Научная статья на тему 'Слово о начале времен'

Слово о начале времен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
796
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛОВИЕ ТВОРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Владимир Митрополит Омский И Таврический (Иким Василий Захарович)

Статья посвящена рассмотрению богословия Творения и представляет собой попытку синтеза богословских выводов, сделанных святыми отцами и современными православными исследователями в результате изучения первой главы книги Бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово о начале времен»

СЛОВО О НАЧАЛЕ ВРЕМЕН

Митрополит Омский и Таврический Владимир Ректор Омской духовной семинарии

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению богословия Творения и представляет собой попытку синтеза богословских выводов, сделанных святыми отцами и современными православными исследователями в результате изучения первой главы книги Бытия. Ключевые слова: богословие Творения.

A WORD ON THE PRE-HISTORY

Metropolitan of Omsk and Tavricheskoe Vladimir Rector of Omsk Religious Seminary

Abstract. The article considers the theology of Creation. The article presents an attempt to synthesize theological conclusions made by the Holy Fathers and modern orthodox researchers while studying the first chapter of the book of Genesis.

Key words: theology of Creation.

В начале Ты [Господи] основал землю, и небеса - дело Твоих рук... все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты1 переменишь их, - и изменятся;

но Ты1 - тот же... (Пс. 101, 26-28)

Bi

I о имя Отца и Сына и Святого Духа!

I Дорогие во Христе братья и сестры!

1_Этот месяц мы называем мартом, им начинается весна. Солнечные лучи ста-

новятся теплыми и ласковыми. Травы покрывают землю ярким ковром. Одеваются

листвой деревья. Расцветают и благоухают цветы. Повсюду разносится ликующее

птичье пение. Все это для нас - обычные земные радости. Но об этом месяце Господь

сказал пророкам Своим: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да бу-

дет он у вас между месяцами года» (Исх. 12, 2). Земная весна напоминает нам о весне

Вселенной - о начале времен, когда был создан этот мир со всеми его красотами. Лю-

буясь весенним расцветом творения, мы неизбежно устремляемся мыслью к Творцу.

«Бог есть Любовь...» (1 Ин. 4, 16). Сотворение мира ничего не могло прибавить

к полноте внутренней гармонии Божества, Его Всеблаженству. Ни в чем и ни в ком

не нуждается Всесовершенный Господь. Причина возникновения Вселенной только

одна: желание Всевышнего. То была воля Бога любви. Из этой созидающей мысли

Всемогущего мгновенно (вневременно) выплеснулось небывалое и неисчислимое

многообразие форм, обликов, природ, сущностей. Так Бог стал Творцом. Создание

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

мира явилось излиянием Божественной любви. Можно сказать: Бог сотворил мир любовью Своей.

Бог - единый имеющий бессмертие, Который обитает в непреступном свете (1 Тим. 6, 16). Он непостижим ни ангельским разумом, ни тем более земным рассудком. Однако стремление познать своего Творца не только законно, но и жизненно необходимо для всякого создания. Господь есть Источник жизни, отрыв от Него означает гибель. Поэтому творение призвано всеми силами - и чувством, и мыслью -приникать к Нему. Но что же мы можем узнать о Непостижимом? Только то, что Он Сам благоволит открыть о Себе. Тщеславный рассудок, мнящий самостоятельно понять Всеобъемлющее Божество, похож на жалкую лужицу, силящуюся вобрать в себя океан. Творец бесконечен, тварь ограниченна. Знание о Всевышнем может быть даровано только свыше, в Божественном Откровении. Таково бесценное сокровище Православия: познание Бога как Единосущной Святой Троицы.

У Всевышнего нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1, 17). Бог в Себе - Все-доволен. Его Всесовершенству чуждо внутреннее развитие, которое кажется - да и в действительности является - жизнью ограниченных созданий. Его Всемогущество исключает неисполнимость желаний, страстную внешнюю активность - то, что неразумным людям кажется «живой жизнью». И плоская логика рисует безжизненный образ: некое верховное существо, безучастное или даже беспощадное. Отсюда жестокость «строгих монотеизмов» в протестантских сектах. Отсюда холодный абсолют или высший разум у философов. Отсюда же, наконец, и клевета богоборцев, кричащих о небесном тиране. Но Истинный Бог бесконечно далек от всех этих мертвых схем.

Господь есть Бог Живой, есть Жизнь Вечная. Внутреннее бытие Его самодостаточно и неизменно, но оно бесконечно богаче, прекраснее, гармоничнее, бесконечно живее всех наших существований. Мы способны ощутить веяние Божественной Жизни - этого Высочайшего Покоя, этой Вечности Божией - только в свете тайны Троичности Божества.

Даже неясная тень Троицы наполняет меня волнением! - восклицает святитель Григорий Богослов21.

