Научная статья на тему 'СЛУЖИЛЫЕ ЧУВАШИ ЗАКАМЬЯ XVII-XVIII ВВ'

СЛУЖИЛЫЕ ЧУВАШИ ЗАКАМЬЯ XVII-XVIII ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖИЛЫЕ ТАТАРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насыров Рафик Гумерович

Статья посвящается выявлению исторических следов служилых чуваш в зоне наиболее компактного проживания чувашского населения - Закамском регионе Республики Татарстан. В работе приводится значительный объем фактического материала, базирующегося на неопубликованных архивных источниках. Автором определены хронологические рамки переселения служилых чувашей в закамские земли, выявлены места их выхода, выслежены пути дальнейшей миграции. В ходе исследования осуществлена географическая локализация служило-чувашских поселений, изучена этимология их названий. Выявлены факты применения соционима «служилые татары» в отношении этнических чуваш. Статья представляет материал для краеведческих изысканий, написания истории отдельных селений, местностей и административных районов. Идентификация исторических селений служилых чуваш с современными населенными пунктами дает возможность осуществлять более конкретную выборку при проведении этнографических, лингвистических, генетических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE CHUVASHI OF ZAKAM’E IN THE XVII-XVIII CENTURIES

The article is dedicated to the identification of historical traces of the Chuvash servicemen ( Sluzhilye Chuvashi ) in the zone of the most compact residence of the population of the Chuvash, the Kama region of the Republic of Tatarstan. The article contains a significant amount of factual material based on unpublished archival sources. The author also defined the chronological framework of the relocation of the “service Chuvashi ” to Zakamskaya land, the place of their origin and the path of their further migration. In the process of studying the material the author also revealed the geographical localization of the Chuvash villages, learned the etymology of their names and identified some facts of using of social term «sluzhilye Tatars» related to ethnic Chuvash. The article represents a valuable material for local historical research and writing the history of individual villages, districts and administrative areas. The identification of the historical villages of “sluzhilye Chuvashi ” with modern settlements makes it possible to carry out a more specific sample during the ethnographic, linguistic and genetic research.

Текст научной работы на тему «СЛУЖИЛЫЕ ЧУВАШИ ЗАКАМЬЯ XVII-XVIII ВВ»

УДК 94(=512.111)"16/17"(470.41)

СЛУЖИЛЫЕ ЧУВАШИ ЗАКАМЬЯ XVII-XVIII вв. © 2016 г. Р.Г. Насыров

Статья посвящается выявлению исторических следов служилых чуваш в зоне наиболее компактного проживания чувашского населения - Закамском регионе Республики Татарстан. В работе приводится значительный объем фактического материала, базирующегося на неопубликованных архивных источниках. Автором определены хронологические рамки переселения служилых чувашей в закамские земли, выявлены места их выхода, выслежены пути дальнейшей миграции. В ходе исследования осуществлена географическая локализация служило-чувашских поселений, изучена этимология их названий. Выявлены факты применения со-ционима «служилые татары» в отношении этнических чуваш. Статья представляет материал для краеведческих изысканий, написания истории отдельных селений, местностей и административных районов. Идентификация исторических селений служилых чуваш с современными населенными пунктами дает возможность осуществлять более конкретную выборку при проведении этнографических, лингвистических, генетических исследований.

Ключевые слова: Закамье, служилые чуваши, служилые татары, ясачные чуваши.

В социальной иерархии коренных народов Среднего Поволжья ХУ1-ХУШ вв. наиболее значимую позицию занимали представители служилого сословия. При этом доля служилых людей у разных этносов заметно различалась, что было обусловлено особенностями исторического развития. Наибольшее количество служилых было среди мишарского и поволжского тюркского населения. В целом определение образа жизни и социального статуса средневекового человека его сословной принадлежностью способствовало доминированию сословно-корпоративной идентификации и самоидентификации над этнической идентификацией. Данное обстоятельство привело к трансформации этнонима «татар» в соционим еще в эпоху Золотой Орды и постордынских ханств. После завоевания Казанского ханства Московским государством понятие «служилый татарин» стало применяться в отношении всех служилых людей из приволжских народов, как чуваши, марийцы иногда и мордвы, что привлекло внимание исследователей еще в середине XIX в. (О наименовании, 1854).

