M
Оригинальное исследование
УДК 159.923
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-8
Лучинкина А.И., © Коршак А. А.*_
Смысловая регуляция поведения интернет-активных пользователей
Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова,
переулок Учебный, д. 8, г. Симферополь, 295015, Республика Крым, Российская Федерация [email protected]*
*
Статья поступила 29 января 2024; принята 15 марта 2024; опубликована 30 марта 2024
Аннотация. Введение. На современном этапе развития цифрового пространства, особенности виртуальной сети обеспечивают определенный уровень анонимности пользователей, что расширяет возможности для формирования и развития личностных смыслов по отношению к деятельности в виртуальном пространстве. Несмотря на существование достаточного количества исследований особенностей смысловой сферы и смысловой регуляции поведения личности в реальном пространстве, на сегодняшний день практически нет исследований, изучающих особенности смысловой регуляции поведения пользователей Сети. Целью работы выступает исследование особенностей смысловой регуляции поведения интернет-активных пользователей, включающее в себя рассмотрение ценностных и смысловых образований, формирующихся в результате взаимодействия личности с интернет-пространством. Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Академии предпрофессионального образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова. В нем приняли участие подростки в возрасте 1415 лет (438 человек). В качестве эмпирических методов исследования использовались: анкетирование, психодиагностический набор методик для изучения особенностей смысловой регуляции поведения интернет-активных пользователей. В результате выделены типы поведения интернет-активных пользователей в соответствии со спецификой их смысловой сферы и направленности в интернет-пространстве. Выделенные типы были разделены на группы в зависимости от нормативности поведения в интернет-пространстве. Эмпирически выявлены различия в сфор-мированности нравственных ориентаций у интернет-активных пользователей. Вывод. Интернет-пространство накладывает отпечаток на формирование смысловой сферы личности и определяет особенности регуляции поведения с учетом индивидуальных смысловых особенностей личности.
Ключевые слова: смысловая регуляция поведения; интернет-пользователь; смысловая сфера; интернет-активность
Информация для цитирования: Лучинкина А.И., Коршак А.А. Смысловая регуляция поведения интернет-активных пользователей // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т.10. №1. С. 109-118. DOI: 10.18413/23138971-2024-10-1-0-8.
A.I. Luchinkina, A.A. Korshak*
Semantic regulation of the behavior of Internet active users
Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University, 8 Uchebny Ln., Simferopol, 295015, Republic of Crimea, Russian Federation [email protected]*
Received on January 29, 2024; accepted on March 15, 2024; published on March 30, 2024
Abstract. Introduction. At the present stage of development of the digital space, the features of the virtual network provide a certain level of user anonymity, which expands the opportunities for the formation and development of personal meanings in relation to activities in the virtual space. Despite the existence of a sufficient number of studies on the features of the semantic sphere and the semantic regulation of personal behavior in real space, today there is no sufficient replacement of the word, or even a repetition of studies studying the features of the semantic regulation of the behavior of Internet users. The purpose of the work is to study the features of semantic regulation of the behavior of Internet active users, which includes consideration of value and semantic formations formed as a result of the interaction of an individual with the Internet space. Materials and methods. The study was conducted on the basis of the Academy of Pre-Professional Education of Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University. The study involved 14-15-year-old teenagers (438 people). The following empirical research methods were used: questionnaires, a psychodiagnostic set of techniques to study the features of semantic regulation of the behavior of active Internet users. As a result, the types of behavior of Internet active users were identified in accordance with the specifics of their semantic sphere and orientation in the Internet space. The identified types were divided into groups depending on the normative behavior in the Internet space. Differences in the formation of moral orientations among active Internet users were empirically identified. Conclusion. The Internet space leaves an imprint on the formation of the semantic sphere of the individual and determines the features of behavior regulation, taking into account the individual semantic characteristics of the individual.
Keywords: semantic regulation of behavior; internet user; semantic sphere; Internet activity
Information for citation: Luchinkina, A.I. and Korshak, A.A. (2024), "Semantic regulation of the behavior of Internet active users", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 10 (1), 109-118, DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-8.
