Научная статья на тему 'Смысловая матрица как основа формирования и развития самобытной малагасийской цивилизации (Рецензия)'

Смысловая матрица как основа формирования и развития самобытной малагасийской цивилизации (Рецензия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мадагаскар / малагасийцы / колонизация / антиколониальное сопротивление / столкновение цивилизаций / национальный характер / локальная цивилизация / Madagascar / Malagasy / colonization / anticolonial opposition / clash of civilisations / national character / local civilizatio

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кочанова Татьяна Викторовна

Рецензия на книгу А.Н. Мосейко «Мадагаскар. Особенности культурноцивилизационного развития»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic Matrix as a Conformation and Development Basis of an Authentic Malagasy Civilization (Review)

Review of the book by A.N. Moseyko “Madagascar. Special aspects of the cultural and civilizational development”

Текст научной работы на тему «Смысловая матрица как основа формирования и развития самобытной малагасийской цивилизации (Рецензия)»

РЕЦЕНЗИИ

СМЫСЛОВАЯ МАТРИЦА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОБЫТНОЙ МАЛАГАСИЙСКОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ

(Рецензия на книгу А.Н. Мосейко «Мадагаскар. Особенности культурно-цивилизационного развития» Москва, ИАфр РАН, 2018, 234 с., ISBN 978-5-91298-212-5)

© 2019 Т.В. Кочанова

КОЧАНОВА Татьяна Викторовна, старший научный сотрудник Института Африки РАН, Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: kochanova@rambler.ru

Ключевые слова: Мадагаскар, малагасийцы, колонизация, антиколониальное сопротивление, столкновение цивилизаций, национальный характер, локальная цивилизация

DOI: 10.31132/2412-5717-2019-48-3-116-125

В канун юбилея выдающегося российского ученого-африканиста Аиды Николаевны Мосейко издательский отдел Института Африки РАН выпустил в свет ее новую книгу «Мадагаскар. Особенности культурно-цивилизационного развития», которая сразу же стала востребованной: и со стороны ученых, и в кругу постоянных членов «Клуба друзей Мадагаскара», и среди студентов. Да и у массового читателя книга уже пользуется спросом. Автор монографии хорошо известна в научном сообществе. Она давно снискала уважение коллег не только как знающий африканист, но и как последовательный, кропотливый, глубокий исследователь традиций и современности, мифов и реальности, как интересный, увлекательный докладчик, да и просто как умная и мудрая женщина. Ею написаны такие разноплановые книги как: «Идеология в странах Тропической Африки: традиции и современность», «Мифы России: мифологические доминанты в современной российской ментальности», «Мужчина и женщина. История. Культура. Мифология» (в соавт.). В ее научном багаже более 200 опубликованных статей, среди которых: «Роль духовного наследия российского зарубежья в формировании образа России в западной культуре», «Трансформация образа России на Западе в контексте культуры последней трети ХХ века», «Культура повседневности русской эмиграции и ее место в культурном разнообразии мира», «Кризис идентичности и духовные искания африканской интеллигенции», «Религиозный опыт на Мадагаскаре. Миф и ритуал», «Африканская традиционная этика в контексте современности», «Опыт анализа условий формирования локальной цивилизации и ее основных характеристик (на материалах Мадагаскара)», «Формирование цивилизационной идентичности в современной

Африке (проблемы и противоречия)», «Проблемы цивилизационной идентичности России в исторической ретроспективе: вызовы времени и поиски ответов» и многие-многие другие.

Будучи ведущим научным сотрудником Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, Аида Николаевна во время научных командировок в Мадагаскар накопила большой эмпирический материал на основе опыта общения с малагасийцами - учеными, политиками, общественными деятелями, студентами, представителями религиозных организаций и простыми обычными людьми. Полученные знания в купе с базовым интеллектуальным фундаментом позволили ей, кандидату философских наук, на примере островного Мадагаскара сделать смелый системный анализ формирования и развития там локальной цивилизации. Ведь этот удивительный и загадочный феномен под названием «малагасийская цивилизация» далеко не однозначно воспринимается в среде ученых, учитывая то, что на острове живут народы 18 этнических групп, многие из этих народов имеют свои подгруппы и говорят на различных диалектах. Однако автор монографии тверда в своей позиции и, как видим, не одинока - уже в введении она ссылается и на малагасийских, и на европейских ученых, которые так же находят достаточно оснований для формулировки понятия «малагасийская цивилизация».