В подробном исследовании, проведенным известным ученым В. Д. Димитриевым по служилым чувашам, отмечается их незначительная доля в общей массе чувашского народа. По данным за 1625 г. общее количество представителей данной этносоциальной группы составляло всего 222 человека, не считая членов их семей. В 1-й половине XVII в. многие служилые чуваши были переведены на Алатырскую и Карлинскую засечные черты, во 2-й половине XVII в. - на Симбирскую и Карсунскую. К началу XVIII в. их количество заметно увеличилось. По итогам первой подушной переписи к 1723 г. общее количество служилых чувашей Свияжского и Симбирского уездов было 4600 человек мужского пола (Димитриев, 2005, с.53-71). Отсутствие в их среде представителей феодальной элиты доказывает, что они являлись служилыми не «по отечеству», а «по прибору».

На закамских землях первые представители служилых чуваш стали появляться в 60-е гг. XVII в., одновременно с началом заселения региона их ясачными сородичами. Документально известно имя служило-чувашского первопоселенца - это Ижбориска Епашев - эпоним села Иж-Борискино Спасского района РТ. Согласно выписи из раздаточной книгиза 1701 г., это селение было основано в 1661 г. служилым татарином Ижбориской (Яшпориской) Епашевым и ясачным татарином Илмешкой Бекбулатовым «с товарищи» (РГАДА. Ф.1209. Оп. 1. Кн. 1124. Л. 206, 206 об.). При сверке данной информации с подворными списками переписи 1716 г. оказалось, что сыновья Ижбориски записаны как и остальные жители селения чувашами, но учитывались отдельно от ясачных, вместе со служилыми татарами (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 157. Л. 165; Д. 158. Л. 894). В 1772 г. потомки Ижбориски Епашева, распродав свои земельные угодья и мельницу, переселились в служилую чувашскую деревню Ирметьево (современное село Чувашское Урметьево Челно-Вершинского района Самарской области). В купчих грамотах они также указаны как «новокрещены из служилых татар», что для последней трети XVIII в. выглядит явным анахронизмом. Безусловно, это было связано с необходимо-

стью доказательства права на наследство предка, титулованного во владенных документах «служилым татарином» (РГаДа. Ф. 1312. Оп. 2. Д. 1788. Л. 6, 8 об.).

Аналогичную ситуацию можно привести относительно служилого чуваша Чолпанки Иштеря-кова - эпонима села Чулпаново Нурлатского района РТ. В документах за 1695 и 1701 гг. он указан как «конный солдат служилый татарин», а в 1714 г. - «служилым чювашениным». В 1700 г. Чол-панка Иштеряков с товарищами - служилыми татарами и чувашами, выселившись из родной деревни Елаур Симбирского уезда, образовали новое поселение с одноименным названием по речке Темерлик. На этой земле с 1695 г. существовала ясачная чувашская деревня Микушкино. Несмотря на то, что поместная земля служилым была отведена по государевому указу 1696 г., ясачные татары дер. Абдрахманово и чуваши дер. Максимово и Микушкино в результате многолетней судебной тяжбы добились в 1714 г. их выселения из дер. Новый Елаур. Сам Чолпанка Иштеряков с товарищами, видимо, поселился вблизи служило-татарской деревне Моллино (Чулпаново), существовавшей еще с XVII в. (РГАДА. Ф.1209. Оп. 2. Кн. 6568. Л. 301, 308).

