ПРАКТИКА I Из зарубежных источников
SMS-УСЛУГИ ОСТАНУТСЯ ВОСТРЕБОВАННЫМИ
Многие владельцы мобильных телефонов ежедневно пользуются услугой SMS, поскольку она обходится им не только дешевле телефонного разговора, но является оперативным и надежным способом общения. Таким образом, SMS можно отнести к одной из наиболее популярных услуг связи. Однако возникает вопрос, а не будет ли она постепенно вытесняться такими услугами, как IM (Instant Messaging - мгновенное сообщение), e-mail или MMS?
36
ольшинство аналитиков пришло к выводу, что в ближайшие годы такое вряд ли может случиться. Более того, предполагается, что услуга SMS может отрицательно повлиять и на внедрение других, даже более современных услуг передачи сообщений. Это может произойти просто потому, что данная услуга уже интегрирована в каждый мобильный телефон, хорошо известна и используется миллионами людей, которые пока не видят каких-либо преимуществ от перехода на новые и более дорогостоящие услуги передачи информации. Мобильные телефоны могут автоматически передавать SMS, услуга функционально совместима со всеми сетями и устройствами, она интернациональна и надежна.
Прогнозы, статистика
Согласно оценкам компании Gartner, только в одной Западной Европе в 2006 г. было передано 180 млрд SMS и прогнозируется, что к 20ll г. эта цифра вырастет на 20% и достигнет 210 млрд сообщений в год. В развивающихся странах отмечается еще большая популярность услуги SMS. В прошлом году в Ин-
Век Качества N° 1
дии число владельцев мобильных радиотелефонов увеличивалось ежемесячно на 6 млн человек; аналогичная картина наблюдалась и в Китае. Хотя как индийские, так и китайские новые абоненты приобретали в основном недорогие мобильные аппараты (однако и в них также интегрирована услуга SMS). В Африке, где только три процента жителей имеет банковские счета, 20% населения являются владельцами радиотелефонов, а соответственно, и пользователями услуги SMS.
Трафик SMS используется для совершения микрооплат, а также для обмена информацией по всем секторам экономики, начиная от сельского хозяйства до здравоохранения, финансовой информации и политических событий - например, выборы. Эмигранты используют речевую SMS-услугу для международной связи за счет использования принципа «говори/слушай» (вместо принципа «пиши/читай»), благодаря которому преодолеваются барьеры, связанные с неграмотностью некоторой части населения.
По прогнозам аналитической компании Roamware, в 2010 г. во
всем мире будет передано около 2,3 трлн текстовых сообщений. Специалисты компании считают также, что большая часть населения земного шара заинтересована в услуге SMS, и что эта услуга весьма активно распространяется по всему миру. У операторов также есть стимул к дальнейшей поддержке данной услуги, поскольку не только частные пользователи, но и различного рода организации используют ее в качестве удобного и эффективного вида связи. Что касается новых приложений и функций мобильных аппаратов, которые нередко бывают трудны в практическом применении, то значительная часть людей не испытывает желания пользоваться ими.
Появление недорогих мобильных телефонов поистине совершило революцию в области связи. Теперь на повестке дня - разработка устройств нового поколения, которые должны быть также доступны, просты в использовании и не слишком дорогостоящими. В течение ближайших 10 лет ожидается рост использования услуг MMS и передачи IM-сообщений по мобильным сетям, но при этом не ожидается резкого снижения цен на них. В результате у пользователей не будет стимула к отказу от привычной и дешевой услуги SMS, которая к тому же продолжает усовершенствоваться (это приведет к увеличению прибыли компаний и снижению churn-эффекта). Изначально инфраструктура службы SMS-сообщений обеспечивала услугу «информация/отправка». В настоящее время SMS передаются сразу же после ее ввода, а формат передаваемого текста может быть использован даже для заключения сделок.
Новые услуги - как дополнение к SMS
Препятствием к продвижению и принятию населением более прогрессивных услуг, несомненно, является необходимость приобретения дорогостоящих мобильных телефонов, высокие тарифы и медленные темпы развертывания сетей третьего поколения. Стоимость, функциональная совместимость, повсеместное распространение, знакомство пользователей со старой услугой являются факторами, препятствующими принятию новых. Однако различные услуги могут сосуществовать параллельно, и даже увеличение использования одной из услуг может привести к увеличению использования другой. Тем не менее в настоящее время доходы операторских компаний от услуги SMS превосходят их доходы о предоставления всех прочих услуг. По мнению специалистов компании Symbian, внедрение новых услуг происходит медленно
|\
ПРАКТИКА I Из зарубежных источников
из-за отсутствия у операторов привлекательных для пользователей тарифных планов на новые услуги. Если операторам удастся разработать такие планы, то есть большая вероятность, что пользователи их примут с удовольствием и тем самым будет повышен доход операторской компании от одного пользователя (ARPU).
Передача IM по сетям мобильной связи, по мнению специалистов аналитических компаний, может стать естественным преемником услуги SMS, и уже в 2011 г. рынок этой услуги может составить 1 млрд долл. IM может найти приложение в специализированных услугах и быть полезной при проведении оптовых продаж и торгов. Аналитики Ассоциации GSM считают, что персональные IM-услуги могут только дополнить услугу SMS, но не заменить ее. SMS будет сосуществовать с новыми услугами, и даже 20% пользователей из высшего руководящего звена, использующих в своей среде мультимедийные услуги, предпочтут общаться с остальной частью населения при помощи SMS. Передача коротких сообщений будет использоваться в самых различных областях как наиболее безопасная услуга передачи информации, поскольку предоплата ограничивает возможность хищений по сетям мобильной связи.
