Научная статья на тему 'Случай метастазирующей медуллобластомы мозжечка у пациента среднего возраста'

Случай метастазирующей медуллобластомы мозжечка у пациента среднего возраста Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
356
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДУЛЛОБЛАСТОМА / ЦНС / МЕТАСТАЗИРОВАНИЕ / ЗАДНЯЯ ЧЕРЕПНАЯ ЯМКА / MEDULLOBLASTOMA / METASTASIS / THE POSTERIOR CRANIAL FOSSA

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Андреев А. Е., Андреев А. А., Грибанова В. И., Синица В. А., Алексеев А. М.

Авторы описали случай медуллобластомы мозжечка у пациента в возрасте 51 года с редко встречающейся локализацией метастазов — в полушарии большого мозга. Диагноз установливали на основании клинических данных и данных МРТ. В послеоперационный период проведено 3 курса лучевой терапии. При динамическом наблюдении в течение 2 лет с контрольной МРТ рецидив опухоли не наблюдали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A case of vermis cerebellum meduloblastoma with metastasis in a middle-age patient

A case of cerebellum meduloblastoma with a rare metastasis in cerebral hemisphere in 51 year old patient is reported. The diagnosis was made due to clinical data and MRI. Two-stage surgical treatment was used. Three subsequent postoperative courses of radiotherapy were administered. With further control in next two years using MRI, no signs of tumor relapse were obtained.

Текст научной работы на тему «Случай метастазирующей медуллобластомы мозжечка у пациента среднего возраста»

Випадок із практики

УДК 616.831.71-006.482

Случай метастазирующей медуллобластомы мозжечка у пациента среднего возраста (клиническое наблюдение)

Андреев А.Е., Андреев A.A., Грибанова В.И., Синица В.А., Алексеев А.М., Данилюк В.И. *

Черниговская областная больница, Черниговский областной онкологический диспансер, Черниговское областное патологоанатомическое бюро, Черниговская городская больница

№1, г. Чернигов, Украина

Авторы описали случай медуллобластомы мозжечка у пациента в возрасте 51 года с редко встречающейся локализацией метастазов — в полушарии большого мозга. Диагноз установливали на основании клинических данных и данных МРТ. В послеоперационный

период проведено 3 курса лучевой терапии. лет с контрольной МРТ рецидив опухоли не Ключевые слова: медуллобластома, ЦНС,

Вступление. Медуллобластомы (МБ) мозжечка гистологически являются примитивными низкодифференцированными нейроэктодермальными опухолями, развивающимися из зернистого слоя мозжечка и верхнего мозгового паруса [1, 2].

Это наиболее злокачественные опухоли центральной нервной системы (ЦНС), состоящие из малодифференцированных округлых клеток, характеризующиеся высокой потенцией роста, склонностью к метастазированию по ликворо-носшм путям, что определяет быстрое течение заболевания [1, 2, 4, 7].

По своей способности давать метастазы МБ занимают первое место среди глиом мозга [4,

7, 8]. Различают местные метастазы, располагающиеся вблизи основного опухолевого узла, и отдаленные. В подавляющем большинстве случаев метастазы обнаруживаются в спинном мозге и его оболочках, реже — в полушариях большого мозга и еще реже — в желудочковой системе мозга [2, 4, 7, 8].

Возрастная зависимость частоты опухолей задней черепной ямки (ЗЧЯ) у детей и у лиц других возрастных групп претерпевает определенные изменения. Так, согласно последним данным широкомасштабных эпидемиологических исследований нейроонкологической заболеваемости среди причин, приводящих к смерти лиц старшего возраста, значительное место занимают опухоли головного мозга в том числе и МБ [3, 5].

МБ чаще обнаруживают у детей. Они составляют 15-20 % интракраниальных опу-

При динамическом наблюдении в течение 2 наблюдали.

метастазирование, задняя черепная ямка.

холей и 30-40% опухолей ЗЧЯ, выявляемых у детей. Лица мужского пола болеют в 2-4 раза чаще, чем женского. На детей в возрасте до 5 лет приходится 40% всех случаев МБ. И только

0,8-1% составляют больные с МБ в возрасте старше 20 лет [2, 4, 5, 6, 8].

Такая показательная зависимость частоты МБ от возраста больных и небольшая частота метастазирования в полушария большого мозга делает интересным следующий случай.

