ИЗ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ФРАНЦУЗСКИЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ МИССИИ НА МАДАГАСКАРЕ (XVII-XX вв.)*
В.Л. КЕРОВ
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Статья посвящена деятельности французской католической миссии на Мадагаскаре в XVII—XX вв. Автором использованы мемуары членов миссии.
При освоении и колонизации новых территорий французы стремились опереться на авторитет и прямую поддержку католической церкви. Один из идеологов колонизационной политики в эпоху Ришелье дворянин Исаак де Разилли, доказывая ее необходимость, подчеркивал роль миссионерства: «Хотя упомянутые корабли смогут совершить большие завоевания для светских целей, но в первую очередь надо потрудиться ради спасения душ обитателей Африки и Америки, где многие миллионы жаждут, — утверждал он, — быть наставленными на путь истинной веры»1.
Рекомендации авторов мемуаров, включая Разилли, о развитии колонизации были учтены французскими правящими кругами. Это относится и к пожеланию об осуществлении миссионерской деятельности. Когда в 1642—1640 гг. королевским пожалованием была создана Новая (уже третья по счету) Ост-Индская компания, ей было предписано установить владение Мадагаскаром не только от имени короля, но также и «людей церкви», которым надлежало проповедовать туземцам истины католической религии»2. То ли директорат указанной компании не сразу смог найти подходящих кандидатов, то ли сыграло свою роль то обстоятельство, что руководителем первой экспедиции на Мадагаскар был протестант (по имени Прони), но во всяком случае в состав этой экспедиции в 1642 г. католические миссионеры не были включены.
Но после того, как Прони был заменен католиком де Флакуром, с ним вместе на Мадагаскар отправились два католических миссионера (Шарль Наккар и его товарищ). Подбор этих людей был тщательно подготовлен. Заметим, что в высших государственных сферах большим авторитетом пользовался известный католический деятель Франции Венсан (Винцент) де Поль, создавший Конгрегацию Миссий, занимавшуюся распространением христианских идеи и благотворительностью. Руководящий центр Конгрегации разместился в монастыре Св. Лазаря в предместье Парижа, и ее членов стали называть лазаристами. О. Венсан стал духовником королевы-регентши Анны Австрийской и главным секретарем Высшего Духовного Совета, ведавшего всеми религиозными вопросами. Именно вследствие авторитета Винцента к нему по совету папского нунция и обратились администраторы упомянутой торговой компании с просьбой о заключении специального контракта о направлении на Мадагаскар одного или несколько свя-
По материалам доклада, сделанного на Международной конференции «Христианские миссии XVIII—XX вв.», проходившей в Свято-Даниловом монастыре в Москве в мае 1995 г.
щенников для пастырской деятельности среди членов французской колонии и проповеднической среди местного населения3.
О. Венсан дал подробные инструкции Наккару. Он советовал священникам-миссионерам охватить своим влиянием как можно большее число поселений, а стало быть и местных жителей. Венсан предписал следовать решениям Тридент-ского собора католической церкви (1545—1563 гг.), признаваемого его вселенским, который потребовали противостоять развивавшейся Реформации4. Видимо, Венсан опасался проникновения на Мадагаскар представителей протестантских государств (Голландии и Англии). Его опасения нашли подтверждение значительно позднее, в XIX в., когда обострилось Франко-английское соперничество за влияние на Мадагаскаре.
Интересно отметить, что миролюбивая, в духе заветов христианства, тактика Наккара, вступала в противоречие с политикой т. н. правителя Мадагаскара Э. де Флакура. Наккар был против того, чтобы сжигать деревни и казнить местных жителей — малагасийцев. Он и умер на Мадагаскаре. Ему не удалось осуществить все свои планы, в которые входило также основание семинарии для подготовки священников-малагасийцев5. Деятельность посланцев Винцента на Мадагаскаре заложила основы миссионерства на этом острове и в будущее время.
Естественно, что распространение на Мадагаскаре христианства (католицизма) зависело от успехов колонизации этого острова Францией. Вынужденный сопротивлением малагасийцев уход этой державы с Мадагаскара в конце XVIII в. (остался лишь пост на восточном побережье), естественно, сопровождался уходом и католических миссионеров.
