Научная статья на тему 'Смена политического лидерства в Южно-Африканской Республике: на пути к политике нового поколения'

Смена политического лидерства в Южно-Африканской Республике: на пути к политике нового поколения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
299
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ЮЖНАЯ АФРИКА / СИРИЛ РАМАФОСА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АФРИКАНСКИЙ РЕГИОН / REPUBLIC OF SOUTH AFRICA / SOUTH AFRICA / CYRIL RAMAPHOSA / INTERNATIONAL RELATIONSHIPS / AFRICAN REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Логвинов Родион Николаевич

Исследование затрагивает особенности разработки политического курса Южно-Африканской Республики во время переходного периода власти, связанного с приходом в начале 2018 года нового лидера страны Сирила Рамафосы. Автор выявляет тенденции формирования внутриполитического курса страны, развития международных отношений Южной Африки, комплексно изучает эти процессы и определяет взаимосвязь внутриполитической эволюции с направлениями внешнеполитического курса страны. Выстраиваясь как современное исследование в области политологии и международных отношений, работа рассматривает Южно-Африканскую Республику как активно развивающуюся страну-лидера своего геополитического региона, стремящуюся утвердить себя в качестве африканского лидера в целом, который оказывает влияние на мировую политику. Определяя и характеризуя основные направления политики Южно-Африканской Республики во время перехода власти, автор выделяет факторы, влияющие на курс государства. В результате исследования делается заключение о том, что в целом переориентации внешнеполитических предпочтений при новом руководстве не происходит важным курсом для внешней политики страны остается выстраивание прочных отношений с государствами Африки, в частности среди стран южноафриканского региона. Кроме этого Сирил Рамафоса довольно активно поддерживает отношения и с Европейским союзом, и с партнерами группы БРИКС, явно не высказывая предпочтений и стараясь лавировать между интересами всех сторон. Очевидным становится стремление нового президента страны в первую очередь исправить недочеты своего предшественника, а не резко менять внешнеполитический курс, который, скорее всего, не претерпит значительных трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGE OF POLITICAL LEADERSHIP IN THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA: ON THE WAY TO THE POLICY OF NEXT GENERATION

The research deals with the peculiarities of building the political course of the Republic of South Africa during the transitional period associated with the country's new leader, Cyril Ramaphosa. The author shows the trends of building country's political course and the development of international relations in South Africa. The attention is drawn to the relationship between domestic political development and the country's foreign policy. In relation to the study the South Africa is considered as an actively developing country-leader in its geopolitical region that is seeking to establish itself as an African leader in general, influencing world politics. The author defines the main directions of the policy of the Republic of South Africa during the transition period and identifies factors affecting the political course of the state. As a result of the study, it is concluded that the new leadership doesn’t change foreign policy preferences: building relationship with the African state remains an important course for the country's foreign policy. In addition, Cyril Ramaphosa is quite active in maintaining relations with the European Union and with the partners of the BRICS group, clearly not expressing preferences and trying to maneuver between the interests of all parties. The new president is going to correct the shortcomings of his predecessor and is not going to change the foreign policy course.

Текст научной работы на тему «Смена политического лидерства в Южно-Африканской Республике: на пути к политике нового поколения»

110

Наука и образование

Логвинов Р. Н. Смена политического лидерства в Южно-Африканской Республике: на пути к политике нового поколения // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). C. 110-116.

Logvinov R. N. Change of political leadership in the Republic of South Africa: on the way to the policy of next generation. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 3 (84). Pp. 110-116. (In Russ.)

УДК 329(680)"20"

Р. Н. Логвинов

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

Пермь, Россия

СМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: НА ПУТИ К ПОЛИТИКЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Логвинов Родион Николаевич — аспирант кафедры «Политические науки».

