озера Сартлан тоже найдена спорынья вида Оаукерэ ггпсгосерЬа1а, но только на другой растительности — на диких злаках — лисохвосте и вей-нике. Склероции этой спорыньи меньшего размера, чем у' обычной спорыньи ржи, но по своему химическому составу и действию они, по-видимому, очень близки. Началу сартланских заболеваний предшество1 вало необычно высокое количество осадков летом и осенью 1946 г., что могло повести к более широкому поражению прибрежной растительности спорыньей и к более легкому попаданию ее склероциев в воду.
Изучая в нескольких 'местах растительность на побережье озера Чаны, мы не находили таких густых зарослей диких злаков, как на Сартлане. Нахождение склероциев под водой не лишает их токсичности. По нашим опытам, склероции спорыньи, хранившиеся нами под водой 2—3 месяца, еще давали качественную реакцию на алкалоиды, а также приобретали мягкую консистенцию, сохраняя первоначальную форму. Гольдберг приводит несколько возможных путей накопления токсических веществ в организме окуня за счет его питания. Например, спорынья может превращаться в детрит и усваиваться мелкими организмами, в частности, бокоплавами, которые уже затем попадают в пищу рыб.
Клиническая картина эрготизма у людей отличается от таковой при сартланской болезни. Однако надо учитывать, что в составе спорыньи находится свыше 10 различных алкалоидов. Уайт в опытах с введением некоторых выделенных им из спорыньи алкалоидов кошкам наблюдал у них заболевание, сходное с гаффско-юксовской болезнью. При нахождении спорыньи под водой, возможно, из нее извлекаются водорастворимые алкалоиды и остаются жирорастворимые, которые так или иначе попадают в организм рыб. Действие питания токсичной рыбой на нервную и мышечную систему кошек во многом напоминает действие отдельных алкалоидов спорыньи. Однако мы считаем, что «спорыньевая» теория требует еще экспериментального доказательства.
Суммируя все изложенное, надо сказать, что заболевания на озере Сартлан подтверждают взгляд на гаффско-юксовскую болезнь как на токсикоз алиментарного происхождения. Для возникновения заболевания людей имеет значение обильное питание рыбой; известную роль может играть также охлаждение. При обсуждении причин образования токсичности рыб возникло предположение о возможности образования яда за счет прибрежной спорыньи водоема.
* * *
А. Н. Третьяков
Опыт подготовки кадров санитарно-эпидемиологических станций в Рязанской области
Из Рязанской областной санитарно-эпидемиологической станции
В связи с известным приказом министра здравоохранения СССР № 365 об установлении единой номенклатуры санитарно-эпидемиологических станций возникла необходимость коренной перестройки работы с кадрами, тем более что резко изменилась и структура штатов медицинских работников санитарно-эпидемиологических станций.
До реорганизации в каждом районе были санитарно-эпидемиологические станции и органы госсанинспекции, и врачи в большинстве
случаев одновременно работали в обоих учреждениях. Руководство, подготовка и усовершенствование кадров осуществлялись также в двух центрах .(областная санитарно-эпидемиологическая станция и областная госсанинспекция). Это отрицательно сказывалось на подготовке кадров.
Ввиду реорганизации санитарно-эпидемиологических станций к нам влилось большое количество молодых врачей и фельдшеров, которые не имели специальной подготовки в области санитарно-эпидемиологической работы и не имели практических навыков. Кроме того, необходимо было готовить работников, владеющих методикой санитарно-гигиенических и бактериологических исследований, для лабораторий санитарно-эпидемиологических станций. Все это диктовало необходимость подготовки кадров в основном на базе областной санитарно-эпидемиологиче-ской станции; отчасти для этих целей можно было использовать и районные санитарно-эпидемиологические станции.
Для подготовки врачебных и средних медицинских кадров на областной санитарно-эпидемиологической станции имелась лаборатория с соответствующим оборудованием и квалифицированными кадрами.
Санитарный врач санитарно-эпидемиологической станции любой категории не может правильно организовать работу в районе без лаборатории. Поэтому нашей первоочередной задачей за последние
3 года была подготовка врачей, владеющих санитарно-гигиеническими и бактериологическими методами исследования. Мы считали, что этими методами должен в совершенстве владеть и главный врач санитарно-эпидемиологической станции III категории, в штате которой предусмотрены только лаборанты со средним медицинским образованием.
Для подготовки врачей была составлена программа обучения на
4 месяца. В программе предусмотрены те вопросы, с которыми врач сталкивается в практической работе. Сюда относятся: проведение физико-химических и бактериологических анализов воды, пищевых продуктов и бактериологические исследования (на брюшной тиф и паратифы, дизентерию, пищевые интоксикации и инфекции — скарлатину, дифтерию, бруцеллез, малярию, гельминтозы, сыпной и возвратный тиф). Промыш-ленно-санитарные исследования не были введены, эти исследования проводятся в промышленном отделении областной санитарно-эпидемиологической станции. На изучение бактериологических и санитарно-гигиенических методов исследования в программе отведено по 2 месяца.
