Научная статья на тему 'Смысл жизни и психологические механизмы его порождения'

Смысл жизни и психологические механизмы его порождения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2126
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / МЫСЛЬ / СОЗНАНИЕ / ОСОЗНАНИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СОВЕСТЬ / MEANING / THOUGHT / CONSCIOUSNESS / AWARENESS / MEANING OF LIFE / MORAL CONSCIOUSNESS / CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корниенко Александр Федорович

Сущность смысла жизни раскрывается в статье через определение общего понятия «смысл» как осознания человеком связи своего поведения с мыслью о ситуации, в условиях которой это поведение осуществляется. Рассматривая жизнь как особую деятельность, осуществляемую человеком во имя достижения наиболее значимой для него цели, автор статьи указывает на роль нравственного сознания и совести человека в процессах порождения смысла жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF LIFE AND PSYCHOLOGICAL MECHANISMS FOR ITS CREATION

The article reveals the essence of the meaning of life through the definition of the general concept of "meaning" as a person’s awareness of the connection between their behavior and their thinking about the situation in which this behavior is performed. Considering life as a special activity carried out by man in order to achieve their most important goal, the author identifies the role of moral consciousness and conscience in the process of generating the meaning of life.

Текст научной работы на тему «Смысл жизни и психологические механизмы его порождения»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №2(40)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 17.024+128+159.922

СМЫСЛ ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ЕГО ПОРОЖДЕНИЯ

© А.Ф.Корниенко

Сущность смысла жизни раскрывается в статье через определение общего понятия «смысл» как осознания человеком связи своего поведения с мыслью о ситуации, в условиях которой это поведение осуществляется. Рассматривая жизнь как особую деятельность, осуществляемую человеком во имя достижения наиболее значимой для него цели, автор статьи указывает на роль нравственного сознания и совести человека в процессах порождения смысла жизни.

Ключевые слова: смысл, мысль, сознание, осознание, смысл жизни, нравственное сознание, совесть.

Чтобы разобраться в сущности «смысла жизни», следует, очевидно, определиться с тем, что вообще понимается под «смыслом» и что понимается под «жизнью», которая может или не может иметь смысл. Как отмечал в свое время А.И.Введенский, «нередко приходится слышать речи о смысле жизни, о том, в чем должен он состоять и как мы должны расположить свою жизнь, чтобы она не была бессмысленной» [1]. При этом А.И.Введенский считал, что «когда мы дадим себе отчет, что значит слово «смысл» <...>, то легко будет узнать, что следует подразумевать под словами ,,смысл жизни"» [1].

Говоря о смысле, А.И.Введенский понимал смысл как смысл вещи, обладающей определенным назначением и пригодностью для достижения значимой цели. Соответственно, он полагал, что «и смысл жизни должен быть понимаем как назначение и действительная пригодность жизни для достижения ценной цели, то есть такой цели, за которой надо или следует гнаться» [1].

Следует отметить, что при определении смысла жизни жизнь все же рассматривается А.И.Введенским не как вещь, пригодная для достижения цели, а скорее как деятельность, в результате которой может быть достигнута ценная цель. Именно поэтому он утверждает: «Спрашивать - в чем состоит смысл жизни, то же самое, что спрашивать - какова ценная цель жизни» [1]. Вещь, в отличие от деятельности, не может иметь цели. Поэтому указание на цель жизни означает, что жизнь понимается именно как деятельность.

В то же время цель жизни рассматривается А.И.Введенским существующей вне жизни, точно так же, как цель, для достижения которой предназначена вещь, находится вне самой вещи.

Отсюда и его убежденность в том, что вера в наличие смысла жизни предполагает безусловную веру в бессмертие. Как пишет А.И.Введенский, «если . мы верим или хотим верить в смысл жизни и в то же время не хотим нарушать ни логических, ни нравственных требований, то мы обязаны верить и в бессмертие» [1].

