научные открытия мирового значения,
особенно в области математики, хи-
%
мни, астрономии (И. М. Симонов, А. М. Ляпунов, С. В. Ковалевская и другие).
Наряду с реализацией научных и административно-педагогических функций, управлением всеми учебными заведениями округа университет осуществлял и учебно-методические функции. С этой целью создавались училищные комитеты, а в обязанности профессоров входили методическая работа , инспектирование работы учебных заведений. Профессора не только оказывали необходимую помощь своим менее опытным коллегам, но и читали учащимся гимназии лекции, проводили уроки и т. п.
Обобщая сказанное, хотелось бы подчеркнуть ту огромную общественно-политическую, социально-экономическую и научно-образовательную роль, которую играли в дореволюцион-
V
ной России такие структурные подразделения народного просвещения, как учебные округа, которые условно можно сравнить с современными министерствами народного образования республик.
Особое предназ1йачение, высокая государственная ответственность требовали от попечителя высокой общей эрудиции, глубоких социально-экономических, а главное профессиональных и психолого-педагогических знаний, умений управлять всеми звеньями народного образования. Не случай-
но, например, Одесский, а затем Киевский учебные округа долгие годы возглавлял великий педагог, знаменитый русский хирург, герой Крымской войны Н. И. Пирогов.
Приходится лишь сожалеть, что в современных условиях развития общества народное обраэой&ние нередко приносится в жертву различных конъюнктурным интересам. Между тем древний мудрец Сократ утверждал, что воспитание — единственное средство, ведущее к идеалу человека разумного и добродетельного. Развевая его мысль, Аристотель отметал, что законодатель больше всего должен заботиться о воспитании юношества, потому что от невнимания к этому делу страдает само политическое устройство государства.
Мы не теряем надежды, что современные государственные мужи, решая задачи перестройки общества и народного образования, вспомнят если не классические советы древних, то хотя бы Указ № 1 Президента России "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", в котором подчеркивается исключительная значимость образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России.
ф
Щ
И. Л. НАУМЧЕНКО, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором региональных систем народного образования НИИ региодологии при Мордовском университете
СЛОВО О ПЕРВОМ РЕКТОРЕ
(К 35-ЛЕТИЮ УНИВЕРСИТЕТА)
Имя Николая Николаевича Молина хорошо знакомо старшему поколению преподавателей и студентов, работавших и учившихся в конце 1950-х — начале 1960-х годов в Мордовском государственном университете. Он был первым ректором, возглавившим этот коллектив.
Николай Николаевич прошел трудный путь от учителя школы до мини-
стра просвещения Мордовии. Он родился 3 декабря 1911 года в селе Ромо-даново Саранского уезда Пензенской губернии в крестьянской семье. После окончания школы учился в Саранском педагогическом училище, работал в школе. Закончив Мордовский педагогический институт, открытый в Саранске в 1931 году, работал учителем истории, завучем, директором в школах
Ромоданова и Курилова. В 1939 году как передовой сельский учитель отмечен медалью '43а трудовое отличие"
Незадолго до войны в 1941 году Н. Н. Молин был назначен народным комиссаром просвещения Мордовской АССР. Великая Отечественная война наложила суровый отпечаток на судьбы людей. В тылу все трудились для фронта, приближая победу над противником. Учителя, школьники, служащие народного об, ювания тоже вносили посильный вклад в укрепление обороны страны. Кроме функций наркома Н. Н. Молин выполнял круг обязанностей начальника партизанского отряда Мордовии, созданного на случай оккупации &е территории. В 1942 году он выезжал во главе мордовской делегации на фронт на встречу с воинами 326-й стрелковой дивизии, сформированной в Саранске и названной в народе Мордовской.
После окончания войны ему была вручена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной
войне 1941,— 1945 гг." С 1946 по 1948 год Н. Н. Молин учился в Высшей партийной школе при , ЦК ВКП(б) в Москве. Закончив учебу, он десять лет директорствовал в Мордовской областной партийной школе, защитил кандидатскую диссертацию и был утвержден в ученом звании доцента по кафедре истории КПСС. Этим открывался путь к преподавательской работе в высшей школе.