При проведении в 1747 г. II подушной переписи в данной округе служилые чуваши учтены в двух селениях. В деревне Ерыклы чуваши (21 душ м.п.) проживали совместно со служилыми татарами (127 душ м.п.). При этом чувашская часть населения проживало здесь еще при I ревизии 1719 г., а татары были переселенцами из Симбирского и Алатырского уездов (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3351. Л. 664 об. - 671). Ерыклинские служилые чуваши, вероятно представляли собой выселенцев из Нового Елаура. Другая деревня под названием Новопоселенное Чолпаново полностью состояла из служилых чуваш (91 душ м.п.). Она образовалась после I ревизии переселенцами из Симбирского уезда, большинство которых были выходцами из селений Елаур и Иртушкино (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3351. Л. 679-688).

К концу XVIII в. на территории нынешнего Нурлатского района служилые чуваши (58 душ) проживали лишь в дер. Малое Чулпаново, Андреевка тоже, образованного рядом с дер.Новопоселенное Чулпаново (НА РТ. Ф. 324. Оп. 740. Д. 348. Л.136 об.). В первой половине XIX в. эти селения в списке населенных мест уже не значатся (Артемьев, 1866, с.166). Судьба их жителей остается неизвестной.

На территории Закамья первым поселением, состоящим полностью из служилых чувашей, стала дер. Бутаево. Её точное место расположения определить не удалось. Вероятнее всего она находилась на месте образованного в 1930-е гг. поселка Бутаиха Нурлатского района РТ. Дер. Бутаево возникла в начале XVIII в. и существовала не более полувека. В 1716 г. она состояла из 4 дворов, где проживали 19 человек (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 157. Л. 284). К 1745 г. количество жителей сохранилось на прежнем уровне. Притом, из первоначального состава населения деревни проживала лишь одна семья, остальные в основном были переселенцами из разных деревень Симбирского уезда (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1148. Л. 606 об. - 607об.).

Несколько закамских селений было основано служилыми чувашами после приписки их к выполнению лашманской повинности. В их числе такие деревни, как Киреметь-30 Дубов, Калмыко-во-Ильмовый Куст, Афунькино, Клементеево, Серюнкино (современные населенные пункты Улья-новка, Старое Ильмово, Чувашское Афонькино Черемшанского района, Клементейкино и Чувашское Сиренькино Альметьевского района РТ).

Селение Киреметь-30 Дубов образовалась на землях, жалованных в 1701 г. служилым татарам - основателям дер. Кадеево. Во время башкирской войны в 1708 г. селение Кадеево было опустошено, после чего его жители разошлись по разным местам (Насыров, 2007, с. 98, 116). Деревня была возрождена лишь в конце 1720-х гг. (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1148. Л. 195 об.). Примерно в те же годы на южной части бывших владений кадеевцев обосновались пришлые служилые чуваши. Несмотря на их самовольное заселение земельных споров между ними и служилыми татарами не возникло (РГАДА. Ф. 1312. Оп. 1. Д. 484. Л. 41). Двойное название новообразованное селение служилых чуваш получило от местного топонима «30 Дубов» и от названия материнской деревни -Старой Киремети. 9 семей первопоселенцев со времен I ревизии по 1735 г. проживали в этой деревне совместно со служилыми татарами, и еще 1 семья - в дер. Демкино. Остальные 18 семей были переселенцами из разных селений Симбирского уезда как Большой Хомодан, Старый, Большой и Верхний Итувар, Старой Чекурской, Благой Ключ и Калмыково (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1148. Л. 291-294 об.).

Одновременно с Киреметью-30 Дубов в соседстве с ней образовалось еще одно служило-чувашское селение - Калмыково-Ильмовый Куст. Большинство основателей деревни были выходцами из селений Старый Ильмовый Куст (27 семей) и Новый Ильмовый Куст (9 семей) Симбир-

184

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА. 2016. № 8

ского уезда, что отразилось и на названии новой родины. 10 семей исходили из деревень Старый Дрожжаной Куст, Дуваново-Дрожжаной Куст, Новой Чекурской и Сазмал того же уезда. Еще 7 семей раньше проживали в служило-татарских деревнях Новое Демкино и Старая Киреметь (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1148. Л. 466-471).

