Научная статья на тему 'Приверженность качеству и риск - ориентированное мышление работников - основа современной экономики'

Приверженность качеству и риск - ориентированное мышление работников - основа современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / РИСК ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СПИРАЛЬ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / QUALITY / PROCESS APPROACH / RISK-ORIENTED THINKING / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY SPIRAL / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перескокова Т.А., Соловьев В.П.

Рассмотрена проблема формирования приверженности качеству работников через внедрение в организациях менеджмента качества. Показана целесообразность использования процессного подхода при осуществлении производственной деятельности. Рассмотрена проблема внедрения в производственных организациях риск ориентированного мышления. Международная организация по стандартизации (ИСО) в новых стандартах 2015 года отразила вызовы времени и ввела требование к организациям учета и оценивания рисков. Одна из ключевых целей системы менеджмента качества состоит в том, чтобы она действовала как инструмент предупреждения. Понятие предупреждающего действия выражено через использование риск ориентированного мышления при формулировании требований к системе менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перескокова Т.А., Соловьев В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMITMENT TO QUALITY AND RISK - ORIENTED THINKING OF EMPLOYEES-THE BASIS OF MODERN ECONOMY

The problem of formation of commitment to quality of workers through introduction in the organizations of quality management is considered. The expediency of using the process approach in the implementation of production activities is shown The problem of introduction of risk oriented thinking in industrial organizations is considered. The international organization for standardization (ISO) in the new standards of 2015 reflected the challenges of the time and introduced a requirement for organizations of accounting and risk assessment. One of the key objectives of a quality management system is that it acts as a warning tool. The concept of preventive action is expressed through the use of risk-oriented thinking in the formulation of requirements for the quality management system.

Текст научной работы на тему «Приверженность качеству и риск - ориентированное мышление работников - основа современной экономики»

about the development strategy and social responsibility, the creation of economic value added in the context of business segments and factors of its creation, the effectiveness of the management system. Separate consideration is required ideas related to the isolation of accounting due to the formation of special information systems (strategic, social, actuarial, behavioral, etc.). Questions of the appropriateness of their allocation are controversial, but worthy of consideration in connection with the impending changes.

One of the most important parts of the accounting system is the information component of two subsystems-financial and management accounting. There is a reorientation from the control function to the informative one, which is based on the organization of the digital transformation of the enterprise. It is necessary to develop new indicators, ways of collecting and processing financial information, as well as the adequacy of its integration with information about other aspects of the business and the external environment [2, a 53].

It is particularly possible to highlight the study of the evaluation of new accounting objects, which are intellectual human capital, customer base, innovative products, R & d results, etc.new information technologies are being Developed, such as cloud technologies, open technology platforms, electronic reference and information systems, the creation of a single international format and content of financial statements in electronic form XBRL [4, p. 105]. This creates opportunities for building a national accounting system, which will integrate indicators characterizing the state of internal business processes of the organization and the external environment, indicators of integration of various types of accounting.

It is necessary to use theoretical results in the development of methods and specific recommendations. Their implementation in practice will contribute to the effective development of the accounting system. There

is also a need to gain experience in accounting and disclosure of economic information in reporting on the basis of fundamental modifications in the field of obtaining, exchange and processing of economic information.

The development of the theory and practice of accounting is associated with the expansion of the information potential of the existing economic space, the digitalization of the economy. At the same time, information technologies cause significant modifications both in the methodology and in the applied direction of accounting science. In this regard, the transformation of accounting in accordance with new needs is a necessary step in its development. Changes and improvements in this method of accounting will help not to lose its relevance in the era of universal digitalization.

References

1. About the approval of the state program «Digital Kazakhstan» Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 12, 2017 No. 827.

2. Karpova T. Directions of development of accounting in digital economy/T. Karpova // proceedings of St. Petersburg State University of Economics. -2018. - No. 3 (111). - Pp. 52-57.

3. Ermilova Yu.A. Aspects of accounting and analytical support of innovative activity at the enterprise / / Regional innovative economy: essence, elements, problems of formation, new challenges. Ulyanovsk., 2016. Pp. 18-21.

4. Sidorova M.I. Development of accounting models in the conditions of modern information technologies: abstract of dis. for the degree of doctor of economic Sciences. Moscow, 2013.

