К работе приступила только с 8/IX 1953 г., но отмечала, что совершенно не стала переносить запаха ДДТ.
Говорить об индивидуальной непереносимости этого препарата вряд ли приходится, так как больная работала бонификатором уже в течение нескольких лет и неоднократно соприкасалась с препаратом ДДТ.
Таким образом, это наблюдение показывает токсическое действие ДДТ на центральную нервную систему.
Следует указать на необходимость ношения полноценных респираторов для защиты от проникновения в дыхательные пути инсектофунгицидов особенно при работах, проводимых в закрытых помещениях. Марлевые маски, часто еще употребляемые-в этих целях, не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Поступила 1/11 1955 г.
ТЙГ "fr
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ ОСВЕЩЕНИЯ КЛАССНЫХ ДОСОК
Санитарный врач В. Е. ПоЛяк Из санитарно-эпидемиологической станции Ташкента
Для освещения классных досок рекомендуется применять специальный светильник типа кососвет.
Однако в ряде школ Ташкента (№ 24, 142 и др.) местное освещение классных-досок оборудовали путем установки двух спаренных бра над верхними углами клас-ных досок. Электрические лампочки в этих бра либо открыты, либо заключены в матовый колпак. Применение бра хотя и увеличивает освещенность классной доски, но одновременно и мешает учащимся, так как при взгляде на классную доску в поле зрения попадает яркая поверхность светильников (бра).
С целью показать, как это отражается на утомлении зрения, нами были проведены наблюдения над учениками шестых классов школы № 142 имени Ломоносова, где применен указанный прием освещения классных досок. В шестом классе Б (явившемся контрольным) электрические лампочки над классной доской были сняты, в шестом классе А, в котором вели наблюдения, доску освещали четыре 60-ваттные лампочки, установленные в стенных бра.
Наблюдения проводили во второй половине декабря, когда учащиеся занимались при электрическом свете в течение 5-го и 6-го уроков. Для наблюдений было отобрано по 5 учеников в каждом из этих двух классов. Наблюдения проводили перед первым и после 6-го урока.
Вначале учащиеся находили и вычеркивали в тексте заданную букву. Затем они находили (но не вычеркивали!)- другую заданную букву и считали, сколько этих букв было на данной странице. Во время выполнения этих заданий производили подсчет числа миганий в течение 3 минут у каждого из учащихся. Тексты, в которых производили вычеркивания или счет заданной буквы, у всех были идентичными.
Наблюдения показали, что при вычеркивании заданной буквы учащиеся шестого класса А допустили на 20% больше ошибок, чем учащиеся контрольного класса, и на 10% больше ошибок, чем учащиеся контрольного класса при счете заданной буквы; число миганий у учащихся класса, в котором вели наблюдения, было на 40% больше, чем в контрольном классе. Значительная часть учеников при опросе жаловалась на то, что свет над доской им «мешает», «слепит».
Таким образом, проведенные исследования показали, что утомление зрения У учеников, занимающихся в классах с нерационально освещенной классной доской, к концу учебного дчя сильнее, чем у учеников, занимающихся в классах, где доски не имеют местного освещения.
Поступила 15/1 1955 г
V V V