К У Л Ь Т У Р А, И С К У С С Т В О
УДК 72.04(470.13):39
Д. В. Першина, А. В. Лянцевич
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ В ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ (на примере объектов традиционной культуры
Верхней Вычегды)
В статье рассматривается дизайн-проектирование малых архитектурных объектов в коми-зырянских этнокультурных традициях Усть-Куломского р-на (Республика Коми). Анализируется концепция разработки культурного кода выбранной местности на примере бассейна реки Верхняя Вычегда.
Ключевые слова: брендинг региона, малые архитектурные формы, Усть-Кулом, этнокультурные традиции, Верхняя Вычегда.
В современном средовом и коммуникативном дизайне все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с брендом территории и созданием культурно-окрашенной среды того или иного региона нашей страны. В этом отношении интерес представляет Усть-Куломский р-н (Республика Коми), имеющий значительное количество духовных и материальных культурных памятников, заслуживающих внимания и самих жителей села, и туристов.
В настоящее время в этом районе отсутствует среда, визуально транслирующая культурно-региональные особенности в области народного искусства и фольклора. Вот почему перед дизайнерами возникают задачи проектирования образно-выразительного пространства на основе разработки малых архитектурных форм (далее - МАФ) в стиле изобразительно-художественных традиций коми-зырян Верхней Вычегды.
Дизайн-проект включает в себя остановки общественного транспорта, скамейки для отдыха, ограждения, уличные функциональные фонари, урны для мусора, канализационные люки, информационные лайтбоксы.
Для ознакомления с историей конкретного населенного пункта необходимо разработать культурно-просветительский маршрут, в который будет входить посещение сел с характерными традициями Верхней Вычегды. Нами были выявлены наиболее значимые села Усть-Куломского р-на, до сих пор сохраняюющие традиционные промыслы региона: Ульяново (Улляна), Усть-Кулом (Куломдш), Дон, Жежим (Джеджим), Керчомъя.
С помощью такого культурно-просветительского маршрута произойдет гра-фическо-средовое «объединение» уникальных мест, находящихся на выбранной территории.
Прежде чем приступить к поиску концепции и разработке МАФ, мы провели опрос среди музейных сотрудников, библиотекарей, преподавателей и местных жителей. Нас интересовал уровень их осведомленности в истории своего региона.
Также была проведена работа в культурно-просветительных учреждениях: в доме-музее коми быта жителя села Дон Василия Павлова «Купеч Митрей-керка» («Дом купца Дмитрия»); в краеведческом музее в д. Жежим; в музее Вениамина Чисталева в с. Помоздино (Тима Вень - классик коми литературы); в музее истории средней общеобразовательной школы с. Усть-Кулом; в музее с. Деревянска были отобраны и оцифрованы около 200 экспонатов, связанных с формами декоративно-прикладного искусства. Также мы посетили литературный музей И. А. Куратова в Сыктывкаре и познакомились с предоставленной в нем коллекцией письменности коми (доска с вырезанными пасами нач. ХХ в., найденная в с. Помоздино).
Результаты такой работы позволили сформулировать концепцию дизайна и определить методы решения художественно-проектных задач.
Нами были выявлены художественно-стилистические особенности верхне-вычегодских традиций: «У коми, живущих в лесной полосе, развито искусство обработки дерева. Этот вид народного искусства представлен скульптурными изображениями животных и птиц, накладной, трехгранно-выемочной и контурно-прорезной резьбой, а также многочисленными поделками из бересты» [Белицер 1958].
Искусство резьбы по дереву можно встретить на украшениях различных бытовых предметов, а также в доме на спинках коников, вешалках, на элементах ткацкого стана (илл. 1).
Часто встречается контурная резьба на плоскости, выполненная резцом. «Резной орнамент - пояс из косых крестов - самый распространенный декоративный элемент в искусстве коми» [Шургин 2009]. Узоры в виде параллельно идущих полосок, зубцов и елочек образуют в разнообразных комбинациях геометрические фигуры: квадрат, косой крест, круг, звезду (илл. 2). Насечки, которые имели характер утилитарности и наносились для того, чтобы Илл. 2. Прялки с узором из уберечь дерево от растрескивания при комбинации геометричных фигур
Илл. 1. Элемент ткацкого стана с контурной резьбой
высыхании, «превратились» в «орнаментальную порезку, оживляющую ровную гладь изделия» [Белицер 1958].
