Научная статья на тему 'СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ'

СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / СТОИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецова Е.Ю.

В данной статье обсуждается правильность восприятия жизни и что же в ней главное для человека ”Иметь или Быть”. Описывается также то, что душевная потребность в знаниях и понимании для себя жизни, является приоритетной и утоляет эту жажду сильнее, чем материальные и условные излишества, такие как: богатство и власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEATH AS THE PROBLEM HUMAN LIFE

This article discusses the correctness of the perception of life and what is important in it for the person to "Have or Be." It is also described that the spiritual need for knowledge and understanding for oneself of life is a priority and quenches this thirst more than material and conditional excesses, such as: wealth and power.

Текст научной работы на тему «СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

УДК: 128(045)

Кузнецова Е. Ю. студент 2 курса лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет научный руководитель: Кузнецова М.Н., к.филос.н.

доцент, преподаватель кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Аннотация: В данной статье обсуждается правильность восприятия жизни и что же в ней главное для человека "Иметь или Быть ". Описывается также то, что душевная потребность в знаниях и понимании для себя жизни, является приоритетной и утоляет эту жажду сильнее, чем материальные и условные излишества, такие как: богатство и власть. Ключевые слова: Жизнь, смерть, стоицизм, «целое»

Kuznetsova E. Yu. 2courses student, medical faculty Saratov State Medical University Russia, Saratov Scientific adviser: Kuznetsova M.N.

Candidate of Philosophy, Associate Professor Lecturer of the Department of philosophy, Humanities and psychology DEATH AS THE PROBLEM HUMAN LIFE Annotation: This article discusses the correctness of the perception of life and what is important in it for the person to "Have or Be." It is also described that the spiritual need for knowledge and understanding for oneself of life is a priority and quenches this thirst more than material and conditional excesses, such as: wealth and power.

Keywords: life, death, stoicism, "whole"

Тема смерти занимает весьма значительное место в истории философской мысли. В частности, особенно сильно эта проблема волновала представителей философии стоицизма, например, Сенеку. Кроме того, в русской философии, на мой взгляд, весьма обстоятельная концепция была предложена А. Радищевым. Пытаясь найти ответ на вопрос относительно бессмертия души, Радищев выработал собственную программу изучения человека, основанную на трех аспектах: предметный - человек рассматривается как данность, уже сформированная, в отвлечении от изменчивости его реального бытия; функциональный, здесь речь идет об исследовании человеческой деятельности в природе и обществе; историко -генетический, т. е. анализируются этапы жизненного пути человека -«предрождественный», внутриутробное развитие, рождение, становление во

«взрослое состояние», старение - чтобы спрогнозировать его будущее (что будет после смерти?).

Смерть в античности рассматривалась как некое начало, примиряющее всех людей. Более того, именно смерть приводит человека к осознанию истинного смысла бытия, сохраняет его жизнь от пустоты.

Кроме того, осознание смерти дает человеку понимание того, что необходимо жить в согласии с природой. Мудрость человеческой жизни заключается в её выстроенности согласно природному закону и примеру. То есть, блаженная, правильная и разумная жизнь - это «жизнь, сообразная своей природе».

Иными словами, без осознания и понимания высокой сущности смерти человек не может на протяжении всей жизни сохранять полное душевное здоровье. Душа должна обладать такими качествами, как мужество и решительность, терпение, готовность к переменам. Душа заботится о теле, однако не принимает все происходящее с физическим телом очень близко. Представители философии стоицизма считали, что те вещи, благодаря которым жизнь человека становится удобнее и красивее, безусловно, заслуживают внимания, однако преклоняться перед ними нельзя. Смерть помогает человеку отделить истинное от ложного, понять смысл своего существования.

Если мы обретаем покой и свободу, избавляемся от страха и раздражения, страха смерти, не поддаемся на мелкие соблазны и не ищем мимолетных наслаждений, то обретаем радость, причем, радость эта носит ровный и безмятежный характер. Также осознание величия смерти - это есть путь к душевному ладу и величию, которое при этом соединяется с кротостью. Страх смерти является олицетворением душевной слабости, тогда как с душевной слабостью непосредственно связаны дикость и грубость.

