Научная статья на тему '«СЛУЖЕНИЕ ЕДИНСТВУ»: КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О ПЕРВЕНСТВЕ НА УНИВЕРСАЛЬНОМ УРОВНЕ'

«СЛУЖЕНИЕ ЕДИНСТВУ»: КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О ПЕРВЕНСТВЕ НА УНИВЕРСАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ / ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ПЕРВЕНСТВО / СИНОДАЛЬНОСТЬ / СОБОРНОСТЬ / ПАПСТВО / I ВАТИКАНСКИЙ CОБОР / II ВАТИКАНСКИЙ CОБОР / СВЯТО-ИРИНЕЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Майнарди Адальберто

Первенство в Церкви на вселенском уровне является ключевым вопросом в современном православно-католическом диалоге. Наиболее перспективным богословским подходом представляется тот, который сочетает историческое и систематическое исследования. Такой подход, например, прослеживается в последних документах официального диалога между Католической и Православной церквами в целом, а также в некоторых региональных (Североамериканская православная католическая консультация) и неофициальных (Свято-Иринейская богословская рабочая группа) богословских диалогах. Настоящая статья следует той же методологии. В первой части рассматриваются основные этапы формирования примата Римского епископа в первом и втором тысячелетиях (Халкидонский собор; Флорентийский собор; I Ватиканский собор); отмечается, что сама идея примата на вселенском уровне по-разному строится на Востоке и на Западе. Во второй части статьи проводится богословский анализ понимания первенства в рамках основополагающей синодальности церкви. В частности, рассматривается развитие католической теологии от II Ватиканского собора до понтификата папы Франциска. В заключении обозначены некоторые характеристики, которыми должно обладать служение ( diakonia ) единства на вселенском уровне: в частности, предпочтение отдается «процедурному подходу», который учитывает предание первого тысячелетия, но в то же время открыт к совершенно новой исторической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SERVING TO UNITY”: HOW TO CORRECTLY RAISE THE QUESTION OF PRIMACY AT THE UNIVERSAL LEVEL

Primacy in the Church at the universal level is the key issue in the current Orthodox-Catholic dialogue. The most promising theological approach seems to be one that combines historical research with systematic investigation. Such is, for example, the approach of the latest documents of the official dialogue between the Catholic Church and the Orthodox Church as a whole, and in some regional dialogues (the North American Orthodox Catholic Consultation) and unofficial theological dialogues (the St Irenaeus Theological Working Group). This article follows the same methodology. In the first part, the main stages in the formation of the primacy of the bishop of Rome in the first and the second millennium are examined (Councils of Calcedonia, Florence, and I Vatican Council). In the first millennium the very idea of primacy at universal level is constructed differently in the East and in the West. In the second part, the article develops a theological analysis of the understanding of primacy within the fundamental synodality of the church. In this respect, the developments in the Catholic theology from the Second Vatican Council to Pope Francis are examined. The conclusion outlines some characteristics that a diakonia of unity at the universal level should take: in particular, a procedural approach is favoured that takes into account the tradition of the first millennium, but at the same time faces a completely new situation.

Текст научной работы на тему ««СЛУЖЕНИЕ ЕДИНСТВУ»: КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О ПЕРВЕНСТВЕ НА УНИВЕРСАЛЬНОМ УРОВНЕ»

Научная статья УДК 261.8+282

DOI: 10.25803/26587599_2022_42_64

А. Майнарди

«Служение единству»: как правильно поставить вопрос о первенстве на универсальном уровне

Майнарди Адальберто, монах, монастырь Челлоле, Сан Джиминьяно, Италия, [email protected]

аннотация: Первенство в Церкви на вселенском уровне является ключевым вопросом в современном православно-католическом диалоге. Наиболее перспективным богословским подходом представляется тот, который сочетает историческое и систематическое исследования. Такой подход, например, прослеживается в последних документах официального диалога между Католической и Православной церквами в целом, а также в некоторых региональных (Североамериканская православная католическая консультация) и неофициальных (Свято-Иринейская богословская рабочая группа) богословских диалогах. Настоящая статья следует той же методологии. В первой части рассматриваются основные этапы формирования примата Римского епископа в первом и втором тысячелетиях (Халкидонский собор; Флорентийский собор; I Ватиканский собор); отмечается, что сама идея примата на вселенском уровне по-разному строится на Востоке и на Западе. Во второй части статьи проводится богословский анализ понимания первенства в рамках основополагающей синодальности церкви. В частности, рассматривается развитие католической теологии от II Ватиканского собора до понтификата папы Франциска. В заключении обозначены некоторые характеристики, которыми должно обладать служение (<Иакота) единства на вселенском уровне: в частности, предпочтение отдается «процедурному подходу», который учитывает предание первого тысячелетия, но в то же время открыт к совершенно новой исторической ситуации.

© Майнарди А., 2022

ключевые слова: теология, экклезиология, православно-католический диалог, первенство, синодальность, соборность, папство, I Ватиканский собор, II Ватиканский собор, Свято-Иринейская богословская рабочая группа

для цитирования: Майнарди А. «Служение единству»: как правильно поставить вопрос о первенстве на универсальном уровне // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 42. С. 64-89. DOI: 10.25803/26587599_2022_42_64.

A. Mainardi

"Serving to unity": how to correctly raise the question of primacy at the universal level

Mainardi A., monk, Monastery of Cellole, San Gimignano, Italy, [email protected]

abstract: Primacy in the Church at the universal level is the key issue in the current Orthodox-Catholic dialogue. The most promising theological approach seems to be one that combines historical research with systematic investigation. Such is, for example, the approach of the latest documents of the official dialogue between the Catholic Church and the Orthodox Church as a whole, and in some regional dialogues (the North American Orthodox Catholic Consultation) and unofficial theological dialogues (the St Irenaeus Theological Working Group). This article follows the same methodology. In the first part, the main stages in the formation of the primacy of the bishop of Rome in the first and the second millennium are examined (Councils of Calcedonia, Florence, and I Vatican Council). In the first millennium the very idea of primacy at universal level is constructed differently in the East and in the West. In the second part, the article develops a theological analysis of the understanding of primacy within the fundamental synodality of the church. In this respect, the developments in the Catholic theology from the Second Vatican Council to Pope Francis are examined. The conclusion outlines some characteristics that a diakonia of unity at the universal level should take: in particular, a procedural approach is favoured that takes into account the tradition of the first millennium, but at the same time faces a completely new situation.

keywords: theology, ecclesiology, Orthodox-Catholic dialogue, primacy, synodality, papacy, First Vatican Council, Second Vatican Council, St Irenaeus Theological Working Group

for citation: Mainardi A. (2022). "'Serving to unity: how to correctly raise the question of primacy at the universal level". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2022, iss. 42, pp. 64-89. DOI: 10.25803/26587599_2022_42_64.

