Научная статья на тему 'Словообразовательные модели универбатов в современном русском языке'

Словообразовательные модели универбатов в современном русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2067
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРБАЦИЯ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП / WORD-BUILDING TYPE / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / WORD-BUILDING PATTERN / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / UNIVERBATION / WORD-BUILDING MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дозорова Д.В.

В данной статье анализируются основные словообразовательные модели универбатов в современном русском языке, их морфонологические особенности, отмечены словообразовательные значения дериватов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORD-FORMATIVE MODELS OF UNIVERBS IN MODERN RUSSIAN LANGUAGE

The article is devoted to the word-building patterns of univerbs in modern Russian language. The author investigates the morphonological peculiarities of univerbs and the main word-building meanings.

Текст научной работы на тему «Словообразовательные модели универбатов в современном русском языке»

Языкознание

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 392-396

УДК 811.161.1'06

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ УНИВЕРБАТОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

© 2015 г. Д.В. Дозорова

Московский педагогический государственный университет

dozorowa.dasha@yandex.ru

Поступила в редакцию 14.01.2015

В данной статье анализируются основные словообразовательные модели универбатов в современном русском языке, их морфонологические особенности, отмечены словообразовательные значения дериватов.

Ключевые слова: универбация, словообразовательный тип, словообразовательная модель, словообразовательное значение.

Для современной русской разговорной речи характерно интенсивное употребление сокращённых единиц: аббревиатур, субстантивированных прилагательных и причастий, усечённых и сложных слов, композитов и т.п. Универбация в этом ряду выступает как один из наиболее продуктивных словообразовательных процессов. Его результатом является производство суффиксальных дериватов-существительных на основе свёрнутых атрибутивных словосочетаний (малогабаритка - малогабаритная квартира, автогражданка - обязательное автогражданское страхование).

Универбация представляет собой яркое проявление закона языковой экономии, выражающегося в уменьшении или упрощении формального компонента при сохранении информативности сообщения. Однако точного определения универбации в настоящее время в научной литературе не обнаруживается, поскольку под этим понятием исследователи подразумевают разные явления. Расширительное понимание универба-ции представлено в «синтаксическом» направлении в словообразовании (Л.В. Сахарный, Е.С. Кубрякова, А.М. Шахнарович), в котором любое преобразование предикативной структуры в слово может трактоваться как акт «универбизации» [1, с. 24]. Второй подход (В.В. Лопатин, И.П. Глотова, Н.А. Янко-Триницкая, И.А. Усти-менко и др.) объединяет универбацию с другими видами компрессии и случаями семантического расширения (аббревиацией, субстантивацией и т.п.) [2; 3; 4]. Наконец, третий, узкий, подход в рамках универбатов рассматривает только суффиксальные существительные, образованные от устойчивых словосочетаний с прилагательными: двустволка - двуствольное ру-

жье [5; 6]. В настоящей работе под универба-цией понимается процесс образования суффиксальных дериватов, являющихся эквивалентами неоднословных номинаций. Универбаты формально мотивируются именем прилагательным исходного словосочетания, а определяемое существительное актуализируется имплицитно в семантике образованной единицы: повседневка - повседневная одежда, курсовик - курсовая работа.

Несмотря на разброс мнений, в настоящее время достаточно полно определен состав уни-вербатов, предложены их различные лексико-тематические описания и классификации, отмечены явления омонимии и многозначности. В то же время недостаточно исследованной остается словообразовательная структура универбатов. Целью настоящей работы является рассмотрение основных словообразовательных моделей универбатов.

В научной лингвистической литературе с понятием словообразовательной модели (СМ) тесно связано понятие словообразовательного типа (СТ). Авторы Грамматики 1980 г. определяют тип как схему построения «слов определенной части речи», абстрагированную «от конкретных лексических единиц», выделяя при этом два необходимых признака: а) общность части речи мотивирующих слов и б) тождественный в материальном и семантическом отношении формант [7, с. 133]. Термина же «словообразовательная модель» в Грамматике 1980 г. не приводится. Е.А. Земская дает следующее определение словообразовательного типа: это «схема (формула) строения производных слов, характеризуемых общностью трех элементов: 1) части речи производящей основы,

2) семантического соотношения между производными и производящими, 3) формального соотношения между производными и производящими, а именно: общностью способа словообразования и словообразовательного средства (форманта), т.е. для аффиксальных способов тождественностью аффикса» [8, с. 188]. В дальнейшем Е.А. Земская вывела критерий общности части речи производящей основы из необходимых элементов типа, оставив только тождество словообразовательного значения и форманта [9, с. 39]. С точки зрения Е.А. Земской, «термин "модель" целесообразно использовать для обозначения морфонологических разновидностей внутри одного и того же словообразовательного типа» [8, с. 194]. К таким морфоноло-гическим особенностям исследователь относит чередование фонем на границе морфов, использование интерфиксов, усечение основы, наложение морфов [8, с. 194-195].