XIX в. наполнен соперничеством за Мадагаскар между Францией и Англией. Эта борьба нашла свое отражение и в противоборстве двух христианских миссий — католической и протестантской. На определенном этапе, во второй половине столетия Англия и протестантизм получили преимущество, после того как малагасийские верховные правители приняли крещение по протестантскому обряду. Положение изменилось в самом конце XIX в., когда Великобритания отказалась от претензий на Мадагаскар и Франция осуществила, наконец, его завоевание, местная монархия была ликвидирована, а с ней и протестантская направленность государственной политики.
Правитель Мадагаскара на рубеже XIX—XX вв. генерал Гальени отчетливо понимал роль католицизма знаний французского влияния на местное население. Так, в циркуляре, направленном представителям католических Миссий (13 февраля 1904 г.), он предписал уделить особое внимание расширению с помощью Миссий сети католических школ, священники которых — малагасийцы могли бы быть использованы в будущем не только в качестве священников но и чиновников, членов колониальной администрации6.
Однако даже католические миссионеры из числа местных жителей не всегда поддерживали французские власти. Так, среди участников секретной патриотической малагасийской организации, над членами которой в конце был организован судебный процесс, было шестеро священников — малагасийцев: трое католиков и трое протестантов. Любопытно, что на суде один из католических миссионеров, по происхождению из народности сакалава, счел необходимым всячески подчеркивать симпатии своего деда и всех своих родственников к Франции и отсутствие у него самого антифранцузских чувств7. Возможно, что этот священник был искренен. Это противоречие между необходимостью сохранять лояльность к французам, с одной стороны, и в то же время не вступать в противоречие с глубокими интересами малагасийского населения, с другой, со временем становилось все более и более острым. По мнению некоторых малагасийских историков в период после 2-й мировой войны ряды католиков-малага-сийцев разделились. Деятели, близкие к иезуитам, видимо, не считали себя обязанными безоговорочно поддерживать французов и открыто выражали свои промалагасийские настроения и связывали судьбу своей Католические иерархи Мадагаскара сочли в создавшихся условиях необходимым объявить (в январе 1934 г.) о поддержке, как они выразились, «справедливого национализма» в
условиях всеобщей потребности в мире. Осуществление его должно было привести к исчезновению антагонизмов в обществе и к необходимости сотрудничества с целью процветания как Европейца, так и Малагасийца8.
Однако католические иерархи Мадагаскара четко дозировали свою поддержку националистическим силам. Поэтому, когда весной 1947 г. вспыхнуло вооруженное народное антифранцузское восстание, при подавлении которого погибли свыше 90 тыс. чел., эти иерархи осудили восстание. Они обвинили «в убийствах, грабежах и пожарах» «экстремистов» из руководившего восстанием «Демо1фатического движения за малагасийское возрождение», которые, как утверждали, например, участники собрания епископов Мадагаскара, пытаются, «подавить французов, а также малагасийцев, имеющих иные политические воззрения, чем сами они». И подобного рода заявления во время указанных трагических событий было сделано немало9. У протестантов не существовало таких как у католиков проблем и они решительно выступали за ликвидацию французского владычества10.
Важное значение могло иметь предоставление малагасийским католикам самостоятельности от французской церкви. Впервые об этом было упомянуто в письме епископов Мадагаскара католикам страны 24 сентября 1946 г. Епископы прямо поставили задачу — основать Малагасийскую церковь. Но реализация этого плана несколько затянулась. Лишь в сентябре 1955 г. папа Пий XII установил епископальную иерархию во всех колониях. Автономной, со своим епископатом стала и католическая церковь на Мадагаскаре.
Пьер Люпо, автор подборки документов о католической церкви на этом острове, которые мы цитируем, утверждает, что указанное решение папы представляет собой «юридический этап деколонизации церкви»11.
Католическая церковь на Мадагаскаре предпринимала энергичные попытки найти «соломоново решение» относительно национально-освободительного движения, то есть такое решение, которое позволило бы ей играть роль как бы третьей силы — не отталкивать от себя участников этого движения, но в то же время и не становиться на позиции врагов французов. Характерным примером подобных усилий было обращение мадагаскарского епископа «ко всем верующим» (католикам), выработанное в ноябре 1953 г.