Надо сказать, что вся книга написана прекрасным литературным языком, поэтому читается на одном дыхании, как художественное произведение, наполненное красивыми эпитетами, метафорами, гиперболами и пропитанное большой искренней любовью к описываемому объекту исследования, - касается ли это природы, людей, нравов, обычаев - всего, что характеризует «малагасийскую цивилизацию». А. Н. Мосейко, как большой знаток мифологии, устных преданий, сказок и фольклора, вспоминая свои встречи на малагасийской земле, нередко делает лирические отступления, часто использует пословицы, поговорки, тексты народных песен, приводя их в качестве яркой иллюстрации к описанию того или иного факта. Например, говоря о свойственных малагасийцам чертах характера, манере их поведения, автор приводит мудрое изречение: «Важно не то, что человек сказал, а то, о чем он умолчал». Таким образом, постепенно в процессе нашего, читателей, знакомства с историей Мадагаскара, смысловыми особенностями культуры, с ментальностью людей автор монографии передает нам не только свое понимание глубины национального характера малагасийцев, но и вводит нас в сложный водоворот формирования и развития их самобытной локальной цивилизации.

Книга состоит из двух разделов.

Первый так и называется - «Малагасийская локальная цивилизация: пути формирования и развития». Этот раздел состоит из пяти глав. Уже в преамбуле автор включает читателя в современный цивилизационный дискурс, обозначая три существующих типа цивилизационных систем: это так называемые планетарные цивилизации (классические, или субэкумены), пограничные цивилизации и локальные цивилизации.

Формулируя определение последних, А.Н. Мосейко представляет их как некие устойчивые межэтнические социокультурные общности людей (индивидов и групп), сохраняющие свое своеобразие и целостность на больших отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и внешние влияния. А поскольку одним из важнейших вопросов теории цивилизации является все же задача изучения реальных исторических общностей, то и цель ее научной работы - с позиции этого определения и некоторых основных положений цивилизационной теории - рассмотреть эмпирический материал, выявляя основные характеристики, квалифицирующие Мадагаскар как островную локальную цивилизацию. И эта цель красной нитью проходит через всю ее монографию.

Главной и основной характеристикой локальной цивилизации, которой уделяется большое внимание в первом разделе книги, является временная длительность исторического существования конкретной межэтнической общности, ее генезис и развитие в те-

чение веков, а иногда и тысячелетий, постепенное накапливание цивилизационных качеств, формирующих единство и целостность (специфические формы жизнеустроения, социальную регуляцию, преемственность ценностей, символов, верований). Поэтому в 1-й главе первой части монографии под названием «Генезис населения и культуры Мадагаскара» автором подробнейшим образом исследуется островная межэтническая общность, хоть и относящаяся к региону Тропической Африки, но исторически изолированная от материка на протяжении тысячелетий.

Тема происхождения Мадагаскара, его населения, языка, культуры уже несколько веков привлекает внимание ученых различных специальностей. Многочисленные исследования позволяют предположить, что население острова формировалось постепенно примерно в течение двух тысячелетий. И к началу нашей эры основные элементы, из которых сложилось население Мадагаскара, очевидно, уже существовали, полагает автор монографии. При этом менялось размещение населения, в него вливались арабские, персидские, европейские, африканские, индийские элементы. Ведь географическое положение острова делало его перекрестком различных морских путей, он был важным стратегическим и торговым пунктом. Поэтому-то, считает исследователь, основными компонентами, которые легли в основу населения Мадагаскара в древние времена, очевидно, были мигранты. При этом вопрос об африканских компонентах цивилизации Мадагаскара является одним из спорных, резюмирует А.Н. Мосейко.

Анализируя разнообразие истоков малагасийской цивилизации, автор отмечает постепенно формирующееся в процессе развития превалирование единства над многообразием особенностей межэтнической общности - как существенную характеристику локальной цивилизации, - констатируя при этом единство языка, культуры, нравов, обычаев, верований на фоне множественности этнических групп и антроплогических типов. И такое сложившееся на Мадагаскаре глубокое внутреннее единство, несмотря на этническое и антропологическое многообразие, по мнению А. Н. Мосейко, признается всеми историкам Мадагаскара.

