Научная статья на тему 'Смешанное обучение на подготовительных факультетах российских вузов: актуальное состояние и перспективы'

Смешанное обучение на подготовительных факультетах российских вузов: актуальное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смешанное обучение / подготовительные факультеты / образование для иностранных граждан в России / blended learning / preparatory departments / education for foreign citizens in Russia

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алимова Мария Владимировна, Гуторова Дарья Григорьевна, Прокопова Иванна Ивановна

Цель статьи — описать опыт смешанного обучения русскому языку как иностранному (РКИ) на подготовительном факультете на примере российских образовательных организаций высшего образования. Авторами обобщается практический опыт всеобщего перехода подготовительного факультета на онлайн-преподавание в период COVID-19, а также постепенное возвращение к традиционной форме преподавания русского языка и предметов на русском языке в очном формате. В заключении авторы делают вывод о современном состоянии и перспективах смешанной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Алимова Мария Владимировна, Гуторова Дарья Григорьевна, Прокопова Иванна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blended Teaching At Preparatory Faculties of Russian Universities: Current State And Prospects

The purpose of the article is to describe the experience of blended teaching of Russian as a foreign language (RFL) at the preparatory faculty on the example of Russian educational institutions of higher education. The authors summarize the practical experience of the general transition of the preparatory faculty to online teaching during the COVID-19 period, as well as a gradual return to the traditional form of teaching the Russian language and subjects in Russian in full-time format. In conclusion, the prospects for the complete transformation of the pre-university for students from friendly countries are considered

Текст научной работы на тему «Смешанное обучение на подготовительных факультетах российских вузов: актуальное состояние и перспективы»

DOI: 10.18572/2687-0339-2024-2-33-42

Смешанное обучение на подготовительных факультетах российских вузов:

актуальное состояние и перспективы

Мария Владимировна Алимова,

кандидат филологических наук, старший преподаватель Институт русского языка Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы E-mail: alimova.mv@yandex.ru;

Дарья Григорьевна Гуторова,

старший преподаватель

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: dariagut@mail.ru;

Иванна Ивановна Прокопова,

кандидат педагогических наук, доцент

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: prokopova.ivanna@gmail.com

Цель статьи — описать опыт смешанного обучения русскому языку как иностранному (РКИ) на подготовительном факультете на примере российских образовательных организаций высшего образования. Авторами обобщается практический опыт всеобщего перехода подготовительного факультета на онлайн-преподавание в период COVID-19, а также постепенное возвращение к традиционной форме преподавания русского языка и предметов на русском языке в очном формате. В заключении авторы делают вывод о современном состоянии и перспективах смешанной формы обучения.

Ключевые слова: смешанное обучение, подготовительные факультеты, образование для иностранных граждан в России.

1. Введение

По данным Минобрнауки России, количество иностранных студентов, обучающихся в вузах Российской Федерации, в 2022 году выросло на 8,4% по отношению к 2021 году и составило свыше 351 448 человек. В 2021 году Россия заняла пятое место в мире по числу иностранных студентов.

Механизмом привлечения иностранных граждан на обучение в Российской

Федерации является комплекс мер, реализуемых образовательными организация -ми по обеспечению притока иностранных слушателей на обучение в образовательные организации высшего образования, а также меры поддержки, которые реализуются различными органами государственной власти и государственными структурами на федеральном и региональном уровнях, поскольку «пропаганда языка как инструмента политического

и экономического влияния всегда была и остается приоритетом государственной политики страны» [Лаврушина и др. 2017: 66].

Важным сопутствующим результатом увеличения численности иностранных студентов является становление российских образовательных организаций высшего образования крупными международными научно-образовательными центрами высокопрофессиональной подготовки иностранных обучающихся, способных определять тенденции глобального инновационного развития и отвечать на новые вызовы в XXI веке1. По данным Минобрнауки России, система высшего образования России за последние 15 лет претерпела существенные изменения.

