Научная статья на тему 'Сложный путь становления агрохимической службы Министерства сельского хозяйства Российской федерации'

Сложный путь становления агрохимической службы Министерства сельского хозяйства Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
203
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сложный путь становления агрохимической службы Министерства сельского хозяйства Российской федерации»

ГЛАВНАЯ ТЕМА:

АГРОХИМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ 50 ЛЕТ

СЛОЖНЫЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ АГРОХИМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.М. Овчаренко,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор

- заместитель председателя ВПНО «Россельхозхимия», начальник Управления

агрохимической службы (1988-1990 гг.),

- заместитель начальника Главка химизации, начальник Управления

агрохимической службы МСХ РФ (1991-1996 г.),

- президент Национального Агрохимического Союза (2005 г. по н.в.) e-mail: rauna-m@mail.ru

DIFFICULT WAY OF THE STATE AGROCHEMICAL SERVICE MINISTRY FOR AGRICULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

M.M. Ovcharenko

Резкое увеличение объемов применения минеральных удобрений в сельскохозяйственном производстве Российской Федерации произошло в период 1980-1990 гг. Этому способствовала разработка и внедрение интенсивных технологий комплексного применения средств химизации. Эту работу выполняли объединения «Сельхозхи-мия», в которых была создана производственная база для приема, хранения, перевозки и внесения средств химизации. В районных и экспресс-лабораториях сельские товаропроизводители обучались созданию технологической колеи на посевах зерновых для внесения жидких удобрений и проведения работ со средствами защиты растений вплоть до фазы налива зерна.

Внесение минеральных удобрений под сельскохозяйственные культуры 1980-1990 гг. достигало 400-500 кг/га д.в. для Центрального и Южного Федеральных округов (ФО), 300-350 кг/га в Приволжском ФО и по 100200 кг/га в Сибирском и Уральском ФО.

Известкование кислых почв ежегодно проводили на площади 3-5 млн. га, а фосфоритование на площади от 1 до 2,5 млн. га в год. Подразделения агрохимической службы на все агрохимические работы разрабатывали проектно-сметную документацию (ПСД), выполняли авторский надзор за ПСД и аналитический контроль почвенных проб на содержание фосфора, калия, кальция, магния и значения кислотности.

К 1990 г. пашня Российской Федерации была произвесткована на площади до 22 млн. га, профосфоритована на площади до 12 млн. га и внесено минеральных удобрений за десятилетие до 92 млн. т д.в. Эту работу выполняли механизированные отряды районных объединений «Сельхозхимия», которые прекратили свое существование в 1992 г., после приватизации данных подразделений со всей складской базой и технологическим транспортом.

В 1980-1990 гг. Государственная агрохимическая служба была представлена научно-технологическими институтами, проектно-изыскательскими станциями

химизации и производственными подразделениями «Сельхозхимия».

В 1988 г. ВПНО «Россельхозхимия» разделилось на два кооперативно-государственных объединения (КГО). Одно КГО «Россельхозхимия» и второе КГО «Россель-хозхимия» по Нечерноземной зоне (НЧЗ). В состав КГО «Россельхозхимия» НЧЗ были переданы проектно-изыскательские станции химизации 25 субъектов, остальные остались в КГО «Россельхозхимия». Такое разделение нанесло серьезный удар по единой целостной агрохимической службе, т.к. была нарушена система планирования агрохимического обследования, учета и отчетности показателей плодородия почв, подготовки агрохимических картограмм, распределения и учета внесения удобрений, ведения агрохимических работ, диагностики минерального питания и др.

В это трудное время (1988 г.) руководителем Управления агрохимической службы КГО «Россельхозхимия» назначается М.М. Овчаренко. В целях сохранения про-ектно-изыскательских станций в 1988-1991 гг. для них были определены основные направления работ: агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, составление агрохимических картограмм, планов применения удобрений на планируемый урожай сельскохозяйственных культур, возделываемых по интенсивной технологии, разработка ПСД; учет объемов и качества внесения удобрений, их анализ на соответствие, проведение растительной и почвенной диагностики; анализ кормов на качество, питательную ценность и составление рационов кормления животным; проведение полевых, вегетационных и лабораторных опытов.

В 1991 г. в Минсельхозе России создается Главк химизации, зашиты растений с Госхимкомиссией. В этот период идет преобразование объединений «Россельхоз-химия»; по приказу МСХ РФ проектно-изыскательские станции химизации были переданы в Управление агрохимической службы Главка химизации МСХ РФ.

Из КГО «Россельхозхимия» проектно-изыскательские станции химизации были сразу переданы в МСХ РФ. В тоже время, КГО «Россельхозхимия» НЧЗ на годичном собрании в Нижнем Новгороде приняла решение оставить 25 субъектов и наметить процедуру приватизации. Это был еще один удар для раскола и реорганизации агрохимической службы. Поэтому был подготовлен второй приказ для «РосАгропрома» НЧЗ о передаче в Минсельхоз России всех проектно-изыскательских станций химизации. Процедура перехода проектно-изыскательских станции химизации в подчинение Минсельхоза России продолжалась в течение полугода до того момента, когда из объединения «Россельхозхимия» НЧЗ не поступило финансовых средств на их содержание. В этот же период Республика Якутия и Республика Удмуртия своими решениями оставляют проектно-изыскательские станции химизации в ведении Минсельхозов Республик. Это был третий удар по раздроблению агрохимической службы России.