Учитывая приведенные точки зрения, будем называть словообразовательной моделью схему построения производных слов определенного типа, включающую три элемента: часть речи производящей базы, определенный формант и конкретное словообразовательное значение. Словообразовательная модель также характеризуется морфонологическими особенностями внутри типа.

Поскольку словообразовательная модель рассматривается в тесной связи со словообразовательным типом, в рамках универбации, если учитывать приведенные определения СТ, можно выделить целый ряд словообразовательных типов с разными словообразовательными значениями. По поводу словообразовательного значения (СЗ) в сфере компрессивного словообразования Е.А. Земская пишет: «В этом случае суть акта деривации в переводе словосочетания в слово (типа пятиэтажный дом - пятиэтажка)... Думаю, что роль суффикса здесь - оформить слово (перевести основу прилагательного в субстантив) и маркировать основу как производную. СЗ можно формулировать как значение предметности» [9, с. 35].

У основной массы универбатов, таким образом, выявляется общее СЗ 'предметность'.

Рассмотрим основные словообразовательные типы и в их рамках - основные словообразовательные модели универбатов. Материалом послужили данные Национального корпуса русского языка, записи устной речи, фрагменты текстов СМИ, словари современного русского языка.

К наиболее продуктивному типу универба-тов относится СТ основа прилаг. (+ имя сущ.)

+ -к(а) = сущ., СЗ 'предметность'. Дериваты этого СТ образуются по следующим словообразовательным моделям (в скобках указано мотивирующее существительное, которое входит только в семантику деривата, не отражаясь формально):

1) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -к(а) = сущ., СЗ 'предметность': овсяная (каша) - овсянка, грунтовая (дорога) - грунтовка, микроволновая (печь) - микроволновка;

2) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -к(а) + усечение производящей основы, оканчивающейся на -н- = сущ., СЗ 'предметность': марш-рут-н-ое (такси) - маршрутка, служеб-н-ая (записка) - служебка, спортив-н-ый (автомобиль) - спортивка, публич-н-ая (библиотека) -публичка, зачет-н-ая (книжка) - зачетка, наруж-н-ая (реклама) - наружка, штат-н-ое (расписание) - штатка, воскрес-н-ая (школа) -воскреска, дальномер-н-ый (фотоаппарат) -дальномерка;

3) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -к(а) + усечение производящей основы, оканчивающейся на -ск- (-еск-, -ическ-) = сущ., СЗ 'предметность': гигиенич-еск-ая (помада) - гигиенич-ка, материн-ск-ая (плата) - материнка, мето-дич-еск-ое (пособие) - методичка, анатомич-еск-ий (театр) - анатомичка, пират-ск-ая (продукция) - пиратка;

4) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -к(а) + усечение производящей основы, оканчивающейся на -н- + чередование (л'//л) = сущ., СЗ 'предметность': социаль-н-ая (стипендия) - со-циалка, документаль-н-ый (фильм) - докумен-талка, музыкаль-н-ая (школа) - музыкалка, ми-нераль-н-ая (вода) - минералка, тональ-н-ый (крем) - тоналка;

5) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -к(а) + усечение производящей основы, оканчивающейся на -ов- = сущ., СЗ 'предметность': оксо-лин-ов-ая (мазь) - оксолинка, карбол-ов-ая (кислота) - карболка, керосин-ов-ая (лампа) - керосинка;

6) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -к(а) + усечение производящей основы не на морфемном шве = сущ., СЗ 'предметность': пар-фюм-ерн-ая (вода) - парфюмка, трен-ировочн-ые (брюки) - треники, дем-онстрационн-ая (версия/программа) - демка.