Ряд российских вузов вошел в международные рейтинги или изменил в них свои позиции, закрепив положение России на стремительно развивающемся мировом образовательном рынке. COVID-19 сильно трансформировал работу как российских, так и мировых университетов. Претерпели изменения меры безопасности, ускорился переход на дистанционное или комбинированное обучение, скор-ректировались условия приемной кампании. Российские вузы постоянно улучшают свое положение в мировых рейтингах. Некоторые из них смогли подняться на сотни позиций.

Продвижение российских вузов на мировом рынке образовательных услуг подтверждается в том числе увеличением количества иностранных студентов. Безусловно, в условиях пандемии в 2020 году мировой рынок образовательных услуг существенным образом трансформировался: многие абитуриенты, планировавшие обучение в другой стране, просто не смогли выехать на место обучения из-за введенных ограничений в связи с распространением COVID-19, однако

1 Университетские кампусы. URL: https://www.csr. ru/upload/iblock/3f0/kbpm276p3tau6knlzdla3d6oz z0fve0e.pdf (дата обращения: 25.03.2023).

российские вузы справились с данным вызовом и смогли принять на обучение иностранных абитуриентов в дистанционном формате.

Программы, которые позволяли иностранцам успешно проходить такую подготовку, регламентируются рядом федеральных законов и приказов профильных федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся следующие:

1. Федеральный2 закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Минобрнауки России от 03 ноября 2020 года № 1378 (ред. от 06.10.2021) «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также предъявляемых к ним требований»;

3. Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

4. Приказ Минобрнауки России от 3 октября 2014 г. № 1304 «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке»;

5. Приказ Минобрнауки России от

1 апреля 2014 г. № 255 «Об утверждении уровней владения русским языком

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Россий-

ской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 30.03.2023).

как иностранным языком и требований к ним».

На основании выводов по результатам исследования представленной нормативной правовой базы в данной работе авторами используется понятие «смешанное обучение», которое в широком понимании представляет собой синтез очной и дистанционной формы обучения.

Настоящим вызовом для всей российской системы образования, в том числе для системы высшего образования, стал переход на дистанционный формат обучения в связи с эпидемией коронавируса. В докладе «Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии» Институт образования НИУ ВШЭ назвал этот переход ситуацией форс-мажора, в которой главной причиной неготовности вузов быстро перейти в дистанционную среду была «резкость изменений в устоявшихся про-цессах»3.

Факультетам, обучающим иностранных граждан, в сложившейся ситуации был брошен серьезный вызов. Не все подготовительные факультеты были полностью адаптированы к такому резкому переходу в онлайн-формат. Это связано с разными факторами, среди которых наиболее значимым является отсутствие в вузах необходимой цифровой инфраструктуры, позволяющей перевести весь учебный процесс в дистанционный формат, а также недостаточно эффективное функционирование цифровой среды обучения. Под цифровой средой обучения мы понимаем систему информационных, технических, методологических средств и инструментов, позволяющих осуществлять комплексную образовательную деятельность в дистанционном режиме.

Однако дистанционное образование, о котором так много писали в предыдущие десятилетия, прошло серьезную провер-

3 Институт образования ВШЭ, аналитический доклад «Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии». URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/ share/364241595.pdf (дата обращения: 26.02.2023). С. 27.

ку готовности к глобальным переменам всех компонентов образовательной цепи. Знания, умения и навыки, предъявляемые разработчикам современных средств обучения, преподавателям, учащимся, административной части, а также способы построения взаимодействия между всеми участниками процесса обучения оказались в зоне «турбулентности» в период перехода на онлайн-формат.

Напомним, что исследователи обращают внимание на существование нескольких терминов, описывающих процесс дистанционного получения знаний, а также на смешение этих терминов (речь идет о терминах «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные технологии обучения»). В пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»4.

Непростой задачей являлось внедрение электронного обучения на подготовительных отделениях, поскольку оно тоже регламентируется нормативными документами. Так, пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя

4 Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts. ru/doc/273_FZ-ob-obrazovami/glava-2/statja-16/ (дата обращения: 30.03.2023).

электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся»5.

Очевидно, что для подготовки дистанционных программ необходимы ресурсы, которые вузы не всегда могут выделить.

2. Исследуемый материал

В объектив нашего исследования были включены подготовительные отделения следующих образовательных организаций:

• Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,

• Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина,

• Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

В качестве исследуемого материала было взято функционирование подготовительных факультетов всех трех вузов во время пандемии в период с 2020 по 2022 год и в постпандемийный период.

3. Методология и методика исследования

В исследовании были использованы такие общелогические, теоретические, эмпирические и специальные методы, как анализ, синтез, обобщение, наблюдение, описание и анкетирование.

4. Описание исследования

4.1. Опыт работы подготовительных факультетов во время пандемии

В 2020 году вузы выполнили все рекомендации, изложенные в приказах Минобрнауки России, а также в Указах Мэра Москвы о нераспространении коронави-русной инфекции. Меры, предпринятые

5 Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts. ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-2/statja-16/ (дата обращения: 30.03.2023).

в начале пандемии, способствовали обеспечению безопасности и охране здоровья обучающихся и преподавателей университета.

В упомянутых вузах очные занятия были полностью перенесены в дистанционный формат. Студенты были обеспечены компьютерами, для преподавателей была организована специальная подготовка, позволившая быстро получить необходимые навыки и ознакомиться с инструкциями по работе c программами Zoom, Microsoft Teams, Skype. Онлайн-курато-ры обеспечивали своевременное решение всех технических трудностей и отвечали на вопросы преподавателей. В РУДН наиболее востребованным среди преподавателей и студентов оказалось приложение Microsoft Teams, поскольку у каждого студента и сотрудника имеется корпоративный доступ к полной версии данного продукта. В РЭУ им. Г.В. Плеханова и в Институте Пушкина преподаватели использовали Zoom, так как именно эта программа работала стабильно у иностранных учащихся.

Обучение во время пандемии проходило в смешанном формате: синхронный формат обучения совмещался с асинхронным форматом. Синхронное обучение осуществлялось в виде видеоконференций. Асинхронное обучение проходило как с использованием LMS-платформ (РУДН, Институт Пушкина), так и в формате, характерном для офлайн-обучения (РЭУ им. Г.В. Плеханова): студенты выполняли домашнее задание в тетрадях, некоторые виды домашнего задания отправлялись на электронную почту либо в виде аудиозаписи в WhatsApp или через другие системы обмена сообщениями. Во время онлайн-обучения учащимся предлагались как традиционные формы работы (чтение/пересказы текстов, выполнение письменных заданий, прослушивание аудио, выполнение промежуточных тестов и др.), так и формы работы, характерные в основном для дистанционной работы (совмест-

ная работа группы на виртуальных досках, составление ментальных карт, активное использование сайтов, обеспечивающих создание интерактивных занятий и под.).

Очевидно, что преподавателям и студентам подготовительного факультета пришлось изменить формат, способ подачи и способ усвоения материала. От использования привычных учебников и рабочих тетрадей преподавателям подготовительного отделения было невозможно полностью отказаться, поэтому многие учебники и пособия были переведены в электронный вид.

Отдельно хотелось бы сказать о контроле посещения и проведения занятий в дистанционном формате. Университетами были разработаны в электронном формате индивидуальные и групповые учебные планы работы, журналы учебной работы, онлайн-формы для контроля посещаемости занятий студентами.

Все выпускные зачеты и экзамены проводились с использованием дистанционных образовательных технологий в установленные сроки. Так, в РЭУ им. Г.В. Плеханова все субтесты, за исключением субтеста «Говорение», были подготовлены в приложении Google Forms.

4.2. Трансформация очного обучения в постпандемийный период

С 2022 года подготовительные отделения работают в привычном очном формате. Однако все упомянутые вузы сохранили возможность обучения иностранных учащихся, не имеющих возможности приехать в Россию, в дистанционном формате. Кроме того, стало возможным обучение иностранных слушателей в дистанционном формате до их приезда в Россию, что позволяет выдержать сроки обучения и объем нагрузки.

