10. Project of fundamentals of the state cultural policy. Available at: www.obsudiproekt.ru (in Russian)
11. The draft of the Federal law "About culture in the Russian Federation". Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. Available at: http://www.rg.ru/201l/l0/26/kultura-site-dok.html (in Russian)
12. Soldatov V. M. O dukhovno-integral'nom ponimanii kul'tury i kul'turnoy politiki sovremennoy Rossii [About spiritual and integrated understanding of culture and cultural policy of modern Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012. No. 1 (45), pp. 19—24.
13. Uilber K. Oko dukha: Integralnoe videnie dlya slegka svikhnuvshegosya mira [Spirit eye: Integrated vision for slightly gone mad world]. Moscow, AST Publ., 2002. 476 p.
14. The Decree of the Russian President of May 12, 2009 No. 537 "About strategy of national security of the Russian Federation till 2020". Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. Available at: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (in Russian)
15. The Decree of the Russian President of December 19, 2012 No. 1666 "About Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025". Available at: graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1644521 (in Russian)
16. The decree of the Russian President of December 24, 2014 No. 808 "About the statement of Fundamentals of the state cultural policy". Available at: www.kremlin.ru/news/47325 (in Russian)
17. Federal target program "Culture of Russia (2012—2018)". Available at: fcpkultura.ru/ (in Russian)
18. Fedorov Yu. M. Summa antropologii [Anthropology sum]. Novosibirsk, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, Siberian office, 1996. 829 p.
19. Homuttsov S. V. Dukhovnosf, ee podobiya i antipody v kul'tury. Diss. dok. filos. nauk [Spirituality, its similarity and antipodes in culture. Dr. philos. sci. diss.]. Barnaul, 2009. 340 p.
МЫСЛ истории КАК ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Воронежский государственный университет
В статье анализируется проблема смысла истории с позиций нравственной философии. Автор показывает условия, при которых возникает рефлексия над предельными смыслами истории в контексте западноевропейской философии. Ключевыми концептами для западной философии, повлиявшими на появление вопроса о смысле истории, являются «переоценка ценностей» и «кризис культуры». В статье отмечается, что отечественный дискурс смысла истории имеет иной характер, нежели западноевропейская рационалистическая мысль. Автор рассматривает историософские построения русских философов, в которых имеет место оправдание истории. Духовный поиск русской философии направлен на обнаружение в наличной жизни высшего смысла, который может направить человека к духовному идеалу, превосходящему несовершенство и ограниченность эмпирической данности. Сравнивая различные построения русских философов, автор приходит к выводу, что все они обусловлены нравственным характером рефлексии над человеком и его историческим бытием, что является типологической особенностью русской философии, спроецированной в современность.
Ключевые слова: история, смысл истории, культура, кризис, человек, русская философия, оправдание истории.
АЛЕСИН ИГОРЬ ИВАНОВИЧ — аспирант кафедры культурологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета
ALESIN IGOR IVANOVICH — doctoral student of Department of Cultural Studies, Faculty of philosophy and psychology, Voronezh State University
УДК 1(091):93 И. И. Алесин
e-mail: [email protected] © Алесин И. И., 2015
I. I. Alesin
Voronezh State University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Universitetskaya square, 1, 394006, Voronezh, Voronezh region, Russian Federation
MEANING OF HISTORY AS A PROBLEM OF MORAL PHILOSOPHY
The article analyzes the problem of the meaning of history from the standpoint of moral philosophy. The author shows the conditions under which there appeared a reflection on the ultimate meaning of history in the context of Western philosophy. The key concepts of Western philosophy, which influenced the emergence of the issue of the meaning of history are "revaluation of value" and "crisis of culture". The article notes that the domestic discourse of meaning of history has a different character than the Western European rationalist thought. The author considers the historico-philosophical construction of Russian philosophers, in which there is justification of history. Spiritual quest of Russian philosophy is aimed at the discovery in common life it's highest meaning that can send man to the spiritual ideal, transcending the organic imperfection of empirically given being. Comparing different systems of Russian philosophers, the author comes to the conclusion that they are all caused by a reflection on the moral nature of man and his historical existence, which is a typological feature of Russian philosophy, projected into the present.
