ПРАКТИКА
И ч
ва
ass
sss
ss
s
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
SmartCare -
интеллектуальная система оперативного и эксплуатационного обслуживания
Трудно не согласиться с тем, что за последние годы сетевое оборудование совершенствовалось весьма активными темпами, чего не скажешь о системах оперативного и эксплуатационного обслуживания (О&М). Более того, они становятся сложными и дорогостоящими устройствами, которые ложатся тяжелым бременем на операторов. Подобный дисбаланс в развитии сетевых элементов привел отрасль к необходимости определить пути повышения эффективности систем О&М для обеспечения качественной работы сетей нового поколения. Настало время внедрения в сетевую структуру более точных систем и методов сетевого обслуживания. Только таким образом операторы смогут достичь снижения оперативных затрат (ОРЕХ), удовлетворить запросы пользователя и обеспечить рост доходов операторского бизнеса.
Несоответствие в технологическом уровне между сетевым оборудованием и системой O&M
Широкомасштабная интеграция сетевого оборудования и ^-технологии позволили операторам несколько снизить капитальные (CAPEX) и оперативные (OPEX) затраты. Однако современные ^-технологии создали целый ряд новых проблем оперативного и эксплуатационного обслуживания, которые полностью исключают использование традиционных ключевых индикаторов производительности (Ш), характеризующих качество работы сети. Развертывание хорошо контролируемых, управляемых и качественно обслуживаемых ^-сетей требует от операторов повышения функциональных возможностей их систем O&M.
Тенденция к снижению ARPU, наблюдаемая в процессе смены сетевых технологий, заставляет операторов несколько снизить темпы развития своей оперативной деятельности, чтобы обеспечить
существенное развитие устаревших сетевых подсистем и, прежде всего, тех из них, которые обеспечивают оперативное и эксплуатационное обслуживание сетей.
Объединенная система O&M
Решения, применяемые для повышения эффективности оперативного и эксплуатационного обслуживания базовой сети, обычно включают в себя такие службы, как служба регистрации состояния сети, служба мониторинга сигнальной информации и служба контроля качества передачи по каналам транспортной инфраструктуры сети. Данные решения редко сочетаются с другими предложениями, которые разработаны различными поставщиками для обслуживания своего оборудования и других сетей, таких, например, как беспроводные или транспортные. Поэтому устаревшие технологии не могли обеспечить надежные решения по оперативному и эксплуатационному обслуживанию всего тракта связи (end to end) и, тем более, по обслуживанию комплексной сети.
Платформа поддержки функций O&M
Острая конкуренция на рынке операторских услуг требует использования на сети открытой, высокопроизводительной платформы поддержки, которая обеспечивает хранение больших объемов данных, упрощает развертывание новых услуг и позволяет вести эффективный контроль характеристик и обслуживание функциональности сети. Такая платформа должна позволять оператору регулярно заниматься маркетингом посредством сбора и анализа информации о местоположении пользователей, роде их занятий и предпочтениях в сфере услуг связи. Среди других функций, которые должна выполнять данная платформа, мониторинг сигнальных данных на каналах управления, очистка сети от вирусов, а также идентификация злонамеренных пользователей и выявление мошеннических действий на сети. Наконец, контроль сетевого трафика и качества предоставляемых услуг с помощью этой же платформы может облегчить процессы точного планирования работы
сети и ее оптимизации, а также предсказать структуру трафика в будущем.
Высокоэффективная система O&M SmartCare
Система SmartCare, разработанная китайской компанией Huawei, реализует решения сетевого оперативного и эксплуатационного обслуживания, которые воплощают идею интеллектуального обслуживания (Intelligent Care). В отличие от предыдущих решений O&M, которые ориентировались на оптимизацию характеристик сетевого оборудования, запоминающих устройств и методов передачи информации, система SmartCare реализует функции O&M на всей комплексной сети, что позволяет постепенно наращивать качество восприятия сети пользователем (QoE), то есть дает позитивный опыт работы с пользовательской базой. Как следствие, система SmartCare способна укрепить рыночный бренд оператора и содействовать росту его доходов.