Однако А.И.Введенский не упускал из виду и возможность утверждения о нахождении смысла жизни не вне жизни, а в самой жизни. В таком случае, по мнению А.И.Введенского, смысл жизни будет заключаться «в осуществлении той самой цели, которая составила бы цель деятельности, предписываемой нам нравственным долгом. Другими словами: если можно отыскать смысл жизни в самой жизни, то не иначе, как только в исполнении цели, указываемой нравственным законом» [1]. Здесь важно обратить внимание на следующие два обстоятельства. Во-первых, на то, что понимание смысла жизни связывается А.И.Введенским с пониманием жизни именно как деятельности, а не как вещи. Смысл жизни видится им в исполнении цели, которой может обладать только деятельность. Во-вторых, указывая на то, что цель деятельности предписывается нравственным долгом, А.И.Введенский фактически указывает на психологический механизм порождения смысла жизни. Смысл жизни, понимаемой как деятельность, оказывается обусловленным нравственным развитием человека, наличием у него чувства нравственного долга.

Очевидно, что вынесение цели и смысла жизни за пределы жизни, понимаемой как деятельность, является прямым нарушением логики определения понятия «деятельность». Деятельность, по определению, есть не что иное, как сознательная форма активности человека, в струк-

туру которой цель входит в качестве одной из ее составляющих [2]. Другое дело, что жизнь - это особая деятельность. На протяжении жизни человеку приходится выполнять множество разных деятельностей, в результате которых он достигает множество разных целей. Но жизнь у человека одна, и ее результат можно определить лишь на ее исходе. Но когда наступит этот исход, никто определенно не знает. Отсюда следует, что в качестве результата жизни может выступать лишь то, что было достигнуто человеком на том или ином этапе его жизни. То, что не достигнуто, результатом жизни быть не может.

Но в жизни человека бывает и то, чего он по тем или иным причинам не смог достичь, но хотел бы достичь и стремился к этому. В связи с этим в качестве цели жизни может выступать не только цель достигнутая, но и цель еще недостигнутая. Главное, чтобы эта цель была поставлена, и ее достижение было запланировано. Говоря о смысле жизни, следует, очевидно, иметь в виду ту цель, которую человек считает наиболее значимой для себя. Для одного человека это может быть: построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка; для другого - прославиться, добиться признания; для третьего - добиться материального и финансового благополучия. Для кого-то смысл жизни заключается в служении отечеству, для кого-то - в служении Богу и т.д.

Но можно ли считать, что цель жизни - это и есть смысл жизни? Насколько понятия «цель» и «смысл» эквивалентны и эквивалентны ли? Ведь цель, по определению, - это осознаваемый результат, к достижению которого человек стремится, выполняя деятельность. Смысл же, с точки зрения этимологии, - это «нечто», связанное с мыслью, которая, в свою очередь, является результатом мышления. Возникновению смысла «чего-то» предшествует возникновение мысли о «чем-то».

Для того чтобы понять, что такое «смысл» вообще и «смысл жизни» в частности, необходимо:

- определиться с понятием «мысль» и показать механизм возникновения мысли в результате мышления;

- выяснить, что может выступать в качестве «нечто», которое связывается с мыслью, образуя смысл;

- показать, как соотносится понятие «смысл» с понятием «осознавание», которое входит в состав понятий «цель» и «деятельность».

Мысль и механизм ее порождения

Наличие проблемы с определением понятия «мысль» неоднократно отмечалось в наших работах [3-5]. На то, что проблематика, связанная с определением сущности мысли, «ушла из психологии» и «даже мышление стало рассматриваться в отрыве от мысли», указывается в недавно опубликованной работе В.Д.Шадрикова [6: 130]. Как пишет В.Д.Шадриков, «существует профессиональная потребность сформулировать одно из наиболее значимых понятий психологии - определение мысли» [6: 130].

Однако, сожалея об отрыве мышления от мысли, сам В. Д. Шадриков при определении понятия «мысль» никак не связывает ни мышление с мыслью, ни мысль с мышлением. Мысль определяется им как связь предмета и его признака в восприятии субъекта. «Воспринимая один и тот же предмет многократно в условиях изменчивости объективных и субъективных условий восприятия, - пишет В.Д.Шадриков, - человек выделяет в предмете отдельные его признаки и одновременно воспринимает весь предмет. Это одновременное восприятие предмета и его признака и составляет настоящую предметную мысль» [6: 131]. Вместо рассмотрения связи мысли с мышлением декларируется связь мысли с восприятием.

