Научная статья на тему 'Смысловые конструкты саморегуляции состояний студентов вузов'

Смысловые конструкты саморегуляции состояний студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
387
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысловой конструкт / саморегуляция психических состояний / ценностная нагрузка категорий смыслового конструирования / semantic construct / self-regulation of mental conditions / valuable loading of categories of semantic designing

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухрыгина Ольга Ивановна

Проведено исследование смысловых конструктов в осуществлении саморегуляции психических состояний. Представлен алгоритм диагностики данного уровня с применением техник репертуарных решеток

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic construct's research of level is carried out realisation of self-regulation of mental conditions. The algorithm and some results of diagnostics of the given level of semantic regulation of conditions is presented.

Текст научной работы на тему «Смысловые конструкты саморегуляции состояний студентов вузов»

психология сознания

смысловые конструкты саморегуляции состояний студентов вузов

© о. и. Мухрыгина

Мухрыгина ольга ивановна

старший преподаватель кафедры инженерной педагогики и культуры делового общения Самарский государственный университет путей сообщения psyola@mail.ru

Проведено исследование смысловых конструктов в осуществлении саморегуляции психических состояний. Представлен алгоритм диагностики данного уровня с применением техник репертуарных решеток.

Ключевые слова: смысловой конструкт, саморегуляция психических состояний, ценностная нагрузка категорий смыслового конструирования.

В исследованиях смысловой регуляции психических состояний рассмотрение смысловых конструктов позволяет выявить специфику, задаваемую тем, что смысловой конструкт проявляет себя в смыслообразующем эффекте, не объяснимом ни мотивами, ни диспозициями.

Исходные построения нашего исследования в данном направлении определяются концепцией А. О. Прохорова о системно-функциональных механизмах регуляции психического состояния [3] и фундаментальной теорией смысла Д. А. Леонтьева [1]. Первая концепция одним из важных положений рассматривает смысловую детерминацию состояний [2], а во второй— смысловой конструкт рассматривается как одна из смысловых структур, представляющая собой встречное представление

об объекте, некоторые образные структуры, внутренние проекции мира, сложившиеся в результате опыта взаимодействия субъекта с миром [1].

Регулирующая особенность данного уровня саморегуляции состояний носит характер видоизменения и дополнения общей картины

мира субъекта. Потребностно-нагруженные и ценностно-нагруженные категории смыслового конструирования во многом видоизменяют процесс категоризации и практически не различаются по характеру своего функционирования в смысловой регуляции. Однако различительную и смыслообразующую силу конструктам придает именно уровень личностных ценностей, являющийся высшим по отношению ко всем остальным уровням (смысловым структурам) [1].

Интересную возможность в исследованиях смысловых конструктов предоставляет применение техник репертуарных решеток Дж. Келли, которые являются в первую очередь методом исследования единичного случая. Обнаружение стабильных тем конструктов и устойчивых паттернов связей между выделяемыми объектами может позволить получить представление о структуре исследуемого феномена, характерного для той или иной группы испытуемых. По мнению Д. А. Леонтьева, если в теории В. Франкла, как и в ряде теорий (А. Адлера, К. Г. Юнга, Дж. Ройса), смысл рассматривался как «вершинное»образование, высший ориентир человеческого поведения, то в ряде других общепсихологических теорий (А. Н. Леонтьева, Ж. Нюттена, Дж. Келли и др.) смысл выступает, напротив, как сравнительно элементарный универсальный механизм, присутствующий на разных уровнях и в разных звеньях человеческого поведения и познавательной активности. Стоит согласиться с Д. А. Леонтьевым в том, что парадоксальным образом смысл во втором, менее «возвышенном» понимании оказывается намного более важным объяснительным понятием, чем в первом. Мы предприняли попытку использовать данную технику в исследовании смысла саморегуляции психических состояний.

Методика

Испытуемые — студенты гуманитарных и негуманитарных факультетов вузов г. Самары. Возраст студентов — от 18 до 22 лет. Общее число респондентов — 10 человек обоих полов.

