Научная статья на тему 'Слово об учителе'

Слово об учителе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово об учителе»

К 55 ЛЕТИЮ УНИВЕРСИТЕТА (1957-2012)

«Слово об Учителе...»

(к 90-летию со дня рождения А.П. Сорокина)

Советского учёного профессора Алексея Павловича Сорокина в нашем вузе помнят как первого декана лечебного факультета. Между тем, мало кто знает, что он является представителем известной школы морфологов IIМОЛГМИ им.

H.И.Пирогова, во главе которого стоял действительный член АМН СССР, проф. В.В. Кованов. Мало кто знает и о том, что он в период работы в АГМИ (1957-1965 гг.) подготовил к защите кандидатских диссертаций 4-х преподавателей кафедры нормальной анатомии (Г.В. Стельникова, В.И. Савельева, А.Г. Кочеткова, А.К. Макарова) и 4-х выпускников вуза (И.Ф. Солошенко, А.И. Денисова, Г.Я. Фишер, Э.Э. Шепп).

Таким образом, формирование известной анатомической школы А.П. Сорокина происходило на кафедре нормальной анатомии АкГМИ.

Алексей Павлович Сорокин, доцент Алма-Атинского государственного медицинского института, приказом Министерства здравоохранения КазССР от

I.09.1957 г. был назначен заведующим кафедрой нормальной анатомии организующегося в тот момент медицинского института в г. Актюбинске, где он проработал до 5 июня 1965 г.

Уже в 60-е годы А.П. Сорокин стал известен как опытный организатор, видный ученый-анатом, неординарная личность.

Выражаясь энциклопедическим языком, всю деятельность А.П. Сорокина актюбинского периода можно было бы изложить в нескольких фразах: он организовал образцовую кафедру нормальной анатомии с прекрасным анатомическим музеем, создал дружный работоспособный коллектив, воспитал первые научные кадры, сделал все, чтобы поставить научную работу молодой кафедры на высокий уровень.

А.П. Сорокин - первый декан Актюбинского медицинского института, запомнившийся до сегодняшних дней. Во всех сферах деятельности он заложил лучшие традиции, которые чтут до сих пор не только на кафедре нормальной анатомии, но и в университете.

Он оставил о себе лучшие воспоминания в памяти первых студентов, которые трудятся сейчас в университете.

За этими скупыми словами скрывается д е я т е л ь н о с т ь ч е л о в е к а н е о б ы ч а й н о й целеустремленности, наделенного незаурядными качествами, которые определяют личностные черты характера - «штрихи к портрету». Каковы же эти штрихи к портрету?

Во-первых, во всем, что делал Алексей Павлович, чувствовалась большая предварительная внутренняя подготовка, продуманность; во-вторых, все, что он делал, старался довести до блестящего конца; в-третьих, во всем, что он делал, он добивался единства, функционального и эстетического. И ещё - он был требовательным к себе, за все нес большую личную ответственность. Главное его кредо - абсолютная честность в науке.

Можно выделить три момента в деятельности А.П. Сорокина из актюбинского периода жизни: организатор

кафедры и педагог, декан и научный руководитель.

ОРГАНИЗАТОР КАФЕДРЫ И ПЕДАГОГ. За период с 1957 по 1959 гг. доцент А.П. Сорокин провел огромную организационно-созидательную работу: под его руководством были подготовлены 4 учебных секционных зала, оборудованные специальными анатомическими (секционными) столами, и лаборантские комнаты для хранения и выдачи препаратов. По индивидуальным чертежам были изготовлены удобные шкафы для хранения костных препаратов.

В это же время были организованы рентгеновский кабинет, гистологическая лаборатория, библиотека, оборудовано хранилище для трупов, создан начальный табличный фонд. Была заложена основа всей учебно-методической работы. В 1957 г. началась организация анатомического музея как обязательного звена учебной и воспитательной работы; создание музея было завершено к 1960 г.

Учитывая отсутствие руководств по специфике вузовской педагогики и специальной литературы, Алексей Павлович много сил и энергии отдавал совершенствованию методики подготовки специалистов-морфологов; он очень скрупулезно подби рал кадры , сам пом огал составл я ть индивидуальные планы, имея в виду личностные качества каждого сотрудника. Давал задания по изучению трудов выдающихся педагогов - Яна Амоса Каменского, В. А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского; сам лично подготовил и доложил перед сотрудниками реферат о Г.Ф. Иванове (сохранилась рукопись реферата). Алексей Павлович учил преподавателей быть очень внимательными к возможностям студентов коренной национальности (имеется в виду их языковый барьер), советовал учиться объективно оценивать их

Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (34) 2012 г.

УНИВЕРСИТЕТТЩ 55 ЖЫЛДЫГЫ (1957-2012)

знания и любыми способами поднимать их общий уровень - «не принижать, а поднимать».