Введение (Introduction). Цифровая ное течение жизни не только за счет расши-
эпоха диктует свои законы и меняет привыч- рения значимого пространства личности, но
и новых личностных механизмов, определяющих взаимодействие личности с цифровой средой. Наиболее интересными и приспособленными для «жизни» оказались социальные сети и мессенджеры, которые изначально были предназначены для общения людей. Именно в этом пространстве была создана первая среда обитания интернет-пользователей, взаимодействующих друг с другом посредством информационно-коммуникативных технологий и своих виртуальных образов.
Взаимодействие акторов в виртуальной среде обитания может привести к социальной стратификации и возникновению ситуаций фрустрации, если смысловые поля коммуникантов будут конфликтными (Жихарева, Лучинкина, Лучинкина, 2022).
В связи со сказанным на первый план выходит смысловая регуляция поведения личности в цифровой среде и ее особенности в зависимости от специфики взаимодействия личности с этой средой.
Следует отметить, что анонимность, бестелесность, доступность, свобода выражение себя в интернет-среде обуславливают стихийное рождение и распад виртуальных сообществ.
Интернет-активность как интегральная характеристика личности определяется особенностями взаимодействия индивида с интернет-средой, а именно: временем, проведенным в Сети, различными направлениями деятельности в Сети, насыщенностью виртуальной жизни (Лучинкина, 2019). Однако, такое определение интернет-активности является несколько устаревшим и требует введения дополнительных параметров - количества активных подписчиков, количество лай-ков к опубликованным постам, то есть тех маркеров, которые определяют активность виртуального образа пользователя. Более того, интернет-активность приобретает первостепенную роль в качестве основного личностного механизма освоения нового пространства. Распределение пользователей Интернета по уровню интернет-активности, в первую очередь, определяет степень их вовлеченности в интернет-пространство. Мы
согласны уже с ранее предложенным распределением: пассивные, ситуативные, активные и чрезмерно активные пользователи (Лу-чинкина, 2022). Однако, за последние 10 лет изменились сущностные характеристики каждого уровня. Анализ контента страниц интернет-пользователей позволил расширить представление об уровнях интернет-активности личности.
Так, к интернет-пользователям с низким уровнем интернет-активности (пассивные) относятся пользователи, которые: проводят в Сети менее 2-х часов в сутки; выходят в Сеть по необходимости или просто посмотреть, что делают другие; имеют от 2-х до 20-ти подписчиков и/или друзей, проявляющих низкую активность на стене пользователя; малочисленные посты либо не имеют вовсе, либо имеют небольшое количество лайков.
К ситуативным относятся пользователи, которые: проводят в Сети от 2-х до 4-х часов в сутки; выходят в Интернет не каждый день; имеют от 20-х до 50-ти подписчиков и/или друзей, проявляющих низкую активность на стене пользователя; малочисленные посты имеют небольшое количество лайков. Стена страницы в ВК, как правило, пуста.
К активным интернет-пользователям относятся те пользователи, которые: проводят в Сети от 4-х до 6-х часов в сутки; выходят в Интернет каждый день; имеют более 100 активных подписчиков и/или друзей; посты имеют большое количество лайков.
К чрезмерно активным интернет-пользователям относятся те пользователи, которые: проводят в Сети более 6-ти часов в сутки; выходят в Интернет каждый день; имеют более 100 активных подписчиков и/или друзей; посты имеют большое количество лайков.
Уровень интернет-активности является цифровым аналогом темперамента личности и позволяет определить некоторые общие характеристики интернет-пользователи с одинаковым уровнем этой величины - подвижность, импульсивность, вовлеченность (Лучинкина, Андреев, Коршак, 2024).
