Научная статья на тему 'Слово в фильме Владимира Хотиненко «Поп»'

Слово в фильме Владимира Хотиненко «Поп» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
366
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПОВЕДЬ / СЛОВО / ЛОГОС / ПРОПОВЕДНИК / УСТНАЯ РЕЧЬ / SERMON / WORD / LOGO / PREACHER / SPEAKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орищенко Светлана Серафимовна

Художественный фильм Владимира Хотиненко «Поп» интересует нас с точки зрения логоса. Слово главного действующего лица, священника, отца Александра так доходчиво, так ярко, так образно, что невольно любуешься речью этого персонажа и пытаешься запомнить ту ситуацию, в которой речь была произнесена. Проповеди отца Александра отнесены нами к категории чудесного. Активная цитация кинофильма показывает, что его крылатые фразы вполне могут войти в следующие выпуски словарей российского кино, пополняя кинематографическое «поле микрофольклора».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORD IN THE FILM BY VLADIMIR KHOTINENKO “POP”

Feature film by Vladimir Khotinenko «Pop» is interesting in terms of logo. Word of the protagonist, priest, father Alexander is so easy-to-understand, so bright, so vivid, that you could not help admiring the speech of the character and try remember the situation in which it was uttered. Sermons of father Alexander attributed to the category of the miraculous. Active citation in the film shows that his catchy phrases can enter future releases of the lexicon of the Russian cinema, enriching cinematographic « microfolklore field».

Текст научной работы на тему «Слово в фильме Владимира Хотиненко «Поп»»

УДК 8

СЛОВО В ФИЛЬМЕ ВЛАДИМИРА ХОТИНЕНКО «ПОП»

© 2014 С.С.Орищенко

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 02.12.2013

Художественный фильм Владимира Хотиненко «Поп» интересует нас с точки зрения логоса. Слово главного действующего лица, священника, отца Александра так доходчиво, так ярко, так образно, что невольно любуешься речью этого персонажа и пытаешься запомнить ту ситуацию, в которой речь была произнесена. Проповеди отца Александра отнесены нами к категории чудесного. Активная цитация кинофильма показывает, что его крылатые фразы вполне могут войти в следующие выпуски словарей российского кино, пополняя кинематографическое «поле микрофольклора». Ключевые слова: проповедь, слово, логос, проповедник, устная речь.

В художественном фильме В.Хотиненко «Поп» по одноимённому роману А.Сегеня силу слова, силу проповеди главного героя, священника отца Александра Ионина, можно приравнять к категории чудесного, потому что в фильме, прежде всего, ценно то, как говорит главный герой, убедительно, красноречиво, образно. Речь героев отечественных кинокартин является интереснейшей темой для изучения не только критиков, но и философов, литературоведов, психологов, искусствоведов, культурологов, лингвистов: «Лучшее, что есть в наших лентах, - это тончайшая психологическая нюансировка, еле уловимые оттенки смысловой словесной игры, очень специфический российский юмор, полная погружённость в «культурный» фон эпохи»1.

Как часто мы слышим фразу: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»2. Всему начало слово, отсюда такое уважение к речи в целом и к слову в отдельности: «Словом сотворил Господь весь прекрасный мир, по Его слову этот мир и прекратит своё существование. Никому более из телесных существ на Земле Господь не даровал этого великого дара - дара слова. Более того, он доверил Адаму дать имена всему существующему на Земле и в небесах. То есть мы видим, что слово обладает громадной творящей силой»3.

Создание кинокартины невозможно без слова: сначала замысел фильма и сопутствующие

Орищенко Светлана Серафимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сценической речи и ораторского искусства. E-mail: orichtchenko63 6@mail. ru

1 Елистратов В. С. Словарь крылатых фраз российского кино. - М.: 2010. - С. 15.

2 Новый Завет. Евангелие от Иоанна 1:1 - М.: 2000. - С. 150.

3 Дудкин Е. Молитва матери со дна моря достанет -

М.: 2009. - С. 316 - 317.