Введение

В XXI в. международный богословский диалог между Католической и Православной церквами выявил проблему взаимоотношений между синодальностью 1 и первенством, как показывают последние документы этого диалога, подписанные в Равенне и в Кьиети [Ravenna; Chieti]. В рамках более общей проблематики соборной природы Церкви необходимо вопрос о примате осмыслить на универсальном уровне. У обеих церквей разные представления относительно необходимости какой-либо формы первенства среди поместных церквей, а также о смысле служения римского епископа. Эта проблема имеет исторический и богословский аспекты. В таком же порядке — исторически и бого-словско-систематически — мы ее будем рассматривать и затем попытаемся предложить возможные пути решения и обозначить перспективы. Мы будем, в частности, опираться на работу, проделанную в ходе подготовки документа «Служение общению: переосмысление связи между первенством и соборностью. Исследование Совместной православно-католической рабочей группы

1. Согласно современным документам Римско-католической церкви, в частности, «Синодальность в жизни и миссии Церкви», «Природа и миссия Церкви. Шаг на пути к совместному заявлению», а также документам II Ватиканского собора, синодальность — это особый «образ жизни и действия Церкви как Народа Божия, который выражает и конкретно осуществляет свою общинную суть в совместном совершении пути, в совместных собраниях и действенном участии всех его членов в миссии евангелизации» [Синодальность]. Понятие «синодальность» очень близко к идее соборности, возникшей в XIX-XX вв. в русской религиозной философии. «Коллегиальность» относится к коллегии (collegium) епископов, т. е. к единству епископов с папой: «Понятие коллегиальности уточняет богословское значение и способ осуществления: а) служения епископов в окормлении вверенной их пастырскому попечению поместной Церкви и б) общения поместных Церквей в лоне единой

и Вселенской Церкви Христовой, посредством иерархического общения коллегии епископов с Епископом Рима» [Синодальность]. Это понятие широко обсуждалось в католическом богословии во время II Ватиканского собора и после собора [Документы, 11, 155, 223]. Термин «консилиар-ность» также близок к понятию соборности: «Консилиарность — это существенная черта жизни Церкви, основанная на общем крещении ее членов (ср. 1 Пет 2:9-10, Еф 4:11-16). <...> В поместной евхаристической общине консилиарность — это полное единство в любви и истине между членами общины и членов — со своим предстоятелем. Это измерение консилиарности присутствует и в более высоких сферах христианского сообщества. Взаимосвязанность жизни Церкви имеет свое выражение и между христианскими сообществами на различных географических уровнях, когда „все и повсюду" связаны со „всеми в каждой точке"» [Природа и миссия Церкви, 21-22]. — Прим. ред.

во имя св. Иринея Лионского» (Грац, октябрь 2018 г.), работа над которым велась в течение 10 лет [Служение общению]. Новизна документа группы св. Иринея заключается как в его методе, так и в содержании. Это не отражение консенсуса, а историческое и богословское исследование того, как на протяжении двух тысячелетий церковной истории формировались и укреплялись синодальная и примациальная формы церковного управления, причем не как альтернативные, а как плодотворно взаимодействующие. Общее исследование группы св. Иринея касается не только первого тысячелетия существования христианства, но и второго, когда церковные разделения уже не могли быть исцелены.

Исторические перспективы

Единство церкви никогда не было монолитным. Как писал Х. Домбуа,

история учит нас, что единство Церкви и одна единобразная Церковь настолько противоречат друг другу, что единообразная Церковь никогда не могла быть образцом для церковного единства [Dombois, 395].

Частая ошибка богословов — проецировать проблемы и видение настоящего на прошлое. Сама идея служения единства на вселенском уровне возникает постепенно и по-разному интерпретируется на Востоке и Западе 2. Как писал историк Р. Ван Дам, «одно из обязательных требований для интерпретации прошлого — забыть о будущем» [Van Dam, 9], иначе говоря, не надо предполагать, что фактический ход событий (например, установление папства в том виде, в котором оно сложилось во втором тысячелетии) был естественным, почти неизбежным историческим итогом (например, развития христианства на Западе). В то же время богословие призвано осмысливать исторические события в свете евангельского откровения, а не наоборот.

Исторически сложилось так, что вероучительные различия между Востоком и Западом были зафиксированы во втором тысячелетии. С точки зрения столь длительной исторической перспективы можно выделить главные этапы формирования Римского примата в первом тысячелетии.

2. См. подробнее в: [Schatz; Se laru, Vlaicu].

Правило 3-е Сердикского собора (Сердика или Сардика, ныне София), созванного императором Константином II в 343 г., подтвердило право любого епископа, лишенного сана собором его провинции, обратиться к епископу Рима, который мог инициировать новый суд:

Если окажется, что один из епископов в каком-либо деле осужден и убежден, что его дело не слабое, а хорошее, так что суд может быть возобновлен снова, если это угодно вашему милосердию (т. е. собору. — А. М.), то давайте почтим память апостола Петра, и пусть те, кто судил, напишут епископу Рима, чтобы со стороны епископов, граничащих с этой епархией, в случае необходимости, было вынесено новое решение, и он (т. е. Римский епископ. — А.М.) представил арбитров. Если же нельзя доказать, что его вопрос таков, что нуждается в пересмотре, тогда то, что было осуждено ранее, не должно быть отменено, но должно оставаться неизменным 3 [Denzinger-Hünermann, n. 133, 71].

Этот канон обратил на себя внимание богословов именно потому, что представляет собой возможное понимание примата Римского епископа, приемлемое и для Востока: не как первенства юрисдикции, как это исторически развивалось и толковалось на Западе, а как способа апелляции. Надо помнить, что в Сердике «явное богословское понимание природы и авторитета соборов только зарождалось» [Hess, 76] и что собор предложил не богословие первенства, а просто способ решения церковных споров.

Хотя Сердикский собор не был принят на Востоке, его правила были позднее упомянуты во 2-м правиле Трулльского (Пято-Шесто-го) собора (691-692 гг.). Благодаря принятию Трулльским собором сердикские правила стали неотъемлемой частью канонического корпуса Православной церкви. Фактически в первом тысячелетии неоднократно имели место апелляции к епископу Рима в догматических и практических вопросах, например, в случае св. Иоанна Златоуста (t 407), св. Кирилла Александрийского (t 444) и св. Фео-дора Студита (t 826). Во втором тысячелетии знаменитый византийский канонист Феодор Вальсамон (ок. 1120-1198 гг.) в своем комментарии к 3-му правилу Сердикского собора признавал право апеллировать к епископу Рима, но с возможностью применения *1 pg 137. этого права к патриарху Константинопольскому *1.

Col.1432-1436 в последние годы ряд православных и католических богосло-

вов указывают на 34-е Апостольское правило, которое вошло

3. Перевод мой. — А. М. вестник свято-филаретобского института. 2022. выпуск 42

в сборник богослужебных и дисциплинарных правил Антиохий-ской церкви, датируемый IV в., как на модель комплексного взаимодействия примациального и коллегиального управления, характеризующего наилучшее осуществление церковной власти. 34-е правило говорит, что «епископы каждого этноса» — предположительно имеется в виду, что каждой государственной провинции — должны признавать власть «того, кто имеет первое место среди них», епископа своей митрополии, и не должны «делать

ничего важного (perittos) без его согласия (gnome)» но что он * CanonsAposto-

также не должен делать ничего «без согласия всех». Главной забо- liques- 34 той каждого епископа, настаивает правило, должно быть только то, что относится к его местной церкви (paroikia). В частности, это правило пространно цитируется Международной совместной богословской комиссией по православно-католическому диалогу [Ravenna, § 10, 24, 26; Chieti, № 13].

В первом тысячелетии роль епископа Рима должна рассматриваться в рамках различных сфер влияния, в которых он принимал решения и выражал церковную традицию. В центральной Италии он был епископом митрополии древней столицы, созывал и возглавлял местные соборы. В восточных церквах роль епископа Рима была определена менее ясно, но его влияние возросло во время великих догматических споров IV и V вв. Важную роль епископ Рима играл в формировании вероучения, что выражалось в писаниях таких иерархов, как свв. Лев I и Григорий Великий. Однако его власть рассматривалась не как соперничающая с властью местных и региональных епископов или соборов Западной церкви, но скорее как укрепляющая, распространяющая и упорядочивающая деяния последних.

Доктрина о Римском примате догматизировалась только во втором тысячелетии. На Флорентийском соборе (1439 г.), несмотря на то, что большинство дискуссий было посвящено вопросу об исхождении Святого Духа (filioque), главной была экклезиоло-гическая проблема, возникшая в связи с конфликтом в западной церкви между папой и собором 4. Как уже отмечал прот. Сергий Булгаков, догматическое определение папского примата во Флоренции было одновременно опровергнуто Базельской ассамблеей. Булгаков считает примирение базельцев с папой Николаем V, который в 1449 г. принял их в католическое общение, не осудив за ересь, фактическим признанием их позиции:

4. См. подробнее: [Gill].

