное слово, действует (¿уеруеТтаг) в верующих (1 Фес. 2:13); «Ибо слово Божие живо и действенно (¿уерулд) и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12)

Выделим отдельно «аскетические» смыслы. Спасение верующих совершается (¿уеруоицвупд) перенесением страданий (2 Кор. 1:6). Вера должна быть действенна: вера, действующая (¿уеруоицвуп) любовью -единственное, что имеет силу во Христе (Гал. 5:6); Павел дает Филимону наставление: «дабы общение веры твоей оказалось деятельным (¿уеру^) в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе» (Флм. 6:2).

Опять же аналогично «блоку с существительными», энергия связывается с апостольской деятельностью Павла. В Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 16: 9) апостол Павел пишет, что 9ира уар Ц01 аувюуеу цеуа^п каГ ¿уерууд, каГ ауике^еуог люАЮ («для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много»)10. К характеристикам апостольской деятельности также относится такой интересный момент: «В нас - апостолах - действует (¿уеруеТтаг) смерть, а в вас жизнь» (2 Кор. 4:12).

Наконец, реже речь идет о действиях небожественного или даже антибожественного плана, что, впрочем, укладывается в смысловой блок, очерченный Вторым посланием к Фессалоникийцам. К упомянутым выше двум фрагментам добавим: «тайна беззакония уже в действии» (¿уеруетаг) (2 Фес. 2:7)11. В Послании к Ефесянам мы также встречаем: «духа, действующего (¿уеруоутод) ныне в сынах противления» (Еф. 2:2)12.

Таким образом эти фрагменты по своему смыслу не выходят за рамки «предпоня-тийного» паулианского блока. Это по-прежнему сфера либо божественных действий, либо человеческих действий, связанных с божественным.

Д. Брэдшоу считает, что паулианские взгляды далеки от теоретичности и в определенном смысле случайны: «Павел сделал громадный шаг вперед по направлению к формулировке цели, которая будет иметь все большее значение как для язычников, так и для христиан в эпоху поздней античности: этой целью является причастие божественным «энергиям» (епе^еш/). Осознавая это, следует также признать и то, чего он не сделал. Он не говорил об «энергии» с теоретической точки зрения, что мог бы, например, сделать, систематически соотнося ее с божественной

ош1а или находя соответствие различных типов «энергиий» с различными порядками духовного бытия. Его аллюзии случайны и далеки от теоретичности, их возникновение связано с потребностью указать на деяния Бога в жизни Христа, Церкви и в своем собственном опыте» [Брэдшоу 2012, 173].

Д. Брэдшоу называет в качестве центральной тему синергии, то есть сотрудничества и соработничества человека и Бога [Брэдшоу 2012, 171]. Апостол Павел сделал первый шаг в развитии восприятия энергий как синергии, но основной вклад сделали философы-неоплатоники, каппадокийцы и автор Аре-опагитик, по сути, добавившие к неоплатоническим разработкам идею личного божества [Брэдшоу 2012, 347-348]. Он также подчеркивает, что именно эта проблематика оказалась в центре разделения между западной и восточной христианскими традициями. Если восточная богословская традиция базировалась на понятие синергии, то в западной традиции ему «придавали удивительно мало значения» [Брэдшоу 2012, 345]. Восточная святоотеческая традиция сосредоточилась на относительно новом различении «о'та -¿V8pYSШ» (сущности и энергии).

Действительно, при всем желании, новозаветный текст не дает различения божественной сущности и божественных энергий. Очевидно, что это различение есть целиком внебиблейская разработка. Ж.-К. Ларше совершенно обоснованно замечает, что из всех новозаветных фрагментов невозможно сформулировать богословие божественных энергий, но они, тем не менее, стали основой для более поздних богословских размышлений Отцов Церкви [Lаrchet 2010, 93].