Форма психологического исследования с использованием модифицированной методики, основанной на методе репертуарных решеток Дж. Келли, является индивидуальной и диалогической по своей специфике проведения и обработке результатов. Подход Дж. Келли, в основе которого лежит конструктивный альтернативизм, дает людям огромное количество возможностей для выбора альтернативы банальному [5, с. 434]. Определение конструктов включает в себя выбор альтернативы с большей вероятностью валидизации аспектов опыта, которые уже были соответствующим образом точно интерпретированы [5, с. 447]. Дж. Келли рассматривает конструкт не как лингвистическое образование (он может проявляться и объективироваться в виде языковых значений, но не сводится к ним) [4]. Оригинальная модификация методики репертуарных решеток Дж. Келли была использована нами в данном исследовании. Рассмотрим алгоритм проведения диагностики, предоставляя в качестве иллюстрации общую таблицу исходных диагностических формулировок, определяемых респондентами, и один из индивидуальных протоколов.

На первом этапе диагностики уровня смысловых конструктов саморегуляции состояний респонденту предлагалось ответить на исходные

7 вопросов: «Какое состояние в ситуации обычного общения Вы стремитесь продлить?»; «Какое состояние в ситуации напряженного общения Вы преодолеваете?»; «Какое состояние в ситуации лекции Вы стремитесь сменить на противоположное?»; «Какое состояние в ситуации экзамена Вы стремитесь продлить?»; «Какое состояние в ситуации самостоятельного принятия решения Вы продлеваете?»; «Какое состояние в ситуации семинара Вы стремитесь сменить на противоположное?»; «Какое состояние в ситуации группового решения Вы стремитесь сменить на противоположное?». Ответы на данные вопросы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные для исследования уровня смысловых конструктов саморегуляции состояний

Вопросы 1 2 3 4 5 6 7

Респонденты^ вопрос вопрос вопрос вопрос вопрос вопрос вопрос

ж. И.С.21 г. чувство нужности сконцентри- рованность безразличие включен- ность эйфория тревожность тревога

ж. Г.И.22 г. легкость спокойствие угнетение сосредото- ченность уверенность сдержанность сомнение

ж. Б.Ю.20 л. спокойствие отсутствие интереса безразличие собранность уверенность злость неуверен- ность

м. Р.В.19 л. позитив отсутствие желания общаться размышле- ние спокойствие скука давление безынициа- тивность

м. А.Т.20 л. интерес боязнь безразличие радость активность неуверенность сомнение

ж. К.С.22 г. радость злость безразличие компетент- ность уверенность страх перед ответом пассив- ность

ж. К.Г. 20 л. интерес напряжение скука спокойствие соблазн волнение Безразли- чие

м. И.Н.20 л. интерес напряжен- ность скука бодрость спокойствие сонливость Неопреде лленность

м. Ж.И. 22 г. заинтересо- ванность бешенство сонливость сосредото- ченность уверенность скука равноду- шие

м. А.Н.18 л красноречие злость нудность спокойствие уверенность сонливость раздражен- ность

Подчеркивая разнообразие ответов респондентов, отметим, что исходные вопросы инициируют ответы о саморегуляции как позитивных состояний (вопросы — 1, 4, 5), так и негативных (2, 3, 6, 7) в различных ситуация учебной и внеучебной деятельности студентов. Такое объединение отражает одну из важных характеристик уровня смыслового конструирования — трансситуативность данного «измерения», объединяющего условно разделенные ситуации.

Далее каждый из 7 ответов на исходные вопросы — состояние — предлагалось охарактеризовать ответами на вопрос о смысле его саморегуляции — «Зачем Вы регулируете данное состояние?». На данном этапе диагностики исходное разнообразие развивается в конструировании целевого суждения (конструкта), ориентированного на продолжение фразы «Для того,чтобы...».

Затем в логике избранной методики для каждого из сформулированных таким образом суждений предлагалось подобрать противоположное по смыслу суждение (контраст). Полученная таким образом «смысловая оппозиция» суждений является качественной основой в исследовании особенностей уровня смысловых конструктов. Задаваемые сформулированными суждениями (конструктами и контрастами) индивидуально-специфические шкалы были использованы для оценки каждого из 7 состояний в предлагаемых ситуациях по десятибалльной системе. По результатам оценки каждого состояния по каждой шкале была создана индивидуальная матрица оценок для каждого респондента (см. табл. 2).

