Научная статья на тему 'Смычковый инструмент симфонического оркестра - скрипка'

Смычковый инструмент симфонического оркестра - скрипка Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
240
59
Поделиться
Ключевые слова
СМЫЧКОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ СКРИПКА / BOW-INSTRUMENT VIOLIN / СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР / PHILHARMONIC ORCHESTRA / ПОЗИЦИИ СКРИПКИ И АППЛИКАТУРА / ШЕЙКА И ГРИФ СКРИПКИ / СТРУНЫ / STRINGS / РАСЧЁТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКОВ НОТ НА ГРИФЕ ПРИ ИГРЕ / POSITIONS AND FINGER NOTATION / VIOLIN'S NECK / CALCULATION OF TONES' ARRANGEMENT ON THE NECK

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мансурова Анна Петровна

В статье рассматривается смычковый инструмент симфонического оркестра скрипка, её основные параметры, гриф и строй инструмента. Устройство скрипки, расположение музыкального звукоряда на грифе, позиции и аппликатура, их обозначение.

BOW INSTRUMENT SYMPHONY ORCHESTRA - VIOLIN

The article deals with philharmonic orchestra, its main instrument violin, its construction and tones’ arrangement on the neck, positions and finger notation.

Текст научной работы на тему «Смычковый инструмент симфонического оркестра - скрипка»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

смычковый инструмент симфонического оркестра — скрипка

УДК 787

А. П. Мансурова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается смычковый инструмент симфонического оркестра — скрипка, её основные параметры, гриф и строй инструмента. Устройство скрипки, расположение музыкального звукоряда на грифе, позиции и аппликатура, их обозначение.

Ключевые слова: смычковый инструмент — скрипка, симфонический оркестр, позиции скрипки и аппликатура, шейка и гриф скрипки, струны, расчёты расположения звуков — нот на грифе при иг ре.

A. P. Mansurova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

0 0

BOW INSTRUMENT SYMPHONY ORCHESTRA — VIOLIN

The article deals with philharmonic orchestra, its main instrument violin, its construction and tones' arrangement on the neck, positions and finger notation.

Keywords: philharmonic orchestra, bow-instrument violin, positions and finger notation, violin's neck, strings, calculation of tones' arrangement on the neck.

Рассматривая вопросы обучения музыкальному искусству подрастающего поколения, мы, за последние годы наблюдаем тенденцию расширения образовательного процесса в системе профессионального и дополнительного музыкального образования, использования альтернативных методик обучения, совершенствования методических систем и практических интегративных разработок, приводящих к достижению значительных положительных результатов в этой области.

Изучая различные методики практического овладения игрой на музыкальных инструментах, в том числе и на скрипке, на

этом прекрасном инструменте, мы непроизвольно приходим к тем временам, когда этот инструмент широко использовался в музыкальных классах при работе с учащимися в начальных и средних учебных заве-де ни ях.

Звук скрипки, по своему колориту, теплоте звучания и исключительной мелодичности, является инструментом самым близким к человеческому голосу, его задушевному нежному тембру, приводящему человека к завораживающему состоянию. Именно скрипке, доступны различные тембровые краски жизненных ситуаций, а потому, этот инструмент широко применяет-

МАНСУРОВА АННА ПЕТРОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств

MANSUROVA ANNA PETROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of musical education, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: anyuta-77mosco@yandex.com © Мансурова А. П., 2014

^ Образование в сфере культуры

ф

ся в различных инструментальных и певческих группах, в средних и крупных творческих коллективах, ансамблях и оркестрах, в том числе и сольных выступлениях.

Исполнение на скрипке различной по характеру классической музыки, всех творческих жанров и народной музыки, всегда оставляет глубокое впечатление и понимание исполняемого музыкального произведения, его содержательность, красоту и влюблённость в музыку.

В прошлых веках, скрипка широко применялась в Российских гимназиях и лицеях, она была неотъемлемой в обучении пению, в раз лич ных са лонах и увеселительных заведениях. Скрипка является основным музыкальным инструментом симфонических оркестров, ансамблей пес ни и пляски.

