Научная статья на тему 'СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ'

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА MOODLE / СЕТЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / BLENDED LEARNING / DISTANCE LEARNING / VIRTUAL PLATFORM MOODLE / NETWORK TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маторина Ирина Николаевна, Нуриева Наиля Сунгатовна

Целью статьи является рассмотрение возможностей смешанного обучения как инструмента оптимизации учебно- воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Актуальность работы заключается в необходимости повышения уровня и эффективности профессиональной подготовки кадров в свете требований общества, отмеченного условиями информатизации всех сфер деятельности человека. Представлен анализ использования сетевых инструментов в условиях дистанционного обучения на примере факультета «Лингвистика» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сделан вывод о разумной интеграции смешанного обучения в традиционный образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLENDED LEARNING AS A MEANS OF OPTIMIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION

The main objective of the paper is to consider the possibilities of Blended Learning Method (BL) as a tool for optimizing the educational process in institutions of higher education. The relevance of the work is the need to improve the level and effectiveness of professional training as a result of the advancement and the use of information technology in all spheres of human activity. The analysis of the use of network tools in distance learning at the Department of Linguistics at Bauman Moscow State Technical University is presented. It is concluded that the reasonable integration of blended learning in the traditional educational process should be implemented.

Текст научной работы на тему «СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Смешанное обучение как средство оптимизации образовательного процесса в вузе

Маторина Ирина Николаевна

Старший преподаватель кафедры английский язык для приборостроительных специальностей Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Irina N. Matorina

Senior Lecturer at the Department of English for Industrial Engineering of Bauman Moscow State Technical University

Нуриева

Наиля Сунгатовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английский язык для приборостроительных специальностей» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Blended learning as a means of optimizing the educational process in higher education

Целью статьи является рассмотрение возможностей смешанного обучения как инструмента оптимизации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Актуальность работы заключается в необходимости повышения уровня и эффективности профессиональной подготовки кадров в свете требований общества, отмеченного условиями информатизации всех сфер деятельности человека. Представлен анализ использования сетевых инструментов в условиях дистанционного обучения на примере факультета «Лингвистика» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сделан вывод о разумной интеграции смешанного обучения в традиционный образовательный процесс.

Ключевые слова и словосочетания: смешанное обучение, дистанционное обучение, виртуальная платформа Moodle, сетевые инструменты.

The main objective of the paper is to consider the possibilities of Blended Learning Method (BL) as a tool for optimizing the educational process in institutions of higher education. The relevance of the work is the need to improve the level and effectiveness of professional training as a result of the advancement and the use of information technology in all spheres of human activity. The analysis of the use of network tools in distance learning at the Department of Linguistics at Bauman Moscow State Technical University is presented. It is concluded that the reasonable integration of blended learning in the traditional educational process should be implemented.

Keywords: blended learning, distance learning, virtual platform Moodle, network tools.

Nailya S. Nurieva

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences at the Department of English for Industrial Engineering of Bauman Moscow State Technical University

e-mail: zhenya48.ru@mail.ru УДК 378.147

Смешанные методы обучения как инновационная деятельность в обеспечении преподавания в высших учебных заведениях привлекают большое внимание современных исследователей. Анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме показал неоднозначность интерпретации понятия «смешанное обучение» (blended learning - BL), вызванного разными трактовками его понимания.

В отличие от других педагогических технологий смешанное обучение не имеет точной даты появления. Исследователи А. Гайнц и К. Проктер определяют его как обучение, основанное на эффективном сочетании различных способов подачи материала, модели или стиля обучения, прозрачности коммуникации между участниками курса [1]. Б. Альбрехт считает, что смешанное обучение объединяет обучение в аудитории с веб-активностью [2]. Дж. Берсин видит, что смешанное обучение - это сочетание различных средств обучения (технологий, мероприятий и типов мероприятий) [3]. По Т. Бендер [4] смешанное обучение способствует росту самостоятельной активности студентов благодаря их технологической подготовке и возможностям асинхронности обучения. Однако, первое определение смешанного обучения как системы, основанной на сочетании очного обучения (лицом к лицу) и обучения компьютерными средствами зафиксировано в книге К. Бонка и К.Грэхема [5].

В нашем понимании смешанное обучение - это методически обоснованное сочетание очной и онлайн форм обучения и каждая из них имеет свои преимущества и недостатки [6]. Очная форма традиционно рассматривается как аудиторное занятие (лекция, семинар) под руководством преподавателя. Онлайн форма имеет два вектора организации учебной коммуникации: посредством платформы дистанционного обучения, например широко применяемой в российских вузах Moodle, либо контакт через сайт университета на персональных страницах преподавателей либо посредством электронной почты (e-mail) или онлайн встреч через Интернет (онлайн семинар, веб-конференция, вебинар). Сущность смешанного обучения, на наш взгляд, заключается в том, что оно является средством реорганизации структуры образования, с одной стороны, и инновационным подходом обеспечения образовательного процесса, с другой, а не дорогостоящим приложением к традиционному обучению. Вслед за Г.И. Рубцовым и Н.В. Панич мы считаем, что смешанное обучение - это форма «организации обучения, в рамках которой традиционная форма в равной пропорции смешивается с дистанционной формой обучения, подразумевающей использование компьютерных технологий и ресурсов сети Интернет для достижения максимальной эффективности обеих форм обучения» [7].