В конце 1740-х гг. большинство населения деревень Киреметь-30 Дубов и Калмыково-Ильмовый Куст подверглись христианизации. Религиозная несовместимость привела к выселение некрещенной части калмыковских чуваш и образованию дер. Новое Калмыково-Ильмовый Куст. Это произошло между 1762 и 1772 гг. (Корсаков, 1908, с. 221). В последней четверти XVIII в. ки-реметские и калмыковские крещеные служилые чуваши были переведены в разряд ясачных (НА РТ. Ф. 324. Оп. 740. Д. 348. Л. 115 об.-116). Причины и последствия этих преобразований пока не совсем ясны. Тем не менее, земельные угодья этих деревень, как и земли русских помещиков и служилых татар, даже в 1840-е гг. относились к категории частновладельческих (НА РТ. Ф. 324. Оп. 735. Д. 697.).

Деревня Клементеево была основана между I и II ревизиями 10 семьями переселенцев из дер. Уби-Начарово Симбирского уезда. Еще 3 семьи прибыли из селений Баишево и Илмели Казанского уезда. Деревня получила название от имени первооснователя служилого чуваша Клементея Полякова (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1221. Л. 380-382 об.).

Некрещеными служилыми чувашами в середине XVIII в. были образованы деревни Афуньки-но и Серюнкино. Названия обеих поселений происходят от собственных чувашских имен. Однако в списках первооснователей этих деревень жители с подобными именами не фигурируют. Вероятно, эти люди были владельцами земель, на которых впоследствии возникли эти селения. Серюнкино основали выходцы из селений Старое и Новое Ильмово Симбирского уезда (Там же. Л. 198199). Афунькино было образовано двумя семьями служилых чуваш, переселившихся из деревни Старой Чекурской Симбирского уезда и служилой татарской деревни Тюгальбаево (Там же. Л. 239-239 об.).

Подводя итоги, отметим, что в количественным отношении служилые чуваши составляли незначительную часть чувашского населения. Они переселились в Закамский регион в основном в первой половине XVIII в. из разных селений Симбирского уезда. В отличие от ясачных соплеменников, прочно обосновавшихся в крае, определенная часть служило-чувашских поселян через некоторое время переселялась за пределы Закамья. Этому способствовало право частной собственности на землю, позволявшее им поиск более выгодных условий проживания. В настоящее время потомки служилых чуваш проживают в 5 закамских населенных пунктах - в Ульяновке, Старом Ильмово, Чувашском Афонькино, Клементейкино и Чувашском Сиренькино.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьев А.И. Казанская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб., 1866. 237 с.

2. Димитриев В. Д. Землевладение служилых чувашей Свияжского уезда в сер. XVII века // Аграрный строй Среднего Поволжья в этническом измерении. М., 2005. С. 53-71.

3. Корсаков Д.А. Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. // ИОАИЭ. - 1908. Т. 18. Вып. 4-6. С. 159-361.

4. Насыров Р.Г. Сельское расселение в Западном Закамье (вторая половина XVI - начало XVIII вв.). Казань. Изд-во Ин-та истории АН РТ, 2007. 239 с.

5. О наименовании встарь чуваш татарами // КГВ. 1854. № 13.

6. НА РТ Ф. 324. Казанская губернская чертежная. Оп. 735. Д. 697. Карта Казанской губернии Чистопольского уезда с обозначением на ней владельческих дач составленная в Казанской губернской чертежной 1843 г. для Казанской губернской посреднической комиссии. Часть 2.

7. НА РТ Ф. 324. Оп. 740. Д. 348. Экономическое описание сел и деревень Чистопольского уезда Казанской губернии.

8. РГАДА. Ф. 350. Ландратские книги и ревизские сказки. Оп. 1.Д. 157. Книга переписная ясачных крестьян (русские, татары, чуваши, мордва) Ногайской дороги Казанского уезда. 1716 г.