Однако, среди пользователей с высоким уровнем агрессивности не всегда оказываются
респонденты только с высоким уровнем интернет-активности. Также и ситуативная интернет-активность не всегда является показателем ригидности личности. Мы предполагаем, что причиной таких различий является смысловая регуляция поведения личности.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Современные исследователи отмечают возрастающий уровень доверия информации, размещенной в сети интернет, что способствует вовлеченности молодого поколения в Сеть (Бланк, Даттон, 2012). Личность использует интернет-пространство не только с целью поиска информации, но и также как способ избегания негативных эмоций, проживающих в реальном пространстве, что может способствовать развитию негативных смыслов по отношению к Интернету и формировать деструктивное поведение в Сети (Берналь-Руис, 2021). Проведенное исследование, целью которого было изучение представлений личности ребенка об Интернете, демонстрирует важность изучения влияния виртуальной сети на смысловую сферу подростка (Энеско, Себастьян-Энеско, 2022).
В трудах А.Н. Леонтьева (Леонтьев 1979), Д А. Леонтьева (Леонтьев, 1988), А.Г. Асмолова (Асмолов, 1980), И.В. Абакумовой активно рассматривается и изучается проблема ценностно-смысловой сферы личности в реальном пространстве. Большой пласт исследований посвящен изучению стратегий смыслобразования (Абакумова, Годунов, 2019), смысловой регуляции поведения в командной деятельности (Проненко, 2019; Бакуняева, 2014). При этом смысловая регуляция поведения личности в интернет-пространстве не была предметом исследования ученых, но проведенные исследования создают основу и предпосылки для изучения данной темы.
Наиболее близкими для нашего исследования являются работы А.Е. Войскун-ского, Г.У. Солдатовой, Е.И. Рассказова, А.И. Лучинкиной, Н.А. Ивановой, И.С. Лу-чинкиной, Р.И. Зекерьяева. Эти исследователи акцентируют внимание на инаковости мотивов деятельности личности в интернет-
пространстве. Более того, в работах этих ученых впервые формулируется понятие интернет-активность .
А.Е. Войскунский отмечает важность исследований в области киберпсихологии, так как Интернет присутствует во всех разделах психологической науки, а особенности поведения личности в виртуальном пространстве должны изучаться с позиции муль-тидисциплинарного подхода (Войскунский,
2013).
Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова выделяют группы подростков в зависимости от развития их цифровой компетентности. Авторы отмечают, что подростки с низким уровнем развития цифровой компетентности в большей степени подвержены возникающим онлайн-угрозам. От уровня цифровой компетентности, по мнению авторов, зависит какие именно виды онлайн деятельности выбирают пользователи (Солдатова, Расска-зова, 2016).
И.С. Лучинкина отмечает, что через деятельность в интернет-пространстве личность способна удовлетворить свои коммуникативные и познавательно-поисковые потребности, а также проявляет социально-психологические особенности. По нашему мнению, в интернет-пространстве личность формирует уникальные смыслы, которые определяют смысловую регуляцию поведения в Сети.
Так, в работах А.И. Лучинкиной впервые выделены мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве - мотив личного пространства, мотив репликации, мотив воплощения в роль, мотив обозначенного присутствия, мотив взносах (Лучинкина,
2014).
В работах Р.И. Зекерьяева выделено несколько групп ценностей, присущих пользователям с разным уровнем интернет-активности: ценности-убеждения (убеждения относительно безопасности интернет-пространства, убеждения о свободе творчества в Сети, убеждения об ответственности в интернет-среде, убеждения о нормах и правилах поведения в виртуальном пространстве,
убеждения об Интернете как информационном пространстве) и ценности-действия (ценность иной жизни, ценность легкого успеха, ценность географической толерантности, ценность информационной доступности, ценность развлечений) (Зекерьяев, 2021). Однако влияние новых смыслов на поведение личности в интернет-пространстве не рассматривалось.
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение особенностей смысловой сферы, в том числе у интернет-пользователей, проблема смысловой регуляции поведения интернет-активной личности изучалась лишь частично. В тоже время игнорирование нравственной надстройки ценностно-смысловой сферы личности в регуляции ее поведения в интернет-пространстве может привести к переносу асоциального поведения из виртуального в реальное пространство.
Проведенный теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования позволил представить смысловую регуляцию поведения интернет-пользователя через развертывание смысловых и ценностных ори-ентаций при вовлечении личности в виртуальное пространство с учетом уровня ее интернет-активности и личностных особенностей.
