Научная статья на тему 'Смертный узел: материалы к этнолингвистическому словарю донского казачества'

Смертный узел: материалы к этнолингвистическому словарю донского казачества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / КУЛЬТУРНЫЙ ТЕРМИН / "СМЕРТНЫЙ УЗЕЛ" / "MORTAL KNOT" / TRADITIONAL CULTURE / ETHNO-LINGUISTIC DICTIONARY / THE DON COSSACKS / CULTURAL TERM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мироненко Инна Юрьевна

Статья посвящена характеристике принципов описания в этнолингвистическом словаре такого семиотически значимого для традиционной культуры донских казаков понятия, как «смертный узел». На основе текстов, записанных в этнолингвистичеких экспедициях, автор не только анализирует актуальные для данного культурного термина признаки, но и выявляет его локальную специфику. В результате определяется структура статьи для культурных терминов подобного рода, включающая семантическую и символическую характеристики понятия, сферу функционирования, вторичное ритуальное функционирование предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"MORTAL KNOT": MATERIAL FOR THE ETHNO-LINGUISTIC DICTIONARY OF THE DON COSSACKS

The article characterizes principles underlying ethno-linguistic dictionary presentation of a ";mortal knot", a notion that is semiotically relevant for traditional culture of the Don Cossacks. The author, on the basis of texts recorded in the course of ethno-linguistic expeditions, analyzes both features that are relevant for this cultural term and reveals its local peculiarity. The analysis has resulted in dictionary entry structure for cultural terms of the kind. Dictionary entry should contain semantic and symbolic characteristics of the notion, clues to the sphere of functioning, and to the secondary ritual functioning of the object.

Текст научной работы на тему «Смертный узел: материалы к этнолингвистическому словарю донского казачества»

© 2011

И. Ю. Мироненко

СМЕРТНЫЙ УЗЕЛ: МАТЕРИАЛЫ К ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Статья посвящена характеристике принципов описания в этнолингвистическом словаре такого семиотически значимого для традиционной культуры донских казаков понятия, как «смертный узел». На основе текстов, записанных в этнолингвистичеких экспедициях, автор не только анализирует актуальные для данного культурного термина признаки, но и выявляет его локальную специфику. В результате определяется структура статьи для культурных терминов подобного рода, включающая семантическую и символическую характеристики понятия, сферу функционирования, вторичное ритуальное функционирование предмета.

Ключевые слова: традиционная культура, этнолингвистический словарь, донское казачество, культурный термин, «смертный узел».

Исследования культуры донского казачества и знания о ней показали необходимость создания этнолингвистического словаря донского казачества. Словарь поможет обобщить и систематизировать культурно-языковое наследие субэтноса. Статьи словаря подробно описывают значимые для традиционной культуры донских казаков понятия с учётом их культурной специфики и локальной вариативности (подробнее о принципах и задачах этнолингвистического словаря донского казачества см. [Власкина, Архипенко, Власкина 2009]). Цель данного исследования — представить материалы для словарной статьи «Смертный узел».

Нами был определён план словарной статьи, включающий семантическую и символическую характеристику понятия; характеристику сферы функционирования, т. е. перечень основных обрядовых ситуаций, в которых употребляется данный предмет, и самих совершаемых с ним действий; описание вторичного ритуального функционирования предмета.

Смертный узел — заранее приготовленная и хранящаяся в узле одежда «на смерть», в которую обряжали покойного перед укладыванием в гроб [Толковый словарь http]. Все предметы одежды смертного узла, атрибуты отграничиваются от будничной одежды, становясь отдельной реалией и приобретая знаковые характеристики.

Об этом говорит и этимология лексемы узел, восходящей к праславянскому *VQZUL [Фасмер, 4, 1987: 154], т. е. то, что завязано, отделено, отграничено. В славянской мифологии узел является знаком остановки, закрепления и овладения чем-л., выступает в роли предметного символа, который обладает многозначностью и встречается в различных сферах духовной культуры [Агапкина, Белова 2002: 472-473].

Традиционная картина мира донских казаков представляет собой культурную систему, при которой сохраняются принципы древнего знания об устройстве и судьбах мира. Выражать содержание традиционной картины мира помогают

Мироненко Инна Юрьевна — старший лаборант кафедры отечественной литературы XX века Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). E-mail: [email protected]

особые знаки, которые наделены дополнительной культурной семантикой, то есть получают особую «культурную отмеченность» в верованиях и представлениях. Они складываются в иерархически организованную систему культурных кодов, т. е. «вторичных знаковых систем, использующих разные формальные и материальные средства для кодирования одного и того же содержания, сводимого к картине мира, к мировоззрению данного социума» [Виноградова, Толстая 1993: 7].