В наших работах понятие «мысль» непосредственно соотносится с процессом мышления и рассматривается как его результат. При этом мышление определяется традиционно как познавательный психический процесс, обеспечивающий отражение в психике субъекта связей и отношений, существующих между объектами и явлениями действительности. Однако, учитывая, что объекты и явления действительности отражаются в психике в форме образов, мы определяем мышление и как процесс образования связей между образами, имеющимися в психике субъекта. Очевидно, что образующаяся в результате мышления совокупность взаимосвязанных образов представляет собой новый более сложный образ, в котором находят отражение более сложная совокупность и более сложные взаимосвязи объектов и явлений действительности. Этот новый более сложный образ, являющийся результатом мышления, мы и называем мыслью. Содержанием мысли, в соответствии с нашим определением, являются особенности предметов и явлений внешнего мира и их взаимосвязи, отраженные в соответствующих образах. В графической форме определение мысли и механизм ее возникновения в психике субъекта представлены на рис.1.

Связь предметов

Внешний мир

Предмет А

Признаки (свойства) предмета А

Предмет Б

Признаки (свойства) предмета Б

Ощущение Восприятие

Образы признаков (свойств) предмета А

Образ предмета А

Образ связи предметов

Образ признака (свойства) связи предметов

Мышление

Образы признаков (свойств) предмета Б

Образ предмета Б

Рис.1. Сущность мысли и механизм ее возникновения в психике субъекта.

При взаимодействии субъекта с предметами и явлениями внешнего мира в психике субъекта в результате процессов мышления возникают мысли, которые всегда являются мыслями о «чем-то». Учитывая, что в психике могут быть не только образы ощущения и восприятия, но и образы представлений, возникающие в результате процессов памяти и воображения, этим «чем-то» могут быть знания и о том, что есть в настоящем, и о том, что было в прошлом или будет в будущем. В отличие от образов восприятия, в которых отражаются отдельные предметы в совокупности их свойств и качеств, в мыслях отражаются отдельные ситуации в совокупности взаимосвязанных предметов.

Сущность сознания и процессов осознавания

Говоря о мысли, о связи мысли с мышлением, о содержании и значимости мысли для субъекта, мы до сих пор не затрагивали вопросы о наличии у субъекта сознания и о том, как это сознание соотносится с мыслью. Отсутствие в определении мысли ссылки на сознание говорит о том, что мысли бывают не только у человека, но и у животных, которые, в отличие от человека, сознанием не обладают, но способны к интеллектуальным формам поведения. Мысль как совокупность взаимосвязанных образов может возникать у животных в результате ориентировоч-

ных действий, благодаря наличию у них процессов образного мышления. Те эффекты в поведении животных, которые В.Кёлер обозначал термином «инсайт» [7], прекрасно объясняются возникновением в психике животного мысли об особенностях взаимосвязи предметов, находящихся в его поле зрения, и реализацией регуля-торной функции этой мысли, благодаря чему поведение животного становится адекватным наличной ситуации.

С появлением сознания механизм возникновения мысли принципиально не меняется. Ее возникновение по-прежнему обусловливается процессами мышления. Но возникает возможность осознавания мысли, осознавания ее содержания и ее значения для субъекта.

В психологии сознание принято рассматривать как высший уровень развития психики. Но на этом определенность в понимании сущности сознания заканчивается. «Проблема сознания, -утверждает Е.А.Сергиенко, - остается твердым орешком, который никак не удается раскусить» [8: 128]. В наших работах, сознание рассматривается не только как высший уровень развития психики, но и как особый познавательный психический процесс, присущий человеку, в результате которого в психике человека возникает образ его самого, называемый образом «Я» [9].