Цель данной работы - проанализировать особенности цифровых образовательных ресурсов и их технологические преимущества как составляющей части смешанного обучения.

Известно, что внедрение новых информационных технологий привнесло значительные изменения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях образования, в том числе профессиональном высшем образовании. Это обстоятельство обусловливает фундаментальное переосмысление формата вузовских курсов в контексте реструктуризации традиционных форм обучения в пользу разумной интеграции онлайн форм. В связи с этим появляется вопрос об определении баланса (соотношения) методически обоснованного сочетания очного и онлайн обучения, где последнее может быть актуализировано разнообразием обучающих элементов, выбор которых обусловлен уникальностью образовательного контекста, т.е. целями и задачами отдельно взятого курса.

В связи с интенсивным развитием информационных технологий за последнее время отмечается смена акцента в обучении. Применение сетевых инструментов, т.е. сетевых «технологий» в построении учебной деятельности, позволяет повысить эффективность освоения дисциплин за счет технологической перспективы. Обзор литературы показывает, что к сетевым инструментам в контексте смешанного обучения относят информационные технологии, обеспечивающие реализацию образовательного процесса как:

1. Виртуальная обучающая среда: свободное веб-приложение с интеграцией сетевых инструментов, одним из которых является система управления обучением (Moodle).

2. Интерактивная обучающая среда: интерактивный контрольно-обучающий комплекс, создаваемый на основе индивидуализации многоуровневого обучения, результативности и открытости.

Сетевые инструменты включают и другие коммуникационные формы применения. К ним относятся: текстовые асинхронные дискуссионные форумы; текстовые синхронные дискуссионные форумы; видео и аудио интернет-ресурсы; социальные сети; сетевые платформы предоставления информации (веб-сайты, учебные пособия по курсу); сетевые инструменты обучения (онлайн-тесты по самооценке).

В практической части нашей работы рассмотрим какие онлайн ресурсы используются на факультете «Лингвистика», осуществляющего обучение иностранным языкам студентов МГТУ им. Н.Э.Баумана. Факультет осуществляет поиск, разработку и внедрение методов достижения позитивного конечного результата образовательного процесса. Одним из таких методов является интеграция смешанного обучения с помощью платформы - Moodle, обеспечивающей реальность дистанционного обучения и преподавания. Так, студенты имеют возможность выполнения заданий по курсу «иностранные языки» на основании получения доступа к данному ресурсу с помощью регистрации. Преподаватель может оценивать задания

Metters of Education and Personnel Training

студентов и следить за их прогрессом. Платформа эффективна при отсутствии студента на занятии и как инструмент для реализации принципа индивидуализации. Организация обучения курсов преподавателями предусматривает следующие формы работы:

а) размещение информации о курсах (текстовые лекции) и / или необходимые учебные мероприятия (онлайн-викторины или дискуссионные группы) на веб-сайте или в системе управления обучением.

б) размещение заданий по названному курсу по четырем аспектам обучения иностранным языкам (говорение, чтение, аудирование, письмо) с использованием видеохостинга Ютуб (You-tube), подкастов и других интернет-ресурсов; размещение тестовых заданий как в соответствии с рабочей программой по направлению подготовки, так и дополнительных информационных материалов, обеспечивающих общеобразовательную подготовку студентов.

в) встроенная система обмена сообщениями, она доступна для отправки сообщений другим студентам учреждения, и даже преподавателям.

г) возможность добавить личное событие в календарь, события в календарь курса.

Платформа разработана с учетом возможности многократного выполнения студентами предлагаемых заданий по удобной для них траектории. Автоматическая система подсчета правильности выполнения учебных и тестовых заданий способствует пониманию студентами объективности своих знаний и способствует развитию учебного «азарта». Платформа предоставляет преподавателям возможности независимого «отслеживания» успешности выполнения заданий, благодаря чему может осуществляться мониторинг эффективности материала и его корректировка, а также определение уровня подготовки студентов в соответствии с балльно-рейтинговой системой, принятой в университете. В условиях дистанционного обучения были задействованы ранее менее активно используемые элементы и ресурсы:

- Wiki - система коллективной работы с документами;

- Опрос - элемент для голосования (определения мнения участников), для выражения своего мнение студентами;

- Форум - инструмент преподавателя для организации асинхронного общения студентов на определённые темы;

- Чат - инструмент для организации синхронного общения в реальном времени.