Исходя из ска зан ного, мы имеем настоятель ную мысль по возрож де нию при мене-ния этого замечательного музыкального инструмента, его широкого использования в творческих коллективах, и, что весьма важно, в детских образовательных учреждениях и в классах музыки общеобразова-тель ных школ, осо бен но в начальных классах.

В средних и высших педагогических учебных заведениях осуществляется подготовка будущих учителей общеобразовательных школ, где в обязательном порядке предусмотрено их музыкально-эстетическое обучение и воспитание, изучение образовательной теории и методики музыкального искусства.

В целях приближения учащихся общеобразовательных школ, особен но начальных классов к музыкальному искусству, мы настоя тель но рекомен дуем изу че ние в классе музыки основ игры на скрипке. В связи с этим, излагаем отдельные элементы устройства скрипки, даём понятия игры на ней, пу ти ус воения и при ме не ния в своей практической работе приобретённых умений и навыков в средних и высших учебных заведениях.

Скрипка состоит: из корпуса, грифа, в

верхней части которого находится четыре колка для крепления и настройки струн.

Скрипка составляет основу симфонического оркестра, составляющего основу цивилизации человеческого общества, его развития. Симфонический оркестр состоит из разнородных музыкальных инструментов, его групп — смычковых, деревянных, духовых и ударных. Основное своё развитие симфонический оркестр получил в Европе в XVIII веке, когда в группу смыч-ко вых ин ст ру мен тов вошли де ре вян ные и медные духовые инструменты, а несколько позже — и ударные, что в дальнейшем и привело к образованию современного симфонического оркестра — малого и большого.

Из всех музыкальных инструментов симфонического оркестра, скрипку принято считать основным музыкальным инстру-мен том оркестра.

Смычковый музыкальный инструмент скрипка — получила своё развитие в XVI веке и на протяжении XVII-го века приобрела широкую популярность в жизни человеческого общества, что и позволило ей, как уже было сказано выше, войти к XVIII веку в симфонический оркестр в ранге королевы смычковых инструментов. Скрипка обладает большими техническими и выразительными возможностями. Ей доступны все творческие партии в сфере музыкального искусства, она обладает высоким регистром и незаурядными техническими возможностями в силу чётко и удобно выстроенных на струнах позиций музыкального зву коря да.

Скрипка не транспонирующий инструмент, то — есть, что написано, то и звучит. Ноты для скрипки записываются в скрипичном ключе. Её музыкальный диапазон более четырёх октав. На скрипке, как уже говорилось выше, четыре струны, которые, начиная от первой — самой высокой из четырёх, настроены на звуки: — 1-я струна — Ми второй октавы, 2-я — Ля первой октавы, 3-я — Ре первой октавы и 4-я — Соль

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

ф

малой октавы.

В исполнительской практике, на скрипке используется семь позиций, которые располагаются на грифе с четырьмя струнами, но основу составляют четыре начальных позиции. Обозначаются позиции римскими цифрами, а аппликатура (пальцы) левой руки записывается арабскими цифрами.

Скрипка — душа человека, жизненная основа красоты, понимания человеческого общества, состоящего из различных национальностей. Поэтому, при первом своём появлении на музыкальной арене, скрипка плот но во шла в жизнь че ло века, обще ст ва, людей раз ной на ционально сти, и, в настоящее время, скрипка имеет безграничную популярность и значение в жизни людей.

Смычковый музыкальный инструмент скрипка, как мы уже сказали выше, имеет древнюю историю становления и развития. Скрипка прошла разные ступени модерни-за ции и, на се годняш ний день, она об ла дает всеми необходимыми качествами, соответствующими требованиями времени профессионального спроса в современных условиях развития человеческой цивилизации, а потому, в настоящее время, скрипка — весьма распространённый музыкальный инструмент нашего общества.

