УДК 159.9
СМЫСЛОТЕХНИКИ КАК ФАКТОР
ИНИЦИАЦИИ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ
1 2 Елагина М. Ю. , Пеньков Д. В. ,
Соловьева Л. В.3, Марченко М. О.4
1 2' 4Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация 3Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Российская Федерация косИс V апсЫк@таП .гц [email protected] [email protected] [email protected] В качестве дидактического инструментария (метода обучения) по формированию интенции (потребности) молодого человека в профессиональной самореализации могут быть использованы задачи на смысл как технология актуализации смыслообразования. Задачи на смысл не просто активизируют смыслообразо-вание в учебном процессе, но и вызывают эффекты генерализации (уплотнения и обобщения) смыслов, порождая смыслы более высокого и устойчивого уровня (смысловые конструкты и диспозиции, элементы интегрированной смысловой саморегуляции). Это оказывает определяющее влияние на специфику формирования профессионального самоопределения личности и профессиональной самореализации. От особенностей смыслообразования познающего субъекта во многом зависят то, как он идентифицирует себя в профессии, его уровень профессиональных притязаний, рефлексия профессиональных приоритетов и другие важные компоненты профессиональной самореализации.
Ключевые слова: смысловая сфера личности, смыслообразование, смысловые интенции, дидактические методы и технологии, самоактуализация, самореализация, задачи на смысл.
UDC 159.9
CONCEPTUAL TECHNIQUES AS A FACTOR OF SELF-REALIZATION INITIATION
Elagina M. Yu.1, Penkov D. V.2, Solovyova L. V.3, Marchenko M. O.4
1 2' 4Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation 3Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation
kochevanchik@mail .ru [email protected] [email protected] [email protected] Tasks on meaning can be used as a technology for actualizing meaning-making as a didactic toolkit (training method) for the formation of the intention (need) of a young person in professional self-realization. Tasks on meaning do not just activate the meaning-making in the educational process, but also cause the effects of generalization (compaction and generalization) of meanings, generating meanings of a higher and more stable level (semantic constructs and dispositions, elements of integrated semantic self-regulation). This has a decisive influence on the specifics of the formation of professional self-determination of an individual and its professional self-realization. On the peculiarities of the cognizing subject formation depends how he identifies himself in the profession, his level of professional aspirations, reflection of professional priorities and other important components of professional self-realization.
Keywords: meaning sphere of personality, meaning-making, meaning intention, didactic method and technology, self-actualization, self-realization, tasks on meaning.
Введение. Выбор профессии — важнейший этап в жизни каждого человека, который определяется целым рядом факторов (профессиональная перспектива личностной самореализации и интересы, потребность рынка, мнение семьи, прежде всего родителей, мнение друзей и других
\(Ш))
Iл
представителей референтного окружения, информированность, уровень притязаний, способности). Подготовка к выбору профессии и профессиональному самоопределению — важнейшая задача современного общества и системы образования. Суть профессиональной самореализации раскрывается в саморефлексии соответствия выбранной профессии и своего профессионального потенциала, в «осознании социальной ценности своего труда» [1]. От того, насколько выбор профессии молодого человека будет соответствовать его личностному потенциалу и профессиональному ресурсу, во многом зависит его общая личностная самореализация. Если выбор сделан корректно, то возникает эффект реального самоопределения (продукт рационального и эмоционально зрелого выбора); если выбор сделан под влиянием ценностей, культивируемых в близком окружении, и под влиянием просоциальных центраций, под влиянием моды и господствующих в коллективном сознании стереотипов, то возникает так называемое мнимое самоопределение, при котором происходит выбор профессии, которая, скорее всего, не будет оправдывать ожиданий выбирающего субъекта.
Несмотря на то, что в современной реальной образовательной практике прилагаются большие усилия по педагогическому и психологическому сопровождению обучающихся (особенно в старших классах) с целью выбора ими профессий, которые соответствуют как их индивидуально-типологическим и личностным особенностям, так и запросам общества, государства и региона, по мнению многих специалистов, в молодежной среде получило распространение явление профессионального инфантилизма, когда молодой человек на начальном этапе профессионального становления (этап выбора профессии) не может реально и объективно соотнести требования определенной профессии со своим индивидуально-личностным потенциалом и своим уровнем притязаний [2].
Еще одна проблема выбора будущей профессии сопряжена с высокой динамикой экономических и социальных изменений, которым подвержено современное общество. Как обеспечить соответствие между внутриличностной мотивацией молодого человека, делающего свой профессиональный выбор, и социально-профессиональным заказом, который выдвигают общество и государство? Как ввести в практику подготовки специалистов методы и технологии, которые будут обеспечивать консонанс данного процесса? Социальные и экономические проблемы конкретизировались в проблеме дидактической, которая предполагает актуализацию внутриличностных ресурсов самого обучающегося за счет привлечения в учебный процесс методов, технологий и техник смыслоинициирующей направленности, когда постигаемое учебное содержание будет восприниматься на уровне индивидуальной личностной ценности. В качестве такой технологии могут быть рассмотрены задачи на смысл.