ему материалы облекаются в форму логоса, создаётся сценарий, часто имеющий отношение к литературному произведению. Для художественного фильма «Поп» как раз основанием послужил одноимённый роман Александра Се-геня. В основу сюжета легли материалы из биографии известного старца псковского монастыря, Иоанна Крестьянкина, светлого проповедника отца Иоанна. Вот пример его живого слова: «Вера, любовь и смирение были безошибочными путеводителями людей в бушующем житейском море и вели за собой в жизнь истину, искренность и простоту»4.

Вот таким истинным, искренним и простым, по воспоминаниям братии и прихожан, был сам Иоанн Крестьянкин, таким же показан и батюшка Александр Ионин в фильме «Поп». Нам важно это знать, поскольку речь главного персонажа кинокартины отца Александра очень интересна. Не всегда слово расценивается нами по достоинству. Мы не часто задумываемся о том, что слово даровано на земле только человеку. И человек давно обращается с ним по своему усмотрению. Часто искажает его, употребляет слова в грубой, хулительной форме, забывая при этом, что словом можно убить и можно возродить к жизни. Размышляя о силе слова можно вспомнить множество примеров из поэтического осмысления темы: Слово5

Молчат гробницы, мумии и кости, -Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.

4 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Светильники духа. - М.: 2010. - С. 202.

5 Бунин И. Собрание сочинений в 4-х томах. - Т. 1 -М.: 1994. - С. 127.

Слово6

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к Луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это - Бог.

Неоконченное7

Я знаю силу слов, я знаю слов набат, Они не те, которым рукоплещут ложи. От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек.

из научных изысканий: «В институте проблем управления Российской академии наук кандидат биологических наук П.Гаряев и кандидат технических наук Г.Тертышный изобрели аппарат, который переводит человеческую речь в электромагнитные колебания. Они выяснили, как эти электромагнитные колебания влияют на растения и на молекулы наследственности человека - ДНК. Эксперимент с облучением бранными словами много лет проводился на семенах растения арбидопсис. Почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродцами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству. Через несколько поколений потомство полностью выродилось. Был проведён и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Убитые семена ожили»8. Из философских трактатов: «Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю, куда хочешь, и отвращать ее, откуда хочешь». Цицерон9.

6 Гумилев Н. Избранное. Стихотворение дано в сокращении. - М.: 1990. - С. 139.

7 Маяковский В. Сочинения в 2-х тт. - Т. 2. Неоконченное. Стихотворение дано в сокращении. - М.: 1988. - С. 432.

8 Дудкин Е. Молитва матери со дна моря достанет.... - С. 316 - 317.

9Цитаты и афоризмы Марк Туллий Цицерон // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www. zitata .com/ciceron.shtml (19.11.13).

«Острый язык - единственное режущее оружие, которое от постоянного употребления становится еще острее». У.Ирвинг10.

«Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно». Л.Н.Толстой11.

Итак, слово требует к себе уважения, бережного отношения и грамотного употребления, чтобы не стать грозным оружием. Слово в художественном фильме «Поп» интересно для нас, так как связано с разделом риторики -гомилетика,12 и может служить прекрасной иллюстрацией к этому разделу науки о красноречии. Проповедь как выражение духовных истин может приобретать разные формы. И, хотя в истории встречаются все её виды, самый распространенный из них - это устная речь. Как и всякую речь, устную проповедь можно рассматривать с разных сторон13. Главная функция речи - общение. Но при общении человек может ставить разные цели, и достигает он их разными способами. Проповеднику важно знать, зачем, кому как говорит он свою речь. При этом необходимо помнить, что проповедь обращена к сердцу слушателя: «Слово проповЪдь образовано на основе того же корня, что в слове вЪдЪше, - вЪд. Слова с этим корнем в русском языке обычно имеют отношение к внутренней жизни человека: заповедь, совесть, исповедь, ведун, ведать, вещий и др.»14.

Слово главного героя киноповествования «Поп» наполнено такой верой, подкреплённой Духом Божиим, что к нему проникаешься симпатией с первых слов, произнесённых им в кадре. Хотя повод для его первой реплики видится нам более комичным, нежели поучительным и серьёзным в традиционном понимании проповеди. Дело в том, что священник

10 Афоризмы, цитаты, пословицы // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /aphorism-list.com/ tema.php?page=jazyk&tktema=jazyk (19.11.13).