Образ «Я», возникающий в психике человека в результате сознания, как и любой другой образ, может, благодаря процессам мышления, связываться с другими образами, имеющимися в психике. Процесс образования связи образа «Я» с другими образами определяется нами как процесс осознавания. Фактически процесс осознава-ния есть не что иное, как процесс мышления, в котором одним из связываемых образов является образ «Я». Результатом процесса осознавания является осознание. Учитывая, что в общем случае результатом мышления является понимание

[3], можно сказать, что осознание является частным случаем понимания. Образование связи между образом «Я» и, например, образом восприятия какого-либо предмета означает, что человек начинает осознавать факт восприятия данного предмета, то есть отдает себе отчет в том, что он воспринимает данный предмет. Связь образа «Я» с образом, в качестве которого выступает мысль о чем-то, означает, что человек осознает содержание этой мысли и то, что в ней отражено.

Сущность сознания и процессов осознавания схематично представлена на рис.2.

Ситуация 1 (совокупность взаимосвязанных объектов А, Б, В)

Внешний мир

Ситуация 2 (совокупность взаимосвязанных объектов Г, Д, Е)

Образы восприятия предметов А, Б, В

Осознавание содержания образов восприятия

Осознавание содержания мысли

Образ "Я"

Рис.2. Возникновение образа «Я» в психике субъекта в результате сознания и осознавание содержания мысли

об особенностях ситуации 1 внешнего мира.

Сформулированные выше определения понятий «мысль», «мышление», «сознание» и «осоз-навание» позволяют нам вернуться к рассмотрению сущности смысла и механизмов смыслопо-рождения.

Смысл и механизм смыслопорождения

Как отмечалось выше, смысл в соответствии с этимологическим значением этого слова представляет собой «нечто», связанное с мыслью. Поскольку мысль - это образ, возникающий в психике, значит, связываться с мыслью может лишь другой образ, который, как и мысль, имеет

определенное содержание, то есть является образом «чего-то». Образование связи между этими двумя образами в психике обеспечивается процессом мышления. Будучи результатом мышления, связь между мыслью и другим образом образует новый более сложный образ. Следовательно, смысл - это возникающий в результате мышления сложный образ, в составе которого находится мысль о «чем-то», связанная с образом «чего-то».

Следует отметить, что, согласно общему определению понятия «мысль», смысл, который является результатом мышления, также является

мыслью. Но для нас сейчас важно показать, в чем состоит специфика смысла. Эта задача равноценна задаче определения специфики отдельного психического процесса по сравнению с общим определением психического процесса как процесса субъективного отражения действительности. Например, и восприятие, и мышление являются психическими процессами и процессами субъективного отражения действительности. Но каждый из них имеет свою специфику. Восприятие - это психический процесс непосредственного чувственного отражения отдельных предметов в совокупности их свойств и качеств при их непосредственном воздействии на органы чувств, а мышление - психический процесс опосредованного отражения взаимосвязи предметов и явлений действительности. Точно так же и смысл, являясь в общем случае мыслью, имеет свою специфику.

Первой и самой важной отличительной характеристикой смысла является его осознанность. Рассматривая полагание смысла как один из механизмов смыслопорождения, Д.А.Леонтьев пишет: «Полагание смысла - это особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни» [10: 137]. Без осознавания субъектом самого факта

установления значимости того, что составляет смысл жизни, невозможно не только полагание смысла, но и усмотрение смысла, придание смысла, которые также рассматриваются Д. А. Леонтьевым в качестве механизмов смысло-порождения.

Другая отличительная черта смысла вытекает из распространенных представлений о том, что мысль - это мысль о «чем-то», а смысл - это смысл «чего-то». Учитывая, что при образовании смысла мысль связывается с образом «чего-то», напрашивается вывод о том, что суть и содержание этого «чего-то» в обоих случаях одна и та же. То есть смысл - это смысл того, что отражается в образе, связываемом с мыслью.

Ранее мы указали на то, что в результате мышления (то есть в мысли) отражается отдельная ситуация действительности в совокупности взаимосвязанных предметов и явлений. Если обозначить отражаемую в мысли ситуацию действительности символом С, а содержание образа, связываемого с мыслью, символом Х и учесть необходимость участия в порождении смысла процессов осознавания, то в графической форме сущность смысла и механизм его порождения можно представить следующим образом (см. рис.3).

