Различные мероприятия, формы и методы проведения социально-культурного проекта «Чистое слово», апробированные в Кемеровском государственном университете культуры и искусств, показывают их эффективность в деле привлечения общественного внимания, прежде всего, молодежи, к проблемам сохранения чистоты русского языка и необходимости повышения уровня речевой культуры. Проект на самом деле вышел за рамки нашего вуза и позволил охватить более широкие социальные слои: и школьников (выступающих в роли слушателей в лекториях), и жителей города (читающих листовки, расклеенные по городу), и самих студентов (как непосредственных участников проекта внутри университета и за его пределами). Опыт проведения проекта может быть широко использован в образовательных учреждениях различных уровней.
СЛУШАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О РОЛИ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ В ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
2 марта 2010 года по инициативе комиссии Общественной палаты Кемеровской области по культуре и духовно-нравственному воспитанию прошли общественные слушания, посвященные рассмотрению роли религиозных конфессий в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Редакция журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» публикует основные выступления, прозвучавшие на заседании.
Открывая заседание, Т. О. Алексеева, секретарь Общественной палаты Кемеровской области, член Общественной палаты РФ, президент Кузбасской ТПП, отметила чрезвычайную важность обсуждаемого вопроса. В деле воспитания молодежи роль религии нельзя переоценить. Но духовно-нравственное воспитание - задача не только религиозных лидеров. Это обязанность родителей, воспитателей, учителей и обычных граждан. В результате последних общественных слушаний по вопросу патриотического воспитания граждан мнение общественности было услышано, и при администрации Кемеровской области был создан Координационный совет по патриотическому воспитанию граждан Кемеровской области.
В выступлении заместителя губернатора Кемеровской области С. А. Муравьева было отмечено, что в последнее время в стране сложилось несколько негативных тенденций: общая нравственная деградация общества, резкое снижение воспитательного воздействия семьи, деградация и нравственное выхолащивание государственной системы воспитания, разрушение сознания средствами массовой информации. Объясняет возникновение этих тенденций ряд причин: ценностная деградация системы образования, ее несоответствие государственной информационной политике, противоречащей традиционным духовным ценностям, несовершенство законодательства, развитие предпринимательства, основанного на эксплуатации человеческих пороков, коррупция в органах власти. Все эти негативные явления приводят к возникновению многочисленных социальных проблем. Так, например, не удается удержать рост количества детей-сирот, причем большая их часть - сироты при живых родителях. Кроме того, у нас появилось новое поколение детей, родители которых никогда не работали и жили лишь на пособия.
Епископ Кемеровский и Новокузнецкий, член комиссии по культуре и духовно-нравственному воспитанию, Аристарх в своем выступлении подчеркнул идею о том, что именно от нравственности зависит наше будущее. Религиозные конфессии - это духовный стержень государства. Пренебрежение вопросами духовной жизни и нравственных ценностей ведет к моральному разложению. Поэтому должна иметь место уравновешенная ответственность, которая раскрывает человеческий потенциал. Без нравственных приоритетов никакое благополучие не принесет человеку истинного счастья. Для морального благополучия нации необходимо сочетать права человека с нравственными идеалами.
Муфтий духовного управления мусульман Кемеровской области Т. А. Бикчантаев отметил, что сейчас появилось новое значение слова «свобода», предполагающее употребление алкоголя, курение, распутное поведение. Телевидение постоянно показывает сцены насилия и неподобающего поведения. Употребление различных дурманящих веществ стало одной из самых серьезных проблем современности. Алкоголь и наркотики превратились в средство побега от своих проблем. Источник всех бед - в том, люди потеряли веру в Бога. Без Бога человек слаб. При отсутствии духовного стержня человеком овладевает зло. Россия нуждается не только в экономическом росте, но и в духовном обновлении. Необходимо, чтобы существовала гармония между идеалами семьи, государства и общества.
Настоятель прихода Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии Римско-католической церкви отец Энтони Мэтью Чарльз Бранаган подчеркнул, что поведение человека во многом зависит от его веры. Если бы все соблюдали заповеди, то мы жили бы в мирном благополучном обществе. Представителям всех конфессий необходимо работать вместе, чтобы противостоять тем негативным явлениям, которые встречаются повсеместно в стране и в мире. Католики приехали в Кузбасс в 1997 году и прежде всего встретились с епископом Сафронием, который подчеркнул тогда, что необходимо бороться с влиянием Запада.