При формировании коллектива Алексей Павлович руководствовался тем, что общие исследовательские интересы, совместные усилия предрасполагают к взаимовыручке, взаимопомощи. Он считал, что бытовые проблемы мешают работе, поэтому добивался улучшения жилищных условий сотрудников кафедры, вникал в их трудности. Был создан дружный, работоспособный коллектив, который представлял собой единый организм. На кафедре всегда была здоровая рабочая атмосфера, работали все очень много. В помещениях были идеальная чистота и порядок, царила хорошая трудовая дисциплина. Алексей Павлович лично следил за порядком, хотя постоянно требовал самостоятельности от сотрудников. Он считал, что чистый белоснежный халат должен символизировать кафедру нормальной анатомии.

На первых порах А.П. Сорокин сам очень часто посещал занятия преподавателей, указывая им на все ошибки; он установил правило откровенно высказываться, указывать на недостатки, сам устраивал показательные занятия по каждой новой теме. Алексей Павлович следил за самообразованием преподавателей, был составлен список литературы: специальной, научной и художественной, который они должны были проработать.

ДЕКАН. Свой рабочий день он начинал с того, что с 8 часов утра в холле встречал студентов: делал замечания тем, кто не снимал головной убор в помещении, имел грязную обувь или несвежий халат. Опоздавшие студенты могли входить в лекционный зал только на второй час, во время перерыва. Вел борьбу с курением в помещениях.

Как декан он много времени уделял вопросам воспитания студентов на кафедральных совещаниях, Ученых советах, конференциях, комсомольских и профсоюзных собраниях.

Отличаясь высокой требовательностью к себе, он был требователен и к студентам, и, в первую очередь, к преподавателям. Следил за тем, чтобы в планы воспитательной работы всегда были включены следующие пункты:

1)правила этикета;

2)внешний вид студента и врача;

3) работа над собой - самовоспитание, самообразование, повышение культуры, самоусовершенствование, самодисциплина;

4) работа с научной литературой, правильное распределение рабочего времени;

5) организация диспутов, посещение театра, участие в художественной самодеятельности, в субботниках.

Как декан А.П. Сорокин посещал все студенческие мероприятия, был всегда в курсе событий факультета. Принимал активное участие в составлении расписаний практических занятий и лекций, следил, чтобы оно было удобным («без окон»). Он знал в лицо и пофамильно каждого студента. Требовал самостоятельной работы от студенческого комитета, комитета комсомола (распределение мест в общежитиях, стипендий и др.) и контролировал их работу сам.

Тяга молодых людей к нему как к интересному, отзывчивому человеку, замечательному лектору, талантливому педагогу, представляющему

анатомические знания с позиции функционального и клинического мышления, была огромна, В памяти студентов того времени он остался как яркая и незабываемая личность, старший товарищ, наставник.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. Буквально с первых дней организации кафедры параллельно с подбором кадров, методической работой, активной деятельностью по оснащению учебного процесса учебниками, препаратами Алексей Павлович Сорокин готовил базу для серьезных научных исследований. В короткий срок были подготовлены лаборанты, освоившие гистологические и гистохимические методики исследования, приобретены необходимые реактивы, предметные и покровные стекла; были разработаны научные планы поэтапного исследования тематики по мягкому остову (изучение литературы, освоение методов исследования).

Научные изыскания велись по двум проблемам:

1)закономерности морфогенеза и регенерация соединительной ткани («мягкий остов»);

2)адаптация организма к двигательным нагрузкам.

По первой проблеме Сорокиным А.П, выполнена и

защищена докторская диссертация (1964), под его руководством были защищены 2 кандидатские диссертации (Стельников Г.В., 1964; Савельев В.И,, 1964); издан сборник научных трудов «Морфологические закономерности строения, иннервации и кровоснабжения элементов мягкого остова» (изд-во «Кай-нар», Алма-Ата, 1965), опубликовано свыше 50 научных работ, написанных сотрудниками кафедры и им лично.

В 1962-1964 гг. к проблеме исследования мягкого остова были привлечены молодые сотрудники кафедры ассистенты А.Г. Кочетков, А.К. Макаров и студенты старших курсов - члены НСО (И.Ф. Солошенко, Э.Э. Шепп, А.И. Денисов, Г.Я. Фишер), их вхождение в научную проблему начиналось с изучения краткого курса теоретической механики, который вела по просьбе А.П. Сорокина преподаватель педагогического института. В это же время начались подготовительные работы (составление чертежей для изготовления тредбана, освоение гистохимических методик) к осуществлению экспериментальной части второй научной проблемы -«Адаптация организма к двигательным нагрузкам» (рабочее название), которая вылилась в новое направление «Морфофункциональные основы индивидуальной реакции организма на моделях двигательной нагрузки и гипокинезии» и была им продолжена в Горьковском медицинском институте. К выполнению этой работы были привлечены асс. А.М. Гизатуллина, а позднее к.м.н. Г.В. Стельников. В конце 1963 г. вплотную подошли к выполнению практической части этой темы -начались тренировки животных в тредбане.

По второй проблеме был выполнен начальный этап запланированных исследований - разработаны режимы тренировок и получены первые результаты экспериментов на основе изучения гистологического и гистохимического материала - сердечной мышцы- Были проанализированы результаты, учтены первые ошибки.