^Афоризмы о красноречии // [Электронный ресурс] Режим доступа: http:/ /mlm-job.ru/forum/6-527-1 (19.11.13).

12 Гомилетика (омилетика; др.-греч. Ö^i^nTucq 'омилэтикэ - искусство беседы) - церковно-богословская наука, излагающая правила церковного красноречия или проповедничества. Википедия // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /ru. wikipedia.org /wiki /%C3%EE%EC%E8%EB%E5%F2%E8 %EA%E0 (24.11.13).

13 Проповедь в широком смысле - выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник Википедия // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /ru.wikipedia.org /wiki / %CF%F0%EE%EF%EE%E2%E5%E4%FC (01.10.13).

14 Про'поведь в широком смысле.....

обращается к мухе: «Вот, муха, до чего же ты непочтительное творение Божие. В то время, как я, лицо духовного звания, погружаюсь в мыслях о преподобном старце Зосиме Финикийском, ты имеешь дерзновение садиться на его дивное изображение, ходишь по нему своими наглыми ножищами, моешься тут, прости Господи. Ну-ка. И это я, про которого говорят, что я мухи не обижу»15.

После слов «ну-ка» батюшка удалил муху с картинки щелчком. Из этого монолога мы делаем сразу несколько выводов: во-первых, герой, действительно добрейший человек, ведь даже назойливое насекомое, которое беспокоит священника только тем, что надоедливо садится на картинку с изображением святого, названо им не грубым, оскорбительным словом, а «творением Божиим». Во-вторых, ему свойственна самоирония, он понимает, всю комичность ситуации, которая заключается в том, что он почтителен даже к мухе, с которой вынужден вести «душеспасительные» беседы. По всему видно, что ему неприятно «обижать» муху, но она не оставляет ему выбора, поскольку непочтительна к старцу Зосиме Финикийскому. В-третьих, отец Александр извиняется перед «творением Божиим» за грубое с ним обращение. Следующий разговор, казалось бы, не имеет к проповеди никакого отношения. Батюшка отвечает на вопросы супруги, матушки Алевтины:

- С кем это ты тут разговариваешь?

- Да вот с мухой.

- И охота тебе? Не пойму я, чего это куры так нестись стали? Смотри, сколько за сегодня на-кокали.

- Вот люди, не стали бы нестись, куры - плохо, много несутся - опять не так.

- Не спорь, ещё мама рассказывала, если куры несутся много или грибной год - не к добру это. Не нравится мне, что Моисей пришёл, просил тебя позвать, вон стоит16.

Священник в этой речевой ситуации предстаёт перед нами философом. Показательно, что супруга отца Александра сначала говорит о том, что раздражена, и несущимися курами, и обилием грибов, и странным поведением мужа, разговаривающего с мухой, и только затем передаёт просьбу соседа. Сообщение о том, что священника поджидает человек, оставлено ею на потом, словно он не достоин внимания, только отец Александр, который «и мухи не обидит», сразу же выходит на улицу, чтобы выслушать собеседника. Разговор с соседом убедит зрителя в том, что сила пропове-

15 Реплики из фильма «Поп» режиссёр - В.Хотиненко, автор сценария А.Сегень.

16 Реплики из фильма «Поп».....

ди отца Александра известна не только прихожанам храма, где служит батюшка, но и односельчанам-иноверцам. Если по первым кадрам фильма и первым диалогам зритель только предполагает в герое способность проповедовать, то третий диалог, только укрепляет это мнение:

- Помоги, батечка, не унимается она, мы уж и так и этак уговаривали, а она вовсе своё талдычит, стала вовсе невозмутимая и такие страшные слова говорит: эта затхлая атмосфера, беспросветность - это про веру своих предков.

- Да чем же я помогу тебе, милый человек?

- Э, кто не знает отца Александра? Все знают, какую вы имеете силу проповеди. Говорят - это ужасная сила?