Keywords: history, a meaning of history, culture, crisis, human being, Russian philosophy, justification of history.
Вопрос о смысле истории приобретает наибольшее значение в ситуации распада «большой истории», свойственной переломным эпохам. Именно тогда и возникает проблема смысла истории. Во многом такие времена переживает сегодня и Россия.
В западноевропейской философии вопрос о смысле истории возникает в парадигме таких философем, как «переоценка ценностей» Ф. Ницше или «Закат Европы» О. Шпенглера, которые оказали наиболее радикальное влияние на всю дальнейшую судьбу европейской культуры. Можно обратиться к идеям Э. Трёльча, который наиболее полно и глубоко описал ситуацию кризиса в общих философских основах и элементах исторического мышления, в понимании исторических ценностей. Философ уловил очень важную тенденцию интегративного характера, которая возникает как реакция на атомизм, релятивизацию и скепсис. Трёльч пишет: «Громадное стремление к единению исторической жизни, к её единым силам и целям, к взаимопроникновению исторических ценностей в создании духовного и живого целого, вполне естественно, возникло как реакция на расщепление и опустошение истории» [7, с. 13].
Идея единства истории является важной и для другого крупного немецкого мыслителя
XX века — Карла Ясперса. Философ размышляет о смысле истории в контексте духовного кризиса западной культуры. Прежде всего Ясперс говорит о фундаментальной значимости истории для человеческого бытия, вне истории последнее не может состояться: «Мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История — основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека» [8, с. 240].
Ясперс постигает единство истории, в котором отражается стремление исторического сознания найти свой последний смысл: «Смысл нашей собственной жизни определяется тем, как мы определяем своё место в рамках целого, как мы обретаем в нём основы истории и её цель» [8, с. 271].
такова предельная формулировка смысла истории, данная одним из крупнейших философов современности. Ясперс сформулировал наиболее важные антропологические и этические положения, которые приводят к постановке вопроса о смысле истории.
В. Дильтей проводит лингвистическую аналогию, сравнивая грамматический смысл и
смысл исторический: «Как буквы в слове, жизнь и история имеют определённый смысл. В жизни и истории существуют синтаксические моменты, подобные грамматическим частицам или глагольному спряжению, и они также имеют определённое значение» [4, с. 345].
Весьма показательны слова Р. Арона по поводу смысла истории: «Желать, чтобы История имела смысл, значит призвать человека к господству над своей собственной природой и сделать разумным порядок жизни вообще. претензия знать заранее конечный смысл и пути спасения — значит заменить историческими мифологиями неблагодарный прогресс знания и действия. Человек отчуждает свою человечность, если он отказывается искать и если он воображает себе, что сказал последнее слово» [1, с. 30].
Смысл истории — это некое нравственное задание человека, поскольку неуспокоенность и поиск истины являются подлинно человеческими знаками. Вот почему смысл истории всегда открыт; это значит, что человек всегда готов к поиску смысла, то есть к поиску истины. Иначе — духовная смерть, закостенение в догматизме. так можно понимать эти слова Р. Арона.
при всех глубочайших наработках западной философии, необходимо отметить, что отечественный дискурс смысла истории имеет нравственный характер, понимаемый в несколько ином ключе, нежели дискурс западноевропейской мысли. Это связано с общими типологическими, культурно-историческими особенностями российской цивилизации, которые отмечаются различными авторами. В. Ф. Маслов полагает, что «... тысячелетняя история России привела к развитию в ней совсем иной культуры, которая хотя и не противостоит культуре Запада, но существенно от неё отлична» [5, с. 44].
Отличительной чертой отечественной культуры является преобладание нравственной рефлексии, достигающей наибольшей выраженности в философской мысли. по словам известного специалиста по русской философии М. Н. Громова: «... русская этическая
мысль в структуре философского знания в целом на всех периодах её существования играет доминирующую роль» [3, с. 234]. Характеризуя русскую философию, В. В. Варава отмечает: «Здесь философское изначальное удивление перед чудом бытия порождает не столько эстетический восторг перед ним и не жажду познания, сколько предельные нравственные вопрошания» [2, с. 235].