Материалы и методы. Больной Р., возраст 51 год (история болезни №6768), поступил в нейрохирургическое отделение Черниговской областной больницы 19 апреля 2002 г. с жалобами на головную боль, головокружение, тошноту, общую слабость, шаткость при ходьбе, “мелькание мушек” перед глазами.

Из анамнеза установили, что первые признаки заболевания появились 4 мес назад после перенесенной респираторной инфекции. В связи с нарастанием интенсивности головной боли, появлением тошноты и головокружения в марте 2002 г. больной обратился в районную больницу и был госпитализирован в неврологическое отделение с диагнозом: последствия перенесенной нейроинфекции. Стационарное лечение в течение 1 мес оказалось неэффективным, более того появились координаторные расстройства. С подозрением на опухоль головного мозга больного направили в областную больницу.

При неврологическом обследовании: больной астенического телосложения, состояние средней тяжести. В сознании, доступен вербальному контакту, вял, адинамичен. Глазные щели и

* Авторы благодарят за помощь в подготовке статьи Андреева С.А. (Черниговская областная больница), Станкевича Т.В. (Черниговская областная больница), Бякову А.Н. (Черниговский областной онкологический диспансер), Данилюк И.В. (Черниговская городская больница №1)

зрачки симметричны, отмечали двусторонний тонико-клонический горизонтальный нистагм. Лицо симметрично, язык по средней линии. Мышечный тонус в конечностях несколько снижен, сухожильные и периостальные рефлексы без убедительной разницы, торпидные. Проба на адиадохокинез оказалась положительной слева, отмечали интенционный тремор при выполнении координаторных проб больше слева и неустойчивость в позе Ромберга. В чувствительной сфере патологии не выявили, менин-геальный синдром отрицательный. Отмечали элементы скандированной речи. При офтальмоскопии обнаружили умеренное расширение вен сетчатки и бледность дисков зрительных нервов. При проведении клинических и биохимических анализов крови и мочи патологии не выявили. Предварительный клинический диагноз: опухоль мозжечка.

С целью уточнения характера и локализации процесса 25.04.2002 г. провели МРТ головного мозга. Исследование было выполнено в аксиальной и сагиттальной проекциях в режиме Т1 и Т2 с толщиной среза 8 мм. В проекции червя мозжечка, прилежащих отделах полушарий мозжечка, а также в левой затылочной доле определяли образования с нечеткими контурами и кистозными включениями.

Данные МРТ позволили установить клинический диагноз: опухоль мозжечка и левой затылочной доли головного мозга.

Учитывая супра- и субтенториальную локализацию объемного процесса, мы приняли решение о проведении оперативного вмешательства с использованием двух доступов. Новообразование в мозжечке удалили с помощью срединного доступа. Макроскопически опухоль имела видимую границу с веществом мозжечка. Ткань её была рыхлой консистенции, серо-красного цвета, легко удалялась аспирацией. После завершения этого этапа операции и герметичного ушивания раны разрез мягких

тканей продлили косо влево, а затем параллельно сагиттальному шву, отступя от него 3 см. Выполнили резекционную трепанацию черепа. При энцефалотомии на глубине 2,5 см обнаружили опухоль диаметром до 6 см. В ходе удаления опухоли макроскопически констатировали её абсолютную идентичность с удаленной опухолью мозжечка. Она распространялась до намета мозжечка.

При гистологическом исследовании: ткань опухоли представляла собой клетки со скудной цитоплазмой и овальными ядрами (рис. 1). Наряду с равномерным распределением, некоторые клетки располагались в виде рядов, местами беспорядочных. Встречались “розетки” Хоумена-Райда, в которых опухолевые клетки размещались в виде неправильного кольца, окружавшего светлый центральный бессосу-дистый участок (рис. 2). Наличие фиброзной соединительнотканной стромы указывало на десмопластический вариант МБ.

