Научная статья на тему 'СЛОВО «ЭКСПЕРТ» В РОССИЙСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ: СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

СЛОВО «ЭКСПЕРТ» В РОССИЙСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ: СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эксперт / медиакоммуникация / нестабильность / контент / интерпретация реальности / expert / media communication / instability / content / interpretation of reality

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Татьяна Леонидовна Каминская

Методами контент-анализа и дискурс-анализа экспертного медиаконтента исследуется семантика слова эксперт в русскоязычном медийном пространстве и прагматика введения экспертного комментария в медийный текст. В качестве исследуемого медиаконтента взяты интервью с экспертами на канале YouTube; комментарии экспертов, введенные в журналистский текст ведущих общественно-политических средств массовой информации и СМИ-лайфстайл, входящих в топ-10 по версии Mediascope, а также экспертных каналов в Telegram. Методом ассоциативного эксперимента выявлены ценностно-оценочные смыслы, закрепленные за словом эксперт в языковом сознании студентов-журналистов. Актуальность исследования обусловлена взрывным в последние два года увеличением употребления слова эксперт в русскоязычном медиапространстве, ростом потока запросов на экспертные мнения на цифровых платформах и вовлечением в экспертный дискурс все большего числа гуманитариев в ответ на запрос медиасферы по формированию устойчивой картины мира. Новизна данной статьи предопределяется самим материалом, который ранее не подвергался системному анализу, а также подходом к исследованию, которое показало, что в условиях социально-политической нестабильности и неопределенности будущего основной функцией эксперта является интерпретация событий и ориентировка в современном мире, что выражено в частотной сочетаемости слова с глаголами говорения: объяснил, интерпретировал, проанализировал. При этом содержание понятия эксперт у молодого поколения журналистов связано с такими понятиями, как высокий социальный статус, коммуникативное лидерство, реализация в медиапространстве, то есть с теми, которые описывают современного, погруженного в инфоповестку человека, специалиста по информации. Прагматический элемент увеличения экспертного медиаконтента в СМИ связан, с одной стороны, с проблемой фейковизации медиапространства, усугубившейся с началом пандемии и специальной военной операции (СВО), проблемой доверия к СМИ, с другой — с необходимостью журналистов прибегать к интерпретации усложняющегося и турбулентного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORD “EXPERT” IN RUSSIAN MEDIA DISCOURSE: SEMANTICS AND PRAGMATICS IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY

Th e semantics of the word “expert” in the Russianlanguage media space and the pragmatics of introducing expert commentary into a media text are studied using the method of content analysis and discourse analysis of expert media content. Th e studied media content includes interviews with experts on YouTube; expert comments introduced into the journalistic text of the leading socio-political mass media and online lifestyle media, which are in the top 10 according to Mediascope, as well as expert channels in Telegram. Th e method of associative experiment revealed the value-evaluative meanings attached to the word expert in the linguistic consciousness of journalism students. Th e relevance of the study is conditioned by the explosive increase in the use of the word expert in the Russian-language media space in the last two years, the increasing fl ow of requests for expert opinions on digital platforms, and the involvement of more and more humanities students in expert discourse in response to the media sphere’s demand for the formation of a stable picture of the world. Th e novelty of this article is predetermined by the material itself, which has not been systematically analyzed before, as well as by the approach to the research. Th e study has shown that in the conditions of socio-political instability and uncertainty of the future, the main function of the expert is to interpret events and orient in the modern world, which is expressed in the frequent combination of the word with verbs of speaking: explained, interpreted, analyzed. At the same time, the content of the concept of expert in the young generation of journalists is associated with such notions as high social status, communicative leadership, and realization in the media space, i. e. with those that describe a modern person immersed in the info-newsletter, an information specialist. Th e pragmatic element of the increase of expert media content in the media is connected, on the one hand, with the problem of media fake news, which was aggravated with the onset of the pandemic and special military operation (SMO), the problem of trust in the media, and, on the other hand, with the need for journalists to resort to the interpretation of an increasingly complex and turbulent world.