В конце 1950-х годов начался новый этап в жизни Н. Н. Молина. 23 января 1958 года приказом по Министерству высшего образования СССР он назначен проректором по учебной работе Мордовского государственного университета. С 24 января на него возложены обязанности ректора. Хотя университет был организован на базе пединститута, задачи обозначились новые и сложные. Вопрос о состоянии высшего образования в республике был заслушан на шестой сессии Верховного Совета МАССР четвертого созыва, состоявшейся 25 — 26 февраля 1958 года. В своем выступлении Молин сказал: " Мордовский университет, созданный по решению правительства, закончил
первый семестр текущего учебного года. Около двух тысяч юношей и девушек сдавали экзамены и зачеты по различным дисциплинам. Уровень знаний оказался довольно высоким.
Созданный университет открывает большие возможности по подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности, сельского хозяйства, народного образования, культуры и развития науки... В нем работают 195 преподавателей, среди них 66 человек имеют ученые степени и звания" Он поведал депутатам о проблемах, стоящих перед университетом. В первую очередь это создание хорошей материальной базы; расширение и углубление научных исследований; организация аспирантуры, лабораторий «а инженерно-техническом и сельскохозяйственном факультетах, перевод студентов на односменные занятия, обеспечение их местами в общежитии, а преподавателей квартирами. Тогда только 18 процентов студентов жили в общежитии, лишь немногие преподаватели и сотрудники имели благоустроенное жилье. Очень остро стоял кадровый вопрос. Не хватало квалифицированных преподавателей, инженерно-технического и лаборантского персонала.
28 апреля 1959 года вышел приказ министра высшего образования СССР № 80-к, который гласил: "Назначить кандидата исторических наук, доцента Молина Н. Н. ректором Мордовского госуниверситета" К этому времени опыт руководства вузовским коллективом уже был приобретен, и ректор продолжил преобразования, направленные на совершенствование деятельности университета. С его участием производилась переориентация учебного процесса на университетские планы и программы; повышался уровень и расширялась тематика научно-исследо-вательских работ; крепла материальная база, учебные лаборатории и кабинеты насыщались современным оборудованием, приборами; осуществлялась структурная перестройка; шло интенсивное комплектование библиотеки. Многое из задуманного им было выполнено. Университет значительно увеличил производственные площади,
получив для учебных целей зданий бывшего ремесленного училища № 2 на улице Володарского, областной партшколы на Советской улице. Пущены в эксплуатацию пристрой к главному корпусу по улице Б. Хмельницкого, общежития в студенческом городке на 500 мест на улице Московской и др. Организовано учебно-опытное хозяйство для сельскохозяйствен--ного факультета. Университет вплотную занялся подготовкой и выпуском монографий, сборников статей, методических пособий и разработок, "Ученых записок" Публиковались и научные исследования студентов. С октября
1958 года начала выходить многотиражная газета "Мордовский университет",
Рабочее время ректора заполнялось до предела. В течение семестра большое внимание он уделял учебному процессу. В улучшении его качества важное значение имели заседания ректората, ученого совета, собрания на факультетах, в общественных организациях.
В приемные дни Николай Николаевич часами беседовал с посетителями, обсуждая пути выхода из трудных ситуаций в жизни и быту преподавателей, сотрудников, студентов, по возможности оказывая им помощь и содействие. Ректор был строг, но справедлив, казался суровым на вид, но душу имел добрую и отзывчивую. Он мало улыбался, всегда был сосредоточенным, говорил немного, больше слушал сам.
Николай Николаевич не только руководил крулным коллективом, но, будучи доцентом, вел занятия со студентами, участвовал в научных исследованиях. Он работал над темой "Мордовия в период Великой Отечественной
войны 1941 — 1945 годов". Всемерную поддержку он оказывал молодым ученым, содействовал организации студенческого научного общества. Студенты выступали с научными докладами на конференциях в университете и других вузах. Вот что сообщала газета "Мордовский университет" 23 мая
1959 года: "Президиум секции исторических наук XI студенческой научной
конференции Петрозаводского ГУ извещает Вас, что на конференции был заслушан доклад "Об антропологическом типе мордвы" Н. Ф. Мокшина. Доклад выслушан с исключительно большим интересом и получил высокую оценку... Позвольте выразить надежду, что в дальнейшем научные связи двух наших университетов будут крепнуть и усиленно развиваться" Тогда же Мордовский университет установил научные связи с Казанским и Горьковским университетами.
В июле 1959 года состоялся большой выпуск специалистов из университета — 550 человек получили дипломы. На торжественном вечере перед выпускниками выступил ректор. Он поздравил весь профессорско-преподавательский коллектив со вторым выпуском специалистов, поблагодарил преподавателей за их самоотверженный труд по обучению и воспитанию молодого поколения. Обращаясь к выпускникам, ректор призвал их честно работать, не останавливаться на достигнутом, продолжать учебу, постоянно овладевать знаниями по специальности.