Все отмеченные модели сопровождаются усечением производящей основы и чередованиями разного рода на морфемных швах. Однако встречаются примеры, где чередования не наблюдаются в рамках одной модели. Например, ванилька - ваниль-н-ая девушка, контролька - контроль-н-ый лист (в автобусе при посад-

ке). Чередование л//л', характерное для данное модели (ср. социалка - социальная стипендия), в данном случае не отмечается.

Продуктивность рассмотренного типа на -к(а) действительного чрезвычайно высока, его пополнение новыми универбатами регулярно происходит в современной речи: ювелирка -ювелирные украшения, тренажерка - тренажерный зал, декоративка - декоративная косметика, лекционка - лекционная аудитория. Этот СТ имеет достаточно долгую историю в языке, появление первых подобных номинаций как «эквивалентов адъективных словосочетаний» отмечается уже с XVII - XVIII вв. (вини-цейка - виницейский бархат) [10, с. 39].

В настоящее время возрастающей продуктивностью характеризуется СТ основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ик = сущ., СЗ 'предметность'. Здесь отмечаются две словообразовательные модели:

1) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ик + чередование (н // н') = сущ., СЗ 'предметность': антивирусн-ая (программа) - антивирусник, канальн-ый (кондиционер) - канальник, сольный (альбом) - сольник, переднеприводн-ый (автомобиль) - переднеприводник, мобильн-ый (телефон) - мобильник, системн-ый (блок) -системник, обходн-ой (лист) - обходник, военный (билет) - военник, цифров-ой (фотоаппарат) - цифровик;

2) основа прилаг. (+имя сущ.) + -ик + усечение основы = сущ., СЗ 'предметность': наличные (деньги) - налик.

Следующие словообразовательные модели менее частотны при производстве универбатов:

основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ушк(а) = сущ., СЗ 'предметность':

1) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ушк(а) = сущ., СЗ 'предметность': легков-ой (автомобиль) - легковушка, губн-ая (помада) - губнуш-ка, духов-ой (пистолет) - духовушка;

2) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ушк(а) + усечение основы = сущ., СЗ 'предметность': псих-иатрическ-ая (больница) - психушка;

основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ак (-як) = сущ., СЗ 'предметность':

1) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ак = сущ., СЗ 'предметность': общ-ий (план) - об-щак, больш-ая (дорога) - большак;

2) основа прилаг. (+имя сущ.) + -ак + усечение основы = сущ., СЗ 'предметность': студ-енческ-ий (билет) - студак, тон-альн-ый (крем) - тонак;

3) основа прилаг. (+имя сущ.) + -'ак (-як) + чередование (н // н') = сущ., СЗ 'предметность': товарн-ый (поезд) - товарняк, заказн-

ой (концерт) - заказняк, блатн-ые (песни) -блатняк;

основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ач = сущ., СЗ 'предметность':

1) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ач + усечение основы = сущ., СЗ 'предметность': курс-ов-ая (работа) - курсач, кирз-ов-ые (сапоги) -кирзачи;

основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ух(а) = сущ., СЗ 'предметность':

1) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ух(а) = сущ., СЗ 'предметность': звуков-ая (карта) -звуковуха, кольцев-ая (дорога) - кольцевуха;

основа прилаг. (+ имя сущ.) + -иц(а)= сущ., СЗ 'предметность':

1) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -иц(а) + чередование (в // в') = сущ., СЗ 'лицо': передовая (статья) - передовица, рогов-ая (оболочка) -роговица.

Данные модели не обладают высокой продуктивностью в узуальном употреблении, но многие из образованных по ним производных употребительны в сферах жаргона и сленга, например, универбы с суффиксами -ух(а) и -ач: курсач, бытовуха, мерцуха ('мерцательная аритмия', жарг., мед.).

В производящую базу универбатов входят в основном основы имен прилагательных. Тем не менее существует словообразовательный тип, включающий основу причастия: СТ основа причастия (+ имя сущ.) + -к(а) = сущ., СЗ 'предметность'. В рамках данного типа действует словообразовательная модель: основа причастия (+ имя сущ.) + -к(а) + усечение основы, оканчивающейся на -н = сущ., СЗ 'предметность': сгущён-н-ое (молоко) - сгущенка, выде-лен-н-ая (линия) - выделенка, пересечён-н-ая (местность) - пересечёнка.