Текст научной работы на тему «СЛОВО «ЭКСПЕРТ» В РОССИЙСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ: СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

^^^ [лингвистика]

Т. Л. Каминская DOI: 10.21638/spbu3°.2023.201

СЛОВО «ЭКСПЕРТ» В РОССИЙСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ: СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА В УСЛОВИЯХ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ*

TATIANA L. KAMINSKAYA

THE WORD "EXPERT" IN RUSSIAN MEDIA DISCOURSE: SEMANTICS AND PRAGMATICS IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY

Татьяна Леонидовна Каминская

доктор филологических наук, доцент

► tlkam1@mail.ru

Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр., 49; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Российская Федерация, 173003, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., 41

Tatyana L. Kaminskaya

Doctor of Philology, Associate Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation, 49, Leningradskii pr., Moscow, 125993, Russian Federation; Novgorod State University, 41, ul. Bolshaia Sankt-Peterburgskaia, Velikii Novgorod, 173003, Russian Federation

Методами контент-анализа и дискурс-анализа экспертного медиаконтента исследуется семантика слова эксперт в русскоязычном медийном пространстве и прагматика введения экспертного комментария в медийный текст. В качестве исследуемого медиаконтента взяты интервью с экспертами на канале YouTube; комментарии экспертов, введенные в журналистский текст ведущих общественно-политических средств массовой информации и СМИ-лайфстайл, входящих в топ-10 по версии Mediascope, а также экспертных каналов в Telegram. Методом ассоциативного эксперимента выявлены ценностно-оценочные смыслы, закрепленные за словом эксперт в языковом сознании студентов-журналистов. Актуальность исследования обусловлена взрывным в последние два года увеличением употребления слова эксперт в русскоязычном медиапространстве, ростом потока запросов на экспертные мнения на цифровых платформах и вовлечением в экспертный дискурс все большего числа гуманитариев в ответ на запрос медиасферы по формированию устойчивой картины мира. Новизна данной статьи предопределяется самим материалом, который ранее не подвергался системному анализу, а также подходом к исследованию, которое показало, что в условиях социально-политической нестабильности и неопределенности будущего основной функцией эксперта является интерпретация событий и ориентировка в современном мире, что выражено в частотной сочетаемости слова с глаголами говорения: объяснил, интерпретировал, проанализировал. При этом содержание понятия эксперт у молодого поколения журналистов связано с такими понятиями, как высокий социальный статус, коммуникативное лидерство, реализация в медиапространстве, то есть с теми, которые описывают современного, погруженного в инфоповестку человека, специалиста по информации. Прагматический элемент увеличения экспертного медиаконтента в СМИ связан, с одной стороны, с проблемой фейковизации медиапространства, усугубившейся с началом пандемии и специальной военной операции (СВО), проблемой доверия к СМИ, с другой — с необходимостью журналистов прибегать к интерпретации усложняющегося и турбулентного мира.

Ключевые слова: эксперт, медиакоммуникация, нестабильность, контент, интерпретация реальности.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ.

The article was prepared based on the results of research carried out with funds under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

The semantics of the word "expert" in the Russian-language media space and the pragmatics of introducing expert commentary into a media text are studied using the method of content analysis and discourse analysis of expert media content. The studied media content includes interviews with experts on YouTube; expert comments introduced into the journalistic text of the leading socio-political mass media and online lifestyle media, which are in the top 10 according to Mediascope, as well as expert channels in Telegram. The method of associative experiment revealed the value-evaluative meanings attached to the word expert in the linguistic consciousness of journalism students. The relevance of the study is conditioned by the explosive increase in the use of the word expert in the Russian-language media space in the last two years, the increasing flow of requests for expert opinions on digital platforms, and the involvement of more and more humanities students in expert discourse in response to the media sphere's demand for the formation of a stable picture of the world. The novelty of this article is predetermined by the material itself, which has not been systematically analyzed before, as well as by the approach to the research. The study has shown that in the conditions of socio-political instability and uncertainty of the future, the main function of the expert is to interpret events and orient in the modern world, which is expressed in the frequent combination of the word with verbs of speaking: explained, interpreted, analyzed. At the same time, the content of the concept of expert in the young generation of journalists is associated with such notions as high social status, communicative leadership, and realization in the media space, i. e. with those that describe a modern person immersed in the info-newsletter, an information specialist. The pragmatic element of the increase of expert media content in the media is connected, on the one hand, with the problem of media fake news, which was aggravated with the onset of the pandemic and special military operation (SMO), the problem of trust in the media, and, on the other hand, with the need for journalists to resort to the interpretation of an increasingly complex and turbulent world.

