Научная статья на тему 'СМИ как инструмент информационной политики Союзного государства России и Белоруссии'

СМИ как инструмент информационной политики Союзного государства России и Белоруссии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1215
152
Поделиться
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМИ / "МЯГКАЯ СИЛА" / ИМИДЖ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИЯ-БЕЛОРУССИЯ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попов Сергей Юрьевич

В статье исследуются проблемы и особенности реализации информационной политики Союзного Государства России и Белоруссии в аспекте формирования его положительного имиджа в массовой аудитории с помощью такого инструмента «мягкой силы» воздействия как государственные союзные СМИ, включая интернет-ресурсы. Проанализировав сложившуюся ситуацию, автор приходит к выводу, что сформированное на сегодняшний день информационное пространство Союзного Государства неэффективно и требует своего преобразования в медиапространство, отличающееся интерактивностью и вовлеченностью общества в массовые информационно-коммуникационные процессы.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Попов Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «СМИ как инструмент информационной политики Союзного государства России и Белоруссии»

УДК 32

Попов Сергей Юрьевич

аспирант кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов Subzero86@bk.ru

СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ союзного ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Sergei Yu. Povov

graduate student at the Department of mass communication People’s Friendship University of Russia Subzero86@bk.ru

Mass media as tool of

INFORMATION POLICY OF THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS

Аннотация. В статье исследуются проблемы и особенности реализации информационной политики Союзного Государства России и Белоруссии в аспекте формирования его положительного имиджа в массовой аудитории с помощью такого инструмента «мягкой силы» воздействия как государственные союзные СМИ, включая интернет-ресурсы. Проанализировав сложившуюся ситуацию, автор приходит к выводу, что сформированное на сегодняшний день информационное пространство Союзного Государства неэффективно и требует своего преобразования в медиапространство, отличающееся интерактивностью и вовлеченностью общества в массовые информационнокоммуникационные процессы.

Ключевые слова: средства массовой информации, государственные СМИ, «мягкая сила», имидж, информационная политика, Союзное Государство Россия-Белоруссия, медиапространство

Annotation. This article examines the problems and peculiarities of implementation of the information policy of the Union State of Russia and Belarus in the aspect of forming a positive image of it in the mass audience using such a tool of «soft power» influence as a state union mass-media, including Internet resources. After analyzing the situation, the author comes to the conclusion that formed to date information space of the Union State is not efficient and requires its transformation in the media landscape, characterized by interactivity and involvement of society in mass communication processes.

Keywords: mass media, state mass media, «soft power», image, information policy, Union State of Russia-Belarus, media space

В современных информационных мировых потоках государство всегда выступает как основной субъект информационной политики, формирующий свой сегмент информационной картины мира через государственные СМИ, которые отражают официальную точку зрения на события в соответствии с государственными интересами. Деятельность государственных СМИ всегда осуществляется исключительно в интересах государства, находится под пристальным вниманием государственных структур и особенно жестко регулируется законодательством. Поэтому национальные государственные СМИ России и Белоруссии нацелены на реализацию информационных политик своих государств. Освещение деятельности Союзного Государства не является их стратегической задачей. И появляющиеся в них время от времени материалы о событиях в соседнем государстве не оказывают сколько-нибудь значимого влияния на укрепление позиций Союзного Государства.

Роль и место СМИ в реализации информационной политики государства закреплены в законо-

дательных актах. Становление Союзного Государства Россия-Белоруссия происходит в сложной ситуации, противоречивость которой заключается в том, что близость государственных интересов этих двух стран сопровождается расхождением официальных точек зрения по ряду вопросов, что неизбежно отражается в информационной политике и в освещении событий национальными государственными средствами массовой информации. Таким образом, Союзное Государство становится специфическим субъектом информационной политики, а ее разработка и реализация в СМИ требуют особых подходов.