Как уже было сказано, типичным для уни-вербатов является СЗ 'предметность'. Однако это общее значение может конкретизироваться: ряд универбов имеет частное СЗ отвлеченного признака или действия:

1) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -к(а) = сущ., СЗ 'отвлеченное явление': бытов-ое (преступление) - бытовка, ветрян-ая (оспа) - ветрянка;

2) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -к(а) + усечение производящей основы, оканчивающейся на -н = сущ., СЗ 'отвлеченное явление': гуманитар-н-ая (помощь) - гуманитарка, коррекцион-н-ая (педагогика) - коррекционка, кругосвет-н-ое (плавание) - кругосветка, прогрессив-н-ый (налог) -прогрессивка, жилищ-н-ое (право) - жилищка.

3) основа прилаг. (+имя сущ.) + -к(а) + усечение производящей основы, оканчиваю-

щейся на -н- + чередование (л'//л) = сущ., СЗ 'отвлеченное явление': амораль-н-ое (поведение) - аморалка, самоволь-н-ая (отлучка) - самоволка, ювеналь-н-ая (юстиция) - ювеналка.

4) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -лк(а) + усечение основы, оканчивающейся на -тельн- = сущ., СЗ 'отвлеченное явление': воспита-тельн-ая (работа) - воспиталка, строительные (работы) - строилка, учреди-тельн-ое (собрание) - учредилка.

Помимо частотного СЗ 'предметность', все большее число универбатов в современной разговорной речи получают СЗ 'лицо', обозначая человека по социальной, профессиональной или иной характеристике. Появление таких единиц было отмечено еще В. В. Виноградовым, приводившим пример вторичных наименований с суффиксов -ик: «Наблюдается тенденция к синтетическому сжатию составных обозначений, словосочетаний (из определяющего прилагательного и определяемого существительного со значением 'работник, работающий, мастер' и т.п.) в одно имя существительное (с основой относительного имени прилагательного и суффиксом -ик или каким-нибудь его вариантом), например: плановик (работающий в области планирования, как бы 'плановый работник'); пищевик (работник пищевой промышленности); вечерник (студент вечернего факультета) и т.п.» [11, с. 164]. Это, например, следующие модели: основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ик = сущ., СЗ 'лицо':

1) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -ик + чередование (н // н') = сущ., СЗ 'лицо': духовн-ый (отец) - духовник, научн-ый (руководитель) -научник, частн-ый (предприниматель) - частник;

основа прилаг. (+ имя сущ.) + -к(а) = сущ., СЗ 'лицо':

1) основа прилаг. (+ имя сущ.) + -к(а) + усечение производящей основы: многодет-н-ые (родители) - многодетки.

основа причастия (+ имя сущ.) + -ик = сущ., СЗ 'лицо':

1) основа причастия (+ имя сущ.) + -ик + чередование (н // н') = сущ., СЗ 'лицо': приглашенный (преподаватель) - приглашенник.

Приведенные модели базируются на двух-компонентных мотивирующих словосочетаниях, состоящих из существительного и определяющего прилагательного. Однако это не единственный пример дериватов с семантикой лица. Большое количество номинаций образуется от развёрнутых многокомпонентных словосочетаний, дающих определенную характеристику человеку: дневник - студент дневной формы

обучения, срочник - солдат срочной службы, синхронист - спортсмен, занимающийся синхронным плаванием, фигурист - спортсмен, занимающийся фигурным катанием. Такие номинации мотивируются именно атрибутивным словосочетанием, входящим в исходную конструкцию, а не только прилагательным, отраженным в структуре универба: одиночник -'спортсмен, занимающийся одиночным фигурным катанием', а не 'одинокий человек'. В данном случае исходные описательные обороты не являются устойчивыми, однако устойчивы атрибутивные словосочетания, являющиеся по сути мотивационным ядром для деривата. Учитывая этот факт, вероятно, можно считать рассматриваемые существительные универбатами, несмотря на объём и характер мотивирующей базы.

Итак, можно говорить о сформированности целого ряда словообразовательных моделей, по которым продуцируются вторичные номинации определенных словообразовательных типов в пределах одного процесса универбации. Из них наиболее продуктивны модели с формантами -к(а) и -ик. Основными словообразовательными значениями универбатов являются общее СЗ 'предметность', которое может конкретизироваться в частных СЗ ('отвлеченное явление, действие), и СЗ 'лицо'. В качестве же мотивирующих выступают преимущественно двух-компонентные словосочетания. Однако в современном русском языке наблюдается тенденция к использованию многокомпонентных конструкций в качестве основы для производства универбатов.