5. Budovec Y.I. the Digitalization of corporate accounting // Human capital in the digital economy. Moscow., 2018. Pp. 117-125.

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ КАЧЕСТВУ И РИСК - ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ РАБОТНИКОВ - ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Перескокова Т.А.

Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени

Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ), к.пед.н.,доцент г. Старый Оскол Соловьев В.П.

Старооскольский технологический институт (филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»), к.т.н.,

профессор г. Старый Оскол

COMMITMENT TO QUALITY AND RISK - ORIENTED THINKING OF EMPLOYEES-THE BASIS

OF MODERN ECONOMY

Pereskokova T.,

Stary Oskol branch of Russian state geological exploration University named after Sergo Ordzhonikidze (SOF MGRJ), Ph.D, associate Professor Stary Oskol Soloviev V.

Starooskolsky Technological Institute (branch оf the national research technological University "MISIS")

Professor, Stary Oskol

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена проблема формирования приверженности качеству работников через внедрение в организациях менеджмента качества. Показана целесообразность использования процессного подхода при осуществлении производственной деятельности. Рассмотрена проблема внедрения в производственных организациях риск - ориентированного мышления. Международная организация по стандартизации (ИСО) в новых стандартах 2015 года отразила вызовы времени и ввела требование к организациям учета и оценивания рисков. Одна из ключевых целей системы менеджмента качества состоит в том, чтобы она действовала как инструмент предупреждения. Понятие предупреждающего действия выражено через использование риск - ориентированного мышления при формулировании требований к системе менеджмента качества.

ABSTRACT

The problem of formation of commitment to quality of workers through introduction in the organizations of quality management is considered. The expediency of using the process approach in the implementation of production activities is shown. The problem of introduction of risk - oriented thinking in industrial organizations is considered. The international organization for standardization (ISO) in the new standards of 2015 reflected the challenges of the time and introduced a requirement for organizations of accounting and risk assessment. One of the key objectives of a quality management system is that it acts as a warning tool. The concept of preventive action is expressed through the use of risk-oriented thinking in the formulation of requirements for the quality management system.

Ключевые слова: качество, процессный подход, риск - ориентированное мышление, система менеджмента качества, спираль качества, управление рисками.

Keywords: quality, process approach, risk-oriented thinking, quality management system, quality spiral, risk management.

Не вызывает сомнения тот факт, что развитие экономики базируется на уровне образования населения, а само образование должно быть в фарватере экономики.

Достижение Японии экономического могущества в 80 -ые годы прошлого столетия заставило ученых стран - конкурентов, прежде всего США, изучить опыт Страны восходящего солнца. Они пришли к выводу, что стратегическое преимущество Японии кроется в системе образования, в умении и желании японцев учиться [1].

Это же продемонстрировал и СССР. Свидетельство этому статистические данные об образовательной структуре населения СССР [2]. Наибольшая доля лиц с высшим образованием приходилась на людей 1940 - х гг. рождения. В 70 -80 годы прошлого столетия этим людям было по 30 - 40 лет -самый активный трудовой возраст. Лиц с высшим образованием, занятых в экономике, было всего 10 - 14 %. Но именно в эти годы СССР сделал мощнейший рывок в науке, космических исследованиях, атомной энергетики. В эти годы в СССР выплавлялось 150 млн. тонн стали (больше всех в мире), что является важнейшим показателем могущества экономики. Неслучайно, наш соотечественник А.Е. Ферсман говорил: «Железо - фундамент цивилизации».

В 2000 годах максимальная доля лиц с высшим образованием в населении уже России переходит к людям, родившимся в первой половине 80 - х годов, т. е. нашим современникам. Эти граждане учились уже в российской системе образования. Сейчас подходит период наибольшей активности их в профессиональной деятельности. Среди лиц, занятых в экономике, с высшим образованием уже более 30 %, причем мужчин на 25 % меньше.

По объему промышленного производства Россия занимает 4 место в мире (после Китая, США и

Индии). Но то, что не добыто, а произведено обрабатывающей промышленностью не всегда находится на уровне мировых требований. В этой связи Президент страны поставил задачу: добиться высокого (не ниже мирового) уровня качества производимой продукции, чтобы она была конкурентоспособна не только на внутреннем, но и мировом рынке.