Скрипка обладает исключительными богатейшими оттенками певучести и задушевности. Чистота задушевной певучести одноголосного звучания завораживает человеческие души, её звучание близко к человеческому голосу и хорошо сливается в тембровом отношении. Звучание скрипки близко и понятно детям. Если обратиться к истории применения скрипки в человеческом обществе, то мы обнаружим, что скрипка весьма широко использовалась при детском пении, обучении детей этому прекрасному исполнительскому искусству.

Игра на скрипке смычком и пиццикато обеспечивает доступность к раскрытию музыкального образа и авторского замысла произведения, что позволяет применять скрипку в различных творческих коллек-

тивах — оркестрах, инструментальных ансамблях, вокальных коллективах, ну, и, ко-неч но же, при соль ном ис пол не нии музыкальных произведений.

Скрипка — один из самых распространённых сольных музыкальных инструментов, она применялась в пансионатах и лицеях царской России. В наше время, она может и должна широко применяться при обучении детей пению и музыкально-эстетическом воспитании в общеобразовательных школах, осо бен но в начальных клас сах.

Рассматривая скрипку, как музыкальный инструмент, прежде всего, следует отметить широкую возможность её применения на уро ках музы ки в млад ших клас сах обще образовательной школы. Невысокая денежная стои мость при покупке, ма логабарит ность, позволяющая осуществлять перемещение инст ру мен та в тре буе мые учеб ные клас сы школы и другие места образовательных и увеселительных учреждений, всё это, обеспечивает скрипке широкое распространение в массовой аудитории, весьма существенно и выгодно отличает её от других музыкальных инст ру мен тов.

Ис пол не ние ме лодий пе сен и ро мансов на скрипке осуществляется обычно в первой позиции мажорных и минорных тональностей, в пределах одного-двух ключевых зна ков.

В первой позиции на четырёх струнах скрипки размещаются мелодии любых песен и романсов, что и обеспечивает их исполнение без осо бых тех ни че ских труд но стей, не свя зан ных с тре бо ва ни ем пе ре хода в дру гую по зи цию.

Широкое применение скрипки в классе музыки современной общеобразовательной школы обеспечит учебный успех незамедлительно, так как некоторые дети обучаются в музыкальных школах, в том числе и на скрипке.

Исходя из того, что скрипка строится по квинтам, ка ж дая её от кры тая стру на, с учётом от кры того зву ка, в пре де лах од ной позиции, охватывает первый тетрахорд гаммы,

ф

^ Образование в сфере культуры

Ф

со стоя щий из пя ти зву ков ма жор ного и минорного ладов. Это обеспечивает удобство при рас пре де лении пальцев левой ру ки для исполнения мелодий песен и осуществлении, при необходимости, плавного перехода с одной струны на другую в этой же по-зи ции.

Исполняя мелодию песни, романса или сольного скрипичного произведения, необходимо следить за тем, чтобы в местах перехода с од ной стру ны на дру гую, со блю дался тембр зву ча ния пере ход ных зву ков на другой струне, а потому, если возможно, то последнюю ноту мотива или фразы, надо исполнять на той же струне где и исполнялось начало этого мотива, фразы.

Здесь, при начальном обучении игре на скрипке, ученику необходимо дать некоторые теоретико-практические советы — ориентиры, что обеспечит быстрое и прочное усвоение расположения нот (звуков) на грифе и струнах скрипки. Естественно, это должно осуществляться с привлечением слуха музыканта, который должен быть весьма хорошим и контролировать любую высо ту зву ка и при лю бой вы сот ной фальши, эта неточность должна устраняться немедленно, опираясь при этом на свой музыкальный слух.

Исходя из длины шейки 3/4 скрипки, составляющей 13 сантиметров, начиная от верхнего порожка, на который ложатся струны, и до пяточки шейки встроенной в корпус скрипки, расположение названия нот ос новного музы кального зву коря да на 4, 3 и 2 струнах таково: — на расстоянии 3-х сан ти мет ров от верх не го по рож ка, где ме жду откры ты ми зву ка ми на ка ж дой названной выше струне, на которые они настроены, и сле дую щи ми но та ми ос новного на звания музыкального звукоряда, расстояние один тон, то дальней шее расположение нот здесь следующее — на 4 струне находится нота Ля, на 3 — Ми ина 2 струне — нота Си. На первой струне, на расстоянии 1,5 сантиметра от верхнего порожка, располагается нота Фа второй октавы, диктуется это тем,

что здесь, ме ж ду от кры той пер вой стру ной, настро ен ной на но ту Ми второй октавы и но той Фа вто рой ок та вы, расстоя ние пол тона, а не тон как это на 4, 3 и 2 струнах.