Для подготовки врачей и лаборантов в лаборатории областной санитарно-эпидемиологической станции отведена учебная комната с индивидуальными рабочими местами. Каждый обучающийся обеспечивается учебными пособиями.
Как показала практика, четырех месяцев обучения вполне достаточно. В дальнейшем в районную лабораторию периодически направляется квалифицированный врач из областной санитарно-эпидемиологической станции, который выявляет имеющиеся недостатки в работе и дает указания, как их исправить. В случае, если у врача лаборатории оказываются недостаточные знания в области методики исследования, его направляют на 7—12 дней в областную санитарно-эпидемиологическую станцию на рабочее место. Так, например, из Сасовской санитарно-эпидемиологической станции врач был вызван на 5 дней для изучения методики посева бактериологических культур на дифтерию и на гемолитического стрептококка; из Скопинской санитарно-эпидемио-логической станции — для изучения методики исследования воды, пищевых продуктов и т. д. Для обеспечения правильной работы лаборатории районных санитарно-эпидемиологических станций необхо-
димо практиковать систематические выезды туда квалифицированных работников из областной санитарно-эпидемиологической станции.
Средние медицинские работники лаборатории проходят подготовку по пищевой, коммунальной санитарии и бактериологии на двухмесячных курсах или на рабочем месте в областной санитарно-эпидемиологической станции.
Молодым врачам после окончания института предоставляется возможность 2—3 месяца поработать на санитарно-эпидемиологической ■станции. Таким образом, врач в процессе работы выясняет пробелы в своих знаниях. После этого его направляют на 1 —1'/2 месяца на курсы. В программу курсов включены вопросы, необходимые для проведения практической работы. За 2 года нам удалось подготовить 39 врачей всех профилей и лаборантов, и в данное время в области работают 23 лаборатории.
* *
ИЗ ОПЫТА МЕСТ
С. В. Сявцилло и А. Ф. Данилина
Заражение древесины тетраэтилсвинцом
В настоящее время этиловая жидкость транспортируется с заводов-изготовителей ■к смесительным станциям в бочках, перевозимых в товарных вагонах. Несмотря на ряд предосторожностей, которыми сопровождается перевозка такой ядовитой жидкости, при нарушении герметичности пробок возможны проливы ее на пол вагона, а -следовательно, и выделение паров тетраэтилсвинца в помещение вагона. В связи с этим представляло интерес исследование условий заражения древесины тетраэтилсвинцом, являющимся главной составной частью этиловой жидкости.
Для испытания бралась воздушно-сухая древесина (сосновая или еловая). Влажность древесины колебалась от 13,6 до 20%. Число годовых слоев на 1 см от 5 до 7 (определения производились по ОСТ НКЛ-250).
Загрязнение древесины тетраэтилсвинцом определялось специально разработанным методом, чувствительность которого составляла 0,025 мг тетраэтилсвинца на 1 см2 древесины.
При нанесении этиловой жидкости на поверхность древесины перпендикулярно волокнам она моментально растекается и очень быстро впитывается, окрашивая волокна в красный цвет. Так, при нанесении одной капли этиловой жидкости через 1—2 минуты поверхность древесины становится совершенно сухой. Максимальная глубина проникновения тетраэтилсвинца в древесину (0,4—0,5 см) при плотности заражения 0,01—0,1 г/см2 наблюдается в первые 5—10 минут после заражения. При дальнейшем стоянии зараженных образцов, даже в течение суток, тетраэтилсвинец глубже не проникает.
При нанесении этиловой жидкости в ацдлогичных условиях на поверхность древесины вдоль волокон она пропитывает древесину в 8—10 раз глубже и быстрее, чем в первом случае.
Были выяснены условия поглощения древесиной паров тетраэтилсвинца из этиловой жидкости при различных температурах и различном времени заражения. Так, при температуре от +28° до +30° через 6 часов воздействия паров этиловой жидкости на древесину тетраэтилсвинец был обнаружен как на поверхности древесины, так и на глубине 0,3—0,5 см; через 24 часа количество тетраэтилсвинца на поверхности древесины заметно увеличилось. При температуре от +45° до+50° уже через 2 часа тетраэтилсвинец был обнаружен на поверхности древесины, а через 4 часа на глубине до 0,5 см. Следует отметить, что описанные нами условия заражения древесины наблюдались только в тех случаях, когда в древесине не имелось ни случайных отверстий, ни сучков и древесина не была поражена гнилью. В последнем случае заражение древесины происходило почти моментально и на значительную глубину. Испытание древесины на содержание этиловой жидкости при постоянной температуре показало, что древесина поглощает пары этиловой жидкости, а следовательно, и тетраэтилсвинца, в меньшей степени, чем пары воды. Древесина быстрее насыщается