Догматически победил Базельский Собор, заставив себя все-таки признать, исторически же победило папство, которое и повело неудержимо церковь к реформации, т. е. к окончательному и неисцелимому уже расколу [Булгаков, 192].

По мнению Булгакова, Ватиканский догмат 1870 г. «является в настоящее время центральным для вопроса о воссоединении Церкви» [Булгаков, 217]. Остальные вопросы, рассматриваемые во Флоренции, являются второстепенными: споры об опресноках, о чистилище почти утратили значение. Даже вопрос об ис-хождении Святого Духа, хотя не потерял «ни своей важности, ни своей трудности», для Булгакова, усвоившего урок В. В. Болотова 5, перестал быть решающим (impedimentum dirimens).

Хотя расхождение между западной и восточной экклезиологи-ями усугублялось догматическими определениями I Ватиканского собора, максималистскую интерпретацию догмата о непогрешимости и о примате юрисдикции следует отличать от законного толкования, содержащегося в деяниях собора. Необходимо также учитывать исторический контекст кризиса папства в 1870 г. и тот факт, что I Ватиканский собор остался незавершенным. Вопреки широко распространенному и преобладающему мнению, догмат I Ватиканского собора о вселенской юрисдикции Римского епископа, если внимательно читать соборные протоколы, не делает папу абсолютным монархом, потому что он остается связанным божественным откровением и естественным правом и должен уважать права епископов и решения соборов.

На I Ватиканском соборе положение о том, что «папа непогрешим», не возводилось в догмат; скорее в пространном определении было уточнено, при каких условиях папа может непогрешимо выражать вероучение церкви. Согласно пониманию собора утверждение, что папские определения непреложны «сами по себе, а не по согласию Церкви» (ex sese, non autem ex consensu ecclesiae), не означает, что он может определять доктрину в отрыве от церковной общины. Папа не провозглашает новое учение, а лишь дает более проработанную формулировку доктрины, уже укорененной в вере церкви (depositum fidei).

Положения I Ватиканского собора, содержащиеся в конституции Pastor Aeternus (1870), вызвали возражения со стороны значительного числа католических епископов, священников

5. См. подробнее: [Болотов]. вестник СвЯто-ФиЛАРЕтовСкого института. 2022. вЫПУСк 42

А. МАйНАРДИ • «СЛУЖЕНИЕ ЕДИНСТВУ»: КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ ВОПРОС 71

О ПЕРВЕНСТВЕ НА УНИВЕРСАЛЬНОМ УРОВНЕ

и верующих. В Католической церкви решения собора были приняты всеми епископами только через несколько лет, несмотря на оставшиеся у них вопросы. Некоторые католические священники и миряне, посчитавшие собор отклонением от предания Церкви, в итоге основали Старокатолическую церковь, которая, в свою очередь, вступила в активный диалог с Русской православной церковью. Во время этих собеседований, например, на совещаниях в Бонне в 1874 и 1875 гг., стало ясно, что многочисленные разногласия между церквами Востока и Запада (в том числе проблема Filioque) могут быть разрешены легче, если их обсуждать отдельно от вопроса о первенстве.

Богословские аспекты: примат в рамках синодальности

II Ватиканский собор восполнил односторонность догматических определений I Ватиканского собора, добавив в экклезиологиче-скую часть два важных элемента: учение о поместной церкви и учение о сакраментальности епископата. Собор поднял вопросы, которые не затронул I Ватиканский собор, — как понимать епископат и как он связан с папским служением, — и попытался дать на них ответы. При этом отцы собора обратились к определениям I Ватиканского собора о папском первенстве и дополнили их положением об усилении роли епископов. Также были приняты во внимание оговорки и сомнения относительно папского первенства, высказанные меньшинством на I Ватиканском соборе. В этом проявилось намерение создать баланс между позициями, ориентированными на примат папства и на коллегиальность.

Конституция о Церкви Lumen gentium обращается к опыту ранней церкви и подчеркивает сакраментальность епископского рукоположения, а также значимость коллегиальности епископов, тем самым приближая католическую экклезиологию к православной:

Святой Собор учит, что через епископское посвящение сообщается полнота таинства Священства. Это бесспорно, ибо и в литургических обычаях Церкви, и в изречениях Святых Отцов оно именуется высшим священством, вершиной священнослужения. Вместе со святительской обязанностью епископское посвящение сообщает также обязанности учительства и управления, которые, однако же, могут исполняться только в иерархическом общении с Главою и Членами Коллегии *1 [Конституция о Церкви, 97].

*1 Lumen Gentium. 21-22

Как известно из истории II Ватиканского собора 6 окончательному голосованию по Догматической конституции о Церкви (Lumen gentium) предшествовало появление «Предварительного пояснительного примечания» (Nota explicativa praevia) [Конституция о Церкви, 153-155], согласно духу и суждению которого «и надлежит объяснять и понимать вероучение», касающееся сакраментальности епископского служения и коллегиальности, которое изложено в 3-й главе Конституции.

«Примечание» — это не документ собора, а герменевтический ключ к Конституции о Церкви, поэтому оно не имеет такого же доктринального веса, как сама Конституция. В «Примечании» предпринята попытка разрешить напряжение, возникшее на соборной ассамблее, а затем и в целом в Латинской церкви, между богословием канонически-юридического толка, разработанным, прежде всего, после Тридентского собора на основе схоластического синтеза, в котором власть (potestas) управления и учительства передается епископу не непосредственно после епископальной хиротонии, но опосредованно через Римского понтифика 7, и богословием, базирующимся на патристических источниках в понимании онтологической природы даров (munera) епископского служения (освящение, учение, управление), которые даются в самом епископском посвящении.

Несмотря на то, что огромное большинство одобрило Lumen gentium (2151 одобрило, 5 не одобрило), различные богословские интерпретации не сошлись воедино. Возможно, что на богословском уровне урегулирование вопроса о взаимосвязи между коллегиальностью и первенством, а также понимание отношений между potestas и сакраментальным munus может быть достигнуто в экуменической перспективе, т. е. с учетом экклезиологии первого тысячелетия, а также православного богословия. В самом «Примечании» сказано, что

...без иерархического общения сакраментально-онтологическое служение, которое следует отличать от канонически-юридического аспекта, осуществляться не может. Однако Комиссия решила не входить в обсуждение вопросов о позволительности (liceitas) и действительности (validitas), оставив их на обсуждение богословам, особенно в том, что касается власти, фактически

6. С 14 по 21 ноября 1964 г. консервативное

меньшинство на соборе поставило под вопрос три важнейших документа Собора: об экуменизме, о религиозной свободе и о епископате. В историогра-

фии принято говорить о «Черной неделе» Собора [Тагле, 512-550]. 7. См. подробнее: [Viscome; Ghirlanda].

осуществляемой у отделенных Восточных христиан, которую объясняют по-разному [Конституция о Церкви, N. B., 154].

Хотя Конституция о Церкви настаивает на сохранении папой всех существенных прерогатив его служения, однако посредством структурных изменений она укрепляет и епископское служение. При этом полномочия епископских конференций не были в ней ясно определены, поэтому многие католические богословы считают эти полномочия в их сегодняшнем виде неудовлетворительными. Кроме того, отражение в церковном праве идей Lumen gentium отвечает идеалам собора лишь частично. Эти расхождения порождают в Католической церкви постоянную дискуссию о соотношении первенства и соборности.

Опыт Святого и Великого собора Православной церкви (Крит, 2016 г.) показал, насколько проблематичным является возобновление соборной практики на общеправославном уровне в глоба-лизованном мире. В то же время после II Ватиканского собора в Католической церкви служение Римского епископа, соотношение между приматом папы и коллегиальностью епископов и само понятие синодальности стали предметом богословских дебатов и обсуждений.