В сегодняшних условиях стремительного развития единого медиапространства и усиления значимости информационного сопровождения, жизненно необходимого для успешного развития любого проекта, строительство Союзного государства Беларуси и России, безусловно, должно быть связано с созданием единой информационной системы, которая соответствовала бы принципам белорусской и российской государственности и отвечала бы национальным интересам двух братских наро-

101

дов, стремящихся объединиться в силу своих многочисленных и очень глубоких родственных, культурных и экономических взаимосвязей. «Российско-белорусский союз - это попытка воссоединения не только частей некогда единого государства (Российской империи и Советского Союза), но и частей некогда единого народа» [1, с. 4]. В то же время, за более чем 20-летний период и Россия, и Белоруссия сформировали совершенно самостоятельные системы государственности с самостоятельной и независимой журналистикой, в том числе и государственными СМИ, деятельность которых направлена на поддержку самостоятельного развития данных государств. В данных условиях формирование единого информационного пространства и выработка единой информационной политики - это вопрос крайне сложный, требующий учитывать все особенности и возникающие противоречия в подходах.

Успешная реализация информационной политики Союзного Государства через государственные союзные СМИ невозможна без разработки соответствующей нормативно-правовой базы. В настоящее время в рамках Союзного государства действуют два соглашения, направленные на развитие сотрудничества по созданию благоприятных правовых, организационных и экономических условий в сфере книгоиздания, полиграфии, печатных средств массовой информации и распространения печатной продукции на территории государств: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области печати (1998 г.) и Соглашение о создании межгосударственного совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии (1999 г.). (В рамках СНГ это - Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области периодической печати от 1999 г.)

В развитие Соглашений еще в 1999 году было утверждено Совместное решение коллегий Госкомпечати России и Госкомпечати Республики Беларусь «Об обеспечении беспрепятственного распространения печатных СМИ на территории Российской Федерации и Республики Беларусь», устанавливающее, что свидетельство о регистрации периодического издания, выданное Госкомпечатью России, и свидетельство о регистрации периодического издания, выданное Госкомпечатью Республики Беларусь, с указанием территории распространения являются единственным и достаточным документом, подтверждающим право российских и белорусских печатных СМИ на распространение на территории Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках единого информационного пространства. Не менее важным представляется региональный аспект. На уровне регионов уже подписаны соглашения и протоколы о сотрудничестве в информационной сфере Республики Беларусь с Нижегородской, Ульяновской, Московской, Ленинградской и Калининградской областями, а также с Москвой.

С целью создания на межправительственном уровне необходимых правовых рамок для за-

крепления уже существующего и развития перспективного двустороннего белорусско-российского информационного сотрудничества, в том числе по созданию единого информационного пространства Союзного государства, Министерством информации Республики Беларусь и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляется разработка проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области телерадиовещания и печати. Отличительной чертой этого Соглашения являетсяохват всех вопросов взаимодействия не только в сфе-ревзаимного беспрепятственного распространения периодической печати на территории Союзного государства, но и в сфере телерадиовещания и электронных СМИ. В данном документе должны быть также учтены современные нормативно-правовые, экономические и иные условия белорусско-российского информационного взаимодействия.

Основные положения данных документов создают благоприятную ситуацию для формирования главных стратегических направлений информационной политики Союзного Государства. В рамках формирования и реализации государственной информационной политики СМИ правомерно становятся инструментом воздействия в виде «мягкой силы», теория которой была разработана зарубежными исследователями и в последнее время получила широкое распространение. Основоположник концепции «мягкой силы» Дж. Най утверждал, что государство, которое стремится к доминированию и влиянию на международной арене, должно постоянно способствовать производству многочисленных информационных материалов, демонстрировать свое влияние и, тем самым, способствовать формированию повестки дня (settheagenda). Он считал, что страны, имеющие широкий доступ к различным информационным каналам, приобретают существенные преимущества [2, с.69].

Наиболее эффективными инструментами «мягкой силы» воздействия в краткосрочной перспективе являются средства массовой информации, которые влияют на общественное мнение, легко и быстро манипулируют сознанием больших масс людей, формируя необходимые образы и символы (см. Е.П. Панова) [3, с. 13]. Тексты СМИ по сути становятся так называемыми нарративами, в которых концентрируются информационные смыслы, обладающие особой силой воздействия. Как отмечал Джозеф Най, «в современном мире исход политической борьбы определяется не тем, чья армия победит, а тем, чья история победит» [2, с. 70]. СМИ отвечают за те информационные смыслы, из которых складываются нарративные «истории». Совокупность нарративов формирует медиаобраз государства как образ страны, созданный СМИ и распространенный по каналам печати, радиовещания, телевидения и интернета.