Во 2-й и 3-й главах первой части монографии под названием «Особенности культуры и индивидуального начала в локальной цивилизации Мадагаскара» и «Характер и особенности культурных контактов и влияний на Мадагаскаре» большое внимание уделяется и таким важнейшим характеристикам цивилизации, как роль культурных влияний на формирование и в дальнейшем на развитие малагасийской цивилизации, а также значение появления активного индивидуального начала в обществе. Анализируя особенности характера культуры островной межэтнической общности и формируемых ею индивидов, отличающих одного человека от других, автор книги считает, что малагасийский опыт является образцом взаимовлияния, взаимосвязи оригинальной, самобытной культуры и своеобразного, яркого психотипа. Ведь изначально понимание роли индивида и, в какой-то мере, его характера, считает исследователь, было заложено уже в мифологических сюжетах, осью которых являются взаимоотношения единого небесного Бога, создавшего небо и землю, и выросшего из земли первоче-ловека, у которого с Богом складываются отношения противостояния, противоборства, и в то же время партнерства. Согласно миропониманию малагасийцев, пишет А.Н. Мо-сейко, человек в своем развитии проходит несколько стадий, причем даже включая инобытие после смерти и переход в сообщество предков. Закон связи поколений, связи будущего с прошлым, встреча которых происходит в настоящем и осуществляется индивидом, - как идея вечного круговорота, имеет в себе человеческое измерение. И предназначение земной жизни индивида - постоянно осуществлять и поддерживать этот круговорот жизни. Анализируя особенности характера культуры малагасийской цивилизации, А.Н. Мосейко отмечает еще одно значимое качество культуры - ее динамизм, способность к саморазвитию, к творческому восприятию внешних инноваций, которые активно включаются в жизнь индивида и культуры в целом. Особенно это ка-

сается влияния западной цивилизации. И все же автор монографии настаивает на важности такой характеристики островной культуры, как жизнестойкость, ее способность выстоять, сохранить свою «самость» при столкновении с другими культурами, способность ассимилировать инокультурные влияния, взяв из них необходимое для собственного развития и при этом сохранив «свое лицо», свой национальный характер. Исследователь истории Мадагаскара считает, что, несмотря на то, что некоторые духовные элементы этих культур включались в миропонимание малагасийцев, но не изменяли глубинных базовых основ их культуры и мировоззрения, чаще всего элементы культуры пришельцев растворялись в мальгашском синкретизме, даже если эта культура была более развитой.

Таким образом, изучив природу малагасийского психотипа, автор дает как бы набросок, своего рода штрихи к портрету представителя малагасийской цивилизации. А именно: он обладает своеобразными личностными качествами, характерными для данного психотипа, человек эмоциональный, но сдержанный, не склонный проявлять свои чувства, даже когда охвачен глубоким волнением, человек гордый, свободолюбивый, и в то же время готовый к разумным компромиссам, консенсусу.

Как видно из исследования А.Н. Мосейко, малагасийская культура, в которой сформировался такой оригинальный психотип малагасийца, обладает довольно самобытными характеристиками, свойствами непохожести как на географически близкие африканские культуры, так и на генетически близкие аустронезийские, а значит, позволяет характеризовать Мадагаскар как островную локальную цивилизацию.

В 4-й главе первой части книги - «Формирование малагасийского государства» автором рассматривается такой важный вопрос и необходимая характеристика локальной цивилизации, как путь к единению и целостности через формирование малагасийского государства. Эта, по мнению А. Н. Мосейко, важная эпоха в истории Мадагаскара пришла на смену эпохи родоплеменных отношений и распрей, называемых многими историками эпохой вазимба (по имени мифического народа, возможно, представляющего субстратное население острова). Объединение разоренных племен и кланов происходило постепенно в процессе исторического развития: первые попытки были в ХУ-ХУ1 веках на западном и восточном побережье Мадагаскара, где начали складываться первые монархии, затем в XVII веке стали формироваться государства на востоке и юго-востоке острова. Но важнейший этап, рассматриваемый в данной главе, - это тот, что приходится на период, начинающийся с вступления на престол короля государства Имерины Радама I (1810-1828 гг.), главной целью правления которого стало выполнение важной миссии, завещанной его отцом, королем Андриа-нампуйнимерина (1787-1810 гг.), - объединение многочисленных народов Мадагаскара в единое государство.