Результаты и их обсуждение. Послеоперационный период протекал без осложнений, рана зажила первичным натяжением. После операции больной получал антибиотики, гемостатики, дегидратационную терапию. Через 2 нед в относительно удовлетворительном состоянии его перевели в радиологическое отделение областного онкологического диспансера. На этот момент отмечали выраженные координаторные расстройства и фотопсии. Провели курс послеоперационной дистанционной гамма - терапии на аппарате “Рокус-М” на область ЗЧЯ и на метастаз в левой затылочной доле в 2 этапа в суммарной очаговой дозе (СОД) 66 Гр: 1-й этап с 21.05.2002 г. по 14.06.2002 г. — с двух задних полей размером 8x10 см под углами ±30° с однократной очаговой дозой 2 Гр и СОД 40 Гр, 2-й этап с 15.07.2002 г. по 31.07.2002 г. с двух задних полей размерами 8x10 см под углами ±30° с однократной очаговой дозой 2 Гр и СОД 26 Гр. После этого в период с 20.08.2002 г. по 07.09.2002 г.

* Pt

¿z.(L Га? »

fr

Рис. 1. Клетки опухоли со скудной цитоплазмой Рис. 2. “Розетка” Хоумена-Райда и овальными ядрами

провели курс дистанционной гамма-терапии на всю область головного мозга с двух встречных полей размером 12x12 см с однократной очаговой дозой 2 Гр до СОД 30 Гр. Учитывая вероятность метастазирования МБ в спинной мозг, через 1 мес больному назначили профилактический курс дистанционной гамма - терапии на область спинного мозга с трех задних полей размером 7x16 см с разовой очаговой дозой 2 Гр до СОД 30 Гр.

При контрольных осмотрах через 8, 12, 18, 22 мес после оперативного лечения состояние больного было удовлетворительным. В неврологическом статусе удерживались легкие координаторные расстройства. Больной самостоятельно обслуживал себя, мог выполнять легкую физическую работу. Контрольная МРТ выявила рубцово — атрофические изменения в месте оперативного вмешательства без признаков продолженного роста.

Выводы. Данный случай наглядно иллюстрирует не только возможность возникновения МБ у лиц среднего и пожилого возраста, но и ее способность метастазировать в отдаленные участки, в том числе и в полушария большого мозга. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении профилактических курсов лучевой терапии у пациентов, перенесших оперативное вмешательство по поводу МБ мозжечка.

Список литературы

1. Гайдар Б.В. Практическая нейрохирургия. — СПб.:

Гиппократ, 2002. — 647 с.

2. Грязов А.Б. Магнитно - резонансная томография

в диагностике медуллобластом задней черепной

ямки // Укр. нейрохірург. журн. — 2000 — №2.

— С.42-44

3. Дюшеев Б.Д. Особенности дебюта опухолей задней

черепной ямки у лиц пожилого и старческого возраста // Укр. нейрохірург. журн. — 2000. — №4.

— С.126-132.

4. Иргер И.М. Нейрохирургия. — М.: Медицина, 1971.

— 463 с.

5. Махмудов У.Б., Дюшеев Б.Д. Гистотопографическая

характеристика опухолей задней черепной ямки у лиц пожилого и старческого возраста // Укр. нейрохірург. журн. — 2000. — №2. — С.48-53.

6. Самойлов В.И. Диагностика опухолей головного

мозга. — Л.: Медицина, 1985 — 304 с.

7. Угрюмов В.М. Хирургия центральной нервной сис-

темы. — Л.: Медицина, 1969. — 862 с.

8. Vincent T., DeVita, Hellmam S., Rosenberg S.A. //

Cancer — principles and practice of oncology // 5th edition on CD-ROM, 1997.

Випадок метастазуючої медулобластоми мозочка в пацієнта середнього віку Андреев А.Є., Андреев О.А., Грибанова В.І., Синиця В.О., Алексеев О.М., Данилюк В.І.

Авторами описано випадок медулобластоми мозочка в пацієнта 51 року з рідкісним за локалізацією метастазуванням у півкулю великого мозку. Діагноз встановлено на базі клінічних даних та даних МРТ. У післяопераційний період проведено три курси променевої терапії. При динамічному спостереженні протягом двох років із контрольною МРТ даних про наявність рецидиву пухлини немає.

A case of vermis cerebellum meduloblastoma with metastasis in a middle-age patient Andreev A.E., Andreev A.A., Gribanova V.I., Sinitsa V.A., Danilyuk V.I.

A case of cerebellum meduloblastoma with a rare metastasis in cerebral hemisphere in 51 year old patient is reported. The diagnosis was made due to clinical data and MRI. Two-stage surgical treatment was used. Three subsequent postoperative courses of radiotherapy were administered. With further control in next two years using MRI, no signs of tumor relapse were obtained.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.