Говорить о тайнах Господних неимоверно трудно. Наш ум мелок, наши понятия ничтожны, наш язык слаб и жалок. Даже Священное Писание, обращенное к людям, вынуждено употреблять приземленные образы - говорить о деснице и крепкой мышце, очах и взоре Бога Всевышнего, хотя - Бог есть дух (Ин. 4, 24). Притча, образ, дальнее уподобление - вот средства, которые есть у нас, чтобы увидеть отблески Божественных Истин.

С чем сравнить богатство бытия Божия? Вот с чем: в чем красота драгоценного камня, почему им можно любоваться часами? В нем - сокровенная красота: переливы света и мерцание искр; яркий, струящийся блеск и неуловимое сияние. Станет ли алмаз, сверкающий тысячью граней, прекраснее, если вдруг придет в движение -скажем, начнет летать по комнате? Нет, конечно. Красота этого камня - внутренняя, самодостаточная, она являет образ высокого покоя.

Высочайший покой Святой Троицы озарен внутренним сиянием - светом Всесо-вершенной Любви. Это предивная и пречудная, невыразимая и неизреченная полнота единения Трех Ипостасей - Отца и Сына и Святого Духа. Троица Единосущная,

21 Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2 т. Т. 1. - М., 1994 - 680 с.

Неслиянная и Нераздельная! Единое Божество во взаимном блаженстве Трех Лиц! Здесь немыслимо одиночество, непредставимо противоречие, бессмысленно главенствование и подчинение - нет никакой тьмы в сокровенном Свете Господнем. Всесовершенен Союз Трех, Которые - Одно.

В тайне Троицы открывается нам Бог - Любовь. Через эту тайну мы начинаем понимать Господа и в Его деяниях - как Вселюбящего Создателя. Вот просветляющее, освобождающее, вдохновляющее Откровение.

Благость Божия не удовлетворилась созерцанием Самой Себя: пожелала излить и распространить благо, чтобы многие сделались причастниками благости, а это свойственно величайшей благости - учит святитель Григорий Богослов. Всещедрый Господь дал существование Вселенной, подарил жизнь Ангелам и людям. Но из самой сущности Творца следовало необходимое условие жизни Его созданий. Сотворенное Вселюбящим Богом должно было жить только в любви: ибо счастье и мудрость, добро и свет, созидание и вечность - все, что составляет истинную жизнь, объемлется любовью. Желание совершенства есть насущная потребность любящего, так он устремляется к Всесовершенной Любви, облекается в Боголюбие. Всевышний Отец, возлюбивший оживотворенных Им Ангелов и людей, призывает их к взаимной любви. Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4, 7). Но к любви нельзя принудить, это пресветлое чувство не терпит насилия. Отсюда высочайший - но и опаснейший, страшный дар Господа творению: свобода.

Творя мир, Бог не «смотрелся в зеркало», не просто рассылал повсюду блики Своего Света. Творец создавал особые, самостоятельные существа. Дарованный им образ Божий являлся начатком Божественных совершенств, одно из которых - свободная воля - было способно омрачить и уничтожить все остальные. Каждому созданию было предоставлено на выбор: сказать «да» или «нет» Божественной Любви.

Всемогущий Создатель не мастерил послушных кукол. Ему не нужны были ни «духовные роботы», ни «биороботы». Господь творил мир для любви. А разве можно назвать любовью притяжение гвоздя к магниту или жжение инстинкта, подавляющее разум и волю? Только создание, свободно отвечающее любовью Вселюбящему Создателю, становится достойным своего Творца.

Бог творил совершенный мир - совершенный в добре, красоте, мудрости. Но лишь сокровенное бытие Святой Троицы является гармонией полной и нерушимой: создание всякого внешнего уже несло в себе противоречие. Об этом свидетельствует Священное Писание: пред Всевышним - даже Небеса нечисты! При сотворении мира появляется неизбежный разрыв между Всесовершенством Создателя и совершенством творения. Этот разрыв открывает перед созданием просторы совершенствования. Так, на крыльях все возрастающей любви среди все умножающегося счастья возносятся сыны Света к Вселюбящему Господу. Их блаженный полет бесконечен, как бесконечно Всесовершенство Создателя. Это путь тех, кто свободно избрал для себя верность Всевышнему. Но тот же разрыв может стать для твари падением в бездну, погружением в ненасытно мучительное небытие. Это жуткое низвержение так же бесконечно, ибо неуничтожимо бытие, дарованное Всемогущим Творцом. Таков путь сынов погибели, свободно избравших для себя противление любви Господней. Обо всем, чем чревата для мира свобода воли, знал Всеведущий Бог, творя в начале Небо и землю (см.: Быт. 1,1).

№ 2, 2017 (3)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

Сотворение Духовного неба

В первой же строке Откровения мы сталкиваемся со слабостью и нищетой нашего языка. Здесь каждое слово требует подробного толкования. Сам глагол «творить» здесь означает невместимое нашим рассудком понятие «создать из ничего». Здесь земля - это не сырая почва и не планета, а то, что мы весьма неточно называем веществом или материей: материал для создания видимого мира. Изначальное Небо -вовсе не голубая околоземная атмосфера и не чернота межзвездных пространств, но - незримый духовный мир. Наконец, начало - это еще отнюдь не начало времен, скорее его можно уподобить некоему остановленному мгновению, замершему мигу на границе вечности и времени.