E-mail: logvinov321@mail.ru

Исследование затрагивает особенности разработки политического курса ЮжноАфриканской Республики во время переходного периода власти, связанного с приходом в начале 2018 года нового лидера страны — Сирила Рамафосы. Автор выявляет тенденции формирования внутриполитического курса страны, развития международных отношений Южной Африки, комплексно изучает эти процессы и определяет взаимосвязь внутриполитической эволюции с направлениями внешнеполитического курса страны. Выстраиваясь как современное исследование в области политологии и международных отношений, работа рассматривает Южно-Африканскую Республику как активно развивающуюся страну-лидера своего геополитического региона, стремящуюся утвердить себя в качестве африканского лидера в целом, который оказывает влияние на мировую политику.

Определяя и характеризуя основные направления политики Южно-Африканской Республики во время перехода власти, автор выделяет факторы, влияющие на курс государства. В результате исследования делается заключение о том, что в целом переориентации внешнеполитических предпочтений при новом руководстве не происходит — важным курсом для внешней политики страны остается выстраивание прочных отношений с государствами Африки, в частности среди стран южноафриканского региона. Кроме этого Сирил Рамафоса довольно активно поддерживает отношения и с Европейским союзом, и с партнерами группы БРИКС, явно не высказывая предпочтений и стараясь лавировать между интересами всех сторон. Очевидным становится стремление нового президента страны в первую очередь исправить недочеты своего предшественника, а не резко менять внешнеполитический курс, который, скорее всего, не претерпит значительных трансформаций.

Ключевые слова: Южно-Африканская Республика, Южная Африка, Сирил Рамафоса, международные отношения, Африканский регион.

R. N. Logvinov

Perm State University, Perm, Russia

CHANGE OF POLITICAL LEADERSHIP IN THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA: ON THE WAY TO THE POLICY OF NEXT GENERATION

Logvinov Rodion N. — Postgraduate Student at the Department of Political Science.

E-mail: logvinov321@mail.ru

© Логвинов Р. Н., 2019

The research deals with the peculiarities of building the political course of the Republic of South Africa during the transitional period associated with the country's new leader, Cyril Ramaphosa. The author shows the trends of building country's political course and the development of international relations in South Africa. The attention is drawn to the relationship between domestic political development and the country's foreign policy. In relation to the study the South Africa is considered as an actively developing country-leader in its geopolitical region that is seeking to establish itself as an African leader in general, influencing world politics.

The author defines the main directions of the policy of the Republic of South Africa during the transition period and identifies factors affecting the political course of the state. As a result of the study, it is concluded that the new leadership doesn't change foreign policy preferences: building relationship with the African state remains an important course for the country's foreign policy. In addition, Cyril Rama-phosa is quite active in maintaining relations with the European Union and with the partners of the BRICS group, clearly not expressing preferences and trying to maneuver between the interests of all parties. The new president is going to correct the shortcomings of his predecessor and is not going to change the foreign policy course.

Keywords: Republic of South Africa, South Africa, Cyril Ramaphosa, international relationships, African Region.

Президентские перемены в Южно-Африканской Республике (далее — ЮАР) в феврале 2018 года привели к предположениям о том, что регион движется к политике нового поколения, которая более чутко реагирует на необходимость экономических реформ и имеет значительные демократические возможности.

Отставка Зумы может позитивно повлиять и на изменение образа России в глазах южноафриканского общества, который сегодня имеет скорее негативную окраску вследствие дружественных отношений президентов стран — негативное отношение к Зуме перенеслось и на Россию. Смена лидерства полезна для возобновления и развития активного двустороннего сотрудничества между странами, в первую очередь в области энергетики [1].

Большинство населения ЮАР позитивно встретило отставку Зумы в пользу Рамафо-сы, который сначала выиграл борьбу за лидерство в Африканском национальном конгрессе (далее — АНК). Однако, несмотря на это, существуют опасения, что эти перемены не уничтожат существующий патронаж и коррупцию в стране и что в политике нового президента будет столько же преемственности, сколько и новаторства. Кроме того, в настоящее время ЮАР сталкивается с довольно тяжелой социальной и экономической ситуацией. Почти сразу после избрания новый президент отметил, что 2018 год — «это год празднования, но это также год действий, действий, которые начнут трансформировать жизнь нашего народа» [13]. Сирил Рамафоса обнародовал план восстановления экономики, включающий десять основных направлений. Одним из важнейших направлений для него является туризм, который поможет вывести Южную Африку на путь роста [12]. Рамафоса объявил также о назначении президентского экономического консультативного совета. Он обратил внимание на то, что на протяжении многих лет экономика не росла и не создавала рабочих мест такими темпами, как следовало бы. Из достигнутых успехов Рамафоса отметил разве что политическую стабильность.