В начале четвертого параграфа епископального заявления (несколько противоречивого документа) подчеркивается, и это очень важно выделить, что церковь не является политической силой и не занимается определением формы правительства и вопроса о возможности самоуправления народа. Главная задача церкви — это проповедь евангельских идей. Но далее в Обращении все-таки говорится о том, что церковь признает, «естественное право» народов на свободу и самоуправление. И в заключении послания подчеркивалось, что они признают законность стремления к независимости, как и различных конструктивных усилий ее достижения. Но в то же время замечали, что они выступают против возможных извращений в этом вопросе, особенно против ненависти, которая не может находиться в сердце христианина12.
После провозглашения независимости Мадагаскара в 1960 г. католическая церковь стала, особое внимание уделять экономическим вопросам, материальному положению верующих. Так, в 1964 г. была издана брошюра под названием «Христиане, борьба против нищеты, развитие». Об этом говорилось на церковных собраниях. В марте 1972 г. было опубликовано в виде брошюры пастырское послание епископской Конференции — «Церковь и развитие Мадагаскара». В послании, в частности, говорилось, что католики Мадагаскара имеют равным образом и право и обязанность «обращаться к своим христианским братьям из экономически развитых стран (с претензией) на несправедливость международных отношений и экономических и культурных обменов»13.
Иногда перед католической церковью вставали довольно сложные проблемы.
Так, в апреле 1971 г. волнения крестьян на Юге страны были силой подавлены органами порядка, причем 30 чел. из числа участников выступления были убиты, как указывалось в заявлении президента страны, в действительности же значительно больше. Не высказывая открытого осуждения правительства и президента,
архиепископ южных провинций Жильбер Раманантуайна в пасхальном послании в общей форме выразил глубокое сожаление о происшедших трагических событиях, призвав к тому же признать, что в случившемся «виноваты мы сами» (т. е. все христиане) Юга. А священники южного города Тулеара обвинили в происшедшем тех лиц, которые организовали выступления крестьян, тех кто «толкал на отчаянные поступки людей, голодных и несчастных»14. В 1975 г. после прихода к власти президента Дидье Рацираки была провозглашена Хартия малагасийской социалистической революции, признававшая «свободу религии и мысли» и запрещавшая дискриминацию основанную на расе или религии. Тем не менее в Хартии была предпринята попытка поставить церкви и религии на службу новому режиму». Религиозные идеи, — указывается в разделе о свободах, — далеки от противопоставления нашему социалистическому выбору; они отождествляются в умах масс с равенством и справедливостью и, следовательно, действуют в духе социализма»15. 39-я статья Конституции страны гласила: «Свобода совести и исповедания религии гарантируется равным отношением государства ко всем вероисповеданиям. Религиозные культы организуются и свободно действуют в соответствии с законом»16.
Пожалуй, и в эти и в последующие годы, а в 1993 г. Д. Рацираку заменил на посту президента представитель оппозиционных сил и упомянутая Хартия потеряла свою силу, главным оппонентом католической церкви являлось не государство, а различные протестантские церкви, а также ислам и местные традиционные верования и культы.
Заметим, что на рубеже 70—80-х гг. на Мадагаскаре насчитывалось примерно 4 млн. христиан, или 43% населения. Из этого числа приверженцев протестантизма насчитывалось свыше 2 млн. чел., или 22,7% населения страны. Чуть меньше на Мадагаскаре число католиков — примерно 1,8 млн. чел., или свыше 20,4% населения. Усилиями многих поколений католических миссионеров, начиная с упоминавшихся лазаристов XVII в., римско-католическая церковь на Мадагаскаре стала стройной в структурном плане и весьма влиятельной силой. В церковно-административном плане католическая церковь подразделяется в этой стране на 3 архиепископства и 14 епископств. Из общего числа 3 архиепископов и 14 епископов (в 1977 г.) было 6 иностранных миссионеров (3 француза, швейцарец, итальянец и мексиканец). Низшее духовенство, достигающее примерно 1 тыс. человек, в основном состоит из малагасийцев. На Мадагаскаре насчитывается свыше 5,1 тыс. различных религиозных сооружений — от соборов до часовен. В стране насчитывается 7 тыс. членов различных католических монашеских конгрегаций — тех же лазаристов, иезуитов, капуцинов и других. Церковь располагает различными учебными заведениями, издательствами, выпускает религиозную литературу, газеты и журналы17.
