парами этиловой жидкости (равновесие достигается через трое суток), чем парами воды (равновесие наступает через 8 суток).
С целью исследования поглощения самой этиловой жидкости образцы древесины опускались в жидкость, через определенное время извлекались и после свободного стекания с них жидкости взвешивались вторично в закрытых стаканчиках.
Наибольшее поглощение как воды, так и этиловой жидкости наблюдалось в первое время соприкосновения, а именно через 2 часа образец увеличивался в весе за счет поглощения воды на 18%, а через двое суток — на 46% сравнительно с первоначальным весом; в то же время аналогичный образец, погруженный в этиловую жидкость, соответственно увеличивался на 49,2 и 98%.
Древесина поглощает этиловую жидкость (по весу) больше, чем воду; это видно из того, что через 2 часа поглощения соотношение между весовым процентом поглощенной этиловой жидкости и поглощенной воды составляет 2,74% при соотношении указанных удельных весов этих жидкостей, равном 1,5. Через 20 суток поглощения это соотношение составляет 1,95 при том же соотношении указанных удельных весов.
Исследовав условия заражения древесины тетраэтил свинцом, мы попытались затем изучить условия удаления тетраэтилсвинца из зараженной древесины, в частности, путем естественного ее выветривания при температуре от +15° до +20° и относительной влажности воздуха 60—70%.
Образцы древесины площадью 30—40 см2 и толщиной 3 см заражались, как обычно, этиловой жидкостью и затем через 24 часа стояния на открытом воздухе анализировались на присутствие тетраэтилсвинца.
Было установлено, что в указанных условиях происходило постепенное удаление из древесины тетраэтилсвинца. Из древесины, зараженной парами этиловой жидкости, тетраэтилсвинец удалялся полностью через 4—6 суток. В том случае, когда над выветриваемым образцом удавалось создать ток воздуха, удаление тетраэтилсвинца ускорялось.
Если древесина была заражена самой этиловой жидкостью, а не парами ее и притом на значительную глубину (до 3 см), тетраэтилсвинец удалить таким путем из древесины полностью не удавалось.
Процесс удаления тетраэтилсвинца из древесины значительно ускорялся, если она подвергалась обработке, острым водяным паром температуры 100°. Так, через 4—5 часов обработки острым паром древесины, зараженной парами этиловой жидкости, тетраэтилсвинец удалялся из нее полностью. В тех случаях, когда острым паром обрабатывалась древесина, зараженная самЪй этиловой жидкостью, достигнуть полного удаления тетраэтилсвинца из нее даже через несколько суток пропаривания не удавалось.
В случае значительного заражения древесины (0,8 г/см2) этиловой жидкостью при пропускании водяного пара на поверхности ее образовывался плотный осадок окиси свинца, который полностью прекращал удаление тетраэтилсвинца из внутренних слоев.
Д. р. Львович
Случай гибели в колодце при большой концентрации
углекислоты
17 мая 1945 г. в деревне Ирдоматка Череповецкого района произошел следующий случай. Дети играли на улице с мячом. Мяч покатился и упал в заброшенный колодец. За мячом спустился в колодец по веревке В. 16 лет. Неожиданно для наблюдавшей за спуском матери он выпустил веревку, не дойдя еще до дна колодца, и упал. Мать стала звать на помощь. Желая оказать помощь В., минут через 10 по той же веревке в колодец спустился Б. 50 лет. С ним произошло то же, что и с мальчиком. Тем временем у колодца собрались люди, и спасать пострадавших вызвалась девушка Е. Собравшиеся, поняв, что необходима осторожность, обвязали девушку веревкой, и она стала спускаться по вставленной в колодец лестнице.
Опустившись примерно на 3 м, она потеряла сознание, но была за веревку немедленно извлечена на поверхность. По извлечении из колодца она быстро пришла в себя. Первые двое продолжали оставаться в колодце, и извлечь их удалось только через 45 минут. Было применено искусственное дыхание, впрыскивание камфоры и кофеина под кожу, но спасти пострадавших не удалось.
