Научная статья на тему 'Служение ради жизни на земле - исток творчества, путь подвижничества'

Служение ради жизни на земле - исток творчества, путь подвижничества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Служение ради жизни на земле - исток творчества, путь подвижничества»

захаров-арт

И. К. Кучмаева, доктор философских наук, профессор

служение ради жизни на земле исток творчества, путь подвижничества

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв тонко подметил, что в корне слова «подвиг» «застряло» движение: «по-двиг», то есть желание сдвинуть с места что-то косное, неподвижное. Но для того чтобы хоть что-то действительно неподъёмное сдвинуть с места, нужна, как известно со времён Архимеда, не столько сила — личная либо коллективная, грубая физическая либо интеллектуальная, сколько надёжная точка опоры.

Такой опорой для многих из нас служит уверенность в своей правоте. Но это чувство обманчиво, оно почти всегда подтачивается сомнением. В глубине души мы понимаем, что слепая правота — уже и не правота вовсе, а гордыня. Избавиться от сомнений помогают идеи. Если сколько-нибудь образованные люди доверяют в большей степени не себе, а научным идеям, то подавляющее большинство (и образованных, и малообразованных людей) выбирает себе других «наставников» — идеи политические, то есть идеологии. И часто попадают в ловушку: даже самые значимые из идеологий, которые сами себя называют без лишней скромности великими учениями, — всего лишь внешние скрепы духа. Даже тогда, когда идеологии требуют невосполнимых жертв от миллионов людей, они способны к обману, ибо не верны себе самим.

Они видоизменяются, сговариваются между собой за спиной враждующих адептов и сменяют друг друга куда быстрее, чем происходит смена поколений. И потому целые поколения, верой и правдой служившие идеям, в одночасье остаются у разбитого корыта, ощущая себя преданными: разорвав ради идей связь времён, отказавшись от традиций и наследия предков, люди теряют и эту тонкую идейную нить, которая ещё вчера казалась сверхпрочной и якобы надёжно связывала их с будущим. Трудно пережить предательство со стороны великих учений, особенно тогда, когда они теряют всякую связь с реальностью, впадают в неистовство, объединяя людей на час, чтобы поссорить на век.

6

Именно в эти трагические моменты истории так востребованы люди, для которых точка опоры — не гордыня и не заимствованные идеи, а вечно живые духовные основы народной культуры. Но здесь обнаруживается удивительная закономерность. Традиция становится подлинной опорой для немногих — для тех, кто обладает тремя качествами. Во-первых, огромной природной творческой энергией, способной разбудить в вековой традиции её скрытый потенциал. Во-вторых, мужеством, которое даёт силу противостоять и господствующему идолопоклонству, в том числе идеологическому, и общему безволию и безверию, характерному для эпохи гибели великих учений. А в-третьих, верой. Да, самой надёжной опорой духа — духа человека и поколений, соединённых в народ, может быть вера.

Лишь искренняя и чистая вера, открытая тем, кто открыт для Бога, придаёт невиданную мощь слабому человеку, превращая дары свыше — врождённые и благоприобретённые способности — в источник неиссякаемого созидательного творчества, а само творчество в наследие. Отданные людям, реализованные дары творцов — это и есть наше общее наследие: дары подобны рекам, впадающим в океан мирового и национального наследия. Благодаря этому удивительному превращению невозможное становится возможным, а сама жизнь и дело жизни приобретают характер служения, подвижничества. Не случайно подвиг, подвижничество, подвижник — слова одного родового гнезда, чисто русские.

Подвижничество многогранно и многолико — так же, как многогранны дары, таланты. Былины Киевского цикла сохранили память о богатырях — защитниках Отечества земного, которое они не отделяли от Отечества Небесного, ибо знали о том служении, что было уготовано Руси. Вся наша многовековая история — история подвигов, славных деяний предков. В ряду таких деяний — и Куликовская битва под предводительством Дмитрия Донского, и борьба за независимость, которая сплотила общество в 1612 г., и Отечественная война 1812 г., и Великая Победа в незабываемых «сороковых-роковых», когда

защитники Отечества знали: «Бой идёт не ради славы — ради жизни на земле». В этих словах Александра Твардовского скрыта чрезвычайно важная мысль: деяния во славу Отечества земного и Небесного — это не что иное, как сердцевина нашего национального наследия, которая и делает его мировым.

Для того чтобы не предать такое наследие, не разрушить его на новом витке истории, в момент смены поколений, нужны новые деяния и новые деятели — защитники, мыслители, деятели культуры, которым дано и чувствовать, и знать, сколь значимо духовное преемство в жизни народа. А среди них особо востребованы те, кто обладает даром, позволяющим восстановить связь времён, сделать это чувство и знание общедоступными. Доступными и для потомков поколения героев, и для всех наших соседей по планете, кто может без предвзятости понять и принять подвиг самой России — её служение ради жизни на земле...

Что отличало во все времена тех людей, которых мы называем подвижниками Земли Русской? Прежде всего, ясно осознаваемая, действенная любовь к Отечеству, бескорыстие, чувство личного и национального достоинства, честь и честность, справедливость, верность великим христианским заповедям. А кого можно назвать подвижниками в искусстве, что их отличает? Да всё те же высокие чувства и желание своё творчество, этот светлый дар небес, принести на алтарь Отечества. А ещё стремление приобщить ближних и дальних к неизменным нравственным идеалам, сделать лучше, благороднее, чище. У таких подвижников в искусстве нелёгкие судьбы, потому что они бескомпромиссны,

прямодушны, не угождают сильным мира сего.

