Научная статья на тему 'Смыслопорождающее пространство текста как характеристика лингвокогнитивного стиля автора-публициста'

Смыслопорождающее пространство текста как характеристика лингвокогнитивного стиля автора-публициста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
280
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТА / ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ / PUBLICIST'S INDIVIDUAL STYLE / LINGUO-COGNITIVE FEATURES OF STYLE / INDIVIDUALITY OF THINKING / KEY WORDS IN THE PUBLICISTIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Носкова Ольга Александровна

В статье рассматриваются особенности индивидуального лингвокогнитивного стиля авторов публицистических текстов, посвященных актуальным общественно-политическим проблемам России. Предлагается методика описания лингвокогнитивного стиля путем анализа ключевых слов и их ассоциатов, а также с помощью системы параметров, разработанных для выявления индивидуальных различий в общественно-политической ориентации авторов-публицистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Носкова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING-EVOLVING TEXT SPACE AS A CHARACTERISTIC OF THE PUBLICISTS LINGUO-COGNITIVE STYLE

The article is investigates the features of the authors individual linguo-cognitive style in the texts devoted to actual social and political problems of Russia. The technique of describing the linguo-cognitive style by analysing the key words and their assosiates and by using the system of parameters, developed to identify the individual differences in the publicists social and political orientation, is suggested.

Текст научной работы на тему «Смыслопорождающее пространство текста как характеристика лингвокогнитивного стиля автора-публициста»

УДК 81'42

СМЫСЛОПОРОЖДАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНГВОКОГНИТИВНОГО СТИЛЯ АВТОРА-ПУБЛИЦИСТА

О. А. Носкова

THE MEANING-EVOLVING TEXT SPACE AS A CHARACTERISTIC OF THE PUBLICIST’S LINGUO-COGNITIVE STYLE

O. A. Noskova

В статье рассматриваются особенности индивидуального лингвокогнитивного стиля авторов публицистических текстов, посвященных актуальным общественно-политическим проблемам России. Предлагается методика описания лингвокогнитивного стиля путем анализа ключевых слов и их ассоциатов, а также с помощью системы параметров, разработанных для выявления индивидуальных различий в общественно-политической ориентации авторов-публицистов.

The article is investigates the features of the author’s individual linguo-cognitive style in the texts devoted to actual social and political problems of Russia. The technique of describing the linguo-cognitive style by analysing the key words and their assosiates and by using the system of parameters, developed to identify the individual differences in the publicists’ social and political orientation, is suggested.

Ключевые слова: индивидуальный стиль публициста, лингвокогнитивные особенности стиля, индивидуальность мышления, ключевые слова в публицистическом дискурсе.

Keywords: publicist’s individual style, linguo-cognitive features of style, individuality of thinking, key words in the publicistic discourse.

I. Введение

Социальное поле масс-медиа, в котором функционируют публицистические тексты, отличается богатством символического (интеллектуального, ценностного и т. д.) капитала, который, по сути, и служит основным «магнитом», способствующим обращению аудитории к текстам СМИ (П. Бурдье, П. Шампань, Л. Пэнто и др.). Создатель публицистического текста, передавая в нем информацию читателям, одновременно творит смыслы вокруг затрагиваемых в тексте проблем (особенно это касается публицистов-ком-ментаторов, публицистов-аналитиков). «Интеллектуально ориентированные журналисты или предрасположенные к журналистике интеллектуалы» [1, с. 19] знакомят аудиторию со своим личностным видением событий и явлений, вплетенных в реальную общественно-политическую действительность. Выступая с определенной периодичностью в СМИ, публицист оказывается узнаваемым не только за счет внешней «оболочки» текстов (языковое оформление, композиционная форма и т. д.), но и за счет специфического для автора содержания публикации, регулярно повторяющихся тем, идей, смыслов, призванных оказывать воздействие на эмоции и разум аудитории.