Keywords: expert, media communication, instability, content, interpretation of reality.

Введение

Эксперт — латинское по происхождению слово, заимствованное русским языком из французского (в языке-источнике — expertus, в языке-посреднике — expert). Слово эксперт переводится как «опытный» [Толковый словарь 2011: 1122]. Толкования понятий медиаэксперт или эксперт для медиа, а также экспертный медиаконтент отсутствуют как в современных толковых словарях, так и в словарях для работников медиа. Между тем слово эксперт в 2022 г. стало одним из самых частотных именно в медийном дискурсе, а практика привлечения экспертов в СМИ в качестве

комментаторов и авторов и сегодня расширяется и включает новые формы. Значимость экспертных мнений очевидно возросла в пандемийные годы, и еще более — с момента начала СВО и введения санкций. Ситуация неопределенности, политической нестабильности и социальных потрясений повышает запрос на экспертное мнение. Удовлетворение спроса осуществляется медийными личностями прежде всего посредством журналистских форматов.

Роль СМИ в ситуации увеличивающейся нестабильности общества неоднократно привлекала внимание исследователей. Так, отмечалось, что во время пандемии «в ситуации неопределенности происходило лавинообразное нарастание информации, ее невозможно было остановить и сложно контролировать: фальшивые новости, подлоги и паника распространяются в разы быстрее, чем сам вирус, цепляя картинкой, заголовком, эмоциональными суждениями» [Надолинская, Петкова 2020: 186].

С началом СВО ситуация с фейковизацией медиапространства и общественным запросом на проверенную информацию и информационную экспертизу спровоцировала еще более частое обращение журналистов к экспертам и частотное употребление самого слова эксперт в медийном пространстве.

В данной статье ставится цель проанализировать функционирование слова эксперт, его семантику и прагматические функции использования экспертного контента в медиа.

Различные трактовки образа эксперта в научном дискурсе и обыденном сознании

В последние два десятилетия вопросы: кого можно считать экспертом, что такое экспертный медиаконтент и для чего он нужен — обсуждаются в научных дискуссиях гуманитариев, прежде всего англоязычных. Так, М. Хетмански указывает на важность субъективного опыта, предубеждений при формировании экспертных заключений: «Экспертные знания — это не только знания и навыки, но и социальная роль тех, кто ими обладает» [НеШашЫ 2018: 11]. Роль эксперта рас-

сматривается в контексте исследований научной, политической и новостной журналистики. Подход М. МакКомбса [McCombs, Bell 1996; McCombs, Reynolds 2002] определяет экспертную медиаком-муникацию как объяснительную, «высвечивающую» общественно значимые темы и, что немаловажно, предлагающую аудитории интерпретации происходящего. По Э. Альбаку, экспертный взгляд помогает в краткие сроки получить более глубокий анализ и уйти от излишнего упрощения изложения в СМИ, а также подтвердить те выводы, к которым журналист мог прийти самостоятельно («компенсационная легитимность») [Albsk 2011: 338]. С. Карпентер и Д. Канвер предлагают следующий набор требований для того, чтобы именоваться экспертом: профильное образование, профессиональный опыт работы в журналистике, награды, специализация, технические навыки профессии и социальная роль автора, которая оценивается путем контент-анализа материалов открытых источников в социальных медиа [Carpenter, Kanver 2017]. Авторы указывают на то, что самого журналиста можно считать экспертом, если он принадлежит к определенной организации (это маркер его авторитета и экспертности суждений) [Carpenter, Kanver 2017: 204-205].

