Научная статья на тему 'Скрипка и ее возвращение в школу: начальное обучение, профессиональное и любительское исполнительство'

Скрипка и ее возвращение в школу: начальное обучение, профессиональное и любительское исполнительство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1170
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СКРИПАЧА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мансурова Анна Петровна

В настоящей статье рассматриваются проблемы и возможности массового начального обучения на скрипке в условиях факультативного художественного воспитания школьников, перечисляются приемы и способы игры, описывается пошаговое овладение исполнительским скрипичным мастерством. Автором обосновывается целесообразность введения скрипки в массовое факультативное музыкальное образование школьников с условием адаптированного, доступного изложения учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скрипка и ее возвращение в школу: начальное обучение, профессиональное и любительское исполнительство»

T. V. KNYSHUK. REGIONAL COMPONENT AS ONE OF THE WAYS OF DEVELOPMENT OF PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS

Article discusses the use of a regional component as a way of personal development universal educational actions. As the author raises the issue of cancellation of the component and leads evidence in its application in the classroom.

Key words: regional component, universal educational actions, Federal state standard.

А. П. МАНСУРОВА

СКРИПКА И ЕЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ В ШКОЛУ: НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

В настоящей статье рассматриваются проблемы и возможности массового начального обучения на скрипке в условиях факультативного художественного воспитания школьников, перечисляются приемы и способы игры, описывается пошаговое овладение исполнительским скрипичным мастерством. Автором обосновывается целесообразность введения скрипки в массовое факультативное музыкальное образование школьников с условием адаптированного, доступного изложения учебного материала.

Ключевые слова: подготовка скрипача, музыкальный звукоряд, профессиональное и любительское исполнительство.

Скрипка всегда была инструментом, который пользовался большим спросом среди различных слоев населения. Она успешно использовалась в специальных учебных заведениях и в учреждениях общего образования (в гимназиях, кадетских корпусах, институтах благородных девиц) в качестве основного музыкального инструмента на уроках музыки, являлась универсальным средством организации культурного досуга, а также незаменимым участником различных оркестров и ансамблей [1].

В последнее время в системе общего образования укрепилась негативная тенденция к исчезновению музыкально-исполнительских видов факультативной деятельности школьников. Данную ситуацию необходимо исправлять как на теоретико-методическом, так и на организационно-практическом уровнях. В противовес негативным изменениям в практике общеобразовательных школ ведущие отечественные ученые в области музыкального воспитания и профессионального образования постоянно отмечают: «Мы не сомневаемся в том, что музыка, музыкальное искусство имеет ключевое значение для эстетического воспитания детей. Что вузы культуры и искусств, а также дошкольные и школьные учреждения призваны осуществлять это, хорошо понимали в советское время. Тогда интенсивно велись аудитор -ные занятия по музыке, существовали факультативы и курсы по выбору, которым отводилось немалое место в учебных программах. Сейчас такие элементы учебного процесса сведены к минимуму, практически утеряны. Внеаудиторная работа по музыкальному искусству с детьми также не ведется, вопреки тому, что тяга детей не ослабевает. Дети любят петь, хотят учиться играть на разных инструментах, стремятся к познанию музыки - этого человеческого чуда» [2].

Современная скрипка является весьма техничным музыкальным инструментом, которому доступны все сложные творческие партии. Она

широко применима в современных творческих коллективах разного уровня, но именно эти технические характеристики удаляют сегодня скрипку как музыкальный инструмент от массового образования, становясь определенным барьером в массовом обучении детей, доступном для всех желающих в условиях общеобразовательной школы.

Вернуть скрипке ее заслуженное применение во всех ее исполнительских параметрах и образовательных сферах - интеллектуально-культурная потребность современного общества. Скрипка может и должна стать массовым музыкальным инструментом в обучении и воспитании наших детей. Но обучение должно начинаться с простых по содержанию и результатам требований, оно должно быть доступным и понятным [3].

Исследуя проблему совершенствования обучения игре на скрипке, мы в процессе проведения опытно-экспериментальной работы установили расположение музыкального звукоряда на грифе и струнах скрипки и, что весьма важно, определили параметры тонов и полутонов и закономерность сокращения в сантиметрах между полутонами в процессе движения от верхнего порожка шейки грифа к корпусу скрипки, где происходит сокращение между каждым следующим полутоном на 1 миллиметр.

