Научная статья на тему 'Случаи необычного гнездования чёрной вороны Corvus corone и речной крачки Sterna hirundo'

Случаи необычного гнездования чёрной вороны Corvus corone и речной крачки Sterna hirundo Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
67
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Случаи необычного гнездования чёрной вороны Corvus corone и речной крачки Sterna hirundo»

Smith A., McCance E. 1996. An Update on the Biodiversity Conservation Information System (BCIS) Species//IUCN/SSC Newsletter 26/27: 11-13. Tressler S. 1997. Biodiversity Conservation Information System (BCIS) // Species 28: 10-11.

Wilson E.O. 1988. Biodiversity. Washington, D.C.: 1-521.

Ю GS

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 1999, Экспресс-выпуск 77: 25-27

Случаи необычного гнездования чёрной вороны Corvus согопе и речной крачки Sterna hirundo

С. В. Пыжьянов

Иркутский государственный педагогический университет, Нижняя Набережная, д. 6, Иркутск, 664011, Россия

Поступила в редакцию 18 сентября 1999

Известно немало случаев нетипичного гнездования разных птиц, особенно участившихся в последние десятилетия в связи с интенсивной трансформацией природных местообитаний. Однако далеко не всегда это связано с антропогенным влиянием. Нередко расширение "видового стереотипа" обусловлено стремлением птиц освоить дополнительные ресурсы, что свойственно многим экологически пластичным видам.

Чёрная ворона Corvus согопе orientalis Eversmann, 1841 в условиях Восточной Сибири гнездится как правило на деревьях и высоких кустарниках (Доржиев, Ешеев 1997). При этом высота расположения гнёзд зависит от фактора беспокойства со стороны человека: в антропогенном ландшафте гнёзда в целом располагаются выше (Ешеев 1990). В последнее время в городах вороны изредка стали устраивать гнёзда на опорах ЛЭП (Ешеев 1988). В устье Сармы (западный берег Байкала) гнёзда ворон в основном располагаются в пойме на высоких ивах Salis spp. Здесь значительную долю в рационе отдельных семей ворон занимают яйца и птенцы околоводных птиц (чаек, крачек, уток), гнездящихся на островах в приустьевой части Малого Моря. Вероятно, по этой причине отдельные пары ворон периодически предпринимают попытки загнездиться на этих практически безлесных островах. Такие случаи отмечены в 1982, 1983, 1987, 1989, 1992 и 1993 на галечном о-ве Хынык, где вороны устраивали гнёзда на единственном небольшом кустике ивы на высоте 1.2-1.5 м. Обычно я пресекал подобные попытки, разоряя вороньи гнёзда. Однако в 1999 размножение ворон прошло успешно. Наиболее интересный случай я наблюдал в 1985, когда пара ворон загнездилась прямо на земле на степном скалистом о-ве Большой Тойник, занятом крупнейшей в Азии колонией серебристой чайки Larus argentatus. Гнездо располагалось у юж-

ной кромки степного склона юго-восточной экспозиции в непосредственной близости от салистого берегового обрыва. Гнездо было разорено, и повторных попыток размножения здесь вороны не предпринимали.

Речная крачка Sterna hirundo minussensis Sushkin, 1925. На Байкале и в Прибайкалье основными гнездовыми стациями речной крачки служат поросшие редкой растительностью, иногда голые низкие намывные песчаные и галечниковые косы и острова, наносы мусора и растительной ветоши, реже сплавины по берегам стоячих и текучих вод (Мельников, Садков 1977). Подобные местообитания характерны и для других подвидов в иных частях ареала (Зубакин 1988). На Малом Море крачки в течение длительного времени гнездились на печсано-галечной косе Хынык, отделяющей приустьевую часть р. Сарма от остальной акватории залива, а также на одноимённом острове в 200 м от косы. Однако в 1998 основная масса гнездящихся здесь крачек откочевала, и часть из них была обнаружена уже с хорошо летающими птенцами на скалистом о-ве Тойник, лежащем в глубине зал. Мухор в 14 км к юго-западу. В 1999 при тщательном обследовании этого и других близлежащих скалистых островов обнаружили 3 поселения речных крачек.

Первое располагалось на южной вершине Большого Тойника — крупного двувершинного острова площадью 300x70 м и высотой 30-35 м с ос-тепнённым вершинным плато и выходами скал. В июне 1999 здесь отмечена пара с явно гнездовым поведением, а позднее пойман и окольцован нелётный птенец. Второе поселение было на безымянном островке (40х 60 м, высота 8-9 м) в устье Хорогойского ключа, где нашли 9 гнёзд. Остров представляет собой скалу с плоской вершиной и пологими склонами, поросшими степной растительностью. Западная половина острова окаймлена широкой полосой зарослей курильского чая и спирей, по краям — луговой растительностью, переходящей в северной части сначала в кочковатое болото, затем в полосу сплавин. В основании склона растёт небольшая роща из лиственницы сибирской Larix sibirica, берёзы плосколи-стной Betula plathiphila и ив. Несмотря на наличие в непосредственной близости типичных гнездовых стаций, гнёзда крачек располагались на вершине острова на степных участках между выходами скал. Третье поселение обнаружили на о-ве Тойник, представляющем собой выход скал с крутыми, местами отвесными склонами, размером 50x20 м и высотой около 20 м. Здесь нашли одно гнездо, располагавшееся на уступе скалистого обрыва южной экспозиции на высоте 5.5-6 м от уреза воды. Позднее здесь поймали и окольцевали 2 нелётных птенцов. Таким образом, на побережье Байкала речная крачка достоверно гнездится на скалах.

Оба случая нетипичного гнездования связаны со стремлением птиц к освоению дополнительных кормовых ресурсов, хотя в случае с речной крачкой эта связь не столь очевидна. Вероятно, выселение крачек на острова связано с появлением большого количества молоди нерестящейся в зал. Мухор сибирской плотвы Rutilus rutilus lacustris, размножившейся в связи с локальным переловом её естественных врагов — щуки Esox lucius и окуня Perca fluviatilis — в результате интенсивного любительского лова,

в том числе и сетями. Однако для окончательного заключения необходимы дополнительные исследования.

Литература

Доржиев Ц.З., Ешеев В.Е. 1997. Сравнительная экология симпатрических видов врановых рода Corvus юга Восточной Сибири // Орнитологичесие исследования в России. М.; Улан-Удэ: 72-93. Ешеев В.Е. 1988. Урбанизация и экология врановых в бассейне оз. Байкал // Проблемы экологии Прибайкалья. Тез. докл. к 3-й Всесоюз. научн. конф. Иркутск, 4: 122. Ешеев В.Е. 1990. Сравнительный анализ гнездостроительной деятельности черной вороны из разных частей ареала Ц Региональные эколого-фаунистические исследования как научная основа фаунистического мониторинга, охраны и рационального использования животных. Курск: 94-97. Мельников Ю.И., Садков B.C. 1977. Материалы по биологии размножения речной

крачки оз. Байкал// Экология птиц Восточной Сибири. Иркутск: 92-109. Зубакин В.А. 1988. Речная крачка Sterna hirundo Linnaeus, 1758 // Птицы СССР: Чайковые. М.: 321-337.

GS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.