Связь образа "Х" с мыслью о ситуации "С"

Смысл "Х" в ситуации "С"

Мысль о ситуации " С"

Образы взаимосвязанных предметов

Образ "Х", связанный с мыслью

Осознавание содержания образа "Х"

Осознавание содержания образов восприятия

Осознавание содержания мысли

Рис.3. Смысл и механизм смыслопорождения в психике субъекта.

Чтобы окончательно определиться с сущностью смысла, необходимо решить вопрос о том, что может выступать в качестве Х, образ которого связывается с мыслью о ситуации С.

Наиболее подходящим на роль искомого Х является поведение или деятельность субъекта. Если субъект осуществляет поведение П сооб-

разно ситуации С, о чем свидетельствует наличие связи образа поведения и образа ситуации, и при этом осознает особенности и ситуации, и своего поведения в этой ситуации, значит, его поведение имеет для него смысл или является осмысленным. Осмысленность и смысл поведения означает связь поведения с мыслью о ситуа-

ции, в которой это поведение осуществляется. Если субъект не может осознать особенности ситуации, особенности своего поведения и наличие связи поведения с особенностями ситуации, то для него его поведение в данной ситуации смысла не имеет и оказывается бессмысленным.

Однако даже в случае, когда поведение имеет смысл, возникает другой вопрос, который также касается проблемы смысла. Это - вопрос о том, в чем состоит этот смысл. Смысл, таким образом,

- это не только смысл «чего-то» (в нашем случае

- смысл поведения), но и смысл в «чем» (в чем смысл данного поведения?). Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить суть поведения и рассмотреть его особенности. Не вдаваясь в дискуссию по поводу разногласий в научных формулировках поведения, укажем, что с нашей точки зрения поведение - это форма двигательной активности субъекта, направленная на удовлетворение определенной потребности. Наличие потребности является побудительной силой активности, удовлетворение потребности - результатом активности. Будучи осознанной, потребность становится мотивом поведения. Осознание результата активности приобретает статус цели поведения. Само же поведение при наличии мотива (осознанной потребности) и цели (осознанного результата) становится деятельностью [2]. Наличие цели деятельности соотносится с вопросом о том, что нужно сделать, наличие мотива - с вопросом о том, зачем это нужно сделать.

Исходя из определений поведения и деятельности, можно сказать, что смысл поведения (деятельности) возникает у субъекта лишь в том случае, если он может ответить на вопросы о том, что и зачем нужно сделать. В этом «что» и «зачем» и состоит смысл деятельности. В качестве примера можно рассмотреть описанный Д.А.Леонтьевым случай выполнения человеком деятельности по перетаскиванию камней с одного места на другое и обратно, которую он вынужден выполнять под угрозой наказания или смерти. Для стороннего наблюдателя эта деятельность представляется как деятельность, не имеющая смысла, поскольку непонятно, зачем нужно перетаскивать камни с одного места на другое, если они тут же возвращаются на исходное место. Для самого человека данная деятельность тоже будет бессмысленной, если в качестве ее результата он будет рассматривать именно перетаскивание камней. Но если целью деятельности по перетаскиванию камней будет, например, тренировка мышц, поддержание физического состояния или, как указывает Д.А.Леонтьев, «вывести из себя надзирателя прилежным пере-

таскиванием камней» [10: 135], то для человека, выполняющего, казалось бы, бессмысленную работу, эта работа приобретает особый смысл.

Смысл жизни и значение совести в его порождении

Как было отмечено выше, при рассмотрении смысла жизни жизнь следует рассматривать как особую деятельность, направленную на достижение чрезвычайно важной и значимой для человека цели. Однако в разные периоды жизни человек может ставить перед собой разные цели, которые могут оцениваться им как имеющие разную значимость. Соответственно, и смысл жизни для человека может изменяться время от времени. Человек развивается, получает новые знания, у него изменяются физические и интеллектуальные возможности, из года в год он становится старше, у него возникают определенные профессиональные интересы, изменяется семейное положение и много чего еще. В конечном счете, у него изменяется система ценностей, формируются новые взгляды на жизнь и, конечно же, могут изменяться и представления о смысле жизни, причем как уже прожитой части жизни, так и дальнейшего отрезка жизни.