Выявленные новозаветные значения энергии не содержат внутреннего противоречия. И хотя им далеко до понятийного совершенства, в этом смысловом массиве можно обнаружить важные закономерности. Отмечу две. Первая закономерность легко видна при обобщающем взгляде на все тридцать фрагментов. Общее в них состоит в том, что ни разу корень *¿v8py - не используется для действий сугубо человеческой, естественной природы. Все значения напрямую или косвенно связаны со сверхъестественным началом. Вторая закономерность связана с

парой «¿v8pYsm - 5отацц». Соседство ¿v8pyslа и 5шацц (переводящихся на русский язык как «чудеса») в нескольких фрагментах (Еф. 3:7; Гал. 3:5; Кор. 12:6) и что особенно характерно - в единственном евангельском (Мф. 14:2 / Мк. 6:14) неудивительно в том плане, так как оно уже «заложено» в самом начале своей истории в языке и мысли Аристотеля. Но этот же факт является необычным, потому что в религиозный словарь эти термины попали хотя и переосмысленными (то есть с особым смыслом 5шацц), но по-прежнему связанными. Это, в частности, хорошо видит Дж. Агамбен: «Павлу прекрасно известна оппозиция - типично греческая, являющаяся одновременно категорией и языка, и мысли, - между потенцией (dynamis) и актом (епе^ега), к которой он неоднократно прибегает» [Агамбен 2018, 119, 127].

Тем самым «случайные аллюзии», как выразился Д. Брэдшоу, образуют смысловую целостность, хотя и не послужили напрямую опорой для святоотеческого осмысления вопросов энергии. Эта смысловая целостность, на наш взгляд, формирует рамки значения, в которых по большей части и действует новозаветная мысль. Все, что выходит за эти рамки, очевидно имеет внебиблейское происхождение. Смысловые значения энергии в тексте Нового Завета объясняются сформировавшимся в послеаристотелевскую эпоху общепринятым «здравым смыслом» и косвенно аристотелевским базовым различением, и тем самым принадлежат к аристотелевской парадигме. В то время как высокое святоотеческое богословие энергий можно отнести уже к неоплатонической философской парадигме.

В своем небольшом исследовании я был далек от намерения ставить под вопрос актуальность «энергетических споров» или настаивать на каком-то решении. Моим мотивом было обратить внимание на значение текста Нового Завета для истории понятия энергии, что для современных философских, религиозно-философских и теологических дискуссий могло бы иметь определенную пользу. В то же самое время более детализированная исследовательская рамка, выстроенная, в частности, с учетом проблемы динамики паулианских воззрений и проблемы авторства Павловых произведений, позволи-

ла бы углубить эти дискуссии и породить новые вопросы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. в частности обзор, сделанный Ю. Пу-щаевым [Пущаев 2018; Пущаев 2019]. Он касается позиции В.В. Бибихина, и дает развернутый реферат книги американского теолога Дэвида Брэдшоу «Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира». Однако анонсированная третья часть обзора, посвященная разбору идей Хоружего, пока не опубликована.

2 См. [Novum Testamentum 1968]. Цитаты на русском языке приводятся по Синодальному переводу. В некоторых случаях я дополнительно привожу более современный перевод на русский язык, выполненный под руководством еп. Кассиана (Бе-зобразова) [Новый Завет 2017].

3 «...безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию (evepyeiav) державной силы Его, которою Он воздействовал (ev^pynoev) во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах» (Еф. 1:19)

4 Синодальный перевод данного весьма интересного в смысловом отношении фрагмента: «подвизается силою Его, действующею во мне могущественно «ката txv evepyeiav айтой txv evepyou^evnv dv ёцо1 dv Suva^ei» (Кол. 1:29). Еп. Кас-сиан дает более удачный перевод: «тружусь, подвизаясь по действию Его, действующему во мне с силою». Отметим здесь, что это не первый случай, когда энергия соседствует с силой. Поэтому его нелегко перевести на русский язык.

5 Бог преобразит наши тела сообразно себе своей энергией: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует (ката txv evepyeiav той 5uvac0ai) и покоряет Себе все» (Флп. 3:21)

6 В синодальном переводе: «совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых»; Еп. Кассиан: «воздвигнуты были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мертвых» (Кол. 2:12).

7 «.из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16).

8 «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2 Фес. 2:11). Отмечу здесь один курьезный случай. Так, в

статье А.В. Маркова об истории энергии заблуждения [Марков 2015] почему-то нет указания на источник этого выражения, то есть на данный новозаветный отрывок. Можно только посетовать на факт отсутствия в дискуссионном поле современной русскоязычной философии текста Нового завета как значимого источника многих понятий, относящихся к социальной теории и морально-политической философии.

9 Глагол noiycai удачнее было бы перевести не как «сделать», а как «сотворить».

10 Синодальный перевод, как видно, в этом месте совершенно неудачен. Немного лучше ситуация у еп. Кассиана (Безобразова): «обещающая большую деятельность».