Система SmartCare состоит из трех логических уровней: сбора данных, распределения данных и прикладной уровень. Уровень сбора данных осуществляет сбор текущих данных о сети, включая сигнальную информацию, ведет журналы состояния оборудования и запись работы сетевых служб. Уровень распределения данных осуществляет структурирование и хранение собранной информации и обеспечивает приложения для верхнего уровня системы, включая интерфейсы для просмотра и анализа данных. В свою очередь прикладной уровень обрабатывает сервисные приложения, преобразуя их в форму, удобную для проведения маркетинга, осуществляет планирование и оптимизацию сети, а также устраняет конфликтные и аварийные ситуации.
O&M для опорной и беспроводной сети
Сегодня операторы могут получать статистические данные о работе оборудования отдельно от опорной и беспроводной сети, что реально не отражает ни состояния объединенной сети в целом, ни характера действий в сети пользователя. Например, успешное прохождение
58
ВеК КАЧЕСТВА № 4 • 2011
вызова по опорной сети может свидетельствовать о стандартных параметрах ее каналов, но не может подтвердить нормальное состояние беспроводной сети. В результате может резко снизиться показатель QoE, то есть качество обслуживания пользователя, и возникнет опасность его перехода к другим операторам (эффект churn).
При использовании решений SmartCare функции ведения аппаратных журналов и записи сервисов, предоставляемых пользователю, могут обеспечиваться на основании данных от объединенного сигнального канала беспроводной и опорной сети. При этом оператор получает такие объединенные показатели качества соединения от абонента до абонента, как качество работы системы сигнализации и канала управления, данные об успешном прохождении вызова и коэффициент прерываний соединения. Система O&M на базе решений SmartCare позволяет также лучше понять запросы пользователя и уровень его компетенции в области сетевых услуг для принятия необходимых и согласованных с ним мер по повышению качества абонентского обслуживания.
O&M для опорной и IP-транспортной сети
Транспортная IP-сеть и опорная сеть тесно взаимодействуют между собой. По опорной сети передается сигнальная информация управления сервисами, тогда как транспортная IP-сеть передает цифровую информацию самих сервисов, включая передачу данных, а также потоковую информацию служб радио- и телевещания. Эксплуатационный анализ показывает, что более 80% жалоб на работу опорной сети вызваны на самом деле сбоями в работе транспортной IP-сети. Гибкость сетевой транспортной инфраструктуры усложняет оценку влияния транспортной сети на сбои в работе служб опорной сети. Поскольку и опорная и транспортная IP-сети обслуживается различными подразделениями или даже предприятиями связи, то, как правило, требуется несколько дней, а иногда и месяцев, чтобы определить, что источником сбоев в работе опорной сети являются сбои, возникающие на транспортной IP-сети.
Система SmartCare позволяет на уровне распределения данных осуществлять хранение накопляемых в реальном времени данных о работе транспортной IP-сети, об используемой сетевой топологии, оборудовании и пропускной способности каналов. Данная функциональная возможность системы в сочетании с возможностью визуального отображе-
5
□г
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА
□ с а
ния собранной информации позволяет операторам упростить мониторинг и локализацию сетевых сбоев. Таким образом, объединенная система оперативного и эксплуатационного обслуживания становится инструментом повышения эффективности работы опорной и транспортной сети.
O&M обслуживает оборудование различных производителей
Большинство сетей содержит оборудование, приобретенное операторами как минимум у двух поставщиков. Поставляемые вместе с оборудованием комплексы O&M зачастую становятся источником разочарований операторов, поскольку решение поставщика по оперативному и эксплуатационному обслуживанию рассчитано только на поддержку своих собственных продуктов и не имеет доступа к данным о сети в целом. Поскольку традиционный мониторинг оборудования по сигнальной информации обеспечивает сбор данных о сети на распределенной основе, результаты такого мониторинга могут быть использованы только для локализации отказов и сбоев в работе конкретного оборудования.
Рассматриваемая система позволяет операторам осуществлять сигнальный мониторинг на комплексных трактах, состоящих из участков с различными технологиями передачи (IP, TDM, ATM). По завершении сбора данных и сохранения их в общей базе данных операторы могут получить обобщенную сигнальную информацию о сети в целом. Анализ таких обобщенных данных позволяет реализовать некоторые функции по повышению уровня O&M на всей сети. Эти функции включают в себя получение статистики
по ключевым индикаторам производительности (KPI) сети в целом, локализацию отказов и отслеживание сбоев синхронизации на каналах сети.
