Научная статья на тему 'Слухи как элемент интернет-пространства в условиях информационного общества'

Слухи как элемент интернет-пространства в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1137
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХИ / ИНТЕРНЕТ / ИННОВАЦИОННЫЕ СМК / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куликов Евгений Михайлович

В статье представлен авторский взгляд на проблему функционирования слухов в условиях прогресса коммуникативных технологий информационного общества. Автор рассматривает особенности слухов, позволяющие им успешно адаптироваться к новым социокоммуникативным реалиям XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Куликов Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слухи как элемент интернет-пространства в условиях информационного общества»

УДК 316.77 К903

Куликов Евгений Михайлович

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Кубанского государственного университета тел.: (988) 248-06-82

СЛУХИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация:

В статье представлен авторский взгляд на проблему функционирования слухов в условиях прогресса коммуникативных технологий информационного общества. Автор рассматривает особенности слухов, позволяющие им успешно адаптироваться к новым социокоммуникативным реалиям XXI в.

Ключевые слова: слухи, Интернет, инновационные СМК, коммуникативные технологии, информационное общество.

В современном обществе управление и контроль над коммуникативными потоками приобретают решающее значение. Владение средствами передачи социально значимой информации позволяет влиять на сознание и поведение аудитории в нужном для коммуникаторов направлении. Однако наряду с официальным рынком информации существует и теневой, неформальный рынок, своего рода альтернатива масс-медиа. Здесь существенную роль играют слухи - недостаточно проверенные сведения неизвестного происхождения, передаваемые в процессе межличностного общения [1, с. 12-16].

Слухи - такой же элемент системы массовых коммуникаций, как и СМИ. Слухи, как и масс-медиа, борются за вещательную инициативу, за то, чтобы донести до аудитории определенные оценки, интерпретацию событий. В отличие от СМИ, слухи прочно интегрированы в систему «горизонтальных коммуникаций», они функционируют в большинстве случаев в процессе межличностного общения, обмена мнениями в малых группах. Именно такая социокоммуникативная ситуация была характерна для традиционного общества, когда взаимодействие аудитории со сМи строилось по принципу пассивного потребления информации, а межличностное и групповое общение людей носило непосредственный, а не виртуальный, опосредованный характер.

Вместе с тем, прогресс коммуникативных технологий, информатизация и глобализация информационного пространства привели к возникновению нового типа общества. Для его характеристики обычно используется термин «информационное общество». В этом обществе производятся и функционируют информационные технологии, необходимые для работы с данными и знаниями, лежащие в основе развернутой инфосферы, позволяющей создавать, поддерживать и развивать гигантский комплекс информационных ресурсов, обеспечивающий динамическое развитие общества. Возникают развитые информационные потребности людей, а на их основе формируется высокая информационная культура. «Прорыв» в информационное общество происходит в условиях ускоренной автоматизации и роботизации [2, с. 36-37].

В связи с увеличением общей численности телеканалов и радиостанций, появлением новых газет и журналов, ростом возможностей Интернета остается меньше географических регионов, не подпадающих под влияние системы массового распространения сообщений. Возрастает интенсивность передачи информационных потоков, практически все население включается в медиасистему. Развитие, интенсификация СМК в XXI в. приводят к тому, что подавляющее большинство людей оказываются включенными в контекст воздействия того или иного СМК, а то и нескольких одновременно. Указанная тенденция наиболее актуальна для мегаполисов и крупных городов, где население испытывает значительное информационное воздействие. Таким образом, аудитория СМК, находясь в зависимом положении, практически не в состоянии приостановить рост транслируемых на нее сообщений, так как идет конкурентная борьба за показатели достижимости аудитории, наращивается общее количество сообщений, что должно, по мысли коммуникаторов, обеспечить успех деятельности того или иного СМК.

Ключевую роль в информационном обществе играет глобальная сеть Интернет, объединяющая различные регионы, этносы, культуры, государства в единую социокоммуникативную реальность XXI в. [3]. В.Л. Силаева отмечает, что из специализированной компьютерной сети

Интернет за короткий срок приобрел признаки социальной системы. Подобно тому, как Земля населена миллионами людей, Интернет «населяют» миллионы компьютеров, которые благодаря использованию единого протокола обмена информацией, особой системе адресации (IP-адреса, доменные имена) идентифицируют и находят друг друга. Взаимодействие в сети Интернет привело к появлению множества «виртуальных миров», субъектами которых являются реальные и виртуальные личности, группы и общности. Реальные общности и группы в Интернете, как правило, представляют собой первичные социальные группы, сформированные в реальной жизни и представленные на сайтах, форумах, блогах, созданных для анонсирования и обсуждения мероприятий, проводимых этими общностями и группами, а также для коммуникации их членов. В наиболее общем виде структура сети Интернет такова:

1. Сайт - определенное своим адресом (называемым ссылкой) место в Интернете, на котором располагается тематическая информация. Сайт может состоять из одной или многих страниц, каждая их которых, при условии тематического выделения, может также называться сайтом. В социальном смысле сайт является СМИ или средством саморепрезентации владельца сайта.