Эти воззрения коренятся в установках таких авторитетных отечественных историков философии, как В. В. Зеньковский, Н. Н. Полторацкий, С. А. Левицкий, Н. О. Лосский и др., свидетельствуя об этикоцентризме отечественной культуры, который является её типологической чертой.
Многие такое развитие русской культуры связывают с антропологизмом русской философии. Действительно, русская философия всегда большое внимание уделяла проблеме человека, искала оправдание его наличного бытия. Духовный поиск русской философии направлен на то, чтобы в действительной жизни, которая часто кажется пустой и бессмысленной, обнаружить знаки и следы высшего и тем самым направить человека к такому духовному идеалу, который бы превосходил несовершенство и ограниченность эмпирической данности.
На историческом пространстве антропологическая и этическая проблематики проявляются особенно отчётливо, образуя особую историософскую конфигурацию русской мысли. В работе Л. И. Новиковой и И. Н. Сиземской представлена многомерная реконструкция воззрений, присущих отечественной философии истории. Авторы не без основания говорят о том, что «... с того момента, как в России пробуждается философское миросозерцание, оно развивается под знаком напряжённого интереса именно к философско-исторической проблематике — к вопросам о смысле, начале и конце истории, о всеобщих началах человеческой культуры, об исторической миссии сначала Святой Руси, позже Великой России» [6, с. 3]. Данная работа охватывает огромный
период нашей истории (от Древней Руси до Бердяева), в результате чего складывается достаточно панорамное представление историософских воззрений отечественных мыслителей.
Кроме того, в данной работе содержится важнейшее методологическое указание на то, почему нравственная центрированность является основным способом исследования в русской философии. Авторы говорят: «... отечественная философская мысль никогда не была "чистым познанием", бесстрастным теоретическим постижением истины. Вопрос об истине всегда для неё выступал в специфическом виде — не только в смысле теоретической адекватности образа действительности, но и в соотнесении с категорией "правда", несущей в себе большой нравственно-этический импульс. Эта черта, как считал Франк, связана с "конкретным интуитивизмом русской философии", с постоянными поисками нравственной правоты исторического бытия, с желанием не только понять мир, но и преобразовать его в соответствии с принципами справедливости» [6, с. 4]. На этих принципах построены все основополагающие историософские модели отечественной философии.
необходимо отметить наиболее значимые вехи отечественной историософской мысли, в которой происходила специфическая для отечественной философской культуры формулировка вопроса о смысле истории.
Одним из первых основательное и самостоятельное философское осмысление исторического бытия России провёл П. Я. Чаадаев. Мыслитель, изначально отрицавший какой бы то ни было смысл отечественной истории, в дальнейшем пришёл к её оправданию, вписав в горизонт всемирно-исторического смысла.
Значительный идейный пласт отечественной философии истории создали Н.Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев. Именно эти философы считаются предтечами влиятельных западных мыслителей. леонтьев во многом предвосхищает Ницше, а Данилевский — Шпенглера. Несмотря на то, что они во мно-
гом совершенно по-разному смотрят на исторический процесс, в то же время каждый из них по-своему обнаруживает проявление высшего смысла, являющегося оправданием наличной жизни.
В контексте отечественной историософской мысли особое место занимает Ф. И. Тютчев. И в философской лирике, и в политической публицистике поэт-философ сформулировал предельно глубокие мысли о смысле исторического и человеческого бытия.
В. С. Соловьёв поднял наиболее радикальные вопросы о России, используя опыт предшествующих историософских построений. Нравственный смысл истории для Соловьёва заключается в том, что своим усилием человек может противостоять детерминизму внешнего процесса, уничтожающего человека, лишающего его всяческих прав и достоинств. Человек всегда может «объективным законам» истории противопоставить свою нравственную свободу. И в этом — абсолютная сила человека, оправдание его земного существования.