Можно сделать вывод о том, что появился новый тип учебного взаимодействия на стыке виртуального и физического пространства, что описывается понятием phygital-коммуникации [Галуш-ко 2021, Расторгуева 2020].

Длительное онлайн-обучение повлияло как на трансформацию методики работы в аудитории, так и на восприятие учащимися процесса обучения. Студенты привыкли к наличию большого объема иллюстративного материала, постоянному обращению к цифровым интерактивным заданиям. В этой связи большая доля наглядных материалов, разработанных преподавателями во время пандемии, сейчас активно используется на очных занятиях. Таким образом, студенты стали более ориентированы на индивидуальный формат обучения и самостоятельное освоение материала.

4.3. Анкетирование

Смешанный формат обучения (таблица 1) на подготовительных отделениях выявил определенные трудности, с которыми сталкивается в той или иной степени каждый преподаватель. Перечислим некоторые из них.

1. Технические: неустойчивое интернет-соединение, отсутствие у некоторых студентов компьютеров, ноутбуков или планшетов, русской клавиатуры.

2. Организационно-методические:

• невозможность программными средствами заменить обучение в аудитории, адаптировать учебную программу к электронному формату;

• трудности с удержанием внимания обучающихся дистанционно онлайн и/или офлайн;

• проблемы с дисциплиной (посещаемость онлайн-занятий по сравнению с традиционным аудиторным форматом хуже; сложности с контролем и мотивацией студентов);

• подготовка к занятиям занимает больше времени (специфика работы со студентами в аудитории, онлайн и офлайн отличается), разная успеваемость студентов, обучающихся в аудитории и дистанционно;

• проблемы с осуществлением контроля обучения и оценки результатов;

• сложности организации взаимодействия между онлайн-студентами и студен-

Таблица 1

Типы обучения (на примере одной группы)

С преподавателем Очное обучение (работа в аудитории, в т. ч. с использованием LMS-платформы) Дистанционное онлайн-обучение (работа в виртуальной аудитории, в т. ч. с использованием LMS-платформы) Смешанный формат: 1. Занятия в одной группе проходят очно и дистанционно (онлайн и/или офлайн). 2. Занятия для части группы проходят только очно, для части — только дистанционно (онлайн и/или офлайн).

Без преподавателя (самостоятельно, но с обратной связью от преподавателя) Дистанционное офлайн-обу-чение (самостоятельное обучение с использованием LMS-платформы и с обратной связью от преподавателя)

тами в аудитории при смешанном формате (раздельная работа с теми, кто находится в аудитории и с теми, кто занимается онлайн).

3. Кадровые: неготовность некоторых преподавателей к работе в смешанном формате.

Не весь педагогический состав подготовительных отделений имел возможность в сжатые сроки освоить использова-

ние информационно-коммуникационных технологий и пройти курсы повышения квалификации по методике преподавания русского языка и дисциплин в смешанном формате.

Однако трудности испытывают не только преподаватели, но и студенты. Авторами данного исследования в январе 2023 года было проведено два опроса слушателей подготовительных факультетов в

Какие трудности вы испытываете в процессе обучения на подготовительном факультете?

Диаграмма 1. Трудности в процессе обучения на подготовительном факультете

Таблица 2

Результаты первого опроса

№ ответа Вариант ответа Количество ответивших (чел.) Доля (%)

ответ 1 В нашей группе есть студенты, которые учатся онлайн. Это неудобно. 24 21,8%

ответ 2 Мне трудно жить в общежитии. 26 23,6%

ответ 3 Иногда я чувствую себя одиноким / одинокой, мне бывает грустно. 18 16,4%

ответ 4 Мне трудно выполнять задания на LMS-платформе. 46 41,8%

ответ 5 У меня бывают проблемы со здоровьем, но я не знаю, как их решить. 4 3,6%

ответ 6 Я не испытываю никаких трудностей. 30 27,3%

ответ 7 Другое (напишите свой вариант) 6 5,5% • «Всё в порядке. Даже удобно. По-моему, преподаватели эффективно адаптировали программу. Они помогают мне в процессе обучения». • «Мне трудно общаться с русскими студентами». • «Мне скучно, я всё время дома».