Машиностроение в нашей стране - основной потребитель металлов, наращивает объемы производства. На отечественном портале «Сделано у нас» приведены сведения о месячном производстве в 2019 году ряда изделий:

- зерноуборочных комбайнов - 500,

- магистральных тепловозов и электровозов -

47,

- бульдозеров - 58,

- легковых автомобилей - 125 тысяч,

- 100 металлорежущих станков,

- 10 троллейбусов.

Началось серийное производство тракторов марки К - 7 «Кировец», считавшийся образцом в советском тракторостроении. Осуществляется интеграция с зарубежными фирмами, так тракторы «Кировец» будут выпускаться и с двигателями компании «Мерседес - Бенц».

Основная проблема отечественного машиностроения - достижение мирового уровня качества изделий.

Благодаря Международной организации по стандартизации ISO (International Standart Organization) принято единое понимание понятия «качество»:

- степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. А требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (ГОСТ Р ИСО 9000-2015).

Из этого следует, что качество продукции (услуг) оценивает потребитель (клиент), а производитель стремится выполнить требования потребителя, т.е. обеспечить качество.

Известно, что качество выпускаемой продукции обеспечивается соответствующими технологиями и качеством труда работников. Мы уже отмечали на примере японских фирм, что именно приверженность качеству работников приводит к

высоким экономическим показателям. Эта взаимосвязь показана на рис. 1.

Но хотели бы обратить внимание на необходимое условие достижения качества образования, труда и продукции (услуги) - это качество управления, которое «накрывает» и объединяет все элементы производственных отношений. Следовательно, при подготовке кадров, осуществлении любых технологических процессов разумно использовать общие управленческие подходы.

Рис. 1. Основы современной рыночной экономики

Во всем мире таким общим подходом считается использование системы менеджмента качества (СМК), которая базируется на фундаментальных принципах идеологии качества.

В философском понимании качество выражает целостность объекта, его внутреннюю определенность и специфичность. Можно отметить некоторые аспекты качества как социально - экономической категории. Качество напрямую связано с экономикой. Поэтому экономический аспект качества является определяющим. Но также важен и социальный аспект. Это уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния. В то же время социальный уровень человека влияет на качество его труда.

Нельзя не отметить моральный аспект качества, связанный с развитием личности, уровнем самовыражения и нравственностью.

Менеджмент качества

Предприятия, втянутые в орбиту мирового рынка, в условиях конкуренции не могут обойтись без сертификации систем управления для демонстрации гарантии качества предоставляемой продукции.

В 2015 году Международной организацией по стандартизации ISO (International Standart Organization) переработаны некоторые стандарты, относящиеся к системам управления организациями, ори-

ентированными на достижение требуемого качества продукции или услуг. Это стандарты серии ИСО 9000 являются в России национальными, например - ГОСТ Р ИСО 9001- 2015 (Система менеджмента качества. Требования).

Основная цель системы качества - тотальная борьба с «несоответствиями». Именно на переходах с этапа на этап происходят основные потери качества. Поэтому горизонтальную цепь - маркетинг, НИОКР, разработка технологии, производство, транспортировка и хранение, потребление или эксплуатация - следует считать самой главной в системе качества.

Создание системы качества - это создание системы управления горизонтальными процессами. То, что они горизонтальные - принципиально, это означает, что они должны действовать почти без вмешательства высшего руководства.

На схеме (рис.2) показан «путь» продукции или услуги от маркетинга (анализ рынка сбыта) до утилизации отработавшей свой срок изготовленной продукции. На каждом этапе жизненного цикла продукции (услуги) должен быть обеспечен требуемый уровень качества, поэтому эту модель называют еще «спираль качества».

Эта модель применима к любой деятельности: производственной, банковской, образовательной, даже законодательной. Конечно, должна быть учтена специфика деятельности организации.

Контроль, проведение испытаний и обследований

Рис. 2. Модель жизненного цикла продукции (спираль качества)

Известно, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами. Э.У. Деминг, считающийся основателем идеологии менеджмента качества, сформулировал три постулата [3]:

- любую деятельность рассматривайте как технологический процесс;

- производство должно рассматриваться как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состоянии;

- высшее руководство должно во всех случаях выступать, принимая на себя ответственность за качество продукции.