«Выемка имеет треугольную форму, производится она кончиком прямого ножа. Глубина выемки незначительная. Резьбой покрывается или вся поверхность изделия, или только часть, ограниченная треугольником, квадратом или кругом» [Белицер 1958].
«Элементы обработки резьбы -Илл. 3. Вязаный пояс и варежка косой крест, спираль. Декоративные
с диагонально-геометричным орнаментом мотивы, подобные тем, что существуют
на потоках, распространены в народном искусстве коми. Сходные элементы орнамента встречаются на деревянных прялках, швейках, а также на вязаных чулках, варежках» [Белицер, 1958] (илл. 3).
Перечисленные приемы помогли сформулировать дизайн-концепцию брендирования региона - адаптация элементов, часто встречающихся в быту данного региона: насечки на бытовых предметах, узоры на берестяных туесах, орнаменты на вязаных изделиях, а также архитектурный символ Усть-Куломкого р-на - Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь. Концепцию можно проследить в таблице (илл. 4).
У остановки общественного транспорта - общая деревянная конструкция с закрытыми тремя сторонами и кровлей, расположенной под углом. Отличия наблюдаются в боковых плоскостях остановок: у них разный орнамент, а также различие цветового кода. К примеру, остановка, предназначенная для с. Усть-Кулом, украшена бирюзовым геометрическим орнаментом (илл. 5), а для с. Ульяново она окрашена в алый цвет (илл. 6). В первом случае цвет символизирует чистоту природы и устье
Илл. 4. Концепция поиска художественного образа
двух рек (Кулом и Вычегда); во втором - алый цвет олицетворяет христианские традиции, бытующие на этой территории.
Конструкция скамейки заимствована из музейного чертежа с. Деревянск; изменен лишь цветовой колорит объекта: теперь он демонстрирует структуру дерева, а его поверхность, окрашенная алым цветом, символизирует праздник и торжество (илл. 7).
Помимо функции зонирования той или иной территории, ограждения очень значимы и для наружного освещения, поскольку составляют единую форму с модулями металлического ограждения (илл. 8). При этом фонари могут использоваться отдельно, без ограждения.
Уличная урна для мусора неоригинальна в общей конструкции, однако своеобразно украшена резьбой, характерной для верхне-вычегодских традиций (илл. 9). Текстура дерева перекликается с таковой же, характерной для других МАФ.
В свою очередь, крышка смотрового колодца, на наш взгляд, имеет определенное значение в средовой уличной композиции, поскольку это обязательный технический предмет, в связи с чем дизайну люка решено было тоже уделить внимание: крышка демонстрирует рельеф орнамента коми с надписью «Усть-Кулом» - подходящим стилизованным шрифтом (илл. 10).
Илл. 5. Остановка в с. Усть-Кулом
Илл. 6. Остановка в с. Ульяново
Илл. 8. Ограждение в составе с фонарем
Илл. 7. Скамейка
Илл. 9. Уличная урна
Илл. 10. Рисунок смотрового колодца
Вот как выглядит стандартный информационный лайт-бокс, подобранный в соответствии с общей стилистикой всех МАФ (илл. 11).
Помимо вышеперечисленного, нами составлен культурно-просветительский маршрут по 5 селам Усть-Куломского р-на.
Таким образом, в результате художественного проектирования разработан ряд малых архитектурных форм (МАФ), концептуально и стилистически отражающих этнокультурные особенности Усть-Куломского р-на и верхневычегодские традиции региона Коми. Реализация данного проекта может частично решить проблему брендирования территории для привлечения туристов.
Илл. 11. Лайтбокс
ЛИТЕРАТУРА
Аресеньев Ф. А. Ульяновский монастырь у зырян. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1995. 144 с.
Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми XIX - начало XX в. Академии наук СССР. М., 1958. 391 с.
Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.: Наука, 1980. 252 с.
Родники Пармы: научно-популярный сборник. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. 208 с.: ил.
Климова Г. Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 1994. 130 с.
Конаков Н. Д. Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, 2004. 432 с.
Лянцевич А. В. Языческое мировоззрение в культуре христианского старообрядчества коми-зырян // Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 2. 2015. С. 71-77.
Рощевская Л. П. Архитектура строительство в Коми крае в конце Х1Х - начале ХХ веков. Сыктывкар, 2005. 80 с.
Сергель С. В зырянском крае. Л., М.: Гос. изд-во, 2004. 84 с.: ил.
Силкина М. А. Система малых архитектурных форм и оборудования для средовой ситуации. М., 2015. 19 с.