Цель исследования - определить психологические особенности смысловой регуляции поведения интернет-активных пользователей.
Методология и методы (Methodology and methods). В качестве эмпирических методов исследования использовались: анкетирование для выявления уровня интернет-активности, «Тест смысложизненных ориентацию» (Д.А. Леонтьев) - для исследования мо-тивационного компонента смысловой сферы личности; анкетирование, авторский исследовательский опросник «Нравственные ориентации личности в интернет-пространстве» - для исследования нравственного компонента смысловой сферы (опросник позволяет изучить особенности формирования нравственных ценностей в интернет-пространстве и направлен на исследование моральных, конвенциональных и персональных нравственных ценностей), методика «Пятифакторный
опросник личности» (Хийджиро Тсуйи, в адаптации А.Б. Хромова) - для исследования личностного компонента смысловой сферы личности, метод фокус-групп - для выявления новых смыслов вовлечения в интернет-пространство. Для статистической обработки данных использовался метод кластерного анализа для всего массива полученных данных.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 438 подростков 14-15 лет, обучающиеся на базе Академии пред-профессионального образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.
Результаты исследования и их обсуждение (Research Results and Discussion). Проведенная процедура кластеризации позволила выделить 6 групп респондентов с характерными особенностями поведения в интернет-пространстве. К нормативным отнесены первые три группы. Основным критерием нормативности пользователя выступал уровень направленности личности в интернет-пространстве.
Гости (первая группа) - ситуативные пользователи. Эта группа пользователей входит в Интернет по необходимости - поиск учебного материала, необходимость срочного общения. Эмоционально устойчивы. Чаще всего проверяют найденную информацию, используя проверенные источники. Не склонны перекладывать ответственность за свои поступки на других, поэтому тщательно отслеживают произведенный контент. Интернет для них - это пространство для целенаправленной детальности, но предпочтительным остается все же реальное пространство.
Контролеры (вторая группа) - активные и ситуативные пользователи. Эта группа пользователей входит в Интернет для осуществления различных направлений деятельности, включающих общение, поиск информации, при этом они свободно ощущают себя в виртуальном пространстве. Эмоционально устойчивы, но склонны перекладывать ответственность за свои поступки на других, как следствие доверяют информации без проверки ее достоверности.
С учетом того, что данная группа контролирует свою жизнь, они распространяют контроль и на виртуальное пространство, контролируя деятельность других участников. Склонны комментировать посты знакомых и незнакомых людей, высказывая свое мнение.
Замкнутые (третья группа), куда вошли активные и чрезмерно активные пользователи. Эти респонденты обладают высоким самоконтролем и способны предвидеть последствия принятых ими решений. Они проводят много времени в Сети, но предпочитают оставаться необнаруженными. Чаще всего закрывают свои профили в социальных сетях, обеспечивая доступ к ним только проверенным людям. Эмоционально устойчивы, несут ответственность за свои поступки, совершенные в сети. Интернет для них - это пространство для самореализации и построения собственной траектории жизни с оценкой собственных ценностей.
К дезадаптивным группам были отнесены следующие три группы пользователей, склонных к проявлению асоциального или/и антисоциального поведения в Сети (буллинг, хаккинг и др.).
Неосознанные дезадаптанты (четвертая группа) - активные и чрезмерно активные пользователи. Эти пользователи много времени проводят в Интернете, реализуя различные направления деятельности, но при этом они не несут ответственность за свои поступки, совершаемые в Сети и не следят за тем какой контент потребляют и производят. Эмоционально неустойчивы. Данная группа дей-
ствует в согласии с тем сообществом, к которому она принадлежит, легко перенимает виртуальные модели поведения, не формируя свою собственную. Интернет для них - это пространство с возможностью реализации неконтролируемой деятельности, ответственность за которую можно перенести на других.