Особой значимостью и весомостью в глазах читателей обладают те мнения и оценки, которые звучат из уст «медиатических интеллектуалов» [2], то есть авторитетных публицистов, уже заработавших имя на создании продуктов журналистского творчества, или авторитетов из какой-либо иной сферы социальнокультурной жизни, выступающих в СМИ со своим словом, призванным дать интерпретацию актуальным явлениям. Периодичность и регулярность повторяющихся смыслов, их узнаваемость, а также понимание и восприятие публицистической деятельности как отражающей и в то же время создающей реальность, дает право считать смыслопорождающее пространство

публицистического текста неотъемлемой составляющей индивидуального стиля публициста. Тем самым категория стиль применительно к авторской публицистической деятельности используется в данной статье в широкой трактовке, где границы понятия очерчены от доминирующих смысловых признаков текста до их стилистического воплощения в речетекстовой деятельности публициста, предопределенной его лично -стными когнитивными, психотипическими, мировоззренческими и другими особенностями.

Функционирование текстов в публицистическом дискурсе диктует их создателям определенные стилистические, жанровые и тематические каноны. В этом смысле «тексты журналистов отличаются друг от друга гораздо меньше, чем это принято считать» [2, с. 24]. Однако наряду с дискурсивными «ограничителями», журналист обладает и определенным запасом свободы, предоставляющим возможность реализовать индивидуальный творческий потенциал. В этот запас свободы попадает и свобода ценностной оценки описываемого, порождение смыслов вокруг тематического ядра текста. Смыслопорождающее пространство публикации как одно из базовых «мерил» индивидуального стиля журналиста является частью тезауруза и прагматикона [3] его языковой личности. В лингвистическом плане оно проявляется преимущественно в лексическом составе текста, что и позволяет реконструировать картину мира публициста, его мировоззренческое отношение к реалиям общественнополитической жизни через анализ функционирования ключевых слов (= тематического ядра текста) в его публикациях.

II. Методика анализа

Воссоздание путем анализа ключевых слов и их ассоциатов базовых мировоззренческих установок публициста, прямым образом относящихся к его индивидуальному стилю деятельности, не раз предпри-

нималось исследователями. Так, например Н. И. Клу-шина, отмечает: «Идеологическая позиция адресанта в СМИ всегда играла важную роль в выборе определенных речевых средств для характеристики и оценки отображаемых им жизненных реалий. В этом сказывается специфика публицистики как проводника определенной (государственной, партийной, классовой и т. п.) идеологии» [4]. Данная статья добавляет к имеющимся исследованиям новый аспект рассмотрения, т. к. цель ее написания - выявить персонологические проявления стиля публициста в смыслообразующей (и ценностно-ориентированной) окраске публикаций. Гипотеза такова: фрагменты тезауруса языковой личности публициста будут различаться в зависимости от его когнитивных особенностей и влиять на формирование, закрепление и проявление его индивидуального стиля.

Принимая за постулат тезис о том, что мысль зарождается в сознании и «текстовая деятельность несет в себе целостный образ включенной в нее интеллектуально-мыслительной деятельности» [5, с. 195], выявим базовые ценностно-ориентированные фрагменты тезауруса языковой личности публициста = индивидуальные смысловые блоки его авторского стиля. Ценностно-ориентированные «показатели» индивидуального стиля публициста выявляются лингвистическими методами через анализ проявленного в тексте языкового сознания, то есть «того уровня функционального базиса интеллектуально-мыслительной деятельности, на котором протопонятия и идеаторные структуры обретают языковое оформление и в силу этого наиболее доступны для наблюдения и формирования» [5, с. 197]. Анализ ключевых слов и их ассоциатов на предмет доминирующих индивидуально-смысловых признаков текста исследуемых публицистов осуществляется в три этапа:

1) количественный анализ текста (выявление ключевых «тематических центров» путем подсчета частотности их употребления в публикациях);

2) семантико-стилистический анализ «тематических центров» и их ассоциатов, выявление индивидуальных фрагментов тезауруса языковой личности публициста;

3) сопоставление выводов, полученных в результате анализа письменного дискурса (публицистическое эссе), с выводами, полученными в результате анализа устного дискурса тех же авторов-публи-цистов (радиоинтервью). Наличие этого этапа работы объясняется тем, что устный дискурс характеризуется большей степенью спонтанности в речевых высказываниях, что, в свою очередь, способствует более яркому «высвечиванию» мировоззренческих доминант авторского стиля публициста (особенно при учете сходной тематики текстов устного и письменного дискурса).