Безусловно, цели экономического роста и обеспечение стабильного развития экономики и хорошего инвестиционного климата стали важной частью предвыборной риторики. В январе 2019 года президент Рамафоса заявил, что АНК планирует привлечь 1,2 трлн рэндов новых инвестиций в течение следующих пяти лет. Он подчеркнул, что правительство, возглавляемое АНК, примет меры по снижению затрат на ведение бизнеса в стране, повышению производительности и росту конкурентоспособности. «Мы будем реализовывать соглашения, достигнутые на президентском саммите по рабочим местам в прошлом году, путем увеличения местного спроса на товары, увеличения инвестиций в такие сектора, как горнодобывающая промыш-

ленность, обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство, а также расширение экспортных рынков» [3].

По отношению же к Национальному плану развития ЮАР до 2030 Рамафоса высказывается более скептически: «Национальный план развития дает нам лишь общее политическое, социальное и экономическое направление» [14]. Рамафоса прав в том, что документ очень общий (более 500 страниц) и не несет какой-либо конкретики. По мнению некоторых исследователей, ключом к пониманию роли, которую Национальный план развития может сыграть в продвижении Южной Африки вперед, является то, что деловые, трудовые и другие заинтересованные группы с большей вероятностью сочтут план полезным, если конгресс и президент четко определят те разделы, которые они хотели бы видеть выполненными, а затем заставят правительство действовать в соответствии с ними, используя тот факт, что они появляются в документе как рычаги [7].

Еще одной существенной проблемой, с которой столкнулась ЮАР, стал энергетический кризис, связанный с компанией Eskom — основным поставщиком электроэнергии в стране, которая не раз оказывалась в центре коррупционных скандалов, а также допускала перебои в электричестве. При Рамафосе вновь начали возникать споры о будущем компании и ее разделении на несколько частей или приватизации, что вызывает общественный резонанс [6]. Тем не менее налицо энергетический кризис, который не может не отражаться на авторитете АНК и президента в обществе. Этим пользуются и главные конкуренты АНК на политическом поприще: Демократический альянс не упускает возможность покритиковать правящую партию и правительство за неспособность грамотно отреагировать на возникшие трудности в сфере энергетики. Многие их посты в социальной сети «Твит-тер» посвящены и критике президента в этом вопросе: они считают, что Рамафоса не уделяет должного внимания данной проблеме и сам «приложил руку» к этому кризису, будучи еще председателем АНК (к слову, именно неспособность решить «долгоиграющую» проблему демократы ставят в укор Африканскому конгрессу). Твиттер-лента Демократического альянса пестрит критикой АНК. «У нас нет конституционной проблемы, у нас есть проблема АНК» [10], — заявляет лидер альянса Ммьюзи Мейман.

Успешное управление «способным государством», к которому Рамофоса стремится, в значительной степени зависит от небольшого числа союзников-единомышленников (в частности, министра финансов Нхланхла Нене и министра государственных предприятий Правина Гордхана) и неизбежно будет поставлено под угрозу продолжающимся сильным присутствием в государстве и партии тех, кто был близок к Зуме и был глубоко замешан в проекте «захвата государства». Действительно, хотя в кабинет Рамафосы вошли по большей части министры компетентные и честные, однако сохраняющийся политический вес фракции Зумы повлиял на то, что Рамафоса был вынужден назначать и таких министров, которые были печально известны своей репутацией в предыдущей администрации. Наиболее убедительным показателем того, в какой степени Рамафоса ограничен в своих действиях, стало назначение Дэвида Мабузы заместителем президента. До сих пор премьер-министр Мпумаланги Мабуза был замешан в широкомасштабной коррупции и политических убийствах в этой провинции, но именно его поддержка Рамафосы на национальном конгрессе АНК оказалась решающей в обеспечении победы над Дламини-Зума.