Таблица 2

Пример индивидуальной матрицы оценок состояний по индивидуальным шкалам смысловых конструктов (респондент И.С. ж., 21 год)

Элементы — состояния Смысловые конструкты и контрасты — целевые суждения чувство нужности сконцентри- рованность безразличие включенность эйфория тревожность тревога

«чувствовать безопасность» — 8 8 -9 9 -6 -9 -2

«чувствовать опасность»

«быть любимым» —

10 10 -10 10 10 -8 -2

«чувствовать безразличие»

«ощущать расслабление» — -6 -6 -6 -8 -9 -10 -10

«испытывать напряжение»

«интеллектуально развиваться» — 10 10 -5 10 4 -10 4

«деградировать»

«замечать мелочи» — «обобщать» 10 10 -10 7 8 -1 -9

«было ощущение ребенка внутри 10 -10 -6 -9 9 1 10

себя» — «быть взрослым»

«испытывать возбуждение» — -9 9 -9 9 10 3 10

«ощущать спокойствие»

Данные матрицы оценивались на предмет смысловой асимметрии, выраженной крайними положительными оценками индивидуальных шкал (10), что давало возможность выделить собственно смысловые и предметные конструкты. Данный респондент, как видно из таблицы 2, имеет довольно большое число «крайних» конструктных оценок, что говорит о категоричности и некоторой ригидности смыслового конструирования в саморегуляции своих состояний.

Кроме того, в технике репертуарных решеток значимые показатели ранговой корреляции 1—коэффициента Спирмена представляют собой формально-структурные характеристики смыслового конструирования. Их высокие значения (г > 0,754, при п=7 и р=0,05) иллюстрируют наличие связей между исследуемыми параметрами (и между исходными элементами, и между конструктами). Наличие системы конструктов бывает выражено узким репертуаром и их жесткой соподчиненностью.

Именно такой случай иллюстрируют результаты данной испытуемой. Поскольку элементами в данном исследовании являются состояния, можно говорить о том, что данный респондент довольно узко интерпретирует те состояния, которые испытывает. Связанными оказались состояния «тревожность— эйфория»(0,782) и «включенность— сконцентрированность»^,774). Этот эмпирический факт говорит о том, что данными диадами испытуемая И.С. объясняет большую часть собственных психических состояний.

Выявленные связи смысловых конструктов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сила и направление корреляционных связей смысловых конструктов и контрастов саморегуляции (1—коэффициент Спирмена)

Смысловые конструкты-контрасты (целевые суждения о саморегуляции состояний) «быть любимым» — «чувствовать безразличие» «интеллектуально развиваться» — «деградировать»

«чувствовать безопасность»— «чувствовать опасность» 0,803 0,953

«замечать мелочи»— «обобщать» 0,875 0,857

В таблице 3 показан репертуар смысловых конструктов, с помощью которого респондент объясняет саморегуляцию собственных состояний. Таким образом, в данном протоколе представлен набор связанных диад конструктов, ограничивающих довольно категоричным отношением как к состояниям так и к конструктам, задающим смысловое содержание их регуляции.

Кроме того, категории смыслового конструирования, видоизменяющие процесс категоризации на данном уровне смысловой регуляции, более представлены потребностно-нагруженным видом категорий (потребности безопасности, потребности быть любимым). Видимо, личностные ценности, являющиеся высшим уровнем по отношению ко всем остальным уровням регуляции, довольно слабо задают различительную и смыслообразующую силу конструктам данного респондента (важно развиваться, а не деградировать). Данная особенность дефицита ценностных нагрузок смыслового конструирования саморегуляции, возможно, объясняет выявленную ригидность и жесткость связей в оценке элементов-состояний.