Это относится к любой организации: промышленной, финансовой, торговой и т. далее. Это относится в полной мере и к образовательным организациям.

И понятие процесса получило сейчас новое определение - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы. Процессы в организации планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.

Модель системы менеджмента качества

В стандартах ИСО серии 9000 введена рекомендация применения методологии цикла PDCA ко

всем процессам и к системе менеджмента качества в целом (не только к процессам улучшения), а также к системе экологического менеджмента.

Цикл PDCA (plan -do- chek- akt) (план - выполнение - проверка - управление) становится моделью системы менеджмента качества (СМК) [4].

Четыре стадии цикла, как показано на рис. 3 (схема из стандарта ИСО 9001 - 2015), характеризуют последовательный процесс изготовления продукции или выполнения услуги:

- планируй - разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;

- делай (выполнение) - выполнение того, что было запланировано;

- проверяй (оценивай) - мониторинг и (там где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах;

- действуй (управляй) - принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.

Рис.3. Модель системы менеджмента качества (СМК) в виде цикла PDCA

Более понятна эта модель в упрощенном представлении (рис. 4).

Разделение каждой стадии системы позволило акцентировать внимание на тех элементах, которые часто «забываются». Например, проектирование любого процесса должно начинаться с обсуждения и принятия целей и формулирования задач. К сожалению, приходится часто сталкиваться с докумен-

тами, в которых путают цели с задачами. Для любого процесса цель - это предполагаемый конечный результат процесса, а задачи - это те конкретные мероприятия (действия), которые нужно осуществить для достижения цели.

Второй элемент этой стадии - планирование способов достижения целей - это раскрытие задач.

У 2 -Принятие решений

У 1 -Анализ данных

Пр.2 -Обработк данных

Пр. 1 -

Сбор данных

П 1 -планирование целей и задач

П 2 -Планирова ние способов достижения целей

В 1 - Обучение персонала

В 2 -

Выполнение работы

П - планирование; В - выполнение; Пр - проверка; У - управление

Рис. 4. Упрощенная модель системы менеджмента качества

В стадии - выполнение - часто «забывают» продукции целесообразно производственный про-провести анализ готовности персонала к реализа- цесс начать с обучения персонала. Один из принци-ции намеченных задач. Для достижения качества пов, сформулированных Э. Демингом, заключается

в следующем: «Начните обучение на работе, включая высших руководителей, создайте систему подготовки кадров на рабочих местах. Тренинги должны быть такой же частью общего процесса, как и собственно производство».

На стадии - проверка - внимание должно быть обращено на систему сбора данных контроля и предварительную обработку полученных результатов измерений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На стадии - управление - перед принятием решений о внедрении улучшений проводится анализ результатов измерений. Целесообразно применять методы математической статистики для обработки

данных: выявить ошибки измерений, оценить величины разбросов, установить корреляцию между случайными параметрами, сравнить с аналогичными осуществленными процессами.

Длительный технологический процесс чаще всего разбивается на части (подпроцессы), которые в свою очередь делятся на операции. Это не позволяет «пропустить» какой - либо элемент процесса. На рис.5 представлена блок - схема процесса изготовления заготовок (отливок) для машиностроительного завода. Весь технологический процесс разбивается на целый ряд подпроцессов, осуществляемых в соответствующих подразделениях (отделениях).

Рис.5. Блок - схема технологического процесса изготовления отливок

Конечно, в каждом отделении формируется «свой процесс». Для них также устанавливаются конкретные цели и ставятся задачи.

Но при этом, цели всех подразделений должны «работать» на общую цель процесса. Не должно быть противоречивых и бесполезных целей отделений. Практика показала необходимость выполнения некоторых требований к целям:

■ достижимость - цель должна быть реально выполнимой;

■ измеряемость - цели должны иметь количественные значения;

■ ориентация во времени - время достижения цели,

■ взаимосвязь целей - дополнение без противоречий.

О риск - ориентированном мышлении

Одна из ключевых целей системы менеджмента качества состоит в том, чтобы она действовала как инструмент предупреждения. Понятие предупреждающего действия выражено через использование риск - ориентированного мышления при формулировании требований к системе менеджмента качества. Использование такого мышления позволяет организации :

□ определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов;

□ использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий.