Теперь представим разработанные параметры лингвокогнитивного стиля публициста, которые, согласно нашей гипотезе, могут быть выявлены путем семантико-стилистического анализа номинантов и ас-социатов публицистического текста, и которые являются стилеобразующими признаками текстов художественно-публицистических и аналитических жанров:

1. Ключевые смыслопорождающие «звенья» текстов, являющиеся перманентной базой проявления индивидуального стиля публициста (базовые идеи и оценки, которые автор публицистического текста сообщает аудитории регулярно, с определенной периодичностью, и которые являются частью тезауруса и прагматикона его языковой личности). Здесь речь идет о неком аксиологическом наборе, выражающемся в идиостиле публициста. «Аксиологическая функция понимается как репрезентация ценностного отношения адресанта (автора публикаций и редакции) к явлениям общественно-политической действительности» [6].

2. Политическая позиция автора публицистического текста:

- степень общественно-политической ориентированности (политичность / аполитичность);

- предрасположенность к отстаиванию тех или иных политических взглядов и убеждений (либерал / коммунист и т. д), степень открытого выражения политических пристрастий (прямое / косвенное выражение политической позиции);

- «градус критичности» в отношении действующей власти (резкая критика / умеренная критика/ отсутствие критики действующей власти, данный параметр связан с ответом на вопрос «кто виноват?»);

- степень конфликтогенности стиля публициста (этот параметр имеет прочную связь с предыдущим параметром, тесно взаимосвязан с содержанием и формой подачи «градуса критичности»);

- наличие/отсутствие предлагаемых вариантов выхода из существующих политических проблем (данный параметр связан с ответом на вопрос «что делать?»);

- степень личного участия в политической жизни страны (полюс активный участник / сторонний наблюдатель).

Целесообразность включения индивидуального выражения политической позиции в параметр описания лингвокогнитивного стиля публициста обусловлена следующими моментами:

- журналистика вплетена в конкретную социально-политическую действительность;

- журналистика отражает и интерпретирует социально-политические события действительности;

- так называемую «миссию» журналистики традиционно связывают со способностью оказывать влияние на социально-политическую действительность (представление о СМИ как о «четвертой власти»).

Таким образом, публицист, специализирующийся на общественно-политической проблематике, освещает общественно-политические проблемы, а специфика этого освещения определятся сообразно внутренним политическим ценностям публициста, степенью его мотивированности участвовать в решении социальнополитических проблем и т. д. [7]. Словом, теми когнитивными установками, которые оказывают влияние на формирование индивидуального подхода к созданию текста.

III. Результаты исследования

В результате лексико-семантического и контекстуального анализа аксиологических доминант индивидуального стиля публицистов (анализу подвергались публицистические тексты В. Шендеровича и

А. Кончаловского, проблематика текстов - общественно-политическая) в аспекте лингвокогнитивного преломления были сделаны следующие выводы.