продолжение и, в некотором роде, наиболее полное воплощение историософской концепции в контексте идеи всеединства можно обнаружить у л. п. Карсавина. В своих работах философ последовательно рассматривает такие фундаментальные вопросы философии истории, как развитие, границы истории, исторический субъект, закон развития, теория прогресса, настоящее и прошедшее, причины и личность, история и природа. Всеединство является реальной основой и предпосылкой «построения космоса как Человека».
Это соответствует глубинным установкам отечественной философии на «морализацию всех миров», которая была выражена с максимально полной силой в учении Н. Ф. Федорова. Философ придавал огромное значение смыслу истории как духовному делу всех людей, заключающемуся в общем деле воскрешения всех умерших предков. По его мнению, это является единственным оправданием человеческого бытия.
Смысл истории как реализация духовной
^ Теория и история культуры 1
свободы человека составляет основу историософских построений Н. А. Бердяева. Главное — это торжество свободы человеческого духа, посредством которого история приобретает нравственный смысл, поскольку он связан с преодолением того, что ограничивает свободу человека.
Среди монументальных историософских построений русской философии особое место занимают идеи В. Н. Муравьева. Философ полагает, что овладение временем является «одной из главных разумных целей человека». Смысл отдельной жизни совпадает с всеобщим историческим смыслом. В этом — нравственный смысл и значение исторического процесса, в котором человек обретает свой глубинный смысл, преодолевая тем самым отчуждённый характер внешнего мира, рождённый детерминизмом.
В центре внимания современных исследований находятся глобальные вопросы истории, вызванные сменой исторической парадигмы. Здесь и геополитические, и историософские, и духовные, и антропологические, и собственно исторические аспекты, составляющие це-
Примечания
1. Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания / [пер. И. А. Гобозов]. Москва, 2004. 527 с.
2. Варава В. В. Неведомый Бог философии. Москва : Летний Сад, 2013. 255 с.
3. Громов М. Н. Этическая доминанта русской мысли // Философия и этика : сборник научных трудов : к 70-летию академика А. А. Гусейнова / [отв. ред. и сост. Р. Г. Апресян]. Москва : Альфа-М, 2009. С. 219—235.
4. Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Собрание сочинений : в 6 томах / под общ. ред. А. В. Михайлова и Н. С. Плотникова. Москва : Дом интеллектуальной книги, 2004. Т. 3.
5. Маслов В. Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 40—47.
6. Новикова Л. И, Сиземская И. Н. Русская философия истории : курс лекций. 2-е изд., доп. Москва : Аспект-Пресс, 1999. 398, [1] с.
7. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории : пер. с нем. Москва : Юристъ, 1994. 719 с. (Лики культуры).
8. Ясперс К. Философия в будущем // Феномен человека : антология / [сост. и авт. вступ. ст. С. П. Гуревич]. Москва : Высшая школа, 1993. С. 207—221.
References
1. Aron R. Izbrannoe: Izmereniya istoricheskogo soznaniya [Favourites: Measurements of historical consciousness]. Moscow, ROSSPEN Publishers, 2004. 527 p.
2. Varava V. V. Nevedomyy Bog filosofii [Unknown God of Philosophy]. Moscow, Letniy Sad Publ., 2013. 255 p.
3. Gromov M. N. Eticheskaya dominanta russkoy mysli [Ethical dominant of Russian thought]. Filosofiya i etika: sbornik nauchnyh trudov. K 70-letiyu akademika A. A. Guseynova [Philosophy and Ethics: A collection of scientific papers. On the 70th anniversary of academician A. A. Guseinov]. Moscow, Alfa-M Publ., 2009, pp. 219—235.
4. Diltey V. Postroenie istoricheskogo mira v naukah o dukhe [Construction of the historical world in the human sciences]. Sobranie sochineniy, v 6 tomakh, tom 3. [Collected works, in 6 volumes]. Moscow, 2004. 419 р.
лостную палитру размышлений о проблемах смысла истории. При этом главным вектором размышлений современных философов остаётся поиск нравственных оснований исторического процесса (Е. Б. Рашковский, Ю. В. Пе-ров, А. С. Панарин, К. М. Кантор и др.).