* * *

Есть ли такие подвижники в искусстве в наше время? Есть, к счастью, хотя их немного. Об одном таком человеке хочется сказать особо. Это наш современник, блистательный хореограф — маэстро Владимир Захаров. В нём гармонично сочетается многое: яркая одарённость; прозорливость и эрудиция учёного — доктора культурологии, академика многих академий,

профессора; талант педагога, взрастившего целую плеяду мастеров хореографии. А ещё его отличает государственный подход к возникающим проблемам — качество, редкое по нашим временам, но необходимое для руководителя.

«Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружён» — эти слова А. С. Пушкина можно отнести к деятельности В. М. Захарова с той лишь поправкой, что Аполлон требует от него ежедневной «священной жертвы», и заботы его постоянны, поглощают всё время и всё существо. Он всегда жертвует собой, своим здоровьем, сжигает себя, хотя этот костёр многим не виден. Подвиг маэстро танца в том, что он осуществил блестящую идею непрерывного хореографического образования, за что был удостоен Государственной Премии Правительства РФ.

Суть этой идеи в том, что хореографическое образование юных дарований, их духовно-нравственное, эстетическое развитие происходит непрерывно — от нежного

младшего школьного возраста до юности, творческой зрелости. Хореографическое училище, вуз (Институт танца), театр танца «Гжель» — это взаимосвязанные звенья одной цепочки. Неустанным трудом педагогов, воспитанников и, конечно, самого В. М. Захарова создаётся то, что мы называем российским хореографическим искусством.

Народная хореография, классический балет, модерн и мюзик-холл — всё то, что кажется, на первый взгляд, несовместимым, у маэстро Захарова органично слито. Здесь им совершены настоящие открытия, значение которых в искусстве невозможно переоценить. Раскрыть и донести до современников огромные богатства, одухотворённость и целомудрие народного хореографического искусства, в котором отражена душа народа — поэта, творца, создателя удивительного мира художественных промыслов. Переложить всё это на язык хореографии, её символическую «лексику» — это ли не подвиг? Возродить классику балета, очистив от

МГАТТ «Гжель». Хореографическая композиция «Мотивы Жостова»

В. М. Захаров, Народный артист России, доктор культурологии, профессор

тех напластований, которые искажают светлый образ русского балета, идти в ногу со временем, не угождая поп-арту, а развивая и обогащая великие традиции отечественного искусства, художественной культуры, — это дело для подвижника.

Огромное количество спектаклей, хореографических новелл, миниатюр, концертных программ создал В. М. Захаров, который по праву носит высокое звание народного артиста России. Его воспитанники стали лауреатами многих престижных международных фестивалей, конкурсов, где они завоёвывали первые места и гран-при. Эстафета искусства, мастерства непрерывна: учащиеся хореографического училища идут вослед студентам Института танца, артистами «Гжели». Мир рукоплещет маэстро Захарову и его ученикам. Легче назвать те страны и континенты, где «Гжели» не было, чем перечислять ту «географию», где наши артисты оставили яркий след.

«Какие у нас красивые, творческие дети», — эти слова с великой гордостью за свои деяния и

8

МГАТТ «Гжель». Хореографическая композиция «Гуси-лебеди»

работу педагогов нередко повторяет сам Захаров. Он никогда не похвалит авансом, только за реальные результаты.

Недавно маэстро поставил балет «Щелкунчик» — одну из вершин классической русской хореографии, и эти слова были сказаны им после спектакля, когда его воспитанники стояли на сцене. Действительно, «Гжель» — это сад, где расцветают юные души, юные таланты.

Увидеть будущие дарования, взрастить, взлелеять их — трудный подвиг. А впереди — другая жемчужина — «Лебединое озеро».

Спектакли блистательны, артисты виртуозны. «Захаровцы» — в постоянном, неустанном творческом поиске, в пути, которому нет конца, как вечно манящему солнечному горизонту.

19 сентября 2013 г. «Гжели» исполняется 25 лет. И в этом же году — 20 лет Институту танца. Это возраст расцвета, время свершений. И все эти годы — четверть века — каждый день и час, В. М. Захаров не оставляет дело своей жизни. Он

творец, богатырь, исполин Искусства, идущий своей непроторённой дорогой борьбы и побед,

преодоления трудностей во имя великой цели.

* * *

Так что же такое — «Захаров-арт»? Если коротко: искусство Захарова. А по сути — это настоящий культурный феномен, целый комплекс взаимосвязанных явлений современной хореографии, где слиты воедино великие, вечно живые традиции русской классики, богатства народной хореографии, аутентичного фольклора и всего того, что определяет образ искусства современного: новаторство без традиций, без опоры на достижения прошлого невозможно. «Захаров-арт» — это и люди, единомышленники, соратники, та команда, которая всецело доверяет своему лидеру и готова идти рядом с ним к новым творческим горизонтам во имя торжества светлых идеалов искусства.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.