Интерес российских лингвистов и медиаис-следователей к слову эксперт возник в последние три года и связан прежде всего с политической и научной журналистикой. Так, И. Н. Тельнова указывает на популяризаторскую роль эксперта, отмечая, что сегодня «одним из апробированных и эффективных способов является популяризация результатов исследований и экспертного мнения ученого на специализированных электронных платформах и публикация экспертного мнения в СМИ» [Тельнова 2022: 526]. Она также утверждает, что спрос на мнение эксперта растет в ситуации неопределенности. И. С. Душакова, говоря о новостной журналистике, ставит вопрос о том, кто может считаться экспертом в медиа (определяя этот статус по внешней к событию коммуникативной позиции), а также «о границах экспертного влияния на конечный продукт в СМИ и шире — вопрос о включенности эксперта в цепочку производства смыслов для широкой ауди-

тории» [Душакова 2016: 9]. В. И. Карасик, рассматривая лингвокультурный типаж политического эксперта, предлагает считать экспертом «специалиста, выступающего с комментарием в средствах массовой информации по поводу актуальных вопросов современности» [Карасик 2019: 87].

Языковое сознание современников частично отражается в ассоциативном словаре, в котором за словом эксперт закреплены ценностно-оценочные смыслы, раскрывающиеся в ассоциативных связях слова. Однако они оказываются большей частью не соотнесенными со сферой медиа: самая частотная реакция — ассоциация людей на слово-стимул эксперт — специалист (индекс 5, то есть пятикратное повторение), остальные ассоциации — разовые, отражающие внешние или компетентностные характеристики, а также немедийную сферу деятельности: умный человек, в милиции, компетентный, очки, профессионал, ревизор. Как реакция на другие слова, согласно базе данных словаря, слово эксперт крайне редко фигурирует, появляясь только в ответ на стимулы медицинский, независимый, судебный [РАС 2002: 741]. В более новых, электронных, ассоциативных словарях слово эксперт отсутствует.

Таким образом, несмотря на частотность использования слова эксперт именно в медиа, в поле внимания исследователей редко оказывались как семантика слова в данной сфере, так и коммуникативная и прагматическая составляющие введения в медиатексты экспертного контента.

Исходя из цели написания статьи, автор провела ассоциативный эксперимент среди студентов-журналистов. Всего был привлечен 61 человек для выявления ассоциаций на слово-стимул эксперт. Было важно понять, какие оценочные смыслы и характеристики закреплены за словом в сознании представителей молодого поколения журналистов. Профессионализация участников эксперимента вызвала ассоциации, чаще всего связанные со сферой медийной коммуникации. Тем не менее оказалось, что даже в профессиональной медийной среде слово-стимул эксперт является разнообразным по содержательному наполнению (46 реакций у 61 респондента). Были выявлены следующие совпадения в реакциях: специалист —

индекс 4, мнение — индекс 3, анализ, комментарий, современный, профессионал — по 2. Направление ассоциирования, как и следовало ожидать, преимущественно медиа (профессия — микрофон, телевидение, журналист, телеведущий), личностные характеристики, связанные с интеллектуальными возможностями (эрудиция, образованность, кругозор), коммуникативные характеристики (современный, креативность, общительность, объективность, о сложном простыми словами, объективность оценки). При этом следует отметить, что слово вызвало исключительно позитивные ассоциации.

Итак, можно заметить, что как в научном дискурсе о медиа, так и восприятии молодых людей, имеющих отношение к медиа, эксперт наделяется высоким социальным статусом и позитивными характеристиками, что указывает на его необходимость в медиапространстве.

Запрос на экспертов и прагматика использования экспертного медиаконтента

Новые слова могут входить посредством медиа в реальную коммуникацию [Каминская 2016], в то же время слова давно известные могут посредством медиа актуализироваться, трансформировать свое значение и становиться в определенный период социально значимыми [Рацибурская 2020]. Что касается слова эксперт, то увеличение частотности его использования за последние два года в ведущих СМИ выражено в цифрах. На сайте газеты «Известия» за год (январь 2022 г. — январь 2023 г.) обнаружено 17 156 публикаций, включающих комментарий эксперта, годом ранее — менее 16 000, далее по убывающей: в 2020 г. — менее 12 000, в 2019 г. — не многим более 9000.

Похожая ситуация в газетах «Ведомости» и «КоммерсантЪ». В этих СМИ слово эксперт чаще всего представлено в подзаголовках и лидах, при этом практически ни одна публикация по ключевым политическим и экономическим темам (санкции, СВО, СОУГО-19) не обходится без экспертного комментария. Так, в «Ведомостях» экспертный комментарий присутствует в 6076 пу-

бликациях за последний год, из них 1119 публикаций посвящено СВО и санкциям.

