Научная статья на тему 'СМЫСЛ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ'

СМЫСЛ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смыслообразование / созидательная деятельность

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кумышева Римма Мухамедовна

В статье рассматривается созидательная деятельность как инструмент смыслообразования в изменяющихся условиях внешнего мира. Смыслами созидательной деятельности являются внутренние преобразования субъекта и внешние преобразования в мире. Эмпирическое исследование выявило недостаточность современной практики созидательной деятельности в профессиональном образовании и высокую эффективность смыслообразования в специализированной модели учебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кумышева Римма Мухамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ»

Важно учесть, что эмпатия способствует изменениям оценки вещей и явлений. Благодаря сопереживанию наше эмоциональное отношение к другим включает в себя наше собственное отношение и отношение тех лиц, которых мы любим или ненавидим. Они отражаются в смысловой сфере сознания, а вызвавшее их содержание может быть фактором изменения стратегии поведения, а иногда и жизненного пути личности.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ.- 432 с.

2. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.

3. Кухтова Н. В. Структурные компоненты просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи. Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 3, С. 273-287. https://www.doi.org/10.33910/2686- 9527-2021-3-3-273-287

4. Пиаже Ж. Психология интеллекта //Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. - М.: Просвещение, 1969. С. 51-231.

5. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева.2-е изд., испр. и доп. - М.: Когито-центр, 2015.672 с.

6. Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского. Коллективная монография / Под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. - М.: Смысл, 2021.- 679 с.

7. Роджерс К. Клиент центрированный /человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48-58.

8. Сухомлинский В..А.Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974.- 288 с.

9. Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. - СПб: Талисман, 1995. - 401 с.

10. Murray H. A. The Effect of Fear upon Estimates of the Maliciousness of Other Personalities in Understanding Human Motivation. - Cleveland, OH, US: Howard Allen Publishers. 1958. P. 327-342.

УДК 159.9

СМЫСЛ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ

Кумышева Римма Мухамедовна доцент, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» г. Нальчик

Аннотация.

В статье рассматривается созидательная деятельность как инструмент смыслообразования в изменяющихся условиях внешнего мира. Смыслами созидательной деятельности являются внутренние преобразования субъекта и внешние преобразования в мире. Эмпирическое исследование выявило недостаточность современной практики созидательной деятельности в профессиональном образовании и высокую эффективность смыслообразования в специализированной модели учебной деятельности.

Ключевые слова: смыслообразование, созидательная деятельность.

THE CREATIVE ACTIVITY SENSE IN THE CONTEXT OF HUMAN INTERACTION WITH THE WORLD

Kumysheva Rimma Mukhamedovna Associate Professor, federal state budgetary educational inctitution of higher education "Kabardino-Balkarian State University named after A.I. HM. Berbekov" Nalchik

Abstract.

The article deals with creative activity as an instrument of sense formation in the external world changing conditions. The creative activity senses are internal subject transformations and external transformations in the world. An empirical study revealed the insufficiency of the creative activity modern practice in vocational education and the high efficiency of sense formation in a specialized educational activitymodel.

Key words: sense formation, creative activity.

Взаимодействие человека с миром подразумевает двустороннее участие в этом процессе двух субъектов, двух систем. В реальности не всегда в системе «Человек - Мир» не всегда имеет место взаимодействие, не всегда отношения субъектные-субъектные. Существует и однозначная позиция в науке, что человек зависит от среды, которая постоянно изменяется. Характер взаимодействия человека с миром зависит от позиции, которую человек занимает по отношению к миру. Предшествующие исследования по данной проблеме, которые были посвящены позиции человека в мире, позволили выявить виды позиции-отношения и позиции-положения, среди которых оптимальными для человека являются устойчиво-активная позиция-отношение и позиция оптимального взаимодействия [4].

Зависимость человека от среды рассматривается в разных сферах науки на уровнях -биологическом, физиологическом, социальном, личностном. И если биологические и физиологические системы адаптируются к изменяющимся условиям среды, то на социальном и личностном уровнях адаптация происходит в разнообразных вариантах. Один из них - созидательная или творческая деятельность.

Творческой считается деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей; создание человеком активно преобразованной действительности [3]; выполняя которую субъект реализует свою индивидуальность в методах, стиле и продукции.

По существу, изменяющийся мир тоже выполняет творческую деятельность: биотворчество - порождение живых организмов и растений; геотворчество -преобразования в недрах земли [3]. К ним можно отнести и социотворчество -преобразования в обществе, которые происходят стихийно, но закономерно. В изменяющихся условиях жизни творчество как способ адаптации к ним становится необходимостью. Ввиду более распространенного узкого понимания творчества (как художественной деятельности) в дальнейшем вместо понятия «творчество» мы будем использовать понятие «созидательная деятельность». Оно распространяется и на творчество в узком смысле, и на понятия «проектная деятельность», «созидательный труд», «продуктивная деятельность».

Наша задача - рассмотреть смыслообразование как результат созидательной деятельности и влияние образованных смыслов на личность и на его внешний мир.

Изменяющиеся условия жизнедеятельности являются стрессогенным фактором. Такими изменениями были экономические и политические события в 90-х годах прошлого столетия; пандемия коронавируса; нынешние экономические санкции против Российской Федерации, сопровождаемые информационными атаками. Все перечисленные исторические периоды оказывали мощное воздействие на психику человека именно из-за отсутствия готовности к неожиданным событиям у большинства людей. Ученые разных стран исследовали психические реакции на тревожные события. Обнаружились и различные способы адаптации к неопределенным и стрессогенным ситуациям.

