ингредиентов в воде, а также данные по эффективности их применения по сравнении» с общепринятыми методами.
Как видно из таблицы, фотоколориметрия сравнительно с применяемыми методами обеспечивает увеличение чувствительности определений: растворенного в воде кислорода, свободного хлора, сульфатов, окисляемости, солей кальция и магния в 2,2—5,8 раза, аммиака в 1,6—2,1 раза, нитритов с реактивом Грисса в 4,5—6,5 раза, с метафенилендиамином в 2—6 раз, железа в 2,4—3 раза, марганца в 2,1—3,2 раза, свободного хлора с ортотолидином в 6—7,5 раза.
Указанное увеличение чувствительности наблюдается в случае применения при фотоколориметрическом исследовании оптимальных светофильтров, характеристики которых применительно к анализу воды приводятся в таблице. Светофильтры подбираются на основании максимальной спектральной чувствительности колориметрических реакций, применяемых в анализе.
Следовательно, применение фотоколориметрических методов анализа требует: 1) знания спектральной чувствительности колориметрических реакций, применяемых при анализе; 2) выявления тех участков спектра, которые максимально поглощаются определяемым веществом; 3) подбора оптимальных светофильтров, наиболее полно пропускающих те участки спектра, которые максимально поглощаются определяемым веществом
Поступила 8/VI 1954 г.
СЛУЧАЙ ОТРАВЛЕНИЯ ПРЕПАРАТОМ ДДТ
. Врач Т. Р. Петрова Из Курганинской районной больницы Краснодарского края
ДДТ, как известно, является чрезвычайно эффективным инсектицидом. Принято считать, что при соответствующих мерах предосторожности ДДТ не причиняет никакого вреда. В доступной нам литературе мы нашли описание лишь одного случая отравления препаратом ДДТ лаборанта, которому дважды в течение нескольких минут приходилось перемешивать руками ДДТ. Наблюдавшийся нами случай представляет интерес потому, что отравление произошло аспнрационным путем и клинические проявления наступили непосредственно после длительного контакта с препаратом.
Больная Г., 40 лет, бонификатор противомалярийной станции, 24/VII 1953 г. работала в закрытом помещении с 8 часов утра до 15 часов дня, смешивая в барабане препарат ДДТ с пылью. При работе пользовалась марлевым респиратором, но так как это было в очень жаркий летний день, больная решила оставить в респираторе только один очень тонкий слой ваты, чтобы облегчить дыхание. К концу работы у больной появилась большая слабость, тяжесть во всех конечностях, сильные головные боли, головокружение и рвота. Больная с трудом возвратилась домой. 25/УП состояние не улучшилось, усилились головные боли, повторилась рвота, и больная была доставлена в больницу.
При поступлении в больницу: температура 39,2°, видимые слизистые розовые, кожные покровы бледные, влажные; пульс 82 удара в минуту; артериальное давление 120/70, границы сердца в норме, тоны приглушены; в легких жестковатое дыхание, печень прощупывается у реберного края, селезенка плотная, выступает из подреберья (больная болела малярией в 1935, 1938 и 1948 гг.). Зрачковые реакции живые, равномерны. Сухожильные рефлексы высокие с1=з. Больная возбуждена. В позе Ромберга неустойчива. Кровь 26/У11: НЬ 63%, эр. 4 100 000, л. 4 600, с. 57%, п. 5%, лимф. 37%, мон. 1%, э. 0, цветной показатель 0,77; РОЭ 52 мм в час. Малярийные паразиты не найдены.
Моча: удельный вес 1 020, белка 0,66%, плоский эпителий 20—25 в поле зрения, лейкоциты 15—20, эритроциты единичные, цилиндры гиалиновые 0—1 в поле зрения
Рентгеноскопия 28/\Ш: легкие и сердце без видимых изменений.
Лечение: промывание желудка, кофеин 10% подкожно, аналгетики (пирамидон, фенацетин). Температура на следующий день стала нормальной, но повторилась однократная рвота, беспокоили сильные головные боли, плохой сон.
Моча 31/УП в норме. Кровь: л. 4 600; РОЭ 25 мм в час.
В последующие дни состояние больной постепенно улучшалось и больная была выписана из стационара. 4/\Ш1 на амбулаторное лечение. Но в течение длительного времени больная отмечала еще общую слабость, головные боли и периодические головокружения.
Кровь 13/УШ: НЬ 63%, эр 4 160 000, л. 7 200, с. 68%, п. 3%, лимф. 27%, мон. 1%, э. 1%; РОЭ 10 мм в час.
К работе приступила только с 8/IX 1953 г., но отмечала, что совершенно не стала переносить запаха ДДТ.
Говорить об индивидуальной непереносимости этого препарата вряд ли приходится, так как больная работала бонификатором уже в течение нескольких лет и неоднократно соприкасалась с препаратом ДДТ.
Таким образом, это наблюдение показывает токсическое действие ДДТ на центральную нервную систему.
Следует указать на необходимость ношения полноценных респираторов для защиты от проникновения в дыхательные пути инсектофунгицидов особенно при работах, проводимых в закрытых помещениях. Марлевые маски, часто еще употребляемые-в этих целях, не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Поступила 1/11 1955 г.
ТЙГ "fr
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ ОСВЕЩЕНИЯ КЛАССНЫХ ДОСОК
Санитарный врач В. Е. ПоЛяк Из санитарно-эпидемиологической станции Ташкента
Для освещения классных досок рекомендуется применять специальный светильник типа кососвет.
Однако в ряде школ Ташкента (№ 24, 142 и др.) местное освещение классных-досок оборудовали путем установки двух спаренных бра над верхними углами клас-ных досок. Электрические лампочки в этих бра либо открыты, либо заключены в матовый колпак. Применение бра хотя и увеличивает освещенность классной доски, но одновременно и мешает учащимся, так как при взгляде на классную доску в поле зрения попадает яркая поверхность светильников (бра).
С целью показать, как это отражается на утомлении зрения, нами были проведены наблюдения над учениками шестых классов школы № 142 имени Ломоносова, где применен указанный прием освещения классных досок. В шестом классе Б (явившемся контрольным) электрические лампочки над классной доской были сняты, в шестом классе А, в котором вели наблюдения, доску освещали четыре 60-ваттные лампочки, установленные в стенных бра.
Наблюдения проводили во второй половине декабря, когда учащиеся занимались при электрическом свете в течение 5-го и 6-го уроков. Для наблюдений было отобрано по 5 учеников в каждом из этих двух классов. Наблюдения проводили перед первым и после 6-го урока.
Вначале учащиеся находили и вычеркивали в тексте заданную букву. Затем они находили (но не вычеркивали!)- другую заданную букву и считали, сколько этих букв было на данной странице. Во время выполнения этих заданий производили подсчет числа миганий в течение 3 минут у каждого из учащихся. Тексты, в которых производили вычеркивания или счет заданной буквы, у всех были идентичными.
Наблюдения показали, что при вычеркивании заданной буквы учащиеся шестого класса А допустили на 20% больше ошибок, чем учащиеся контрольного класса, и на 10% больше ошибок, чем учащиеся контрольного класса при счете заданной буквы; число миганий у учащихся класса, в котором вели наблюдения, было на 40% больше, чем в контрольном классе. Значительная часть учеников при опросе жаловалась на то, что свет над доской им «мешает», «слепит».
Таким образом, проведенные исследования показали, что утомление зрения У учеников, занимающихся в классах с нерационально освещенной классной доской, к концу учебного дчя сильнее, чем у учеников, занимающихся в классах, где доски не имеют местного освещения.
Поступила 15/1 1955 г
V V V