- Так я о Христе проповедую, за Христа, а ты, добрый человек, как я понимаю - просишь иное, чтоб я дочь твою от Христа отваживал?

- Боже, мой, ну что вам стоит, одного человека вы отвадите, так сто человек вы ещё привадите. Посуди сам, батечка, у меня пятеро дочерей, и только одна в замужах. Если Хавочка совершит свои нелепые мечты, то кто ж её возьмёт в замуж? Ваши не возьмут, потому что она наша, наши не возьмут, потому что она ваша. Эй, вэй, на колени встану.

- Ах ты, оказия какая.

- Хавочка, что же ты там стоишь, подойди сюда, дочечка, батечка хочет с тобой поговорить.

- Я сам подойду17.

Разговор с соседом-иудеем раскрывает нам главный талант отца Александра - умение слушать и слышать человека и видеть в нём человека, невзирая на его национальность, несмотря на его вероисповедание. Как тактично, как доброжелательно разговаривает батюшка с Моисеем, называет его милым, добрым. Тема разговора тоже не простая, но при этом отец Александр не отказывает собеседнику и пытается достойно вести себя в весьма затруднительном положении. Он соглашается поговорить с дочерью Моисея Хавой, чтобы утвердиться в серьёзности её намерения. При этом отец Александр, не обманывает соседа, он, действительно, пытается объяснить девушке, что сложное решение, которое ей предстоит принять, потребует от неё сосредоточения всех духовных сил, что обратной дороги не будет:

- Ты должна осознавать, что этот поступок может быть самым ответственным в твоей жизни.

- Я осознаю, батюшка.

- До конца ли?

- Батюшка, я уже всё решила, и ничто меня не остановит.

- Ты только подумай, что ты принесёшь родителям и сёстрам своим, отрекаясь от их веры и принимая лучезарный свет православия.

- Но ведь сказано в писании, что оставь родителей своих и приди ко Христу, что помеха ближний человек.

17 Реплики из фильма «Поп».....

- Да это-то сказано, но православие налагает на человека величайший груз ответственности. Там ты только за своих отвечаешь. Господь простит тебя, если ты останешься со своими. Будешь доброй ласковой матерью, нежной женой, честной соседкой и никому зла не принесёшь в своей жизни. Но если ты примешь таинство крещения и будешь худой христианкой, это будет очень плохо. Иной и у нас думает, раз крещёный, значит спасённый, это далеко не так. Ты подумай, хорошенько над моими словами, не спеши, обещаешь?

- Теперь обещаю. Подумаю. Может оно и верно.

- Вот, а коль не передумаешь, я тебя лично и окрещу. Хава - это значит Ева по нашему. Станешь Евой в честь прародительницы рода человеческого. Ну, ступай к своему папаше. Крепко подумай.

- Ага.

- Ну чисто муха18...

Талант проповедника и пастыря помогает отцу Александру быть убедительным в каждом слове, обращённом к девочке. Хава внимательно, выслушав, батюшку, даже согласна отказаться от своего намерения покреститься, стать православной. Но мудрость духовного наставника и чистота помыслов девушки помогают им понять друг друга и придти к единственно правильному для них решению. Как знать, возможно, этот поступок Евы сохранит ей в будущем жизнь. Во всяком случае, отец Александр в этом абсолютно уверен. В данном диалоге отец Александр близок к тем священникам, кто владеет керигматической проповедью: «В Новом Завете керигма есть не просто изложение истин веры, а один из аспектов со-териологического процесса, совершаемого через харизматических посланников Слова. В их лице действует Дух Христов, ставя человека перед тайной спасения и выбором пути. Обычное человеческое слово не может породить веры, но керигматическая проповедь обладает особой силой, которая способна преобразить душу. На этой сверхчеловеческой силе керигмы зиждется и авторитет проповедующего. Он есть «соработник у Бога»19.

Батюшка Александр и является «соработ-ником у Бога». Доверие девушки к духовному пастырю основа твёрдой веры, которую ничем не поколебать. Кому-то может показаться, что перечисленные диалоги неуместно называть проповедью, и с этим трудно не согласиться, все диалоги были произнесены в бытовых условиях, предназначались малому количеству

18 Реплики из фильма «Поп».....