Основная роль в формировании глобальной и единой информационной системы Союзного Государства, конечно, должна принадлежать СМИ, главной

102

задачей которых является оперативное предоставление всей необходимой информации обществу, реагирование на повестку дня, разъяснение внутренней и внешней политики, формирование имиджа или медиаобраза Союзного Государства.

По мнению Е. Прохорова, СМИ играют ключевую роль в формировании отношения общественности к тому или иному событию: «Массово-информационная деятельность своим результатом имеет управленческое воздействие на систему взглядов и представлений, направленность поведения адресата. Благодаря информации у ее «потребителя» создается такая картина мира, которая, будучи структурно развернутым образом действительности (внртренней моделью внешнего мира, включая представления о «желаемом будущем» и путях его достижения), реагирует отношения носителей этой модели с реальной действительностью. Журналистика, информируя, руководит «потребителем» информации» [4, с. 48].

В ситуации формирования Союзного Государства подобное руководство во многом будет определяться выполнением целого ряда условий:

- обеспечение равных прав и возможностей для журналистов России и Белоруссии осуществлять профессиональную деятельность и свободно перемещаться на всей территории Союзного Государства;

- свободная доступность информационных ресурсов и источников обоих государств, отсутствие преград для взаимного обмена информационными потоками;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возможности свободного создания и распространения СМИ на всей территории Союзного Государства, а также создание совместных российско-белорусских СМИ;

- постоянное творческое сотрудничество и обмен опытом, реализация совместных проектов, телепередач, выпусков газет и т.д.;

В настоящее время единое информационное пространство в области средств массовой информации формируют СМИ Беларуси и России, СМИ Союзного государства, а также сетевые информационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, распространение, поиск и передачу информации, а также иные информационные ресурсы.

В Союзном государстве сложилась вполне развитая информационная инфраструктура, включающая как союзные СМИ (Телерадиовещательная организация Союзного государства, газеты «Союз. Беларусь-Россия» (ежегодно 48 выпусков), «Союзное вече» (ежегодно 54 выпуска), Интернет-портал «Союз-инфо», сайт Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Информационно-аналитический портал Союзного государства и Интернет-газета «Время Союза), так и информационных партнеров: Белорусское телеграфное агентство, ГУ Национальный пресс-центр Республики Беларусь», РИА Новости, ООО «РБК-Центр» и др.

При частичной поддержке союзного бюджета издается журнал «Союзное государство». Также по заказу Постоянного Комитета Союзного государства ежегодно с той или иной периодичностью размещаются информационные материалы по союзной тематике в известных белорусских и российских СМИ в спецвыпусках, рубриках и вкладышах. Так, партнерами Союзного государства выступаютжурналы «Экономика Беларуси», «Российская Федерация сегодня», «Беларусь», «Неман», «Белорусская Думка» и «Наш современник; а также газеты «7 дней» и «Литературная газета».

Также, на территории Беларуси в эфире ретранслируются российские телеканалы» Россия», «НТВ» и «TB-Центр». Отдельные передачи и фильмы российских телеканалов «Первый канал» и «RENTV» транслируются в эфире белорусских «ОНТ» и «СТВ» В социальный пакет телеканалов, транслируемых в кабельных сетях, наряду с белорусскими каналами «Первый канал», «Второй национальный телеканал», «Столичное телевидение» и «Лад» включены российские телеканалы «Россия» и «НТВ». Всего в сетях белорусских кабельных операторов транслируются более 40 российских телеканалов.

Таким образом, осуществляется охват не только обширной территории Союзного Государства, но и информационное обслуживание разных сегментов массовой аудитории.

Значительная часть аудитории союзных СМИ по-прежнему отдает предпочтение телевизионному формату получения информации. Поэтому телеканал «Телерадиовещательная организация» (ТРО) Союзного Государства Россия-Белоруссия является ведущим транслятором, реализующим государственную информационную политику.