пытывают студенты, обучающиеся только дистанционно.

5. Интерпретация полученных результатов

Более 40% студентов отметило, что им было трудно выполнять задания на LMS-платформе (таблица 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из таблицы 3, наибольшие трудности в дистанционном обучении связаны с качеством Интернета (32,8%), с некомфортными условиями, в которых

целях получения обратной связи, их собственной оценки периода обучения с сентября по декабрь 2022 года.

В первом опросе «Трудности в процессе обучения на подготовительном факультете» (диаграмма 1, таблица 2) приняли участие 110 студентов.

Второй опрос «Трудности дистанционного обучения» (диаграмма 2, таблица 3), в котором приняли участие 118 студентов, проводился в целях получения информации о том, какие именно трудности ис-

Какие трудности Вы испытываете в процессе дистанционного обучения? Диаграмма 2. Трудности дистанционного обучения

Таблица 3

Результаты второго опроса

№ ответа Вариант ответа Количество ответивших (чел.) Доля (%)

ответ 1 Плохо работает Интернет. 38 32,8%

ответ 2 У меня нет ноутбука / планшета / компьютера, только телефон. 28 24,1%

ответ 3 У меня нет русской клавиатуры, я не могу печатать по-русски. 8 6,9%

ответ 4 Я не знаю, как пользоваться LMS, программами Zoom, Skype и др. 8 6,9%

ответ 5 Я не могу спокойно заниматься дома. 34 29,3%

ответ 6 Я часто плохо себя чувствую: болят глаза, болит спина, быстро устаю и др. 30 25,9%

ответ 7 Онлайн-уроки скучные, неинтересные и плохо организованные. 24 20,7%

ответ 8 Мне трудно общаться с преподавателем и студентами онлайн. 34 29,3%

ответ 9 Я не испытываю никаких трудностей в онлайн-обучении. 24 20,7%

ответ 10 Другое (напишите свой вариант) 2 1,7% • «Всё идет хорошо от начала до конца». • «Мне не нравится, что не все студенты включают камеру».

проходит онлайн-занятие (29,3%), а также с нехваткой очного общения с преподавателями и одногруппниками (29,3%).

Интересно, что результаты представленных здесь опросов во многом совпадают с результатами национального опроса студентов российских вузов, проведенного Инобр НИУ ВШЭ в период с 25 марта по 3 апреля 2020 года, в котором приняли участие 11,5 тысяч респондентов. Полученные данные опубликованы в аналитическом докладе Инобр НИУ ВШЭ «Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии?»6: «Самые распространенные проблемы студентов — нехватка общения с одногруппниками (35%), технические проблемы различного рода и перебои с Интернетом (34%), недостаток очных дискуссий с преподавателями (34%). Кроме того, достаточно распространены такие проблемы, как: сложно сосредоточиться при самостоятельном изучении материала (29%), сложно учиться в домашней обстановке (28%), сложнее задавать вопросы преподавателю (27%), появляется чувство одиночества и изолированности (25%)».

В докладе «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее»7 также отмечается, что «более 40% студентов отмечают нехватку очного общения с преподавателями и сокурсниками как основную сложность организации обучения в дистанционном формате».

Таким образом, технические и социально-психологические аспекты дистан-

6 Институт образования ВШЭ, аналитический доклад «Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии?». URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/26/1551527 214/%D0%A1%D0%90%D0%9E%206(36)_%D1 %8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1 %80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D 0%B9.pdf (дата обращения: 26.02.2023). С. 67.