Международная организация по стандартизации в новых стандартах отразила вызовы времени и

ввела требование к организациям учета и оценивания рисков [4].

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000 - 2015 под риском понимается - влияние неопределенности.

Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности. Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата.

В справочнике по управлению [5] представлено 28 возможных вариантов риска: страховой, аудиторский, инвестиционный, инфляционный, производственный, проектный и другие.

Концепция риск - ориентированного мышления прослеживалась и в предыдущей версии стандарта ИСО 9001 - 2008 через требования к планированию, анализу и улучшению. Но в связи с участившимися кризисами в экономике различных стран стандарт ИСО 9001 - 2015 устанавливает для организаций требование понимать ее среду и определять риски как основу для проектирования.

Поэтому в организации особое внимание следует обратить на применение риск - ориентированного мышления.

Однако, несмотря на указание в стандарте планирования действий в отношении рисков, стандарт не требует обязательной разработки документированного процесса менеджмента рисков. Организация вправе сама определять необходимость документа - менеджмент рисков, который может включать следующие элементы:

- анализ рынков;

- оценивание рисков;

- управление рисками;

- производственную информацию.

Необходимо же (в соответствии со стандартом

ИСО 9001 - 2015) в каждой организации определить конкретные виды рисков:

• по роду опасности (техногенные, природные),

• по сферам проявления (коммерческие, экологические, профессиональные),

• по возможности предвидения (прогнозируемые или непрогнозируемые),

• по источникам возникновения (внешние или внутренние),

• по размеру возможного ущерба (допустимый, критический, катастрофический).

Мышление, основанное на рисках, делает предупреждающие действия частью стратегического и операционного планирования, обеспечивает учет рисков на всем протяжении жизненного цикла продукции.

К основным методам управления рисками можно отнести следующие:

■ избежать риск (не попасть в ситуацию, в которой велика вероятность возникновения риска и нанесение ущерба организации);

■ признать риск и заложить потенциальный ущерб в бюджет и никак с этим риском не бороться;

■ разделить риск с другими (заказчиками, поставщиками, со страховыми компаниями); (российские предприниматели часто разделяют риски со своими сотрудниками, снижая им зарплату );

■ смягчить риск, проведя предупреждающие действия;

■ снизить вероятность возникновения негативного события, проведя комплекс предупреждающих мероприятий;

■ передать риск другой стороне (застраховать собственные возможные убытки или ответственность за причиненный ущерб).

Организация должна вести документированную информацию по менеджменту рисков, накапливая опыт по управлению рисками.

Стратегия управления рисками должна заключаться в выборе конкретного пути воздействия на риск (программы работ, ответственные и т.п.).

Мышление, основанное на рисках, снижает вероятность отрицательных результатов и способствует достижению целей. Определение рисков и возможностей повышает результативность СМК организации. Эта идеология относится к потенциальным рискам, то есть таким, которые могут и не возникнуть. Как только они начинают проявляться, они переходят в разряд возникших проблем.

Целесообразно освоить системный подход в риск - ориентированном мышлении. Рекомендуем воспользоваться известной идеологией SWOT -анализа, построив систему подхода к проблеме следующим образом:

Потенциальные внешние риски (исключим техногенные)

A. Системные (законодательные, правовые, нормативные) Б. Технологические (принципиальное изменение конструкций, технологий)

B. Договорные (с потребителями, поставщиками, партнерами, конкурентами).

Предупреждающие действия

A. Отслеживание новых правовых и нормативных документов, постоянный контроль выполнения обязательных требований. Создание портфеля «откликов» на возможные внешние риски.

Б. Отслеживание возможных принципиальных конструктивных и технологических новшеств. Сопоставление с действующими конструкциями и технологиями, а также с собственными разработками.

B. Поддерживать информацию о запасных (альтернативных) договорных организациях.

Потенциальные внутренние риски

A. Аварии

Б. Кадровые

B. Финансовые

Г. Технологические

Предупреждающие действия

A. Отслеживание сроков проведения предупредительных ремонтов, замены оборудования.

Б. Отслеживание сроков повышения квалификации персонала, соблюдения договорных отношений с учебными заведениями.