Телеканал ТРО - это общественный информационно-публицистический телеканал. В основу концепции программной политики заложена идея общественного телевидения - обратная связь с телезрителями, максимальный учет их мнения при формировании сетки вещания, позитивная направленность программ, отсутствие передач, пробуждающих у зрителей низменные инстинкты, содержащих сцены насилия и жестокости. Для этого на телеканале по инициативе коллектива ТРО Союза введена система жестких ограничений при отборе программ. Эти функции осуществляет Экспертный Совет, в который входят депутаты Парламентского собрания Союза Беларуси и России, представители Постоянного комитета, а также телевизионные профессионалы. Основу круглосуточного вещания телеканала ТРО составляют информационные, цикловые информационно-публи-цистические, культурнопознавательные передачи, документальные и художественные фильмы. При этом стержневым элементом вещания канала являются информационные и информационно-аналитические программы.

Важнейшая задача телеканала ТРО - распространение объективной информации о политической, экономической и социально-культурной жизни Союзного государства. Основной состав-

103

ляющей вещания канала являются информационные и информационно - аналитические программы. В программный пакет телеканала также входят публицистические и культурно - познавательные программы, документальные фильмы, лучшие российские и белорусские киноленты. Вещание телеканала осуществляется круглосуточно - четыре блока по 6 часов оригинального вещания.

Основа информационного вещания канала -ежедневная программа «СОЮЗИНФОРМ» и ее итоговый еженедельный выпуск «СОЮЗИНФОРМ. ОБЗОР ЗА НЕДЕЛЮ», направленные на формирование единогоинформационного пространства Беларуси и России. Программа отражает события жизни двух стран, как с точки зрения наиболее значимых и интересных национальных проектов и программ в обеих странах, так и в контексте их взаимодействия и сотрудничества в процессе союзного строительства. Выпуски программы состоят из информационных сюжетов и новостей, которые охватывают весь спектр российско-белорусских взаимоотношений: сотрудничество в таких сферах, как военнополитическая, научно-техническая, торгово-

экономическая, гуманитарная, а также в области культуры, образования, спорта. Программа предполагает информационный подход к различным аспектам российско-белорусского сотрудничества с учетом специфики процесса строительства Союзного государства, особенностей региональной политики в России и Беларуси, национальных интересов обеих стран, а также естественных отличий менталитета различных этнических и социальных групп населения, проживающих в Беларуси и России. Программа основывается на материалах, получаемых из большинства регионов обеих стран.

Еженедельная информационно-аналитическая программа «ПАНОРАМА by.ru.» освещает ключевые проблемы и события общественнополитической жизни Союзного государства. Программа предполагает информационно-аналитический подход (в том числе и с привлечением экспертов в различных областях) в освещении процессов союзного строительства - развитие, проблемы и перспективы парламентских отношений, формирование законодательной базы, союзных программ, внешнеполитической и военной деятельности Союзного государства. Такой подход предполагает максимально полное отражение текущего состояния дел и прогноз развития межгосударственных отношений Беларуси и России, в том числе с учетом причинноследственных связей наиболее значимых событий и процессов в их ретроспективе и динамике развития.

Еженедельная информационно-публицистическая программа «МОСКВА-МИНСК» выражает эмоциональный, личный, авторский взгляд на события общественной, политической и культурной жизни России и Беларуси в контексте строительства Союзного государства и взаимодействия двух стран в различных сферах жизни. Программа предполагает активное участие автора в программе (как в студии, так и вне ее), прежде всего в ключевых эпизо-

дах выпуска, которые определяют общий контекст программы и ее основные акценты. 2 апреля 2009 года начал работать сайт ТРО Союза в Интернете www.tro-soyuz.com. Главная его задача -взаимодействие с союзными СМИ, Постоянным Комитетом и Парламентским Собранием, а также интерактивная связь с пользователями сайта и зрителями телеканала ТРО.

Общий обзор печатных материалов демонстрирует, что подавляющее большинство материалов носит информационный и даже справочный характер. Работа телеканала ТРО ориентирована на общепатриотическую тематику. Общая интонация имеет несколько отстраненный характер, лишена коммуникативно-заинтересованной направленности.