11 См. интересную трактовку «тайны аномии» у Дж. Агамбена: [Агамбен 2018, 142-146].

12 В своей монографии Д. Брэдшоу, на мой взгляд, не обратил должного внимания на анти-бо-жественный смысл энергии у апостола Павла, отметив этот момент только в сноске, касающейся уже теме послеапостольского времени [Брэдшоу 2012]. Этот недостаток, однако, им был преодолен в специальной статье [Bradshaw 2006].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Агамбен 2018 - Агамбен Дж. Оставшееся время: Комментариий к Посланию к Римлянам. М.: НЛО, 2018.

Аристотель 1976 - Аристотель. Сочинения. Т. 1.

М.: Мысль, 1976. Ахутин 2021 -Ахутин А.В. Полемическая синергия // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5, № 1. С. 55-77. Бибихин 2010 - Бибихин В.В. Энергия. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010.

Бирюков 2020 - Бирюков Д. С. «Синэнергетическое откровение реальности»: наблюдения о предыстории, источниках и содержании понятий «символ», «синергия», «энергия» у П.А. Флоренского в контексте рецепции паламизма в русской мысли начала XX в. // Вопросы философии. 2020. № 6. С. 103-115. Брэдшоу 2012 - Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М.: Яз. слав. культ., 2012. Буланенко 2020 - Буланенко М.Е. Восточнохристи-анское понятие энергии в философии С.С. Хоружего: осмысление традиции или прощание с ней? // История философии. 2020. Т. 25. N° 1. С. 16-26.

Буланенко 2019 - Буланенко М.Е. Логика, философия и богословие в теории энергии О. Павла

Флоренского // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20, N° 3. С. 185-196.

Василий (Кривошеин) 2011 - Василий (Кривошеим), архиеп. Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого // Богословские труды. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2011. С. 527-535.

Гагинский 2017 - Гагинский А.М. Философские категории в паламитских спорах // Богословский вестник. Сергиев Посад, 2017. No. 24-25, Вып. 1-2. С. 181-185.

Гагинский 2018 - Гагинский А.М. Дискуссия о различии сущности и энергии в контексте византийской онтологии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1, Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. № 76. С. 23-39.

Марков 2015 - МарковА.В. Энергия заблуждения: к интеллектуальной истории термина // Новый филологический вестник. 2015. № 4 (35). С. 10-16.

Новый Завет 2017 - Новый Завет: современный русский перевод. М.: Рос. Библ. о-во, 2017.

Плахтий 2021 - Плахтий С.В. Раскрытие термина «энергия» в «Философии имени» А.Ф. Лосева // Философская мысль. 2021. № 1. С. 24-39.

Пущаев 2018 - Пущаев Ю.В. Понятие энергии в современной философской литературе (В.В. Бибихин, С.С. Хоружий, Д. Брэдшоу) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3, Философия. Реферативный журнал. 2018. № 4. С. 189-200.

Пущаев 2019 - Пущаев Ю.В. Понятие энергии в современной философской литературе (В.В. Бибихин, С.С. Хоружий, Д. Брэдшоу). (Обзор: часть 2) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2019. № 1. С. 164-174.

Хоружий 2015 - Хоружий С.С. Бибихин, Хайдег-гер, Палама о проблеме энергии // Стасис. 2015. № 1. С. 89-102.

Barclay 2000 - Barclay W. New Testament Words. Westminster John Knox Press, 2000.

Bradshaw 2006 - Bradshaw D. The Divine Energies in the New Testament // St. Vladimir's Theological Quarterly. 2006. Vol. 50. P. 189-223.

Chen 1956 - Chen Ch. Different Meanings of the Term Energeia in the Philosophy of Aristotle // Philosophy and Phenomenological Research. 1956. Vol. 17, № 1. P. 56-65.

Hsieh 2021 - Hsieh L. C. Justification by Faith and Aristotle's Concepts of Dunamis and Energeia

// The Philosophy of Early Christianity in the Era of Digitalisation. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2021. P. 116-132.

Larchet 2010 - Larchet J.-C. La théologie des énergies divines. Des origines à saint Jean Damascène. Paris: Cerf, 2010.

Novum Testamentum 1968 - Novum Testamentum, The Greek New Testament. Stuttgart: Württemberg Bible Society, 1968.

REFERENCES

Agamben G., 2018. Il Tempo Che Resta. Un Commento Alla Letera Ai Romani. Moscow, NLO Publ.

Aristotel, 1976. Works. Vol. 1. Moscow, Mysl' Publ.

