Научная статья на тему 'Словообразовательное гнездо с многозначным словом "дастай"'

Словообразовательное гнездо с многозначным словом "дастай" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО / ДЕРИВАТ / ПОЛИСЕМАНТ / ЭВЕНСКИЙ ЯЗЫК / АФФИКСЫ / WORD FORMATION / WORD-FORMATION NEST / DERIVATIVE / POLYSEMANT / EVEN LANGUAGE / AFFIXES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саввинова Степанида Николаевна

Статья посвящена описанию словообразовательного гнезда с вершиной полисемантом глаголом дастай, обозначающий в эвенском языке :покрыть, накрыть, укрывать, крыть; застилать, засыпать; заслонять. Автор ставит задачу раскрыть словообразовательные возможности вершины-полисеманта в эвенском языке. Автор определяет способы образования, типы словообразовательных значений и полисемии производных. На основе проведенного исследования обосновывается, что вершина-полисемант имеет более высокую деривационную активность, так как у многозначного слова высока вероятность большего количества дериватов, чем у моносемантичной вершины словообразовательного гнезда и каждый из них может иметь свой словообразовательный потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Word-building nest with the ambiguous word "give"

The article is devoted to the description of the word-formation nest with the top polysemantic verb dastay, which means in the even language :to cover, cover, cover, cover; to cover, fall asleep; to obscure. The author sets the task to reveal the word-forming possibilities of the vertex-polysemant in the even language. The author defines the ways of formation, types of word-formative meanings and polysemy of derivatives. On the basis of the conducted research it is proved that the vertex-polysemant has a higher derivational activity, since a polysemantic word has a high probability of more derivatives than a monosemantic vertex of the word-formation nest and each of them can have its own word-formation potential.

Текст научной работы на тему «Словообразовательное гнездо с многозначным словом "дастай"»

Словообразовательное гнездо с многозначным словом «дастай»

Саввинова Степанида Николаевна,

научный сотрудник, кандидат филологических наук, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, stepanidasavvinova@mail.ru

Статья посвящена описанию словообразовательного гнезда с вершиной полисемантом глаголом дастай, обозначающий в эвенском языке :покрыть, накрыть, укрывать, крыть; застилать, засыпать; заслонять. Автор ставит задачу раскрыть словообразовательные возможности вершины-полисеманта в эвенском языке. Автор определяет способы образования, типы словообразовательных значений и полисемии производных. На основе проведенного исследования обосновывается, что вершина-по-лисемант имеет более высокую деривационную активность, так как у многозначного слова высока вероятность большего количества дериватов, чем у моносемантичной вершины словообразовательного гнезда и каждый из них может иметь свой словообразовательный потенциал.

Ключевые слова: словообразование, словообразовательное гнездо, дериват, полисемант, эвенский язык , аффиксы.

о

Е

£

СП

0

ч-^

01 г

Словообразование является одной из недостаточно изученных областей в эвенской лингвистике. В последние годы ведется работа по составлению словообразовательного словаря эвенского языка, который создается на материале эвенского литературного языка. Значительное место вопросам словообразования отведено в работах тунгусоведов

B.А. Роббека [7], В.Д. Лебедева [5], Б.В. Болдырева [2]и др., однако, словообразование растворяется в морфологии, или сливается с этимологией.

В виде научных статей разработаны словообразовательные проблемы Р.П. Кузьминой [3], Е.В. Нестеровой [6], Г.В. Роббеком [9], Саввиновой

C.Н.[10], Садовниковой И.И.[11], но специальных работ, посвященных словообразованию в эвенском языке, нет, что определяет актуальность темы.

В данной статье автор рассмотрит отглагольное словообразовательное гнездо с вершиной-полисе-мантом дастай. Как известно, полисемия слова представляет собой актуальную проблему в лингвистике в общем, и в частности, в словообразовании. Исследованием полисемии занимались известные лингвисты, как Т.И. Арбекова, С.А. Горская, Д.Н. Шмелев, В.В. Елисеева и другие. Так, В.В. Елисеева пишет, что «многозначность - это наличие у языковой единицы более одного значения при условии семантической связи между ними или переноса общих, либо смежных признаков или функций с одного денотата на другой [3, с.17]. Т.И. Арбекова считает, что «многозначность (полисемия) - это способность слова служить средством наименования разных классов предметов. Следовательно, словарные значения многозначного слова обязательно различны по объему» [1, с. 80]. Д.Н. Шмелев утверждает: «Когда говорят о полисемии, имеют в виду, прежде всего многозначность слов как единиц лексики. Лексическая полисемия -способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности» [13, с. 382]. Таким образом, данные определения полисемии показывают ее суть как лингвистического явления.