Достижение человеком цели, ставшей смыслом жизни, предполагает наличие у него определенных жизненных ресурсов, достаточного уровня физического, интеллектуального и нравственного развития, наличие необходимых волевых и коммуникативных качеств личности, ну и, конечно же, наличие способностей в той сфере деятельности, к которой относится достижение жизненно важной цели. При достижении цели жизни человек получает глубокое моральное удовлетворение, осознание полноты и значимости своей жизни.

Однако довольно часто не все в жизни складывается так, как хотелось бы. В случае возникновения непредвиденных трудностей, препятствующих достижению цели жизни, и безуспешности усилий, предпринимаемых по их преодолению, у человека могут возникать состояния фрустрации и депрессии вплоть до потери смысла жизни. И тогда наступает жизненный кризис, преодоление которого дается человеку с большим трудом. Страдает самооценка, происходит существенная переоценка ценностей и отношения к жизни. Может измениться и отношение человека к социальному окружению, к людям, которые, по его мнению, вольно или невольно способствовали созданию неблагоприятных жизненных обстоятельств, не позволивших ему реализовать смысл своей жизни.

Следует учитывать и то, что жизнь человека и осознание им смысла своей жизни происходит в

определенных культурно-исторических условиях и в конкретных жизненных обстоятельствах. Человек - существо социальное. Возникновение у человека сознания, определенной системы ценностей, формирование мировоззрения, выделение и осознание жизненных приоритетов - все это обусловливается особенностями социальной среды, в которой человек живет и развивается, и соответствующей системой воспитания, доминирующей в этой среде. В связи с этим смысл жизни - это социально-психологическое по своей природе новообразование, возникающее у человека в результате воспитания. Смысл жизни изначально никому не дается. Понимание и осознание смысла жизни возникает у каждого человека по мере его интеллектуального и эмоционального развития, развития его нравственной сферы, представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Существующие в обществе нормы и правила поведения, которые человек усваивает в процессе своей жизни и в которых представлены критерии правильного, должного поведения и, соответственно, неправильного и недопустимого поведения, отражаются в понятии «мораль». Отражение моральных форм поведения в психике человека в виде соответствующих образов и их осознание представляет собой моральное сознание личности [11].

Однако не все формы поведения, признаваемые обществом как моральные, признаются таковыми самой личностью. Это обусловлено и субъективностью процессов психического отражения, и своеобразием жизненных обстоятельств личности, и зависимостью развития личности от особенностей воспитания. Те нормы и правила поведения, которые человек признает правильными, составляют содержание его нравственной сферы. Любая правильная с его точки зрения форма поведения становится для него положительно значимой и приобретает статус нравственной ценности. Совокупность нравственных ценностей составляет «содержание нравственного сознания и, соответственно, совести личности» [11: 325].

Поведение личности, побуждаемое и регулируемое содержанием нравственного сознания, то есть совершаемое в соответствии с совестью, считается этой личностью нравственным. Нравственной будет считаться и любая деятельность, направленная на достижение цели, которая не противоречит системе нравственных ценностей. Как будет достигаться цель, какие будут использоваться средства и какими нравственными принципами будет руководствоваться человек при достижении цели, определяется уровнем его нравственного развития, особенностями его нравственного сознания и, соответственно, его

совестью. Совесть, таким образом, лежит в основе деятельности, осуществляемой человеком во имя достижения значимой цели, и является ее непосредственным регулятором.

Но совесть не только является регулятором деятельности. В жизни человека она играет еще роль смыслообразующего фактора. Она не только регулирует выбор средств и способов достижения цели, но и лежит в основе процесса целеполага-ния. Как показано нами в работе [11], совесть можно рассматривать как возникающий в психике человека образ себя как некоторой идеальной личности с присущими ей представлениями о правильных (нравственных) формах поведения. В персонифицированной форме совесть человека представляет собой своеобразную виртуальную личность, существующую внутри реальной личности. Совесть можно представить также как некоторый «гомункулус», который, находясь в глубинах психики, контролирует поведение и помыслы человека и при необходимости подает «голос» об их несоответствии нравственным принципам, вызывая у человека появление «угрызений совести», чувства вины или стыда. Именно этой виртуальной личности, этому «гомункулусу» присуща та система нравственных ценностей, руководствуясь которой человек совершает нравственные поступки и осуществляет нравственные формы поведения. «Голос» совести - это, по существу, инициируемое виртуальной личностью побуждение человека к совершению нравственных форм поведения и деятельности. В соответствии с системой нравственных ценностей, присущей виртуальной личности, инициируется и выбор цели деятельности. Особенно это касается цели, достижение которой считается смыслом жизни. Порождение смысла жизни и то, в чем этот смысл заключается, непосредственно определяется особенностями нравственного сознания, нравственных ценностей человека и его совестью.