Тентюкова Ф. А. Из прошлого коми края (материал к своду памятников). Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1976. 94 с.: ил.
Туркин А. И. Топографический словарь Коми АССР. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1986. 144 с.
Поступила в редакцию 22.11.2017
Першина Дария Васильевна,
студент,
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
е-таП: [email protected]
Лянцевич Анелия Владимировна,
член Союза Дизайнеров России ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» 167001, Россия, г. Сыктывкар, Октябрьский пр-т, 55
е-таП: [email protected]
D. V. Pershina, A. V. Lyantsevich
Designing Small Architectural Forms in Ethnocultural Traditions
(on the Materials of Traditional Cultural Objects of the Upper Vychegda River)
The article considers design-engineering of the small architectural objects in ethnocultural traditions on the materials of the Ust-Kulom area (Komi Republic). The paper contains the analysis of the concept of developing the cultural code of the selected area in the Upper Vychegda River basin (currently the territory of the Ust-Kulom district, Komi Republic).
Keywords: regional branding, small architectural forms, the Ust-Kulom district, ethnocultural traditions, the Upper Vychegda River
Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2018, vol. 12, issue 1, pp. 154-160. In Russian.
References:
Aresen'ev F. A. Ul'yanovskii monastyr' u zyryan [The Ulyanovsk Monastery of the Komi-Zyryans]. Syktyvkar, Komi knizhnoe izdatelstvo Publ., 1995. 143 p. In Russian.
Belitser V. N. Ocherki po etnografii narodov komi XIX - nachalo XX v. [Ethnographic essays of the Komi beginning of 19th - 20th centuries of the USSR Academy of Sciences]. Moscow, 1958. 391 р. In Russian.
Gribova L. S. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo narodov komi [The arts and crafts of the Komi]. Moscow, Science Publ., 1980. 252 р. In Russian.
Rodniki Parmy: nauchno-populyarnyi sbornik [Sources of Parma: collection of scientific popular papers]. Syktyvkar, Komi knizhnoe izdatelstvo Publ., 1993. 208 р. In Russian.
Klimova G. N. Tekstil'nyi ornament komi [Komi Textile Ornaments]. Kudymkar, Komi-Permyatsky knizhnoe izdatelstvo Publ., 1994. 130 р. In Russian.
Konakov N. D. Zyryanskii mir. Ocherki o traditsionnoi kul'ture komi naroda. [The Zyrian world. Essays on the traditional culture of the Komi]. Syktyvkar, 2004. 432 p. In Russian.
Lyantsevich A. V. Jazycheskoe mirovozzrenie v kul'ture hristianskogo staroobrjadchestva komi-zyrjan [Pagan worldview in the Komi-Zyran Christian Old-believer culture]. Ezhegod-nikfinno-ugorskih issledovanij [Yearbook of Finno-Ugric Studies], 2015, vol. 2, pp. 71-77. In Russian.
Roshhevskaja L. P. Arhitektura stroitel'stvo v Komi krae v konce XIX - nachale XX vekov [Architecture and construction in the Komi region in the end of the 19th - beginning of the 20th centuries]. Syktyvkar, 2005. 80 p. In Russian.
Sergei' S. Vzyrjanskom krae [In the Zyrian region]. Мoscow, Gosudarstvennoe izdatelstvo Publ., 2004. 84 p. In Russian.
Silkina M. A Sistema malyh arhitekturnyh form i oborudovanija dlja sredovoj situacii [The system of small architectural forms and equipment for the environmental situation]. Moscow, 2015. 19 p. In Russian.
Tentjukova F. A. Izproshlogo komi kraja (material k svodu pamjatnikov) [From the past of the Komi region (the material to the register of monuments)]. Syktyvkar, Komi knizhnoe izdatelstvo Publ., 1976. 94 p. In Russian.
Turkin A. I. Topograficheskij slovar Komi ASSR [Topographical dictionary of Komi ASSR]. Syktyvkar, Komi knizhnoe izdatelstvo Publ., 1986. 144 P. In Russian.
Received 22.11.2017
Pershina Dariya Vasil'evna,
Student,
Udmurt State University 1, ul. Universitetskaya, Izhevsk, 426034, Russian Federation
е-mail: [email protected]
Lyantsevich Anelia Vladimorovna,
member of the Union of Designers of Russia Syktyvkar State University named after P. Sorokin 55, October prospect, Syktyvkar, 167001, Russian Federation
е-mail: [email protected]