В чем заключается основное противоречие деятельности римско-католической церкви на Мадагаскаре, как, впрочем, и в других французских колониях? П. Люпо отобразил его в названии одного из разделов своего сборника: «Церковь между двух огней». С одной стороны, местные интеллектуалы обвиняют церковь в участии в колониальных авантюрах Запада. С другой, на Западе обвиняют малагасийскую католическую церковь в отказе от дружеских связей с западными кругами и в «малагасизации»18. Вместе с тем, по мнению Люпо, это противоречие лишь кажущееся. Ибо, как он пишет, именно католическая церковь способствовала воспитанию национального самосознания и культурного развития стран, колонизированных Европой, в условиях, когда проповедь подлинных ценностей Евангелия предшествовала восприятию идей западной цивилизации. Наряду с проповедью Евангелия этим положительным результатам способствовало и открытие школ и другие мероприятия в области культуры19. Люпо считает, что и ранее динамично развивавшаяся римско-католическая церковь на Мадагаскаре в будущем продолжит свой путь в этом же духе. Сущность деятельности малагасийской церкви Люпо пытается разъяснить с помощью тезиса одного из лидеров II Интернационала и идеологов т. н. австромарксизма Карла Реннера, согласно которому с помощью христианства, благодаря изучению его, мир идет своим, с
необходимостью, извилистым путем. Иначе говоря, без христианства (католицизма) существование земного мира невозможно. Невозможно, по Люпо, без католической церкви и развитие Мадагаскара20.
Таков действительно извилистый путь католических миссионеров на Великом острове, как называют Мадагаскар малагасийцы, в течение трех с половиной веков21.
ПРИМЕЧАНИЯ
I Мемуары Исаака Разилли о французской колониальной экспансии (1626 г.) Предисл. Р. Мандру; пер. и ком. Н.В. Ревуненковой / Под ред. и. с послесл. А.Д. Люблинской // Средние века. — М., 1961. Вып. XX. С. 37—39.
'у
См. подробнее: Керов B.JI. Французская колонизация островов Индийского океана. XVII-XVIII вв. - М., 1990, с. 54.
о
Ришом А. Винцент де Поль или созидательная сила любви. — Bruxelles, 1968.
4 Lupo P. Eglise et decolonisation a Madagascar. — Tananarive, 1973, s. 34—35.
5 Ришом А. Указ. соч. С. 148—153.
6 Lupo P. Op. Cit., pp. 43.
7 Ibid, pp. 46, 47.
8 Ibid, pp. 55, 56.
9 Ibid, pp. 44, 45.
10 Ibid, p. 79, 80.
II Lupo P. Op. Cit., pp. 69, 70.
12 Ibid, p. 66.
13 Ibid, pp. 84-87.
14 Ibid, pp. 88-90.
15 Charte de la Revolution socialiste Malgache tous azimuts. 26 Aout 1975. — Tananarive. P. 38.
16 Конституция Демократической Республики Мадагаскар / Пер. с франц. — М., 1980. С. 28.
17
Демократическая Республика Мадагаскар. Справочник. — М., 1985. С. 33 и далее.
18 Lupo P. Op. Cit. Р. 198 ss.
19 Ibid, р. 207.
20 Ibid, pp. 291-294.
См. также: Kerov V.L. La France et le catholicisme a Madagascar (XVII—XX ss.) (XIX Con-gres International des Sciences Historiques. Oslo, 6—13 aout 2000). — М., 2000.
FRENCH CATHOLIC MISSIONS IN MADAGASCAR (THE XVII-XXth CENTURIES)
V.L. KEROV
Russian History Chair Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia
The article encompasses the activities of the French Catholic mission in Madagascar in the XVII—XXth centuries. The memoirs of missioners are used.