Смертность от рака шейки матки в Омской области
Ключевые слова: рак шейки матки, смертность
Keywords: cervical cancer, mortality
Тасова З.Б.
ФГБОУ «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России 644099, Российская Федерация, г. Омск, Россия, ул. Ленина, д.12 E-mail [email protected]
Cervical cancer mortality in the Omsk region
Tasova Z.B.
Federal state-funded educational institution of health care "Omsk state medical university" of the Ministry
of Health of the Russian Federation
12 Lenin St., Omsk, 644099, Russian Federation
E-mail [email protected]
Цель. Дать оценку смертности от рака шейки матки (РШМ) в Омской области в сравнении со среднероссийскими значениями.
Материалы и методы. На основе массива данных канцер-регистра Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» (БУЗОО «КОД») применены альтернативный, корреляционный (по методу Пирсона) и временной (по методу наименьших квадратов) анализы, вычислялся параметрический критерий (Стьюдента) (различия интерпретировались как статистически значимые при р<0,05). Анализируемый период был ограничен 2007-2017 гг.
Результаты. Социальная значимость онкологических заболеваний определена 2-м (после болезней системы кровообращения) местом по причине смертности населения как в РФ, так и в Омской области. Так, в регионе в 2017 году удельный вес РШМ в структуре смертности среди женщин был почти идентичным среднероссийским значениям и составил 4,7% и 4,8% соответственно и занимал 3-е место в структуре опухолей репродуктивной системы после рака молочной железы и тела матки.
В РФ смертность от РШМ регистрировалась на достаточно стабильных значениях и в целом практически не изменилась (2007 г. — 8,1 на 100 тыс.; 2017-8,23 на 100 тыс., общий прирост составил 4,4%), прогнозируемый показатель сохраняет слабую тенденцию к росту в ближайшем периоде со среднегодовым темпом прироста 0,4%. В Омской области сложилась благоприятная тенденция к снижению смертности от рака шейки матки, несмотря на чередование переломов роста и спада. Так, в 2007 г. показатель был в 1,4 раза ниже среднероссийского (р<0,05), за исследуемый период произошло снижение в 1,5 раза (р<0,05), общая убыль составила 22,8% со среднегодовым темпом 2,1%. Разница между региональным
и российским значениями в завершающем периоде была недостоверной (р>0,05), прогноз к снижению показателя на ближнесрочный период сохраняется.
Важное значение в отношении течения заболевания и продолжительности жизни онкологических больных имеет выявление опухолевых процессов на IV стадии, особенно с учетом визуальной локализации опухоли и отсутствием сложностей при её диагностике. На протяжении анализируемого периода в РФ показатель запущенности РШМ имел практически неизменные значения (2007 г. 9,9%, 2017 г. — 9,3%; темп убыли 5,51%, среднегодовой темп убыли 0,5%), на ближнесрочный период прогнозируется несущественное снижение показателя. В регионе произошли аналогичные изменения в сторону снижения показателя, но процесс протекал более интенсивно (общая убыль = 15,85% со среднегодовым темпом 1,45%), в целом показатель снизился в 1,3 раза с 11,3% в 2007 г. до 8,7% к 2017 г. (р>0,05), с сохранением направленности процесса в ближайшем периоде. Среди жительниц области между показателем смертности и регистрацией РШМ в терминальной стадии установлена прямая сильная корреляционная связь (г=0,95; р=0,0043), однако, по РФ такой связи не обнаружено (р>0,05).
Выводы. Анализ смертности от РШМ среди жительниц области за 11-летний период выявил более активный процесс снижения смертности по сравнению со среднероссийским показателем. Показатель выявления опухоли на поздней (IV) стадии, несмотря на существенное снижение, может свидетельствовать о несвоевременном обращении женщин и их низкой осведомленности о возможных осложнениях неизлеченного процесса, а также о слабой онкологической настороженности медицинского персонала.
Материалы Первого Международного Форума онкологии и радиологии. Москва, 23-27 сентября 2019 г. 263