Осторожные нарушители (пятая группа) - активные и чрезмерно активные пользователи. Уровень развития локуса контроля - жизнь - средний, но данная группа проявляет отрицательную направленность поведения, так как Интернет для них - это пространство для самовыражения, в том числе деструктивной направленности, а ответственность за данное поведение можно перенести на виртуальный образ.
Интернет-хулиганы (шестая группа) -активные пользователи. Эта группа старается как можно больше времени провести в Сети, реализуя деятельность в различных направлениях - общение, развлечения, поиск информации, создание контента. Эмоционально устойчивы. Не склонны проверять найденную информацию, используют недостоверные источники. Склонны перекладывать ответственность за свои поступки на других, как следствие, не контролируют произведённый личный контент в Сети. Интернет для них - это свободное пространство, без контроля и правил.
Исследование, проведенное с помощью фокус-групп, позволило выделить новые ценности и смыслы, возникающие в процессе взаимодействии личности с интернет-средой (таблица).
Таблица
Новые смыслы и нравственные нормы характерные для интернет-среды
Table
New meanings and moral standards characteristic of the Internet environment
Группа Новообразования
Личностные смыслы по отношению к интернет-среде Персональные нравственные нормы
Гости Общение без границ Информационный серфинг Недоверие анонимным пользователям. Виртуальная деятельность контролируется кем-то из вне.
Контролеры Виртуальный вуайеризм Доверие online-ресурсам. Свободное высказывание своего мнения в Сети.
Группа Новообразования
Личностные смыслы по отношению к интернет-среде Персональные нравственные нормы
Замкнутые Возможность сохранения дистанции и собственной анонимности. Недоверие всем пользователям Сети, кроме близких друзей. Проверка поступающей информации.
Неосознанные дез-адаптанты Серфинг по сообществам Магический оборот Подражание виртуальным образам.
Осторожные нарушители Осторожные риски Перенос ответственности за деятельность на виртуальный образ.
Интернет-хулиганы Бои без правил Интернет - это свободное пространство без контроля и правил.
В первой группе (гости) можно выделить личностные смыслы, возникающие в результате деятельности в Сети: «общение без границ» проявляется в одновременном общении с несколькими людьми, использованием различных online-платформ, быстрое переключение между ними; «информационный серфинг», характеризуется тем, что пользователи проявляют интернет-активность, направленную на поиск неизвестной ранее информации и посещение различных информационных ресурсов.
На уровне персональных нравственных ценностей выделяются такие новые ценности, как «недоверие анонимным пользователям» (пользователи этой группы не склонны доверять пользователям с анонимными страничками, не добавляют их в круг знакомств и стараются не вступать с ними во взаимодействие) и «виртуальная деятельность контролируется кем-то извне» (интернет-пользователи считают, что виртуальная деятельность может контролироваться кем-то извне, поэтому необходимо сохранять осторожность при взаимодействии с кем либо в интернет-среде). Формирование этих норм обуславливается, низким уровнем включенности в виртуальное пространство и недостаточной осведомлённостью личности об особенностях данной среды.
Для второй группы (контролеры), характерно формирование нового смысла «виртуальный вуайеризм», который формируется в результате виртуальной деятельности, направленной на анонимное (скрытое) наблюдение за другими пользователями
Сети. На уровне нравственных ценностей, новообразованиями являются ценности: «доверие online-ресурсам» (проявляется в убежденности в том, что в виртуальном пространстве большинство пользователей транслируют достоверную информацию), «свободное высказывание своего мнения в Сети» (пользователи не боятся высказывать свою точку зрения в комментариях и открыто выражать позицию по обсуждаемым вопросам). Формирование, именно таких, нравственных норм в данной группе обуславливается особенностями взаимодействия личности и виртуальной среды (высокая адаптивность в виртуальном пространстве, восприятие Сети, как свободного пространства для деятельности).
