Научная статья на тему 'Смыслообразующие элементы дизайн-проектирования новогоднего пространства (на примере праздничной среды Стефановской площади в г. Сыктывкаре)'

Смыслообразующие элементы дизайн-проектирования новогоднего пространства (на примере праздничной среды Стефановской площади в г. Сыктывкаре) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ЭТНОФУТУРИЗМ / ЭТНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кратц П.Ф., Лянцевич А.В.

Статья посвящена вопросу внедрения этнического стиля в дизайнпроектирование. Авторы касаются истории вопроса, определяют его актуальность, а также обозначают проблемы интерпретации культурного наследия и способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кратц П.Ф., Лянцевич А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смыслообразующие элементы дизайн-проектирования новогоднего пространства (на примере праздничной среды Стефановской площади в г. Сыктывкаре)»

УДК 72.012

П. Ф. Кратц, А. В. Лянцевич

Смыслообразующие элементы дизайн-проектирования новогоднего пространства (на примере праздничной среды Стефановской площади

в г. Сыктывкаре)

Статья посвящена вопросу внедрения этнического стиля в дизайн-проектирование. Авторы касаются истории вопроса, определяют его актуальность, а также обозначают проблемы интерпретации культурного наследия и способы их решения.

Ключевые слова: дизайн, этнофутуризм, этнический стиль, культура, традиции, проектирование.

P. F. Kratts, A. V. Lyantsevich. Sense-making design elements of the New Year's space (Evidence from the festive environment of Stefanovskaya Square in Syktyvkar)

The article answers the question about the inclusion of the ethnostyle in design. The authors write about the history andrelevance of the question, indica-tethe problems of interpretation of cultural heritage and how to solve it.

Keywords: design, ethnofuturism, ethnic style, culture, traditions.

В настоящее время достаточно острой является проблема корректной интерпретации культурного наследия, являющегося актуальным элементом современной среды. В частности, традиционная культура финно-угров всё чаще получает искажённое отражение в разнообразных продуктах дизайн-проектирования. Ошибочная трактовка образов, символики, цветового кода влечёт за собой неверное формирование и восприятие культурного наследия финно-угров. Его сохранение и трансляция современным визуальным языком — задача средового и коммуникативного дизайна северных регионов.

Средством сохранения, а также мобилизацией традиций в современной культуре является этнический стиль в дизайн-проектировании. Основной задачей становится объединение

© Кратц П. Ф., Лянцевич А. В., 2018

культурно-просветительского аспекта, в котором непосредственно отражается этнический компонент с объектами коммуникативного и средового дизайна. В процессе проектирования и создания такого рода синтеза возникают правила, от которых автор не вправе отступиться. В этностиле художественной традиции отводится важная роль, так как именно традиционная духовная культура этноса является важнейшим его компонентом, вместе с тем традиция понимается не как нечто раз и навсегда данное, застывшее, неизменное. Именно своеобразная модернизация традиций, их приспособляемость к языку и формам современного изобразительного искусства способствовали столь динамичному развитию этнодизайна [7].

Реализация этнического стиля с помощью дизайна осуществляется с учётом художественного многообразия традиционной культуры, уникальности форм и наполненности подлинным смыслом отдельных элементов финно-угорского наследия. Оригинальные вариации внедрения этнических черт в объекты проектирования помогают создавать уникальные продукты дизайна.

В процессе проектирования следует учитывать культурные аспекты, более всего проявляющиеся в декоративно-прикладном искусстве финно-угров. Эти этнографические памятники являются историческим материалом и могут адекватно раскрыть национальную культуру народа. Самобытное художественное содержание предметов декоративного творчества наших предков начнёт жить «новой» эстетической жизнью и, таким образом, поможет произвести на зрителя эмоционально-образный эффект.

Для того чтобы грамотно раскрыть национальное своеобразие и особенности этнокультурного взаимодействия, авторами данной статьи в качестве примера был разработан алгоритм реализации дизайн-проектирования праздничной среды Стефановской площади в городе Сыктывкаре.

1. Формирование дизайнерского образа. Преобразование отдельных этнических элементов в художественно осмысленный образ с целью «донести через взаимодействие "конфликтующих" идей и тем значимую для зрителя идейно-эстетическую информацию (эмоционально-художественный смысл)» [6].