Председатель Совета общины местной иудейской религиозной организации «Еврейская община г. Кемерово» Е. Н. Маркин отметил, что 90-е годы подарили нам поколение, взращенное на полном безверии и извращенной идеологии. Хотя сейчас молодые люди и возвращаются к религии, они не молятся столько, сколько положено, а слово Бога должно быть в каждом доме. В иудаизме мужчина и женщина - единое целое, и реализоваться они могут только вместе. Слова «мужчина» и «женщина» состоят из двух букв. Первая - «огонь», вторая - «Бог». Если Бога в душе нет, то ее пожирает огонь. У России была кровавая история. Сейчас появились некие предпосылки к возрождению, но необходимо не упустить свой шанс.
Г. М. Соловьева, председатель комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики Совета народных депутатов Кемеровской области, высказалась в поддержку идеи о введении религиозного образования в средних школах. Посещение воскресных школ может стать хорошим опытом для любого ребенка.
Советник муфтия Духовного управления мусульман Кемеровской области Р. Ш. Яралиев отметил, что ни в одном городе не существует места, куда бы могли прийти мужчина и женщина, желающие вступить в брак, и получить ответы на все интересующие их вопросы. Сейчас молодое поколение просто не знает, как нужно вести себя в семье, какие обязанности лежат на муже и жене. В органах ЗАГС должны работать представители конфессий, которые смогут дать советы молодоженам. Кроме того,
необходимо привлекать священников к разрешению семейных конфликтов, в том числе к бракоразводным процессам.
Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии иерей Андрей Мояренко сообщил, что с 2012 года в России будет введено обязательное религиозное воспитание в школах, но подготовку необходимо начать уже сейчас. В КемГУ уже существует кафедра теологии, основы религиозных культур необходимо вводить на курсах повышения квалификации педагогов.
Член Совета Молодежного парламента Кузбасса А. Титаев высказал мнение, что в России происходит американизация общества, молодежь живет по принципу «бери от жизни все». Причина - влияние средств массовой информации, которые являются мощным средством пропаганды, не зря их называют «четвертой ветвью власти».
Ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусства, профессор Е. Л. Кудрина подчеркнула важность введения религиозного воспитания и в вузах. В области создан Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию молодежи, однако работу в нем необходимо активизировать.
Член Комиссии по культуре и духовно-нравственному воспитанию Г. А. Евланов отметил, что в 90-е годы возник ряд серьезных проблем в духовно-нравственной и сфере, и решать их необходимо незамедлительно, так как потом эти проблемы глубоко укоренятся в обществе.
Член Совета Молодежного парламента Кузбасса З. В. Любов рассказал, что месяц назад Молодежный парламент посещал муниципальные школы, и выяснилось, что у учеников имеются серьезные пробелы в сфере гражданского образования, а ведь из школ должны выходить настоящие члены общества, которые знают свои гражданские права и обязанности.
По итогам общественных слушаний были разработаны рекомендации, которые направлены в органы законодательной и исполнительной власти.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕПИСКОПА АРИСТАРХА, УПРАВЛЯЮЩЕГО КЕМЕРОВСКОЙ И НОВОКУЗНЕЦКОЙ ЕПАРХИЕЙ «РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
Сохранение традиционных нравственных ценностей во все времена было важной частью церковной и общественной жизни, поскольку от их состояния напрямую зависит будущее любой страны и ее народа. Для сохранения традиционных нравственных ценностей и их стойкости перед лицом любых испытаний жизненно необходимо, чтобы мировоззрение человека стало не просто неким обрамлением мирской жизни, но центром, эталоном всех его поступков, мыслей и слов. Поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения и роль религиозных конфессий и государственных структур в этом как никогда оказываются востребованными.
Влияние традиционных религиозных конфессий осуществляется через их присутствие в жизни общества. Конфессии имеют попечение обо всем, что затрагивает душу человека, и именно поэтому они активно противостоят вражде и разделениям, осуждают
безнравственность и преступность, поднимают свой голос в поддержку обездоленных и страждущих, заботливо опекают молодое поколение.
Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину, мало знать сухие исторические факты. Для этого нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели. Нужно помнить о высшей ответственности перед Богом и людьми. В этом состоит значение традиционных религиозных конфессий. Они неизменно поддерживают инициативы государства и общества, направленные на патриотическое и нравственное воспитание молодежи, поддержку семьи, материнства и детства.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на встрече 4 сентября 2009 года в храме Христа Спасителя отметил: «Вместе с мусульманским миром и другими традиционными религиями православные сегодня стараются громко свидетельствовать, что игнорирование духовной жизни и традиционных нравственных ценностей превращают свободу человека в произвол, в раскрепощение греха и человеческого инстинкта и что этот путь губителен для человечества, - подчеркнул Святейший Патриарх. - Только свобода, уравновешенная нравственной ответственностью, а для верующих людей уравновешенная ответственностью перед Богом, является свободой, способной раскрывать человеческий потенциал и не наносить ущерба человеческим отношениям и окружающей среде».
Религиозное мировоззрение в лице конфессий возвещает: без внимания к духовным основам жизни, без нравственных приоритетов никакое внешнее благополучие, никакие знания и технологии, никакие вещи и деньги, никакая власть и сила не способны дать человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия. Мир в душе человеческой, мир в семьях и в коллективах соработников, мир в стране и во всем мире немыслим без возрождения духовной жизни.
Религиозные конфессии утверждают необходимость сочетания прав человека с поддержкой традиционных нравственных ценностей в обществе. Существуют нравственные ценности, которые признаются абсолютным большинством религиозных традиций мира. Чтобы сверить свои выводы с другими религиозными традициями, Русская православная церковь провела в 2007 году ряд консультаций. В июле в Москве прошел саммит религиозных лидеров, в котором участвовали представители многих традиционных религий мира из 49 стран. Мы убедились, что большинство религиозных традиций мира совпадают в определении контуров нравственных ценностей.
Что же делать, если есть люди, несогласные с традиционной моралью, которой придерживается большинство людей планеты? Ведь демократия является особенно чувствительной к тому, чтобы в обществе люди разных взглядов не подвергались дискриминации. Этот вопрос подводит нас к рассмотрению того, каким традиционные конфессии, в том числе и Московский патриархат Русской православной церкви, видят механизм воздействия религии на формирование международных и национальных норм и ценностей.
Люди понимают необходимость сохранения в жизни общества непреходящих ценностей. Отсюда главная задача образования и воспитания - научить каждого человека следовать указаниям совести. Это дает возможность укрепить в обществе духовно-нравственные нормы. Вот почему Церковь стремится к тому, чтобы и образовательный, и воспитательный процессы основывались на тех вечных идеалах и ценностях, которые давали бы импульс к созидательной, творческой деятельности.
Другой фундаментальной ценностью является любовь к Отечеству. Что может соединить нас, таких разных людей, нередко относящихся к разным этносам, религиям, людей разных политических взглядов? Патриарх Кирилл считает, что нравственная доминанта и любовь к Отечеству должны составлять суть национальной идеи. Если нравственное состояние общества для нас перестанет быть делом второстепенным, а станет приоритетным, если любовь к Отечеству - это тот фундамент, на котором мы объединяемся, и всякая проповедь, направленная на разрушение патриотизма, будет недопустимой в нашем обществе, то мы сделаем очень многое.
Как в Кузбассе, так и стране в целом проблема сохранения духовных ценностей остается по прежнему очень острой, но без ее решения страна будет слабеть с каждым днем.
Вот некоторые данные, которые могут обрисовать результат утраты духовных ценностей на примере демографического кризиса в России. Данные печальные. В России сейчас распадается каждый второй брак. 70 % разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав. По самым скромным подсчетам, совершается более трех миллионов абортов в год. Эти данные показывают, что демографическая ситуация в России просто катастрофическая.
Сегодня как никогда нам необходимо серьезно задуматься о последствиях, к которым может привести разрушение семей. Очевидно, что между состоянием семьи и общества существует прямая зависимость. Поэтому наш долг - всеми силами противостоять нравственному растлению, убивающему семьи - клетки нашего единого организма -России.
Может ли современная семья в полной мере справиться с этой задачей? Думается, что нет. Еще одной важнейшей задачей для всего нашего общества является решение проблемы детей, воспитывающихся в приютах и детских домах.