Список литературы

1. Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования / Учебное пособие. Л.: Ленинградский университет, 1985. 97 с.

2. Глотова И.П. К вопросу об универбации (О функционально-стилевом и общелитературном употреблении) // Вопросы стилистики. Межвузовский научный сборник. Вып. 12. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1977. С. 3-17.

3. Лопатин В.В. Универбация // Русский язык: энциклопедия / Отв. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. 577 с.

4. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. М.: Индрик, 2001. 504 с.

5. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). 2-е изд. М.: «Языки русской культуры», 2000. С. 90-141.

6. Осипова Л. И. Активные процессы в современном русском словообразовании (суффиксальная универбация, усечение): дис. ... доктора филол. наук. М., 1999. 506 с.

7. Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. В 2 т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 1980. 789 с.

8. Современный русский язык: Учебник / Бело-шапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В. А. Белошапковой. М.: Высш. школа, 1981, 560 с.

9. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. 221 с.

10. Беркович Т. Л. К истории одного словообразовательного типа (Существительные с суф. -к(а), мотивированные адъективным словосочетанием) // Актуальные проблемы русского словообразования: Материалы III Республиканской научной конференции / Отв. ред. Тихонов А.Н. Ташкент: Укитувчи, 1980. 286 с.

11. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. 560 с.

WORD-FORMATIVE MODELS OF UNIVERBS IN MODERN RUSSIAN LANGUAGE

D. V. Dozorova

The article is devoted to the word-building patterns of univerbs in modern Russian language. The author investigates the morphonological peculiarities of univerbs and the main word-building meanings.

Keywords: univerbation, word-building type, word-building pattern, word-building meaning.

References

1. Sakharnyy L.V. Psikholingvisticheskie aspekty teorii slovoobrazovaniya / Uchebnoe posobie. L.: Leningradskiy universitet, 1985. 97 s.

2. Glotova I.P. K voprosu ob univerbatsii (O funktsional'no-stilevom i obshcheliteraturnom upotreblenii) // Voprosy stilistiki. Mezhvuzovskiy nauchnyy sbornik. Vyp. 12. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 1977. S. 3-17.

3. Lopatin V.V. Univerbatsiya // Russkiy yazyk: entsiklopediya / Otv. red. Yu.N. Karaulov. M.: Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya; Drofa, 1997. 577 s.

4. Yanko-Trinitskaya N.A. Slovoobrazovanie v sovremennom russkom yazyke. M.: Indrik, 2001. 504 s.

5. Zemskaya E.A. Aktivnye protsessy sovremennogo slovoproizvodstva // Russkiy yazyk kontsa XX stoletiya (1985-1995). 2-e izd. M.: «Yazyki russkoy kul'tury», 2000. S. 90-141.

6. Osipova L.I. Aktivnye protsessy v sovremennom russkom slovoobrazovanii (suffiksal'naya univerbatsiya, usechenie): dis. ... doktora filol. nauk. M., 1999. 506 s.

7. Russkaya grammatika / Gl. red. N.Yu. Shvedova. V 2 t. T. 1. Fonetika. Fonologiya. Udarenie. Intonatsiya. Slovoobrazovanie. Morfologiya. M.: Nauka, 1980. 789 s.

8. Sovremennyy russkiy yazyk: Uchebnik / Beloshapkova V.A., Zemskaya E.A., Miloslavskiy I.G., Panov M.V.; Pod red. V.A. Beloshapkovoy. M.: Vyssh. shkola, 1981, 560 s.

9. Zemskaya E.A. Slovoobrazovanie kak deyatel'nost'. M.: Nauka, 1992. 221 s.

10. Berkovich T.L. K istorii odnogo slovoobrazovatel'nogo tipa (Sushchestvitel'nye s suf. -k(a), motivirovannye ad"ektivnym slovosochetaniem) // Aktual'nye problemy russkogo slovoobrazovaniya: Materialy III Respublikanskoy nauchnoy konferentsii / Otv. red. Tikhonov A.N. Tashkent: Ukituvchi, 1980. 286 s.

11. Vinogradov V.V. Izbrannye trudy. Issledovaniya po russkoy grammatike. M.: Nauka, 1975. 560 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.