Учитывая, что совесть является продуктом социокультурных условий и особенностей нравственного воспитания личности, порождение смысла жизни на основе совести также оказывается социально детерминированным и может подвергаться манипуляциям со стороны социального окружения. Путем специальной системы психологических воздействий и жизненных обстоятельств можно изменить содержание сознания человека, систему его ценностей и нравственных принципов и таким образом изменить его представление о смысле жизни и повлиять на выбор целей, к достижению которых он будет стремиться.

Будет ли человек стремиться к достижению высоконравственных целей и в чем он будет видеть смысл своей жизни, конечно же, зависит от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жизненных обстоятельств, ибо «бытие определяет сознание». Но главное, от чего зависит выбор цели, достижение которой становится для человека смыслом его жизни, состоит в том, кто и как будет его воспитывать, начиная с самого раннего возраста. Умение разбираться в ситуации, ставить цели, выбирать средства и способы их достижения, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, согласовывать свои желания и усилия с желаниями и усилиями других людей -все это человек получает только в процессе обучения и воспитания. Кто-то может осознать смысл своей жизни раньше, кто-то - позже; кто-то будет видеть смысл жизни в одном, кто-то - в другом; кто-то сможет реализовать свой смысл жизни, кто-то - нет.

Вариантов смысла жизни и возможностей их реализации множество. Главным для нас было разобраться, в чем суть смысла жизни и что такое «смысл» в широком понимании этого слова. Хотелось бы отметить, что предложенное нами понимание смысла как осознаваемой связи деятельности с мыслью об условиях и обстоятельствах, в которых эта деятельность осуществляется, не только соответствует этимологии слова «смысл», но и позволяет раскрыть природу и психологические механизмы порождения как смысла вообще, так и смысла жизни в частности. Поскольку цель - это фактически мысль о будущем результате деятельности, смысл связан не только с мыслью, но и с целью деятельности. В связи с этим можно сказать, что смысл жизни заключается в достижении цели жизни в процессе жизни.

1. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни // Azbuka.ru: «Азбука веры» (православный интернет-портал), 2005. URL: http ://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_smy sle_zhizni/1 g2 2.shtml (дата обращения: 20.03.2015)

2. Корниенко А.Ф. Деятельность как сознательная форма поведения человека // Вестник ТГГПУ. -2010. - № 2 (20). - С. 304 - 308.

3. Корниенко А.Ф. Процессы мышления, понимания, сознания и осознания // Психология когнитивных процессов: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции / под ред. А.Г.Егорова, В.В.Селиванова. - Смоленск: Универсум, 2009. - С. 47 - 54.

4. Корниенко А.Ф. Особенности взаимосвязи языка, мышления и сознания // Когнитивные исследования языка. - М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им.Г.Р.Державина, 2008. Вып. XI: Международный конгресс по когнитивной лингвистике 10-12 октября 2012 года: сборник материалов. 2012. - С. 774 - 777.

5. Корниенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. -2013. - № 4 (16): Психология. Педагогика. - С. 49 - 62.

6. Шадриков В.Д. Мысль как предмет психологического исследования // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 1. - С.130 - 137.

7. Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б.Гип-пенрейтер, В.В.Петухова. - М.: Изд-во Моск. унта, 1981. - С. 235 - 249.

8. Сергиенко Е.А. Сознание и эволюция модели психического // Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы II Всероссийской научной конференции. - Самара: ПГСГА, 2011. - С. 128 - 130.