В третьей группе (замкнутые) выделены новые личностные смыслы, выражающие закрытость и отстранённость личности по отношению к виртуальной-среде, а именно «возможность сохранения дистанции и собственной анонимности». Выделены новые нравственные ценности: «недоверие всем пользователям Сети, кроме близких друзей» (данные пользователи стараются не вступать во взаимодействие с подписчиками не входящие в число близких друзей, они считают их враждебно настроенными) «проверка поступающей информации» - склонны проверять поступающую информацию в нескольких источниках, сопоставлять ее с уже имеющимся опытом, полученным ранее. Формирование данных нравственных ценностей и смыслов определено тем, что пользователи этой группы проводят много времени в Сети, но при этом стараются оставаться в
тени и быть незамеченными для сохранения своей конфиденциальности.
Для группы неосознанных дезадаптан-тов характерно формирование новых смыслов, связанных со свободой деятельности в виртуальном мире и возможностью перевоплощения в виртуальные образы: «серфинг по сообществам» (одновременное нахождение и взаимодействие в нескольких online-сообществах), «магический оборот» (перевоплощение в виртуальный образ, приписывание себе несуществующих черт). Представители данной группы не могут выработать собственную модель поведения в Сети, в следствии чего, у них формируется модель поведения, выражающаяся в формировании нравственных ценностей подражания виртуальным образам.
Для группы осторожных нарушителей новыми смыслами являются смыслы, связанные с возможностью совершать асоциальную деятельность с сохранением анонимности - «Осторожные риски». Эта группа проявляет асоциальную направленность поведения в Сети, при этом пытаясь сохранить иллюзию правомерности, в следствии чего, у них формируются новые нравственные ценности проявляющиеся в переносе ответственности за деятельность на виртуальный образ.
В группе интернет-хулиганов процесс взаимодействия с виртуальной средой воспринимается как свободный и бесконтрольный, поэтому для них характерно формирование смыслов и ценностей, выражающихся в возможности совершать асоциальную деятельность с сохранением анонимности и безнаказанности («бои без правил»), в блоке ценностных образований - «Интернет- это свободное пространство без контроля и правил», убеждённость в том, что интернет-среда является свободной и открытой и они могут реализовать деятельность, невозможную в реальном пространстве.
Проведенное исследование позволяет расшить представление о роли ценностно-смысловой сферы в регуляции поведения личности, рассмотренной в работах
А.Н. Леонтьева (Леонтьев 1979), Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1988), А.Г. Асмолова (Асмолов, 1980), И.В. Абакумовой, М.В. Годунова (Абакумова, Годунов, 2019), так как в данной работе представлен новый взгляд на структуру ценностно-смысловой сферы, выделяются новые ценности (нравственные ценности) и смыслы (смысловые образования). Так же проведенное исследование позволяет расширить преставление о роли интернет-пространства в формировании ценностно-смысловой сферы личности, рассмотренной в работах И.С. Лучинкиной (Лу-чинкина, 2018) и Р.И. Зекерьяева (Зекерьяев, 2017). Анализ результатов исследования подтверждает ранее выдвинутый тезис о том, что интернет-пространство оказывает влияние на формирование новых ценностей и смыслов внутри ценностно-смысловой сферы.
Заключение (Conclusions). Полученные результаты проведенного исследования позволили выделить шесть типов поведения интернет-пользователей в соответствии со спецификой их смысловой сферы и направленности в интернет-пространстве: нормативные типы - гости, контролеры, замкнутые; дезадаптивные типы - неосознанные дезадаптанты, осторожные нарушители, интернет-хулиганы. Основным критерием нормативности является направленность поведения личности в Сети. Для выделенных групп характеры индивидуальные особенности поведения в Сети связанные, как с их личностными особенностями (эмоциональная устойчивость (неустойчивость)), так и с особенностями их смысловой сферы (ценностно-смысловые ориентации).
Исходя из полученных результатов было проведено дополнительное исследование с помощью метода фокус-групп, которое позволило выделить новые смыслы и нравственные нормы характерные для интернет-среды, а именно:
- личностные смыслы по отношению к интернет-среде: общение без границ, информационный серфинг, виртуальный вуай-еризм, возможность сохранения дистанции и
собственной анонимности, серфинг по сообществам, магический оборот, осторожные риски, бои без правил;
- персональные нравственные нормы: недоверие анонимным пользователям, виртуальная деятельность контролируется кем-то извне, доверие online-ресурсам, свободное высказывание своего мнения в Сети, недоверие всем пользователям Сети, кроме близких друзей, проверка поступающей информации, подражание виртуальным образам, перенос ответственности за деятельность на виртуальный образ, Интернет - это свободное пространство без контроля и правил.