Рассмотрим семантику и деривацию многозначного лагола дастай, который в эвенском языке обозначает по данным «Эвенско-русского словаря» (ЭРС) укрытие[8], семантическое значение суффиксов сверялась по «Очеркам грамматики эвенского (ламутского) языка» [12]. Надо сразу отметить, что эвенский язык относится к агглютинативным языкам и основным способом образования новых слов является аффиксация.

Глагол дастай представлен в эвенско-русском словаре в трех значениях: 1)покрыть, накрыть, укрывать, крыть; 2)застилать, засыпать; 3) заслонять.

Все эти три значения вершины-полисеманта дастай участвуют в словообразовательном процессе и образуют следующее словообразовательное гнездо:

Дас/тай 1)покрыть, накрыть, укрывать, крыть;

2)застилать, засыпать; 3) заслонять Дас/и 1)накидка от дождя; 2)навес Дас/и/чан накидочка от дождя Дас/и/лкан имеющий покрытие, навесной Дас/и/мия покрышка старая, изношенная Дас/а/нмай - крыша

Дас/а/лдывун имя орудия действия заслонка Дас/а/кка 1)крышка, покрышка; 2)покрывало;

3)скатерть; 4) заслонка

Дас/а/кка/чан 1) крышечка, покрышечка; 2) по-крывалочка; 3)скатерка; 4)заслоночка

Дас/а/кка/ндя 1) крышище; 2) покрывалище Дас/а/б/дай 1)покрываться, накрываться, укрываться, закрываться, завертываться; 2)засыпаться, заноситься, заваливаться, загораживаться; 3)отво-ряться, запираться

Дас/а/с/чи/дай пытаться закрыть чем-л. Дас/у/т/тай 1) быть накрытым, покрытым4 2) накрываться, покрываться, заваливаться; 3) заслоняться

Дас/у/тик 1)крышка, покрышка; 2)покрывало; 3) скатерть;4) заслонка

Согласно данному гнезду лексема дастай является вершиной словообразовательного гнезда, включающего 14 дериватов, 8 из которых находятся на первой ступени производства и максимально выражают семантику слова-вершины: дас/и 1)накидка от дождя; 2)навес; дас/а/кка 1)крышка, покрышка; 2)покрывало; 3)скатерть; 4) заслонка; дас/ут/тай 1) быть накрытым, покрытым; 2) накрываться, покрываться, заваливаться; 3) заслоняться. На второй ступени словопроизводства представлено 6 синтаксических дериватов: дас/и/чан наки-дочка от дождя; дас/и/лкан имеющий покрытие, навесной. Надо отметить, что все дериваты поли-семантичны.

Рассмотрение взаимодействия лексики, словообразования показывает взаимоотношения внутри словообразовательного гнезда:

Дастай даси (дас- + аффикс и, обозначающий названия предметов) 1)накидка от дождя; 2)навес Даси - дасичан (даси + чан суффикс уменьшительной формы имени) 1)накидочка, 2)навесочка

Даси - дасимия (дас+а+мия суффикс пренебрежительной формы со значением старых, изношенных предметов) 1) старая крыша 2) старый навес

Даси - дасалкан (дас+ лкан суффикс прилагательного обладания) имеющий накидку

Дастай - дасанмай (дас+а+нмай суффикс имени места и процесса) 1) крышка, покрышка; 2)покры-вало;3)заслонка

Дастай - дасалдывун (дас+а+лдывун имени орудия)

Дастай - дас/а/кка (дас+а+нка имени названия предмета, специально предназначенного при употреблении при данном действии) 1)крышка, покрышка; 2)покрывало; 3)скатерть; 4) заслонка

дас/а/кка - дас/а/ккачан (дас/а/кка +чан суффикс уменьшительной формы имени)

дас/а/кка - дас/а/ккандя (дас/а/кка+ндя суффикс увеличительно-ласкательной формы имени)

1) крышище; 2) покрывалище

Дастай - дас/а/б/дай (дас+а+б суффикс средне-возвратного глагола+дай ) 1)покрываться, накрываться, укрываться, закрываться, завертываться;

2)засыпаться, заноситься, заваливаться, загораживаться; 3)отворяться, запираться

Дастай - дас/а/с/чи/дай (дас+а+счи (суффикс глаголов вида стремления) +дай) пытаться закрыть чем-л.

Дастай - дасуттай (дас+у (суффикс страдательного залога+т (суффикс глагола вида продолженного действия) 1) быть накрытым, покрытым4 2) накрываться, покрываться, заваливаться; 3) заслоняться.