Автор книги уделяет большое внимание этому исторически значимому периоду, поскольку считает, что именно с этого времени на острове начинается ускоренное социально-политическое, экономическое и культурное развитие. К тому же существенным является фактор расширения географического пространства - одна из важных характеристик локальной цивилизации. Так что политика собирания земель, объединения острова и интенсивного развития государства, проводимая Андрианампуйнимерина и Радомой I, заложила, по мнению исследователя, фундамент для формирования и развития в XIX веке основ малагасийской цивилизации.

Однако, считает А.Н. Мосейко, это интенсивное развитие было практически прервано французской экспансией. Об этом историческом периоде, закончившемся в 1960 г. обретением независимости, идет речь в 5-й главе первой части монографии -«Феномен антиколониального сопротивления на Мадагаскаре», где автор, исследуя природу колониализма и влияние его на идентичность порабощенных народов, приходит к выводу о взаимосвязи малагасийского сопротивления и развития нацио-

нального самосознания. Со свойственной ей любовью к этому народу и его культуре А.Н. Мосейко с восхищением пишет о сегодняшнем отношении малагасийцев к французской культуре - культуре колонизаторов, в которой они охотно черпают вдохновение, при этом старательно следят за чистотой малагасийского языка.

В заключении первой части книги, рассматривая характеристики локальной цивилизации на примере Мадагаскара (такие как: временная длительность существования, формирующееся единство и целостность, особенности культуры и национального характера, формирование государства, феномен антиколониального сопротивления), автор, делая промежуточные выводы, еще раз подчеркивает, что наличие уже этих основных факторов позволяет считать этот регион островной локальной цивилизацией. В то же время, продолжает А.Н. Мосейко, без рассмотрения главного интегрирующего качества цивилизации - многогранного и многоуровневого духовного комплекса -данные характеристики не дают полной картины формирования малагасийской цивилизации. И этому автор посвящает следующую часть своей книги, состоящую из шести глав.

«К вопросу о духовных основах малагасийской цивилизации» (кстати, так и называется второй раздел книги) А.Н. Мосейко, как и подобает философу, подходит издалека, рассматривая многогранный и многоуровневый духовный комплекс, формирующийся и развивающийся в данном регионе на протяжении столетий, с точки зрения его смысловой матрицы - его духовного стержня. Ибо, по мнению автора, именно смысловая матрица становится сущностью миропонимания и мироотношения, на ее основе, как на духовном стержне (своего рода структурообразующем элементе), формируются различные компоненты многогранного и многоуровневого духовного комплекса: верования, отношения, ценности, символы, установки и нормы, а также другие формы организации и регуляции и соответствующие им институты.

Поэтому 1-я глава второго раздела под названием «Смысловая матрица цивилизаций» последовательно вводит читателя в эту сложную сферу миропонимания и миро-отношения, в том числе связи и роли религии в становлении цивилизации. При этом автор не настаивает на мнении некоторых ученых о том, что духовный комплекс как интегрирующее начало цивилизации обязательно должен сводиться к религии, считая, что духовный комплекс является культурным явлением более широкого плана. Тем более духовный комплекс, составляющий основу локальной цивилизации, и особенно его смысловая матрица, не обязательно должны быть основаны на одной из мировых религий как исходной, утверждает А.Н. Мосейко. И далее автор переходит к анализу накопленного малагасийского материала, рассматривая духовный комплекс цивилизации Мадагаскара, согласно изначально поставленной цели исследования, как ее главную характеристику и интегрирующее начало.

В качестве базовой и главной системообразующей идеи, определяющей особенности данного духовного комплекса, его смысловой матрицы, А. Н. Мосейко приводит идею вечного круговорота в мироздании, выраженную в малагасийском понятии «туди». Этимологически в малагасийском языке «туди» обозначает возвращение после долгого путешествия, но практически эта идея стала законом непрерывной связи поколений и ответственности индивида за свою семью и потомство. Поэтому, несмотря на то, что идея круговорота является универсальной и встречается практически во всех религиях, принимая различные формы и наполняясь различными смыслами, по мнению исследователя, в данном случае идея круговорота значительно богаче и глубже, так как выходит за рамки малагасийской религии (хоть и связана с ней). Эта идея формирует такой компонент духовного комплекса, как социальные представления: отношение к земле, собственности, труду, к общине, к власти, к Родине (которая связана с Землей предков).