Сбор и обработка данных о комплексной сети
Прикладной уровень является верхним уровнем системы SmartCare и состоит из широкого набора приложений, таких как анализ менеджмента, анализ поведения абонента в сети, обслуживание и оптимизация сети, информационная безопасность и идентификация злонамеренных действий на сети. Эти приложения требуют большого объема данных поддержки от всей действующей сети, полученных на определенном интервале времени. Например, часто повторяющиеся, надоедливые отмены вызова, активность пользователя по всей сети могут отслеживаться системой для выявления всякого рода мошеннических действий и принятия ограничительных мер против них. Благодаря значительному упрощению процесса сбора и обработки данных система SmartCare позволяет получить вышеуказанную информацию о всех пользователях сети.
Функции O&M на всем тракте связи в сетях с оборудованием различных поставщиков
Концепция SmartCare была отработана еще на сетях с коммутацией каналов. Однако решение, представленное на рынок и воплощенное в систему SmartCare, сегодня может применяться для выполнения функций O&M на комплексных сетях, включающих беспроводные и опорные сети с TDM и транспортные IP-сети, в которых применяется сетевое оборудование различных производителей. Си-
Тщательный Планирование Общественная Устранение
и точный маркетинг и оптимизация сети безопасность неисправностей
Анализ менеджмента Анализ поведения абонента Мониторинг сети Контроль неразрешенных операций Контроль телефонных вызовов технологии «обратный вызов» (call back) Локализация неисправностей
Планирование и оптимизация сети Контроль частых отмен вызовов Контроль спама Контроль качества обслуживания
Съем данных
Статистика и анализ
Базовая услуга
Объединенная база данных
Сбор внешней Журналы состояния Запись сервиса Сбор показателей Сбор показателей
сигнальной информации оборудования качества сервиса обслуживания
транспортной сети телефонной услуги
Прикладной
уровень
> Уровень распределения данных
} Уровень сбора данных
Архитектура решения втагГСаге - решение, обеспечивающее высокую точность процессов оперативного и эксплуатационного обслуживания
ПРАКТИКА
И ч ва
BSS
BSS
ва
в
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
стема может обслуживать участки сети с коммутацией пакетов, сети, использующие мультимедийную IP-подсистему (IMS), «облачные» компьютерные сети и сети доставки контента (content delivery network - CDN).
Использование O&M в «облачных» компьютерных платформах
В Китае и Индии уже используются вычислительные сети петабайтной производительности. Когда объем данных достигает одного петабайта, что эквивалентно 100 Гбайт, возникают серьезные проблемы для традиционных банков и баз данных. Современные «облачные» компьютерные системы, работающие
на принципах распределенных компьютерных сетей, могут привести в будущем к внедрению в свои сетевые структуры распределительного уровня О&М. Поэтому система БтагГСаге может встраиваться в «облачную» компьютерную платформу для обеспечения хранения больших объемов данных.
Создание приложений посредством комбинации блоков
Архитектура системы БтагГСаге (см. рисунок) содержит относительно простые и полностью отображаемые уровни, которые обеспечивают операторов надежной платформой, реализующей функции О&М.
Внедрив на своей сети решение SmartCare, оператор получает доступ практически ко всем данным сети (в том числе комплексной сети) в реальном масштабе времени и может использовать их в своих целях. Данные, сохраненные на распределительном уровне, могут использоваться операторами и «третьей» стороной при разработке приложений. Используя ту же самую платформу и соответствующие интерфейсы, такие приложения можно легко развертывать в сети и интегрировать с другими приложениями и услугами, что позволит увеличить доходы операторов.
■
По материалам Huawei Technologies
Широкополосная связь
в американской провинции
Политика активного содействия развитию инфраструктуры связи в деловой части Дублина (США, штат Огайо), которую проводит городская администрация, позволила привлечь крупнейшие компании,создать дополнительные рабочие места и предоставить жителям города более широкие возможности доступа к информации и коммуникационным услугам.
В статье, подготовленной по материалам журнала ITU News, анализируется деятельность администрации Дублина, которая позволила этому небольшому американскому городу стать не только лидером в области беспроводной связи среди городов штата Огайо, но и одним из наиболее развитых городов мира в области ИКТ. Причем широкополосный доступ в Интернет имеет не только весь бизнес Дублина, все институты и правительственные учреждения, но и большинство частных домовладений.
недрение инновации и постоянное внимание городского сообщества к развитию ИКТ позволили Дублину в январе 2010 г. завоевать почетное звание одного из семи «Интеллектуальных городских сообществ мира». Оно было присвоено Дублину Форумом интеллектуальных сообществ (Intelligent Community Forum) - международным мозговым центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке, который занимается изучением экономического и социального развития городов в XXI веке.
