Научная статья на тему '«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона: юридические и нравственно-религиозные аспекты'

«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона: юридические и нравственно-религиозные аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1836
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона: юридические и нравственно-религиозные аспекты»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

А.Н. Лушин

Лушин Александр Николаевич — кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Нижегородская академия МВД России

«Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона: юридические и нравственно-религиозные аспекты

В свете недавнего празднования 1025-летия крещения Руси, оценки ее цивилизационного выбора, связанного с государственной деятельностью великого киевского князя Владимира Святославовича, а также для развития интереса к памятникам древнерусской письменной культуры1 в связи с официально объявленным Годом литературы в России, «Слово о Законе и Благодати»1, написанное Киевским митрополитом Иларионом в первой половине XI века, заслуживает несомненного научного внимания, в том числе со стороны представителей историко-правовой науки. В названном сочинении, безусловно, созданном в чисто церковном жанре, речь последовательно ведется о будущем Русского государства, связанным с особой исторической миссией, предначертанной Руси, и с укреплением института великокняжеской, то есть государственной, власти. Причем следует отметить, что такие политические идеи, весьма созвучные нашему времени и волнующие современное российское общество, были провозглашены в период раннего Средневековья, когда Киевская Русь только вступила в стадию интенсивного государственного и правового развития.

Митрополит Иларион был первым русским по рождению главой Православной церкви, прочно утвержденной в Киевской Руси, и поэтому государственные интересы в «Слове о Законе и Благодати» он твердо отстаивал как истинный патриот христианского Отечества. Естественно, митрополит был человеком высокообразованным для своего времени, хорошо знал святоотеческую и византийскую политическую и юридическую литературу, что в полной мере проявилось при четком формулировании основных положений, обстоятельно изложенных в названном сочинении. Он являлся одним из ближайших единомышленников и сподвижников киевского великого князя Ярослава Владимировича и своим «Словом» постарался обосновать ряд важных положений, свидетельствовавших о политической и церковной независимости Руси от Византийской империи.

Митрополит Иларион высказывал оригинальные суждения о том, что все народы, населяющие Землю, равны между собой, что противоречило идее о богоизбранности (то есть исключительном, привилегированном в определенном смысле положении) отдельных народов, изложенной в Ветхом Завете и имевшей немало последователей. Казалось бы, эта идея могла стать весьма заманчивой, но митрополит поднялся в нравственном и политико-правовом смысле выше, не противопоставляя Русь и русский народ другим странам и народам, а, напротив, попытался определить место и роль Руси в мире, выявить ее историческую миссию. Великое будущее Русского государства он всецело и тесно связывал с христианскими нравственными ценностями, сформулированными в Новом Завете.

Для обоснования своих воззрений митрополит Иларион провел тщательный сравнительный анализ текстов Ветхого и Нового Заветов, позволивший ему сформулировать понятия «закона», «благодати» и «истины». На эту сторону «Слова» обращал особое внимание академик Д.С. Лихачев, полагавший, что митрополит Иларион выдвинул в противовес «закону», связанному с национальной ограниченностью в понимании Ветхого Завета, «благодать», имевшую универсальный евангельский характер для всех народов на земле2. Следует обратить внимание на понятие «истины», которое, исходя из текста, можно трактовать в нравственно-философском и политико-правовом смысле. Об истине, нераздельной с благодатью, автор прямо озвучивает свое мнение уже в заголовке «Слова», при этом оговаривая то, что закон был дан Моисеем, а благодать и истина в их высшем понимании были дарованы всему человечеству Иисусом Христом. Митрополит Иларион пишет, что ветхозаветный закон являлся приготовлением и предтечей благодати и истине, предназначенным высокому служению будущему процветанию Руси и христианского мира3. Размышляя над содержанием «Слова», мы полагаем, что ветхозаветный закон киевский иерарх воспринимал как отсутствие свободы, то есть как некое значительно зависимое состояние, а благодать в его представлении была напрямую связана с наличием свободы. Об этом свидетельствует приведенная в «Слове» библейская история об Аврааме, Агари и Сарре, на значение которой в

1 Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб., 1997. Т. 1: XI—XII вв. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4868

2 Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1980. С. 34—35.