2-я глава второго раздела - «Традиционный мифо-религиознай комплекс» полностью посвящена малагасийской мифологии и малагасийским традиционным верова-

ниям, достаточно распространенным на Мадагаскаре до сих пор, и основана на многочисленном материале, собранном А. Н. Мосейко в результате так называемых полевых исследований во время командировок в изучаемый регион.

Автор довольно много уделяет внимания мифологии, и это естественно, ведь там заложены не только основы бытия, но и основы системы ценностей культуры, установки и нормы поведения в малагасийском обществе, особенности национального характера и ментальности малагасийца. Кроме того, мифология оказывала влияние на последующее развитие культуры, на такие ее формы как религия, философия, искусство, литература, политика, право и т.д. Однако, признается А.Н. Мосейко, цельной мифологической системы, как у ряда африканских народов, на Мадагаскаре не зафиксировано. Приходилось реконструировать материал на базе записей фольклора (сказок, притч, пословиц, поговорок), а также на основе анализа этнографических данных, ибо мифологические представления выражаются и в повествованиях, и в действиях (обрядах, ритуалах, запретах), составляющих некое мировоззренческое и функциональное единство. А фольклорные записи и этнографические наблюдения относятся по большей части ко второй половине XIX века и к первой половине XX века. Но то, что удалось собрать и зафиксировать, однозначно представляет огромную научную ценность. Так, к примеру, в отличие от африканской мифологии, где нет деления на землю и небо, и мироздание представлено как целое, где сферы, явления и предметы взаимосвязаны и взаимозависимы во всеобщей иерархии, малагасийская мифология, напротив, представляет мироздание раздельным на относительно автономные сферы - небо и землю. И уже этот факт по-своему характеризует особенность малагасийского духовного комплекса, его смысловую матрицу.

В этой же главе А.Н. Мосейко исследует традиционно-религиозные верования малагасийцев (представление о круговороте всего сущего в мироздании, культ предков, вера в бессмертие и перевоплощение души человека, вера в единого небесного бога За-нахари, вера в многочисленных духов - добрых и злых). Приведенные автором факты свидетельствуют о том, что границы между традиционными и современными верованиями у малагасийцев размыты. В их менталитете, наряду с современными знаниями, современным вероисповеданием и современной картиной мира, продолжают присутствовать устойчивые традиционные представления и ценности, базовые основы древней картины мира. Так, например, современные малагасийцы-христиане регулярно выполняют традиционные ритуалы, обращаются к гадальщикам и знахарям. Их глубокий духовный мир позволяет включать веками складывающиеся представления и ценности в современный менталитет. И даже в научных учреждениях ничто не мешает им изучать опыт народных целителей и после тщательных исследований производить известные во всем мире лекарства от диабета, проказы, гипертонии, некоторых видов рака.

Все эти факторы позволяют автору монографии говорить о присутствии духовных основ малагасийской цивилизации.

3-ю главу второго раздела книги - «Христианство на Мадагаскаре и его взаимоотношения с традиционными верованиями» А.Н. Мосейко, будучи крупным специалистом по теологии и религиозной историографии, посвящает анализу процесса принятия христианства в его различных формах. Согласно источникам, проникновение христианства на Мадагаскар началось с середины XVIII века, когда на острове появились первые католические миссии. В начале XIX века сюда прибыли протестантские миссии - посланцы Лондонского миссионерского общества, представители англиканской конфессии.

Изучая природу проникновения христианства на Мадагаскар, рассматривая суть деятельности миссий и их религиозных доктрин (французского католицизма и английского протестантизма), автор отмечает, что сама христианизация региона происходила достаточно быстро, но неровно, в зависимости от условий, места и времени, и имела

скрытый смысл. Была цель обеспечить проникновение на остров западного влияния, и за это шла борьба между Великобританией и Францией. Причем успех борьбы, протекающей в обстановке то затихающего, то обостряющегося соперничества этих великих держав, зависел в основном от политической конъюнктуры и расстановки сил на мировой арене. Например, появление англиканских миссионеров и усиление влияния протестантизма автор связывает с крушением наполеоновской империи и усилением позиций Великобритании в мире.

