© 2011
И. Ю. Мироненко
СМЕРТНЫЙ УЗЕЛ: МАТЕРИАЛЫ К ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Статья посвящена характеристике принципов описания в этнолингвистическом словаре такого семиотически значимого для традиционной культуры донских казаков понятия, как «смертный узел». На основе текстов, записанных в этнолингвистичеких экспедициях, автор не только анализирует актуальные для данного культурного термина признаки, но и выявляет его локальную специфику. В результате определяется структура статьи для культурных терминов подобного рода, включающая семантическую и символическую характеристики понятия, сферу функционирования, вторичное ритуальное функционирование предмета.
Ключевые слова: традиционная культура, этнолингвистический словарь, донское казачество, культурный термин, «смертный узел».
Исследования культуры донского казачества и знания о ней показали необходимость создания этнолингвистического словаря донского казачества. Словарь поможет обобщить и систематизировать культурно-языковое наследие субэтноса. Статьи словаря подробно описывают значимые для традиционной культуры донских казаков понятия с учётом их культурной специфики и локальной вариативности (подробнее о принципах и задачах этнолингвистического словаря донского казачества см. [Власкина, Архипенко, Власкина 2009]). Цель данного исследования — представить материалы для словарной статьи «Смертный узел».
Нами был определён план словарной статьи, включающий семантическую и символическую характеристику понятия; характеристику сферы функционирования, т. е. перечень основных обрядовых ситуаций, в которых употребляется данный предмет, и самих совершаемых с ним действий; описание вторичного ритуального функционирования предмета.
Смертный узел — заранее приготовленная и хранящаяся в узле одежда «на смерть», в которую обряжали покойного перед укладыванием в гроб [Толковый словарь http]. Все предметы одежды смертного узла, атрибуты отграничиваются от будничной одежды, становясь отдельной реалией и приобретая знаковые характеристики.
Об этом говорит и этимология лексемы узел, восходящей к праславянскому *VQZUL [Фасмер, 4, 1987: 154], т. е. то, что завязано, отделено, отграничено. В славянской мифологии узел является знаком остановки, закрепления и овладения чем-л., выступает в роли предметного символа, который обладает многозначностью и встречается в различных сферах духовной культуры [Агапкина, Белова 2002: 472-473].
Традиционная картина мира донских казаков представляет собой культурную систему, при которой сохраняются принципы древнего знания об устройстве и судьбах мира. Выражать содержание традиционной картины мира помогают
Мироненко Инна Юрьевна — старший лаборант кафедры отечественной литературы XX века Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). E-mail: [email protected]
особые знаки, которые наделены дополнительной культурной семантикой, то есть получают особую «культурную отмеченность» в верованиях и представлениях. Они складываются в иерархически организованную систему культурных кодов, т. е. «вторичных знаковых систем, использующих разные формальные и материальные средства для кодирования одного и того же содержания, сводимого к картине мира, к мировоззрению данного социума» [Виноградова, Толстая 1993: 7].
Вещи как часть ритуального пространства характеризуются среди прочего тем, что они способны «объективировать, представлять в осязаемой, видимой форме <...> идеи, которые не имеют физической субстанции» [Виноградова, Тол -стая 1993: 32].
Одежда — наиболее семиотизированная подсистема предметного кода культуры, наделённая широким кругом значений и функций. Для культурного кода одежды характерна избирательность (не все предметы и детали одежды получают культурное значение) и различная культурная нагруженность разных предметов одежды. Так, знаковые функции одежды обеспечиваются набором её формальных признаков, из которых в отдельных локальных традициях семантической на-груженностью обладают не все. К культурно релевантным признакам относятся: 1) само наличие — отсутствие одежды; 2) состав предметов; 3) материал и его обработка; 4) цвет; 5) покрой; 6) размер; 7) способ ношения; 8) способ изготовления; 9) принадлежность и предназначение одежды; 10) новизна [Толстая, 3, 2004: 523-524].
Данная статья построена на основе текстов, записанных автором в этнолингвистических экспедициях в Ростовскую и Волгоградскую область от коренных жителей старшего поколения; сбор материала проводится по составленной автором программе «Представления об одежде в духовной культуре донских казаков». Также были использованы материалы архива кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ1.