Степень разработанности проблемы. В современной отечественной педагогической и психолого-педагогической науке существует традиция исследования профессионального самоопределения. Это сложный, многоуровневый процесс выбора своей будущей профессии и условий дальнейшей профессиональной самореализации. От того, насколько выбор профессии молодого человека будет соответствовать его личностному потенциалу и профессиональному ресурсу, во многом зависит его общая личностная самореализация.
В качестве дидактического инструментария по формированию интенции (потребности) молодого человека в профессиональном самоопределении чаще всего выбирают профессиональное просвещение (информирование выбирающего субъекта о специфике и особенностях данного вида деятельности), выявление специальных способностей и инициацию их развития, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию. Однако эти методы и технологии в основном описаны на уровне когнитивной технологии, в то время как смыс-
\(Ш))
Iл
лоинициирующая составляющая и ее роль в актуализации профессионального самоопределения на уровне личностной ценности зачастую остаются не проанализированными.
Особая дидактическая проблема сегодняшнего дня — это подготовка профессиональных юристов, которые будут иметь высокий уровень профессиональной и личностной готовности к работе в правоохранительных органах и других государственно-правовых структурах. Каким должен быть выпускник современного юридического вуза? Как построить реализацию современной образовательной программы по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правоведение» таким образом, чтобы, попав в профессиональную среду, выпускник мог приступить к деятельности компетентно и уверенно? Такие исследования в современной науке ведутся достаточно активно.
Анализ литературных источников и обзор исследований, которые существуют в педагогической и психологической науке, позволили сделать важный вывод для планирования дальнейших этапов данной работы: в рамках дидактических моделей по подготовке юристов предложен целый ряд программ по инициации смысловых компонентов в процессе профессионального самоопределения, описаны смыслоинициирующие методы обучения, ориентированные на специфику подготовки именно юристов [3-5]. Однако в предложенном методическом арсенале фактически не представлены технологии задач на смысл, которые, как показывает смыслодидактическая аналитика, имеют достаточно большой потенциал воздействия на профессиональное самоопределение. Е. В. Шелестюк рассматривает их как свойство потенциала смыслоинициирующего воздействия при оценке рациональных явлений или фактов. К. Ю. Колесина рассматривает их в контексте значащего действия как действие, основанное на личностном смысле или смыслообразующем мотиве [6]. И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков и И. А. Рудакова интерпретируют задачи на смысл как метод, порождающий личностное отношение познающего субъекта [7]. Это и определило цель, задачи и общую логику дальнейших этапов исследования.
Общая характеристика исследования. Основная цель данного исследования — выявить, какое именно влияние оказывают задачи на смысл как дидактическая технология на особенности формирования профессиональной самореализации будущих юристов. Для достижения этой цели в реальной практике учебного процесса была разработана соответствующая дидактическая модель. В соответствии с логикой эмпирического исследования были отобраны участники, а также определены экспериментальные и контрольные группы, принимающие участие в диагностике и обучающем эксперименте. Все участники эмпирической части исследования — студенты-юристы ДГТУ, ЮФУ, АНПОО «СКГТК», ГБПОУ КК «БАК», обучающиеся по программе бакалавриата на III—IV курсах, в период прохождения научно-исследовательской и преддипломной практик. Всего в исследовании принимали участие 257 человек. Часть студентов имела реальную возможность проходить практику в так называемых юридических поликлиниках (130 бакалавров), остальные (127 бакалавров) проходили практику в традиционных учреждениях (юридические консультации, полиция, суд). Для обучающихся из экспериментальных групп, которые имели возможность проходить практику в юридической поликлинике (где они реально и бесплатно консультировали граждан, нуждавшихся в юридической помощи и грамотном совете), был разработан дополнительный двухнедельный модульный курс «Введение в профессиональную деятельность». Этот курс был ориентирован на задачи на смысл в форме разборов конкретных ситуаций из опыта прошлых лет и задачи на смысл, ориентированные на инициацию генерализации смысловых центра-ций: самоотношения, отношения к другим субъектам профессиональной деятельности, отношения к мировоззренческим приоритетам общества и государства.
На начальном этапе диагностической части исследования было проведено анкетирование и предварительная диагностика, которая помогла выявить уровень смыслового развития всех участников исследования (и в экспериментальных, и в контрольных группах).
Далее экспериментальные группы (в преддверии практики) изучили курс «Введение в профессиональную деятельность» (18 часов) и прошли практику двух видов (III курс — научно-исследовательскую, IV курс — преддипломную). Этот этап рассматривался как экспериментальный. Экспериментальные группы проходили практику в соответствии с логикой настоящего исследования: вначале осваивали курс «Введение в профессиональную деятельность», который был основан на решении конкретных ситуаций и задач на смысл в реальной практике учебного процесса и проводился методом погружения (по четыре часа в течение двух недель ежедневно).