В 1990-е годы в Католической церкви, начиная с Commu-nionis notio (1992) [Communionis notio] и заканчивая Dominus Iesus (2000) [Dominus Iesus], вновь закрепилась богословская идея «онтологического и хронологического приоритета вселенской Церкви над поместными церквами». Эта идея противоречила Догматической конституции о Церкви II Ватиканского собора (Lumen Gentium), говорящей об отдельных церквах, созданных «по образу вселенской Церкви, в которых и из которых состоит единая и единственная вселенская (catholica) Церковь» [Конституция о Церкви, 100]. Коллегиальность начинает пониматься, как правило, на дисциплинарном и каноническом уровне как своего рода эманация примата, например, как право папы Римского учреждать епископские конференции [Apostolos suos, 13].

В последнее время папе Франциску удалось придать Католической церкви синодальный характер. Синод епископов в Католической церкви, учрежденный папой Павлом VI в 1965 г., является только совещательным органом, однако его роль значительно возросла за последние десятилетия. В своем обращении по случаю 50-летия учреждения Синода епископов (17 октября 2015 г.),

цитируя энциклику Ut unum sint, папа Франциск подтвердил, что он хочет «найти такой способ осуществления примата, который, ни в коем случае не отказываясь от того, что является существенным для его миссии, тем не менее был бы открыт для новой ситуации». Понтифик заявил, что первенство должно осуществляться в синодальном измерении:

То, что синод всегда действует cum petro et sub petro, то есть не только cum petro, но и sub petro, есть не ограничение свободы, а гарантия единства. <.. .> .. .Если мы понимаем, что «Церковь и Синод суть синонимы», как го* Ср.: loan. ворит святитель Иоанн Златоуст потому что Церковь есть не что иное, Chiysost. In^ ^ КаК «движение вместе» стада Божия по путям истории навстречу Христу C0l. 493 Господу, — тогда мы и понимаем, что в их недрах никто не может быть «возвышен» над другими. Наоборот, в Церкви необходимо, чтобы кто-то «унижал» себя, чтобы поставить себя на службу братьям и сестрам по пути. <.. .> Я убежден, что в синодальной церкви осуществление петровского первенства также может быть лучше прояснено. Папа не один стоит над Церковью, но как верный среди верных, в коллегии епископов, как епископ среди епископов и как преемник апостола Петра, в то же время призван управлять Римской Церковью. Который в любви руководит всеми церквами [Address].

Консилиарность лежит в основе церкви. Папа Франциск, в духе II Ватиканского собора, понимает консилиарность как реальность, в которой участвует не только иерархия, но весь народ Божий со всеми своими дарами. Таким образом, понятие «конси-лиарность» более, чем просто «коллегиальность», соответствует православному понятию «соборность». Франциск намерен также утверждать принцип субсидиарности, предполагающий децентрализацию власти в той мере, в какой это не нарушает единства католической веры. Папа Франциск подтверждает свою волю реформировать папство, сохраняя при этом харизму папы как гаранта послушания и соответствия жизни церкви Евангелию Иисуса Христа.

Эта тенденция была подтверждена Апостольской конституцией Episcopalis Communio, изданной по случаю созыва Синода Римско-католической церкви по делам молодежи (октябрь 2018 года). Согласно Episcopalis Communio, Синод епископов, когда он созывается на специальную ассамблею, решает вопросы, касающиеся блага вселенской церкви, а также вопросы, касающиеся одной или нескольких конкретных географических обла-

стей [Episcopalis Communio, art. 1, § 2]. Синод приобретает некоторые черты постоянного органа, поскольку

в период между заседаниями Генеральный секретариат Синода епископов... имеет задачу содействовать продвижению размышлений о теме или о некоторых конкретных особо важных аспектах, вытекающих из работы Ассамблеи [Episcopalis Communio, art. 3, § 2].

Синод должен советоваться с «народом Божьим» [Episcopalis Communio, art. 6]. Апостольская конституция подтверждает «право верных, как отдельных лиц, так и объединений, предоставлять свои материалы непосредственно в Генеральный секретариат Синода» [Episcopalis Communio, art. 7, § 2]; она приветствует участие «экспертов, аудиторов, братских делегатов и специальных гостей» [Episcopalis Communio, art. 12]. Ассамблея Синода в определенной степени наделена совещательной властью Римского понтифика, а заключительный документ Синода «является частью обычного Магистериума Преемника Петра после его ратификации и промульгации» [Episcopalis Communio, art. 18, § 2]. Особое внимание уделяется выполнению синодальных рекомендаций [Episcopalis Communio, art. 20-21], учреждается Генеральный секретариат Синода епископов, в компетенцию которого входит подготовка и проведение Синодальных ассамблей [Episcopalis Communio, art. 22-25].

Важность Конституции Episcopalis Communio заключается в том, что она акцентирует внимание на общении народа Божьего во всей его полноте. Это общение

существует в Церкви Христа как между пастырями и верующими, причем каждый рукоположенный служитель является верным среди других верных, поставленным Богом пасти свою паству, так и между епископами и Римским понтификом, папа является «епископом среди епископов, призванным в то же время — как преемник Петра — возглавлять Римскую церковь, которая в милосердии председательствует над всеми церквами» [Episcopalis Communio, № 10].

Это означает, что никто в церкви не живет отдельно от других. Еще раз подчеркивается, что

Коллегия епископов никогда не существует без своего главы (Lumen Gentium. 22); но также и епископ Рима, обладающий «в Церкви полной, верхов-

ной, вселенской властью, которую он всегда может осуществлять без препятствий» (Lumen Gentium. 22), «всегда находится в полном общении с другими епископами, а также со всей Церковью» [Episcopalis Communio, № 10] 8.

Документ напоминает, что

Преемник Петра должен... обращать внимание на то, что Святой Дух внушает устам тех, кто, принимая слово Иисуса, провозглашающего: «ты — Петр» *1, — полноправно участвуют в Апостольской коллегии [Episcopalis Communio, № 10].

Папа Франциск желает способствовать «обращению папства» и оставаться открытым к предложениям, помогающим сделать его служение «более верным смыслу, вложенному в него Иисусом Христом, и нынешним нуждам евангелизации» [Evangelii Gaudium, № 32]. Он заявляет о своей уверенности в том, что

деятельность Синода епископов может способствовать восстановлению *2 Ср. Ин 17:21 единства между всеми христианами, согласно воле Господа *2. Тем самым он поможет Католической церкви, согласно желанию, выраженному много лет назад Иоанном Павлом II, «найти такой способ осуществления первенства, который, ни в коем случае не отказываясь от того, что является существенным для ее миссии, тем не менее будет открыт для новой ситуации» [Ut Unum Sint, № 95; Episcopalis Communio, № 10].

Это направление богословской мысли папы Франциска было поддержано в документе Международной богословской комиссии 2018 г. «Синодальность в жизни и миссии Церкви»:

Папа, следуя направлению, указанному Вторым Ватиканским Собором и продолженному его предшественниками, подчеркивает, что синодальность выражает образ Церкви, который рождается из Евангелия Иисуса и должен воплощаться сегодня в истории — творчески и в верности Преданию. В согласии с учением Lumen gentium Папа Франциск, в частности, отмечает, что синодальность «предлагает нам наиболее подходящие рамки для понимания сути иерархического служения» и что на основании учения о sensus fidei fidelium все члены Церкви являются действующими субъектами евангелизации [Синодальность, № 9].

8. Ср.: [CodexIuris Canonici 333, § 2; Codex Canonum, 45, § 2; Pastores Gregis, 58].

*1 Ср. Мф 16:16-18

Возможно, мы снова являемся свидетелями того, что Жан-Мари Тиллар назвал «экуменическим кайросом»:

.Римский примат призван, по сути, стать для всех, и прежде всего для самих католиков, тем, что Lumen gentium считал своей миссией: служителем koinonía в Истине и Агапе под властью Иисуса Христа и Его Слова. Возможно, в этом и заключается благодать этого экуменического kairós? [Tillard, 231].