Именно такое отношение к смерти было близко Марку Аврелию.

В первую очередь, отметим, что Марку Аврелию была близка именно позиция стоицизма.

Свои взгляды на проблему смерти Марк Аврелий изложил в книге «Наедине с собой. Размышления».

В «Размышлениях» Марк Аврелий перечисляет всё хорошее, чему его научили воспитатели и что ему передали предки. Также он благодарит богов (судьбу) за своё презрение к богатству и роскоши, сдержанность и стремление к справедливости.

Основная задача стоика — «исправлять и образовывать характер», свой собственный, разумеется, остается в центре внимания. Но как ее решать, на какой основе? Ответ усматривается в следующем рассуждении: «В чем твое искусство? В том, чтобы быть хорошим. Но разве достигнешь ты в нем совершенства иначе, нежели с помощью познания, как о природе Целого, так и об особом строе человека». Вот это слово — «Целое», неизменно с прописной буквой, встречающееся почти на каждой странице,

обозначающее нечто запредельное, некую реальность, оно и не позволяет говорить, что учение Марка Аврелия ограничивается этикой. Понять, что означает «Целое», трудно. Определения этого понятия нет, да и быть не может. Из контекста вычитывается следующее. Человек — часть Целого. Каждому достается удел, согласно устройству Целого. Его надо принять без ропота и досады. Целое управляется «семенообразным разумом» (по -гречески — «логос сперматикос»), или природой Целого, к которому возвращается душа после смерти человека. И не собственно душа, а как бы ее материал после того, как сама душа, покинувшая тело и нашедшая на некоторое время прибежище в воздухе, начинает претерпевать изменения, растекается и возгорается. Это происходит аналогично смерти тела, которое, побыв некоторое время в земле и разложившись, освобождает место для других тел. «Семенообразный» означает способный рождать. Целое — предмет наибольших забот богов. Изменение — «излюбленный прием природы Целого». Созидается же все наилучшим. Целое периодически возгорается и возрождается. Стоит ли продолжать выписки? Если слабый проблеск ясности появился, этого достаточно, если не появился, дальнейшие выписки не помогут. Между тем уже ясно одно — учение Марка Аврелия имеет явно выраженное онтологическое, или метафизическое измерение.

Марк Аврелий был убежден, что именно наше восприятие определяет оценочность в отношении любого внешнего явления по принципу пользы или вреда: если человеку дискомфортно, он расценивает явление как негативное, если получает выгоду - считает его позитивным. Так же происходит и с пониманием смерти: считая ее «плохой», человек обедняет само понятие природы - ведь одним из ее законов как раз и является конечность живого. У кого-то это вызывает неприятие и страх, кто -то склонен считать это наказанием, а есть редкие личности, кто спокойно воспринимает даже и собственную грядущую смерть. Все проходит - и условными оказываются и слава, и успех, и лоск, и богатства, и тогда бессмысленно кичиться всем этим, ибо оно преходяще. Настоящее -единственное, что может исчезнуть, кроме этого, у человека нет ничего. Все остальное не является предметом обладания, а значит, и потерять это невозможно. И это действительно так: с ходом времен и истории мы постоянно убеждаемся, что Александра Македонского и простого конюха запросто уравнивает смерть. И если сделать вывод чуть более глубокий, хотя у Аврелия этого и не было, но можно заключить, что смысл смерти состоит в возможности отделить действительно важное от временного, наносного, иллюзорного.

Марк Аврелий в книге "Наедине с собой" пишет: "Боящийся смерти боится или остаться вовсе без ощущений, или получать ощущения иного рода. Но если он будет лишен ощущений, то не будет ощущать никакого зла, если же он приобретает новый вид ощущений, то он станет другим

существом, а его жизнь не прекратится" 90.

Таким образом, через постижение смерти, осознание ее неизбежности и величия человек, как считал Марк Аврелий, постигает смысл бытия. Эта концепция особенно актуальна для современной цивилизации.

Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей. Кроме того, смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция).

В 21 столетии, в современную эпоху в связи с кризисом всей мировой цивилизации в целом проблема осознания смерти и поиска смысла жизни стала крайне актуальной, возможно даже в большей мере, чем раньше. Современная цивилизация пребывает в состоянии переживания «экзистенциального вакуума», «пустоты» (В.Франкл), в связи с чем поиски правильного отношения к смерти и смысла жизни затруднены острыми кризисными явлениями культурного и духовного характера. Разные мыслители, ученые выдвигали свои концепции смысла жизни. В частности, А. Адлер полагал, что нужно преодолеть неполноценность, выработать свой собственный образ и стиль жизни, которые будут приводить человека в состояние гармонии с окружающим миром. А. Маслоу выдвинул концепцию, согласно которой смысл жизни заключается в возможностях «самоактуализации, а В. Франкл полагал, что смысл жизни - это проекция и реализация так называемого «сверхсмысла», интересна и точка зрения К. Обуховского, согласно которой смысл жизни - это для человека его психологическая метапотребность, которая выполняет функцию скрепления и ориентирования его «Я». И все же, возвращаясь к концепции Марка Аврелия, следует признать, что именно осознание неизбежности смерти может дать человеку полноту бытия.

При условии вечности жизни и отсутствия смерти, наверное, жизнь человека была бы лишена этой полноты. Смерть есть обреченность, но она же и дает импульс для личностного самосовершенствования.

Несмотря на разность концепций, практически все едины в том, что осознание смерти в аспекте поиска смысла жизни является основным элементом в системе мотивов человека, этот элемент обеспечивает и направляет деятельность личности, её активность. Иными словами, человек живет, работает, совершенствуется, чтобы подойти к моменту смерти. И смерть эта не должна привести к его полному уничтожению, то есть, человек как личность стремится оставить свой след в земном мире.

Использованные источники: 1. Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. -СПб.: Петрополис, 1997.//

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_22.php

90 Марк Аврелий. Наедине с собой. http://ancientrome.ru/imp/markaur1.htm

2. Марк Аврелий. Наедине с собой. http://ancientrome.ru/imp/markaur1.htm

3. Радищев А. О человеке, его смертности и бессмертии. http://rvb.ru/18vek/radishchev/01text/vol_2/01text/026.htm

УДК 338

Кулик Е.В. студент 4 курса научный руководитель: Герасименко О.А., к.э.н.

доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий

ИМСИТ РФ, г. Краснодар РЕФОРМИРОВАНИЕ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В

РОССИИ

Аннотация: В данной статье рассмотрено реформирование акцизного налогообложения в современных условиях экономических реформ в России. Обоснована необходимость и возможность использования данной группы косвенных налогов для решения задачи пополнения доходной части бюджета без резкого увеличения налоговой нагрузки налогоплательщиков. Дается характеристика современной акцизной системы налогообложения. Приводится поступление акцизов за 2017 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации. Предлагаются возможные ключевые направления реформирования акцизного налогообложения.

Ключевые слова: акцизы, реформирование, концепция, сверхрентабельны, экономика.

Kulik E.V.

4th year student

Academy of marketing and social information technologies (IMSIT)

Krasnodar, Russia Аcademic advisor: Gerasimenko O.A. kand. Econ. Sciences, associate Professor Academy of marketing and social information technologies (IMSIT)

Krasnodar, Russia THE REFORM OF EXCISE TAXATION IN MODERN CONDITIONS OF ECONOMIC REFORMS IN RUSSIA

Abstract: this article discusses the reform of excise taxation in the current conditions of economic reforms in Russia. The necessity and possibility of using this group of indirect taxes to solve the problem of replenishment of the budget revenues without a sharp increase in the tax burden of taxpayers. The characteristic of the modern excise system of taxation is given. The receipt of excise taxes for 2017 in the consolidated budget of the Russian Federation is given. The possible key directions of the excise tax reform are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.