Дасуттай - дас/у/тик (дасу+ тик суффикс существительных названий, соединений, скреп) 1)крышка, покрышка; 2)покрывало; 3) скатерть;4) заслонка

От вершины-полисеманта образовано 7 прои зводных слов. Из них 4 существительных и 3 глагола. Вторая ступень представлена 5 именами существительными и 1 прилагательным. Глагольный блок состоит из 2 видовых форм и одной залоговой.

Таким образом, можно сказать, что вершина-по-лисемант имеет более высокую деривационную активность, так как у многозначного слова высока вероятность большего количества дериватов и каждый из них может иметь свой словообразовательный потенциал.

Литература

1. Арбекова Т.И. Лексикология английского языка (Практический курс). М.: Высшая школа, 1977. 240 с.

2. Болдырев Б.В. Словообразование имен существительных в тунгусо-маньчжурских языках в сравнительно-историческом освещении. Новосибирск: Наука, 1987. 208 с.

3. Елисеева В.В. Лексикология английского языка. Учебник. СПбГУ: 2003. 44с.

4. Кузьмина Р.П. Особенности словообразования эвенского языка (на материале ламунхинского говора эвенского языка) // Вестник Поморского университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". 2011, №8. С. 139-143.

5. Лебедев Д.В.

6. Нестерова Е.В. Деривационный потенциал глагола «бидэй» в эвенском языке», Тамбов: Грамота, 2018, №7(85), с.369-372.

7. Роббек В.А. Грамматические категории эвенского глагола в функционально-семантическом аспекте. Новосибирск: Наука, 2007. 726 с.

8. Роббек В.А., Роббек М.Е. Эвенско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2005. 353 с.

9. Роббек Г.В.

о о ш и т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

10.Саввинова С.Н.

11.Садовникова И.И. Лексико-семантическое словообразование как способ обогащения эвенского языка // "Актуальные вопросы современного языкознания". Новосибирск, 2012. С. 15-25.

12.Цинциус В.И. Очерк грамматики эвенского (ламутского) языка. Л.: Учпедгиз, 1947. Ч. 1. 269 с.

13.Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 2008. 280с.

Word-building nest with the ambiguous word "give" Savvinova S.N.

Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the Problems of the North Russian Academy of Sciences Siberian Branch

The article is devoted to the description of the word-formation nest with the top polysemantic verb dastay, which means in the even language :to cover, cover, cover, cover; to cover, fall asleep; to obscure. The author sets the task to reveal the word-forming possibilities of the vertex-polysemant in the even language. The author defines the ways of formation, types of word-formative meanings and polysemy of derivatives. On the basis of the conducted research it is proved that the vertex-polysemant has a higher derivational activity, since a polysemantic word has a high probability of more derivatives than a monosemantic vertex of the word-formation nest and each of them can have its own word-formation potential. Keywords: word formation, word-formation nest, derivative, polysemant, even language, affixes.

References

1. Arbekova T.I. Lexicology of the English language (practical course). M .: Higher school, 1977.240 s.

2. Boldyrev B.V. Word formation of nouns in the Tungus-Manchu

languages in comparative historical coverage. Novosibirsk: Nauka, 1987.208 s.

3. Eliseeva V.V. Lexicology of the English language. Textbook. SPbU: 2003.44s.

4. Kuzmina R.P. Features of word formation of the Even language

(based on the Lamunhins dialect of the Even language) // Bulletin of the University of Pomerania. Series "Humanities and Social Sciences". 2011, No. 8. S. 139-143.

5. Lebedev D.V.

6. Nesterova E.V. The derivational potential of the verb "bidei" in the

Even language ", Tambov: Gramota, 2018, No. 7 (85), pp. 369372.

7. Robbek V.A. The grammatical categories of the Even verb in the

functional-semantic aspect. Novosibirsk: Nauka, 2007.726 s.

8. Robbek V.A., Robbek M.E. Even-Russian dictionary. Novosibirsk:

Nauka, 2005.353 s.

9. Robbek G.V.

10. Savvinova S.N.

11. Sadovnikova I.I. Lexico-semantic word formation as a way to enrich the Even language // "Actual problems of modern linguistics." Novosibirsk, 2012.S. 15-25.

12. Cincius V.I. Essay on the grammar of the Even (Lamut) language. L .: Uchpedgiz, 1947. Part 1. 269 p.

13. Shmelev D.N. Problems of semantic analysis of vocabulary. M., 2008.280 s.

о

E

£

en ^

о

(4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.