Дублин получил данную номинацию вместе с Арлингтоном (США), Данди (Шотландия), Эйндховеном (Нидерланды), Оттавой (Канада), Сувоном (Республика Корея) и Таллином (Эстония). Формулировка, с которой Дублину было присвоен этот титул, гласила: «За достижения в области формирования общества, базирующегося на знаниях». В своей ответной речи на торжественной церемонии мэр города г-н Фоглер сказал: «Для нас большая честь оказаться среди мировых лидеров в области развития ИКТ и получить признание за наши усилия по подключению жителей Дублина и его делового сектора к мировой инфраструктуре связи. Место среди семи городов мира, имеющих статус «Интеллектуального городского сообщества», повышает репутацию Дублина как города, имеющего высоко образованную рабочую силу, энергичных предпринимателей и развитую инфраструктуру жизнеобеспечения».
В мае 2010 г. Форум объявил, что среди указанных выше городов корейский
Сувон занял первое место. Мэр Дублина так прокомментировал это событие: «Хотя Дублин самый маленький город среди семи претендентов на высокое звание, тем не менее, наши инициативы в области ИКТ оказались в одном ряду с достижениями крупнейших городов мира».
Сеть Dublink
Дублин встал на путь инфокомму-никационных инноваций с начала либерализации американского телекоммуникационного рынка. Как только «Акт о телекоммуникациях» 1996 г. отменил регулирование телекоммуникационного сектора экономики США, Дублин начал прокладку подземных кабелей, предназначенных для организации на их основе широкополосных сетей. Волоконно-оптическая сеть Dublink была построена в 2009 г. в результате частногосударственного партнерства администрации города с компанией Team Fishel, занимающейся строительством сетей и инсталляцией оборудования. В Дублине данная сеть используется административными службами и офисами, однако ее услуги связи город напрямую не предоставляет другим клиентам. Напротив, он сдает часть сети или часть емкости волоконно-оптических кабелей в аренду частным операторам, точно так же, как это делает Стокгольм (см.: Век качества. 2011. № 1). Администрация Дублина считает, что использование шведского опыта должно обеспечить горожан современными услугами связи и способствовать развитию конкуренции в городском телекоммуникационном секторе.
60
ВЄКІ КАЧЕСТВА № 4 • 2011
а ::::
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ SSG
:::: н
К сети Dublink были подключены такие крупные пользователи, как Национальная страховая компания (5000 служащих), компания Verizon Wireless (более 600 служащих), офисы Департамента страховой медицины штата Огайо, а также крупнейшие больницы штата с численностью персонала, превышающей 300 сотрудников. Широкополосные услуги, организованные на базе ВОЛС, и конкурентные цены обеспечили успех проекту Dublink, гарантировали быструю окупаемость затрат на организацию сети.
Сеть Dublink сделала небольшой американский город лидером в реализации систем «электронного правительства» штата Огайо. Среди услуг, предоставляемых этой системой - интерактивный сервис по обследованию, обмеру и оценке недвижимости; выбор участков под жилищное строительство; онлайновый доступ к заседаниям городских общественных советов; возможность онлайнового запроса различных официальных разрешений. Горожане могут подписаться на получение по электронной почте ежедневной информации по различным специфическим проблемам городского хозяйства.
Создание системы Wi-Fi
В 2006 г. Дублин ввел в строй систему Wi-Fi, которая покрыла площадь в 10 кв. км в центре города, обеспечив пользователям высококачественную телефонную связь, передачу данных и доступ в Интернет. Используя собственные сетевые разработки и технологии компании Cisco Systems при организации беспроводной инфраструктуры системы Wi-Fi, компания DHB Networks построила всю внешнюю часть этой системы и подключила ее к сети Dublink, которая стала для системы Wi-Fi опорной сетью.
Основная цель развертывания системы Wi-Fi на начальном этапе ее создания состояла в повышении общественной безопасности за счет информационной поддержки полицейской службы и других служб экстренной помощи города, а также повышение эффективности работы муниципальных служб. Пункты доступа в сеть размещены на городских зданиях и мачтах уличного освещения, а передача информации осуществляется с помощью мобильных телефонов, телекамер слежения и других абонентских устройств, подключаемых к устройствам сетевого доступа по беспроводным каналам. Кроме того, в сети Wi-Fi используется мобильный маршрутизатор, установленный на мобильном пункте управления, который осуществляет беспроводную передачу и ретрансляцию информации на гибридную сеть города от те-
левизионных камер наблюдения и обеспечивает многостанционный доступ к услуге Интернет-телефонии (VoIP).