19 Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство по гомилетике // [Электронный ресурс] Режим доступа: http:/ / azbyka .ru / dictionary /04/ averkiy rukovodstvo

po gomiletike 04-all.shtml (01.10.13).

людей, но не трудно было заметить, что в каждом из них речь так или иначе касалась веры, религии, Бога. Находим поддержку своему мнению в следующем высказывании архиепископа Аверкия: «В русском языке понятие «проповедь» оказалось не достаточно проработанным, поэтому при переводе на русский язык, в нём не нашлось нужное количество терминов для обозначения всего многообразия видов проповедничества представленных в греческом языке. Таким образом, русское слово «проповедь» - мультисмысловое. В широком смысле проповедь - это и рассказ, и известие, и возглашение, и сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение»20.

Если мы согласимся с таким толкованием слова, то, скорее всего, за простотой высказываний отца Александра почувствуем ту силу, которая прославила батюшку среди односельчан. Православные тянутся к батюшке, как к спасательному кругу, пытаясь справиться с житейским морем невзгод, найти ориентиры, которые удержат на плаву. Священник приходит на помощь каждому нуждающемуся, делится своим опытом, пытается для каждого найти единственно верные слова, которые вернут равновесие в души верующих. Вот один из таких примеров:

- Отец Александр, я виноват, но и жена до того меня разозлит, что я её убить готов.

- Это, конечно, грех, но я скажу по секрету, сам иной раз до того свою Алевтину боюсь и недолюбливаю, а деваться от самого себя некуда, а потом подумаю, ведь она мой точильный камень, я об неё затачиваюсь. Если б она время от времени не была такая плохая, разве бы я стал таким хорошим? Господь ведь даёт нам жён чаще не похожих на нас. Вот взять хотя бы меня и Алевтину Андреевну. Я худен, строен, подтянут. Она округла и полновата. Взглянуть на нас со стороны: я - единица, она

- нолик. Но вместе мы образуем десяточку. Без меня, без единицы она была бы всего лишь ноль. Но я без неё, без нуля, остался всего лишь единичка21.

Не помыслит больше злого прихожанин о своей жене. Прощать будет её несовершенство, потому что будет считать свою жену «точильным камнем», благодаря которому он будет становиться лучше. Такова сила слова пастыря, при этом отец Александр вовсе не заигрывает с людьми, которые пытаются найти в его слове опору для себя, ищут моральной поддержки, духовного мостика, который соединяет верующего с Богом, помогает избегать гре-

20 Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство по гомилетике.....

21 Реплики из фильма «Поп»...

ховных помыслов и не совершать злых деяний. Отец Александр пользуется в данной речевой ситуации так называемой публицистической проповедью, в ней «...исходной точкой являются те настроения, которые проповедник замечает в современной жизни, заблуждения, недостатки и пороки, которые он наблюдает в окружающей среде и против которых он направляет свое учительное слово»22.

Прав ли отец Александр, когда откровенно говорит о своих проблемах с прихожанином, признаётся в малодушной боязни перед Алевтиной Андреевной? Не является ли такое поведение батюшки заискиванием перед страждущим? Не правильнее ли было напомнить отчаявшемуся мужу о смертных грехах, о нравственных запретах, о молитве и посте, которые помогают изгонять греховные помыслы? Зачем батюшке соглашаться со злым мнением агрессивно настроенного мужа? Очевидно, опыт священника подсказывает ему линию его речевого поведения. О смертных грехах исповедник слышал не раз, но всё-таки говорит о возможном убийстве. Для отца Александра важно в беседе с доверившимся ему соседом найти такие аргументы, которые ни при каких обстоятельствах не вернут его к мысли о смертном грехе. «Самое главное свойство проповеди то, что она является живым действенным словом. Основная обязанность проповедника - передать другим людям то, что он считает нужным и полезным, чтобы имеющиеся у него взгляды и воззрения вошли в жизнь других людей и осуществились в практической действительности»23.