С учетом всеобщих выборов в 2019 году Рамафоса, похоже, отдает предпочтение поддержанию единства партии, а не энергичному осуществлению программы реформ. Это подтверждено его заявлением в качестве лидера партии, а не президента, что АНК предан выполнению резолюции Конгресса декабря 2017 года, требующей экспроприации земли без компенсации, чтобы ускорить процесс земельной реформы. Заявление Рамафосы было истолковано как сделанное для обеспечения поддержки сторонников «Борцов за экономическую сво-

боду» Юлия Малема, чья собственная программа была направлена на то, чтобы обойти АНК слева. Однако, поскольку осуществление «экспроприации без компенсации» потребовало бы внесения поправки в конституцию, а также потому, что в средствах массовой информации и деловых кругах это рассматривалось как серьезное нападение на права собственности, данный шаг Рамафосы был истолкован как полностью противоречащий его цели по привлечению 100 млрд долл. международных инвестиций в Южную Африку в течение пяти лет.

Между тем, хотя всё еще существовала значительная поддержка продолжающихся усилий Рамафосы по очистке от наследия Зумы, начали нарастать опасения, что этот проект застопорился перед лицом сопротивления со стороны АНК. Растет убежденность в том, что, хотя сам Рамафоса по-прежнему демонстрирует твердую приверженность реформам, ему не хватает политического влияния, чтобы довести дело до конца. Кроме того, отмечаются и медленные темпы самой программы реформ, которая влияет на ограниченный рост экономики, несмотря на наблюдаемую политическую стабильность в последнее время в Южной Африке, отчасти достигнутую под руководством Сирила Рамафосы [15]. Всё же исследователи прогнозируют рост внутреннего валового продукта (далее — ВВП) на 1,5 % к 2019 году по сравнению с 0,7 % в 2018 году и рецессионную обстановку, несмотря на то, что начальный процент роста предполагался на уровне 1,7 (вероятно, оказала влияние ситуация с Eskom — компания нуждается в крупных вложениях и реформировании). Инфляция прогнозируется на уровне 5,2 % с 4,6 % в 2018 году. На рост ВВП влияние оказала и инвестиционная инициатива президента Рамафосы, которая принесла обещанные инвестиции в размере 300 млрд рэндов [16]. Кроме этого большие усилия новоиспеченного президента направлены на то, чтобы обеспечить население рабочими местами [4], учитывая традиционно высокую безработицу по стране в последние десятилетия.

Несмотря на то что спустя некоторое время после начала реформ ситуация в корне не изменилась, «Рамафоса, безусловно, меняет правила игры», — говорит профессор CSDA Лейла Патель. Она объяснила, что статистика показывает: у общества есть большие надежды на Рамафосу, достаточно сравнить степень доверия граждан к президенту: у бывшего президента Джекоба Зумы оно было очень низким — 26 %, у Рамафосы сейчас 55 % [5].

Судя по всему, в настоящее время приоритеты Рамафосы в улучшении существующей в данный момент политики не предполагают претензий на то, чтобы ЮАР вернула позиции континентального лидера. Пока его президентство не принесло столь ожидаемых и ощутимых изменений во внутренней политике, хотя заметны некоторые изменения, которые могут принести результаты в среднесрочной и долгосрочной перспективах, и после того, как Рамафоса начнет полномасштабную политику после избрания на полноценный президентский срок, можно будет проследить и увидеть последствия принимаемых в настоящее время усилий президента по улучшению социально-экономической и политической ситуации в стране.