таким образом, выявляется теоретический, культурный, духовный контекст, в котором возникает нравственный дискурс смысла истории. Во-первых, он активирован общей кризисной ситуацией в истории, подвигающей к рефлексии над её основополагающими смыслами; во-вторых, он соответствует специфике исконной национальной философской рефлексии.
Отличительной чертой отечественной философии истории является оправдание истории . Это её наиболее важная нравственная особенность, отличающаяся от рационалистических построений западноевропейской философии истории. История может и должна быть оправдана нравственно; в этом её главный нравственный смысл — таков коллективный вывод отечественной историософской мысли.
5. Maslov V. F. Civilizational approach to the historical process. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]. 2010, No. 7, pp. 40—47. (in Russ.)
6. Novikova L. I., Sizemskaya I. N. Russkaya filosofiya istorii [Russian philosophy of history]. Moscow, AspektPress, 1999.398 p.
7. Trel'ch [Troeltsch] E. Istorizm i ego problemy [Historicism and its problems]. Moscow, The Publishing Group "Jurist", 1994. 719 p.
8. Yaspers K. Filosofiya v budushchem [Philosophy in the future]. Fenomen cheloveka [The Phenomenon of Man]. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 1993, pp. 207—221.
Экология духовности в русской РЕАигиозно-
ФИЛОСОФСКОй мысли конца XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
УДК 1(091)(470+571):316.614 С. Г. Цветкова
Московский государственный институт культуры
В статье подчёркивается, что обращение к социально-философскому наследию русской общественной мысли помогает понять роль и место традиций и духовного опыта в социализации личности. В современных условиях остро ощущается потребность осмысления и возвращения духовных основ, заложенных в православных традициях и получивших отражение в концепциях русских религиозных философов. В статье подробно рассматриваются философские воззрения Н. А. Бердяева и с. А. Франка на сущность человека, духовное начало человека, его свободу, смысл жизни, творческую активность, любовь, целостность и ценность. отмечается, что экзистенциальный уровень русского национального самосознания особенно ярко проявляется в духовности, отзывчивости и подвижничестве, в вере в мессианскую роль России. В статье подчёркивается, что на позиции приоритета духовного начала личности, уважения её прав и свобод стояла целая плеяда русских философов, творчество которых и сегодня остаётся востребованным и актуальным.
Ключевые слова: экология, духовность, христианские ценности, творческая активность, соборность, всеединство.
S. G. Tsvetkova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
ECOLOGY OF SPIRITUALITY IN RUSSIAN RELIGIOUS AND PHILOSOPHIC THOUGHT OF LATE XIX — BEGINNING OF XX CENTURY
In article it is emphasized that the appeal to social philosophically heritage of the Russian social thought helps to understand a role and a place of traditions and spiritual experience in socialization of the personality. In modern conditions the requirement of judgment and return of the spiritual foundation laid in orthodox traditions and received reflection in concepts of the Russian religious philosophers is sharply felt. In article in detail is considered philosophical views on essence of the person, the spiritual beginning of the person, his freedom, meaning of life, creative activity, love, integrity and N. A. Berdyaev and S. L. Frank's value. It is noted that the existential level of the Russian national consciousness is especially brightly shown in spirituality, responsiveness and self-sacrifice, in belief in a messianic role of Russia. In article it is emphasized that on a position of a priority of the spiritual beginning of the personality, respect of her rights and freedoms there was the whole group of the Russian philosophers which creativity and remains today demanded and actual. Keywords: ecology, spirituality, Christian values, creative activity, conciliarity, all-encompassing unity.
ЦВЕТКоВА сВЕТЛАНА ГРиГйРЬЕВНА — кандидат исторических наук, профессор кафедры 66 социально-философских наук факультета МАис Московского государственного института культуры
TSVETKOVA SVETLANA GRIGOR'EVNA — Ph.D. (History), Professor of Department of social and philosophical sciences, Faculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Цветкова с. Г., 2015