Однако в медийных публикациях оценочные характеристики в отношении эксперта отсутствуют, за исключением указания на возраст или принадлежность к организации: «Молодые и опытные эксперты обсудили свою роль в современной России»1. Чаще всего при введении в журналистский текст слово сочетается с глаголами говорения: говорить, рассказать, обсудить — и связано с только что произошедшими событиями и новыми ситуациями: «Эксперты рассказали о российском софте и решениях по кибербезопас-ности»2, «Что говорят эксперты о топливных котировках»3, «Эксперты ЕПАМ рассказали про ограничения и возможности»4, «Эксперты обсудили причины "донбасского консенсуса"»5. Нередко оценка экспертами событий и трендов является инфоповодом для СМИ, и тогда она выносится в заголовок или подзаголовок: «Эксперты ищут новые инструменты для анализа российской власти»6, «Эксперты прогнозируют привыкание к информационным технологиям»7, «Эксперты подвели оптимистичные политические итоги 2022 года»8. Наиболее часто слово эксперт употребляется в жанре новости, и тогда роль журналиста сводится, по сути, к модерированию и редактированию контента: эксперт тут выступает главным действующим лицом, а журналист или редактор только предъявляет его мнение.

Что касается использования слова эксперт в социальных медиа, то, например, в растущем по подписчикам и популярности мессенджере Telegram по запросу можно обнаружить несколько десятков каналов с этим словом в названии: экспертный диалог, экспертный чат, экспертный клуб и так далее. Тематика данных каналов, как правило, политическая: не случайно О. И. Ляхо-венко рассматривает политические телеграм-ка-налы как экспертную коммуникацию, подчеркивая, что, несмотря на очевидную манипулятив-ность, политические телеграм-каналы «формируют особую экспертную систему, своего рода "распределенный think tank", который в режиме реального времени анализирует внутриполитическую и международную повестку» [Ляховенко

2022: 115]. Однако в исследовании функционирования слова автор данной статьи ориентируется не столько на названия каналов, сколько на рейтинги экспертов — авторов мессенджера, в частности рейтинги «Медиалогии», а также на масштабное исследование-рейтинг Центра политической конъюнктуры, сделанное впервые по нескольким критериям9. При интерпретации семантики слова эксперт интересны как раз критерии рейтинга для отнесения автора телеграм-канала к экспертам: это не столько статистические аудиторные показатели, сколько заметность в публичном поле и цитируемость контента, наличие базового политологического образования или ученой степени, публикаций в рецензируемых научных журналах. Примечательно, что вошедшие в топ-10 авторы каналов по этому рейтингу — Д. Орлов (канал «ПолитологОрлов»), А. Асафов (канал «Асафов»), С. Белковский* (канал «Белковский»*) и другие — действительно заметны на всех других медиаплощадках, многократно привлекаются к комментированию в ведущих СМИ, а также активно ведут авторские каналы и дают экспертные интервью на YouTube.

При этом важно, что на канале YouTube, где часто дают интервью или делают собственные выпуски упомянутые эксперты, есть возможность комментирования. Именно здесь выявляется запрос аудитории (и не только статистикой в более полумиллиона просмотров) на интерпретационную и объяснительную функцию экспертов. Так, тональность большинства комментариев к интервью Forbes с доктором экономических наук Натальей Зубаревич10 (у канала 499 тысяч подписчиков) связана с благодарностью за анализ ситуации и объяснение происходящих в обществе процессов:

«@user-om6lv1bx6x: Отличное просвещение населения, разговор о будущем и настоящем страны гораздо лучше политических прогнозов!

@user-pp6kh3il9n: Главное, чтобы было желание рефлексии, смотреть на мир и думать, как он устроен.

@user-jr3ik5es9o: Постоянно смотрю Наталью Васильевну. Умнейший и лучший анализ ситуации.

* Признан иноагентом на территории РФ.

@user-cn2ji5jb6i: Всегда искренне ВОСХИЩАЮСЬ, как ЭТА женщина умеет ОЧЕНЬ МУДРО и ГРАМОТНО вести диалог на ТАКУЮ опасную тему, как глубоки ее слова и настроения!!!... БРАВО!!!

