Научная статья на тему 'СЛУЖБА КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ'

СЛУЖБА КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / СЛУЖБА КОНТРОЛЛИНГА / ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / QUALITY MANAGEMENT TOOLS / CONTROLLING SERVICE / ENTERPRISE / COST MANAGEMENT / FINANCIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Е.В., Сорокина А.В.

В статье рассматриваются возможности применения инструментов качества службой контроллинга, позволяющие в случае их применения в финансовой сфере своевременно выявлять проблемы в организации процессов финансового менеджмента, повысить показатели эффективности финансовой деятельности, а также находить эффективные пути решения текущих финансовых проблем и тем самым обеспечивать большую финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность предприятия. Отражены особенности службы контроллинга не только как финансово-экономической службы, но и службы по управлению качеством с применением инструментов качества в финансах. Приведены примеры наиболее распространённых инструментов качества, что позволило определить направление их использования для повышения результативности финансовых процессов и финансовой деятельности предприятия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE CONTROLLING SERVICE: PRACTICAL APPLICATION OF QUALITY INSTRUMENTS IN THE FINANCIAL SECTOR

The article discusses the possibilities of using quality tools by the controlling service, which, if applied in the financial sector, allows timely identification of problems in the organization of financial management processes, increase financial performance indicators, and find effective ways to solve current financial problems and thereby provide greater financial stability and investment attractiveness of the enterprise. The features of the controlling service are reflected not only as a financial and economic service, but also quality management services using quality tools in finance. Examples of the most common quality tools are given, which made it possible to determine the direction of their use to increase the effectiveness of financial processes and the financial activities of the enterprise as a whole.

Текст научной работы на тему «СЛУЖБА КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ»

Служба контроллинга на предприятиях: практическое применение инструментов

качества в финансовой сфере

Enterprise Controlling Service: Practical Application of Quality Instruments in the Financial

Sector

Козлова Е.В.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Инновационного предпринимательства

и финансового менеджмента ФГБОУ ВО Казанский национальный исследовательский технологический университет

РФ, г. Казань e-mail: Snastyusha17@mail.ru

Kozlova E. V.

PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor, Department of Innovative Entrepreneurship

and financial management FSBEI HE Kazan National Research Technological University

Russian Federation, Kazan e-mail: Snastyusha17@mail.ru

Сорокина А.В.

Магистрант 2 курса, кафедра Инновационного предпринимательства и финансового менеджмента, ФГБОУ ВО Казанский национальный исследовательский технологический университет

РФ, г. Казань e-mail: genia-kozlova@yandex. ru

Sorokina A.V.

2year undergraduate Department of Innovative Entrepreneurship and financial management, FSBEI HE Kazan National Research Technological University

Russian Federation, Kazan e-mail: genia-kozlova@yandex. ru

Аннотация.

В статье рассматриваются возможности применения инструментов качества службой контроллинга, позволяющие в случае их применения в финансовой сфере своевременно выявлять проблемы в организации процессов финансового менеджмента, повысить показатели эффективности финансовой деятельности, а также находить эффективные пути решения текущих финансовых проблем и тем самым обеспечивать большую финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность предприятия. Отражены особенности службы контроллинга не только как финансово-экономической службы, но и службы по управлению качеством с применением инструментов качества в финансах. Приведены примеры наиболее распространённых инструментов качества, что позволило определить направление их использования для повышения результативности финансовых процессов и финансовой деятельности предприятия в целом.

Annotation.

The article discusses the possibilities of using quality tools by the controlling service, which, if applied in the financial sector, allows timely identification of problems in the organization of financial management processes, increase financial performance indicators, and find effective ways to solve current financial problems and thereby provide greater financial stability and investment attractiveness of the enterprise. The features of the controlling service are reflected not only as a financial and economic service, but also quality management services using quality tools in finance. Examples of the most common quality tools are given, which made it possible to determine the direction of their use to increase the effectiveness of financial processes and the financial activities of the enterprise as a whole.

Ключевые слова: инструменты управления качеством, служба контроллинга, предприятие, управление затратами, финансовая деятельность.

Key words: quality management tools, controlling service, enterprise, cost management, financial activities.

Введение

Функционирование предприятий в условиях высокой конкуренции с каждым годом усложняется и требует современных подходов к решению финансовых проблем, а также создания все новых и новых подходов к управлению организациями, которые бы позволяли не только своевременно выявлять все негативные тенденции в сфере управления финансами, но заблаговременно предупреждать и предотвращать наступление неблагоприятных событий для собственников предприятий. Такие задачи ставятся перед любым руководителем, который всегда будет искать наиболее эффективные пути для поиска полной и максимально актуальной информации не только о внешней среде организации, но и обо всех внутренних процессах, которые взаимозависимы между собой и безусловно во многом играют решающую роль в конкурентной среде.

Важная задача, которая стоит перед руководством предприятия является организация такой системы менеджмента качества, которая будет являться не только структурированной средой для осуществления оперативного, тактического и стратегического управления, но и которая будет выполнять функцию планирования, которая обеспечит не только оперативность контроля, но и комплексного анализа, благодаря которому возможно принимать рациональные, взвешенные управленческие решения. Именно таким инструментом и является контроллинг, позволяющий совершенствовать систему планирования, контроля, учета и анализа всей финансово-экономической деятельности организации.

Контроллинг - это управленческая концепция, которая интегрирует и координирует деятельность управленческого учета, планирования, контроля и аналитической работы для достижения поставленных целей.

Контроллинг в настоящее время недостаточно освоен российскими предприятиями. Нет устоявшейся концепции контроллинга и единой точки зрения на определение самого понятия «контроллинг».