Изучение инструмента должно начинаться с усвоения на грифе расположения нот в пределах первой позиции, причем все это обучение осуществляется теоретически на грифе полной скрипки (4/4 размером), без какой-либо попытки игры на инструменте. В связи со сказанным, излагаем расположение музыкального звукоряда на грифе и струнах скрипки и показываем шейку грифа, обеспечивающей ориентир их расположения:

Шейка грифа. Над грифом шейки располагаются струны и музыкальный звукоряд на шейке

"Культурная жизнь Юга России" № 4 (55), 2014

скрипки, что и является ориентиром изучения расположения звуков (нот) на грифе. Длина всей шейки грифа - 13,5 сантиметра от верхнего порожка скрипки и до корпуса, где пяточка шейки грифа встроена в корпус скрипки. Здесь же и заканчивается четвертая позиция, что применимо наиболее широко при игре на скрипке.

Верхний порожек шейки грифа, от которого идет расположение звуков, показанных с ориентиром по 4-й струне:

Солъ\ 3,5 см | Ля _Си_До Ре\___

| 3,5 см \ + от Ля до ноты Ре 7 см и + 3 см оставшейся шейки до корпуса скрипки, что равняется 13,5 см.

Следовательно, от верхнего порожка, на который ложатся струны, и до окончания 1-й позиции -ноты Ре на 4-й струне, расстояние в сантиметрах -10,5 см, а до конца шейки, где ее пяточка встроена в корпус скрипки - 13,5 см, здесь и завершается 111-я позиция, где на 4 струне располагается нота Фа первой октавы, на 3-й струне - нота До второй октавы, на 2-й струне - нота Соль второй октавы и на 1-й струне - нота Ре третьей октавы.

Вначале изучается расположение нот на четвертой струне: Соль малой октавы - на открытой струне. Затем в 1-й позиции, на расстоянии 3,5 сантиметра от верхнего порожка грифа скрипки, располагается нота Ля малой октавы, которая прижимается 1-м пальцем левой руки (указательный палец). Далее от ноты Ля, на расстоянии 3,1 сантиметра, так как здесь расстояние тон, располагается нота Си малой октавы — 2-й палец левой руки. Затем, от ноты Си, на расстоянии 1,4 сантиметра, так как здесь расстояние полтона, располагается нота До первой октавы — 3-й палец левой руки, а от ноты До, на расстоянии 2,5 сантиметра - здесь расстояние тон - располагается нота Ре первой октавы, 4-й палец левой руки (мизинец), на этой ноте и заканчивается 1-я позиция четвертой струны - в пределах 10,5 см от верхнего порожка шейки грифа.

Напомним, что начиная от верхнего порожка шейка грифа, на которую ложатся струны, идет сокращение расстояний между полутонами на шейке грифа скрипки по 0,1 миллиметру. Первая позиция занимает на шейке грифа 7 сантиметров. Таким образом, на четвертой струне - Соль, извлекаются ноты в первой позиции: Ля и Си малой октавы и ноты До и Ре - первой октавы, в пределах, как мы уже сказали выше, 10,5 сантиметра от исходной точки - верхнего порожка шейки грифа в сторону движения к корпусу скрипки.

Далее располагаются ноты во второй и третьей позиции, и третья позиция завершается в точке окончания шейки грифа, где она встроена в корпус скрипки. Следовательно, от начала шейки грифа, то есть от ее верхнего порожка, и до окончания шейки грифа, где пяточка шейки грифа встроена в корпус скрипки, общее расстояние 13,5 сантиметра. В этой точке и завершается третья позиция, широко применимая на скрипке.

Напомним, что на скрипке с удалением от верхнего порожка грифа в сторону корпуса скрипки, в пределах 3-й позиции, начиная от верхнего порожка шейки грифа в сторону движения к корпусу скрипки происходит равномерное сокращение интервала между полутонами - на один миллиметр в каждом очередном полутоне.

Изучив теоретически, без игры на музыкальном инструменте, расположение нот в 1-й позиции на 4-й струне, переходим к теоретическому изучению расположения нот в 1-й позиции на 3-й и 2-й струне, где ноты звукоряда располагаются на этих двух струнах в интервальном порядке одинаково, т. е. в точности.

Открытая третья струна - нота Ре первой октавы, вслед за ней на расстоянии 3,5 сантиметра от верхнего порожка шейки грифа идет в первой позиции нота Ми первой октавы - 1-й палец левой руки (указательный). После ноты Ми, через 1,6 сантиметра, располагается нота Фа первой октавы, так как здесь расстояние между этими двумя нотами полтона. Прижимается эта нота 2-м пальцем левой руки. Далее, вслед за нотой Фа, через 2,9 см, так как здесь расстояние - тон, идет нота Соль первой октавы, которая прижимается 3-м пальцем левой руки, и после ноты Соль идет нота Ля первой октавы, расстояние здесь - 2,5 см, так как между этими нотами интервал - тон, прижимается нота Ля 4-м пальцем левой руки (мизинец).

Следовательно, на третьей струне - Ре - извлекаются ноты в первой позиции: Ми, Фа, Соль, Ля -первой октавы в пределах 10,5 сантиметров от исходной точки - верхнего порожка шейки грифа в сторону движения к корпусу скрипки.