Если мы не хотим, чтобы процесс демографического кризиса или самоликвидации наших народов продолжался, государственные и региональные структуры власти должны дать детям здоровое духовное воспитание. Именно здесь религиозные конфессии могут оказать государству большую и многообразную помощь.
Факты и современное положение страны в условиях нравственного распада, когда наркомания стала болезнью молодежи, когда беспорядочные половые связи превращаются в норму поведения, когда создание семьи и воспитание детей перестали быть приоритетом для молодых людей, позитивная нравственная роль религиозного воспитания становится особенно очевидной. Все традиционные религии воспитывают в человеке чувство ответственности и долга, настаивают на важности создания полноценной и крепкой семьи, рождения и воспитания детей. Именно религия на протяжении веков давала человечеству силы для воспроизводства и умножения. И отказ от религии становится причиной того, что целые нации оказались под угрозой постепенного исчезновения.
Тяжелейший демографический кризис, охвативший большинство стран Западной и Восточной Европы, имеет духовные корни. В его основе - отказ от традиционного понимания семьи как основы человеческого бытия.
В чем смысл семьи? В том, чтобы ребенок научился доброте и любви. Только в семье ребенок может научиться любви. Любовь - такое качество, которое нельзя привить через
информацию. Нельзя сказать о ней, она должна быть прочувствована. Как и доброта. Поэтому в христианских конфессиях семья называется малой церковью, проповедуется семья как Божие установление, самое основное и великое.
Существенную помощь для создания положительного образа семьи могут оказать уроки религиозного воспитания, в том числе и в светской школе. Лишая детей права на религиозное воспитание, мы лишаем их будущего, а свои страны и народы обрекаем на медленное вымирание.
Вопрос о религиозном образовании в школах приобретает сегодня особую остроту и актуальность - как в России, так и в Кузбассе. В современных условиях проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает стратегическое значение. Как вы хорошо понимаете, нынешняя молодежь, и дети в первую очередь, испытывают массу негативных влияний со стороны, размывающих духовные, нравственные, моральные ориентиры, и с этим влиянием необходимо бороться всеми силами и средствами. В этой связи, неотложными задачами становятся воспитание детей и молодежи на основе приоритета духовно-нравственного воспитания на региональном уровне, усиление роли духовного фактора в жизни Кузбасса.
Именно поэтому наблюдаемое иногда желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, изъять ее из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, несомненно, должно быть признано деструктивным явлением.
Зададимся вопросом: в чем вред религиозного образования? Что плохого может дать ребенку религия? Нередко недопустимость религиозного образования в светской школе мотивируют существованием в мире или стране различных религий: то есть, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов или розни на религиозной почве, лучше всего вовсе исключить религиозную компоненту из учебного процесса. Эту аргументацию следует признать несостоятельной и опасной. Атеизм не может служить общим знаменателем для всех религий. Кроме того, традиционные религии мира, будь то христианство, иудаизм или ислам, не являются сами по себе источником конфликтов. Они могут становиться таковыми, если религиозные идеи берут на вооружение террористы, экстремисты и радикалы разных мастей.
Важно прививать детям разных вероисповеданий уважение друг другу. Это уважение невозможно сделать, просто умалчивая о религии в школе. Каждый ребенок должен иметь право знать о своей религии, о религии своих родителей и предков. По достижении совершеннолетия или раньше он может отказаться от религии - это, в конечном счете, дело его свободного выбора. Но заведомое лишение его права на изучение религии противоречит закону свободы вероисповедания. Права ребенка должны соблюдаться и быть защищены, но прежде всего - право не быть развращенным, право быть воспитанным в той культурно-религиозной и национально-исторической традиции, к которой ребенок принадлежит по рождению.
В отношении преподавания «Основ духовно-нравственной культуры» отмечу: мы выступаем за то, чтобы дети, крещенные в православной церкви, а их во многих регионах более 90 %, могли знать основы своей религии. Если мы обратимся к нашей истории, то увидим, что самым действенным средством воспитания нашего народа были святые, подвижники благочестия, герои духовности и патриоты страны. Что значит одно только имя преподобного Сергия Радонежского! Житие и пример святого благоверного князя
Александра Невского пленяет и покоряет, прежде всего, святостью, благородством и красотой его души, а поэтому важно знать и понимать, в чем именно проявляется эта красота и святость. Введение предмета «Основы духовно-нравственной культуры» в школьную программу явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества и особенно его молодого поколения.
Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождение Вселенной, появление человека. Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейскую теорию происхождения мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, только возвышает его, а если кто-то хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этого другим.
Уважительное отношение к свободе человеческой личности является неотъемлемой частью цивилизованного общества. В связи с этим хотелось бы отметить, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований, относятся в России верующие христианских конфессий.
Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской православной церкви готова на основе принципа социального партнерства приложить свои усилия для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, развития духовного потенциала Кузбасса.
В рамках Соглашения с администрацией Кемеровской области, подписанного 12 января 2007 года губернатором Кемеровской области А. Г. Тулеевым, создание православных гимназий, преподавание в школах, вузах, губернаторских учебных заведениях «Основ православной культуры» обозначено как важное действие, нужное для решения вопроса духовно-нравственного воспитания в Кузбассе.
В. В. Путин сказал: «Мы придаем большое значение усилиям Русской православной церкви по развитию межрелигиозного диалога и сотрудничества, упрочению веротерпимости. У государства и Церкви всегда будет обширное поле для сотрудничества и в вопросах укрепления нравственности, и в воспитании молодого поколения, и, конечно, в сохранении отечественного духовного и культурного наследия».
Многие из проблем имеют нравственное измерение. Мы постоянно говорим о человеческом факторе. В последнее время уже страшно становится от такого количества техногенных катастроф. Их анализ приводит нас к человеческому фактору, а человеческий фактор - это, в первую очередь, внутреннее состояние человека.
Христианство видит высшее предназначение хозяйственной деятельности в построении такого общества, в котором человек имеет возможность реализовать свой профессиональный и духовный потенциал независимо от социального положения или политических взглядов.
С этой точки зрения очевидно, что выстраивание государством приоритетов социально-экономической политики должно происходить не только на основе технократических методов принятия решений и выражаться не только в росте статистических показателей общественного благосостояния. Рост доходов и сиюминутная коммерческая выгода сами
по себе не могут служить главной целью модернизации, а тем более - основным индикатором общественного благополучия. Важно увидеть перспективу и стратегические цели модернизации - сбережение народа, возрождение и развитие его творческого потенциала с опорой на духовное богатство российской культуры, на ее уникальные достижения. Успешное движение вперед невозможно без опоры на традиционные духовные ценности российской цивилизации, без заботы о духовном состоянии личности. Слепое упование на то, что экономический рост станет панацеей от всего комплекса социальных проблем, порожденных современностью, стратегически бесперспективно. Опыт человечества показывает: ни одну серьезную проблему нельзя решить при помощи только экономических инструментов, оторванных от духовных основ человеческого бытия.
Важно отметить, что, по мнению Патриарха Кирилла, о необходимости модернизации страны первой заговорила Церковь несколько лет тому назад - в рамках Всемирного русского народного собора. Здесь было отмечено, что модернизация - это не только экономическая реформа, не только технологическое переоснащение российской экономики, не только современная инфраструктура - это, в первую очередь, построение новой системы отношений между людьми, в том числе и в бизнесе, в промышленности, в образовании, в науке, которая бы основывалась на нашем национальном нравственном фундаменте. Государство, Церковь, деловые круги, основные производители - люди труда, работники промышленности и сельского хозяйства, все общество в целом - должны максимально содействовать реализации положительного потенциала отечественной экономики. Но добиться позитивного результата возможно только объединившись вокруг базовых этических ценностей. При этом Святейший Патриарх обратил особое внимание на то, что «верность традиционным ценностям не означает отсталости или отказа от модернизации государства и общества». Эти начала «можно и нужно сочетать», убежден предстоятель Русской православной церкви.
Если наш народ не будет здоровым физически и духовно, если он не будет сильным, если не возродится в прямом смысле этого слова, то тогда возникает вопрос: а для кого экономика, для кого эти трубопроводы, для кого новые технологии?
Да поможет нам Бог в этом созидании добра, в надежде на то, что Господь поможет нам преодолевать скорби, временные испытания и обрести полноту жизни.