7 Институт образования ВШЭ, аналитический

доклад «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее». URL: https://www.hse. ru/data/2020/07/06/1595281277/003_%D0%94% D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4. pdf (дата обращения: 26.02.2023). С. 22.

ционного обучения не до конца проработаны. И если технические проблемы рано или поздно удастся устранить, то вопрос, можно ли перенести некоторые социально-психологические аспекты университетской жизни в виртуальную среду, остается открытым. Так, по мнению экспертов и аналитиков Инобр НИУ ВШЭ, «ряд важнейших процессов университетской жизни слабо поддается цифровизации, переносу в виртуальное пространство»8.

6. Выводы по результатам исследования

Итоги работы российских образовательных организаций и в целом системы высшего образования в 2020—2022 годах показали, что разработанные методики, компьютерное и дистанционное сопровождение образовательного процесса, гибкость и креативность каждого отдельного участника образовательного процесса позволили в полном объеме перевести очное обучение в дистанционный формат.

Конечно, использованные механизмы на данном этапе не являются идеальными, часто можно услышать мнение о том, что полностью переходить на дистанционный формат обучения нецелесообразно. Авторы статьи согласны с точкой зрения, что дистанционное обучение не может полностью заменить очное преподавание.

Вместе с тем стоит отметить, что в актуальной геополитической ситуации именно опыт перехода образовательных организаций на дистанционный формат в период пандемии косвенно оказал положительное влияние на сохранение контингента иностранных обучающихся, позволив им начать или продолжить обучение в российских вузах в дистанционном формате.

8 Институт образования ВШЭ, аналитический доклад «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее». URL: https://www.hse. ru/data/2020/07/06/1595281277/003_%D0%94% D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4. pdf (дата обращения: 26.02.2023). С. 7.

Литература

1. Галушко Т.Г. Человеко-ориентированное фиджитал и диджитал образование: цифровиза-ция и гуманизация // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № S2-1 (31). С. 20-23.

2. Добровольская В.В. Уроки дистанционного обучения // Профессорский журнал. Серия: русский язык и литература. 2021. № 2 (6). С. 34-39. DOI: 10.18572/2687-0339-2021-2-34-39.

3. Лаврушина Е.В., Болдина О.О., Быканова О.А., Швед Е.В. К вопросу о популяризации образования на русском в мировом образовательном пространстве: опыт реализации подготовительной программы для иностранных граждан и лиц без гражданства в РЭУ им. Г.В. Плеханова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 1. С. 66-84.

4. Расторгуева М.А. Модель поэтапного формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы с помощью phygital-технологий // Вызовы XXI века : материалы ежегодной студенческой научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня основания Набережночелнинского государственного педагогического университета (г. Набережные Челны, 28 апреля 2020 г.) : сборник научных статей / ответственные редакторы А.Г. Мухаметшин, А.В. Виноградов, Н.М. Асратян, Ю.М. Гари-пова, Р.Ш. Валиева. Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2020. С. 163-165.

Blended Teaching At Preparatory Faculties of Russian Universities: Current State And Prospects

Maria V. Alimova,

Ph.D. in Philology, Senior Lecturer

Russian Language Institute of RUDN University

E-mail: alimova.mv@yandex.ru;

Daria G. Gutorova,

Senior Lecturer

Plekhanov Russian University of Economics

E-mail: dariagut@mail.ru;

Ivanna I. Prokopova,

Ph.D. in Pedagogy,

Associate professor Plekhanov Russian University of Economics

E-mail: prokopova.ivanna@gmail.com

The purpose of the article is to describe the experience of blended teaching of Russian as a foreign language (RFL) at the preparatory faculty on the example of Russian educational institutions of higher education. The authors summarize the practical experience of the general transition of the preparatory faculty to online teaching during the COVID-19 period, as well as a gradual return to the traditional form of teaching the Russian language and subjects in Russian in full-time format. In conclusion, the prospects for the complete transformation of the pre-uni-versity for students from friendly countries are considered.

Key words: blended learning, preparatory departments, education for foreign citizens in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.