Вслед за изучением расположения нот на 3-й струне усваивается их расположение на 2-й струне, которое, как мы уже сказали выше, идентично расположению нот на 3-й струне.

На второй открытой струне располагается нота Ля, затем, на расстоянии 3,5 сантиметра от верхнего порожка шейки грифа, идет в первой позиции нота Си - 1-й палец левой руки. После ноты Си, через 1,6 сантиметра, располагается нота До, расстояние между которыми полтона. Прижимается эта нота 2-м пальцем левой руки. Далее, вслед за нотой До, на расстоянии 2,9 сантиметра, идет нота Ре. Между этими двумя нотами интервал один тон. Нота Ре прижимается 3-м пальцем левой руки. И после ноты Ре, на расстоянии 2,5 сантиметра, идет нота Ми, которой и завершается 1-я позиция 2-й струны, прижимается нота Ми 4-м пальцем.

Таким образом, на второй струне - Ля - извлекаются ноты в первой позиции: Си первой октавы и ноты До, Ре, Ми второй октавы.

И, наконец, изучается расположение нот на 1-й струне, где расположение нот идет несколько по иному, а потому расстояние между нотами в этой позиции иное. Здесь первая позиция находится на расстоянии 1,8 сантиметра от верхнего порожка шейки грифа, где и располагается нота Фа второй

октавы, которая прижимается 1-м пальцем левой руки. Далее, за нотой Фа, на расстоянии 3,3 сантиметра, здесь интервал один тон, располагается нота Соль - 2-й палец. После ноты Соль идет нота Ля на расстоянии 2,9 см и прижимается эта нота 3-м пальцем. После ноты Ля идет нота Си второй октавы, между этими нотами расстояние 2,5 см (один тон). Прижимается нота Си 4-м пальцем левой руки (мизинец). На ноте Си второй октавы и завершается 1-я позиция первой струны.

На первой струне - Ми, в первой позиции извлекаются ноты: Фа, Соль, Ля и Си второй октавы.

При переходе с одной струны на другую исполняемые ноты на этой струне должны завершаться нотой, которая находится на следующей открытой струне. Это позволяет сохранить тембр звучания предыдущих нот и избавит от резкого звучания этой последней ноты позиции на другой струне, с которой начинается следующая позиция. При переходе с одной струны на другую в восходящем движении необходимо слухом контролировать высотное звучание одной и той же ноты на этих двух переходных струнах, а именно: звучание ноты Ре первой октавы на 4-й струне надо сравнивать со звучанием этой же ноты Ре на открытой 3-й струне, они должны звучать одинаково; звучание ноты Ля первой октавы на 3-й струне должно быть одинаковым со звучанием этой ноты Ля на открытой 2-й струне; звучание ноты Ми второй октавы на 2-й струне должно быть одинаковым со звучанием этой же ноты Ми на открытой 1-й струне. Эти сравнения высотного звучания одной и той же ноты на разных струнах, то есть прижатой 4-м пальцем завершаю -щей позиции и этой же ноты, звучащей на открытой струне, хорошо развивают музыкальный слух скрипача и обеспечивают точность высотного звучания нот всего музыкального звукоряда, что приводит к высокопрофессиональным навыкам, так необходимым музыканту - профессионалу и любителю.

Изучив теоретически, без какой-либо попытки игры на инструменте, расположения нот на грифе скрипки в 1-й позиции, где заложены все тональности музыкального звукоряда, надо переходить к извлечению звуков пиццикато, закрепляя, таким образом, усвоение звуков музыкального звукоряда.

В рамках первой позиции надо переходить к игре пиццикато русских народных песен, мелодии которых хорошо запоминаются слухом, контролируется их высотное звучание и расположение на грифе скрипки. Скрипку надо держат в левой руке на коленях, а правой рукой, большим пальцем извлекаются звуки исполняемой песни пиццикато. После извлечения звука пиццикато большой палец правой руки останавливается на соседней струне, расположенной ниже. Усвоив, таким образом, расположение музыкального звукоряда на грифе скрипки теоретически и практически, надо переходить к закреплению звуков на песенном репертуаре, исполняя их пиццикато большим пальцем правой руки, держа скрипку на коленях. К такому

песенному репертуару можно отнести: «Белая черемуха», «Лучина», «Ах ты зимушка, зима», «Коробейники», «Выйду ль я на реченьку», «Светит месяц», а также, Матросский танец «Яблочко», песню «Санта Лючия», песню композитора А. Новикова «Эх, дороги», и песни композитора С. Туликова «Ты, Россия моя» и композитора М. И. Глинки «Жаворонок».

