Научная статья на тему 'Применение принципов менеджмента качества в финансовой деятельности организации'

Применение принципов менеджмента качества в финансовой деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ / ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ЦИКЛ PDCA / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / FINANCIAL ACTIVITIES / QUALITY MANAGEMENT IN THE FINANCIAL SECTOR / PRINCIPLES OF QUALITY MANAGEMENT / PROCESS APPROACH / PDCA CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Е. В., Иванова Л. Р.

В современных конкурентных условиях значимость системы менеджмента качества выходит на первое место. Большинство предприятий стремиться построить свою деятельность в соответствии с требованиями международных стандартов качества. Значимым аспектом функционирования любого предприятия является финансовая деятельность, в рамках которой происходит управление финансовыми ресурсами, с целью повышения эффективности их использования. Проблемой большинства предприятий остается то, что финансовые службы осуществляют свою деятельность вне системы менеджмента качества. В статье рассмотрены аспекты включения финансовой сферы в систему менеджмента качества предприятия в соответствии с международными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PRINCIPLES OF QUALITY MANAGEMENT IN THE FINANCIAL ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION

In modern market conditions, the importance of the quality management system comes first. Most enterprises strive to build their activities in accordance with the requirements of international quality standards. A significant aspect of the functioning of any enterprise is financial activity, in the framework of which financial resources are managed in order to increase the efficiency of their use. The problem of most enterprises remains that financial services operate outside the quality management system. The article discusses aspects of including the financial sector in the enterprise quality management system in accordance with international standards.

Текст научной работы на тему «Применение принципов менеджмента качества в финансовой деятельности организации»

Применение принципов менеджмента качества в финансовой деятельности

организации

Application of principles of quality management in the financial activities of the organization

Козлова Е. В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационного предпринимательства и финансового менеджмента, Казанский национально исследовательский технологический университет,

Российская Федерация, г. Казань. e-mail: genia-kozlova@;yandex. ru

Kozlova E. V.

candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Entrepreneurship,

Kazan national research technological University, Russian Federation, Kazan. e-mail: genia-kozlova@,yandex. ru

Иванова Л. Р.

магистр кафедры инновационного предпринимательства и финансового менеджмента Казанского национально исследовательского технологического университета,

Российская Федерацияг. Казань. e-mail: lubov_05051997_ivanova@mail.ru

Ivanova L. R.

graduate student of the Department of Management and Entrepreneurship, Kazan National Research Technological University, Russian Federation, Kazan. e-mail: lubov_05051997_ivanova@mail.ru.

Аннотация.

В современных конкурентных условиях значимость системы менеджмента качества выходит на первое место. Большинство предприятий стремиться построить свою деятельность в соответствии с требованиями международных стандартов качества. Значимым аспектом функционирования любого предприятия является финансовая деятельность, в рамках которой происходит управление финансовыми ресурсами, с целью повышения эффективности их использования. Проблемой большинства предприятий остается то, что финансовые службы осуществляют свою деятельность вне системы менеджмента качества. В статье рассмотрены аспекты включения финансовой сферы в систему менеджмента качества предприятия в соответствии с международными стандартами.

Annotation.

In modern market conditions, the importance of the quality management system comes first. Most enterprises strive to build their activities in accordance with the requirements of international quality standards. A significant aspect of the functioning of any enterprise is financial activity, in the framework of which financial resources are managed in order to increase the efficiency of their use. The problem of most enterprises remains that financial services operate outside the quality management system. The article discusses aspects of including the financial sector in the enterprise quality management system in accordance with international standards.

Ключевые слова: система менеджмента качества, финансовая деятельность, управление качеством в финансовой сфере, принципы менеджмента качества, процессный подход, цикл PDCA.

Key words: quality management system, financial activities, quality management in the financial sector, principles of quality management, process approach, PDCA cycle.

Зарождение идей управления качеством началось еще в начале ХХ века. В то время качество рассматривалось как соответствие единицы продукции определённым требованиям и стандартам. За последнее столетие данное понятие значительно трансформировалось по отношению к деятельности предприятий и приобрело более широкое значение. Согласно стандартам ИСО серии 9000 качество направлено не столько на качество продукции, сколько на управление качеством всех производственных процессов компании в целом.

Современное понятие менеджмента качества основывается на том, что деятельность по управлению качеством не может достичь максимальной эффективности только за счет концентрации внимания на производстве продукции, эта деятельность должна сопутствовать всему производственному процессу, включающему в себя все этапы производства, включая стадии до и после производства.

Для достижения необходимого результата нужно управлять не самим результатом, а процессом его достижения, а так же отслеживать изменения, произошедшие после управляющих воздействий и вносить корректирующие изменения.