2. Форум - инструмент интернет-коммуникации, расположен как страница сайта или как отдельный сайт. Он состоит из сообщений, имеющих имя автора, тему и содержание, вносимых в соответствующие поля для отсылки, и представляет собой древовидную структуру из ряда сообщений и ответов на них. Владелец форума называется модератором, в его компетенции входит возможность удалять сообщения и комментарии, а также допуск и запрет участия пользователей. В социальном смысле форум является общественным, относительно демократичным средством коммуникации.

3. Блог - аналог дневника, который ведется на личном сайте или на сайте, специально предназначенном для ведения блогов, с возможностью публичного или приватного (для определенных пользователей) чтения и комментирования другими пользователями. Сообщества в блогах похожи на форум по структуре и контенту. Личный блог отличается от форума тем, что сообщения в нем оставляются только одним пользователем и в социальном смысле он является местом саморепрезентации автора блога.

4. Чат - сайт, предоставляющий возможность обмениваться текстовыми сообщениями сразу нескольким пользователям в режиме реального времени. В социальном смысле чат является коммуникационным каналом, местом саморепрезентации, а также моделирует одновременное присутствие пользователя среди определенного количества знакомых и незнакомых людей.

5. ICQ - компьютерная программа, предоставляющая возможность обмениваться текстовыми сообщениями двум пользователям в режиме реального времени. ICQ обеспечивает поиск пользователей по интересам или существующим контактным данным. В социальном смысле она является коммуникационным каналом, а также моделирует соприсутствие двух пользователей [4, с. 101-104].

Итак, глобальная сеть Интернет обладает достаточно сложной структурой, являющейся неким отражением традиционной системы коммуникаций общества. Здесь представлены как интернет-СМИ, так и элементы межличностного и группового общения людей. Ясно, что каждый из вышеперечисленных элементов по-разному интегрирован в информационную систему, и обладает различными стандартами достоверности информации (или вовсе не обладает таковыми). Как известно, одним из факторов генезиса слухов является именно «низкое» качество информации, то есть слух - это информация, на которую не распространяются общепринятые стандарты достоверности. Наибольшим «потенциалом» в деле распространения слухов обладают чаты и форумы, где коммуникаторы зачастую скрываются под различными «никами», затрудняющими их идентификацию. Естественно, у многих велик соблазн распространять недостоверную, а иногда и откровенно ложную, провокационную информацию, не опасаясь морального осуждения собеседников. Именно в этих интернет-ресурсах, как показал анализ событий массового распространения слухов в 2007-2010 гг., и начинался «вброс» провокационной информации и происходило ее дальнейшее муссирование.

Не секрет, что перспектива распространения слухов посредством интернет-коммуникации «притягивает» тех, кто занимается созданием искусственных слухов для достижения различных целей, в том числе антисоциального характера. Обезличенность и практически полная свобода коммуникации в Интернете привлекает тех, кто заинтересован в создании слухов и воздействии на аудиторию. Так, экстремистские движения стараются посеять панику, массовый психоз, актуализировать фобии в обществе, конкурентные компании - ухудшить имиджевые показатели конкурентных коммерческих структур, а отдельные неадекватные личности - «показать себя», продемонстрировать всем свои комплексы. Список заинтересованных агрессивных коммуникаторов можно продолжать.

Интерес к горизонтальной коммуникации многократно возрос после того, как учеными был констатирован факт существования «информационных фильтров» аудитории. Не секрет, что эффективность традиционных каналов коммуникации падает с каждым годом. Основная причина - так называемая информационная перегрузка людей. Ситуацию в коммуникационных системах современного общества можно сравнить с тем, что происходит на автомобильных дорогах крупных мегаполисов. С каждым годом увеличивается число автомобилей, дорожная сеть не справляется с все возрастающим потоком транспорта, повсеместно в крупных городах возникают пробки. Аналогичная ситуация сложилась и в сфере коммуникаций. В надежде преодолеть «информационные фильтры» коммуникаторы используют комментарии, обмен мнениями, общение непосредственно между людьми. В связи с этим слухи прочно интегрировались в систему массовых коммуникаций общества, привлекая внимание своим подчеркнуто неофициальным, доверительным характером (в представлениях аудитории).

И если раньше необходимо было предпринимать экстраординарные усилия для запуска искусственных слухов (или модификации в нужном для коммуникатора направлении спонтанно возникших слухов), то теперь Интернет создает благоприятные условия для управления аудиторией посредством слухов. Итак, за счет использования слухов в качестве способа массовокоммуникативного воздействия происходит повышение его эффективности. Вместе с тем, данная ситуация не может не вызывать опасения, так как посредством Интернета уже неоднократно «запускались» панические слухи, грозящие дестабилизацией социального порядка. Это не может не вызывать опасения, так как общество не обладает в настоящий момент какими-либо адекватными инструментами контроля и управления глобальной сетью Интернет, что порождает ощущение вседозволенности у агрессивных коммуникаторов.

Ссылки:

1. Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социологические исследования. 1995. № 1.

2. Туронок С.Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. № 2.

3. Еляков А.Д. Современная информационная революция // Социологические исследования. 2003. № 10.

4. Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. 2008. № 11. С.101-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.