Мириады чистейших светоносных духов - вот Небо начала. Эти создания не были обременены плотью и кровью, не нуждались в пище и питье, им не нужен был земной воздух. Они были призваны дышать любовью - воздухом вечного счастья. Но один из ангелов, и именно высочайший из них, Денница-Люцифер, сказал: «Нет».

Была неумолимая логика в том, что пала именно совершеннейшая и прекраснейшая тварь Божия. Денница обратил внимание не на Всесовершенство Создателя, а на свои собственные достоинства, подменив любовь самолюбованием. Он оглядывался вокруг и не находил среди Небесных светочей равного себе - так он породил в себе гордыню. Выше него был только Бог. Люцифер задался вопросами: почему Господь -Он, а не я? Почему к Нему, а не ко мне устремляется ангельский мир? Проникшись завистью к Всевышнему, верховный херувим пожелал свергнуть и истребить своего Создателя, чтобы самому занять Его место. Все это: гордость, зависть, ненависть -было сгустком лишь одной мрачной мысли, рожденной им, и этой мысли было достаточно, чтобы Денница погас. Прекраснейший и светлейший из Ангелов, он внезапно превратился в беспросветно-мерзкого диавола-сатану. Люцифер померк не один: он заразил своим мраком треть светил - духов, которые также позавидовали если и не Богу, то светлейшим своим собратьям. Эти зараженные тоже угасли, сделались гнусными демонами. На это темное перерождение не было воли Божией - то была свободная воля Люцифера и его присных. Но для них уже не было места среди любящих Бога светоносных ангелов: Пресветлое Небо вытолкнуло из себя духов злобы. Падение диавола и его воинства положило начало всем бедствиям тварного мира. Бог зла не творил - зло породил сатана.

Извращенная фантазия подвигла некоторых писателей на лесть диаволу. По страницам литературных произведений разгуливают «симпатичные» Мефистофели и «справедливые» Воланды. У Мильтона, Байрона, Шелли, Лермонтова и других писателей дух злобы вызывает сочувствие, предстает в образе романтического бунтаря, таинственного революционера. Эта романтизация зла является ложью и великим соблазном для человеческих душ. Вдохновитель подобных произведений, диавол-че-ловекоубийца, не имеет ничего общего со своими подсахаренными портретами.

И в суетном земном мире мы нередко видим, как какой-нибудь' заместитель «подсиживает» своего начальника - всячески старается ему навредить, чтобы самому занять его кресло. Но такой лукавый подчиненный обычно запасается хотя бы самооправданием: «Я, мол, умнее своего руководителя и лучше него справлюсь с делом». А говоря о действиях лукавого духа, нужно понимать, против чего и Кого восстал Люцифер.

Денница задумал уничтожить не просто вышестоящего начальника, а своего Создателя, Того, Кто подарил ему жизнь, ум, красоту, счастье. Мятеж против отца, отцеубийство - это навязчивая идея языческих культов, каждый из которых имеет более или менее явные признаки сатанизма. Такой мотив мы видим у верховных кумиров -к примеру, у вавилонского Мардука или Зевса древних эллинов (заметим, что эллинская античность и посейчас считается «гармонически прекрасной», и в ней -исток так называемого западноевропейского Возрождения). В наши дни сатанист-ская секта «Белое братство» пыталась внедрить в сердца молодых людей ненависть к их родителям. Так в культах земных поклонников диавола преломляется его мечта об убийстве Небесного Отца.

Надо понять, чему воспротивился Люцифер, когда сказал свое «нет» Божественной Любви. Созидание и доброта, свет и мудрость, милосердие и счастье - все это только у Бога и в Боге, без Которого невозможно никакое истинное благо. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17). Господь - Творец, диавол - изобретатель. Наперекор Вселюбящему Богу сатана изобрел ненависть, ложь, подлость, жестокость, насилие, мрак, гнусные похоти и грязные страсти. Вся боль, все страдания, все скорби мира имеют только одного автора - сатану. Чудовищнейшие преступления, изощреннейшие пытки, омерзительнейшие извращения, даже мысль о которых не вмещает нормальное человеческое сознание, - все это вышло из диавольских мастерских. Людоеды, маньяки, сладострастные палачи: представление о них - это только тень жуткого облика князя тьмы. Если собрать воедино все отвратительное и вызывающее в нас ужас - и этого не хватит для того, чтобы описать всез-лобного духа. Вот в этот немыслимый кошмар, а вовсе не в романтический плащ одет пресловутый печальный демон, дух изгнанья. Вид олицетворенного зла, даже не самого диавола, а любого из его прислужников-бесов, настолько страшен, что этого не может вынести человек, не облеченный в броню святости. Вот почему злые силы материализуются обычно не в собственном облике, а в виде диковинных уродцев: к примеру, звероголовых богов у древних египтян, леших и домовых среди суеверных невежд или инопланетян с НЛО в наш повредившийся на технике век. Преподобный Серафим Саровский, обладавший духовной силой для прямого противоборства демонам, мог с содроганием сказать о них только одно: они гнусны22.