Также в данном исследовании мы используем термин «артикулиро-ванность системы конструктов», явившийся более адекватным толкованием «связности» измеряемых конструктов, чем «когнитивная сложность» [6, с. 84]. Артикулированность системы конструктов, понимаемая как расчлененность или структурированность, является характеристикой структурной организации системы конструктов, при которой наблюдается определенное сочетание, скоординированность принципов интеграции и дифференциации перечня исследуемых признаков («артикул» — пункт в перечне) [6, с. 362—363]. На рисунках 1 и 2 артикулированность систем конструктов представлена особенностями иерархии кластерного древа элементов-состояний и кластерного древа смысловых конструктов, отражающих их трансситуативную специфику для данного респондента.

Tree Diagram for Variables

TIpomoKOJi 2. (H.C., Dfc., 21zod) Complete Linkage Euclidean distances

чувство нужности-----------i----------j-----------j

сконцентрированность ------i_______________________________

включенность ------1 ------------

эйфория ------------------------------1________________

тревога ------------------------------1

безразличие --------------------------1________________________________

тревожность --------------------------1

0 20 40 60 80 100 120

(Dlink/Dmax)*100

Рис. 1. Категориальное древо состояний в смысловом конструировании их саморегуляции

Относительно нечеткая дифференциация состояний является основной характеристикой в индивидуальной оценке данного респондента (см. рис. 1): элементы-состояния объединены в три ветви. Возможно, трудность данного респондента заключается в распознавании и дифференциации состояний, названных ею как тревожность, сконцентрированность и включенность. Эта сложная конструкция наиболее близка к «связке»— «эйфория и тревога» и более удалена от «связки»— «безразличие и тревожность».

Tree Diagram for Variables

Протокол 2. (И.С, ж., 21 год)

Complete Linkage Euclidean distances

«чувствовать безопасность» - «чувствовать опасность» --

«быть любимым» - «чувствовать безразличие» ---1

«интеллектуально развиваться» - «деградировать» -'

«замечать мелочи» - «обобщать» -------- -------

«испытывать возбуждение» - «ощущать спокойствие» ---------------

«ощущать расслабление» - «испытывать напряжение» -------------------1

«было ощущение ребенка внутри себя»- «быть взрослым» -------------------1

10 30 50 70 90 110

20 40 60 80 100

(01ткЮтах)*100

Рис. 2. Категориальное древо смысловых конструктов-контрастов саморегуляции состояний

Несколько иная архитектура кластерного древа смысловых конструктов — большая и малая кластерные ветви — иллюстрирует значительное усложнение связей целевых суждений о саморегуляции состояний как смысловых конструктов (см. рис. 2). Смысловым «ядром» саморегуляции состояний данной студентки является ценностно-потребностное объедине-

ние конструкта «быть любимым — чувствовать безразличие»и конструкта «интеллектуально развиваться — деградировать». Этот эмпирический факт отражает глубину ценностного измерения данного субъекта, раскрывающегося в довольно сложно организованных связях с другими смысловыми построениями.

Более подробные интерпретации позволили проверить и подтвердить гипотезу о наличии связи между состояниями в оригинальной формулировке и оценке респондента, описать элементарный механизм осмысления саморегуляции в трактовке единичного субъекта. При этом полный содержательный анализ результатов может позволить сформулировать гипотезы о характере и природе этой связи, представленной формально-структурными и содержательно-смысловыми параметрами смыслового конструирования саморегуляции на индивидуальном уровне субъекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев,Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003. 487 с.

2. ПрохоровД. О. Отношение «смысл-состояние»: механизмы и закономерности взаимодействия // Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской конференции: 29 июня — 1 июля 2007 г. Самара : Изд-во «Научно-технический центр», 2007. С. 441—449.

3. Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М. : ПЕР СЭ, 2005. 352 с.

4. Фрейджер,Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. 121 с.

5. Хъелл,Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб. : Питер, 2001. 608 с.

6. Шмелев,А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб. : Речь, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DIAGNOSTICS OF LEVEL SEMANTIC CONSTRUCT'S OF SELF-REGULATION OF CONDITIONS OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS O. I. Muhrigina

Semantic construct's research of level is carried out realisation of self-regulation of mental conditions. The algorithm and some results of diagnostics of the given level of semantic regulation of conditions is presented.

Key words: semantic construct, self-regulation of mental conditions, valuable loading of categories of semantic designing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.