Ahutin, A.V., 2021. Polemic Sinergy. Philosophy. The Journal of the Higher School of Economics, vol. 5, no. 1, pp. 55-77.

Bibihin VV., 2010. Energy. Moscow, St.Thomas Institut Publ.

Birjukov D.S., 2020. "The Synergistic Revelation of Reality": Observations of Background, Sources and Content of the Concepts of "Symbol", "Synergy", and "Energy" in Pavel Florensky at the Context of the Assimilation of Palamism in Russian Thought of the Early 20th Century. Voprosy filosofii, vol. 6, pp. 103-115.

Bradshaw D., 2012. Aristotle East and West: Metaphysics and the Division of Christendom. Moscow, Jaz. slav. kul't. Publ.

Bulanenko M.E., 2020. The Eastern Christian Concept of Energy in the Philosophy of Sergey Khoruzhy: Explicating the Tradition or Saying Farewell to it? Istorija filosofii, vol. 25, no. 1, pp. 16-26.

Bulanenko M.E., 2019. Logic, Philosophy, and Theology in fr. Pavel Florensky's Theory of Energy. Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii, vol. 20, no. 3. pp. 185-196.

Vasiliy (Krivoshein), arhiep. 2011. The Problem of Cognizability of God: The Essence and Energy of St. Basil the Great. Arhiep. Vasiliy (Krivoshein). Theological Works. Nizhnij Novgorod, Hristianskaja biblioteka Publ., pp. 527-535.

Gaginskij A.M., 2017. Philosophical Categories in the Palamite Disputes. Bogoslovskij vestnik, vol. 24-25, no. 1-2, pp. 181-185.

Gaginskij A.M., 2018. Essence-Energy Distinction in the Light of Byzantine Ontology. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, vol. 76, pp. 23-39.

Markov A.V., 2015. Energy of the Delusion: To the Intellectual History of the Term. Novyj filologicheskij vestnik, vol. 4 (35), pp. 10-16.

Bishop Cassian (Bezobrazov), 2017. New Testament: Modern Translation in Russian. Moscow, Ros. bibl. o-vo Publ. Plahtij S.V., 2021. Elucidation of the Term "Energy" in the "Philosophy of the Name" of A.F. Losev. Filosofskaja mysl', vol. 1, pp. 24-39. Pushhaev Ju.V., 2018. Notion of Energy in Contemporary Philosophy (V.V. Bibihin, S.S. Khoruzhiy, D. Bradshaw). Review 1. Social 'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Serija 3: Filosofija. Referativnyj zhurnal, vol. 4, pp. 189-200.

Pushhaev Ju.V., 2019. Notion of Energy in Contemporary Philosophy (V.V. Bibihin, S.S. Khoruzhiy, D. Bradshaw). Review 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Social 'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Serija 3: Filosofija. Referativnyj zhurnal, vol. 1, pp. 164-174.

Khoruzhiy S.S., 2015. Bibikhin, Heidegger, Palamas on the Problem of Energy. Stasis, vol. 1, pp. 89-102.

Barclay W., 2000. New Testament Words. Westminster John Knox Press.

Bradshaw D., 2006. The Divine Energies in the New Testament. St. Vladimir's Theological Quarterly, vol. 50, pp. 189-223.

Hsieh L.C., 2021. Justification by Faith and Aristotle's Concepts of Dunamis and Energeia. The Philosophy of Early Christianity in the Era of Digitalisation. Cambridge, Cambridge Scholars Publishing, pp. 116-132.

Larchet J.-C., 2010. La théologie des énergies divines. Des origines à saint Jean Damascène. Paris, Cerf.

Chen Ch., 1956. Different Meanings Of The Term Energeia In The Philosophy Of Aristotle. Philosophy and Phenomenological Research, vol. 17, no. 1, pp. 56-65.

Novum Testamentum, 1968. The Greek New Testament. Stuttgart, Württemberg Bible Society.

Information About the Author

Evgeniy V. Karchagin, Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Head of the Department of Philosophy, Sociology and Psychology, Volgograd State Technical University, Academicheskaya St, 1, 400074 Volgograd, Russian Federation, evgenkar@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7398-9292

Информация об авторе

Евгений Владимирович Карчагин, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, социологии и психологии, Волгоградский государственный технический университет, ул. Академическая, 1, 400074 г. Волгоград, Российская Федерация, evgenkar@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7398-9292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.