Бог есть Даритель и Источник жизни. Диавол породил и несет с собою смерть. Духовная смерть несравненно страшнее умирания человеческих тел, при котором прах возвращается в прах, материя отдыхает до Судного дня. Но гибель, порожденная вселенским злом, - это вечно длящаяся пытка, нескончаемое погружение в глубины страдания. Сам диавол - самоубийца и вовлекает в самоубийство всех, кто покоряется ему. В представлениях земных безбожников-атеистов отразилась несбыточная мечта сатаны о небытии: его жажда погасить свое сознание, чтобы вместе с ним исчез весь мир. Это невозможно. Природа каждого существа имеет Божественное происхождение, она изначально добра, и даже искалечив в себе злом образ Божий, не способна уничтожить его, но обречена на нескончаемую тоску по Творцу. Зло - не сущность, а своевольно вызванная болезнь созданий Господних. Для падших духов

22Цит. по: Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник прп. Серафим Саровский. Гл. IX. Есть ли адовы муки? - Рассказ Н.А. Мотовилова. М., 2003. С. 168-169. См. также: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Гл. VI. Образ и подобие. Свято-Троицкая Сер-гиева Лавра, 2013. С. 190.

№ 2, 2017 (3)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

и духовно погибших людей эта болезнь становится неизлечимой: они обрекли себя на вечное падение в бездну, где вопль и скрежет зубов. Бессмертие - лишь в любви к Господу Жизнодавцу, противление Богу - это безжизние, вековечная жуть геенны.

Небесный Отец желает дать Ангелам и людям как можно больше счастья - и каждый верный получает такое блаженство, какое только способен вместить. Цель отца лжи, сатаны, прямо противоположна: он жаждет причинить как можно больше страданий тем, кого ему удалось заманить в свои сети. Диавол - суперсадист, и «заслуги» перед ним его рабов вызывают во всезлобном духе еще большую ярость палачества. Пусть помнят об этом те, кто в этом мире служит греху, пусть знают, какую страшную «награду» готовит им свирепый хозяин. Наперекор Божию Царству добра и света диавол изобрел преисподнюю: пыточную мастерскую с неугасимым мрачным огнем и неусыпающим сверлящим червем, с разнообразнейшим арсеналом чудовищных зверств. Горе несчастным, попавшим туда, ибо это - навеки.

Чего же добился Денница, воспротивившись Божественной Любви? Всещедрый Создатель ничего не жалеет для Своих созданий: каждый получает всю радость и славу, какую может принять. Люцифер обладал великолепнейшим сиянием, был вторым после Бога большего величия была не способна вместить его природа, но гордецу показалось мало. Завистник пожелал прыгнуть выше головы. Что ж, он стал первым в своем роде - воцарился в аду, на мрачной и смрадной свалке Вселенной. А былую славу Денницы давным-давно превзошел и малейший из Ангелов, сохранивших верность Всевышнему, ибо добрые духи непрерывно возрастают в сиянии Отчей Любви.

В Царстве Небесном светятся нежностью, пламенеют любовью, наполняются счастьем лучезарные сыны Божии. Каждый из них велик, мудр, прекрасен, могуч. Они сказали свое «да» Божественной Любви и приняты в объятия Всесовершенного Создателя. Ни один из верных Ангелов уже не может пасть: их выбор сделан в вечности - сроднившись с Небесным Отцом, они неколебимо утверждены в добре.

Земные суемудры часто вопрошают: как, дескать, Всеблагой Бог может обречь кого-то на страдания, тем более - на страдания вечные? Нет, не Господь обрекает аду Свои создания, а их собственная, обращенная во зло свободная воля. Но, мол, зачем дал им Бог свободу воли? Затем, что без этого творение мира становилось бессмысленным. Если бы Всевышний не творил ради того, чтобы не мучился сатана и прочие духовные самоубийцы, - не вызваны были бы к жизни мириады прекрасных и счастливейших сынов Света. Для жалких совопросников века сего гремит глас Всемогущего Творца: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов 38, 4). «Будешь ли состязаться со Вседержителем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? Под всем небом все Мое» (Иов 41, 3).

Светлый ангельский хор встречал начало времен не лукавыми вопросами, а восторгом умудренной любви. Господь творил видимую вселенную при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости (Иов 38, 7).