Безусловно, поражает парадоксальная на первый взгляд возможность относительно быстрой христианизации Мадагаскара, где были так сильно развиты традиционные верования. Анализируя процесс и ситуацию в целом, А.Н. Мосейко объясняет это следующими факторами. Во-первых, миссионеры вели большую просветительскую работу, а на Мадагаскаре всегда была тяга к знаниям. Многие храмы стали центрами культуры, и такая деятельность для малагасийцев была крайне важна. К тому же христианизация протекала на фоне целого клубка социально-политических противоречий, в обстановке кризисного состояния самого малагасийского общества, нуждающегося к тому времени в новых религиозных ориентирах. Ведь противоречия и рост социальной активности населения несколько ослабили тотальную веру в духов. А сюжеты христианской мифологии об ангелах, как посредниках между Богом и людьми, наоборот импонировали малагасийцам. Да и приобщение к богослужениям, проповедям и религиозным собраниям, где слово могли взять сами слушатели, стало новой формой общественной активности малагасийцев. Еще одним фактором естественной и непринужденной христианизации стало то, что малагасийская вера была, по мнению А. Н. Мосейко, как бы «предхристианством», и в ней уже была та основа, которую христианство только «прояснило». Так что малагасийцы в силу указанных причин, а также поддавшись глубокому чувству манна (священного), свойственного душе малагасийца, потянулись к христианству. И все же широкому распространению христианства препятствовали, как уже было сказано выше, англо-французские политические противоречия и традиционно-настроенные круги малагасийского общества.

Что касается официального отношения властей к христианству, то автор выделяет троих, наиболее значимых для анализа, правителей. Король Ралам I (1810-1828 гг.) -так же человек достаточно образованный для своего времени - стоял на прогрессивных позициях и в христианстве видел орудие прогресса и цивилизации, но сам не переходил в новую веру. Его преемница королева Ранавалуна I (1828-1861 гг.) - сторонница традиционных обычаев и верований - боролась с распространением христианства. В 1868 г. ее последовательница королева Ранавалуна II (1829-1883 г.) приняла все же протестантскую веру, которая стала государственной религией. Однако, несмотря на внешнее влияние, малагасийская цивилизация оставалась сильна своими традиционными верованиями и самобытностью.

Особое внимание в этой главе автор книги уделяет движению «Пробуждение», основанному еще в XIX веке, в котором, по ее мнению, был найден консенсус между традиционными верованиям и христианством (в основном в протестантской форме, прежде всего лютеранской). А.Н. Мосейко, будучи в 80-х годах прошлого столетия приглашенной в одну из общин «Пробуждения» собрала любопытный материал, который также нашел свое место на страницах данной книги.

Говоря о процессе христианизации на Мадагаскаре, автор упоминает и появившиеся исторические международные церкви, такие как: католическая французская церковь, протестантские церкви (англиканская, лютеранские, квакеры, французская протестантская), православная митрополия Александрийского патриархата. А после обретения независимости, уже получив колоссальный опыт сопротивления колонизации, на Мадагаскаре начался процесс преобразования исторических церквей в национальные - малагасийские.

Являясь российским ученым, А.Н. Мосейко не могла не уделить должного внимания в этой главе православной миссии, основанной совсем недавно - в 1994 г. В 1997 г. она была преобразована в Мадагаскарскую Епископию, а в 2012 г. возведена в ранг митрополии Православной церкви на Мадагаскаре, которая на сегодняшний день имеет более сотни храмов и общин, два монастыря, семинарию, школы, клиники. Особенностью деятельности православной конфессии, по свидетельству автора монографии, является широкая благотворительность и работа в самых отдаленных и труднодоступных регионах Мадагаскара.