Вещи как часть ритуального пространства характеризуются среди прочего тем, что они способны «объективировать, представлять в осязаемой, видимой форме <...> идеи, которые не имеют физической субстанции» [Виноградова, Тол -стая 1993: 32].

Одежда — наиболее семиотизированная подсистема предметного кода культуры, наделённая широким кругом значений и функций. Для культурного кода одежды характерна избирательность (не все предметы и детали одежды получают культурное значение) и различная культурная нагруженность разных предметов одежды. Так, знаковые функции одежды обеспечиваются набором её формальных признаков, из которых в отдельных локальных традициях семантической на-груженностью обладают не все. К культурно релевантным признакам относятся: 1) само наличие — отсутствие одежды; 2) состав предметов; 3) материал и его обработка; 4) цвет; 5) покрой; 6) размер; 7) способ ношения; 8) способ изготовления; 9) принадлежность и предназначение одежды; 10) новизна [Толстая, 3, 2004: 523-524].

Данная статья построена на основе текстов, записанных автором в этнолингвистических экспедициях в Ростовскую и Волгоградскую область от коренных жителей старшего поколения; сбор материала проводится по составленной автором программе «Представления об одежде в духовной культуре донских казаков». Также были использованы материалы архива кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ1.

Основным контекстом символического функционирования вещей является ритуал. Преобразование «вещь — символ» происходит с учётом их внешних характеристик: формы, материала, цвета и др.

В большинстве случаев в состав смертного узла не входила особенная обрядовая одежда, а использовался набор повседневной одежды, наделённый особыми характеристиками, за исключением старообрядческой традиции на Дону. В связи с этим, выделяется два состава смертного узла: 1) собственно православный и 2) старообрядческий.

Состав православного смертного узла: платье, юбка, чулки, тапочки, платок — у женщин, у мужчин — брюки, рубашка или костюм. «И начали иво там купать. А мне гаварять: «Иди там ф шыфанери или ф сундуках там у ниво есть узил-та, ф чем класть, ну узил на смерть фсем завязывають». И у мене, и у дру-гова — у фсех. Там же фсё кладуть: и рубашку, и платью, и юпку, и платок, и крестик — фсё. Иконку, фсё кладёшь ф платок завязываешь. Вот он у мене ф шифанери сколька лет. Вот я там, зафтра памерла, чё класть? Где чё брать?

1 Тексты приводятся в упрощенной орфографической записи, курсивом передается речь информатора, в круглых скобках реплики собирателя. После текстов указывается место записи (область, район, населенный пункт) и место хранения (ПМА — полевые материалы автора; ПМФЭЭЮФУ — полевые материалы фольклорно-этнолингвистической экспедиции ЮФУ).

Узел развизали — там фсё есть. И чулки, и туфли» (полевые материалы автора [далее ПМА], Ростовская обл. [далее РО], Верхнедонской р-н, ст. Казанская).

Одежда наделялась особыми знаковыми характеристиками: 1) новизна — основной признак, на основе которого происходит семиотизация обыденной одежды: «нагатавливали няношыная, чистинькая, новянькая», «ну раньшы да и счас новинькая фсё адивали»; 2) способ приготовления — одежда готовится заранее и по всем правилам, соответствующим живому человеку. В случае неправильного (упрощённого) способа изготовления одежды, лишь имитирующего одежду живого человека (отсутствие пуговиц, крючков и т. п.), покойник жалуется, что её нельзя носить: «Пригатовила плате, сарочку уже лет пять пригатовила, чулки, тапачки, платок и вот сама сибе нидавно думаю. Начнушка мне будит ни гожа. Мала будит. Нада другую шшыть» (ПМА, Волгоградская обл. [далее ВО], Кала-чевский р-н, ст. Пятиизбянская), «У нас плимяница пахаранила бабушку, а у ди-ревни принята у юпки, у блуски. Гаварить: «Дочичка ну я юпку у руках нашу!» — ни ей шили, а ни пугавачки, ни замка, ни крючочка ничиво — я вот юпку у руках нашу. Эта же нада приснилась» (полевые материалы фольклорно-этнолингви-стической экспедиции ЮФУ [далее ПМФЭЭЮФУ], РО, Азовский р-н, ст. Елизаветинская); 3) цвет — одежда может иметь половозрастные различия по цвету: «стариньким тёмная гатовять, а маладым как пасветлей чё-нибуть стараюца адеть» (ПМФЭЭЮФУ, РО, Боковский р-н, х. Грачёв).