Общими тематическими центрами публицистических текстов В. Шендеровича и А. Кончаловского стали концептуальные единицы: демократия, свобода, гражданское общество, Россия, власть, ментальность, В. В. Путин. Общность тематических центров в текстах разных авторов-публицистов объясняется, с нашей точки зрения, перманентными особенностями общественно-политического публицистического дискурса. Данному типу дискурса свой-

ственны постоянные, т. н. «вечные» темы, например, Россия, свобода, власть и переменные темы, обусловленные актуальной для современного периода ситуацией в стране и мире (в данном случае это касается таких смысловых блоков, как демократия,

В. В. Путин, гражданское общество). Индивидуальные различия стилей публицистов на ценностносмысловом уровне проявляются в разной ценностносмысловой оценке вышеназванных тематических центров текста. Отразим это в таблицах 1 и 2 (ввиду ограниченного объема статьи в ней приводится анализ индивидуальных различий ценностно-смысловой оценки трех «тематических центров» публикаций (демократия, В. В. Путин, Россия), за пределами текста данной статьи были аналогичным образом проанализированы другие «тематические центры» и их ассоциаты в изучаемых публицистических текстах).

Таблица 1

Мировоззренческие доминанты индивидуального стиля А. Кончаловского (на основе анализа «тематических центров» его публицистических выступлений (эссе, радиоинтервью))

Номинанты = «тематические центры» = ключевые слова Ассоциаты Примеры Индивидуальное смыслопорождающее ядро (фрагмент тезауруса ЯЛ)

Демократия «Демократия - не причина, а следствие чего-то: гражданского общества, в частности». «Демократия в России на сегодняшний день органически неприемлемая форма правления». Сущность понятия, характеристика Демократия - следствие определенных принципов организации общества (индивидуальная анонимная ответственность граждан, гражданский контроль за государственными деятелями и т. д.). Модификация демократии в России На современной стадии развития общества в России отсутствуют должные предпосылки для установления демократии.

Путин «Мне хочется, чтобы за Путина проголосовало минимальное для его прохождения количество людей. Это заставит Путина быть более гибким. Я в это верю. Я думаю, он может быть очень гибким». «Сегодня есть шанс влиять на его (Путина) восприятие страны. Он же реагирует, он реагирующее существо. У меня есть надежда, что на него можно влиять... Я думаю, что он неизбежно начнет дистанцироваться от той криминальной гос.системы, где к моему трагическому ощущению ситуации не на кого менять». В. В. Путин - не виновник сложившейся в России политической ситуации, а заложник, поскольку современное общественно-политическое состояние России - результат исторически сложившейся российской ментальности. В. В. Путин - грамотный политик, способный реагировать на новые вызовы, встающие перед обществом.

Россия «У нас огромная великая страна, но она живет в XIV веке». «Мы живем в средние века, в феодальном обществе, у нас никогда не было буржуазии. И каждый раз, когда надо было выбирать союзников, мы выбирали Восток против Запада». «Я верю в Россию. Вылечить ее можно, но надо знать, насколько она больна. Если человеку лечить прыщик, когда у него рак, то рак не вылечишь. Надо менять состав крови, а не брить». Россия - великая, но отсталая страна, живущая по европейским меркам в XIV веке. Изменять ситуацию в России можно только путем верного установления ей диагноза, то есть критически осмыслить происходящее и рационально оценить, что происходит со страной.

Выявленные индивидуальные смысловые блоки текстов исследуемых публицистов (см. третья колонка в таблицах 1 и 2) являются одним из показателей индивидуальных различий их речевого стиля. При приблизительно одинаковом наборе «тематических центров» публикаций ассоциаты, сосредоточенные вокруг этих центров, различаются, что демонстрирует индивидуальное видение авторов-публицистов, которое, обладая такими характеристиками, как повторяемость, регулярность, встречаемость в разных типах текстов одного и того же автора, является в широком смысле показателем его индивидуального стиля речи. Последний, в свою очередь, применительно к текстовой публицистической деятельности рассматривается нами как лингвокогнитивный стиль автора-публициста, поскольку на индивидуальный стиль ре-

чи мы смотрим с позиции лингвоперсонологической гипотезы языка, сформулированной Н. Д. Голевым: «Принципы устройства ментально-психологического персонологического пространства и принципы системного устройства языка коррелятивны между собой, и поэтому есть основания говорить об их относительном изоморфизме» [8]. Поэтому, если первым шагом изучения индивидуальных мировоззренческих доминант стиля авторов-публицистов было выявление ценностно-смысловых различий, то вторым шагом является попытка их объяснения (увязка выявленных речевых различий с персонологическими характеристиками автора, что в дальнейшем будет осуществляться по параметрам, сформулированным выше (см. часть II данной статьи)).