Начало времен

Всевышний сотворил и духовный, и видимый мир из ничего. Не из Своей Сущности и не из чего-то внешнего - из ничего. Ничто не есть нечто. В превечности, прежде начала творения и начала времен, существовал только Бог. Никакой праматерии - ни духовной, ни вещественной - не было. Никакого «первобытного хаоса», о котором фантазировали древние греки и новейшие материалисты, не существовало. Атеисти-

ческие басни о «самоорганизации материи» разоблачены уже и наукой. Термодинамика установила: вещество само по себе стремится не к «буйству стихий», а к превращению в совершенно однообразную, «пустую и безвидную» гигантскую кашицу, в необозримую мертвечину. Движение, порядок, стройность, красоту дал материальной Вселенной Творец, создавший ее из ничего.

В современной астрофизике наиболее правдоподобной считается теория происхождения Вселенной вследствие взрыва некоей точки, уже заключавшей в себе всю энергию мироздания. Что ж, действительно, похоже. Точка не имеет ни длины, ни ширины, ни высоты - по сути, она ничто. А энергия (величина которой стремится к бесконечности и о происхождении которой наука умалчивает) - это творящая мысль Божия. Впрочем, есть существеннейшая и сущностная разница между научными теориями и Божественным Откровением. Мать мучеников Маккавеев, вдохновляя младшего сына на подвиг во имя веры, говорила: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2 Макк. 7, 28).

Вряд ли воспоминание о «взрывающейся точке» способно дать человеку мужество для принятия страшной казни. Иное дело - напоминание о Всемогуществе Небесного Отца, звучащее из уст доблестной матери мученика: «Творец мира, Который образовал природу человека, опять даст дыхание и жизнь с милостию тому, кто не щадит самого себя за Его законы.

Дитя мое, прими смерть, чтоб я по милости Божией опять приобрела тебя» (см.: 2 Макк. 7, 23, 29).

Вот так Богооткровенные Истины, в отличие от научных умозрений, являются для человека спасительными и спасающими.

Наука сама по себе есть добро. Исследуя мироустройство, видя его гармонию и разумность, человек может проникнуться мыслью о Премудрости Творца. По слову апостольскому: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Но злая воля может извратить и доброе. Богопротивники ХУ!!!-Х!Х веков сотворили из науки некоего кумира, вовлекая множество духовно нестойких людей в поклонение числам и формулам, измерительным приборам и теориям - плодам ограниченного человеческого рассудка. Ученый, как всякий человек, может заблуждаться в своих поисках - и именно заблуждения науки вроде «эволюционной теории» Дарвина стали выдаваться за окончательные истины. Но возгордившийся рассудок совершенно забыл о том, что само слово «теория» означает лишь предположение, догадку. Наукопоклонники объявили, что действительные, свыше данные Истины - Священное Писание и даже само бытие Божие -якобы опровергнуты наукой, и стали высмеивать религию и верующих как людей темных и отсталых. Особенно ядовитые насмешки «научных» безбожников вызывал Шестоднев - первая глава книги Бытия, повествующая о сотворении мира Господом. И вдруг к середине нынешнего века этот смех затих. Сама наука вдребезги разбила домыслы атеистов.

Господь сжалился над неразумными людьми, совращаемыми в наукопоклонни-чество, и даровал ученым целый ряд открытий, проявляющих Божественные основы мироустройства. Наука заняла подобающее ей место: поклонилась Всевышнему Творцу. Один из ее гениев, знаменитый Джон Томсон, свидетельствует: По мере того, как мы продвигаемся с вершины на вершину знания, внезапно обнаруживается, что каждую из них давным-давно освоили богословы.

№ 2, 2017 (3)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

Шестоднев, над которым так усердно хихикали лжемудрецы, в свете новейших научных открытий оказался точнейшей картиной миротворения, явленной людям еще в глубокой древности. Однако сейчас находятся упрямые невежды и в науке, и в вере, которые видят в Священном Писании только древний миф. Что можно посоветовать таким заблудшим? Перечитайте первую главу книги Бытия, а затем обратитесь к ученым за разъяснениями по поводу каждого из дней творения23.

День первый. Дух Божий носится над водою неорганизованной материи. Господь творит свет и отделяет его от тьмы.

Идите к специалистам по квантовой физике. Они расскажут, как, согласно уравнениям Шредингера, организовано управление материей при помощи нематериальных волновых функций (духовных сущностей). Они растолкуют роль света в структуре мироздания, объяснят, что означает отделение света от тьмы и какие силы движут то и другое. Академик Ф. Шипунов иронически замечает: «Раньше их называли ангелами и бесами. Мы называем их электромагнитными матрицами».

День второй. Бог отделяет воды от вод твердью и называет твердь небом. Это небо - твердь, в подлиннике поименованное покрышкой или распростертием, - явление видимого мира, а не духовное Небо начала.

Если что-то неясно здесь - ступайте к астрофизикам. Они объяснят, как во Вселенной твердь вакуумных пространств разделяла воды от вод газовых туманностей.

День третий. Бог собирает воды под твердью в одно место - создается планета Земля. На ней Творец выделяет сушу и воды (уже в нашем понимании) - созданы континенты, омываемые морями и океанами. На земле произрастают травы и деревья.