Состав смертной одежды зависел от возраста и семейного статуса, в связи с этим происходит изменение в обрядовой одежде незамужних девушек: «В какую одежду одевают умершую молодую девушку? Если девушка маладая не вышла замуж, винец надивають на ней, платя там белая, галубоя, ну как нивесту адивають; Хоть замужняя, хоть низамужняя, у нас такой абычай: если маладая умираит, например девачка, даже винок адивають нивесты и хвату. А женщини абизательно платочик» (ПМФЭЭЮФУ, РО, Боковский р-н, х. Грачёв). Это общеславянская черта, отражающая типологическое родство свадебного и похоронного обрядов как обрядов перехода из одного состояния в другое.

В погребально-поминальном обряде «каждый акт имеет целью обеспечить потребности умерших родственников и всех покойников в целом, чтобы тем самым уберечь живых от грозящих им неприятностей со стороны загробного мира» [Толстая 2000: 14]. Уже при похоронах умерший снабжается необходимой одеждой, в которой ему предстоит пребывать на «том» свете. И здесь мы видим, что по представлениям людей мир «этот» тождествен «тому», т. к. человеку надевают новую одежду с той целью, что там ему придется в ней ходить. Иногда умерший снабжается деньгами и другими нужными ему предметами (старики — тростью, курившие — трубкой и табаком, дети — пелёнками и игрушками и т. д.).

Смертный узел старообрядческого населения имеет особый вид: он включает похоронную обрядовую одежду, отличающуюся по покрою, способу изготовления, цвету — саван (специальный вид одежды, который шился руками из белого материала красной ниткой и состоял из двух частей). Это отражает и особые представления этой части населения Дона о смерти, поскольку одежда отличается от повседневной, не различается по половому признаку.

Традиция хоронить в саване устойчиво сохраняется у казаков-некрасовцев, помимо этого, умершего предварительно облекают в традиционную одежду.

Смертный узел казаков-некрасовцев отличается сложностью состава. Можно выделить две группы вещей: 1) одежда для умершего и необходимые атрибуты; 2) вещи, предназначенные для ритуальной раздачи. В первую группу входит одежда, надеваемая непосредственно на тело (чулки, рубаха, завеска, связка, платок уруменский) и саван. Необходимые атрибуты — красный поясок, крест нательный на красной нитке, лестовка, покрывало. Вещи, предназначенные для ритуальной раздачи — в основном платки.

Так, для погребальной одежды староверов становятся значимыми следующие характеристики: состав одежды — традиционный костюм и особая по виду обрядовая одежда (саван). Её особый статус подчеркивается монофункциональностью, т. е. использованием только в качестве похоронной; новизна; цвет — актуализируются два цвета — красный и белый: саван шьется из белого материала, белые носки / гольфы; при изготовлении савана используются красные нитки, подпоясывают красным поясом и на красную нитку надевают нательный крест; материал и его обработка — изготовление похоронной одежды руками при помощи особого шва, рубаха шьется из одного цвета ткани (ср. будничная или праздничная рубаха в традиционном костюме казачки-некрасовки), за исключением рукавов.

Различный состав одежды подтверждает наличие двух разновидностей похоронного обряда на Дону, обусловленных различиями в картинах мира, в частности представлениях о загробной жизни: 1) новизна становится основным признаком, на основе которого происходит семиотизация обыденной одежды; по этому признаку она противопоставляется бытовой одежде и отражает новый статус умершего; 2) материал и его обработка — признак, который ушел на периферию верований и фиксируется лишь в небольшом количестве текстов: изготовление похоронной одежды руками при помощи особого шва противопоставляет её повседневной одежде; 3) цвет участвует в разграничении возрастного статуса; 4) способ приготовления — похоронная одежда готовится заранее, что также придаёт ей особый семиотический статус.

Таким образом, культурное значение термина смертный узел отражает основные характеристики традиционной культуры донского казачества, которая, с одной стороны, наследует архаические черты восточнославянской культуры, а с другой, — будучи переселенческой, полиэтнической, полиэтноконфессио-нальной и этносословной, формирует ряд отличительных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

Агапкина Т. А., Белова О. В., Толстая С. М. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — 2-е, испр. и доп. изд. — М.: Междунар. отношения, 2002. — 512 с.

Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Символический язык вещей. Веник (метла) в славянских обрядах и верованиях // Балканские чтения-11. — М.: Радикс, 1993. — С. 3-36.

Власкина Т.Ю., Архипенко Н. А., Власкина Н. А. Этнолингвистический словарь Дона: разработка концепции и создание базы данных // ПИФК. Аналитик: тип. МГППК. — 2009. — № 2. — С. 467-470.

Толстая С. М. Мир живых и мир мертвых: формула существования // Славяноведение. — М.: Наука, 2000. — № 6. — С. 14-20.

Толстая С. М. Одежда // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого в 5 т. — М.: Междунар. отношения, 2004. — Т. 3 — С. 523-533.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.