Хотя это движение Католической церкви к большей синодаль-ности может быть признано недостаточным, оно указывает на возрастающую важность синодальных процессов в католическом сообществе.

В то же время нет недостатка в знаках, указывающих на утверждение первосвятительских прерогатив. Синод епископов Католической церкви по Амазонии, прошедший в 2019 г., несмотря на открытость дискуссий во время его работы, был ограничен в своих фактических результатах. Нет недостатка и в законодательных мерах, утверждающих власть Апостольского престола над поместными церквами в области литургических вопросов [Magnum principium] или религиозной жизни [Authenticum charismatis]. Развитие синодального подхода будет зависеть от реформы Римской курии и от того, какой вес будут иметь различные структуры, начиная с Синода епископов, для созревания синодальности не только консультативного, но и действенного характера, в эффективном общинном осуществлении различных даров Святого Духа, присутствующих в народе Божьем.

Эти процессы, вероятно, не останутся без положительных последствий для развития католико-православных отношений. Они напрямую относятся к вопросу, обсуждаемому в православно-католическом богословском диалоге, о взаимоотношении первенства и соборности в церкви, где понимание примата на всех уровнях возможно только в рамках синодальности всего народа Божьего.

Итоги. Вйдение будущего

В первом тысячелетии отношения между церквами сопровождались расколами и разделениями. Однако напряженность, разногласия, противоречия, конфликты не приводили к разрыву евхаристического общения, по крайне мере, между теми церквами, которые приняли Халкидонский собор.

На протяжении первого тысячелетия церковь на Востоке и Западе была едина в сохранении апостольской веры, поддержании апостольского преемства епископов, развитии структур синодальности, неразрывно связанных с первенством, и в понимании власти как служения (диаконии) любви. Хотя единство Востока и Запада временами было проблематичным, епископы Востока и Запада сознавали свою принадлежность к одной Церкви [Chieti, № 20].

Любое видение первенства на универсальном уровне должно представлять собой какую-то дифференцированную модель единства и постепенный процесс его достижения. Примирение между католиками и православными не обязательно означает разрешение всех проблем и противоречий, но предполагает общие средства или модели для их решения. Синодальность и первенство и их взаимосвязь являются такими моделями.

Определение роли Римского епископа является наиболее сложным аспектом процесса восстановления общения между православными и католиками. Необходимо найти способ преодолеть определенные позиции прошлого и выявить те основные элементы, которые были сохранены в обеих традициях. Более надежным вариантом кажется то, что Эрве Легран называет «процедурным подходом» к примату [Legrand 2008, 23]. Нельзя думать о первенстве на универсальном уровне только с юридическо-ка-нонической точки зрения, но, может быть, полезно определить, в каких случаях Римский епископ мог бы служить единству между церквами. Основанием может стать 3-й канон Сардикийского собора (343 г.), который точно определял порядок обращения к Римскому епископу. В связи с этим и понятие «первенства чести» (presbéia tes times, Халкидонский собор, кан. 28) имеет не только формальное, но и содержательное значение, между прочим, как «право апелляции» [Daley, 529-553].

В завершение постараемся предложить некоторые возможные шаги осуществления первенства на универсальном уровне, которое может стать центром видимого христианского единства 9. Со стороны Католической церкви возможны были бы такие инициативы:

1. Необходимо внести конкретные изменения в каноническое право, касающееся папы Римского, в частности, в канон, согласно которому декрет (или решение) папы, который обладает полной и верховной властью над церковью, является окончательным

9. Мы опираемся, в частности, на предложения, сделанные в: [Puglisi; DeVille; McPartlan].

и не подлежит обжалованию [Codex Iuris Canonici, 332-333; Codex Canonum, 44-45]. Примат Петра, однако, нельзя осмыслить как абсолютизм, который не имеет аналогов в современном мире. В Восточных католических церквах законодательные и судебные полномочия возложены на синоды, в то время как патриархи осуществляют исполнительную или административную власть [Codex Canonum, 110]. Такое же разделение полномочий в управлении Католической церковью на высшем уровне нам не представляется несовместимым с папским приматом 10.

2. Возвращение к соотношению между коллегией епископов и общиной церквей как к основе для всей церкви является ключевым условием для экклезиологии, соответствующей II Ватиканскому собору и открытой для общения с другими церквами. Это потребует большей автономии региональных и национальных епископских конференций. Папство Франциска, который говорит о себе как о «епископе Рима», очень чувствительно к этой проблеме. Статус епископских конференций можно повысить, расширив скромные полномочия, которыми они обладают в настоящее время в ряде областей, таких как формирование духовенства, катехизация и образование (школы и университеты), экуменическая деятельность. Однако более вероятно, что произойдет движение в сторону более крупных объединений, по типу патриархатов, как это предлагается в § 23 Lumen Gentium [Конституция о Церкви, 102].

3. Соответственно, Римская курия как центральный орган управления и административного контроля может стать институтом, обслуживающим папу Римского и поместные церкви и подотчетным им. При посредничестве «модератора» курия будет подотчетна не только папе, но и епископальной коллегии в форме, например, совета Синода епископов вместе с папой, если этот институт будет сохранен и обновлен [Legrand 2014].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В примиренной церкви первенство на универсальном уровне будет заключаться в укреплении и поощрении общения всех поместных церквей, основывающихся на единстве апостольской веры. Детали этого первенства должны быть проработаны синодальным образом, но можно ожидать, что Римский епископ:

i) созывал бы экуменические соборы, председательствовал бы на них, нес бы ответственность за обнародование их реше-

10. Ср. [Neungatt, 80].

ний (поскольку экуменический собор является исключительным событием, то обычное служение единства было бы возложено на него и на синод примасов или патриархов других церквей);

2) играл бы роль глобального представителя христианства в современном мире;

3) получал бы обращения изо всех частей света, как с Востока, так и с Запада, а также активно вмешивался бы в разрешение любых церковных проблем, которые не могут быть решены низшими инстанциями (при этом его роль будет заключаться в том, чтобы инициировать синодальный процесс, а не решать вопросы самостоятельно).

Документ «Шаги к воссоединенной церкви: очерк православно-католического вйдения будущего», разработанный в 2010 г. Североамериканским православно-католическим богословским совещанием, предусматривает восемь пунктов, или шагов, которые могли бы стать вехами движения православных и католиков навстречу друг другу:

• взаимное признание;

• общее исповедание веры («Никейская вера»);

• примиренное многообразие;

• литургическое общение;

• синодальность (епископы будут регулярно собираться на региональные собрания);

• субсидиарность (более высокие инстанции епископальной власти будут действовать только тогда, когда «низшие» инстанции не смогут принять и осуществить решения, необходимые для союза в вере);

• обновление и реформа.

Что же касается служения папы, то в документе, в частности, написано:

В соответствии с учением двух Ватиканских соборов, епископ Рима будет пониматься всеми как имеющий власть только в синодальном/коллегиальном контексте: как член и глава коллегии епископов, как старший патриарх среди примасов церквей и как служитель вселенского общения. «Обычная и непосредственная» юрисдикция каждого епископа в пределах его конкретной церкви будет «утверждена, укреплена и защищена» служением епископа Рима (Lumen Gentium. 27 (Ватикан II); ср. Pastor Aeternus. 3 (Ватикан I)). В воссоединенной Церкви такое понимание папской и епископальной властей, как взаимодополняющих и взаимоусиливающих, должно быть расширено, чтобы включить гораздо более сложные модели местного, прима-

циального и патриаршего руководства, которые развивались в Восточных церквах с патристических времен [North American].

Православные церкви не должны быть связаны догматами, определенными на общих соборах Римско-католической церкви без их участия. Однако содержание и понимание этих догматов может стать предметом обсуждения на будущем экуменическом соборе.