Одним из значимых элементов деятельности любой организации является финансовая сфера. Оценка финансовой эффективности и результативности системы менеджмента качества - является одним из наиболее важных и значимых вопросов в управлении качеством [1, с. 210].

На сегодняшний день существенной проблемой большинства предприятий является то, что качество рассматривается больше с позиции «качества продукции» и при этом финансовая деятельность остается изолированной и функционирует вне системы менеджмента качества предприятия.

В общем понимании финансы представляют собой денежные, а так же социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Существуют различные подходы к определению финансов и финансовой деятельности предприятий. Так, например, согласно М.В Романовскому финансы предприятий представляют самостоятельную сферу системы финансов, охватывающую широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов предприятий в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков [2, с. 27].

Доктор экономических наук Н. И. Берзон дает следующее определение частнохозяйственным финансам. Под ними он рассматривает совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в сфере частного бизнеса [3, с. 220].

Исходя из определения, которое дает Коршунов В.В., финансы представляют собой систему экономических отношений, выражающую формирование, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств в процессе кругооборота средств на предприятиях, в государстве и домашних хозяйств.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая деятельность представляет собой последовательный процесс, охватывающий все взаимоотношения, начиная от формирования денежных ресурсов и заканчивая их использованием.

В рамках управления качеством на предприятиях финансовую деятельность следует рассматривать как эффективный инструмент, позволяющий использовать и распределять имеющиеся денежные ресурсы с целью достижения максимального экономического эффекта.

Финансовый эффект подразумевает под собой результат улучшения деятельности предприятия, который выражен в денежной форме и реализован за счет применения экономически эффективных методов управления организацией.

Устойчивый успех организации достигается за счет соответствия потребностям и ожиданиям всех заинтересованных сторон, с учетом сбалансированности и долгосрочности. Достижению устойчивого успеха способствуют принципы, лежащие в основе системы менеджмента качества.

В ГОСТ Р ИСО 9001-2015 описаны основные семь принципов системы менеджмента качества. К ним относятся [4]:

1. ориентация на потребителя;

2. лидерство;

3. взаимодействие людей;

4. процессный подход;

5. улучшение;

6. принятие решений, основанных на фактах;

7. менеджмент взаимоотношений.

Применение принципов менеджмента качества предприятия способствует достижению организацией экономических и финансовых целей.

Ориентация на потребителя. Менеджмент взаимоотношений.

В рамках современного подхода к системе менеджмента качества понятие потребитель выходит за рамки ориентации исключительно на потребителей товаров и услуг. Необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон.

Заинтересованными сторонами являются физические и юридические лица, создающие добавленную ценность для предприятия и которые заинтересованы в деятельности предприятия либо находятся под ее влиянием.

Организация способна добиться устойчивого успеха за счет последовательного удовлетворения потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон сбалансированным образом на долгосрочной основе.

Можно выделить следующие заинтересованные стороны: поставщики, партнеры, потребители, инвесторы, работники или общество в целом [5].

Рассмотрим потребности каждой их категорий заинтересованных сторон с позиции финансовой деятельности (Табл. 1).

Таблица 1 - Потребности заинтересованных сторон в рамках СМК финансовой деятельности

Заинтересованна я сторона Необходимые потребности Задача финансового отдела по удовлетворению потребностей

Потребители • Выгодные условия оплаты продукции и услуг • Получение товаров/услуг в соответствии с желаемым объемом и требованиям • Определение условий и возможностей организации в предоставлении отсрочки платежа с учетом интересов покупателей и предприятия, без оказания негативного воздействия на текущую деятельность предприятия. • Выделение средств из бюджета для своевременного производства продукции согласно требованиям клиентов

Поставщики • Своевременная оплата за поставленную продукцию (оказанные услуги) • Проработки с поставщиками возможности предоставления рассрочки. • Выделение ресурсов для своевременного погашения задолженности за поставленную продукцию/оказанные услуги.

Владельцы, акционеры • Максимизация прибыли • Рост дохода на акцию • Повышение финансовой устойчивости организации • Контроль за уровнем дебиторской и кредиторской задолженностей • Разработка финансовой стратегии • Доходность капитала • Определение оптимальной структуры капитала • Анализ затрат и их минимизация • Максимизация прибыли • Оценка финансовых рисков

Работники • Своевременная выплата заработной платы; • Дополнительные поощрения и премии; • Обеспечение рабочего процесса необходимым • Выделение ресурсов для своевременной выплаты заработной платы • Возможность за счет эффективного ведения финансовой деятельности формировать дополнительные фонды поддержки и поощрения работников • Возможность за счет средств дополнительных фондов повышать уровень комфорта и безопасности условий

оборудованием_ труда

Следует учитывать, что некоторые потребности сторон могут различаться либо противоречить друг другу. Цель финансовой деятельности обеспечить баланс между ними с учетом максимизации успеха для предприятия.