Сеть Dublink была расширена с целью подключения к сети города Columbus - столицы штата Огайо, а также к сетям других городов штата. Она также подключена к сети «Академии ресурсов штата Огайо» (OARnet) с целью организации на совместной информационной базе «Центральной поисковой сети» штата (CORN), которая обеспечивает доступ к Суперкомпьютер-ному центру и другим вычислительным ресурсам Дублина - муниципалитетам, медицинским центрам, студиям радиовещания, школам и предприятиям города. Теперь любой горожанин или организация Дублина могут, например, получить онлайновый доступ к центральной электронной библиотеке города, в которой содержится информация о книгохранилищах 70 тыс. библиотек мира.
Следующий этап развития сети Wi-Fi предусматривает дальнейшее ее расширение для покрытия всей территории Дублина. По словам вице-мэра Дублина, с самого начала создания сети цель городской администрации состояла в организации информационнокоммуникационной системы институционального назначения. «Создание системы Wi-Fi должно обеспечить удаленный доступ к информационным и широкополосным телекоммуникационным службам города всем муниципальным органам управления Дублина. Широкополосная связь и широкополосный доступ к информационным системам, как и другие жизненно важные службы общественного значения, исключительно важны для людей в условиях глобальных экономических связей», - сказал вице-мэр.
Достижения в области ИКТ -на службе молодежи
Создавая инфраструктуру будущего, администрация Дублина не забывает о том, что многочисленные преимущества современных широкополосных технологий должны также служить становлению и развитию городской молодежи. Каждый год на сети OARnet организуется мероприятие, которое объединяет детей США и других стран мира в виртуальном пространстве. Организаторы мероприятия ставят своей целью предоставить учащимся начальной и средней школы возможность открытых и свободных коммуникаций друг с другом, обеспечить сотрудничество молодежи и повысить образовательный уровень каждого участника мероприятия с помощью передовых технологий многоточечной видеоконференц-связи. Например, в мероприятии 2010 г. учащиеся школ США и
Словении могли совместно сочинять музыку, несмотря на то что они были разделены географически многими тысячами километров. Другие участники этого мероприятия делали различные презентации, а также отвечали на вопросы виртуальной аудитории по поводу научных проектов, над которыми они работают.
Чтобы вдохновить девочек на выбор научной карьеры и овладение современными технологиями, Суперкомпью-терный центр штата Огайо ежегодно организует так называемый «женский летний институт», к работе в котором привлекаются девочки-подростки 11-13 лет. Мероприятие представляет собой однонедельную программу, включающую в себя практическое освоение новейших компьютерных технологий, позволяющих работать над такими интересными проблемами, как влияние человека на окружающую среду или исследование и сохранение качества воды в замкнутой речной системе.
Администрация Дублина совместно со школами городских районов, колледжами и университетом предпринимает новые инициативы по использованию широкополосных услуг связи для проведения дискуссий между учебными заведениями и бизнесом по проблемам профессионального обучения, повышения и поддержания уровня профессиональной подготовки будущих трудовых ресурсов.
Упомянутый выше Форум интеллектуальных сообществ сыграл важную роль в пропаганде современных достижений в области ИКТ. На своем мероприятии он знакомил участников с лучшими практиками внедрения ИКТ в органы городского управления и в социальную сферу, а также с достижениями наиболее успешных интеллектуальных городских сообществ в ряде стран мира. Форум высоко оценил важную роль Дублина в повышении уровня образования трудоспособной части своего сообщества путем широкого использования ИКТ. В связи с этим один из основателей Форума - Луиз За-харилья сказал: «Семь городов-лидеров 2010 г. продемонстрировали изобретательность как в сфере внедрения новых широкополосных технологий в городское хозяйство, так и в сфере их применения для целей образования. Каждое из семи городских сообществ испытало на себе последствия экономического кризиса, однако они продолжали идти вперед, внедряя широкополосные сети, инновации и экономику, базирующуюся на знаниях. Они достигли больших успехов за счет инвестиций в перспективные исследования и разработки, а также за счет активной поддержки малого бизнеса и промышленных групп, которые продолжают создавать рабочие места». ■
ПРАКТИКА