Ситуация дистанционного обучения, на которое пришлось перейти российским вузам, показала своевременность освоения платформы Moodle преподавателями факультета «Лингвистика». Переход на новый формат обучения в условиях пандемии требует особого отношения к студентам с учетом психологических факторов. Кроме платформы Moodle в дистанционном обучении были использованы платформы для проведения онлайн занятий (Zoom, BigBlueButton, Discord, Google Classroom) и программное обеспечение Skype. Результаты прохождения академического семестра методом опытного наблюдения подтвердили необходимость поддержки открытого и доверительного отношения между участниками образовательного процесса, что достигается благодаря названным онлайн инструментам. Связь преподавателей и студентов в этом случае имеет неограниченный доступ.

По результатам работы нами были сделаны некоторые обобщения полученного опыта. Так, к преимуществам использования онлайн технологий можно отнести следующее:

1. сетевые инструменты (Zoom, Skype, BigBlueButton, Discord, Google Classroom) обеспечивают преподавание техническими условиями для свободного и открытого применения интерактивных методов обучения: составление диалогов, проведение дебатов, переговоров, деловых игр. Возможности использования доски для демонстрации дополнительных текстовых, графических и мультимедийных материалов способствуют психологической разрядке и повышению когнитивного уровня усвоения учебного материала, благодаря его разнообразию, что способствует повышению интереса студентов к учебной деятельности.

2. платформа Moodle как виртуальная система управления обучением позволяет систематизировать многоуровневую подачу материала и обеспечивать интерактивное взаимодействие между участниками учебного процесса, например, на базе студенческих сообществ, созданных с учетом их профессионально-направленных интересов. Платформа при этом позволяет оставить теорию для самостоятельного изучения, на уроке больше уделить внимания практическим навыкам (skills), а не передачи информации.

3. оперативная связь всех участников учебно-педагогического процесса (студент/студент, студент/ преподаватель, студенты/ преподаватель, преподаватель/преподаватель и др.) способствует созданию доброжелательной атмосферы.

4. полученный опыт показал обоснованность проведения лекций, семинаров, контрольно-измерительных

мероприятий посредством сетевых инструментов. Проводилось регулярное обсуждение текущего момента и результатов работы на заседаниях кафедры и в процессе работы методического совета факультета «Лингвистика». Сделан вывод о необходимости более активной интеграции онлайн методов в канву традиционного обучения, т.е. переосмысления и реструктуризации учебного процесса с учетом принципов смешанного обучения.

5. онлайн технологии дают возможность проведения методических объединений, конференций, семинаров по обмену опытом между трудовыми коллективами вузов, институтов, школ с целью совершенствования методов обучения и реализации социальной необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов.

6. сетевые методы обучения раскрыли свои основные достоинства и возможности. Практический аспект применения как названных инструментов, так и других методик, включая веб-квесты и социальные сети, проанализирован и переосмыслен.

Среди трудностей обеспечения смешанного обучения коллективом факультета были отмечены нехватка ресурсов для его стабильного поддержания. Восприятие данного формата образовательного процесса как предоставляющего недостаточную интерактивность является препятствием к развитию необходимого чувства общности его участников как одного из условий эффективности смешанного обучения.

В заключении подчеркнем, что тема настоящей статьи не исчерпывается проведенным исследованием, однако, определенно, что освоение сетевых технологий будет способствовать реструктуризации учебного процесса с учетом смешанной формы обучения. Смешанное обучение рассматривается в контексте благоразумного сочетания с традиционной формой обучения. Комбинация лекционно-семинарских занятий с обучением онлайн позволит студентам рациональнее использовать время на самостоятельную подготовку благодаря удобному режиму выполнения заданий и оперативной обратной связи.

Библиографический список

1. Heinze A. Reflections on the use of blended learning // Education in a Changing Environment conference, University of Salford, Salford, UK, Education Development Unit. 2004 http://www.ece.salford.ac.uk/proceedings/ papers/ah_04.rt

2. Albrect B. Enriching student experience through blended learning // Center for Applied Research: Research Bulletin. 2006. №12. p. 12.

3. Bersin J. The blended learning book: Best practices, proven methodologies and lessons learned // San Francisco, California: Pfeiffer. 2004. P.351.

4. Bender T. Discussion-based online teaching to enhance student learning // Sterling, VA: Stylus Publishing. 2003. P.206.

5. Bonk C. J. Handbook of blended learning // Global Perspectives, local designs // San Francisco, CA : Pfeiffer Publishing, 2006.

6. Долгова Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века // Интерактивное образование. 2017. № 5. С.2-9.

7. Рубцов Г.И. Смешанное обучение: анализ трактовок // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №5 (32). С.102-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.