Как видно из предыдущей главы, христианство оказывало и продолжает оказывать влияние на формирование и развитие «малагасийской цивилизации», однако, традиционные верования, да и вообще основы философии жизни, как говорится, никто не отменял. Поэтому 4-я глава второго раздела называется «Философия жизни малагасийца: духовно-этический комплекс». Памятуя о том, что «философия жизни» как течение появилось в западноевропейской науке в конце XIX - начале XX века, автор осознает, что, описывая миропонимание малагасийца, рискует не совсем корректно выразить понятия одной цивилизации в понятиях и терминах другой, базирующейся на иных принципах мышления и логики. Однако ее опасения оказались на деле напрасны. Истинный философ А.Н. Мосейко, используя опыт пребывания на Мадагаскаре, знакомства с малагасийцами, бесед с ними, мастерски применяет в своем исследовании метод рационального анализа в сочетании с методом герменевтики, термины западной науки в купе с фундаментальными понятиями, ставшими терминами малагасийской философии жизни (туди и цини), которые не имеют краткого и точного эквивалента в европейских языках, но представляют основу духовно-этического комплекса цивилизации Мадагаскара.

В 5-й главе второго раздела книги А.Н. Мосейко рассматривает «Взаимоотношение культуры и политики на Мадагаскаре». Культуру вообще и культуру Мадагаскара в частности она представляет здесь как совокупность социальных кодов-программ, реализующихся в поведении человека, и в том числе в политике, через общие принципы, правила, ценности, смыслы, установки, нормы, запреты, традиции, модели поведения, о которых уже писалось ранее. Автор постоянно (как и в предыдущих главах, но уже в другом контексте) указывает на то, что культура Мадагаскара, будучи развивающимся организмом, обладает собственной идентичностью, что важнейшей особенностью этого организма является его жизнеспособность и устойчивость к внешним воздействиям, способность ассимилировать инокультурные влияния, взяв из них необходимое для собственного развития и при этом сохраняя «свое лицо». В главе рассматриваются также такие принципы, как единение, солидарность, консенсуальность и сопротивляемость как две стороны дихотомии, а также сакральность. Но главная ценность данной главы в том, что с помощью этих основных ведущих принципов (ценностей) малагасийской культуры автор рассматривает реализацию политики на примерах исторических событий, а в свете ряда особенностей анализирует регулирующую роль ряда ценностей малагасийской культуры в политических действиях и принятии решений.

6-я глава второго раздела книги - «Ценности семьи и роль женщин на Мадагаскаре» посвящена вопросам, связанным с темой семьи и с ее особенностями на Мадагаскаре. Этот объект исследования занимает особое место в монографии, ибо в малагасийской культуре семья и семейные отношения имеют очень сильное и очень яркое индивидуальное звучание, в отличие, по мнению автора, от культуры Африканского континента. И в этом А.Н. Мосейко также видит характерные черты островной малагасийской культуры. Темой любви мужчины и женщины, любви родителей и детей, любви к своим корням и предкам пронизаны малагасийские легенды, сказки, стихи, романсы, поэмы, отрывки из которых автор монографии бережно и к месту цитирует, точно ха-

рактеризуя отношения малагасийцев, их семейно-нравственные ценности. Импонирует автору и почитание женщин на Мадагаскаре, их важная роль в семье. Называя их «серыми кардиналами», А. Н. Мосейко образно и в то же время метко подчеркивает их значимость не только в семейных делах, но и в различных сферах социально-общественной жизни. И, конечно, особо выделяет королев Мадагаскара, среди которых было немало выдающихся исторических личностей, оставивших след не только в истории, но и в народной памяти.

Надо сказать, что А.Н. Мосейко, написав данную книгу, внесла достойный вклад не только в изучение Мадагаскара, особенностей его культурно-цивилизационного развития, популяризацию острова, но и сохранила (в том числе в Приложениях) многие редкие документы, собранные в ходе своего исследования.

SEMANTIC MATRIX AS A CONFORMATION AND DEVELOPMENT BASIS OF AN AUTHENTIC MALAGASY CIVILIZATION (Review of the book by A.N. Moseyko «Madagascar. Special aspects of the cultural and civilizational development», Moscow, IAFR RAN, 2018, 234 p. ISBN 978-5-91298-212-5)

© 2019 Tatiana Kochanova

KOCHANOVA Tatiana V., Senior Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka Str., 30/1, e-mail: kochanova@rambler.ru

Keywords: Madagascar, Malagasy, colonization, anticolonial opposition, clash of civilisations, national character, local civilization.

DOI: 10.31132/2412-5717-2019-48-3-116-125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.