За объяснениями по поводу происхождения планет опять обратитесь к астрофизикам. Идите к геологам - они скажут, откуда взялись в почве угольные пласты и насколько появление растительной жизни предшествовало явлению жизни животной. Пойдите к ботаникам: они расскажут, что именно деревья и травы насытили воздух кислородом, которым дышит животный мир. Они же ответят на недоуменный вопрос: как могла существовать растительность еще до образования солнца? - растениям не обязателен солнечный свет, многим их видам достаточно космических лучей.

День четвертый. Бог создает светила на тверди небесной, в их числе - солнце и луну.

Ступайте к физикам, которые до сих пор бьются над общей теорией поля и не могут понять, как Творец утвердил движение звезд и планет на тверди пространства -подвесил их на пустоте.

День пятый. Бог создает морских животных, рыб и птиц.

Палеонтологи сообщат о предшествовании океанической жизни появлению животных на суше. Они растолкуют, кто такие большие морские гады, которые упоминаются среди других обитателей моря, - это плезиозавры, ихтиозавры и другие ископаемые гиганты. Кроме этого, ученым давно известно, что марксистский тезис о «жизни как способе существования белковых тел» несостоятелен. Жизнь отнюдь не «самозарождается из случайной химической реакции, а потом распространяется по земле», как предполагали лжефилософы-атеисты. Жизнь появилась на земле сразу повсеместно в цветущем многообразии форм. Это - научный закон: закон постоянства биомассы академика Вернадского.

23См. подробнее: Слова на двунадесятые и великие праздники [Текст] / митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким) М. : Сибирская Благозвонница, 2017 - 911 с.

День шестой. Господь создает скотов и гадов и зверей земных по роду их. В конце всего сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их.

Идите к ученым. Биологи объяснят вам, что дарвинизм на фоне сегодняшних данных науки выглядит просто-таки неприлично. Открытия генетики, подтвержденные изысканиями палеонтологии, утверждают: разные виды животных никак не могут происходить друг от друга вследствие борьбы за выживание: новые формы жизни появлялись одновременно, как бы всплесками - причем не особыми видами или родами, а целыми отрядами. Единственный вид, который явился отдельно и позже всех, - это человек. Упрямым людям, которым до сих пор хочется «происходить от обезьяны», наука растолкует, что это так же невозможно, как слону вылупиться из куриного яйца: это запрещенный генетический переход. Что же касается пещерных людей, которых до сих пор рисуют в школьных учебниках, - антропологи скажут, что древние дикари ничем не отличались от современных диких племен, затерянных в непроходимых лесах. Археологи и историки подтвердят: при всем разнообразии народов и рас облик и разум человека оставались в сущности неизменны на протяжении истории человечества.

Подробное истолкование Шестоднева с точки зрения науки есть задача православных ученых, желающих последовать совету святителя Игнатия (Брянчанинова): Полезно извлекать из науки доказательства для веры, - ибо Истина веры находится в единении с истиною науки24. Не только о сотворении мира, но и о других истинах, изложенных в Библии, могут многое рассказать ученые. Археологи - о том, как в горах Армении был найден остов Ноева ковчега. Астрономы - о том, как в своих вычислениях они натолкнулись на «день остановленного солнца», случившийся во времена походов Иисуса Навина. Биологи - о людях, выходивших живыми из чрева кита. Историки - о древних рукописях, свидетельствующих истину Воскресения Христова. Об этом и еще о многом другом могут поведать ученые - и принести немалую пользу тем, кто обольщен атеистической ложью.

А для верующих сердец Божественное Откровение не нуждается в доказательствах. Язык науки труден, сух, не всякому доступен: понимание его требует особой, иногда долгой подготовки. Однако каждому человеку ясна вдохновенная речь библейского Откровения, повествующего об истинах не просто поучительных - о спасающих. Это призыв к Вечной жизни: создание да ведает своего Создателя! И перед каждым человеком раскрыта книга естественного Откровения Божия - Вселенная, вдохновенным языком воспевающая своего Творца: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18, 2).

Вслушаемся же в песнь, которой славословит творение Премудрого Создателя. Бесчисленны звезды, каждая из них - это океан многоцветно играющего огня. В светлой гармонии они движутся по черной тверди пространств - сходятся в созвездия, образуют галактики, вплетаются в серебристую дымку Млечного Пути. Этот дивный и величественный танец светил - какая стройность, какая высочайшая разумность в нем! Рядом с любой из лучезарных звезд такой малой кажется наша Земля, но сколько на ней дивного и прекрасного! Полуденная лазурь небосвода - и полуночное лунное сияние. Огнистые зори - и семицветье радуги. Моря с пенистыми волнами над

24Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание сочинений, творений и писем. В 8 тт. / общ. Ред. О.В. Шафра-нова: Т. 3. Слово о смерти. Слово о чувственном и о духовном видении духов. М.: Паломник, 2011. С. 149.