Таблица 2

Мировоззренческие доминанты индивидуального стиля В. Шендеровича (на основе анализа «тематических центров» его публицистических выступлений (эссе, радиоинтервью))

Номинанты = «тематические центры» = ключевые слова Ассоциаты Примеры Индивидуальное смыслопорождающее ядро (фрагмент тезауруса ЯЛ)

Демократия «... общий знаменатель, очевидный, двадцать раз сказанный на Проспекте Сахарова и записанный -возвращение цивилизованных норм демократической жизни! Значит, для этого нужно, чтобы политики из 150 коалиций, лиг, там, фронтов, движений и так далее сформировали из себя единую политическую силу. Эта единая политическая сила, безусловно, могла бы диктовать повестку дня и определять тот самый пейзаж. Россия готова к демократии, однако демократические инициативы подавляются сверху.

Путин «Люди не меняются в таком возрасте. В таком возрасте и в таком статусе они не меняются. Если бы он мог сдать мандат и выйти сам... Он этого не сделал, - он не меняется. Ну, собственно говоря, кто бы сомневался, да?» «Он утрамбовал все политическое поле, он все закатал под асфальт. Он убрал все механизмы обратной связи». В. В. Путин пришел к власти незаконным путем (отсутствие легитимности выборов), за нарушение законов он должен сидеть в тюрьме. В. В. Путина нельзя считать политиком, поскольку он не боролся за власть на выборах, а узурпировал власть. Он не способен меняться, не способен вести страну демократическим путем.

Россия «В стране с африканскими отношениями власти и бизнеса и с азиатским правосудием европейская логика не работает», «преуспевание в России определяется не трудом, а глубиной прорыва в бюджетные закрома и гарантируется не законом, а близостью отношений с паханом и его малиной» Отсталость России, обусловленная преимущественно криминализированной системой государственной власти.

Литература

1. Бурдье, П. О. телевидении и журналистике / П. Бурдье; пер. с. фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой. -М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. -160 с.

2. Пэнто, Л. Философская журналистика / Л. Пэнто; пер. с фр. Е. Д. Вознесенской // 8осю^об [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sociologos.net/textes/pinto/pinto1.htm

3. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 264 с.

4. Клушина, Н. И. Общие особенности публицистического стиля / Н. И. Клушина // Язык СМИ как объект

междисциплинарного исследования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/-

text12Z01.htm.

5. Дридзе, Т. М. Сознание и текст / Т. М. Дридзе // Психология и психоанализ рекламы: личностноориентированный подход / ред. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2001.

6. Синепупова, О. С. Оценочная "картина мира" в публицистическом тексте: на материале печатных СМИ: дис. ... канд. филол. наук / О. С. Синепупова. - М.: МГУ, 2006. - 176 с.

7. Солганик, Г. Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) /

Г. Я. Солганик // Язык современной публицистики: сб. ст. - М.: Флинта, 2008. - 231 с.

8. Голев, Н. Д. Лингвоперсонологическая вариативность языка / Н. Д. Голев // Изв. Алтайского государст-

венного университета. - 2004. - № 4 (34). - Режим доступа: http://tbs.asu.ru/news/2004/4/phll/01.ru.html

Информация об авторе:

Носкова Ольга Александровна - соискатель кафедры русского языка, ассистентка кафедры журналистики и русской литературы XX века Кемеровского государственного университета, 8-908-949-5359, ol-noskova@rambler.ru.

Noskova Olga Aleksandrovna - post-graduate student at the Russian Language Department, assistant lecturer at the Department of Journalism and Russian Literature of the XX century of KemSU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.