Можно было бы осмыслить и переформулировать понятие универсальной юрисдикции с точки зрения пастырского попечения обо всех церквах; «непогрешимость» же понимать как особое призвание и харизму для того, чтобы дать подлинный голос вере Церкви в ситуациях смятения, когда «консенсус отсутствует» [Ratzinger, SS]. Таким образом, первенство может стать соединяющим «подобно мосту призванием, служением открытой двери и открытого сердца» [Ware, 12].

Единство Церкви не позади, но впереди; это наша постоянная задача. Молитва Иисуса Отцу («Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино» *-1) — это за- *1 Ин 17:20-21 ступничество за единство Церкви, указывающее на ее пневма-тологическое и эсхатологическое измерения. Единство Церкви имеет динамичный характер, оно является плодом таинственной работы Духа Святого.

Сокращения

Ioan. Chrysost. In Ps. Иоанн Златоуст. Толкование на псалмы Lumen gentium «Свет народам» (Догматическая конституция о Церкви) Pastor Aeternus Первая догматическая конституция о Церкви Христа PG Patrologiae cursus completus / A cura di J.-P. Migne.

(Series graeca)

Источники

1. Документы = Документы II Ватиканского Собора. Москва : Paoline, 2004. 710 с.

2. Конституция о Церкви = Догматическая Конституция о Церкви (Lumen gentium) // Документы II Ватиканского Собора. Москва : Paoline, 2004. С. 73-155.

3. Природа и миссия Церкви = Природа и миссия Церкви. Шаг на пути к совместному заявлению. Документ 198 комиссии «Вера и церковное

устройство», 2005. URL: http://www.wcc-coe.org/wcc/what/faith/ fo2005_198_ru.pdf (дата обращения: 08.12.2021).

4. Синодальность = Международная богословская комиссия «Сино-дальность в жизни и миссии Церкви», 2 марта, 2018. URL: https:// www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/cti_documents/ rc_cti_20180302_sinodalita_ru.pdf (дата обращения: 08.12.2021).

5. Apostolos suos = His Holiness Pope John Paul II, Apostolic Letter issued "Motu Proprio" Apostolos suos on the theological and juridical nature of episcopal conferences, Rome, 21 May, 1998. URL: https://www.vatican. va/content/john-paul-ii/en/motu_proprio/documents/hf_jp-ii_motu-proprio_22071998_apostolos-suos.html (дата обращения: 08.12.2021).

6. Authenticum Charismatis = Lettera apostolica in forma di "Motu Proprio" del Sommo Pontefice Francesco "Authenticum Charismatis" con la quale si modifica il Can. 579 del Codice di diritto canonico. URL: https://www. vatican.va/content/francesco/it/motu_proprio/documents/papa-francesco-motu-proprio-20201101_authenticum-charismatis.html (дата обращения: 08.12.2021).

7. Chieti = Joint International Commission for the Theological Dialogue between the Roman Catholic Church and the Orthodox Church "Synodality and Primacy during the First Millennium: Towards a Common Understanding in Service to the Unity of the Church Chieti", 21 September 2016. URL: http://www.christianunity.va/content/unitacristiani/it/dialoghi/sezione-orientale/chiese-ortodosse-di-tradizione-bizantina/commissione-mista-internazionale-per-il-dialogo-teologico-tra-la/documenti-di-dialogo/2016-sinodalita-e-primato-nel-primo-millennio-verso-una-comune-/ testo-in-inglese.html (дата обращения: 08.12.2021).

8. Codex Canonum = Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium. URL: https:// www.vatican.va/content/john-paul-ii/la/apost_constitutions/documents/ hf_jp-ii_apc_19901018_codex-can-eccl-orient-1.html (дата обращения: 08.12.2021).

9. CodexIuris Canonici = Codex Iuris Canonici. Constitutio Apostolica Ioannis Pauli PP. II "Sacrae disciplinae leges", 25 Ianuarii 1983. URL: https://www. vatican.va/archive/cod-iuris-canonici/cic_index_la.html (дата обращения: 08.12.2021).

10. Communionis notio = Congregation for the doctrine of the faith : Letter to the bishops of the catholic Church on some aspects of the church understood as communion, Rome, 28th May 1992. URL: https://www.vatican.va/roman_ curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_28051992_ communionis-notio_en.html (дата обращения: 08.12.2021).

11. Dominus Iesus = Congregazione per la dottrina della fede, Dichiarazione "Dominus Iesus" circa l'unicita e l'universalita salvifica di Gesu Cristo e della

Chiesa, Roma, 6 agosto 2000. URL: https://www.vatican.va/roman_curia/ congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_20000806_dominus-iesus_it.html (дата обращения: 08.12.2021).

12. Episcopalis Communio = Apostolic Constitution Episcopalis Communio of the Holy Father Francis on the Synod of Bishops, 15 September 2018. URL: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/apost_constitutions/ documents/papa-francesco_costituzione-ap_20180915_episcopalis-communio.html (дата обращения: 08.12.2021).

13. Evangelii gaudium = Апостольское обращение Evangelii gaudium Святейшего Отца Франциска епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, и верным мирянам о возвещении Евангелия в современном мире. URL: https://www.vatican.va/content/francesco/ru/ apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_20131124_ evangelii-gaudium.html (дата обращения: 08.12.2021).

14. Magnum Principium = Lettera apostolica in forma di "Motu proprio" del Sommo Pontefice Francesco "Magnum Principium" con la quale viene modificato il can. 838 del codice di diritto canonico. URL: https://www. vatican.va/content/francesco/it/motu_proprio/documents/papa-fran-cesco-motu-proprio_20170903_magnum-principium.html (дата обращения: 08.12.2021).

15. North American = North American Orthodox-Catholic Theological Consultation — Steps towards a Reunited Church: A Sketch of an Orthodox-Catholic Vision for the Future. URL: https://www.assemblyofbishops.org/ news/news-archive/scoba/towards-a-unified-church (дата обращения: 08.12.2021).

16. Pastores Gregis = Post-Synodal Apostolic Exhortation "Pastores Gregis" of His Holiness Pope John Paul II on the bishop, servant of the gospel of Jesus Christ for the hope of the world, 16th October 2003. URL: https://www. vatican.va/content/john-paul-ii/en/apost_exhortations/documents/hf_jp-ii_exh_20031016_pastores-gregis.html (дата обращения: 08.12.2021).

17. Ravenna = Joint International Commission for the Theological Dialogue between the Roman Catholic Church and the Orthodox Church. Ecclesiological and Canonical Consequences of the Sacramental Nature of the Church: Ecclesial Communion, Conciliarity and Authority. Ravenna, 13 October 2007. URL: http://www.christianunity.va/content/ unitacristiani/it/dialoghi/sezione-orientale/chiese-ortodosse-di-tradizione-bizantina/commissione-mista-internazionale-per-il-dialogo-teologico-tra-la/ documenti-di-dialogo/2007-documento-di-ravenna/testo-in-inglese.html (дата обращения: 08.12.2021).

18. Ut unum sint = Ioannes Paulus PP. II. Ut unum sint. On commitment to Ecumenism, Rome, 25 May, 1995. URL: https://www.vatican.va/content/

john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_25051995_ut-unum-sint.html (дата обращения: 08.12.2021).

Литература

1. Болотов = Болотов В. В. К вопросу о Filioque // Христианское чтение. 1913. № 5. С. 573-596.

2. Булгаков = Булгаков С. Н. Очерки учения о Церкви IV. О Ватиканском догмате // Он же. Путь Парижского богословия. Репринт. воспр. изд. 1929 г. Москва : Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2007. С. 158-218.

3. Служение общению = Служение общению: переосмысление связи между первенством и соборностью. Исследование Совместной православно-католической рабочей группы во имя св. Иринея Лионского // Вопросы теологии. 2019. Вып. 1. C. 352-404. DOI: 10.21638/spbu28.2019.305.