Сирилу Рамафосе предстоит предпринять и ряд мер, которые могут способствовать возвращению доверия к Африканскому национальному конгрессу. Очевидно, что череда коррупционных скандалов, а также раздробленность и распри внутри партии сказались на настроениях населения страны. Африканский национальный конгресс показал худшие результаты на выборах 8 мая 2019 года в своей истории, и представительство правящей партии в 400-местной Национальной ассамблее сократилось с 249 до 230 кресел. Примечательно, что ухудшился результат не только Африканского национального конгресса по сравнению с предыдущими выборами (почти на 5 %), но и основной оппозиционной партии ЮАР — Демократического альянса (традиционно считаемой «белой» партией), также потерявшего около 5 % голосов. Однако на этом фоне произошло усиление более радикальных партий — «Борцов за экономическую свободу», которые выступают за конфиска-

цию земель у белых, и ультраправого «Фронта свободы плюс», представляющего интересы белых фермеров-африканеров. Исходя из этого, усилия руководства страны должны быть направлены на недопущение дальнейшей радикализации общества.

На международной арене Сирил Рамафоса, судя по всему, также пока занял выжидающую позицию — очевидно желание проводить многовекторную политику в попытке найти наиболее удобный для ЮАР вариант сотрудничества.

После своего избрания Сирил Рамафоса заявил о своей готовности укреплять отношения между Южной Африкой и другими членами альянса БРИКС, вопреки мнению некоторых экспертов о том, что с приходом к власти Рамафосы сотрудничество ЮАР в рамках БРИКС замедлится из-за тесных связей президента с транснациональным бизнесом [2]. Подтверждает готовность активного сотрудничества ЮАР в рамках БРИКС и тот факт, что в 2018 году Южная Африка уже во второй раз взяла на себя руководство группой БРИКС. Очевидно, что членство ЮАР в группе БРИКС и ее приоритеты носят в первую очередь экономический характер — желание стать «воротами в Африку» для инвестиций от стран-гигантов, а также поиск новых партнеров для экономического и инвестиционного сотрудничества.

Кроме того, Сирил Рамафоса 15 ноября 2018 года выступил на седьмом саммите Европейский союз — Южная Африка в Брюсселе. В своем заявлении он поблагодарил народ Европы и его лидеров за роль, которую они сыграли в деле прекращения апартеида в Южной Африке [17], а также заявил, что он хочет использовать возможности этого саммита, чтобы укрепить связи ЮАР с Европой и заручиться поддержкой Европейского союза (далее — ЕС) в повестке дня в области экономики и развития, поскольку ЕС является крупнейшим торговым партнером Южной Африки и крупнейшим иностранным инвестором [11].

Также ЮАР постоянно подтверждает приверженность интересам Африки в своих внешнеполитических целях, руководство страны во время президентских сроков Джейкоба Зумы утверждало, что «взгляды ЮАР на мир, безопасность и развитие неразрывно связаны с позициями Африки», настаивая на том, что политика Южной Африки будет оставаться «панафриканской» и «афроцентричной» [8]. В настоящее время при руководстве Сирила Рамафосы правительство, судя по всему, намерено продолжать этот внешнеполитический курс, осознавая, что страна не может выжить в изоляции, поскольку ее экономическое развитие и безопасность связаны со стабильностью континента [9].

Вывоз южноафриканского капитала в страны Сообщества развития Юга Африки (далее — САДК) (англ. Southern African Development Community, SADC) приводит к определенной экономической взаимозависимости этих стран. Взаимозависимость является важной предпосылкой для экономической интеграции в рамках САДК. Безусловно, САДК рассматривается ЮАР в качестве инструмента утверждения политического лидерства и усиления позиций страны в Африканском союзе. Однако не только обладание значительными ресурсами и миротворческий потенциал ЮАР помогают в устремлениях страны к региональному лидерству. Значительная роль в этом процессе отводится имиджу государства — приверженца норм панафриканизма и солидарности.

Вообще, место ЮАР в системе международных отношений скорее всего будет постепенно изменяться — страна всё чаще оказывается в положении, в котором трудно, если в принципе возможно, согласовать различные требования, предъявляемые к ней и ее политике в отношении Африки. ЕС ожидает, что ЮАР продолжит занимать место «борца за демократию» и экономические реформы на всем африканском континенте, а коллеги ЮАР из группы БРИКС — что страна отстоит свои позиции и останется однозначным лидером в Африке.