Как считают специалисты компании Visto, проникновение служб передачи IM- и e-mail-сообщений в мобильную связь является прогрессивной тенденцией. Стационарные и мобильные телефоны вместе должны обеспечивать непрерывную связь для пользователей.
Несмотря на то что услуга MMS используется преимущественно для передачи неофициальных, импровизированных фотоизображений, ее можно объединить с услугой SMS в качестве графического приложения, ав-
томатически добавляемого серверами. Услуга MMS важна для компаний, занимающихся рекламной деятельностью по сетям мобильной связи. В то же время по сетям мобильной связи «спама» передается меньше, чем по компьютерным сетям. Благодаря субсидиям со стороны рекламных компаний, тарифы на услугу MMS будут снижаться для людей, желающих получать ненавязчивую полезную рекламу, и это, несомненно, будет способствовать более успешному внедрению услуги MMS. Тем не менее передача коротких сообщений рекламными агентствами все равно будет активно использоваться, так как с ее помощью уже сейчас можно посылать рекламу огромной части населения.
Услуга MMS далеко не в полной мере оправдала ожидания поставщиков услуг, а скорее, даже разочаровала их. Однако в настоящее время отмечается некоторое увеличение спроса на данную услугу, особенно среди поставщиков контента. Такие услуги, как IM и e-mail, будут приобретать все большее значение, но преимущественно в развитых странах. Несмотря на «медленный старт» указанных услуг, операторские компании начали заключать соглашения с фирмами-по-ставщиками услуги IM. Кроме того, по мнению специалистов компании Gartner, все более актуальным становится вопрос о бесплатном пользовании абонентами мобильной связи услугой электронной почты.
Специалисты многих компаний занимаются анализом ситуации на рынке услуг SMS, MMS, IM и e-mail. Так, исследования, проведенные компанией О2 Group, показали, что текстовая передача сообщений (благодаря широкому распространению, доступности, знакомству с ней пользователей и удобству) сохранит свою популярность до 2010 г. После этой да-
ты в мобильный телефон будут интегрированы и другие функциональные возможности, в том числе электронная почта, что обеспечит мобильность для людей различных профессий. В итоге развитие текстовых сервисов будет иметь характер эволюции, а не революции, а основная задача компаний-операторов будет и далее состоять в обеспечении пользователя все более широким набором услуг связи.
У некоторых специалистов, в частности, компании Oz, возникает вопрос, почему операторы внедряют услуг MMS вместо того, чтобы просто добавить изображение при передаче коротких сообщений. Они считают, что было бы разумнее использовать уже существующую архитектуру для обеспечения новых возможностей и дать их пользователям под эгидой услуги SMS.
Ситуация на рынке мобильной связи складывается таким образом, что людей перестает заботить вопрос, какой системой передачи сообщений они пользуются - им просто хочется использовать наиболее им удобную и доступную систему. Услуга передачи мобильных унифицированных сообщений предоставит пользователям единый почтовый ящик (single in-box), адресную книгу (address book) и абонентский номер, доступный с любого устройства. Существует предположение, что в 2015-2016 гг., когда будут развернуты сети четвертого поколения, IP станет главным сетевым протоколом передачи информации. Причем не будет больше существовать четкого разделения между услугами MMS, IM, SMS - услуга передача сообщений будет объединенной, как считают специалисты компании Acision. J
По материалам журнала European Communications
/ ХРОНИКА I Выставки _1
«Услуги электросвязи. Инновационные решения, тенденции и проблемы» Семинар на эту тему, организуемый ЗАО «Экспо-Телеком» совместно с Учебным центром «Италтел трейнинг центр», пройдет в Москве 6-8 февраля. Семинар посвящен вопросам оказания телекоммуникационных услуг, тенденциям их развития и качества предоставления. Данная тематика является актуальной и важной для телекоммуникационной отрасли и направлена на содействие увеличению доходности операторской деятельности, удержание и привлечение клиентов при предоставлении услуг электросвязи. На семинаре будут рассматривать- ся вопросы регулирования технических и экономических отношении, современные технологии оказания услуг и интеграция различных видов услуг, а также проблемы внедрения новых видов услуг. Мероприятие будет включать в себя обмен опытом успешного применения новейших продуктов, рассмотрение практических аспектов внедрения услуг нового поколения, стратегии и перспектив дальнейшего развития услуг. В работе семинара примут участие представители различных телекоммуникационных компаний-операторов фиксированной и мобильной связи, системных интеграторов, российских и зарубежных производителей и постав- щиков оборудования, технологий и услуг, а также научных и проектных институтов и других заинтересованных ведомств, организаций и бизнес-струк-тур-потребителей телекоммуникационных услуг. С докладами выступят руководители и ведущие специалисты государственных, общественных и международных структур и организаций, отраслевых институтов, телекоммуникационных компаний, имеющих опыт в области рассматриваемых проблем и занимающих передовые позиции на российском рынке. По окончанию семинара каждый участник получит сертификат международного образца. www.expo-telecom.ru/index.php?m=2&k=57
Январь 2008 г. 37