Лукавит ли священник сейчас перед ним? Нет, батюшка искренен, в этом не приходится сомневаться ни собеседнику, ни зрителю. Речь отца Александра настолько убедительна и образна, что трудно забыть и о «точильном камне», и о «десяточке», которую он составляет с матушкой. А сколько уважения прозвучало в адрес Алевтины Андреевны из уст мужа. Снова Александр Ионин говорит не с амвона церковного храма, не призывает слепо следовать закону, но не услышать его сложно, потому что его слова рождают в сердцах слушателей любовь. Точно так на проповеди у опытного пастыря, всякий прихожанин слышит слова, обращённые только к нему одному, точно так батюшка из кинофильма «Поп» умеет словом согреть каждого, кто в этом нуждается. «Так же, как блаженный Августин, оценивает значение внешнего красноречия и св. Григорий

22 Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство по гомилетике.....

23 Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство по

гомилетике.....

Двоеслов в своем «Пастырском правиле»: «Надобно и нравиться пасомым, - говорит он, - только не из самолюбия, но для того, чтобы своею любезностью поддерживать в них любовь к истине, не для того только, чтобы услаждаться их любовию, но для того, чтобы любовь их сделать путем, чрез который сердца слушателей можно привести к любви Создателя. Ибо едва ли охотно будут слушать того проповедника, который не умеет слушателей расположить к себе. Таким образом, пастырь и не должен пренебрегать любовию пасомых, если хочет, чтобы его слушали, и не должен заискивать ее для себя лично, если не хочет оказаться на деле изменником и похитителем прав Того, Которому видимо служит»24.

Служит отец Александр Христу, но чтобы паства верила ему и шла за ним, чтобы его слово не расходилось с его делом, ему необходимо быть честным не только перед Богом и людьми, но и перед самим собой. Любовь к проповеднику возможна лишь тогда, когда грешник, исповедуясь о самом больном, самом насущном, самом страшном зле, раздирающем душу, испытывает облегчение. Облегчение от того, что смог признаться в грехе, устоять, удержаться от пагубного поступка, отказаться от злого помысла. Возможно это только при огромном напряжении духовных сил верующего и благодаря мудрому пастырю, который в нужный момент сможет найти единственно правильное слово, которое отвратит грешника от совершения греха и укрепит его в правильности принятого решения. Задача очень сложная. Не каждому она по плечу. Проповедник должен обладать знанием, верой и любовью, подобно святым апостолам: «Наши проповедники являются законными продолжателями того дела, которое преемственно перешло к ним от свв. апостолов, и поэтому и их души должен наполнять тот же Дух Божий, который действовал в свв. апостолах. Но они своим свободным произволением должны дать Духу Божию место действовать в них, а для этого они должны не оставаться холодными к приобретенному ими знанию истин Божиих, а принять их всем сердцем и глубоко проникнуться ими, чтобы эти истины преподносились слушателям из их уст не как что-то чужое, постороннее, а как их собственное кровное достояние». «Воодушевление Божественной истиной и сострадательная любовь к людям - эти два условия остаются необходимыми и для каждого проповедника, желающего быть действительным проповедником, а не сотрясате-

24 Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство по гомилетике.....

лем воздуха, медью звенящей и кимвалом зву-чащим»25.