Таким образом, результаты описанного исследования подтверждают тезис о том, что поведение личности в Сети регулируется по-средствам смысловой сферы (включающей смысловые и ценностные образования).
Список литературы
Абакумова И.В., Годунов М.В. Смыслооб-разующие стратегии: обзор отечественных исследований // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. 2019. №1. С. 57-65.
Асмолов А.Г. Диспозиционная структура регуляции социального поведения личностиб от гипотезы к концепции // Вопросы психологии. 1980. №3. С. 178-181.
Бакуняева Д.С. Влияние смысложизнен-ных ориентаций на профессиональную успешность представителей разных видов спорта высших достижений // Вестник ГУУ. 2014. №17. С. 265-269.
Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №4. С. 88-90.
Зекерьяев Р.И., Психологические особенности ценностно-смысловой сферы личности интернет-пользователей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург. 2021. 27 с.
Кибербуллинг как форма девиантного поведения личности в интернет-пространстве / Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Лу-чинкина А.И. // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №4. С. 115126. DOI 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-9.
Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. 1979. №3. 1979. С. 11-16.
Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа // Вестник Московского университета. 1988. №2. 1988. С. 3-14.
Лучинкина А.И. Специфика интернета как института социализации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. №1. С. 59-69.
Лучинкина И.С. Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-пространстве // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. №3. С. 56-70.
Лучинкина А.И. Специфика мотивации интернет-пользователей // Перспективы науки и образования. 2014. №6 (12). С. 105-109.
Лучинкина А.И., Андреев А.С., Коршак А.А. Интегральная индивидуальность в контексте постнеклассической парадигмы: психодинамический аспект // Человеческий капитал. 2024. № 1(181). С. 174-180. DOI
10.25629/HC.2024.01.18.
Особенности сетевой агрессии интернет-активной молодёжи /Лучинкина А.И., Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Юдеева Т.В., Зекерьяев Р.И., Давидюк Н.М. // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2022. №3. С. 21-35.
Проненко Е.А. Психологические особенности смыслообразования и формирования межличностных смыслов в ситуации командного взаимодействия: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 2019. 22 с.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. 2016. №2 (22). С. 50-60.
Bemal- Ruiz C, Rosa-Alcazar A., Rosa-Alcazar A-I. Uso problemático de internet e impacto negativo de WhatsApp en universitarios españoles: las emociones negativas como factor de riesgo // Behavioral Psychology/Psicología Conductual. 2021. Vol. 29 (2). P. 297-311) DOI 10.51668/bp.8321205s.
Blank G., Dutton W.H. Age and Trust in the Internet: The Centrality of Experience and Attitudes Toward Technology in Britain. // Social Science Computer Review. 2012. Vol. 30(2). P. 135-151. DOI 10.1177/0894439310396186.
Enesco I., Sebastian-Enesco C., Guerrero S., Varea E. and Barrios P. A digital generation in scrutiny. Children's ideas about the internet and the online information (Explorando una generación digital. Las ideas de los niños sobre internet y la información online) // Journal for the Study of Education and Development. 2022. Vol. 45(4). P. 842-869. DOI 10.1080/02103702.2022.2096294.
References
Abakumova, I.V. and Godunov, M.V. (2019), "Meaning-forming strategies: a review of domestic research", Innovatsionnaya nauka: Psikhologiya, Pedagogika, Defektologiya, 1, 57-65. (In Russian).
Asmolov, A.G. (1980), "Dispositional structure of regulation of personal social behavior from hypothesis to concept", Voprosypsikhologii, 3, 178181. (In Russian).
Bakunyaeva, D.S. (2014), "The influence of life-meaning orientations on the professional success of representatives of different types of elite sports", Vestnik GUU, 17, 265-269. (In Russian).