Особенностью научного творчества А.П. Сорокина был комплексный подход к изучаемым вопросам. Как исследователь А.П. Сорокин отличался серьезным отношением к изучаемым вопросам, доискивался до истины путем многократных проверок, хорошо знал научную литературу, стремился применять современнейшие приборы и методики. Как научный

120

Батыс Цазацстан медицина журналы №2 (34) 2012 ж.

К 55 ЛЕТИЮ УНИВЕРСИТЕТА (1957-2012)

руководитель старался много помогать молодежи, вникал во все трудности, требовал чистоты эксперимента и опыта, чтобы молодые ученые умели все делать сами; учил и все время учился сам. На кафедре еженедельно проходили отчеты и выступления по научной работе.

Серьезное значение он придавал руководству СНО. Сохранилась первичная документация СНО с пометками Алексея Павловича и списком препаратов для препаровки, написанным его рукой.

С 1958 г. он всегда лично руководил работой кружковцев, у него были свои кружковцы; работу СНО он считал частью научных исследований кафедры. К работе с кружковцами были привлечены все преподаватели кафедры.

А.П. Сорокин принимал активное участие в организации I научной конференции преподавателей, проведенной весной 1959 г., на которой от кафедры нормальной анатомии было представлено 6 докладов, и на I студенческой научной конференции (в 1960 г.) - 7 докладов.

Если для АГМИ период 1957-1965 гг. был периодом становления, в котором Алексей Павлович принял самое активное участие, то для него самого это было время достижения зрелости как руководителя, педагога, научного деятеля. Весь этот период он упорно работал над собой, расширял кругозор, старался читать (он признавался о пробелах своих знаний в области литературы, искусства, переживал по этому поводу).

Значимость его влияния как личности на формирование мировоззрения студенчества и всего преподавательского состава института огромна. Охват широкого круга вопросов, постановка работ поражала всех, он был прекрасным оратором. Алексей Павлович был «правой рукой» ректора института, доцента А.Б. Даирова, который часто выезжал в командировки, и его приходилось замещать как в решении хозяйственных вопросов, так и заниматься учебным процессом на всех кафедрах. Кафедра анатомии, детище Алексея Павловича, была лучшей в институте и служила примером для остальных.

Все, кто общался и работал с ним, помнят его активным, энергичным, порядочным человеком; вокруг него всегда чувствовалась атмосфера созидания.

P.S. Ещё один штрих к портрету:

Автору этих строк посчастливилось с первых дней своей педагогической деятельности (весь период своего постинститутского ученичества) работать с А.П. Сорокиным. Даже когда ему было очень некогда, он находил способ и время помочь каждому из нас. Вспоминаю один из эпизодов совместной работы...

1963 год. Мне было поручено изучить литературу по вопросам адаптации организма к физическим

нагрузкам, а Алексей Павлович завершал работу над докторской диссертацией во II МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. Чтобы быть в курсе моей работы и как-то направлять меня, он добился для меня научной командировки в центральную научную библиотеку института усовершенствования врачей (г. Москва).

Жили мы в общежитии института. Алексей Павлович сразу сказал, что свободного времени у него нет, сидеть и обсуждать со мной вопросы он не сможет, поэтому предложил свой вариант делового общения и консультаций: каждое утро в 8.00 мы встречались в холле общежития и шли в библиотеку пешком (около часа ходьбы). По дороге обговаривали объём моей работы и вопросы на предстоящий день (я всё должна была запомнить). По приходу в библиотеку делаю заказ на литературу (по предварительно заготовленному списку) и, пока его выполняют, восстанавливаю на бумаге весь разговор с Алексеем Павловичем. За час до закрытия библиотеки я готовлю ответы на вопросы, поставленные мне во время утренней беседы. Назад в общежитие мы идём также пешком, и я докладываю результаты моих поисков. Так, в течение месяца, утром и вечером, по дороге проходили мои короткие отчёты и резюме Алексея Павловича по их итогам.

Будучи человеком собранным, он хотел видеть в своих учениках людей, умеющих ценить время руководителя и своё.

За этот период работы я научилась критически относиться к литературным источникам, научилась ставить вопросы и отвечать на них. В результате была подготовлена подборка рефератов по вопросам адаптации и картотека изученной литературы. После окончания командировки, уже в Актюбинске, мы с Алексеем Павловичем проанализировали весь мой литературный обзор и знали как приступить к экспериментальной части работы.

Сам же метод, через который я прошла, учит сосредотачиваться, тренирует память, учит размышлять...

Великий В. Гёте сказал: «Те, у кого мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не все, кто учит, заслуживают это имя».

Сказанное не относится к Алексею Павловичу Сорокину. В памяти его учеников и коллег-единомышленников он остаётся Учителем с большой буквы!

Профессор кафедры нормальной анатомии Западно-Казахстанского государственного медицинского университета им. М. Оспанова: А.М. Гизатуллина

Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (34) 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.