9. РГАДА. Ф. 350.Оп. 1.Д. 158. Книга переписная служилых новокрещенов, мурз, татар, чувашей, дворовых людей в дворах мурз Ногайской дороги Казанского уезда. 1716 г.

10. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2.Д. 1148. Книга переписная служилых татар, мари и чувашей, определенных к корабельной работе Алатской, Галицкой, Арской, Зюрейской и Ногайской дорог Казанского уезда. 1748 г.

11. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2.Д. 1157. Книга переписная выбывших после первой ревизии служилых (татар, мордва и чуваш), определенных к «корабельной работе» Татарской слободы г. Казани и Алатской, Га-лицкой, Арской, Зюрейской и Ногайской дорог Казанского уезда. 1748 г.

12. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2.Д. 1221. Сказки о служилых татарах и чувашах Ногайской дороги Казанского уезда. 1762-1772 гг.

13. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3351.Книга переписная купцов г. Ставрополя, однодворцев, дворцовых (чуваши, татары, мордва), монастырских, помещичьих крестьян и государственных, приписанных к Самарскому серному заводу и корабельной работе Ставропольского уезда. 1748 г.

14. РГАДА. Ф.1209. Поместный приказ, Вотчинная коллегия и Вотчинный департамент. Оп. 1. Кн. 1124. Раздаточные книги крестьян (русские, татары, мордва, чуваши) служилым иноземцам в Казанском (по рр. Майна и Утка) и Симбирском уездах раздачи воеводы М.Салова и других лиц. 1698-1701 гг.

15. РГАДА. Ф.1209. Оп. 2. Кн. 6568. Дела старых лет. Казань.

16. РГАДА. Ф.1312. Материалы Генерального и специального межевания Межевой канцелярии и местных межевых учреждений по Казанской губернии. Оп. 1. Д. 484. Дело спорное по Указу Правительствующего Сената о пригороде Билярск. 1769-1779.

17. РГАДА. Ф. 1312.Оп. 2. Д. 1788. Дело спорное села Успенского, Болгары тож, сельца Фадеевки, деревни Янбухтиной, Старых Салман, влдений мурз и служилых татар. 1797 г.

Список сокращений:

ИОАИЭ - Известия Общества археологии, истории и этнографии

КГВ - Казанские губернские ведомости

НА РТ - Национальный архив Республики Татарстан

РГАДА - Российский государственный архив древних актов

R.G. Nasyrov

SERVICE CHUVASHI OF ZAKAM'E IN THE XVII-XVIII CENTURIES

The article is dedicated to the identification of historical traces of the Chuvash servicemen (Sluzhilye Chuvashi) in the zone of the most compact residence of the population of the Chuvash, the Kama region of the Republic of Tatarstan. The article contains a significant amount of factual material based on unpublished archival sources. The author also defined the chronological framework of the relocation of the "service Chuvashf to Zakamskaya land, the place of their origin and the path of their further migration. In the process of studying the material the author also revealed the geographical localization of the Chuvash villages, learned the etymology of their names and identified some facts of using of social term «sluzhilye Tatars» related to ethnic Chuvash. The article represents a valuable material for local historical research and writing the history of individual villages, districts and administrative areas. The identification of the historical villages of "sluzhilye Chuvashf" with modern settlements makes it possible to carry out a more specific sample during the ethnographic, linguistic and genetic research.

Keywords: Zakam'e, service Chuvashi, service Tatars, Yasachnye Chuvashi.

Сведения об авторе:

Насыров Рафик Гумерович - кандидат исторических наук, директор МБОУ «Нижнетатмайнская СОШ» Аксубаевского района РТ (дер. Нижняя Татарская Майна, Республика Татарстан).

Nasyrov Rafik Gumerovich - Candidate of Historical Sciences, Director, Nizhnetatmaynskaya Secondary Educational School (village Nizhnyaya Tatarskaya Maina of the Republic of Tatarstan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.