4. Тагле = Тагле Л.-А. «Черная неделя» II Ватиканского Собора (14-21 ноября 1964 года) // История II Ватиканского собора. Том IV. Соборная церковь. Третий период и перерыв между сессиями сентябрь 1964 — сентябрь 1965. Москва : ББИ, 2008. С. 474-559.

5. Address = Address on the Fiftieth Anniversary of the Synod of Bishops. URL: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/2015/october/ documents/papa-francesco_20151017_50-anniversario-sinodo.html (дата обращения: 08.12.2021).

6. Daley = Daley B. Position and Patronage in the Early Church: The Original Meaning of "Primacy of Honor" // Journal of Theological Studies. 1993. V. 44. N. 2. P. 529-553.

7. Denzinger-Hünermann = Denzinger H., Hünermann P. Enchiridion symbolorum: definitionum et declarationum de rebus fidei et morum. Bologna : EDB, 2009. 2496 p.

8. DeVille = DeVille A. Orthodoxy and the Roman Papacy : Ut Unum Sint and the Prospects of East-West Unity. Notre Dame, IN : University of Notre Dame Press, 2011. 268 p.

9. Dombois = Dombois H. Geschichtliche Kirchenspaltung und Einheitsproblematik // Begegnung der Christen : Studien evangelischer und katholischer Theologen : (Festschrift: Otto Karrer gewidmet zum 70. Geburtstag). Stuttgart : Ev. Verlagswerk, 1960. P. 382-410.

10. Ghirlanda = Ghirlanda G. L'origine e l'esercizio della potesta di governo dei vescovi. Una questione di 2000 anni // Periodica de Re canonica. 2017. Iss. 106. P. 537-631.

11. Gill = Gill J. The Definition of the Primacy of the Pope in the Council of Florence // Idem. Personalities of the Council of Florence : and other Essays. Oxford : Basil Blackwell, 1964. P. 264-285.

12. Hess = Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica, Oxford : Oxford University Press, 2002. 279 p.

13. Legrand 2008 = Legrand H. Pour une approche procédurale de la primauté romaine // Istina. 2008. Iss. 53. P. 23-46.

14. Legrand 2014 = Legrand H. Enjeux ecclésiologiques des réformes institutionnelles envisagées par le pape François // Dubost M. Le grand tournant. L'an I de la révolution du pape François. Paris : Cerf, 2014. P. 185210 ; 218-231.

15. McPartlan = McPartlan P. A Service of Love. Papal Primacy, the Eucharist, and church unity. Washington, DC : The Catholic University of America Press, 2013. 100 p.

16. Neungatt = Neungatt G. Ecumenismo e riforma del diritto canonico // Concilium. 2016. Iss. 5. P. 73-84.

17. Puglisi = Puglisi J. F. How can the Petrine ministry be a service to the unity of the universal church? Grand Rapids, MI ; Cambridge, UK : William B. Eerdmans Publishing Company, 2010. 379 p.

18. Ratzinger = Ratzinger J. Principle of Catholic Theology : Building Stones for a Fundamental Theology. San Francisco : Ignatius Press, 1987. 404 p.

19. Schatz = Schatz K. Der päpstliche Primat : seine Geschichte von der Ursprüngen bis zur Gegenwart. Würzburg : Echter, 1990. 230 S.

20. Selaru, Vlaicu = Selaru S., Vlaicu P. La primauté et les primats. Enjeux ecclésiologiques. Paris : Cerf, 2016. 276 p.

21. Tillard = Tillard J. M. R. Il kairos ecumenico e il primato // Il ministero petrino e l'unità della Chiesa : "Verso un dialogo paziente e fraterno" : Atti del Simposio organizzato dai frati francescani dell'Atonement in occasione del primo centenario della fondazione della Società dell'Atonement, Roma, 4-6 dicembre 1997 / Ed. J. Puglisi. Roma : USPI, 1999. P. 218-232 (Studi ecumenici; v. 17 ).

22. Van Dam = Van Dam R. The Roman Revolution of Constantine. New York : Cambridge University Press, 2007. 441 p.

23. Viscome = Viscome F. Origine ed esercizio della potestà dei vescovi dal Vaticano I al Vaticano II. Contesto teologico-canonico del magistero dei "recenti Pontefici" (nota explicativa praevia 2). Roma : Pontificia Università Gregoriana, 1997. 274 p.

24. Ware = Kallistos (Ware), metr. Foreword // Primacy and the Church /

Ed. J. Chryssavgis. V. 1: Historical and theological perspectives. Yonkers, N Y : St Vladimir's Seminary Press, 2016. P. 5-12.

References

SOURCES

1. Apostolic Constitution Episcopalis Communio of the Holy Father Francis on the Synod of Bishops, 15 September 2018, available at: http://w2.vatican.va/ content/francesco/en/apost_constitutions/documents/papa-francesco_ costituzione-ap_20180915_episcopalis-communio.html (08.12.2021).

2. Apostolic appeal Evangelii gaudium of the Holy Father Francis to bishops, presbyters and deacons, people consecrated to God, and faithful laity about the proclamation of the Gospel in the modern world, available at: https://www. vatican.va/content/francesco/ru/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_20131124_evangelii-gaudium.html (08.12.2021).

3. Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium, available at: https://www. vatican.va/content/john-paul-ii/la/apost_constitutions/documents/hf_jp-ii_apc_19901018_codex-can-eccl-orient-1.html (08.12.2021).

4. Codex Iuris Canonici. Constitutio Apostolica Ioannis Pauli PP. II "Sacrae disciplinae leges", 25 Ianuarii 1983, available at: https://www.vatican.va/ archive/cod-iuris-canonici/cic_index_la.html (08.12.2021).

5. Congregation for the doctrine of the faith, Letter to the bishops of the Catholic Church on some aspects of the church understood as communion, Rome, 28th May, 1992, available at: https://www.vatican.va/roman_curia/ congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_28051992_ communionis-notio_en.html (08.12.2021).

6. Congregazioneper la dottrina della fede, Dichiarazione "Dominus Iesus" circa I'unicita e I'universalita salvifica di Gesu Cristo e della Chiesa, Roma, 6 agosto 2000, available at: https://www.vatican.va/roman_curia/congregations/ cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_20000806_dominus-iesus_it.html (08.12.2021).

7. "Dogmatic Constitution on the Church (Lumen gentium)", in Dokumenty II Vatikanskogo Sobora [Documents of the II Vatican Council]. Moscow : Paoline Publ., 2004, pp. 73-155 (Russian translation).

8. Dokumenty II Vatikanskogo Sobora [Documents of the Second Vatican Council]. Moscow : Paoline, 2004 (Russian translation).

9. His Holiness Pope John Paul II, Apostolic Letter issued "Motu Proprio" Apostolos suos on the theological and juridical nature of episcopal conferences, Rome, 21 May, 1998, available at: https://www.vatican.va/content/john-paul-ii/en/ motu_proprio/documents/hf_jp-ii_motu-proprio_22071998_apostolos-suos. html (08.12.2021).

10. International Theological Commission "Synodality in the Life and Mission of the Church", available at: https://www.vatican.va/roman_curia/congregations/

cfaith/cti_documents/rc_cti_20180302_sinodalita_ru.pdf (08.12.2021) (Russian translation).

11. Ioannes Paulus PP. II (1995). Ut unum sint. On commitment to Ecumenism, Rome, 25 May, 1995, available at: https://www.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_25051995_ut-unum-sint. html (08.12.2021).

12. Joint International Commission for the Theological Dialogue between the Roman Catholic Church and the Orthodox Church, Ecclesiological and Canonical Consequences of the Sacramental Nature of the Church: Ecclesial Communion, Conciliarity and Authority, Ravenna, 13 October 2007, available at: http://www.christianunity.va/content/unitacristiani/it/dialoghi/ sezione-orientale/chiese-ortodosse-di-tradizione-bizantina/commissione-mista-internazionale-per-il-dialogo-teologico-tra-la/documenti-di-dialogo/2007-documento-di-ravenna/testo-in-inglese.html (08.12.2021).