Voiskunsky, A.E. (2013), "Cyberpsychology as a section of psychological science and practice", Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 4, 88-90. (In Russian).
Zekeryaev R.I. (2021), Psychological features of the value-semantic sphere of the personality of Internet users, Abstract of Ph.D. dissertation, Herzen University, Saint Petersburg, Russia.
Zhikhareva, L.V., Luchinkina, I.S., Grebenyuk, A.A. and Luchinkina, A.I. (2022), "Cyberbullying as a form of deviant behavior of an individual in the Internet space", Nauchny rezultat. Pedagogika i Psikhologiya obrazovaniya, 8(4), 115126. DOI 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-9. (In Russian).
Leontiev, A.N. (1979), "Category of activity in modern psychology", Voprosy psikhologii, 3, 11-16. (In Russian).
Leontiev, D.A. (1988), "Personal meaning and mental image transformations", Vestnik Mos-kovskogo universiteta, 2, 3-14. (In Russian).
Luchinkina, A.I., Zhikhareva, L.V., Luchinkina, I.S., Grebenyuk, A.A., Yudeeva, T.V., Zekeryaev, R.I. and Davidyuk, N.M. (2022), "Features of online aggression of Internet-active youth", Vestnik Gosudar-stvennogo universiteta prosveshheniya. Seriya: Psikhologicheskie nauki, 3, 21-35. (In Russian).
Luchinkina, A.I. (2019), "Specifics of the Internet as an institution of socialization", Nauchny rezultat. Pedagogika i Psikhologiya obrazovaniya, 1, 59-69.
Luchinkina, I.S. (2018), "Cognitive mechanisms of communicative behavior in the Internet space" Nauchny rezultat. Pedagogika i Psikhologiya obrazovaniya, 3,56-70. (In Russian).
Luchinkina, A.I., Andreev, A.S. and Korshak, A.A. (2024), "Integral individuality in the context of the post-non-classical paradigm: psychodynamic aspect" Chelovechesky capital, 1(181), 174-180. DOI 10.25629/HC.2024.01.18. (In Russian).
Luchinkina, A.I. (2014), "Specifics of motivation of Internet users" Perspektivy nauki i obra-zovanya, 6(12), 105-109. (In Russian).
Pronenko, E.A. (2019), "Psychological features of meaning formation and the formation of interpersonal meanings in a situation of team interaction", Abstract of Ph.D. dissertation Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Soldatova, G.U. and Rasskazova, E.I. (2016). "Models of digital competence and online activities of Russian teenagers" Natsionalny psikhologichesky zhurnal №2 (22), 50-60. (In Russian).
Bernal-Ruiz, C., Rosa-Alcazar, A. and Rosa-Alcazar, A.-I. (2021), "Uso problemático de internet e impacto negativo de WhatsApp en universitarios españoles: las emociones negativas como factor de riesgo", Behavioral Psychology/Psicología Con-ductual, 29(2), 297-311. DOI
10.51668/bp.8321205s. (In Spain).
Blank, G. and Dutton, W.H. (2012), "Age and Trust in the Internet: The Centrality of Experience and Attitudes Toward Technology in Britain", Social Science Computer Review, 30(2), 135-151. DOI 10.1177/0894439310396186. (In Spanish).
Enesco, I., Sebastián-Enesco, C., Guerrero, S., Varea, E., and Barrios, P. (2022), "A digital generation in scrutiny. Children's ideas about the internet and the online information (Explorando una generación digital. Las ideas de los niños sobre internet y la información online)", Journal for the Study of Education and Development, 45(4), 842-869. DOI 10.1080/02103702.2022.2096294. (In Spanish).
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the authors has no conflict of interests to declare.
Данные авторов:
Лучинкина Анжелика Ильинична, доктор психологических наук, доцент, первый проректор, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова.
Коршак Анна Александровна, преподаватель кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова.
About the authors:
Angelica I. Luchinkina Doctor of Psychology Sciences, Associate Professor, First Vice-Rector, Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University.
Anna A. Korshak, University Lecturer at the Department of Psychology, Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University.