Основная часть

Главной проблемой любого производственного предприятия является отсутствие взаимодействия отделов: так отдел по управлению качеством занимается сертификацией и качеством продукции, но не заинтересован и не компетентен в вопросах финансов, в свою очередь финансово-экономические службы не владеют методами и подходами менеджмента качества.

Поэтому в данной статье рассматриваются преимущественные возможности службы контроллинга, которая выполняет финансово-экономические функции и функции управления менеджмента качества, основой которого является применение инструментов качества, как повышение показателей эффективности финансовой деятельности.

Функционирование данной службы необходимо быстроразвивающимся предприятиям для того, чтобы руководство умело эффективно управлять затратами, поставлять качественную продукцию для своих потребителей и помогать предприятию держать высокую финансовую устойчивость.

Перед службой контроллинга стоит серьезная задача - обеспечивать оперативный сбор и составление детального анализа информации по всем имеющимся затратам в целях управления предприятием. Поэтому основной функциональной задачей службы является управление затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия.

Основной целью данной службы является ориентация управленческого процесса на достижение целей предприятия, в том числе максимизация прибыли и повышение рентабельности деятельности.

В должностные обязанности службы контроллинга входит:

• разработка форм сбора аналитической информации по подразделениям предприятия;

• составление развернутых аналитических отчетов;

• анализ отклонений фактических данных от плановых, выявление причин отклонений и выработка корректирующих мероприятий;

• прогнозирование показателей финансово-экономического положения предприятия;

• проведение экономической экспертизы управленческих решений, связанных с затратами и прибылью;

• налаживание методики планирования и взаимодействия в финансово -экономических отделах с отделом управления качеством.

Рассмотрим практическое применение инструментов качества службой контроллинга в финансовой сфере предприятия.

Для поиска причин по возникшей проблеме предприятие может воспользоваться древовидной диаграммой, которая позволит специалистам быстро построить причинно-следственные связи (рис. 1).

15 0 ш 0 и I ■ч «1 Сбои в системе управления предприятием Расходы не Большие затраты, которые можно было избежать

—и* скоординированы с поступлением средств -►

-+

!!■ £ 1 и а. й 0 0 3 2 1 С & 1 ° 5 || ||| > I я 1) а| 1 Ч

Инвестиции сильно ограничены Трудности: привлечением Отсутствие четкой и эффективной финансовой функции

надежного инвестора —►

Нерегулярные налоговые платежи Составление фин.отчетности на основе искаженных данных Нет должной постановки документооборота для бухгалтеров

Рисунок 1. Построение диаграммы сродства на примере проблемы недостаточной эффективности

финанасовой деятельности

Для выявления наиболее и наименее платёжеспособных потребителей предприятие может воспользоваться инструментом качества - контрольным листком (рис. 2).

Потребители Количество платежей потупивших в срок Количество просроченных платежей

ООО "Алёнушка" / ¡ИИ

ПАО "Ромашка" НИ 0

ИП "Арсений" И ИИ

СП ООО "Уз-Ханву" И/ /

ООО "КИТ" 0 ПИИ

АО "СКФ Украина" И !Н

Рисунок 2. Пример применения контрольного листка для анализа платежеспособности потребителей

Нередко у крупных предприятий возникает проблема высокой дебиторской/кредиторской задолженности. Проанализировать данную проблему предприятию поможет гистограмма (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика дебиторской задолженности по годам на примере гистограммы

Таким образом, с помощью гистограммы видно значительное повышение дебиторской задолженности начиная с 2015 по 2019 года.

Для ранжирования критериев, по которым предприятие или любой хозяйствующий субъект будет осуществлять отбор поставщиков, можно построить «Матрицу приоритетов» (рис. 4).

ч\ Критерии Требования, предъявляемые поставщику Соблюден ие сроков поставки Цена Качест во продук ции Условия платежа Удаленн ость поставщ ика Гибкое ценообразов ание и наличие скидок Финансовое состояние поставщика

Надежность

Приемлемые финансовые условия

Имидж поставщика

Долговременное сотрудничество

Важность критерия

Рисунок 4. Матрица приоритетов «Критерии выбора поставщика» А - сильная связь; В - средняя связь;

С - слабая связь.

Заключение

Таким образом, все рассматриваемые мероприятия в данной статье способствуют систематизации и оптимизации работ в финансовой деятельности предприятия. Функционирование службы контроллинга на предприятии это база, начальный этап для дальнейшего развития системы менеджмента качества в организации не только в финансовой, но и в организационно-управленческих сферах, формируется крепкая корпоративная среда на предприятии.

Различные инструменты качества признаются важным условием своевременного выявления проблем в организации, повышения показателей эффективности финансовой деятельности, а также средством повышения результативности процессов и качества продукции или услуг.

При выборе данных инструментов качества службе контроллинга необходимо понять, что важно их качественное применение, а не количественное.

Список используемой литературы:

1. Новикова Е.В. Контроллинг на предприятии: особенности внедрения и функционирования: научная статья по специальности «Экономика и бизнес» / Е.В. Новикова - Журнал «Вопросы науки и образования», 2018. - С. 15-19;

2. Коннов С.С., Сундикова И.В. Новые инструменты управления качеством: теоретические аспекты и практическое применение: научная статья по специальности «Экономика и бизнес» / С.С. Коннов, И.В. Сундикова - Журнал «E-Scio», 2017. - С. 1-9;

3. Володина Н.Л., Кривякин К.С. Инструменты и методы качества логистических процессов // Организатор производства. 2017. - Т.25. - № 4. - С. 67-82;

4. Семакина Г.А. Управление качеством услуг: проблемы и практика решения методами менеджмента качества // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 3. — С. 413-422.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.