13. Joint International Commission for the Theological Dialogue between the Roman Catholic Church and the Orthodox Church "Synodality and Primacy during the First Millennium: Towards a Common Understanding in Service to the Unity of the Church Chieti", 21 September 2016, available at: http://www.christianunity. va/content/unitacristiani/it/dialoghi/sezione-orientale/chiese-ortodosse-di-tradizione-bizantina/commissione-mista-internazionale-per-il-dialogo-teologico-tra-la/documenti-di-dialogo/2016-sinodalita-e-primato-nel-primo-millennio--verso-una-comune-/testo-in-inglese.html (08.12.2021).

14. Lettera apostolica in forma di "Motu proprio" del Sommo Pontefice Francesco "Magnum Principium" con la quale viene modificato il can. 838 del codice di diritto canonico, available at: https://www.vatican.va/content/francesco/ it/motu_proprio/documents/papa-francesco-motu-proprio_20170903_ magnum-principium.html (8.12.2021).

15. Lettera apostolica in forma di "Motu Proprio" del Sommo Pontefice Francesco "Authenticum Charismatis" con la quale si modifica il Can. 579 del Codice di diritto canonico, available at: https://www.vatican.va/content/francesco/ it/motu_proprio/documents/papa-francesco-motu-proprio-20201101_ authenticum-charismatis.html (08.12.2021).

16. North American Orthodox-Catholic Theological Consultation — Steps towards a Reunited Church: A Sketch of an Orthodox-Catholic Vision for the Future, available at: https://www.assemblyofbishops.org/news/news-archive/ scoba/towards-a-unified-church (08.12.2021).

17. Post-Synodal Apostolic Exhortation "Pastores Gregis" of His Holiness Pope John Paul II on the bishop, servant of the gospel of Jesus Christ for the hope of the world, 16th October, 2003 , available at: https://www.vatican.va/content/ john-paul-ii/en/apost_exhortations/documents/hf_jp-ii_exh_20031016_ pastores-gregis.html (08.12.2021).

i8. Priroda i missiia Tserkvi. Shag na puti k sovmestnomu zaiavleniiu. Dokument 198 komissii "Vera i tserkovnoe ustroistvo", 2005 [The nature and mission of the Church. A step towards joint approval. Document 198 of the Commission "Faith and Church Order", 2005]. http://www.wcc-coe.org/wcc/what/ faith/fo2005_198_ru.pdf (8.12.2021) (Russian translation).

LITERATURE

1. Address on the Fiftieth Anniversary of the Synod of Bishops, available at: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/2015/october/ documents/papa-francesco_20151017_50-anniversario-sinodo.html (8.12.2021).

2. Bolotov V. V. (1913). "On the question of Filioque". Khristianskoe Chtenie, 1913, n. 5, pp. 573-596 (in Russian).

3. Bulgakov S. N. (2007). "Essays on the Doctrine of the Church. The Vatican dogma". Put' [The Way], 1929, n. 15, pp. 39-80; n. 16, pp. 19-48; repr. ed.: Bulgakov S. N., Put'Parizhskogo bogoslovia [The Way of Paris theology]. Moscow : Khram sviatoi muchenitsy Tatiany pri MGU, 2007, pp. 158-218 (in Russian).

4. Daley B. (1993). Position and Patronage in the Early Church: The Original Meaning of "Primacy of Honor". Journal of Theological Studies, 1993, iss. 44, pp. 529-553.

5. Denzinger H., Hûnermann P. (2009). Enchiridion symbolorum: definitionum et declarationum de rebusfidei et morum. Bologna : EDB.

6. DeVille A. (2011). Orthodoxy and the Roman papacy. Ut unum sint and the Prospects of East-West Unity. University of Notre Dame Press.

7. Dombois H. (1906). "Geschichtliche Kirchenspaltung und Einheitsproblematik", in Begegnung der Christen : Studien evangelischer und katholischer Theologen : (Festschrift: Otto Karrer gewidmet zum 70. Geburtstag), Stuttgart : Ev. Verlagswerk, pp. 382-410.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ghirlanda G. (2017). "L'origine e l'esercizio della potestà di governo dei vescovi. Una questione di 2000 anni". Periodica de Re canonica, 2017, iss. 106, pp. 537-631.

9. Gill J. (1964). "The Definition of the Primacy of the Pope in the Council of Florence", in Idem. Personalities of the Council of Florence : and other Essays. Oxford : Basil Blackwell, pp. 264-285.

10. Hess H. (2002). The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford : Oxford University Press.

11. Kallistos (Ware), metr. (2016). "Foreword", in J. Chryssavgis. Primacy and the Church, v. 1: Historical and theological perspectives, Yonkers, NY : St. Vladimir's Seminary Press, pp. 5-12.

I2. Legrand H. (2008). "Pour une approche procédurale de la primauté romaine". Istina, 2008, iss. 53, pp. 23-46.

4. Legrand H. (2014). "Enjeux ecclésiologiques des réformes institutionnelles envisagées par le pape François", in M. Dubost. Le grand tournant. L'an I de la révolution du pape François. Paris : Cerf, pp. 185-210, 218-231.

14. McPartlan P. (2013). A Service of Love. Papal Primacy, the Eucharist, and church unity. Washington, DC : The Catholic University of America press.

15. Neungatt G. (2016). "Ecumenismo e riforma del diritto canonico". Concilium, 2016, iss. 5, pp. 73-84.

16. Puglisi J. F. (2010). How can the Petrine ministry be a service to the unity of the universal church? Grand Rapids, MI ; Cambridge, UK : William B. Eerdmans Publishing Company.

17. Ratzinger J. (1987). Principle of Catholic Theology. San Francisco : Ignatius.

18. Schatz K. (1990). Der päpstliche Primat: seine Geschichte von den Ursprüngen bis zur Gegenwart. Würzburg : Echter.

19. Selaru S., Vlaicu P. (eds.) (2016). La primauté et les primats. Enjeux ecclésiologiques. Paris : Cerf.

20. "Serving Communion: Re-thinking the Relationship between Primacy and Synodality. A Study by the Saint Irenaeus Joint Orthodox-Catholic Working Group". Issues of Theology, 2019, iss. 1, pp. 352-404.

DOI: 10.21638/spbu28.2019.305 (Russian translation).

21. Tagle L. A. G. (2008). "'Black Week' of the II Vatican Council (November 1421, 1964)", in Istoriia II Vatikanskogo sobora [History of the II Vatican Council], v. 4 : Sobornaia tserkov'. Tretiiperiod ipereryv mezhdusessiiami sentiabr' 1964 — sentiabr' 1965 [Cathedral Church. The third period and a break between sessions September 1964 — September 1965]. Moscow : BBI, pp. 474-559 (Russian translation).

22. Tillard J. M. R. (1999). "Il kairos ecumenico e il primato", in Puglisi J. (ed.). Il ministeropetrino e l'unità della Chiesa : "Verso un dialogopaziente e fraterno" : Atti del Simposio organizzato daifratifrancescani dell'Atonement in occasione del primo centenario della fondazione della Società dell'Atonement, Roma, 4-6 dicembre 1997. Roma : USPI, pp. 218-232.

23. Van Dam R. (2007). The Roman Revolution of Constantine. New York : Cambridge University Press.

24. Viscome F. (1997). Origine ed esercizio dellapotestà dei vescovi dal Vaticano I al Vaticano II. Contesto teologico-canonico del magistero dei "recenti Pontefici". Roma : Pontificia Università Gregoriana (Nota Explicativa Praevia 2).

Статья поступила в редакцию 09.12.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022,

принята к публикации 26.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.