@user-vv1ef4ug5g: С каким упоением ее слушаю! Не нужно платить деньги психологу, достаточно послушать Ее, и все встает на свои места, все становится ясным и понятным. Супер!

@user-fb1lc9ci2e: Профессор с жизненной позицией "будем наблюдать"».

Надо сказать, что в вопросах журналистов к экспертам также отражен запрос на разъяснение происходящего: Как вы можете это прокомментировать (объяснить, оценить)? Что это может значить для нас?

Однако стоит заметить, что критерии эксперт-ности и именование человека экспертом определяются в зависимости от типа СМИ и не всегда связаны с актуальной политико-социальной повесткой. Это, в частности, демонстрирует сервис журналистских запросов Pressfeed11. О двухлетней работе в качестве эксперта на этом сервисе и растущем спросе на экспертов автор настоящей статьи писала прежде [Каминская, Ерохина 2022].

Так, на 16 февраля 2023 г. на Pressfeed.ru содержалось 583 запроса журналиста на комментарий эксперта, при этом тематика запросов была весьма разнообразна: «Нужен отзыв эксперта о пылесосах для дома» и «Нужны эксперты, которые разбираются в умных часах для детей» («Комсомольская правда», Россия); «Ищем экспертов-спикеров, которые разбираются в теме использования бизнес-карт (корпоративных карт)» («Деловая среда», Москва); «Требуются эксперты — врачи, специалисты бьюти-сферы» (Medaboutme, Москва); «Ищем экспертов по PR и коммуникациям (lifestyle) для колонок, статей, комментариев и подборок» (MODA NA PR, Москва). Контент-анализ запросов на сервисе показал, что чаще всего они связаны именно с образом жизни и решением бытовых проблем аудитории посредством ориентирующих публикаций. Запрос на политическую оценку ситуации практически отсутствует (что связано, вероятно, с наличием пула собственных экспертов у общественно-политических СМИ). А ориентирующая роль экс-

пертов в лайфстайл-медиа реализуется в виде полезных советов в отношении частной жизни: это ответы на вопросы почему? как? и зачем? Здесь преимущественной коммуникативной ролью эксперта является рекомендательная. Экспертом выступает психолог, представитель индустрии развлечений или даже сам читатель, имеющий опыт решения конкретной проблемы. Примером такого рода является успешное в финансовом отношении издание «Лайфхакер», которому в 2022 г. исполнилось 15 лет. Появившись как небольшой блог для программистов, сегодня оно работает для широкой публики и насчитывает 25 миллионов пользователей. Свою миссию издание (зарегистрированное как СМИ) видит в том, чтобы «рассказывать обо всем, что улучшает жизнь, доступно отвечать на сложные вопросы, помогать читателю решать проблемы и делать повседневность осмысленной». Здесь используется рерайтинг новостей научного мира из англоязычных СМИ, можно найти советы о правильных подарках и лучших праздничных блюдах, поступившие от экспертов из числа аудитории. Издание «Лайфхакер», позиционирующее себя как СМИ, активно вовлекает читателей пополнять ряды экспертов-авторов.

Итоги

Следует отметить, во-первых, увеличившуюся частотность присутствия слова эксперт в российских медиа и растущий запрос журналистов на экспертный медиаконтент. Во-вторых, выявлено, что семантика слова эксперт в применении к ме-диаконтенту зависит от типа медиа: в общественно-политических медиаресурсах данным словом обозначаются медийные личности, имеющие преимущественно гуманитарное образование и/или ученую степень, регалии в сфере общественного признания и погруженные в общественно-политический современный контекст. В лайфстайл-СМИ экспертами именуются преимущественно специалисты в сферах услуг, медицины и образования, а также представители аудитории СМИ, имеющие определенный опыт в решении бытовых проблем.

Однако во всех типах медиа прагматика присутствия эксперта в контенте связана, с одной стороны, со стремлением СМИ повысить доверие ау-

дитории, с другой — с необходимой журналистам помощью для объяснения событий и явлений в условиях турбулентного мира.

