Научная статья на тему 'Услуги с добавленной стоимостью как средство повышения доходов операторских компаний'

Услуги с добавленной стоимостью как средство повышения доходов операторских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В последнее время многие аналитические компании отмечают существенное сокращение доходов операторов стационарной и мобильной связи от услуг по передаче речи и предоставления доступа в Интернет. Отчасти это происходит из-за возникшей на рынке высокой конкуренции, которая вынуждает компании снижать цены на предоставляемые ими услуги. По мнению аналитической компании Cartner, операторы не изыскивают новые источники доходов, а считают единственным путем исправления сложившейся на рынках ситуации внедрение новых услуг с добавленной стоимостью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Услуги с добавленной стоимостью как средство повышения доходов операторских компаний»

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

Услуги с добавленной

стоимостью как средство повышения доходов операторских компаний

В последнее время многие аналитические компании отмечают существенное сокращение доходов операторов стационарной и мобильной связи от услуг по передаче речи и предоставления доступа в Интернет. Отчасти это происходит из-за возникшей на рынке высокой конкуренции, которая вынуждает компании снижать цены на предоставляемые ими услуги. По мнению аналитической компании Cartner, операторы не изыскивают новые источники доходов, а считают единственным путем исправления сложившейся на рынках ситуации внедрение новых услуг с добавленной стоимостью

акои путь дальнейшего повышения доходов от телекоммуникационного бизнеса сопряжен с необходимостью решения целого ряда проблем. В частности, операторам придется пересмотреть и заново создать бизнес-модели, что потребует изменения стратегии самого бизнеса, а для реализации новых видов приложений - приобретения современных видов оборудова-

ния, с которым специалисты операторских компаний пока не знакомы в должной мере.

В госсекторе такие приложения обеспечивались утвердившимися на рынке поставщиками - компаниями Oracle и SAP, в частном секторе -компаниями MySpace и Google/You Tube. Указанные компании сами стремятся донести свои услуги до мобильных радиотелефонов и дру-

гих портативных устройств, низводя операторские компании до второстепенной роли малозначащих участников данного процесса с ограниченными возможностями получения своей доли доходов.

Проблема усугубляется участившимися случаями появления бесплатного контента и услуг по его распределению и хранению, инвестируемых рекламными компаниями (реклама on-line). Операторские компании дорого бы отдали за возможность попасть на рынок онлайновой рекламы, однако это надо было делать несколькими годами раньше, когда уже возникала необходимость компенсировать потери доходов от речевых услуг и услуг передачи данных по широкополосным сетям. Кроме того, при существующей тенденции к предоставлению услуги triple play, включающей в себя ТВ, высокоскоростную передачу данных и речь, плата за которые в пакете составляет около 30% от их первоначальной стоимости, у оператора остаются весьма ограниченные возможности получения дополнительных доходов от распределения новых типов контента по фиксированным сетям.

Со своей стороны ТВ-услуги также подают мало надежды для восстановления потерянных доходов. Даже в мобильной области маржа от речевых услуг в настоящее время ограничена. Цены снижаются не только из-за конкуренции, но и из-за решений, принимаемых регулирующими организациями. Примером может служить принятое в августе 2007 г. решение ЕС о снижении стоимости услуги роуминга до 70% от первоначальной цены.

Операторам трудно склонить пользователей частного и делового секторов платить по их тарифам при наличии более дешевых вариантов или доступности полностью бесплатных услуг. В этом случае на помощь операторам связи приходят такие компании, как CommuniGate Systems, чья деятельность направлена на разработку совершенно новых сервисов. Ее услугами уже воспользовались компании Verizon (США), Tele-2 (Европа) и Batelco (Средний Восток).

Такая компания начинает с разработки новой бизнес-модели в соответствии с желаниями оператора и масштабом его пользовательской базы. Затем поставляется необходимая технологическая платформа, проводятся консультации по разработке услуг с добавленной стоимостью. Теперь операторы приобретают новое качество своего бизнеса и могут добиться успеха, если им удастся «захватить» рынки, например, стран с развивающейся экономи-

Век Качества N° 2

л л л

ш

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

кой, или если они осваивают те области, где пока не могут встретить сильной конкуренции.

Тенденции развития сервисных приложений

Одной из таких областей является передача унифицированных сообщений (unified messaging - UM), комбинирующих в себе речевую почту, электронную почту, передачу текстовых сообщений, прием которых осуществляется на любые абонентские терминальные устройства (мобильные радиотелефоны, ПК, офисные телефоны), находящиеся в ведении одной операторской компании. Рынок UM постоянно увеличивается и, по данным аналитической компании Commfusion, к 2010 г. достигнет 1,2 млрд долл. (по сравнению с 772 млн долл. в 2005 г.).