№ 2, 2017 (3)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

таинственными глубинами - и горы, испещренные каменными узорами, увенчанные искристыми ледяными коронами. Стройные и могучие, устремленные ввысь чинары - и нежная, хрупкая белизна цветущих лилий. Огромный кит, выпускающий из себя фонтан воды, - и деловито жужжащий жук-бронзовик, сверкающий как изумруд. Грациозный бег оленя - и медлительное движение улитки. Красочное оперение павлина - и пленительная песня соловья. И в дальнем, и в близком, и в великом, и в малом - во всем слышится эхо Божественных совершенств. Даже пылинка, пляшущая в солнечном луче, - и в ней славословие Всевышнему.

Премудро устроен мир. Чего ни коснется взгляд, к чему ни обратится мысль - всюду чудеса Господни. Полет звезд - и птичий полет. Течение соков дерева - и обращение крови в наших телах. Превращение воды в пар или лед - и прорастание зерна. Рост каменного кристалла в земле - и лепка тела ребенка в материнском чреве. Во всем - чудесный порядок, смысл и разум. Это свидетельство присутствия Мудрого Законодателя.

Весь мир сотворил Бог из ничего. Любуясь весенним цветением в марте, мы должны думать о начале времен - о весне, созданной Богом Вселенной. То был дивный расцвет. Ведь Сам Всевышний увидел все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1,31).

Вечность и время

Книга Бытия говорит о шести днях сотворения мира. Но что мы можем знать о днях Божиих? У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8). Что для Предвечного эти тысячи и миллионы, миллиарды и секстиллионы лет, подсчет периодов и эпох, вся эта земная арифметика? Даже для человека время может двигаться очень по-разному: оно то «летит», то «тянется», вовсе не сообразуясь с тиканьем механических часов. В мгновения смертельной опасности или агонии человек может как бы заново пережить всю прожитую жизнь до мельчайших подробностей: проходит всего несколько секунд, а перед ним проносятся картины десятилетий. Неделя Шестоднева, по высказанному еще в древности мнению святых отцов, - это просто тот срок, за который Всевышний благоволил показать в видении первому человеку Адаму, а затем и Боговидцу Моисею, как именно был сотворен мир.

Для Бога нет времени: Его обитель - вечность. Но понятие о вечности принадлежит к числу тех, которые не вмещаются в ограниченный земной рассудок. Вечность - вовсе не время, удлиняющееся в обе стороны, как представляется плоской логике, - нет, это совершенно иная форма бытия. О чем-то подобном начинают догадываться математики, когда говорят о многомерности вместо привычных трех пространственных и четвертого, временного, измерений. Счастье Царства Небесного потому и непредставимо для нас, что тайны вечности не описываются человеческим языком. Но попытаться хоть как-то приблизиться к представлению о вечности необходимо. Это нужно хотя бы для того, чтобы заставить умолкнуть ропотников, находящих изъяны и ущербность в творении, которое Сам Всемогущий Создатель нашел весьма хорошим, совершенным. Пытаясь сопоставить вечность и временный мир, попробуем прибегнуть к образу.

Представьте себе прекраснейшую огромную картину, созданную гениальным живописцем. Если встать от этой картины поодаль и окинуть ее взором, она услаждает зрение и радует сердце. Но если кто-то подойдет к холсту вплотную и уткнется в него носом, он увидит только отдельные мазки красок, которые могут показаться ему грубыми и беспорядочными. Вправе ли такой «знаток» судить о красоте произведения или тем паче критиковать его? А ведь в отношении к картине мира, созданной Всевышним

Художником, наше положение еще хуже, чем у этого знатока. Мы не просто уткнулись в «холст» мироздания - мы пребываем в самой плоскости необозримой картины мира, в крошечном ее кусочке. Мы копошимся среди непонятных нам, кажущихся случайными сочетаний цвета, света и тени: вот и все наше «пространство-время». Живописец обладает гораздо большей полнотой жизни, чем плоские фигуры на созданном им полотне. Вот так же и вечность Божия есть несравненно большая полнота бытия, чем твар-ное существование в уголочке временного мира. Время - как бы плоско, вечность -объемна. Мы рассуждаем об астрономических и геологических эпохах, а для взора Творца все время творения мира является лишь одним мазком краски на Его картине. Так и в наши дни: мы готовимся торжественно встречать третье тысячелетие новой эры - а для Бога эта еще для нас не начавшаяся тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел (Пс. 89, 5). Всеведущий Господь в мгновение ока видит все прошлое, настоящее, будущее - мира, человечества, каждого из нас.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бог сказал о Своем творении: «Вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). О смысле этих слов Всевышнего мы начнем догадываться, только если поймем: Господь сотворил мир уже вместе с его историей. Для Бога в начале времен был явлен и конец времени. Творец не просто провидел или знал, «что из этого выйдет»: Всемогущий создал Свое творение во всей его полноте, включающей его начало, течение, завершение - и переход в вечность. Совершенство деяний Божиих мы сможем постигнуть только если Он сподобит нас войти в вечное Царство Его - тогда станут понятны сочетания красок, света и тени временного мира; станет ясно и то, как по Промыслу Божию даже силы зла вызывают к жизни величайшее добро.

