Научная статья на тему 'Смотр будущих хореографов'

Смотр будущих хореографов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смотр будущих хореографов»

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. ВЫСТАВКИ

О. И. Розанова

СМОТР БУДУЩИХ ХОРЕОГРАФОВ

В учебном театре Российского университета театрального искусства (далее — ГИТИС) в девятый раз прошел Всероссийский конкурс балетмейстеров имени основателя кафедры хореографии Р. В. Захарова. Если в предыдущем конкурсе соревновались только студенты ГИТИСа (единственным исключением стала представительница Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Юлия Бачева, удостоенная по итогам конкурса Гран при), то на этот раз «география» конкурса значительно расширилась; конкурсантов выставили: Казанский государственный институт культуры (далее — КГИК), Казахская национальная Академия искусств имени Т. К. Жургенова (далее — КазНАИ им. Жургенова), Санкт-Петербургская Консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (далее — СПбК им. Римского-Корсакова), Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (далее — РГПУ им. Герцена). Словом, популярность конкурса растет, и это хороший знак.

27 участников — цифра внушительная. Все же главный показатель значимости конкурса — качество показанных работ. Два конкурсных дня оказались разными; не обошлось без сюрпризов.

В первый день уверенно лидировал Санкт-Петербург. Студенты РГПУ им. Герцена показали множество оригинальных композиций серьезного и комедийного содержания, поразив мастерством исполнения сложной пластики с элементами партерной и воздушной акробатики. Другие участники, в основном студенты 1-го курса ГИТИСа, заметно отставали, выбрав для конкурса преимущественно сольные композиции учебного характера. Во второй день ситуация изменилась. Москвичи, как и их коллеги из Санкт-Петербурга (СПбК им. Римского-Корсакова) и Казани (КГИК), продемонстрировали разнообразие тем, жанров, композиций.

Авторитетное жюри — Генрих Майоров (председатель), Валентина Слыханова, Валерия Уральская, Владимир Кириллов, Сергей Коробков и автор этих срок — без долгих прений определили авторов лучших работ:

• Первая премия — Даниил Благов (ГИТИС) за номер «Притча»;

• Вторая премия — Ева Чекасина (РГПУ им. Герцена) за номер «Сизиф и камень», Анастасия Мужинова (ГИТИС) за номер «Танец Шивы и Парвати»;

• Третья премия — Елизавета Давлетова (РГПУ им. Герцена) за номер «Шерлок Холмс», Начын Дугер (РГПУ им. Герцена) за номер «Механика пластики» и Егор Макеев (ГИТИС) за номер «Аленушка».

Кроме звания лауреатов, победители конкурса получили денежные премии (небольшие, но совсем не лишние в бюджете студентов).

О. И. Розанова. Смотр будущих хореографов 157

Премию журнала «Балет» и годовую подписку на журнал заслужила Яна Кузнецова (РГПУ им. Герцена) за номер «Новелла». Специальными дипломами были удостоены:

• Валерия Журавлева и Наталья Кузина (ГИТИС) —за исполнительское мастерство и актерскую выразительность;

• Григорий Сергеев (ГИТИС) — за артистизм;

• Арслан Мухаметжанов (РГПУ им. Герцена) — за актерскую выразительность;

• Мадина Хамзина (Каз. НАИ им. Жургенова) — за развитие национальных традиций;

• Мария Николаева (КГИК) — за новизну пластического языка;

• Анна Шульдякова (СПбК им. Римского-Корсакова) за юмор в хореографии.

Специальные призы Союза театральных деятелей РФ вручили Григорию Сергееву (ГИТИС) и Кристине Черновой (РГПУ им. Герцена).

Приз Ректора достался Анастасии Мужиновой (ГИТИС).

По традиции конкурс завершился Гала-концертом и встречей участников с членами жюри, к которым присоединился почетный гость — зав. кафедрой режиссуры балета СПбК им. Римского-Корсакова Александр Полубенцев. Студенты-авторы выслушали различные мнения о своих работах, получили конструктивную критику. Нелицеприятно высказалась В. И. Уральская, упрекнув начинающих балетмейстеров во вторичности их тем и образов, в узости кругозора, отсутствии живого интереса к проблемам сегодняшней действительности. Для молодых людей, делающих первые шаги в одной из самых сложных творческих профессий, столь строгий приговор может стать важным ориентиром на будущее.

Но уже сейчас стоит учесть рекомендации заведующего кафедрой хореографии ГИТИСа Вячеслава Гордеева, обеспокоенного пристрастием студентов к современной пластике. А ведь в обозримой перспективе некоторым из них доведется сотрудничать с театрами оперы и балета, где главным выразительным средством всегда был, остается и будет классический танец. На конкурсе его было мало, и даже считанные композиции не отличались изобретательностью.

Подводя итоги, необходимо отметить отличную организационную работу куратора конкурса — преподавателя кафедры Максима Валукина. Свою задачу IX Всероссийский конкурс балетмейстеров имени Р. В. Захарова выполнил: выявил круг интересов и профессиональный уровень тех, кто будет определять балетное искусство в ближайшем будущем, и, надеемся, станет стимулом к их самосовершенствованию. Конечно, это не полная картина, но достаточно показательный «срез». Тем весомее значение конкурса — единственного в России, в котором состязание балетмейстеров не является «довеском» к соревнованию исполнителей.

Некоторое время тому назад подобный конкурс существовал в Санкт-Петербургской консерватории. Созданный по инициативе заведующего кафедрой режиссуры балета Николая Боярчикова, материально поддержанный фирмой «Визит №», местным отделением Союза театральных деятелей РФ и Фондом Федора Лопухова, этот конкурс имел оригинальную программу просветительного толка. Каждый раз он посвящался одному из видных отечественных хореографов — Петру Гусеву, Федору Лопухову, Юрию Григоровичу. В первом туре участники

158 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 3 (50) 2017

показывали номера, связанные с творчеством этих мастеров, во втором — оригинальные сочинения. Успешному проведению конкурсов способствовало наличие в СПбК им. Римского-Корсакова театрального зала на 2000 мест с большой, прилично оборудованной сценой. Увы, жизнь конкурса оказалась недолгой: сменившееся руководство СПбК им. Римского-Корсакова сочло его излишним. Осуществить запланированные конкурсы имени Леонида Якобсона, Касьяна Голейзов-ского и других было не суждено.

Петербург лишился смотра балетмейстеров, но его почин подхватил ГИТИС. Не сомневаемся, что вновь избранный ректор знаменитого театрального ВУЗа не только поддержит студенческий конкурс, но изыщет возможность придать ему еще больший масштаб и (помечтаем) расширит его статус до международного.

04.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.