2. Функциональный анализ дизайнерских задач. Устранение кардинальных образных несоответствий.

3. Разработка сценария, траектории маршрута вовлечения в среду события на основе этнокультурных традиций мероприятия с использованием литературных произведений и устного народного творчества финно-угров.

4. Переработка и адаптация традиционных художественных образов к утилитарно-практическим задачам. Внедрение их в материальные структуры, а также в современные технологические механизмы.

Придерживаясь структуры алгоритма, можно выявить этнический характер проектируемой среды. Благодаря этому формируется ряд подходов (см. таблицу).

Подходы проектной работы Принципы

1. Культурологический Реконструкция прошлого и формирование современных тенденций

2. Авторский Моделирование на основе представлений дизайнера

3. Проектный Выявление принципов дизайна среды

4. Сценарный Траектория маршрута вовлечения в среду

5.Средовой Выявление композиционных построений и визуально-смысловой целостности

6. Художественный Организация визуальных характеристик дизайнерского объекта, создание задуманного автором эмоционально-образного эффекта

7. Технологичный Обращение к современным технологиям

Согласно древним верованиям коми-зырян, природа являлась священной средой, а все её обитатели имели особый сакральный статус. В промысловой деятельности такие взгляды на окружающий мир играли важную роль в жизни человека того времени. Вокруг изображений животных формировались магические и праздничные обряды. Благодаря тесной связи с лесом, зырянин вводил в элементы бытовой среды образы природной стихии: так, явления природы нашли отражение в росписях прялок, вышивках, ткачестве, вязанных и берестяных изделиях. Непосредственная связь двух миров — человека и природы, промысловый культ в традициях коми-зырян, выявляющий основу этнического верования, легли в основу концеп-

туального решения оформления праздничной среды. Такой ход приблизит горожан к истокам культуры коми, познакомит с характерными этнокультурными особенностями нашего края, в том числе через визуально-чувственный эффект [3—5].

При реализации дизайн-проектирования праздничной среды Стефановской площади в городе Сыктывкаре проектируемое пространство было разделено на два смысловых блока — «Лесной мир» и «Мир людей», каждый из которых выстраивается в единый образ, эмоционально воздействуя на посетителя и формируя знание о культурном прошлом и настоящем: с помощью объектов средового проектирования освещаются как природные, так и этнокультурные особенности Коми края.

Первый смысловой блок — «Лесной мир» —представлен образом северного леса со свойственными ему чертами. Характерные природные особенности Республики Коми послужили мотивом к созданию различных средовых объектов этого блока: в центре площади расположен ледовый каток, имеющий форму круга и символизирующий лесное озеро; хвойный лес представлен лабиринтом, в торце которого возвышаются ледовые ели; в блок помещен также аттракцион с канатами в виде цепи пирамид, которые отсылают к образу Уральских гор. По всему ледовому городку встречаются стилизованные и окрашенные яркими красками фигуры животных. Детские горки служат неким порталом между лесным миром и миром людей. По бокам горки украшены образами животных и другими природными мотивами, приобщая детей к неведомому им лесному миру.

Второй смысловой блок — «Мир людей» — метафорически отражает жизнь человека. В аллеях, ведущих к площади, расположены световые арочные конструкции, решающие проблему недостаточной освещённости пространства и состоящие из различных природных элементов — деревьев, животных, солярных мотивов (рис. 1). Основным мотивом данной архитектурной формы послужил свадебный венец коми-ижемки (рис. 2). Арочная конструкция моделирует ситуацию перехода человека из одного временного пространства в другое (смена старого года новым годом) и с учетом свадебной тематики «подключает» к ней элемент традиционного обряда — переход человека в другой социальный статус. В центре конструкции размещаются стилизованные изображения мужчины и женщины, тем са-

мым акцентируется внимание на том, что представленный праздник — семейный; у основания конструкции установлены скамейки для комфортного пребывания посетителей. Иллюминация может использоваться круглогодично: объект будет притягивать горожан

Рис. 1. Визуализация среды Стефановской площади в г. Сыктывкаре

Рис. 2. Свадебный венец коми-ижемки. Коллекция ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми. Отдел этнографии»

своим масштабом и оригинальностью формы. Аллеи ведут к зоне, где располагаются домики для торговли (рис. 3), украшенные концентрическими кругами, символизирующими солнце, преимущественно используемыми в росписях коми-прялок [8] (рис. 4). В суровых климатических условиях Крайнего Севера солнце, дарующее тепло, обожествлялось: в честь него проводились праздники на пригорках, холмах [1]. На возвышенности перед площадью устанавливается сцена (рис. 5), декорированная фирменным паттерном и гирляндой (рис. 6).