Ассоциативный эксперимент и дискурс-анализ сферы медиа, использующих экспертные комментарии, позволил сформулировать определение для понятия экспертный медиаконтент, к которому можно отнести общественно значимый контент, востребованный целевой аудиторией медиа-ресурса, имеющий просветительскую (интепре-тационную, ориентирующую) направленность, получаемый журналистом или редактором у специалиста в узкой области знания (или имеющего определенный опыт).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5515505?query=эксперт/ (дата обращения: 20.11.2023).

2 Ведомости. URL: https://events.vedomosti.ru/events/spb_ rossiyskiy_soft/pages/post_reliz/ (дата обращения: 20.11.2023).

3 Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5514662?query=эксперт/ (дата обращения: 20.11.2023).

4 Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5719796?query=эксперт/ (дата обращения: 20.11.2023).

5 Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5424570?query=эксперт/ (дата обращения: 20.11.2023).

6 Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5523502?query=эксперт/ (дата обращения: 20.11.2023).

7 Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5513068?query=эксперт/ (дата обращения: 20.11.2023).

8 Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5735802?query=эксперт/ (дата обращения: 20.11.2023).

9 Центр политической конъюнктуры. URL: https://cpkr. ru/issledovaniya/telegram/politicheskie-eksperty-v-telegram/ (дата обращения: 20.11.2023).

10 YouTube. URL: https://www.youtube.com/channel/ UCr2LSro_9yZvng8HR2eDExA/ (дата обращения: 20.11.2023).

11 Сервис журналистских запросов. URL: https://press-feed.ru/ (дата обращения: 20.11.2023).

СЛОВАРИ

РАС 2002 — Русский ассоциативный словарь: в 2 т. Т. 1. От стимула к реакции. Караулов Ю. Н., Черкасова Г. А. и др. (сост.). М.: АСТ; Астрель, 2002. 781 с.

Толковый словарь 2011 — Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. Шведова Н. Ю. (отв. ред.). М.: Азбуковник, 2011. 1122 с.

ЛИТЕРАТУРА

Душакова 2016 — Душакова И. С. Новостная грамотность: роль эксперта в новостных сообщениях. Коммуника-

ции. Медиа. Дизайн. 2016, 1 (3): 8-18.

Каминская 2016 — Каминская Т. Л. Праймериз как новое слово российского медиадискурса. Мир русского слова. 2016, (4): 40-44.

Каминская, Ерохина 2022 — Каминская Т. Л., Ерохи-на О. В. Медиакраудсорсинг и медиакраудфандинг в цифровой среде как факторы нового комьюнити для СМИ. Медиа-лингвистика. 2022, 9 (2): 96-112.

Карасик 2019 — Карасик В. И. Политический эксперт как лингвокультурный типаж. Актуальные проблемы стилистики. 2019, (5): 87-95.

Ляховенко 2022 — Ляховенко О. И. Телеграм-каналы в системе экспертной и политической коммуникации в современной России. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022, 4 (1): 114-144.

Надолинская, Петкова 2020 — Надолинская И. В., Петко-ва С. М. К анализу медийных факторов рискогенности человеческого существования в условиях пандемии. В сб.: Лучшая научная статья 2020. Сборник статей XXXVIII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2020. С. 184-187.

Рацибурская 2020 — Рацибурская Л. В. Социально значимые слова в современных деривационных процессах. Мир русского слова. 2020, (2): 30-34. https://doi.org/10.24411/1811-1629-2020-12030

Тельнова 2022 — Тельнова И. Н. Экспертное мнение ученого в масс-медиа как новая альтметрика в условиях санк-ционного давления. Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: материалы VI Международной научной конференции (СПб., 30 июня — 2 июля 2022 г.). Дускаева Л. Р. (науч. ред.), Малышев А. А. (отв. ред.) СПб.: Медиапапир, 2022: 524-528.

А1Ьжк 2011 — Alb»k E. The interaction between experts and journalists in news journalism. Journalism. 2011, (12): 335348. https://doi.org/10.1177/1464884910392851

Carpenter, Kanver 2017 — Carpenter S., Kanver D. Journalistic expertise: A communicative approach. Communication and the Public. 2017, 2 (3): 197-209.