Таким образом,, от начала верхнего порожка, три звука на каждой из четырёх струн, находящихся один от другого на рас-стоя нии пол то на, рас по ла га ют ся на грифе скрип ки через ка ж дые 1,5 сан ти мет ра, то есть:

На четвёртой струне — Соль диез, Ля, Ля диез; на третьей струне располагаются звуки — Ре диез, Ми, Фа; на второй — Ля диез, Си, До; на первой — Фа, Фа диез, Соль. Далее, на каждой струне расстояние между каждым следующим звуком, находящимся друг от друга на расстоянии полутона, в пределах первой позиции, уменьшается на грифе скрипки на один мил ли метр, следователь но, здесь, на ка ж дой стру не, рас стоя ние в сантиметрах и миллиметрах, между каждым полутоном таково: 1,4 см.; 1,3; 1,2; 1,1. Далее, на каждой струне скрипки, расстояние на грифе между полутонами, незначительно, но продолжает уменьшаться на милли метры.

1-я позиция на скрипки начинается: на 4-й струне, с ноты Ля; на 3-й струне, с ноты Ми; на 2-й, с ноты Си; на 1-й, с ноты Фа. На каждой струне, на первую ноту позиции ставится 1-й палец левой руки (указательный) для прижатия струн и получения соответствующего следующего поряд кового зву ка (но ты) музыкального звукоряда. Следовательно, по сле из влечения на ка ж дой стру не со ответ ст вующего откры того зву ка, дальней шая расстановка пальцев, на каждой струне для их при жатия в пер вой по зи ции, осу ще ст в-ляется соответственно порядку следования основного названия нот музыкального зву-коря да и вме щает ся в пре де лах сле дую щих 6,5 сантиметров длины шейки скрипки. Таким образом, на точке, находящейся на расстоянии 9,5 сантиметров длины шейки, начиная от верхнего порожка, завершается первая позиция на каждой струне, где и используется четвёртый палец левой руки. За-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

вершается первая позиция нотами основного звукоряда, где: на 4 струне — находится нота Ре, на 3 — Ля, на 2 струне — нота Ми и на 1 — нота Си.

Следовательно, в пределах 9,5 сантиметра длины шейки скрипки размещается вся первая позиция. Со второй ноты музыкального звукоряда начинается вторая позиция, затем третья и на оставшихся 3,5 сантиметров от 13 сантиметров всей длины шейки, размещаются звуки (ноты) основного названия музыкального звукоряда и, в пределах 13 сантиметров длины грифа скрипки, у пяточки, встроенной в начало корпуса скрипки, завершается 3 —я позиция. Затем, начинается четвёртая позиция: — на 4 струне находится нота Соль, на 3 — Ре, на 2 струне — нота Ля и на 1 — нота Ми. Все эти ноты соответствуют названиям открытых струн, но в других октавах, на каждой струне октавой выше. Здесь, в этом диапазоне — четвёртой позиции, как правило, и завершается исполнение музыкальных произведений. Но, широкое практическое использование расположения нот на скрипке для исполнения музыкальных произведений, находится всё же, в пределах трёх позиций. Подчеркнём, что музыканты любят исполнять песни, ро-

мансы и дру гие му зы кальные про из ве де ния в первой позиции и третьей.

Осуществив наше глубокое научное исследование по использованию скрипки в музы кальной прак ти ке, сде лав не ко торые ре-ко мен да ции и осу ще ст вив науч ные вы кладки — расчёты и вычисления, мы рекомендуем каждому музыканту их использовать при обучении игре на скрипке. Кроме того, мы настоятельно рекомендуем скрипачу широко использовать свои слуховые возможности. Упорно работать над развитием мелодического и гармонического слуха, осуществлять исполнение песен и романсов голосом в сопровождении скрипки, уточнять высотное положение звучащих нот извлекающих, как голосом, так и на скрипке.