Укрепление информационного пространства и совместных информационных ресурсов, включая и электронные СМИ, интернет-порталы Союзного государства в целом - одно из условий эффективного решения стратегической информационной задачи строительства Союзного государства. Ведущими интернет-ресурсами Союзного Государства являются интернет-портал «Союз-Инфо» и информационно-аналитический портал Союзного государства, а также интернет-газета «Время Союза». Одновременно осуществляется выпуск и распространение Белорусским телеграфным агентством (БелТА) в электронном виде информационного вестника для регионов России по тематике Союзного государства.

Эти интернет-ресурсы содержат много официальной информации о деятельности политических органов Союзного Государства, о совместных проектах России и Белоруссии, однако интерактивные возможности интернет-технологий используются на этих сайтах недостаточно и по большей части формально.

В совокупности все общественно-политические особенности и проблемы становления Союзного Государства, а также недостаточно продуманное освещение в СМИ его деятельностипривели его к начальной стадии репутационного кризиса, разрешение которого невозможно без реформирования информационной политики.

Если говорить о задачах и перспективах развития информационного пространства Союзного государства, то можно выделить три основных направления в осуществлении реформы его информационной политики:

- дифференциация форматов деятельности союзных СМИ, четкое определение для каждого СМИ его места и роли в информационной работе Союзного государства;

- интеграция союзных СМИ: объединение усилий в решении главной задачи информационного сопровождения и формирования положительного имиджа Союзного государства;

- работа над качеством материалов (аналитическая направленность, доступность, актуальность, учет возрастных и других потребностей разных групп населения).

104

- организация специальных интернет-проектов по продвижению имиджа Союзного Государства.

В то же время, необходимо признать, что в информационной политике практически отсутствует такой аспект, как целенаправленная работа в социальных сетях и блогосфере, что тормозит необходимое преобразование статического информационного пространства в медиапространство, отличающееся динамичностью, креативностью и интерактивностью. В таком медиапространстве Союзное Государство сможет наработать информационный компонент репутационного капитала, который позволит минимизировать репутационные риски и наладить формирование его позитивного имиджа.

Таким образом, главной целью реформирования информационной политики Союзного ГосударЛитература:

1. Мир оное В.О. Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития : автореф. дисс. ... доктора юридических наук. Владимир, 2007. 53 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Nye J.S. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. Oxford University Press, 2002. 87 p.

4. Панова ЕЛ. «Мягкая власть» как способ воздействия в мировой политике : автореферат дисс. ... кандидата политических наук. М. : МГИМО^) МИД России, 2012. 16 с.

3. Прохоров ЕЛ. Введение в теорию журналистики : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» Е.П. Прохоров. 6-е изд. М. Изд-воМГУ, 2005. 99 с.

ства является преодоление начальной стадии репутационного кризиса и наработка репутационного капитала, для чего необходимы качественно новые подходы к организации единого российско-белорусского медиапространства, в контент которого включаются информационноаналитические и художественно-публицистические материалы, формирующие устойчивое позитивное отношение к Союзному Государству Рос-сия-Белоруссия и понимание его окончательного становления и успешного развития. Особую роль в этой деятельности могут сыграть интернетресурсы и активная работа в блогосфере и социальных сетях, что должно стать важной частью информационной политической стратегии, осуществляемой государственными Союзными СМИ.

Literature:

1. Mironov V.O. The Union State of Russia and Belarus in the system of the state forms: problems of identification and prospects of development : author's abstr. diss. ... doct. of law. Vladimir, 2007. 53 p.

2. Nye J.S. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. Oxford University Press, 2002. 87 p.

4. Panova E.P. The «soft power» as a way of influence in world politics : author's abstr. diss. ... cand. of polit.Sciences. M. : MGIMO(U) of the MFA of Russia, 2012. 16 p.

3. Prokhorov E.P. Introduction to the theory of journalism : texbook for students of the higher education institutions which are trained in the direction and the specialty «Journalism» / E.P. Prokhorov. 6 th ed. M. : MSU Press, 2005. 99 p.

105