Беда и ужас нашего теперешнего положения в том, что мы живем в мире искаженном, изуродованном грехопадением человечества. Вокруг нас только развалины, руины изначальной красоты природы - и все равно, как прекрасны явления, на которых осталась печать Божественного мироустройства! Бог сотворил чудесную Вселенную из ничего. А что творит, вернее, вытворяет с доверенной ему красотой падший человек? Вот даже сейчас, среди цветущей весны, если наш взор натолкнется на что-то неприятное или отвратительное, то будьте уверены: это дело рук человеческих. Премудростью Божией расцветают цветы, плодоносят деревья, плавают рыбы, летают птицы. Что в сравнении с этим наши грохочущие и скрежещущие, дурно пахнущие и опасные машины, которыми так гордится человеческий прогресс? Силы для жизни мы по-прежнему черпаем из природы Божией: нас кормят хлебные колосья и домашний скот; мы одеваемся в хлопок, лен и шерсть; мы строим наши жилища из глины и дерева. А что мы несем миру и себе самим? Гордый человек отравил почву, воду и воздух, даже в голубом нашем небе проделал «озоновую дыру» - на пути прогресса уже к самоубийству приблизилось человечество и теперь кричит: экологическая катастрофа! Кажется, единственное, в чем падший рассудок достиг своего рода совершенства, - это в военных изобретениях, в страшных орудиях убийства и разрушения. Но и тот «филиал ада», в который двуногие стремятся превратить землю, для тварного мира оказывается далеко не самым тяжким последствием греха Адама и его потомков. Изменив Творцу, человечество вовлекло в падение всю Вселенную.

Когда астрономы направили свои приборы в небесную твердь, начали вычислять размеры звезд и расстояния до них, выяснилось, какая маленькая у нас планета. Сработала магия гигантских чисел: Земля начала казаться людям ничтожной песчин-

№ 2, 2017 (3)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Слово о начале времен»

кой, затерянной среди чудовищных пространств, а сами они - какими-то микробами на этой песчинке. Возникли предположения о том, что «на пыльных тропинках далеких планет» существуют похожие или непохожие на нас разумные существа. Забыв о единственно необходимой для нас встрече с Всевышним Создателем, начали грезить о встрече с «инопланетным разумом». Однако ничего разумного из космоса они так и не дождались. Новейший богослов В. Лосский утверждает: «В центре Вселенной бьется сердце человека»25.

Для Бога нет пространств так же, как нет времени. Своими лучами (в богословии это иногда называют нетварными энергиями) Всевышний пронизывает все, даже беспросветнейшие глубины ада. Вездеприсутствие Божие можно уподобить рентгеновскому излучению, пронизывающему любые непрозрачные предметы. Ни в видимом, ни в духовном мире нет уголка, где не присутствовал бы Бог, - такое место просто не может существовать. Господь Своею благодатью осеняет каждое создание, но проявляется дар Божий только тогда, когда это создание устремляет навстречу ему свою свободную волю. Так Ангел или святой человек могут просиять. Такова была природа Фаворского Света, зримо преобразившего земное тело Христа Спасителя. Таковы цель и смысл существования всех, кто хочет стать по благодати сынами Божи-ими: это стяжание Духа Святого, освобождение в себе лучей Божества.

Только духовные реальности, а не физические размеры и расстояния имеют ценность для Царства Божия. Поэтому Земля, где живут создания, способные воспринять благодать, - это истинный, духовный центр видимого мира. Так снимается вопрос библейских критиков: дескать, почему в Шестодневе так много внимания уделяется маленькой планете Земля? Но возникает иной вопрос: зачем нужны грандиозность, величие, сокровенные красоты бесчисленных звездных миров, если там нет жизни? Ведь так Вселенная, при всем своем блеске и необъятности представляется мертвенной, - каким-то гигантским сверкающим трупом? Ответ на этот вопрос страшен. Нынешняя Вселенная действительно мертва, и человек - ее убийца.

(продолжение следует)

Библиографический список:

1. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев // Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: в 2 т. Том первый. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 319-445.

2. Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник прп. Серафим Саровский. Гл. IX. Есть ли адовы муки? - Рассказ Н.А. Мотовилова. М., 2003. С. 168-169.

3. Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2 т. Т. 1. - М., 1994 - 680 с.

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание сочинений, творений и писем. В 8 тт. / общ. ред. О.В. Шафранова: Т. 3. Слово о смерти. Слово о чувственном и о духовном видении духов. М.: Паломник, 2011.

5. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013.

6. Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким). Слова на двунадесятые и великие праздники [Текст], М.: Сибирская Благозвонница, 2017. - 911 с.

25Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Гл. IX. Творение. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. С. 454.

О! 86 кЬТдкьАЧ<*ГдкьАЧ(*ТдкьАЧ<УГдкьАфк(*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.