Основным контекстом символического функционирования вещей является ритуал. Преобразование «вещь — символ» происходит с учётом их внешних характеристик: формы, материала, цвета и др.
В большинстве случаев в состав смертного узла не входила особенная обрядовая одежда, а использовался набор повседневной одежды, наделённый особыми характеристиками, за исключением старообрядческой традиции на Дону. В связи с этим, выделяется два состава смертного узла: 1) собственно православный и 2) старообрядческий.
Состав православного смертного узла: платье, юбка, чулки, тапочки, платок — у женщин, у мужчин — брюки, рубашка или костюм. «И начали иво там купать. А мне гаварять: «Иди там ф шыфанери или ф сундуках там у ниво есть узил-та, ф чем класть, ну узил на смерть фсем завязывають». И у мене, и у дру-гова — у фсех. Там же фсё кладуть: и рубашку, и платью, и юпку, и платок, и крестик — фсё. Иконку, фсё кладёшь ф платок завязываешь. Вот он у мене ф шифанери сколька лет. Вот я там, зафтра памерла, чё класть? Где чё брать?
1 Тексты приводятся в упрощенной орфографической записи, курсивом передается речь информатора, в круглых скобках реплики собирателя. После текстов указывается место записи (область, район, населенный пункт) и место хранения (ПМА — полевые материалы автора; ПМФЭЭЮФУ — полевые материалы фольклорно-этнолингвистической экспедиции ЮФУ).
Узел развизали — там фсё есть. И чулки, и туфли» (полевые материалы автора [далее ПМА], Ростовская обл. [далее РО], Верхнедонской р-н, ст. Казанская).
Одежда наделялась особыми знаковыми характеристиками: 1) новизна — основной признак, на основе которого происходит семиотизация обыденной одежды: «нагатавливали няношыная, чистинькая, новянькая», «ну раньшы да и счас новинькая фсё адивали»; 2) способ приготовления — одежда готовится заранее и по всем правилам, соответствующим живому человеку. В случае неправильного (упрощённого) способа изготовления одежды, лишь имитирующего одежду живого человека (отсутствие пуговиц, крючков и т. п.), покойник жалуется, что её нельзя носить: «Пригатовила плате, сарочку уже лет пять пригатовила, чулки, тапачки, платок и вот сама сибе нидавно думаю. Начнушка мне будит ни гожа. Мала будит. Нада другую шшыть» (ПМА, Волгоградская обл. [далее ВО], Кала-чевский р-н, ст. Пятиизбянская), «У нас плимяница пахаранила бабушку, а у ди-ревни принята у юпки, у блуски. Гаварить: «Дочичка ну я юпку у руках нашу!» — ни ей шили, а ни пугавачки, ни замка, ни крючочка ничиво — я вот юпку у руках нашу. Эта же нада приснилась» (полевые материалы фольклорно-этнолингви-стической экспедиции ЮФУ [далее ПМФЭЭЮФУ], РО, Азовский р-н, ст. Елизаветинская); 3) цвет — одежда может иметь половозрастные различия по цвету: «стариньким тёмная гатовять, а маладым как пасветлей чё-нибуть стараюца адеть» (ПМФЭЭЮФУ, РО, Боковский р-н, х. Грачёв).
Состав смертной одежды зависел от возраста и семейного статуса, в связи с этим происходит изменение в обрядовой одежде незамужних девушек: «В какую одежду одевают умершую молодую девушку? Если девушка маладая не вышла замуж, винец надивають на ней, платя там белая, галубоя, ну как нивесту адивають; Хоть замужняя, хоть низамужняя, у нас такой абычай: если маладая умираит, например девачка, даже винок адивають нивесты и хвату. А женщини абизательно платочик» (ПМФЭЭЮФУ, РО, Боковский р-н, х. Грачёв). Это общеславянская черта, отражающая типологическое родство свадебного и похоронного обрядов как обрядов перехода из одного состояния в другое.