Отец Александр из когорты тех пастырей, чьё слово не расходится с делом. Службу он несёт с честью, когда восстанавливает храм на Псковской земле, когда спасает обездоленных детей от смерти, когда отказывается отпевать полицейских, когда благодарит Богородицу-заступницу, что жив остался, когда указывает на порог немецкому офицеру - участнику казни партизан, когда подкармливает в концлагере военнопленных, когда отказывается подписывать протокол допроса, в котором надо признаться в пособничестве немецкой армии. Честь и совесть батюшки помогают ему при принятии таких сложных решений, когда он отказывается каждый день на службе прославлять силу немецкого оружия, предпочитая принять смерть от рук неприятеля, чем от соотечественников. По его слову, по его вере в Бога, в победу России над фашистской Германией, в добро, в людей было ему дано. Именно поэтому в первой части фильма так много примеров проповеднической деятельности батюшки Александра Ионина, потому что сначала было его слово. По его слову и по его вере воздалось ему. Чудо отца Александра в его смирении, в его восхождении к Богу. Это путь священника, зажатого между вражеской Германией и атеистической Россией, между Сцил-лой и Харибдой, жёрновом, который должен был непременно уничтожить служителя культа, уничтожить по всем характеристикам. Только чудо могло спасти человека в таких обстоятельствах. Мысленно переживая за судьбу священника, настоящего патриота, любящего страну, народ, русскую землю, снова и снова вспоминаешь цитаты из фильма и понимаешь, что «.цитации текстов кинолент. в российской (советской и постсоветской) культуре занимает совершенно особое место. Его можно назвать уникальным по сравнению с другими культурами. Киноречения, разумеется, есть и в английском, и во французском, и в немецком, и в китайском языках. Но таких масштабов цитации нет и не было ни в одном языке. Иначе говоря, в России (Советском Союзе) кино было в первую очередь воспринято народом с точки зрения текста, слова, звучащего из уст любимого актёра. Здесь для нас очевидно продолжение основной линии, доминанты развития русской культуры ХХ - начала XXI века - её (культуры) лингвоцентриз-ма, сосредоточенность на Слове, Логосе. И в русской художественной словесности, и в советском кино, и в российской философии,

25 Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство по гомилетике....

мыслительстве - везде именно Слово как таковое занимает ведущее место»26.

Не случайно, сценарий фильма получил благословение патриарха русской церкви Алексия. В киноповествовании показана сложнейшая жизненная дорога отца Александра Ионина. Этот тихий священник так нужен Богу, что пройдёт все земные мытарства и испытания и останется живым, тихо закончит свой путь в Псковском монастыре, точно так, как было в судьбе Иоанна Крестьянкина. Финал в кинокартине останется открытым, зритель расстанется с киногероем в современное время, узнав в эпилоге о годах, проведённых им в ГУЛАГе.

В монастырских стенах во Пскове Иоанн Крестьянкин прославится своей добротой и способностью провидеть и исцелять словом, потому что не может такой сложный жизненный путь священника не привести к иному итогу... Образ Иоанна Крестьянкина воплотил на экране актёр Сергей Маковецкий. Для нас так важно говорить о фильме Владимира Хо-тиненко с точки зрения его речевого наполнения, потому что «.язык (вербальный, словесный) кинематографа - не только актуальнейшая проблема собственно лингвистики, но и предмет философии языка и культуры XXI века»27.

При этом обращение к цитированию того или иного персонажа из художественного фильма характеризует концепированность зрителя, его погружение в культурологическое поле отечественного кинематографа. «Бытовая цитация кинолент - неотъемлемая часть обиходно-речевого поведения человека. Тексты многих фильмов становятся крылатыми практически целиком. Словесный кинофольклор грандиозен по своему объёму»28.

Остаётся добавить, что цитаты из художественного фильма «Поп» Владимира Хотинен-ко останутся в сознании народа как образцы истинного слова, в котором заключена любовь к человеку, к миру, к Богу.

Елистратов В. С. Словарь крылатых фраз россий-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ского кино. - М.: 2010. - С. 14 - 15.

27 Елистратов В. С. Словарь крылатых фраз российского кино.....- С. 13 - 14.

28 Елистратов В. С. Словарь крылатых фраз российского кино.....- С. 12.

WORD IN THE FILM BY VLADIMIR KHOTINENKO "POP"

© 2014 S.S.Orischenko° Samara State Academy of Culture and Arts

Feature film by Vladimir Khotinenko «Pop» is interesting in terms of logo. Word of the protagonist, priest, father Alexander is so easy-to-understand, so bright, so vivid, that you could not help admiring the speech of the character and try remember the situation in which it was uttered. Sermons of father Alexander attributed to the category of the miraculous. Active citation in the film shows that his catchy phrases can enter future releases of the lexicon of the Russian cinema, enriching cinematographic « microfolklore field». Keywords: sermon, word, logo, preacher, speaking.

Svetlana Serafimovna Orischenko, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of department of stage speech and oratory. E-mail: orichtchenko63 6@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.