После того как будет усвоена игра песен пиццикато большим пальцем правой руки с последующей остановкой пальца на соседней струне со скрипкой на коленях, надо поставить скрипку в позицию игры и, держа ее подбородком, играть выученные песни пиццикато, вначале без держания смычка в руке, а затем и со смычком, держа его в правой руке по направлению вверх.

После усвоения игры пиццикато надо отрабатывать игру отдельных открытых звуков смычком, вначале на открытой 3-й струне, затем на 4-й и 2-й открытых струнах, и только после этого переходить к игре на открытой 1-й струне [4].

Приобретя навык игры смычком на открытых струнах, надо переходить к игре ранее выученных песен, исполняя их смычком, контролируя высоту каждого звука слухом. Эти песни обеспечивают хорошее усвоение расположения нот на грифе и струнах скрипки, дают учащемуся-скрипачу хороший навык владения игрой и пиццикато, и смычком, что очень важно для первоначального обучения игре на скрипке [5].

Приводим алгоритм - таблицы расположения нот на грифе и струнах скрипки в пределах трех позиций, которые широко применяются при игре.

Позиции и аппликатура алгоритма в каждом ряду располагаются строго по вертикали, начиная от четвертой струны к первой. Звездочками обозначены знаки повышения (или понижения), то есть диезы или бемоли, между звуками которых имеется интервал - тон, и его надо учитывать в вертикали.

Играя на скрипке, необходимо постоянно уточнять высотное положение звучащих нот и исполнять их как на скрипке, так и голосом, контролируя при этом слухом, как уже было сказано выше, звучание их высотного положения.

1-я струна - Ми | Фа_*_ Соль *_ Ля_ *__Си_

До_ *_ Ре__*_ Ми__

2-я струна - Ля | _* _Си_ До_ *_ Ре__ *__ Ми_ Фа_ * Соль * _Ля__

3-я струна - Ре |_*_ Ми_Фа_ * Соль *__Ля_

*_ Си_ До_ *__Ре__

4-я струна - Соль |_*_ Ля__*_ Си _До_ *__Ре_

*_ Ми_ Фа_ *_Соль_

Позиция I

Аппликатура (пальцы) 1 2 3 4

Позиция II

Аппликатура (пальцы) 1 2 3 4

"Культурная жизнь Юга России" № 4 (55), 2014

Позиция III

Аппликатура (пальцы) 1 2 3 4

Рассматривая скрипку, основной смычковый музыкальный инструмент симфонического оркестра, мы установили алгоритм расположения нот (звуков) на грифе и струнах этого широко распространенного музыкального инструмента в практике музыкального искусства. Мы рекомендуем постоянно изучать и практически отрабатывать расположения пальцев левой руки на грифе скрипки без их звукового исполнения, запоминая при этом расстановку и растяжку пальцев. И только после этого осуществлять извлечение в первой позиции всех звуков музыкального звукоряда, смычком или пиццикато, контролируя слухом их высотное звучание.

Подчеркнем, что только после усвоения методики первоначальной игры на скрипке пиццикато мы рекомендуем переходить к игре смычком. Игра смычком требует от скрипача значительных усилий и навыков. В целях приобретения навыка владением смычка вначале рекомендуется усвоить игру отдельных нот в первой позиции на третьей струне - Ре, затем на струне Соль и Ля, и только после этого переходить к исполнению

нот, расположенных в первой позиции на первой струне - Ми.

В рамках тренировки работы со смычком открытые струны надо извлекать движением смычка вниз и вверх, следя при этом за его плавным ведением и нахождением смычка поперек струн с некоторым наклоном от себя. Далее, надо отрабатывать переход с одной открытой струны на другую, и только после этого переходить к исполнению песен смычком, которые были выучены при игре пиццикато.

Литература

1. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л., 1979.

2. Черватюк П. А. Музыкальное искусство: бакалавриат и магистратура: статья // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2 (49). С. 26-29.

3. Благовещенский И. П. Из истории скрипичной педагогики. Минск, 1980.

4. Мансурова А. П. Профессионал-музыкант и его подготовка в вузе: инновационная алгоритмическая цифровая система и шкала усвоения основных элементов. М., 2013.

5. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1986.

A. P. MANSUROVA. VIOLIN AND ITS COMEBACK TO SCHOOL: ELEMENTARY TRAINING, PROFESSIONAL AND AMATEUR PERFORMANCE

The problems and opportunities of mass elementary violin training in case of facultative art school education. The methods and technique of violin playing skill are stated as a step-by-step instruction. The author makes the case of the expediency of violin training in the mass facultative musical education due to adaptive educational material. The arrangement of musical sounds on the violin neck and strings for playing in the first position are stated in details. The author states the arrangement of all scales in the first position and the algorithm of sounds arrangement on the violin neck and strings within four positions.

Key words: violinist's education, musical scale professional and amateur performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.