Первый адаптационный механизм направлен на сохранение самосознания и индивидуальной целостности. Как считает Д. Стерман, для большинства людей, когда они сталкиваются с неизбежными неудачами и разочарованиями повседневной жизни, важным обязательством является поддержание самосознания. На его взгляд, психологическая адаптация к угрозам включает в себя различные когнитивные стратегии, с помощью которых люди начинают интерпретировать ситуацию как безопасную. Многие из этих психологических адаптаций изменяют значение события, усиливают чувство индивидуальной целостности [2].

Поддержанию индивидуальной целостности способствует позиция человека в мире как, с одной стороны, положение человека в мире, определяемое соотношением внешних и внутренних сил; состояние активности человека, определяемое его отношением к внешнему миру и своему внутреннему миру - с другой [4].Поэтому второй адаптационный механизм связан с повышением активности человека: ему важно ощущать себя субъектом ситуации, управляющим угрозами.

Третий адаптационный механизм направлен на изменение угрожающей ситуации. Здесь важную роль играет созидательная деятельность, в результате которой ситуация изменяется, а субъект обретает личностный смысл. Таким фактором может стать созидательная деятельность в своей профессиональной сфере. В этом плане важным шагом при подготовке к созидательной деятельности являются проектные задания для студентов высшей школы.

В настоящее время широко пропагандируется и внедряется проектная деятельность студентов. Однако не всегда эта деятельность является созидательной. В большинстве конкурсов проектной продукции студентов работы выполняются по шаблонам, а решением проблемных задач являются фрагменты из программы воспитательной деятельности вуза. Насколько проектная деятельность влияет на личностные трансформации и внешние преобразования, мы проверили в исследовании, проведенном в Кабардино-Балкарском государственном университете в 2021 году. Оно проводилось с использованием двух авторских анкет. В опросе участвовали 146 студентов из пяти подразделений университета.

Выяснилось, что более 75 процентов респондентов участвовали в создании проектов. Но большинство выполненных ими проектов имеют социальную направленность и относятся к категории внеучебных проектов (тех, которые выполняются по шаблонам). Остальные респонденты никогда не занимались проектной деятельностью. Только у 30 процентов из тех, кто выполнял проектную деятельность, есть готовность к самостоятельному проектированию.

Опыт проектирования мы оценивали по шкалам: достаточный, недостаточный, потенциальный, нулевой. Достаточным является опыт проектирования, когда студент способен на основе реальной проблемной ситуации сформулировать проблемную задачу и создать концепцию ее решения. К обладателям потенциального опыта отнесены респонденты, которые способны на эти действия, но не имеют опыта самостоятельного проектирования. Студентов с достаточным опытом проектирования оказалось только 17,8% опрошенных, большинство из которых - магистранты программы «Экспертиза и проектирование в образовании».

Данный контингент студентов выполняет проектные задания в рамках разработанной нами специализированной модели. В ней представлены этапы и уровни личностных трансформаций студентов. Этапы: формирование проектного мышления, освоение алгоритма деятельности «от анализа ситуации к целесообразному воздействию на нее», моделирование проблемных задач, моделирование решения проблемных задач, моделирование ситуаций из реальной действительности и проектирование их решения. Этапы освоения созидательной деятельности соответствуют экстериоризации внутренней деятельности, а затем - интериоризации повседневных проблемных ситуаций.

В названном исследовании выявлялись личностные преобразования участников проектной деятельности. Только магистранты, выполнявшие проектные задания по нашей

модели, отметили, что обрели готовность действовать в незапланированных и неуправляемых ситуациях, уверенность в возможности решения любой проблемной задачи. Этот результат подтвердился и в результатах опроса при помощи методики предельных смыслов Д.А. Леонтьева: большинство студентов занимаются проектной деятельностью не по своей инициативе, основными мотивами участия являются: престижность участия, удовольствие от работы в команде. Т.е. для данных респондентов (более 80 процентов) проектная деятельность не является созидательной, что означает отсутствие у них адаптационных механизмов к изменяющимся условиям внешнего мира.

Между тем, смыслами созидательной деятельности являются внутренние преобразования субъекта и внешние преобразования в мире. Для образования данных смыслов необходима специализированная подготовка к созидательной деятельности. У магистрантов, обучавшихся по специализированной модели, смыслами проектирования являются: преобразование мира вокруг себя и самосовершенствование.

Литература

1. D. Gaspar, M. Mabic. Creativity in Higher Education. Universal Journal of Educational Research 3(9): 598-605, 2015. DOI: 10.13189/ujer.2015.030903

2. Sherman D.K., Kohen G.L. The Psychology of Self-Defense. Advancesinexperimental social psychology,Vol.38, 2006, 181-242. D0I:10.1016/S0065-2601(06)38004-5

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов / Моск. открытый соц. ун-т. - М.: Академ. проект: Культура, 2005. - 302с.

4. Кумышева Р.М. Позиция человека в контексте его взаимодействия с миром // Успехи современной науки и образования. 2016. №3. Том 2. С. 69-72.

УДК 159.9

СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Аверьянов Алексей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», г. Москва, ai.averianov@gmail. com

Тимохович Анна Михайловна, магистр психологии, ООО «Okko», г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются научные подходы к изучению ценностной сферы личности; раскрывается психологическое понятие смысла; дается представление о сущности ценностно-смысловой сферы личности, о логике и феноменологии ее формирования и развития.

Ключевые слова: личностный смысл, ценностные ориентации, смысл жизни, развитие ценностно-смысловой сферы личности.

Averyanov Alexey Ivanovich, Ph.D (Pedagogy), Associate Professor, Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, ai .averianov@gmail .com

Timokhovich Anna Mikhailovna, Master of Psychology, Okko LLC, Moscow

Abstract

The article discusses scientific approaches to the study of the value sphere of personality and develops the psychological concept of meaning. It also provides an idea about the essence of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.