Hetmanski 2018 — Hetmanski M. Expert Knowledge: Its Structure, Functions and Limits. Studia Humana. 2018, 7 (3): 1120. https://doi.org/10.2478/sh-2018-0014

McCombs, Bell 1996 — McCombs M., Bell T. The agendasetting role of mass communications. An Integrated Approach to Communication Theory and Research. 1996: 93-110.

McCombs, Reynolds 2002 — McCombs M., Reynolds A. News influence on our pictures of the world. In: Bryant J., Zillmann D., Bryant J., Beth Oliver M. (eds). Media Effects: Advances in Theory and Research. 2nd ed. Routledge: 1-16. https://doi. org/10.4324/9781410602428

DICTIONARIES

РАС 2002 — Russian associative dictionary: in 2 vols. Vol. 1. From stimulus to response. Karaulov Iu. N., Cherkasova G. A. et al. (comp.). Moscow: AST Publ.; Astrel' Publ., 2002. 781 p. (In Russian)

Толковый словарь 2011 — Explanatory dictionary of the Russian language including information about the origin of words. Shvedova N. Iu. (ed.). Moscow: Azbukovnik Publ., 2011. 1122 p. (In Russian)

REFERENCES

Душакова 2016 — Dushakova I. S. News Literacy: The Role of the Expert in News Reports. Communications. Media. Design. 2016, 1 (3): 8-18. (In Russian)

Каминская 2016 — Kaminskaya T. L. Primaries as a new word in Russian media discourse. The World of Russian Word. 2016, (4): 40-44. (In Russian)

Каминская, Ерохина 2022 — Kaminskaya T. L., Erokhi-na O. V. Media crowdsourcing and media crowdfunding in the digital environment as factors of a new community for the media. Media Linguistics. 2022, 9 (2): 96-112. (In Russian)

Карасик 2019 — Karasik V. I. Political expert as a linguo-cultural type. Aktual'nye problemy stilistiki. 2019, (5): 87-95. (In Russian)

Ляховенко 2022 — Liakhovenko O. I. Telegram channels in the system of expert and political communication in modern Russia. Galactica Media: Journal of Media Studies, 2022, 4 (1): 114144. (In Russian)

Надолинская, Петкова 2020 — Nadolinskaia I. V., Petko-va S. M. To the analysis of media risk factors of human existence in a pandemic. In: Luchshaia nauchnaia stat'ia 2020. Sbornik statei XXXVIII Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatelskogo konkursa. Penza: MTsNS "Nauka i prosveshchenie" Publ., 2020: 184-187. (In Russian)

Рацибурская 2020 — Ratsiburskaia L. V. Socially significant words in modern derivational processes. The World of Russian Word. 2020, (2): 30-34. https://doi.org/10.24411/1811-1629-2020-12030 (In Russian)

Тельнова 2022 — Tel'nova I. N. Expert opinion of a scientist in the media as a new altmetrics under sanctions pressure. Medialingvistika. Vyp. 9. Iazyk v koordinatakh massmedia: ma-terialy VI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (St Petersburg, 30 iiunia — 2 iiulia 2022g.). Duskaeva L. R., Malyshev A. A. (eds). St Petersburg: Mediapapir Publ., 2022: 524-528. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Albœk 2011 — Albœk E. The interaction between experts and journalists in news journalism. Journalism. 2011, (12): 335348. https://doi.org/10.1177/1464884910392851

Carpenter, Kanver 2017 — Carpenter S., Kanver D. Journalistic expertise: A communicative approach. Communication and the Public. 2017, 2 (3): 197-209.

Hetmanski 2018 — Hetmanski M. Expert Knowledge: Its Structure, Functions and Limits. Studia Humana. 2018, 7 (3): 1120. https://doi.org/10.2478/sh-2018-0014

McCombs, Bell 1996 — McCombs M., Bell T. The agendasetting role of mass communications. An Integrated Approach to Communication Theory and Research. 1996: 93-110.

McCombs, Reynolds 2002 — McCombs M., Reynolds A. News influence on our pictures of the world. In: Bryant J., Zillmann D., Bryant J., Beth Oliver M. (eds). Media Effects: Advances in Theory and Research. 2nd ed. Routledge: 1-16. https://doi. org/10.4324/9781410602428

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.