Контрольные группы курс «Введение в профессиональную деятельность» не проходили. Они были традиционно проинструктированы преподавателями о том, что должны делать в процессе прохождения практики и какие должны представить отчетные документы, после чего были распределены в соответствующие организации, которые имели реальные договоры как базы для прохождения практик соответствующего вида.
На начальном этапе также проводились обучающие семинары для преподавателей — руководителей практик, работающих в юридических поликлиниках. Им были предоставлены теоретические материалы о специфике задач на смысл как дидактических технологий инициации смысло-образования обучающихся, представлена дидактическая модель по апробации использования задач на смысл как фактора и технологии инициации профессионального самоопределения студентов-юристов в условиях юридической поликлиники, даны методические указания по разработке задач на смысл для использования их в реальной практике учебного процесса. Совместно с этими специалистами был составлен пакет дидактических задач на смысл.
Далее, на протяжении нескольких недель, участники экспериментальных групп работали в юридической поликлинике в режиме проведения консультаций с населением под руководством соответствующих преподавателей. На заключительном этапе практики была проведена рефлексивная беседа и заключительное анкетирование (семь вопросов в открытой форме) по поводу того, в какой степени задачи на смысл, решаемые на подготовительном к практике этапе, помогли проводить реальные консультации и повлияли на их качество. Далее была проведена заключительная диагностика, а также сравнение академических результатов по итогам практики в экспериментальных и контрольных группах. По результатам сопоставительного анализа были сделаны выводы о том, как именно задачи на смысл влияют на специфику формирования личностной готовности к профессиональной самореализации студентов-юристов.
Заключение. Полученные эмпирические материалы позволили сделать следующие выводы.
Анализ результатов обучающего эксперимента показал развивающий и смыслоиницииру-ющий потенциал задач на смысл как фактора и технологии, влияющих на смысловое развитие студентов и, как следствие, на их профессиональное самоопределение. Студенты, которые принимали участие в обучающем эксперименте и проходили практику в условиях юридической поликлиники, на начальном этапе диагностики показали себя более подготовленными в психологическом плане к дальнейшей профессиональной самореализации.
В экспериментальных группах была также выявлена корреляционная связь (коэффициент Спирмена) между профилем мышления и уровнем сформированности коммуникативной компетенции. Было выявлено, что у студентов с высоким уровнем коммуникативной компетенции преобладает образно-знаковая стратегия как направленность на генерализацию разнокачественной информации (t = 3,75 прир < 0,001) и знаково-символическая стратегия как стремление к перера-
\(Ш))
Iл
ботке информации на уровне теоретических обобщений (^ = 3,87 при р < 0,001). Таким образом, было выявлено, что задачи на смысл инициируют именно эти мыслительные стратегии.
На заключительном этапе (после обучающего эксперимента) было установлено, что в экспериментальных группах уровень интернальности повысился, а в контрольных группах качественные изменения не зафиксированы. Поскольку интернальность (готовность брать на себя ответственность, вера в то, что ты сам творец своей судьбы) — один из ключевых компонентов самореализации (в том числе и профессиональной), можно сделать вывод о том, что задачи на смысл влияют на развитие профессиональной самореализации личности.
Обобщая полученные эмпирические данные, можно сказать, что чем более насыщено смысловое содержание познающего, тем выше его психологическая готовность (познавательная, ценностно-смысловая) воспринимать вновь поступающую информацию как то, что имеет индивидуально-личностное смысловое насыщение. Эта логика — от общего к частному — позволяет выйти на уровень опережения смысловых инициаций, которые предшествуют усвоению конкретных значений, и именно эти характеристики имеют существенное влияние на специфику профессиональной самореализации молодого специалиста.
Библиографический список
1. Лупанова, Л. А. Профессиональное самоопределение как педагогическая категория / Л. А. Лупанова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. — 2011. — № 24. — С. 702-711.
2. Веденкин, Н. А. О необходимости диагностики уровня развития правосознания личности кандидата на службу в органы внутренних дел / Н. А. Веденкин // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. — 2011. — № 2. — С. 14-19.
3. Березин, И. Г. Психологические особенности профессиональной идентификации сотрудников следственного комитета : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Г. Березин. — Ростов-на-Дону, 2015. — 23 с.
4. Брижак, З. И. Психолого-педагогическая система повышения квалификации сотрудников следственного комитета в новых геополитических условиях: концепция, технологии, практика : дис. ... д-ра психол. наук / З. И. Брижак. — Ростов-на-Дону, 2016. — 295 с.
5. Волков, А. А. Личностные трансформации сотрудников милиции общественной безопасности: результаты эмпирического исследования / А. А. Волков // Российский психологический журнал. — 2009. — Т. 6, № 5. — С. 32-39.
6. Колесина, К. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе / К. Ю. Колесина. — Ростов-на-Дону : Старые русские, 2008. — 250 с.
7. Абакумова, И. В. Дидактические методы: структурно-смысловой анализ: учебник для магистров педагогических и психологических специальностей / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. — Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2007. — 254 с.