B. Отслеживание выполнения финансовых договоров, выплат по кредитам, проведения аудитов.

Г. Отслеживание технологических новаций по всем элементам жизненного цикла продукции (рис.2).

Осуществление такого системного анализа позволит организации всегда оставаться конку-рентноспособной и сохранить свои позиции на рынке. Системный анализ рисков должен стать одним из элементов системы менеджмента качества (СМК).

Опасность проявления рисков, прежде всего, на этапах взаимодействия подразделений предприятия (организации). Известный американский предприниматель Билл Лус так сформулировал проблему потенциальных производственных рисков:

«В книжках по бизнесу принято изображать компании в виде пирамид, видимо, для того, чтобы

подчеркнуть их устойчивость и незыблемость в веках. На самом деле компании напоминают скорее охапку кольев, связанных наверху, где каждый кол - это функциональное подразделение. И главная проблема менеджмента, и прежде всего менеджмента качества, - превратить этот частокол во взаимосвязанные процессы».

На большинстве российских предприятий и организаций осуществляется функциональное управление, в котором менеджеры не имеют всех полномочий для решения вопросов на своем уровне. Такие организации напоминают скорее охапку снопов, связанных наверху, где каждый сноп - это функциональное подразделение (рис.6). Так выглядит, например) учебный процесс, в котором каждая дисциплина со своим преподавателем -это «сноп», отделенный от другой дисциплины.

Рис. 6. Функциональная структура организации

Главная проблема менеджмента, и прежде всего, менеджмента качества, превратить эти отдельные замкнутые структуры в единое целое в рамках выполнения общего технологического процесса (рис.7).

Многие специалисты отмечают следующие недостатки функционального управления: □ большое количество согласований;

□ стремление руководителей к увеличению персонала;

□ узкая специализация сотрудников и подразделений;

□ боязнь ответственности руководителей;

□ недостаточность полномочий;

□ слабая ориентация на конечный результат.

Функциональные барьеры

Рис. 7.

Схема интегрированного процесса, разрушающего барьеры между структурными подразделениями

При переходе на процессный подход назначается «владелец» процесса, который наделяется всеми необходимыми полномочиями. Создается «команда» процесса вне зависимости от официальных должностей сотрудников. Владелец процесса должен управлять цепочкой процессов жизненного цикла продукции от исследования рынка до передачи ее заказчику. Это должно приводить к созданию структуры межфункциональных (интегрированных) процессов в организации, которые позволяют устранить функциональные барьеры, существующие в структуре управления (рис.7).

В продвинутых организациях XXI века процессный подход в сочетании с командной формой организации работ становится стилем жизни. Речь идет о феномене процессного мышления, т.е. такого взгляда на мир, который превращает все видимое в этом мире в процессы [6]. Известный японский специалист в области качества К. Исикава отмечал, что «идеальное состояние менеджмента качества - когда процесс уже не требует контроля».

При сертификации СМК организаций, прежде всего, оцениваются возможности ее процессов гарантировать требуемое качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги. Оценка уровня управления технологическими процессами является базовым критерием в национальных конкурсах по качеству, в том числе Премии Правительства Российской Федерации, введенной в 1996 году.

Заключение

Целесообразность внедрения приверженности качеству и процессного подхода подтверждена высокой конкурентной способностью многих российских и зарубежных организаций, сделавших эти принципы основой своей деятельности. Теперь дело за внедрением риск - ориентированного мышления работников, прежде всего руководителей. Начать нужно с определения факторов, которые могут привести процессы организации к отклонению от запланированных результатов. Всем нужно научиться использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий.

Литература

1. Пшенников В.В. Японский менеджмент. Уроки для нас. М.: Япония сегодня. 2000. 334 с.

2. Пугач В.Ф. Лица с высшим образованием: особенности динамики в советский и постсоветский периоды. Alma mater (Вестник высшей школы). // 2017. №12. С. 27 - 30.

3. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. «ЭКСМО». М. 2006. 538с.

4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р ИСО 90012015 Системы менеджмента качества. Требования. ВНИИС. М.2015.39с.

5. Жук И.Н. Управление: словарь - справочник. «АНКИЛ» г. Москва. 2008.1023 с.

6. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения. // Качество и жизнь. 2015. №4. С.37-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.