Однако в последние годы у ЮАР появился серьезный конкурент, который может соперничать как за лидерство на африканском континенте, так и за статус «ворот в Африку» для иностранных капиталов: Нигерии удается также предоставлять привлекательный климат для инвестиций, в первую очередь китайских. Одной из причин утраты безусловного лидерства ЮАР являются кризисные ситуации в последние годы (в том числе широкий энергетический кризис) и коррупция, данные о которой быстро распространились по всему миру, что спровоцировало частичный политический кризис: правящий Африканский национальный конгресс с Джейкобом Зумой во главе начали обвинять в «подрыве» государственных институтов с целью защиты и оправдания коррумпированных чиновников и сохранения их у власти, что повлияло на поддержку правящей партии среди населения и доверие к властям со стороны других стран, а продолжающиеся социально-экономические проблемы в стране, в том числе неспособность полностью преодолеть наследие апартеида в неравенстве доходов, имеют такие масштабы, что серьезно ограничивают возможности ЮАР по оказанию помощи другим странам Африки — это сказывается на репутации ЮАР как лидера в регионе.

Понятно стремление нового президента страны Сирила Рамафосы исправить недочеты своего предшественника. Большое внимание в риторике Рамафосы отводится борьбе с коррупцией и возвращению инвестиционной привлекательности страны. Несмотря на некоторые проблемы последних лет, ЮАР в экономическом аспекте, скорее всего, будет еще значительное время доминировать среди стран южноафриканского региона и в условиях глобализации может стать «флагманом» африканского юга, что приведет к усилению влияния Южно-Африканской Республики на африканском континенте, а в дальнейшем повысит значение ЮАР для других государств в мире. Значение инвестиций ЮАР для континента также может возрасти, особенно на волне, с одной стороны, ограниченности западных инвестиций вследствие высоких рисков для бизнеса в некоторых государствах Африки с нестабильной политической системой, а с другой — по причине всё большего ориентирования Китая на внутренний рынок и инвестиции внутри страны. Эти факторы также могут привести к повышению значимости ЮАР в Африке. Кроме того, одной из задач нового руководства страны станет возвращение доверия населения к Африканскому национальному конгрессу, а для этого правящей партии необходимо показать эффективность в решении внутренних вопросов развития страны и последовательность в решении внешнеполитических вопросов.

В целом же Рамафоса не меняет в значительной степени внешнеполитическую стратегию своего предшественника — приоритетом для внешней политики страны остаются выстраивание прочных отношений с государствами Африки, в частности среди стран региона (САДК), между которыми сегодня сформированы и существуют довольно устойчивые экономические связи. Отчасти это обусловлено интересами безопасности государств и защитой своих национальных интересов в мире, а также развитием торговли. Однако продолжается курс на развитие торговых и экономических связей с такими странами, как Индия и Китай — активное сотрудничество в рамках БРИКС имеет место и при новом лидере государства, о чем свидетельствуют успешные саммиты за прошедший год. Очевидно, что способность нового президента справляться с внутриполитическими проблемами напрямую повлияет на успешность выстраивания внешнеполитического курса: если Рамафосе удастся вернуть ЮАР позитивный образ стабильного государства, это качественно повлияет на интерес мирового сообщества к одному из самых сильных африканских игроков.

116

Наука и образование

Библиографический список

1. Архангельская А. Жизнь после Зумы: что ждать России от нового президента ЮАР [Электронный ресурс] // РБК. 2018. URL: https://www.rbc.ru/politics/30/05/2019/5cef2f7c9a794783eb7e9891 (дата обращения: 24.10.2019).

2. Политическая переменная: какие новые лидеры пришли к власти в мире в 2018 году [Электронный ресурс] // RT на русском. 30 декабря 2018 г. URL: https://russian.rt.com/ world/article/588579-novye-lidery-2018-goda-populisty (дата обращения: 24.10.2019).