Лидерство руководителя.

Высшему руководству необходимо занимать лидирующие позиции в организации системы менеджмента качества на предприятии. Оно должно четко определить стратегию и политику организации в соответствии с потребностями всех заинтересованных сторон. Именно руководство задает направление и задачи для работы всех служб предприятия, которые, действуя как единое целое и в одном направлении, достигают максимальной эффективности.

Высшему руководству необходимо включить процесс финансовой деятельности предприятия в систему менеджмента качества, что в свою очередь обеспечит стабильность и эффективность движения денежных ресурсов в компании.

Руководитель предприятия определяет финансовые потребности организации, а финансовая служба выявляет наиболее эффективные источники финансовых ресурсов и согласовывает их с руководством. Финансовые ресурсы могут принимать различный вид: наличные денежные средства, деньги на счетах в банках, ценные бумаги и другие финансовые инструменты.

Взаимодействие людей

Для стабильности функционирования всех процессов предприятию необходима согласованность между отделами, устойчивость процессов взаимодействия между ними и осуществление работы служб, согласно функциям, возложенным на них.

Наибольшей эффективности предприятие достигает при вовлеченности персонала в деятельность организации, а также при взаимодействии всех служб между собой. В большинстве Российских предприятий финансовые службы осуществляют свою деятельность вне системы менеджмента качества, что может оказать влияние на конечный результат, ожидаемый от целей, намеченных в политике в области качества.

Вовлеченность финансовой службы, а так же ее взаимодействие с различными подразделениями на условиях соблюдения требований системы менеджмента качества, значительно повышают не только эффективность работы СМК, но и всего предприятия в целом.

Процессный подход.

Для достижения желаемого результата наиболее эффективным является управление деятельностью и ресурсами в соответствии с процессным подходом. При этом каждый отдельный процесс должен рассматриваться с позиции добавления ценности.

Под процессом понимают взаимосвязь видов деятельности, направленных на преобразование входящих ресурсов в конечный результат. Процессный подход представляет под собой взаимодействие таких процессов, которые направлены на достижение намеченных результатов в соответствии с выбранной стратегией и политикой в области качества организации.

Процессный подход позволяет организациям управлять финансовой деятельностью, процессами и взаимосвязями таким образом, что основные технико-экономические показатели постоянно улучшаются [6, с. 10].

В основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 лежит процессный подход, основанный на цикле PDCA: «Планируй - Делай - Проверяй - Действуй». Использование данного цикла позволяет организации обеспечить деятельность необходимыми ресурсами, осуществлять их планирование, выявлять возможности для улучшения.

Для достижения наибольшего эффекта рекомендуется использовать данный цикл с учетом риск-ориентированного мышления.

Финансовый менеджмент представляет собой отдельную сферу деятельности предприятия, которая связана с управлением финансовыми ресурсами и их источниками. В ходе осуществления финансового управления происходит согласование и финансирование принимаемых решений, направленных на достижение целей предприятия.

Для предприятий осуществление финансовой деятельности сконцентрировано в руках финансового блока, который, как правило, включает в себя: финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия. Руководителям данных служб необходимо обеспечить выполнение функциональных обязанностей своими отделами с учетом согласованности управления, направленного на достижение целей политики в области качества предприятия.

В своей работе К. В. Екимова выделяет три основных этапа финансовой деятельности предприятия, которые представлены в Таблице 2 [7, с. 13].

Таблица 2 - Этапы финансовой деятельности

Этап финансовой деятельности Описание этапа

Инвестиционное (финансовое) планирование На данном этапе финансовые службы составляют финансовый план. Устанавливается соответствие между поступлениями денежных средств и потребностью в их использовании. Здесь принимается решение о целесообразности привлечения дополнительных заемных источников, анализируются варианты заемных источников, а так же их критерии (срок, сумма, условия погашения и т.д), выявляются потребности производственной деятельности в финансовых ресурсах. На этапе финансового планирования устанавливается оптимальная структура соотношения финансовых и материальных ресурсов, а так же выявляются пути наиболее эффективного использования денежных ресурсов и производственных мощностей.

Оперативное управление На этапе оперативного управления происходит распределение финансовых ресурсов между службами в соответствии с финансовым планом.

Финансовый контроль Финансовый контроль позволяет оценить выполнение финансового плана, проанализировать эффективность оперативного управления, выявить «узкие» места.

По результатам, полученным в ходе финансового контроля, определяются пути устранения проблем, возникших на этапе оперативного управления, а так же разрабатываются мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия и использования финансовых ресурсов. Результаты данного этапа являются входными данными для последующего этапа финансового планирования. Таким образом, этапы финансовой деятельности, сменяя друг друга, представляют собой циклический процесс, в результате которого происходит постоянное улучшение деятельности предприятия. Данные этапы можно представить в виде цикла PDCA, который представлен на Рисунке 1.