3 Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб., 1997. Т. 1: XI—XII вв. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4868

Юридическая техника. 2016. М 10

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

русле политико-правового воззрения митрополита обратил внимание Д.С. Лихачев, отметивший, что «взаимоотношения людей с Богом раньше, в эпоху Ветхого Завета, устанавливались началом рабства, не свободного подчинения — «рабства»; в эпоху же Нового Завета — началом свободы — «благодатью»1. В этом плане интересна научная позиция В.Г. Г рафского, который указывает на то, что для митрополита Илариона закон является важной ступенью к познанию истины, «в которой воплощена христианская нравственность», но истина при этом не выступает антитезой закону2.

Отсюда возникает представление, что митрополиту Илариону в определенной степени претила жесткость и строгая национальная ограниченность ветхозаветных законов, что можно связать с его оценкой политической деятельности киевского великого князя Владимира, который после христианизации Руси установил справедливые законы. Древняя Иудея была наказана именно за то, что ее цари и религиозные лидеры старались и стремились внутренне замкнуть дело закона. Заслуга митрополита Илариона видится в том, что он объявил Русскую православную церковь церковью свободы, не признающей в духовном смысле ветхозаветного принуждения. Интересна и важна мысль киевского иерарха о том, что ветхозаветный закон служил иудеям как средство оправдания своих дел, тогда как евангельская благодать стала средством спасения3.

В то же время, как считал М.Д. Приселков, анализировавший «Слово» в церковно-политическом аспекте, оно излагало «взгляд русского правительства и духовенства на только-что пережитое Киевскою церковью, вышедшей из состояния тени и закона в состояние благодати и истины»4, то есть устройство церкви русского народа, пришедшего в лоно христианства, не должно сопровождаться ни иерархическим, ни политическим угнетением. В этом плане митрополит Иларион обращается к личности киевского великого князя Владимира, сравнивая его миссию по христианизации и благоустройству Руси с деяниями византийского императора Константина I Великого, признавшего христианство официальной религией и установившего благоприятные церковно-государственные отношения. Принятие христианства Русью послужило мощным основанием для укрепления и развития государственности, а православная церковь стала сильным и надежным союзником великокняжеской власти, что выразилось в признании Киевской Руси на международной арене того времени.

Особое внимание в контексте рассматриваемой темы привлекает характеристика, данная митрополитом Иларионом великому князю Владимиру как мудрому государственному деятелю, который советовался с ближайшим окружением, прежде всего, высшим православным духовенством и боярством по тому, какие законы устанавливать для русского народа. Киевский великий князь, по мнению архипастыря, всегда следовал путем правды и истины («правдою бе облечен», «истиною обут»), являлся в соответствии с установленным им законом надежным защитником несправедливо обижаемых и угнетаемых («обидимым заступником»)5. Исходя из приведенной характеристики можно говорить, что митрополит Иларион рисует образ могущественного и справедливого великого князя, который должен стать примером служения Отечеству для последующих русских правителей.

Историк права С.В. Юшков отмечал, что именно в правление князя Владимира стала последовательно развиваться законодательная функция древнерусских князей; более того, он указывал на то, что киевский великий князь постановил взимать виру за убийство (штраф) в отсутствие мстителей из числа ближайших родственников6. Таким образом, можно говорить об ограничении, а затем и о запрете кровной мести как о гуманизации древнерусского законодательства, без всякого сомнения, под воздействием христианского вероучения. С христианизацией Руси митрополит Иларион связывал законодательную политику великих киевских князей, подчеркивая в становлении правовых принципов их нравственные качества, идущие от князя Владимира: «друже правдЪ, съмыслу мЪсто, милостыни гнЪздо»7. Наверное, уместно упомянуть именно о древнем «законе русском», который, по мнению С.В. Юшкова, предшествовал появлению «Русской правды».

Анализ основных положений «Слова о законе и благодати» киевского митрополита Илариона подтверждает его несомненное значение для последующего развития отечественных государственно-правовых воззрений в русле определения особенностей становления и эволюции российской государственности и правовой системы.

1 Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1980. С. 35.

2 История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2006. С. 212.

3 Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб., 1997. Т. 1: XI—XII вв. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4868

4Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Древней Руси X—XII веков. СПб., 1913. С. 98.

5 О законе, данном Моисеем, и о благодати и истине, явленной Иисусом Христом, и как закон миновал, а благодать и истина наполнила всю землю... / Подготовка текста и комментарии А.М. Молдована, перевод диакона А. Юрченко//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. /Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН/ lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx

6 Юшков С.В. История государства и права России (IX—XIX вв.). Ростов н/Д, 2003. С. 79, 359, 402, 403.

7 Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб., 1997. Т. 1: XI—XII вв. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4868

Лушин А.Н. «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона...

489

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.