В соответствии с положением о Министерстве в МСХ РФ нельзя было содержать производственные проектно-изыскательские станции химизации. Необходимо было их преобразовывать, поэтому был подготовлен приказ о создании в составе Главка химизации и защиты растений Государственных центров и станций агрохимической службы МСХ РФ. Казалось бы, наконец-то, воссоздана единая Государственная агрохимическая служба Российской федерации. Однако в 1992 г. в МСХ РФ создается ГлавЧер-нобыль, руководителем которого назначается В.А. Светов. Он вносит предложение о переподчинении ГлавЧернобы-лю семи Государственных центров и станций агрохимической службы из Главка химизации. Таким образом, произошло еще одно разделение агрохимической службы.

Для укрепления и развития Государственной агрохимической службы в составе Главка химизации в виде 102 центров и станций была разработана программа по расширению видов деятельности. Во-первых, было получено разрешение от Росстандарта на привлечение Государственных центров и станций агрохимической службы МСХ РФ в качестве испытательных лабораторий для оценки сельскохозяйственной и пищевой продукции и почв, а также создания центров по сертификации. Во-вторых, было создано более 2000 реперных (контрольных) участков для мониторинга плодородия почв, изучения поведения в почвах питательных элементов, транслокации токсикантов, тяжелых металлов, радионуклидов и установление на этой основе скорости и направленности почвенных процессов.

До 2004 г. в составе МСХ РФ в двух Главках, а затем в одном Департаменте растениеводства, химизации и защиты растений работают 102 Государственных центра, станции агрохимической службы и 7 Государственных центров химизации и сельскохозяйственной радиологии. Казалось бы, вот сейчас необходимо воссоздать единую Федеральную Государственную агрохимическую службу. Однако МСХ РФ вносит предложение в Административную комиссию Правительства РФ о переводе 100 учреждений агрохимической службы из списка № 1 в список № 2 федеральных учреждений, подлежащих приватизации и передаче в субъекты. В этот период создается и расширяет свои полномочия Россель-хознадзор. В его ведение передают Государственные центры агрохимической службы «Ленинградский» и «Приморский». Таким образом, в Ленинградской области и

Приморском крае полностью уничтожается агрохимическая служба, которой сейчас в названных субъектах нет.

С 2005 до 2007 гг. Национальный Агрохимический Союз, учредителями которого стали региональные производственные объединения «Сельхозхимия», институты, центры и станции агрохимической службы, совместно с работниками МСХ РФ, на заседании Административной комиссии Правительства РФ добиваются принятия решения о переводе 100 учреждений агрохимической службы из списка № 2 в список № 1 федеральных учреждений, не подлежащих приватизации с оставлением их на федеральном уровне в ведении МСХ РФ.

С 2007 г. Федеральные государственные бюджетные учреждения центры и станции агрохимической службы (ФГБУ), Федеральные государственные учреждения химизации и сельскохозяйственной радиологии, находящиеся в Департаменте растениеводства, химизации и защиты растений и выполняющие мероприятия ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения...» на период 2006-2013 гг.

Центры и станции осуществляют мониторинг земель сельскохозяйственного назначения с использованием данных дистанционного зондирования, осваивают и широко используют программные средства Агс01б и навигаторы для фиксации мест отбора образцов почв с помощью географических координат. Создают многоуровневую систему мониторинга и учета размещения сельскохозяйственных культур по полям, учета показателей плодородия почв при сплошном агрохимическом, эколо-го-токсикологическом и радиологическом обследовании земель по видам угодий.

В настоящее время в ФГБУ центры и станции агрохимической службы, ФГБУ центры химизации и сельскохозяйственной радиологии сформирован информационный ресурс показателей плодородия почв по конкретным хозяйствам, административным районам и субъектам, еженедельно проводится учет объемов поставок и применения удобрений, учет неиспользованных сельскохозяйственных земель, проводится корректировка почвенных контуров для конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В целях дальнейшего сохранения и развития учреждений агрохимической службы и учреждений сельскохозяйственной радиологии, со стороны МСХ РФ требуется серьезная государственная поддержка по их модернизации современным аналитическим оборудованием, проведения капитального ремонта аналитических производственных зданий, ежегодного обновления компьютерами, навигаторами, автотранспортом, обеспечения актуальными космоснимками, повышения их статуса в субъектах и увеличения заработной платы.

ФГБУ центры и станции агрохимической службы, ФГБУ центры химизации и сельскохозяйственной радиологии МСХ РФ - единственная в Российской Федерации СЛУЖБА имеющая почвенно-агрохимические оперативные отряды, которые доходят до конкретного поля сельскохозяйственных земель с целью проведения полевых изысканий и составления паспортов полей.

9 апреля 2014 г. Государственной агрохимической службе Минсельхоза России исполнилось 50 лет. Хочется надеяться, что служба будет успешно работать и ее не будут подвергать различного рода реорганизациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.