процесс финансовой деятельности вход/выход

Данные анализа финансовой деятельности мероприятия по улучшению деятельности предприятия

ПЛАН

Финансовое планирование

(.Исследование и анализ рынка

2. Стратегичсекое планирование

3.Анализ достоинств, недостатков, возможностей, угроз (SWOT-анализ)

4.Управление на основе системы сбалансированных показателей (BSC)

5. Бизнес-планирование

6. Анализ рисков

7. Бюджетирование

8. Планирование потребности в ресурсах (MRP)

9. Предупреждение затрат

10. Планирование ресурсов организации

Постоянное улучшение

ВЫПОЛНЕНИЕ

Оперативное управление

1.Целевой уровень выполнения задач

2. Разработка планов действий

3. Распределение ресурсов

4. Применение всех выбранных методов и процессов

5. Исследование возможностей процесса

6.Управление несоответствиями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Корректирующие действия

8. Поиск возможностей снижения затрат

ПРОВЕРКА

Финансовый контроль

1. Аудит

2.Анализ прибыли на

инвестированный капитал (ROI)

3.Анализ эффективности затрат

4.Статистические методы

5.Анализ видов и последствий отказов (FMEA -анализ)

6.Мозговой «штурм»

7. Экономическая добавленная стоимость (EVA)

8. Анализ Парето

9.Управление «узкими» местами

ДЕЙСТВИЕ

Улучшение Разработка корректирующих мероприятий на основе полученных данных.

ВХОД/ВЫХОД

Финансовый план

ВХОД/ВЫХОД

Фактически полученные данные

ВХОД/ВЫХОД

Анализ финансовых показателей

Полученный эффект

• Снижение издержек

• Повышение уровня исполнения бюджета

• Повышение доходности

• Повышение дохода от инвестированного капитала

• Увеличение потока наличности

• Повышение финансовой устойчивости организации

Рисунок 1. Процесс финансовой деятельности в организации

В ходе внедрения процессного подхода в финансовую деятельность, предприятие достигает максимального экономического эффекта за счет постоянного анализа и улучшения деятельности.

Улучшение.

Постоянное улучшение является необходимым для организации, стремящейся соответствовать актуальным стандартам управления качеством. Это позволяет ей сохранять и поддерживать текущие уровни достигнутых результатов, своевременно реагировать на изменяющиеся внутренние и внешние условия, а также создавать новые возможности.

Регулярно планируя и анализируя результаты деятельности предприятия, финансовая служба определяет

«слабые места» и разрабатывает мероприятия по улучшению показателей. Включение финансовой деятельности в систему менеджмента качества предприятия, а так же ее функционирование согласно принципам СМК способствует:

1. Повышению финансовой устойчивости;

2. Снижению уровня финансовых рисков;

3. Расширению финансовых возможностей организации;

4. Росту рентабельности и доходности;

5. Сокращению издержек;

6. Повышению эффективности использования денежных средств;

7. Укреплению позиций организации в конкурентной борьбе;

8. Повышению доходности от инвестированного капитала;

9. Увеличению и оптимизации денежных потоков;

10. Повышению устойчивости к внешним и внутренним колебаниям;

11. Повышению степени удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

Таким образом, можно утверждать, что финансовая сфера занимает, безусловно, значимое место в системе менеджмента предприятия и тот факт, что инструменты и механизмы менеджмента качества зачастую ее не затрагивают, или же касаются данной сферы лишь формально, существенно снижает общую эффективность СМК предприятия и его результативность в целом. Для достижения и поддержания устойчивого успеха предприятия необходимо включать процессы финансовой деятельности в общий контур СМК предприятия и применять к ним весь доступный арсенал инструментов менеджмента качества.

Список используемой литературы:

1. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата / М. В. Романовский [и др.] ; под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Н. Г. Ивановой.

— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 523 с.

2. Берзон Н. И. Финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. И. Берзон [и др.] ; под общей редакцией Н. И. Берзона. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 498 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. / М.: Стандартинформ, 2018 - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 13.02.2020)

4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества [Электронный ресурс] / М.: Стандартинформ, 2018 - URL: -http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-9004-2010 (дата обращения: 15.02.2020)

5. Стерликов П.Ф., Гуськова М.Ф. Процессный подход в финансовом менеджменте / П. Ф. Стерликов, М. Ф. Гуськова // Научный вестник гуманитарно-социального института .№8 - 2019 - C. 10 [Электронный ресурс]

- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37003227 (дата обращения: 23.02.2020)

6. Екимова, К. В. Финансовый менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.

7. Горбашко, Е. А. Управление качеством : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Горбашко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.