В погребально-поминальном обряде «каждый акт имеет целью обеспечить потребности умерших родственников и всех покойников в целом, чтобы тем самым уберечь живых от грозящих им неприятностей со стороны загробного мира» [Толстая 2000: 14]. Уже при похоронах умерший снабжается необходимой одеждой, в которой ему предстоит пребывать на «том» свете. И здесь мы видим, что по представлениям людей мир «этот» тождествен «тому», т. к. человеку надевают новую одежду с той целью, что там ему придется в ней ходить. Иногда умерший снабжается деньгами и другими нужными ему предметами (старики — тростью, курившие — трубкой и табаком, дети — пелёнками и игрушками и т. д.).
Смертный узел старообрядческого населения имеет особый вид: он включает похоронную обрядовую одежду, отличающуюся по покрою, способу изготовления, цвету — саван (специальный вид одежды, который шился руками из белого материала красной ниткой и состоял из двух частей). Это отражает и особые представления этой части населения Дона о смерти, поскольку одежда отличается от повседневной, не различается по половому признаку.
Традиция хоронить в саване устойчиво сохраняется у казаков-некрасовцев, помимо этого, умершего предварительно облекают в традиционную одежду.
Смертный узел казаков-некрасовцев отличается сложностью состава. Можно выделить две группы вещей: 1) одежда для умершего и необходимые атрибуты; 2) вещи, предназначенные для ритуальной раздачи. В первую группу входит одежда, надеваемая непосредственно на тело (чулки, рубаха, завеска, связка, платок уруменский) и саван. Необходимые атрибуты — красный поясок, крест нательный на красной нитке, лестовка, покрывало. Вещи, предназначенные для ритуальной раздачи — в основном платки.
Так, для погребальной одежды староверов становятся значимыми следующие характеристики: состав одежды — традиционный костюм и особая по виду обрядовая одежда (саван). Её особый статус подчеркивается монофункциональностью, т. е. использованием только в качестве похоронной; новизна; цвет — актуализируются два цвета — красный и белый: саван шьется из белого материала, белые носки / гольфы; при изготовлении савана используются красные нитки, подпоясывают красным поясом и на красную нитку надевают нательный крест; материал и его обработка — изготовление похоронной одежды руками при помощи особого шва, рубаха шьется из одного цвета ткани (ср. будничная или праздничная рубаха в традиционном костюме казачки-некрасовки), за исключением рукавов.
Различный состав одежды подтверждает наличие двух разновидностей похоронного обряда на Дону, обусловленных различиями в картинах мира, в частности представлениях о загробной жизни: 1) новизна становится основным признаком, на основе которого происходит семиотизация обыденной одежды; по этому признаку она противопоставляется бытовой одежде и отражает новый статус умершего; 2) материал и его обработка — признак, который ушел на периферию верований и фиксируется лишь в небольшом количестве текстов: изготовление похоронной одежды руками при помощи особого шва противопоставляет её повседневной одежде; 3) цвет участвует в разграничении возрастного статуса; 4) способ приготовления — похоронная одежда готовится заранее, что также придаёт ей особый семиотический статус.
Таким образом, культурное значение термина смертный узел отражает основные характеристики традиционной культуры донского казачества, которая, с одной стороны, наследует архаические черты восточнославянской культуры, а с другой, — будучи переселенческой, полиэтнической, полиэтноконфессио-нальной и этносословной, формирует ряд отличительных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА
Агапкина Т. А., Белова О. В., Толстая С. М. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — 2-е, испр. и доп. изд. — М.: Междунар. отношения, 2002. — 512 с.
Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Символический язык вещей. Веник (метла) в славянских обрядах и верованиях // Балканские чтения-11. — М.: Радикс, 1993. — С. 3-36.
Власкина Т.Ю., Архипенко Н. А., Власкина Н. А. Этнолингвистический словарь Дона: разработка концепции и создание базы данных // ПИФК. Аналитик: тип. МГППК. — 2009. — № 2. — С. 467-470.
Толстая С. М. Мир живых и мир мертвых: формула существования // Славяноведение. — М.: Наука, 2000. — № 6. — С. 14-20.
Толстая С. М. Одежда // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого в 5 т. — М.: Междунар. отношения, 2004. — Т. 3 — С. 523-533.