9. Корниенко А.Ф. Понятие о сознании как высшем уровне развития психики // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 36. - С. 20 - 26.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

11. Корниенко А.Ф. Природа и психологические механизмы совести // Филология и культура. - 2014. - № 1 (35). - С. 322 - 332.

THE MEANING OF LIFE AND PSYCHOLOGICAL MECHANISMS

FOR ITS CREATION

A.F.Kornienko

The article reveals the essence of the meaning of life through the definition of the general concept of "meaning" as a person's awareness of the connection between their behavior and their thinking about the situation in which this behavior is performed. Considering life as a special activity carried out by man in order to achieve their most important goal, the author identifies the role of moral consciousness and conscience in the process of generating the meaning of life.

Key words: meaning, thought, consciousness, awareness, meaning of life, moral consciousness, conscience.

1. Vvedenskij A.I. Usloviya dopustimosti very v smysl ternet-portal), 2005. URL: http://azbyka.ru/vera_i zhizni // Azbuka.ru: «Azbuka very» (pravoslavnyj in-

neverie/o_smysle_zhizni/1g22. shtml (data obrash-heniya: 20.03.2015) (in Russian)

2. Kornienko A.F. Deyatel'nost' kak soznatel'naya forma povedeniya cheloveka // Vestnik TGGPU. - 2010. -№ 2 (20). - S. 304 - 308. (in Russian)

3. Kornienko A.F. Processy myshleniya, ponimaniya, soznaniya i osoznaniya // Psixologiya kognitivnyx processov: Materialy 3-j Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii / pod red. A.G.Egorova, V.V.Selivanova. - Smolensk: Universum, 2009. -S. 47 - 54. (in Russian)

4. Kornienko A.F. Osobennosti vzaimosvyazi yazyka, myshleniya i soznaniya // Ko-gnitivnye issledovaniya yazyka. - M.: In-t yazykoznaniya RAN; Tambov: Iz-da-tel'skij dom TGU im. G.R.Derzhavina, 2008. Vyp. XI: Mezhdunarodnyj kon-gress po kognitivnoj ling-vistike 10-12 oktyabrya 2012 goda: sbornik materi-alov. 2012. - S. 774 - 777. (in Russian)

5. Kornienko A.F. Sushhnost' processov myshleniya i myslitel'noj deyatel'nosti // Nauchnyj dialog. - 2013. - № 4 (16): Psixologiya. Pedagogika. - S. 49 - 62. (in Russian)

6. Shadrikov V.D. Mysl' kak predmet psixologicheskogo issledovaniya // Psi-xologicheskij zhurnal. - 2014. -T. 35. - № 1. - S.130 - 137. (In Russian)

7. Kyoler V. Issledovanie intellekta chelovekopodobnyx obez'yan // Xrestomatiya po obshhej psixologii. Psixologiya myshleniya / pod red. Yu.B.Gippenrejter, V.V.Petuxova. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1981. -S. 235 - 249. (in Russian)

8. Sergienko E.A. Soznanie i e'volyuciya modeli psixicheskogo // Psixologiya so-znaniya: sovremen-noe sostoyanie i perspektivy: Materialy II Vserossi-jskoj nauchnoj konferencii. - Samara: PGSGA, 2011. - S. 128 - 130. (in Russian)

9. Kornienko A.F. Ponyatie o soznanii kak vysshem urovne razvitiya psixiki // Sibirskij psixologicheskij zhurnal. - 2010. - № 36. - S. 20 - 26. (in Russian)

10. Leont'ev D.A. Psixologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslo-voj real'nosti. 2-e, ispr. izd. - M.: Smysl, 2003. - 487 s. (in Russian)

11. Kornienko A.F. Priroda i psixologicheskie mex-anizmy sovesti // Filologiya i kul'tura. - 2014. - № 1 (35). - S. 322 - 332. (in Russian)

Корниенко Александр Федорович - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Академии социального образования.

420008, Россия, Казань, ул.Исаева, 12. E-mail: korniaf@inbox.ru

Kornienko Alexander Fedorovich - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology , Faculty of Pedagogy and Psychology, Academy of Social Education.

12 Isaev Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: korniaf@inbox.ru

Поступила в редакцию 15.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.