На вскрытии 18 мая 1949 г. (судебно-медицинский эксперт А. В. Рыхлинский) отмечена синюшность слизистых оболочек губ, трупные пятна багрово-фиолетового цвета, экхимозы, пятна Тардье на эпикарде, висцеральной плевре; кровь темная,, густая, без сгустков.
Колодец не действует с 1940 г. Постепенно его заваливали мусором и навозом с дорог и огородов. До заваливания мусором глубина колодца была 12 м, во время
этого случая — 4 м 56 см, т. е. слой перегнивших и гниющих отбросов составлял 7 м 44 см. Сруба не осталось. Колодец был без воды и растительности, в него затекала лишь дождевая вода. Сверху колодец был прикрыт деревянным щитом. Запахов из колодца не ощущалось.
На следующий день после описанного случая в колодец спускали зажженный фонарь «летучую мышь» и зажженную паклю, смоченную бензином. На глубине 3 м и фонарь, и пакля гасли. В корзине на 5 минут спустили котенка недельного возраста. В колодце у котенка отмечались судорожные подергивания лапок. После поднятия наЕерх котенок пришел в нормальное состояние. Второй раз котенка опустили на 20 минут, но он остался в живых. По прошествии 10 дней в колодец была спущена взрослая собака, которая через 5 минут погибла.
Химиком Вологодского института экспериментальной медицины Т. К. Карпович был произведен анализ воздуха с глубины колодца и в нем обнаружено 11 % углекислоты.
Необходимо широко ознакомить население, особенно сельских местностей, с опасностью, которую представляют различные углубления в почве, медленно засыпаемые отбросами, вследствие изменения состава воздуха над гниющим пластом отбросов. В этом слое даже в не полностью замкнутом пространстве может создаваться высокая концентрация углекислоты.
#
СЪЕЗДЫ, СОВЕЩАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА
Проф. X. А. Никогосян
Основные вопросы санитарной службы Молдавской ССР (Республиканское совещание в Кишиневе 20—23.IV.1951 г.)
Прошедшее в Кишиневе в конце апреля 1951 г. республиканское , совещание гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов наглядно продемонстрировало большие успехи, достигнутые в области здравоохранения в самой молодой республике Советского Союза — Молдавской ССР.
Благодаря огромному вниманию и помощи, оказываемой партией, правитель-' ством и лично товарищем Сталиным, удалось в короткий срок провести мероприятия по ликвидации санитарных последствий боярско-румынской и немецко-фашистской оккупации. Неузнаваемы стали города и села республики, восстановленные буквально из руин, строится и благоустраивается столица ее Кишинев. Полностью восстановлена разрушенная в период войны сеть лечебно-профилактических учреждений, заново построено много больниц, диспансеров и других учреждений. Значительно увеличилось число врачей. В республике имеется Медицинский институт, Институт эпидемиологии и микробиологии, значительное число средних медицинских учреждений. Улучшилось медико-санитарное обслуживание населения.
Вместе с тем перед здравоохранением Молдавской ССР и ее санитарно-протизо-эпидемической службой стоят еще большие задачи. Разрешению этих задач способствуют указания Министерства здравоохранения СССР о перестройке больничного дела, приказ № 870, реорганизация санитарно-противоэпидемической службы. Комплексное проведение мероприятий по дальнейшему санитарному оздоровлению наших городов и сел, концентрация в этом направлении всех ресурсов здравоохранения при организующей роли санитарно-эпидемиологической службы — вот что должно обеспечить успешное решение поставленных перед нами задач. Учитывая это. Министерство здравоохранения Молдавской ССР вызвало на совещание также всех заведующих райздравотделами и главных врачей всех районных больниц. Как показали результаты совещания, такой состав обеспечил наиболее полное обсуждение вопросов санитарно-противоэпидемического дела в республике. Заведующие райздравотделами «, что особенно важно, главные врачи районных больниц впервые делились опытом и намечали пути дальнейшей работы по санитарному оздоровлению населенных мест. На совещании были заслушаны два основных доклада: доклад министра здравоохранения Молдавской ССР М. В. Хомутова о состоянии здравоохранения и задачах