Приближался 1960 год. 10 января Мордовской АССР исполнялось 30 лет. В республике широко готовились отметить юбилей. В университете тоже создали комиссию по подготовке к празднику под председательством ректора Н. Н. Молина. 6 января в университете проведено торжественное собрание, посвященное 30-й годовщине образования мордовской государственности. С докладом о хозяйственном и культурном развитии Мордовии, а также университета выступил ректор. В связи с 30-летием МАССР за долголетнюю и безупречную работу в вузе министр высшего и среднего специального образования РСФСР объявил благодарность большой группе преподавателей Мордовского университета. Тогда высокую оценку получили деканы факультетов, заведующие кафедрами, доценты и старшие преподаватели: А. А. Арсют-кин, Д. П. Бочкзрев, А. Л. Киселев.
С. И. Кустков, М. И. Клюев, Е. С. Ли-оицина, И. И. Лягущенко, Т. В. Михалева, С. П. Назаров, Ф. И. Петербург-
ский, Д. Е. Рузавин, М. Г. Сафаргали-
ев, А. Г. Сердцева, И. Ф. Цыганов.
Указом Президиума Верховного Совета МАССР профессору М. Н. Коля-денкову присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки Мордовской АССР", Почетной грамотой Президиума Верховного Совета МАССР награждены О. С. Гостяева — ассистент кафедры педагогики и психологии; А, Г. Сердцева — ректор университета культуры; В. А. Карташов — заведующий кафедрой сопротивления материалов и строительного дела, декан инженерно-технического факультета; А. В. Нарядкин — старший преподаватель кафедры высшей алгебры и дифференциальных уравнений; Н. Ф. Цыганов — заведующий кафедрой мордовских языков и другие. В честь юбилея приказом ректора 243 студентам и аспирантам объявлена благодарность за отличную и хорошую учебу, активное участие в общественной жизни вуза.
19 января 1960 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ректор Мордовского университета Н. Н. Молии награжден Почетной грамотой за активное участие в хозяйственном и культурном развитии республики и университета.
С 13 февраля 1960 года H.H. Молин оставил должность ректора и стал вновь проректором по учебной работе. За успешную работу по организации университета приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР ему объявлена благодарность.
Проректорскую работу Н. Н. Молин вел грамотно, много занимался учебным процессом,. укреплял связь с факультетами , кафедрами, преподавателями. Проректор часто посещал занятия коллег. Он внимательно слушал лекции, а при их разборе давал ценные советы по компоновке материала, раскрытию темы.
Освободившись от множества ректорских забот, Н. Н. Молин больше
внимания стал уделять науке. Он подключился к группе мордовских ученых, занимавшихся исследованием истории Мордовской АССР советского периода. Результатом их труда явился второй том "Очерков истории Мордовской АССР (1917 — 1960Г, изданный
Мордовским книжным издательством в 1961 году. В книге две главы написаны Н. Н. Молиным в соавторстве. Он работал в творческом содружестве с видными историками К. А. Котковым, И. М. Корсаковым, А. Е. Захаркиной, М. Г. Сафаргалиевым, М. В. Дорожки-ным, Т. В. Попковым. Молин входил в» редакционную коллегию вместе с профессорами В. И. Лебедевым, В. В. Максаковым, доцентами А. Е. Захаркиной, К. А. Котковым, А. Л. Кисе левым. Молин был редактором университетских "Ученых записок'1 и других сборников научных трудов.
19 июля 1962 года вновь открывается Мордовский государственный педагогический институт, и Н. Н Молин переводится в этот вуз на должность ректора, в которой прослужил тринадцать беспокойных лет.
Плодотворная трудовая и общественная деятельность Н, Н. Молина отмечена государственными наградами: двумя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами "Знак Почета", медалями. Ему присвоено почетное звание "Заслуженный работник народного просвещения Мордовской
АССР" Работал он до 1975 года. После тяжелой болезни в 1977 году Николая Николаевича Молина не стало. Память о нем сохраняется в делах Мордовского ордена Дружбы народов государственного университета имени Н. П. Огарева и Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, организации и становленйо которых Н. Н. Молин отдал жар души, энергию и яркое творческое дарование.
В. Н. КУКЛИН, кандидат исторических наук