Рис. 3. Визуализация среды Стефановской площади в г. Сыктывкаре

Рис. 4. Вычегодские прялки. Коллекция ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми. Отдел этнографии»

Рис. 5. Визуализация среды Стефановской площади в г. Сыктывкаре

Рис. 6. Фирменный паттерн

Значительную роль в проектировании праздничной среды играет световое оформление. В вечернее время окружающая среда трансформируется: силуэты зданий и деревьев «пропадают», в тёмном пространстве выявляются освещённые окна и наружная подсветка фасадов. На первый план выходит особо яркая, разноцветная, раз-

нообразная по расположению и форме световая раскладка. В проекте решается задача выявления оригинальных форм и выразительности элементов праздничного оформления, а также поддержание ансамблевой композиции средствами новогодней иллюминации. Праздничное световое оформление не должно сводиться к размещению отдельных устройств, теряющихся в пестром окружении многофункционального уличного освещения [2]. Таким образом, освещается целостная группа объектов, занимающая значительное место в пространстве: ледовый городок, деревья, элементы здания. Цвет иллюминации подобран с учётом характерного природного компонента, а также в соответствии с символическим значением цвета в традиционном понимании коми-зырян.

Важно подчеркнуть, что организация пространства по мотивам этнокультурных особенностей должна обусловливаться тематической ясностью, которая, в свою очередь, позволяет грамотно интерпретировать, а главное — развивать и сохранять культурную идентичность народа [6]. Организация зрительных связей, включение посетителя в атмосферу пространственной ситуации, продуманный сценарий восприятия являются основными установками проектирования среды мероприятия. Выявленные в ходе исследования подходы проектной работы организации праздничной среды решают проблему сохранения этнокультурного наследия как ценностного ориентира современного дизайна, в соответствии с социальным и технологическим развитием общества. Популяризация художественной идентичности произведений народного искусства коми-зырян и внедрение их в объекты средового дизайна помогают не только сохранению и развитию этнического стиля, но и созданию эстетически-уникального самобытного облика города. Развитие декоративно-прикладного искусства в образовании новых форм современной материальной культуры, адаптация их в праздничной среде города способны поддержать в обществе национальное самосознание. Связь современников с традицией и обращение к прошлому обеспечивает содержательную преемственность культурно-исторического опыта, а также является показателем новаторского подхода, который открывает в традиции неиспользованные возможности.

* **

1. Макарова И. В. Произведения декоративно-прикладного искусства в контексте народного праздника коми-зырян: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2004. 23 с.

2. Малкин А. Я. Свет в дизайне. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012.

3. Некрасов Р. В. Традиционное декоративно-прикладное искусство коми-зырян как предмет исследования в современном дизайне // Человек, культура, образование. 2015. № 1 (15). С. 194—202.

4. Некрасов Р. В., Морохина Е. В. Культурно-стилистические виды сакральной образности в культе предков коми-зырян // Современные научные исследования и разработки: Международ. эл. науч.-практич. журнал. М.: Международ науч. Центр. «Олимп», 2016. № 6 (6). С. 397—402.

5. Некрасов Р. В., Нестерова Н. В., Окулова Е. И. Сакральная образная символика в пережитках промыслового культа коми-зырян // International Journal Of Professional Science, 2016. С. 16—24. URL: http://scipro.ru/ article/03-04-16 (дата обращения: 05.05.2018).

6. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники : учебное пособие: в 2 кн. Кн. 1. М.: Архитектура-С, 2013. 368 с.

7. Семенов Д. Ю. Этнофутуризм как направление в современном изобразительном искусстве Удмуртии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2007. 26 с.

8. Уткина И. М. Прялки коми (зырян): из собрания Национального музея Республики Коми. Сыктывкар, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.