UM-сообщения не в состоянии полностью компенсировать потерянные в результате конкуренции доходы операторов, однако они подсказывают направление, в котором надлежит двигаться операторским компаниям. Это конвергенция стационарных и мобильных сетей связи, которая может обеспечить базовую платформу для большинства услуг с добавленной стоимостью. Согласно информации, предоставленной аналитической компанией Infonetics Research, более 80% операторских компаний планирует осуществить конвергенцию стационарных и мобильных сетей уже в 2008 г.

Не менее важной может стать конвергенция на совершенно другом уровне - между приложениями, используемыми деловыми и частными пользователями на единой конвергированной платформе. Движущими факторами этого процесса являются такие пользовательские приложения, как подкастинг1, блоггинг2 и «видео по запросу», которые, как предполагают специалисты компании Gartner, появятся на рабочих местах в 2012 г. с приходом нового поколения рабочей силы.

Еще одной тенденцией развития сервисных приложений является внедрение услуг передачи сообщений во все виды сетей связи. Этот вид услуг, в настоящее время доступный только с ПК и предоставляемый в основном на стационарных сетях, получит быстрое распространение в мобильной области. По данным компании Gartner, беспроводная электронная почта достигнет

статуса общедоступного продукта в 2012 г., однако, как следует из самого названия, это будет услуга с добавленной стоимостью. Понятно, что добавленная стоимость приводит к получению дополнительных доходов, но как только появляются конкурирующие фирмы, доходы начинают вновь снижаться. Именно поэтому операторским компаниям рекомендуется разворачивать новые услуги как можно быстрее и пытаться внедрять новые приложения, даже когда нет полной уверенности в их успехе у пользователей. Таким образом, получается, что внедрение услуг с добавленной стоимостью сопряжено с определенной долей риска для операторской компании, но в случае выбора удачного решения она, несомненно, останется в выигрыше.

Компания CommuniGate Systems для решения подобных проблем предлагает концепцию пользовательского сервера прикладных приложений на базе Flash-памяти, полу-

чившего название Pronto!. Сервер предоставляет интерактивную информационную панель для передачи услуг электронной почты, проведения сеансов чата, передачи закрытых мгновенных сообщений и всего разнообразия медиаприложений. В сервере устанавливается также гибкое ПО пользователя, пригодное как для мобильного телефона, так и для ПК или других устройств. Гибкость указанного ПО позволяет операторским компания наиболее эффективно использовать потенциальные возможности конвергенции ста-

ционарных и мобильных сетей и обеспечить применение технических устройств с весьма различными характеристиками.

Допустим, пользователь хочет снять видеоклип с помощью своего мобильного телефона, а затем загрузить его в сеть для хранения или поместить в своем блоге для просмотра в реальном масштабе времени. При этом необходима максимальная простота обращения к сети и возможность использования минимального количества кнопок на клавиатуре. Впоследствии пользователь сможет уже увидеть этот клип на своем ПК. Этот принцип - максимум простоты для возможности работы вне дома, где мобильный доступ уже является услугой с добавленной стоимостью - применим и к другим приложениям, включая фотографию, электронную почту, блоггинг.

Мобильные платформы

Крупные фирмы-поставщики мобильных платформ зачастую не уделяют должного внимания услугам с добавленной стоимостью, используют устаревшее ПО типа JavaScript или даже ПО предшествующего поколения (Ajax - Asynchronous Java plus XML). Они также с некоторым предубеждением относятся к мобильной области и не в полной мере применяют последние достижения компьютерных технологий в таких конвергированных приложениях, как UM.

Компания CommuniGate Systems базирует свою платформу на технологии Adobe Flex 3 Flash, которая позволяет разрабатывать приложения, содержащие гораздо больший объем медиаинформации, а также получать с помощью любого мобильного телефона достаточно простой доступ к этим приложениям.

В настоящее время ряд крупных операторских компаний уже используют платформу Pronto!. К ним относится, в частности, компании Verizon (для услуги речевой почты), Danger и T-Mobile - для услуг передачи сообщений на базе гибридного мобильного телефона Sidekick PDA.

Сервер Pronto! после появления последней модели ПО Adobe's Flash Player уже готов к использованию при реализации проектов в области телевидения высокой четкости (HDTV). J

По материалам журнала Global Telecoms Business

' Подкастинг (англ. podcasling, от iPod и англ. broadcasting - повсеместное вещание, широковещание) - способ публикации медиапотоков (как правило, звуковых или видеопередач) во Всемирной сети (обычно в формате MP3), при котором они анонсируются особым образом, позволяющим автоматизировать загрузку новых выпусков на устройство воспроизведения. Здесь под термином «подкастинг» понимается оцифрованная аудиозапись или радиопередача, размещенная в Интернете для загрузки в персональные аудиоплееры.

2 Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Блоггинг - процесс создания и ведения блогов.

Март 2008

t ь ь

JA

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.