Приводим алгоритм таблицы, расположения нот на грифе и струнах скрипки, который установлен нами в процессе проведения опытно-экспериментальной работы. Позиции и ап пли кату ра ал горит ма, в ка ж дом ряду, располагаются строго по вертикали, начиная от четвёртой струны к первой. Звёздочками обозначены знаки повышения (или понижения), то есть, диезы или бемоли, меж ду зву ка ми которых, имеет ся интервал — тон, и его надо учитывать в вертикали.

1-я струна - Ми

! Фа_*_ Соль *_ Ля_ _ *_Си_ До_ *_ Ре_*_ Ми_ !_* Си До_ *_ Ре_ *_Ми_ Фа_ * Соль * Ля

3-я струна - Ре !_*_ Ми_ Фа_ * Соль *_Ля_ * Си_ До_ *_Ре_

4-я струна - Соль !_*_ Ля_ _*_ Си_До_ *_Ре_ * Ми_ Фа_ *_Соль_

Позиция I

Аппликатура (пальцы) 1 2 3 4

Позиция II

Аппликатура (пальцы) 1 2 3 4

Позиция III

Аппликатура (пальцы) 1 2 3 4

Позиция IV

Аппликатура (пальцы) 1 2 3 4

Ф

^ Образование в сфере культуры

Ф

Согласно установленному алгоритму расположения нот (звуков) на грифе и струнах скрипки, надо постоянно изучать и производить тренировку расположения пальцев левой руки на грифе скрипки, причём, без их звукового исполнения, запоминая при этом рас ста нов ку и рас тяж ку пальцев, и, только после этого, осуществлять извлечение этих всех звуков музыкального зву-ко ря да, рас по ложен ных в первой по зи ции, смычком или пиццикато, контролируя слухом их вы сот ное зву ча ние.

На пом ним, что поря док рас по ложе ния пальцев левой руки в позициях начинается от первого (указательного) пальца. Следовательно, по звукоряду, состоящему из названия основных нот, определяются позиции и аппликатура левой руки. Диез и бемоль — называется полупозицией. В каждой позиции ис поль зу ют ся все че ты ре пальца, и эта аппликатура пальцев соблюдается на каждой струне. Указательный палец — первый, средний — второй, безымянный палец — третий и мизинец — четвёртый.

Примечания

1. Алиев Ю. Б. Дидактика и методика школьного музыкального образования. Москва : Изд-во СГУ, 2010. 340 с.

2. Берлянчик М. М. Основы учения юного скрипача: мышление, технология, творчество : монография. Москва, 1993. 200 с.

3. Мансурова А. П. Профессионал — музыкант и его подготовка в вузе: инновационная алгоритмическая цифровая система и шкала усвоения основных элементов : монография. Москва, 2013. 362 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 720 с.

5. Стулова Г. Дидактические основы обучению пения. Москва, 1988.

References

1. Aliev Ju. B. Didaktika i metodika shkoPnogo muzykaPnogo obrazovanija [Didactics and methodology of school music education]. Moscow, Publishing house of the SSU, 2010. 340 p.

2. Berljanchik M. M. Osnovy uchenija junogo skripacha: myshlenie, tehnologija, tvorchestvo [Basics of the teachings of the young violinist, thinking, technology, creativity]. Moscow, 1993. 200 p.

3. Mansurova A. P. Professional — muzykant i ego podgotovka v vuze: innovacionnaja algoritmicheskaja cifrovaja sistema i shkala usvoenija osnovnyh jelementov [Professional musician and his training at the University: innovative algorithmic digital system and the scale of assimilation the main elements]. Moscow, 2013.362 p.

4. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhejpsihologii [Fundamentals of General psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 720 p.

5. Stulova G. Didakticheskie osnovy obucheniju penija [Didactic bases of teaching singing]. Moscow, 1988.

Ф