3. ANC has plan to grow the country's economy — Ramaphosa [Электронный ресурс] // News24. 2019. URL: https://www.news24.com/SouthAfrica/News/anc-has-plan-to-grow-the-countrys-economy-ramaphosa-20190112 (дата обращения: 24.10.2019).

4. Bruce P. Fighting hard to keep out the jobs and skills we need [Электронный ресурс] // Sunday Times. 2019. URL: https://www.timeslive.co.za/sunday-times/opinion-and-analysis/2019-04-07-fighting-hard-to-keep-out-the-jobs-and-skills-we-need/ (дата обращения: 24.10.2019).

5. Coetzee J. Trust in Presidency up, courts and media down [Электронный ресурс] // Mail & Guardian. 2019. URL: https://mg.co.za/article/2019-04-09-trust-in-presidency-up-courts-and-media-down-survey (дата обращения: 24.10.2019).

6. Cyril Ramaphosa's Eskom plan faces blowback [Электронный ресурс] // City Press. 2018. URL: https://city-press.news24.com/News/cyril-ramaphosas-eskom-plan-faces-blowback-20190218 (дата обращения: 24.10.2019).

7. Friedman S. The National Development Plan can be resuscitated [Электронный ресурс] // Mail & Guardian. 2017. URL: https://mg.co.za/article/2017-10-02-the-national-development-plan-can-be-resuscitated-heres-how (дата обращения: 24.10.2019).

8. Government (South African). Building a better world: the diplomacy of ubuntu: white paper on South African foreign policy (final draft) [Электронный ресурс]. 2011. URL: https://www.gov.za/documents/white-paper-south-african-foreign-policy-building-better-world-diplomacy -ubuntu (дата обращения: 24.10.2019).

9. Hamil J. The reality of South Africa's foreign policy under Ramaphosa [Электронный ресурс] // IISS blog. 2019. URL: https://www.iiss.org/blogs/analysis/2019/02/south-africa-foreign-policy-ramaphosa (дата обращения: 24.10.2019).

10. Maimane M. // Twitter. 4.12.2018. URL: https://twitter.com/MmusiMaimane/status/ 1069913167906725889 (дата обращения: 24.10.2019).

11. President Cyril Ramaphosa: South Africa-European Union media briefing [Электронный ресурс] // South African Government. 2018. URL: https://www.gov.za/speeches/cyril-ramaphosa-south-africa-european-union-media-briefing-15-nov-2018-0000 (дата обращения: 24.10.2019).

12. Ramaphosa's 10-point plan to revive SA's economy [Электронный ресурс] // Fin24. 2018. URL: https://www.fin24.com/Economy/ramaphosas-10-point-plan-to-revive-sas-economy-20180216 (дата обращения: 24.10.2019).

13. Ramaphosa: 2018 the year to transform SA economy [Электронный ресурс] // Fin24. 2018. URL: https://www.fin24.com/Economy/ramaphosa-2018-the-year-to-transform-sa-economy-20180211-3 (дата обращения: 24.10.2019).

14. Ramaphosa on The National Development Plan [Электронный ресурс] // African National Congress. 2018. URL: https://www.anc1912.org.za/myanc-ramaphosa-national-development-plan-provides-us-political-social-and-economic-conjecture (дата обращения: 24.10.2019)

15. South Africa's economic forecast for 2019 — and what's driving the rand right now [Электронный ресурс] // Business Tech. 2019. URL: https://businesstech.co.za/news/business/292530/south-africas-economic-forecast-for-2019-and-whats-driving-the-rand-right-now/ (дата обращения: 24.10.2019).

16. South Africa growth revised down to 1.5% in 2019 [Электронный ресурс] // Business Tech. 2019. URL: https://businesstech.co.za/news/budget-speech/300880/south-africa-growth-revised-down-to-1-5-in-2019/ (дата обращения: 24.10.2019).

17. South African President Cyril Ramaphosa addresses the Parliament [Электронный ресурс] // News European Parliament. 2018. URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/headlines/world/ 20181108ST018507/south-african-president-cyril-ramaphosa-addresses-the-parliament (дата обращения: 24.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.